Юбительская природа народного художественного творчества
Народное художественное творчество независимо от его форм, видов, жанров отражает личностную потребность человека в образно-утилитарном самовыражении и развивается под ее мощным воздействием. Личностная потребность, выступая как индивидуальный фактор, одновременно проявляется в рамках общественных интересов, в развитии различных форм творческой деятельности. В народном творчестве общественная и индивидуально-личностная потребности проявляются и реализуются, дополняя друг друга. Общественная потребность выступает в форме всеобщей необходимости; личностная потребность является фактором частной и конкретно-предметной духовно-эстетической утилитарной деятельности. Общественная и индивидуальная потребности находятся в диалектическом отношении; могут не совпадать по конечным целевым установкам, необходимой (желаемой) и реальной формам художественной деятельности. Общественная потребность исходит из обязательного участия в творческой деятельности (в любой из форм) всей массы дееспособного населения, а в реальности этого не наблюдается: неравномерно представлены в творчестве разные социальные слои и группы населения, неравномерность наблюдается в развитии жанров творчества, уровень и характер творчества значительно разнятся в разных социальных группах. Индивидуально-личностные потребности как бы "коррелируют" общественные установки, вносят в них поправки, связанные с удовлетворением интересов конкретных групп или индивидуумов. Народное художественное творчество есть результат сложного соподчинения социально-культурных потребностей общества и индивида. Диалектическое единство объективного и субъективного, общественного и личностного составляет основу и движущую силу его развития. В характере взаимодействия этих начал -ключ к пониманию расцвета или упадка народного творчества в ту или иную эпоху, его достижений и слабостей, открытий и нереализованных возможностей.
При этом общество может специально не инспирировать условия для развития творчества, отдавая этот процесс на самотек. Тем не менее за счет личностной потребности творчество может получить достаточно широкое развитие. Речь идет в первую очередь о бытовом, повседневном и фольклорном творчестве. Соци- ;шьно организованные его формы развиваются в любительском варианте по подобному сценарию, но роль государства и общества приобретает самодовлеющее значение. Духовно-эстетические запросы выступают в форме личностной потребности индивида, внутреннего индивидуально-субъективного желания в самовыражении, в расширении и обогащении поля и способа овладения действительностью, развитии художественных способностей. Эта потребность определяет один из основополагающих мотивов участия человека в художественном творчестве, который может быть обозначен как любительское начало в творчестве. Понятие "любительское" локализуется и совпадает с желанием индивида проявить себя в сфере непрофессиональной деятельности. Это важное условие определения любительской деятельности, но корреляция ее с непрофессиональными видами занятий может подразумевать непрофессионализм как качественную характеристику. Другими словами, понятие "любительство" не может выступать как качественный критерий, а несет на себе указание на тип мотивации деятельности: свободной, нерегламенти-рованной, осуществляемой по внутренней необходимости. Однако эти мотивационные критерии весьма подвижны, могут динамично менять свою сущность на противоположную: т.е. любительское переходит в разряд профессионального, изменяя кардинально мотивационную структуру деятельности. Именно в этом заложены сложности оценки любительских начал в творчестве или как качественных, или как профессиональных показателей.
Любительское начало в творчестве подразумевает его осуществление под влиянием внутренней потребности. Она обусловливает расчет личности на максимальное удовлетворение своих интересов. Понятие "любительское" обозначает любимую деятельность, осуществляемую только под влиянием внутренней потребности. Любительская деятельность чаще всего идентифицируется со сферой свободного времени, предоставляющего возможность "излить" душу в желаемом виде практики, которая предстает как творческая, интересная, привлекательная. Любительское начало выступает как ведущая мотивационная сила или одна из традиционных черт, проявляющаяся на всех этапах развития народного творчества. Любительский смысл художественного творчества по-особому проявляется в разных исторических и социальных условиях, в разных социальных слоях и группах. Различен и уровень любительского творчества, его жанровый состав. Для дворянства начиная с конца XVII и до XIX в. это было бытовое музицирование на 158 ____________________ Раздел II. Лекци я 10 Любительская природа народного творчества 159
фортепиано, пение; для рабочих конца XIX — начала XX в. — организованные хоровые, инструментальные, драматические кружки. Первоначально понятие "любительское" употреблялось прежде всего по отношению к творчеству дворянства и интеллигенции. Этому есть объяснение. Для них занятие творчеством не имело того сакрального, а затем социально-культурного смысла, которое оно играло в жизни крестьянства, а являлось формой престижного времяпрепровождения, красивого развлечения и стало ассоциироваться с легковесным несерьезным занятием. На первый план выдвинулся личностный интерес, принимающий эстетствующий оттенок. Любительское творчество, существующее в России как самостоятельная ветвь н дворянской культуре с конца ХУЛ и до начала ХУШ в., находилось с крестьянским искусством в сложных взаимоотношениях. Перерабатывая пласты крестьянского творчества, оно формировало новые представления о самом фольклоре. Многие дворянские усадьбы становились подлинными центрами национальной, в том числе народной, культуры. Их владельцы создавали театры, хоры, оперные студии, первоначально формировавшиеся за счет крепостных актеров, музыкантов, певцов, которые приносили в усадьбу народное искусство. Эта фольклорная линия впоследствии определила ярчайшую окраску русской национальной оперы, симфонической музыки, балета, изобразительного искусства начиная с творчества М. Глинки, балетов П.Чайковского и т.д. Но такое движение в культуре не было односторонним. В свою очередь культура дворянских усадеб оказывала влияние на фольклорные пласты. Интересно отметить, что по типу дворянского любительства формируется аналогичное явление в культуре города в среде мещан и рабочих. При этом данный слой культуры был наиболее близок крестьянству по социальному составу носителей и оказывал прямое влияние на культуру этого слоя. Многие песни, в частности создаваемые по преимуществу в городах или пригородных местностях, записывались не от самих крестьян, а из уст людей грамотных, хотя зачастую и близко стоявших к народу по своим обычаям и представлениям"1.
Постепенное проникновение любительского творчества в среду рабочих, а от них — в среду крестьян сопровождалось многочисленными заимствованиями от интеллигентского любительства, проявившимися в формах, содержании, жанровой структуре, репертуаре. Этому есть свои объяснения. Первые любительские кружки рабочих создавались разночинцами, прогрессивно настроенной интеллигенцией, церковными служителями и потому выполняли вполне определенные "культурнические" функции. Несмотря на происходившие изменения в любительском творчестве — расширение его рядов за счет трудящихся, демократизацию, рост исполнительской культуры, решение вполне определенных нравственно эстетических задач, оно воспринималось как социально- ограниченное явление, связанное с заполнением свобод-
См.: История русской музыки: В 10 т. Т. 2. Часть 1. М, 1984. С. 221. ного времени. Поэтому в начале XX в. любительское творчество пало расцениваться как самодеятельное, т.е. непрофессиональное. Эти два понятия — "самодеятельное" и "любительское", существуя как бы в одном гнезде родовых понятий, стали нередко нзаимозаменяться при определении непрофессионального художественного творчества. В зависимости от ситуации и предпочтений оно могло называться и любительским, и самодеятельным, а затем уже во второй половине XX в. — появилось наименование "массовое самодеятельное" или "любительское" творчество. Границей, по которой эти определения разводились, стали социальные и классовые характеристики. Любительство было отнесено к дореволюционному творчеству; самодеятельность — к послереволюционному; массовым творчество стало называться впоследствии по мере развития советского общества. Понятие "самодеятельность" стало определять не одну из сторон творчества, смысловую сторону явления, а всеобщую форму народной культуры. В этом были заложены серьезные издержки в понимании существа родовых начал в народном творчестве. Появилось и обоснование необходимости замены этих понятий и уточнений. Ю.М.Куликов писал о том, что "вопреки распространенному мнению, что любительство является основанием самодеятельности, дело обстоит как раз наоборот: лишь в определенных исторических условиях развития общества и культуры самодеятельность локализуется в любительстве как своей особой социально- культурной форме"1. Художественная самодеятельность как бы расширила рамки локализации народного творчества и стала определяющим принципом культурной практики масс. Но это означало утерю ею любительских основ, личностно-индивидуальной мотивации занятий творчеством. "Самодеятельное художественное творчество как творчество любительское есть сугубо добровольное, не стесненное никакими внешними рамками долженствования и обязанности, то есть нормативностью как регулятором, как одним из рычагов управления, оно движется прежде всего интересами"2. "Любительство", "любительское" получили уничижительный оттенок, воспринимались как нечто несерьезное, малоценное, как "любительщина". Понадобился и новый термин, который придал 1 Куликов ЮМ. Культурологический аспект теории художественной самодеятель- 36. 2 Прокофьев Ф.И. Художественное творчество масс в условиях развитого социализ
160 _________________ Раздел П. Лекция 10 Любительская природа народного творчества 161
бы творчеству новый социальный оттенок. Таковым стал термин "художественная самодеятельность". "Любительское" стало синонимом понятия "самодеятельность", хотя их смысловое поле весьма разное. В Программе КПСС, принятой в начале 60-х годов и уточненной в начале 80-х, говорилось, что "сфера культуры призвана удовлетворять возрастающие запросы различных категорий населения, обеспечивать необходимые возможности для самодеятельного художественного творчества народа, развивать способности, обогащать социалистический образ жизни, формировать здоровые потребности и высокие эстетические вкусы"1. Подобное смешение понятий имело свои исторические корни. Индивидуально-личностное начало в творчестве вплоть до конца 50-х годов в известном смысле нивелировалось. Его выводили за пределы самодеятельного творчества. Акцент был сделан на самодеятельном начале без учета его тесной связи с индивидуально-личностным моментом. Понимание самодеятельности как всеобщей формы отношений "человека и деятельности" принимало самодовлеющий характер. Под этим флагом развертывалась и борьба против использования опыта и традиций прежнего фольклорного и любительского творчества. Этой причиной, в частности, можно объяснить попытки в 20-50-х годах изъять фольклорные формы творчества из клубной жизни. В фольклоре огромную роль имеет индивидуальность исполнителя. В художественной самодеятельности индивидуальность в массе своей подчинена коллективному началу. Недостаточный учет индивидуальных интересов участников, игнорирование любительского начала в творчестве приводили к появлению отрицательного отношения к самой художественной самодеятельности, занятия в которой не давали многим участникам удовлетворения. Личностное, любительское начало не только отошло на второй план, но и порой игнорировались в тех конкретных мерах, которые предпринимались в области художественной самодеятельности для создания материальных, кадровых, творческих условий. В центре оказывался коллектив и общественная мотивация творчества. Однако при всех положительных оценках этих факторов участники требовали и удовлетворения своих индивидуально-личностных интересов. Они не могли оставаться просто "колесиком" и "винтиком" художественно-творческого процесса. Несовпадение между желаемым, любительским началом в творче- Программа КПСС (новая редакция)//Материалы XXVII съезда КПСС. М., 1986. | I ко и предлагаемым художественной самодеятельностью служило нередко причиной отказа от участия в ней. Несовпадение объективного и субъективного, излишняя регламентация творческой деятельности обусловливали постоянные проблемы с пополнением рядов художественной самодеятельно-| ГИ. Как показали исследования1, они были связаны с личностной неудовлетворенностью организацией творческого процесса, строгим определением жанровой принадлежности самодеятельного коллектива, односторонней ориентацией на профессионализм. Можно согласиться с мнением Ф.И.Прокофьева в том, что по самой своей природе самодеятельное художественное творчество может рассматриваться лишь "как проявление свободного волеиз-иияния, как деятельность по реализации сугубо личной, изнутри рвущейся потребности"2. В последние годы на основании признания любительского характера самодеятельности происходит переакцентировка ее социального смысла. Попытки эти, на первый пзгляд, чисто теоретического плана, на самом деле имеют важный практический смысл: они возвращают творчеству по праву принадлежащее ему свойство. Понятие "любительское" имеет свою информационную емкость, отличающуюся от понятия "самодеятельность". Понятия эти раскрывают разные стороны явления, а не конкретные формы творчества. Народное творчество, любительское и самодеятельное по своему характеру, основывается на непринужденной, свободной, нерегламентируемой деятельности, которую стимулирует духовная потребность индивида. В силу же определенных причин, связанных с характером народного творчества, понятиями "любительское" и "самодеятельное" стали обозначать конкретные его формы. Отсюда, на наш взгляд, многочисленные разночтения в определении понятий. Эти причины могут показаться формальными, не играющими существенной роли для судьбы народного творчества. Тем более, что оба понятия недостаточно корректны, ибо, строго говоря, указывают на разные стороны творчества. Однако дело обстоит гораздо сложнее. За этим стоит принципиальная разница между тем, какое место занимает личностное начало в духовной практике и какое должно занимать, те функции, которые оно выполняло ра- 1 См.: Соколовский Ю.Е. Коллектив художественной самодеятельности: Вопросы теории. М., 1984. 2 Прокофьев Ф.И. Художественное творчество масс в условиях развитого социализ \\ А.Каргин
г 162 _____________________ Раздел И. Лекция 10 Любительская природа народного творчества 163
нее и стало выполнять; отношение общества к индивидуальн В переакцентировке соотношения любительских и общественных мотивов, в их выдвижении на первый план или, наоборот, в нивелировании одного из мотивов заключается весьма важный момент в определении типа и характера творчества. Попытки разведения, выявления различий между любительским и самодеятельным творчеством привели некоторых авторов к их противопоставлению. Таи А.И.Мазаев в одном случае ставит знак равенства между этими понятиями, в другом - считает, что любигельство - одна "из форм самодеятельности", в третьем - призывает вернуть при создании теории любительского творчества понятию "самодеятельность" изначальный философский смысл, признавая по существу его узость по сравнению с понятием "любительство"1. Ф.И.Прокофьев, подчеркивая верно мысль о том, что "творчество масс не можег быть иным, чем любительским", добавляет: "самодеятельным, а не профессиональным"2, ставя таким образом знак равенства между этими понятиями. Из приведенных выше характеристик понятий "самодеятельное" и "любительское" очевидно, что они могут совпадать по значению, хотя и обозначают разные стороны отношения человека к своей деятельности (в любой из сфер). Любительский характер эстетической практики масс в полной мере проявляется и в художественной самодеятельности, и в любом творчестве фольклорного типа (неофольклор, фольклор, аутентичный фольклор). Однако если в фольклорном творчестве любительское начало как бы лежит на поверхности (без внутренней потребности не поется, не играется, не пляшется), то в художественной самодеятельности это начало более скрыто, сочетается нередко с другими важными факторами и мотивами, объясняющими участие в музыкальном кружке или хоре. Институционализация самодеятельности как бы нивелирует личностное начало в творчестве. Хотя объективно именно оно "подталкивает" человека в самодеятельность. Естественно, что предпочтительные формы творчества каждый выбирает в соответствии со свои вкусом. За участие в творчестве люди "расплачиваются" свободным временем, порой неудобствами в организации личной жизни, материальными издержками. Их целевые установки могут быть весьма разными: и желание научиться исполнительским навыкам, и подготовиться для поступления в учебное заведение, и с пользой провести свободное время. Но в основе всех без исключения целей лежит личная потребность в творчестве. В связи с этим нужно обратить внимание еще на один весьма противоречивый момент в использовании понятий "самодеятельное" и "любительское". В одном случае под этими понятиями понимается определенный вид народного творчества, в другом — указывается на родовые, сущностные свойства этого творчества. В строгом смысле слова допускается не только тавтологичность, но 1 См.: Мазаев А.И. К вопросу об изучении современного любительского 2 Прокофьев Ф.И. Художественное творчество масс в условиях развитого социа пиная неточность, ибо любительское одновременно является и самодеятельным, и наоборот. Названия "художественная самодея-кльность и "любительское творчество" не могут быть признаны бесспорными, так как не отражают достаточно полно сущности обозначаемых явлений. В сложившейся практике этими понятиями чаще всего оперируют для обозначения различных форм народного художественного творчества. Говоря о любительском творчестве, о художественной самодеятельности мы тем самым указываем на вид творчества, а не на то, какая сторона, какое начало выдвигается в нем на первый план. Тем не менее эти понятия несут определенный ' оциальный оттенок в характеристике творчества. Любительское связывается со стихийностью творчества, его нерегламентированностью, естественностью бытового или праздничного проявления. Самодеятельное указывает на роль государственных структур в организации творчества, его плановость, участие различных соци-ильных институтов в предоставлении условий для развертывании тех форм творчества, которые не могут полноценно развиваться в иных условиях. Научного объяснения терминам, обозначающим различные формы народного творчества, за исключением фольклора, фольк-лоризма, неофольклора, вплоть до последней четверти XX в. не существовало. Наименования "любительское" и "самодеятельное" стали употребляться в известном смысле как равнозначные. Они могут оставаться приемлемыми на современном уровне состояния понятийного аппарата в теории народного творчества, что не снимает необходимости их дальнейшего уточнения. ЛЕКЦИЯ 11
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|