В традиционной художественной культуре
Искусство — одна из форм общественного сознания и специфической человеческой деятельности. Оно возникло в эпоху раннего палеолита за 40-20 тыс. лет до н.э. как способ отражения действительности в художественно-образной форме. Конечно, такое понимание искусства сложилось значительно позднее. Первыми теоретиками искусства, по крайней мере его европейской ветви, стали древнегреческие философы — Аристотель, Платон, Сократ. В течение многих веков вплоть до появления специальной группы людей - художников — искусство было явлением синкретическим, включенным в сферу непосредственной жизнедеятельности. "На начальной стадии развития фольклорная художественная культура синкретична, — пишет Ю.В.Рождественский. — С точки зрения формы синкретизм есть сосуществование архитектуры, дизайна, предметов быта и средств транспорта, костюма (или татуировки), орнаментики и изобразительного искусства, музыки, танца и пантомимы и словесного искусства. С точки зрения содержания в синкретическом искусстве соединяется прекрасное, справедливое и доброе. Но разные виды искусств в фольклоре помимо синкретичных действ бытуют и самостоятельно, а также в семиотически допустимых парных и тройных сочетаниях"1. К данному пространному положению необходимо добавить, что не только сосуществование, но и взаимодействие и диффузия фольклорных искусств характерны для ранней стадии развития традиционной* культуры, а в содержании — прекрасное, справедливое и доброе обязательно сочеталось с утилитарным, полезным. Применительно к народной художественной культуре взаимодействие искусств имеет особое смысловое и историческое наполнение, ибо каждое искусство выступало в течение длительного времени как вид ремесленной деятельности, сохранило и донесло до нашего времени свои родовые, изначальные черты и приметы. Отмеченная выше способность фольклорной культуры как культуры синтетической в художественном отношении в современных
1 Художественная самодеятельность. Традиции, мастерство, воспитание//Сб. тру дов НИИКа, VIII. М., 1985. С. 17. Рождественский Ю.В. Введение в культуроведение: Учебное пособие. С. 116. 90 Раздел 1. Лекция 5 Взаимодействие искусств в традиционной культуре 91
условиях претерпела изменение в сторону индивидуализации расчленения этой синтетичности. Чтобы понять место каждого из искусств в народной культу на разных этапах ее развития, необходимо выявить факторы, определяющие специфическое соотношение разных видов искусств в этой культуре. В процессе ее развития менялись, очевидно, не только место и роль разных искусств внутри нее, но одновременно менялось их соотношение и положение в общем контекс культуры. Именно это объясняет истоки дискуссий о том, како вид искусства определяет, скажем, фольклор. Для того чтобы по нять предысторию этих споров, необходимо определить начальную точку отсчета или причину дифференциации искусств в народной культуре. Первоначально все искусства существовали в некой нераздельной целостности. Фольклор, как известно, явление синтетическое с точки зрения взаимосвязи художественных элементов, его составляющих. Взаимопроникая и взаимодополняя друг друга, слово, музыка, пение, элементы драматического и танцевального искусства составляют целостную художественную структуру. Эта структура дополняется также элементами изобразительного и прикладного искусства, подчиняется единым эстетическим законам. Поэтому весьма не просто определить в фольклоре ведущее положение того или иного искусства, ибо каждое из них взаимодействует со всеми другими видами искусств, использует их образно-художественную семантику. По этой причине можно говорить о синтезе искусств в фольклоре.
Эта закономерность носит всеобщий характер и полностью применима к традиционной художественной культуре, которая также функционирует на основе синтеза искусств. Тем не менее, в каждой конкретной форме проявления народной культуры, искусства занимают разное место и играют разную роль. На определенном этапе истории народная культура теряет свой синкретизм, а затем подвергается и внутреннему расчленению. Происходит неоднократная как бы смена "набора" искусств, определяющих тот или иной первоначальный пласт народной культуры. И первой важной исторической вехой в этом процессе является, по нашему мнению, изменение религиозной парадигмы существования человека. С возникновением христианства соотношение зрелищных и словесных начал в народной культуре меняется, принимает конфликтный характер и отражает отношения, возникающие между шычеством и новой религиозной системой. Одни искусства -фелищные — уходят как бы на второй план, а другие — словесные - становятся ведущими. Распространяющаяся новая религиозная система опиралась в первую очередь на слово, хотя и использовала комплекс эстетических средств воздействия, включая театральный, архитектурный, музыкальный факторы. Слово как в его устных, так и письменных формах стало в этой системе ведущим цементом. Иной является эстетическая основа языческой культуры. Эстетика язычества своими корнями связана с невербальным элементом, зрелищный элемент здесь преобладает. Безусловно, и в язычестве мы имеем не только зрелища, т. е. коллективные ритуалы, хороводы, игрища. Здесь можно также фиксировать и элементы танца, и драматическое действо, и музыку, и слово, и так далее. Однако действо, зрелищное начало является определяющим элементом эстетической системы в языческой культуре, подчиняя себе все другие элементы1. Противостояние духовных систем имело своим следствием противоборство определяющих их видов искусства. Подтверждают этот тезис явления, возникавшие в периоды кризисов христианства, когда происходило возрождение элементов эстетической системы языческой культуры.
Известна, например, устойчивая традиция вызывания духов умерших и обращение к ним за советами в системе языческой культуры. Как только ослабевала вера в Христа, христианство в целом переживало кризис, в сознании народа возрождалась некромантия. Представители власти и церкви стремились искоренять эту традицию, объявляя ее колдовством, шаманством, богопротивным делом2. Такое возвращение к язычеству имело место и в истории Руси. Уже после Крещения славяне верили в существование духов покойников, упырей, лесных, водяных и домовых. Л.Гумилев говорит об активизации в этот период в народной культуре языческих верований и действий, появлении волхвов3. Нечто подобное, но естественно в соответствии с условиями нашего времени, наблюдается и сегодня. Длительное небрежение христианскими заповедями, христианской религией, утеря народом нравственных ориентиров привели к бурному возрождению черной магии, знахарства, колдовства. Появились специальные организации (Академия оккультных наук, Академия медитации и др.), которые занимаются возрождением языческих элементов в культуре. В плане интересующей нас темы отметим, что в новое время основой конфликта между языческими верованиями и христианством стали явления эстетического характера. Враждебно относясь к язычеству, христианство стремилось и стремится искоренить и языческие формы эстетического самовыражения народа. Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990. Фрезер Д. Фольклор в Ветхом Завете. М., 1985. С. 325. Гумилев Л. От Руси к России. М., 1992. С.73. Раздел I. Лекция 5 Взаимодействие искусств в традиционной культуре 93
Духовенство отрицательно оценивало зрелищные формы, в которых воспроизводились свойственные языческому мировосприятию картины. Зрелища были связаны прежде всего с чувственным началом, страстями, т. е. со всем тем, что христианство стремилось обуздать и подчинить духовному началу. Поэтому христианские идеологи резко критиковали зрелища. Одним из первых примеров могут служить высказывания в "Повести временных лет", где весьма неодобрительно говорится о бесовских играх и игрищах, колдовстве и знахарстве1.
Критика зрелищ свидетельствует о неприятии христианскими мыслителями эстетического начала, заложенного в зрелищах. Речь идет о неприятии зрелищ, чуждых духовному началу, как его понимали христиане. Многие зрелища не отвечали христианской духовности и нравственным канонам. Христианская церковь, приспособив к своим потребностям слово, изобразительное искусство и музыку, не отторгала зрелищные искусства, но переосмысливала их. Сама церковная служба есть во многом зрелищное действие. Таким образом, изменяется и эстетическое оформление народной культуры, происходит переакцентировка искусств. Это вовсе не означает, что в реальной жизни зрелища стали занимать мало места. Скорее наоборот. На протяжении всего средневековья зрелища были больше, чем просто вид искусства. Они выступали в виде одной из форм народной оппозиции христианской церкви. Это особенно очевидно, когда речь заходит, например, о скоморохах в России, столь любимых народом на протяжении всего средневековья, хотя их деятельность и расходилась с христианским мировосприятием. Плясец, игрец были известны на Руси уже в Х-Х1 вв. Фигура скомороха появилась в культуре Древней Руси, видимо, не случайно и претерпела не одну трансформацию. Так или иначе, но это явление, хотя и трудно приживалось в христианском космосе, поскольку утверждало себя исходя из языческой традиции, тем не менее существовало вплоть до начала ХУШ в., когда было официально запрещено светской властью2. В своеобразной форме эта традиция скоморошества, на наш взгляд, проявилась в советское время, когда огромное количество объединений - агитбригад, включавших в свой состав самых разных мастеров, зазывал, ряженых, дедов и т.д., ездили по деревням России со своими программами. Любопытен не только факт долгого исторического существования скоморохов, но и их принятие всеми слоями общества. Их приглашали на пиры и братчины, в кня- 1 См.: Повесть временных лет//Памятники литературы Древней Руси. XI - начало 2 См.: Беляев Д. О скоморохах//Временник императорского Московского общества жеские палаты, в боярские хоромы и в дома простых людей. В праздничные дни скоморохи показывали свое искусство на площадях, улицах, полях. Везде они были (ачинщиками песен, плясок и игр, инициаторами необузданной веселости и разгула. Во всех народных увеселениях скоморохи были главными действующими лицами. Они рядились в различные костюмы, надевали маски, исполняли интермедии и бытовые сцены. Зачастую они появлялись на праздниках в облике животных, что, конечно, еще более подчеркивало их связь с языческим миром.
Скоморохи сохраняли языческие традиции, оппозиционные по отношению к православию, и не случайно церковь называла их слугами дьявола, связанными с колдовством, чарованием, знахарством, волхвованием. Необходимо обратить внимание и на то, что зрелища, разыгрываемые скоморохами, являлись синтетическим художественным образованием и включали музыку, игру на инструментах, драматическое действие, танец. На представлениях скоморохи появлялись с волынками, сурнами, домрами, гуслями, были одеты в разные костюмы, накрашены. Скоморохи приглашались не только на игрища, но и на поминки, что церкви представлялось особенно неприемлемым. На похороны они приходили, следуя древнейшей языческой традиции, - поминать умерших с плясками и играми. "Нет сомнения, что народ допускал их на могилы и не считал неприличным увлекаться их песнями и играми по той же старой памяти"1. Чтобы успокоить тень умершего, после тризны скоморохи устраивали игры, пели жалобные песни, наряжались в маски. Однако постепенно сакральный смысл устраиваемых скоморохами игр на похоронах забывался. Их представления приобретали уже исключительно развлекательный характер. Любопытно отметить и факт современного поминального ритуала, связанного с тем, что поминающие завершают нередко обильную трапезу со спиртным, а порой и с песнями и другими увеселениями. Не является ли это своеобразным отголоском той далекой скоморошечьей языческой традиции? Подобные зрелища находились в оппозиции по отношению к христианской религии и оказывались несовместимыми с христианским учением, направленным в основе своей на духовные ценности, на преодоление чувственной стихии. Именно поэтому церковь направляла критические стрелы в адрес зрелищ, причем не на конкретные зрелищные сюжеты или жанры, а на зрелища как способ коммуникации в культуре. В ходе борьбы с языческими зрелищами в самой христианской обрядности появились зрелищные элементы, драматические действия. Они приурочивались к определенным календарным праздникам и являли собой, с точки зрения культуры, аналоги прежних действ. Среди таких явлений — рождественские хождения со звездой, святочные, масленичные и троицкие игры и представления. Беляев Д. О скоморохах. С. 72. 92 Раздел I. Лекция 5 Взаимодействие искусств в традиционной культуре
Духовенство отрицательно оценивало зрелищные формы, в которых воспроизводились свойственные языческому мировосприятию картины. Зрелища были связаны прежде всего с чувственным началом, страстями, т. е. со всем тем, что христианство стремилось обуздать и подчинить духовному началу. Поэтому христианские идеологи резко критиковали зрелища. Одним из первых примеров могут служить высказывания в "Повести временных лет", где весьма неодобрительно говорится о бесовских играх и игрищах, колдовстве и знахарстве1. Критика зрелищ свидетельствует о неприятии христианскими мыслителями эстетического начала, заложенного в зрелищах. Речь идет о неприятии зрелищ, чуждых духовному началу, как его понимали христиане. Многие зрелища не отвечали христианской духовности и нравственным канонам. Христианская церковь, приспособив к своим потребностям слово, изобразительное искусство и музыку, не отторгала зрелищные искусства, но переосмысливала их. Сама церковная служба есть во многом зрелищное действие. Таким образом, изменяется и эстетическое оформление народной культуры, происходит переакцентировка искусств. Это вовсе не означает, что в реальной жизни зрелища стали занимать мало места. Скорее наоборот. На протяжении всего средневековья зрелища были больше, чем просто вид искусства. Они выступали в виде одной из форм народной оппозиции христианской церкви. Это особенно очевидно, когда речь заходит, например, о скоморохах в России, столь любимых народом на протяжении всего средневековья, хотя их деятельность и расходилась с христианским мировосприятием. Плясец, игрец были известны на Руси уже в Х-Х1 вв. Фигура скомороха появилась в культуре Древней Руси, видимо, не случайно и претерпела не одну трансформацию. Так или иначе, но это явление, хотя и трудно приживалось в христианском космосе, поскольку утверждало себя исходя из языческой традиции, тем не менее существовало вплоть до начала ХУШ в., когда было официально запрещено светской властью2. В своеобразной форме эта традиция скоморошества, на наш взгляд, проявилась в советское время, когда огромное количество объединений - агитбригад, включавших в свой состав самых разных мастеров, зазывал, ряженых, дедов и т.д., ездили по деревням России со своими программами. Любопытен не только факт долгого исторического существования скоморохов, но и их принятие всеми слоями общества. Их приглашали на пиры и братчины, в кня- ' См.: Повесть временных лет//Памятники литературы Древней Руси. XI - начало XX века. М., 1978. 2 См.: Беляев Д. О скоморохах//Временник императорского Московского общества истории и древностей российских. М., 1854. Кн. 20. С. 8, 70; Фамищын А. Скоморохи на Руси. СПб., 1889. С. 93; Зеленин Д. Восточнославянская этнография. М., 1991. С. 343; Белкин А. Скоморохи на Руси. М., 1975. жеские палаты, в боярские хоромы и в дома простых людей. В праздничные дни скоморохи показывали свое искусство на площадях, улицах, полях. Везде они были шчинщиками песен, плясок и игр, инициаторами необузданной веселости и разгула. Во всех народных увеселениях скоморохи были главными действующими лицами. ()ни рядились в различные костюмы, надевали маски, исполняли интермедии и бытовые сцены. Зачастую они появлялись на праздниках в облике животных, что, конечно, еще более подчеркивало их связь с языческим миром. Скоморохи сохраняли языческие традиции, оппозиционные но отношению к пра-иославию, и не случайно церковь называла их слугами дьявола, связанными с колдовством, чарованием, знахарством, волхвованием. Необходимо обратить внимание и на то, что зрелища, разыгрываемые скоморохами, являлись синтетическим художественным образованием и включали музыку, шру на инструментах, драматическое действие, танец. На представлениях скоморохи появлялись с волынками, сурнами, домрами, гуслями, были одеты в разные костюмы, накрашены. Скоморохи приглашались не только на игрища, но и на поминки, что церкви представлялось особенно неприемлемым. На похороны они приходили, следуя древнейшей языческой традиции, - поминать умерших с плясками и играми. "Нет сомнения, что народ допускал их на могилы и не считал неприличным увлекаться их песнями и играми по той же старой памяги"1. Чтобы успокоить тень умершего, после тризны скоморохи устраивали игры, пели жалобные песни, наряжались в маски. Однако постепенно сакральный смысл устраиваемых скоморохами игр на похоронах забывался. Их представления приобретали уже исключительно развлекательный характер. Любопытно отметить и факт современного поминального ритуала, связанного с тем, что поминающие завершают нередко обильную трапезу со спиртным, а порой и с песнями и другими увеселениями. Не является ли это своеобразным отголоском той далекой скоморошечьей языческой традиции? Подобные зрелища находились в оппозиции по отношению к христианской религии и оказывались несовместимыми с христианским учением, направленным в основе своей на духовные ценности, на преодоление чувственной стихии. Именно поэтому церковь направляла критические стрелы в адрес зрелищ, причем не на конкретные зрелищные сюжеты или жанры, а на зрелища как способ коммуникации в культуре. В ходе борьбы с языческими зрелищами в самой христианской обрядности появились зрелищные элементы, драматические действия. Они приурочивались к определенным календарным праздникам и являли собой, с точки зрения культуры, аналоги прежних действ. Среди таких явлений — рождественские хождения со звездой, святочные, масленичные и троицкие игры и представления. Беляев Д. О скоморохах. С. 72. 94 Раздел I. Лекция 5 Взаимодействие искусств в традиционной культуре 95
К их особому роду можно отнести различные вертепные драматические представления. Примечательной чертой святочных дней стало колядование или славление Рождества Христова, величание хозяина, хозяйки и их детей. Колядки имели в разных местах разные названия — коляда, таусень, шедровка, овсень, волочебная и другие. Каждое из зрелищно-обрядовых празднеств имело свое художественное оформление. Но всем им был присущ органичный синтез искусств. Они строились на песнопениях, игре на музыкальных инструментах, драматических представлениях, особой одежде. "Создавалось единство сложных религиозных и этических представлений, обрядов и норм, устного, музыкального, драматического, хореографического творчества. Этот особый вид народной культуры, воспринимавшей разнообразные элементы художественного творчества и разновременные явления общественного сознания, отличался в то же время цельностью и своеобразием каждого в отдельности праздника..."1. Понимая силу эмоционального воздействия зрелищ, церковь постепенно расширяла использование их элементов в христианской обрядности, как бы официально их принимала и создавала зрелища, альтернативные языческим. Поэтому зрелища продолжали оставаться в арсенале народной культуры, подпитываемые трансформированными или вновь введенными зрелищными действами христианской церкви, генетической памятью народа, не порвавшего в одночасье с язычеством. Формы еще не забытых ритуалов и обрядов повлияли на возникшую в эпоху романтизма концепцию народного искусства, которое весьма слабо ассоциировалось с христианскими догмами и не включалось в рационалистическое представление о человеческой личности. Таким образом, очевидно, диалектику искусств, с одной стороны, можно достаточно жестко увязывать с христианским и языческим началом, с другой стороны, видеть некоторое несоответствие между христианскими требованиями к народной культуре и реальной ситуацией в ее развитии. И в том и в другом случае сохраняется комплекс или синтез искусств, при доминирующем или ведущем значении одного или нескольких из них. В разное время и у носителей различных эстетических систем этот комплекс мог до известной степени трансформироваться, но принципиальная сущность его оставалась неизменной. При этом в христианстве происходила постоянная пе- Громыко М. Мир русской деревни. М., 1991. С. 318. рсоценка духовных ценностей, более гибким становилось отношение к различным искусствам, их использованию в догматике. Однако проводить прямые параллели между зрелищно-обрядовой культурой, складывающейся и развивающейся на основе церковного календаря, и народной художественной культурой нужно весьма взвешенно. Как бы ни проникали языческие элементы в народное гулянье, игрища по случаю Рождества, масленицы, Троицы и так далее, как бы ни адаптировались эти элементы к христианскому сознанию народная культура по-своему использовала разные искусства на разных этапах своей истории. Огромное значение придавалось не только зрелищным формам. Постепенно росло значение и других форм, например изобразительных или словесных. Некоторые исследователи считают, что словесным формам искусства, которые могли сложиться лишь на высоком уровне развития языка, предшествуют вовсе не зрелищные, а скорее изобразительные искусства. Первые образцы изобразительных форм, предшествующих костяной скульптуре и пещерным "полотнам", просматриваются в умении человека создавать в известном смысле изящные орудия труда. Орнамент появляется как украшение на орудиях труда, предметах быта, на человеческом теле. Он уже связан с техникой плетения, гончарства и ткачества. Затем орнамент соединяется с фигуративной изобразительностью, с живой пластикой — танцем, а затем и с зародышевыми формами театра. В архаических формах театра, в ритуалах, по мнению Е.Мелетинского, пантомима, ритмика господствуют над словесным текстом1. Исследователи, анализирующие литературные формы, нередко выводят их из мифа, поскольку он является первым литературным сюжетом2. Но первоначальные формы мифа связаны не столько с устным рассказом, сколько с пластикой, танцами, пантомимой, с элементами театра и зрелища. П.Богатырев склонен придавать определяющее значение в первичных формах народного искусства танцу. Он обращает внимание на то, что характерные для танца символика и образность по сути дела определяют и развитие других видов искусства, в частности живописи и поэзии3. Мотив изобилия, например, можно обнаружить как в изобразительных, так и в хореографических формах. Обрядовое пение сопровождается символами, содействующими обильному урожаю и большому приплоду скота. Это же пожелание встречается и в символике обрядового танца. По характеристике Н.Карамзина, древняя славянская пляска состоит в том, чтобы "в сильном на- 1 См.: Мелетинский Е. Первобытные истоки словесного искусства//Ранние формы 2 Си.Лропп В.Я. Фольклор и действительность. С. 201. 3 См.: Богатырев Л.Г. Вопросы теории народного искусства. М., 1971. С. 422. 96 Раздел I Лекция 5 Взаимодействие искусств в традиционной культуре 97
пряжении мышц взмахнуть руками, вертеться на одном месте, приседать, топать ногами"1. Подскакивание в танце имело магический смысл воздействия на природу, на будущий урожай, высоту льна, конопли, ячменя и т.д. Природа танца не понятна также без соотнесенности его с мифом. Танцевальное действо имеет сакральное значение. Это повторение танца, совершаемого или богами, или предками, или героями в процессе создания космоса. Всякий танец - это ритуальное действие, соотносимое с сотворением космоса. Танцы некоторых народов совершаются в виде инициационных ритуалов и, следовательно, их исполняют, чтобы воспроизвести первый день творения космоса предками. Инициируемые постигают сакральные значения с помощью языка танца. Используя маски, призванные олицетворять богов, животных, характерные типажи людей (пьяницу, богатея, нищего и т.п.), танцующие воспроизводят не только окружающее и историю2. Они воспроизводят в художественно-образной форме жизнь, природу, мысли и чувства человека. Ритм, жесты, движения в танце имеют объективную природу. В. Пропп считал, что "мир создается через пляску"3. Но танец всегда связан с мимикой, драмой, поэзией и музыкой, основан на них, пользуется их выразительными средствами. Можно обратить внимание также и на то, что язык танца не только являлся идеальным для воспроизведения реальностей мира, но и исполнял функцию разграничения мифа от не-мифа, праздника от повседневности. По мнению Л.Ивлевой, танец используется в функции "рамки" для отделения игры от не-игры, ряженья от быта. С помощью языка танца воспроизводился мир, контрастный по отношению к миру реальному, происходило столкновение мира повседневного и мира мифологического. Интересные наблюдения над синтетической природой народного искусства выявляются и путем сопоставления народного зрелищного (театрального и танцевального) искусства и орнамента. Здесь мы обнаруживаем еще больше совпадений. Общность в темах и символах, свойственных зрелищам и орнаменту, имеет прямое отношение к космологии и мифологии. Прежде всего, различные орнаментальные формы, будь то вышивка, резьба по дереву или украшение костюма, изобилуют солярными символами — колесами, кругами, розетками, свастиками, даже крестом, который в эпоху язычества был сначала символом огня, а затем и солнца5. Таким образом, во всех пластах народной культуры, тесно связанной с церковной христианской жизнью или же имеющей более самостоятельное значение, искусства предстают как единый не- 1 Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. 1-Й, М., 1994. С. 63. 2 См.: Тэрнер В. Символ и ритуал/Пер. с англ. М., 1983. С. 107. 3 Пропп В. Фольклор и действительность. С. 201. 4 См.: Ивлева Л. Ряженье в русской традиционной культуре. СПб., 1994. С. 146. 5 См.: Гуревич А. Категории средневековой культуры. М., 1972. С. 88. Изображе ' пьный комплекс. При этом роль каждого искусства приобре-I к I строго определенный характер, т.е. при ведущем положении итого из искусств другие как бы включаются в той или иной Пропорции в его контекст, усиливают его воздействие, образно-I ммеловую символику. Очевидно и другое: уже на самых ранних с 1м них возникновения искусства, отмечая его синкретизм и син-|. шмность, можно одновременно говорить о его жанрово-видовом |Ш1 граничении. В каждом конкретном случае и для конкретных 1'шу;1льно-обрядовых целей использовался определенный набор Искусств: пение, танец, драматическая игра при самой активной ичцдсржке музыкального сопровождения, пантомимы, изобрази-Грльного ряда. Разделение и дифференциация искусства, харак-Герные для новой и новейшей истории, были заложены на этапе иошикновения искусства как части самой жизни, как части пригонного космоса человека. Имеется и другое, не менее важное обстоятельство, характери-|ующее взаимодействие разных видов искусства на его древней | гэдии развития, которое собственно и определило сложный характер, одновременно как бы "единство — разделение" видов в древнем искусстве. На ранних этапах вовсе не христианство, а именно язычество определило место и положение жанров искусства в народной культуре. Во всяком случае в деревенской Руси христианские обра 1Ы были восприняты и усвоены сквозь призму язычества, и это • играло определенную роль в развитии самого искусства, как церковного, так и светского. Известно, что декоративное оформление православных храмов часто несло на се-(>с печать традиционных критериев народного искусства, определяющих оформление лилища, дома, усадьбы. Так, розетку - солярный символ - можно обнаружить на церкви в Ферапонтовом монастыре, построенном в Вологодском крае в XVI в. Много Общего находят между декором домов Ярославской области и оформлением церкви Ильи в Ярославле (ХУЛ в.). Вообще, мотив розетки присутствует в декоративном оформлении многих храмов и церквей1. Эта линия - заимствование церковным искусством языческих символов, языческих средств выражения - продолжается на поздних этапах истории. Идет не только I (аимопроникновение языческих и церковных праздников, их смысловое и календарное наслоение, но и взаимодействие образно-смысловой символики, которая получает новую трактовку. 1 См.: Рождественская С. Русская народная художественная традиция в современном обществе. С 81. 7 А.Карган 98 Раздел I. Лекция 5 Взаимодействие искусств в традиционной культуре ______ 99
Солярные орнаментальные знаки изображались на одежде, украшениях, на жилище, выполняя роль оберегов, они встречались также на храмовых постройках, где получали новую жизнь. Любопытно отметить постепенную утрату солярными знаками своего сакрального смысла как в народной, так и в церковной культуре. Происходил также процесс утраты особого соотношения и особого взаимодействия разных жанров искусства. Наблюдаются два как бы параллельно развивающихся процесса один связан с сохранением жанровой целостности народного искусства, отсюда его синкретичность, другой — с обособлением жанров, с их вычленением и все большей дифференциацией. Следовательно, в природе искусств изначально заложена тенденция к жанровому делению. Музыкальное инструментальное творчество не могло заменить пение, а последнее игру или драматический речитатив. Танец не может существовать без музыки, но имеет свои особенности. Таким образом, уже на ранних этапах истории взаимодействие искусств не представляло собой равноправного процесса. Одно из искусств всегда было ведущим, основным, а другие его дополняли, поддерживали. Эта тенденция в традиционной культуре остается актуальной до сих пор. Следующий шаг в жанровом разделении был сделан в момент профессионализации искусства, первых постановок опер, которые представляли собой окультуренные народные драмы. О том, как много народных действ показывалось на сцене, говорят сами названия опер ХУШ в.: "Вечеринки, или Гадай, гадай, девица" (1788), "Колдун, ворожея и сваха" (1789), "Старинная свадьба" (1790), "Старинные святки" (1799), "Семик, или Гулянье в Марьиной роще". Ведущее место в этих операх играла, конечно, народная песьи, звучавшая чаще всего в контексте обряда. Драматургической основой первых русских опер служила живая традиция народных игр и обрядов. "Фольклорная волна" эпохи русского просвещения привела к качественным изменениям в положении самого фольклора, его оценки и использования как художественного явления. Авторов первых русских опер особенно интересовала та сторона народной обрядности, которая в наибольшей степени отвечала сценическим требованиям: свадебные игры, весенние хороводы, святочные игры с гаданием, плясками ряженых и пением подблюдных песен1. Аналогичные процессы происходили в русском драматическом и изобразительном искусстве в ХУП-ХУШ вв., когда фольклорное начало играло важную роль в жанровом самоопределении, долгое время оставаясь ведущим элементом драматургии и образности языка искусства. Другая линия связана с продолжением сохранения в народной культуре ее синтетичности, органичности взаимопроникновения элементов разных искусств, когда каждый из них нельзя представить обособленным от остальных. Эти элементы столь тесно переплетены, что фольклор предстает как особый вид художественного искусства (неискусства) или как утилитарно-эстетическое искусст-1Ю. Нарушение его целостности вызывало и вызывает бурю негодования у фольклористов по причине того, что "фольклор нигде и никогда не живет как искусство в собственном смысле слова, т. е. как феномен, имеющий цель в самом себе, предназначенный для решения преимущественно художественных задач"1. Соглашаясь в принципе с этой мыслью, необходимо сказать, о пласте какого фольклора идет речь — бытового или сценического, архаического или современного. "Сценическая" ветвь в развитии народного искусства, фольклора получила весьма динамичное раз-питие, что привело к формированию самостоятельных жанров -народного пения, народного танца, народной музыки, народного геатра, народной живописи. При этом наблюдается линия преемственности — 'фольклорное пение — народный хор, фольклорный танец — народный танец, фольклорный театр — народный театр и т.д. В XX в. каждый из жанров постепенно распадается на несколько подвидов и разновидностей, используя как традиции, исходящие от архаических пластов фольклора, так и новые эстетические веяния и художественные поиски мастеров и исполнителей. Безусловно, что и в архаических, и в бытовых слоях фольклора при ведущем положении одного жанра или вида искусства сохраняется большее или меньшее присутствие других жанров, которые могут служить фоном, дополнительным средством воздействия для передачи характера, образности и т. п. При этом сохраняется сочетание зрелищных и словесных элементов, вербальных и невербальных начал. Современная картина отношения разных видов искусств в народной культуре отличается большим разнообразием, мозаично-стью и требует конкретно-жанрового анализа. Даже, например, многочисленные фольклорные ансамбли ориентируются или на пение, дополняя его музыкальным инструментарием, игрой, танцами (московские ансамбли "Лад", "Ладанка", "Народный праздник", "Казачий круг" и др.); или на инструментальное музицирование (ансамбль "Русичи"), дополняя его эпизодическим подпева-нием, драматической игрой, подтанцовками; или на исполнение народных танцев, обыгрывая бытовые инструменты (рубель, ложки, ведро и т.д.) и используя музыкальные инструменты и пение ("Воронежские зори"). При этом произведения фольклора сохраняют свою зрелищность, свою художественную сакральность, маг-
См.: История русской музыки. XVIII век. Т. 3. Часть II. М., 1985. С. 10. Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. С. 11.
|
|
|