Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Юбительская природа народного художественного творчества




Народное художественное творчество независимо от его форм, видов, жанров отражает личностную потребность человека в об­разно-утилитарном самовыражении и развивается под ее мощным воздействием. Личностная потребность, выступая как индивиду­альный фактор, одновременно проявляется в рамках обществен­ных интересов, в развитии различных форм творческой деятель­ности. В народном творчестве общественная и индивидуально-личностная потребности проявляются и реализуются, дополняя друг друга. Общественная потребность выступает в форме всеоб­щей необходимости; личностная потребность является фактором частной и конкретно-предметной духовно-эстетической утилитар­ной деятельности.

Общественная и индивидуальная потребности находятся в диа­лектическом отношении; могут не совпадать по конечным целе­вым установкам, необходимой (желаемой) и реальной формам ху­дожественной деятельности. Общественная потребность исходит из обязательного участия в творческой деятельности (в любой из форм) всей массы дееспособного населения, а в реальности этого не наблюдается: неравномерно представлены в творчестве разные социальные слои и группы населения, неравномерность наблюда­ется в развитии жанров творчества, уровень и характер творчества значительно разнятся в разных социальных группах.

Индивидуально-личностные потребности как бы "коррели­руют" общественные установки, вносят в них поправки, связан­ные с удовлетворением интересов конкретных групп или индиви­дуумов.

Народное художественное творчество есть результат сложного соподчинения социально-культурных потребностей общества и индивида. Диалектическое единство объективного и субъектив­ного, общественного и личностного составляет основу и движу­щую силу его развития. В характере взаимодействия этих начал -ключ к пониманию расцвета или упадка народного творчества в ту или иную эпоху, его достижений и слабостей, открытий и нереа­лизованных возможностей.

При этом общество может специально не инспирировать усло­вия для развития творчества, отдавая этот процесс на самотек. Тем не менее за счет личностной потребности творчество может получить достаточно широкое развитие. Речь идет в первую оче­редь о бытовом, повседневном и фольклорном творчестве. Соци-


;шьно организованные его формы развиваются в любительском варианте по подобному сценарию, но роль государства и общества приобретает самодовлеющее значение.

Духовно-эстетические запросы выступают в форме личностной потребности индивида, внутреннего индивидуально-субъективного желания в самовыражении, в расширении и обогащении поля и способа овладения действительностью, развитии художественных способностей. Эта потребность определяет один из основопола­гающих мотивов участия человека в художественном творчестве, который может быть обозначен как любительское начало в твор­честве. Понятие "любительское" локализуется и совпадает с жела­нием индивида проявить себя в сфере непрофессиональной дея­тельности. Это важное условие определения любительской дея­тельности, но корреляция ее с непрофессиональными видами за­нятий может подразумевать непрофессионализм как качественную характеристику. Другими словами, понятие "любительство" не может выступать как качественный критерий, а несет на себе ука­зание на тип мотивации деятельности: свободной, нерегламенти-рованной, осуществляемой по внутренней необходимости.

Однако эти мотивационные критерии весьма подвижны, могут динамично менять свою сущность на противоположную: т.е. лю­бительское переходит в разряд профессионального, изменяя кар­динально мотивационную структуру деятельности. Именно в этом заложены сложности оценки любительских начал в творчестве или как качественных, или как профессиональных показателей.

Любительское начало в творчестве подразумевает его осуществ­ление под влиянием внутренней потребности. Она обусловливает расчет личности на максимальное удовлетворение своих интере­сов.

Понятие "любительское" обозначает любимую деятельность, осу­ществляемую только под влиянием внутренней потребности. Люби­тельская деятельность чаще всего идентифицируется со сферой сво­бодного времени, предоставляющего возможность "излить" душу в желаемом виде практики, которая предстает как творческая, инте­ресная, привлекательная.

Любительское начало выступает как ведущая мотивационная сила или одна из традиционных черт, проявляющаяся на всех эта­пах развития народного творчества.

Любительский смысл художественного творчества по-особому проявляется в разных исторических и социальных условиях, в разных социальных слоях и группах. Различен и уровень люби­тельского творчества, его жанровый состав. Для дворянства начи­ная с конца XVII и до XIX в. это было бытовое музицирование на


158 ____________________ Раздел II. Лекци я 10


Любительская природа народного творчества 159


 


фортепиано, пение; для рабочих конца XIX — начала XX в. — ор­ганизованные хоровые, инструментальные, драматические кружки.

Первоначально понятие "любительское" употреблялось прежде всего по отношению к творчеству дворянства и интеллигенции. Этому есть объяснение. Для них занятие творчеством не имело того сакрального, а затем социально-культурного смысла, которое оно играло в жизни крестьянства, а являлось формой престижного времяпрепровождения, красивого развлечения и стало ассоцииро­ваться с легковесным несерьезным занятием. На первый план вы­двинулся личностный интерес, принимающий эстетствующий от­тенок.

Любительское творчество, существующее в России как самостоятельная ветвь н дворянской культуре с конца ХУЛ и до начала ХУШ в., находилось с крестьянским искусством в сложных взаимоотношениях. Перерабатывая пласты крестьянского творчества, оно формировало новые представления о самом фольклоре. Многие дво­рянские усадьбы становились подлинными центрами национальной, в том числе на­родной, культуры. Их владельцы создавали театры, хоры, оперные студии, первона­чально формировавшиеся за счет крепостных актеров, музыкантов, певцов, которые приносили в усадьбу народное искусство. Эта фольклорная линия впоследствии оп­ределила ярчайшую окраску русской национальной оперы, симфонической музыки, балета, изобразительного искусства начиная с творчества М. Глинки, балетов П.Чайковского и т.д. Но такое движение в культуре не было односторонним. В свою очередь культура дворянских усадеб оказывала влияние на фольклорные пласты. Интересно отметить, что по типу дворянского любительства формируется аналогич­ное явление в культуре города в среде мещан и рабочих. При этом данный слой куль­туры был наиболее близок крестьянству по социальному составу носителей и оказы­вал прямое влияние на культуру этого слоя. Многие песни, в частности создаваемые по преимуществу в городах или пригородных местностях, записывались не от самих крестьян, а из уст людей грамотных, хотя зачастую и близко стоявших к народу по своим обычаям и представлениям"1.

Постепенное проникновение любительского творчества в среду рабочих, а от них — в среду крестьян сопровождалось многочис­ленными заимствованиями от интеллигентского любительства, проявившимися в формах, содержании, жанровой структуре, ре­пертуаре. Этому есть свои объяснения. Первые любительские кружки рабочих создавались разночинцами, прогрессивно настро­енной интеллигенцией, церковными служителями и потому вы­полняли вполне определенные "культурнические" функции. Не­смотря на происходившие изменения в любительском творчестве — расширение его рядов за счет трудящихся, демократизацию, рост исполнительской культуры, решение вполне определенных нравственно эстетических задач, оно воспринималось как соци­ально- ограниченное явление, связанное с заполнением свобод-

См.: История русской музыки: В 10 т. Т. 2. Часть 1. М, 1984. С. 221.


ного времени. Поэтому в начале XX в. любительское творчество пало расцениваться как самодеятельное, т.е. непрофессиональ­ное. Эти два понятия — "самодеятельное" и "любительское", су­ществуя как бы в одном гнезде родовых понятий, стали нередко нзаимозаменяться при определении непрофессионального художе­ственного творчества. В зависимости от ситуации и предпочтений оно могло называться и любительским, и самодеятельным, а затем уже во второй половине XX в. — появилось наименование "массовое самодеятельное" или "любительское" творчество.

Границей, по которой эти определения разводились, стали со­циальные и классовые характеристики. Любительство было отне­сено к дореволюционному творчеству; самодеятельность — к по­слереволюционному; массовым творчество стало называться впо­следствии по мере развития советского общества. Понятие "самодеятельность" стало определять не одну из сторон творчест­ва, смысловую сторону явления, а всеобщую форму народной культуры. В этом были заложены серьезные издержки в понима­нии существа родовых начал в народном творчестве. Появилось и обоснование необходимости замены этих понятий и уточнений. Ю.М.Куликов писал о том, что "вопреки распространенному мнению, что любительство является основанием самодеятельно­сти, дело обстоит как раз наоборот: лишь в определенных истори­ческих условиях развития общества и культуры самодеятельность локализуется в любительстве как своей особой социально-

культурной форме"1.

Художественная самодеятельность как бы расширила рамки ло­кализации народного творчества и стала определяющим принци­пом культурной практики масс. Но это означало утерю ею люби­тельских основ, личностно-индивидуальной мотивации занятий творчеством. "Самодеятельное художественное творчество как творчество любительское есть сугубо добровольное, не стесненное никакими внешними рамками долженствования и обязанности, то есть нормативностью как регулятором, как одним из рычагов управления, оно движется прежде всего интересами"2.

"Любительство", "любительское" получили уничижительный оттенок, воспринимались как нечто несерьезное, малоценное, как "любительщина". Понадобился и новый термин, который придал

1 Куликов ЮМ. Культурологический аспект теории художественной самодеятель-
ности//Народное творчество и современность. ВНИИ искусствознания. М., 1982. С.

36.

2 Прокофьев Ф.И. Художественное творчество масс в условиях развитого социализ­
ма. Киев, 1978. С. 285.


160 _________________ Раздел П. Лекция 10


Любительская природа народного творчества 161


 


бы творчеству новый социальный оттенок. Таковым стал термин "художественная самодеятельность".

"Любительское" стало синонимом понятия "самодеятель­ность", хотя их смысловое поле весьма разное. В Программе КПСС, принятой в начале 60-х годов и уточненной в начале 80-х, говорилось, что "сфера культуры призвана удовлетворять возрас­тающие запросы различных категорий населения, обеспечивать необходимые возможности для самодеятельного художественного творчества народа, развивать способности, обогащать социалисти­ческий образ жизни, формировать здоровые потребности и высо­кие эстетические вкусы"1.

Подобное смешение понятий имело свои исторические корни. Индивидуально-личностное начало в творчестве вплоть до конца 50-х годов в известном смысле нивелировалось. Его выводили за пределы самодеятельного творчества. Акцент был сделан на само­деятельном начале без учета его тесной связи с индивидуально-личностным моментом. Понимание самодеятельности как всеоб­щей формы отношений "человека и деятельности" принимало са­модовлеющий характер. Под этим флагом развертывалась и борьба против использования опыта и традиций прежнего фольклорного и любительского творчества.

Этой причиной, в частности, можно объяснить попытки в 20-50-х годах изъять фольклорные формы творчества из клубной жизни. В фольклоре огромную роль имеет индивидуальность ис­полнителя. В художественной самодеятельности индивидуальность в массе своей подчинена коллективному началу. Недостаточный учет индивидуальных интересов участников, игнорирование люби­тельского начала в творчестве приводили к появлению отрица­тельного отношения к самой художественной самодеятельности, занятия в которой не давали многим участникам удовлетворения.

Личностное, любительское начало не только отошло на второй план, но и порой игнорировались в тех конкретных мерах, кото­рые предпринимались в области художественной самодеятельно­сти для создания материальных, кадровых, творческих условий. В центре оказывался коллектив и общественная мотивация творче­ства. Однако при всех положительных оценках этих факторов уча­стники требовали и удовлетворения своих индивидуально-личностных интересов. Они не могли оставаться просто "колесиком" и "винтиком" художественно-творческого процесса. Несовпадение между желаемым, любительским началом в творче-

Программа КПСС (новая редакция)//Материалы XXVII съезда КПСС. М., 1986.


| I ко и предлагаемым художественной самодеятельностью служило нередко причиной отказа от участия в ней.

Несовпадение объективного и субъективного, излишняя регла­ментация творческой деятельности обусловливали постоянные проблемы с пополнением рядов художественной самодеятельно-| ГИ. Как показали исследования1, они были связаны с личностной неудовлетворенностью организацией творческого процесса, стро­гим определением жанровой принадлежности самодеятельного коллектива, односторонней ориентацией на профессионализм.

Можно согласиться с мнением Ф.И.Прокофьева в том, что по самой своей природе самодеятельное художественное творчество может рассматриваться лишь "как проявление свободного волеиз-иияния, как деятельность по реализации сугубо личной, изнутри рвущейся потребности"2. В последние годы на основании призна­ния любительского характера самодеятельности происходит пере­акцентировка ее социального смысла. Попытки эти, на первый пзгляд, чисто теоретического плана, на самом деле имеют важный практический смысл: они возвращают творчеству по праву при­надлежащее ему свойство.

Понятие "любительское" имеет свою информационную ем­кость, отличающуюся от понятия "самодеятельность". Понятия эти раскрывают разные стороны явления, а не конкретные формы творчества. Народное творчество, любительское и самодеятельное по своему характеру, основывается на непринужденной, свобод­ной, нерегламентируемой деятельности, которую стимулирует ду­ховная потребность индивида. В силу же определенных причин, связанных с характером народного творчества, понятиями "люби­тельское" и "самодеятельное" стали обозначать конкретные его формы. Отсюда, на наш взгляд, многочисленные разночтения в определении понятий.

Эти причины могут показаться формальными, не играющими существенной роли для судьбы народного творчества. Тем более, что оба понятия недостаточно корректны, ибо, строго говоря, ука­зывают на разные стороны творчества. Однако дело обстоит го­раздо сложнее. За этим стоит принципиальная разница между тем,

какое место занимает личностное начало в духовной практике и

какое должно занимать, те функции, которые оно выполняло ра-

1 См.: Соколовский Ю.Е. Коллектив художественной самодеятельности: Вопросы

теории. М., 1984.

2 Прокофьев Ф.И. Художественное творчество масс в условиях развитого социализ­
ма. С. 50.

\\ А.Каргин


 


г

162 _____________________ Раздел И. Лекция 10


Любительская природа народного творчества 163


 


нее и стало выполнять; отношение общества к индивидуальн
личностным начинаниям в том и другом случаях. —

В переакцентировке соотношения любительских и обществен­ных мотивов, в их выдвижении на первый план или, наоборот, в нивелировании одного из мотивов заключается весьма важный момент в определении типа и характера творчества.

Попытки разведения, выявления различий между любительским и самодеятель­ным творчеством привели некоторых авторов к их противопоставлению. Таи А.И.Мазаев в одном случае ставит знак равенства между этими понятиями, в другом - считает, что любигельство - одна "из форм самодеятельности", в третьем - призы­вает вернуть при создании теории любительского творчества понятию "самодеятельность" изначальный философский смысл, признавая по существу его узость по сравнению с понятием "любительство"1.

Ф.И.Прокофьев, подчеркивая верно мысль о том, что "творчество масс не можег быть иным, чем любительским", добавляет: "самодеятельным, а не профессиональ­ным"2, ставя таким образом знак равенства между этими понятиями.

Из приведенных выше характеристик понятий "самодеятельное" и "любительское" очевидно, что они могут совпадать по значению, хотя и обозначают разные стороны отношения человека к своей деятельности (в любой из сфер).

Любительский характер эстетической практики масс в полной мере проявляется и в художественной самодеятельности, и в любом творчестве фольклорного типа (неофольклор, фольклор, аутентичный фольклор). Однако если в фольклорном твор­честве любительское начало как бы лежит на поверхности (без внутренней потребно­сти не поется, не играется, не пляшется), то в художественной самодеятельности это начало более скрыто, сочетается нередко с другими важными факторами и мотивами, объясняющими участие в музыкальном кружке или хоре. Институционализация са­модеятельности как бы нивелирует личностное начало в творчестве. Хотя объектив­но именно оно "подталкивает" человека в самодеятельность. Естественно, что пред­почтительные формы творчества каждый выбирает в соответствии со свои вкусом.

За участие в творчестве люди "расплачиваются" свободным временем, порой неудобствами в организации личной жизни, ма­териальными издержками. Их целевые установки могут быть весь­ма разными: и желание научиться исполнительским навыкам, и подготовиться для поступления в учебное заведение, и с пользой провести свободное время. Но в основе всех без исключения це­лей лежит личная потребность в творчестве.

В связи с этим нужно обратить внимание еще на один весьма противоречивый момент в использовании понятий "самодея­тельное" и "любительское". В одном случае под этими понятиями понимается определенный вид народного творчества, в другом — указывается на родовые, сущностные свойства этого творчества. В строгом смысле слова допускается не только тавтологичность, но

1 См.: Мазаев А.И. К вопросу об изучении современного любительского
("самодеятельного") художественного творчества//Народное творчество и современ­
ность: Вопросы методологии изучения. Сборник. М., 1982. С. 10, 32 и др.

2 Прокофьев Ф.И. Художественное творчество масс в условиях развитого социа­
лизма. С. 33.


пиная неточность, ибо любительское одновременно является и са­модеятельным, и наоборот. Названия "художественная самодея-кльность и "любительское творчество" не могут быть признаны бесспорными, так как не отражают достаточно полно сущности обозначаемых явлений.

В сложившейся практике этими понятиями чаще всего опери­руют для обозначения различных форм народного художествен­ного творчества. Говоря о любительском творчестве, о художест­венной самодеятельности мы тем самым указываем на вид творче­ства, а не на то, какая сторона, какое начало выдвигается в нем на первый план. Тем не менее эти понятия несут определенный ' оциальный оттенок в характеристике творчества. Любительское связывается со стихийностью творчества, его нерегламентирован­ностью, естественностью бытового или праздничного проявления. Самодеятельное указывает на роль государственных структур в организации творчества, его плановость, участие различных соци-ильных институтов в предоставлении условий для развертывании тех форм творчества, которые не могут полноценно развиваться в иных условиях.

Научного объяснения терминам, обозначающим различные формы народного творчества, за исключением фольклора, фольк-лоризма, неофольклора, вплоть до последней четверти XX в. не существовало. Наименования "любительское" и "самодеятельное" стали употребляться в известном смысле как равнозначные. Они могут оставаться приемлемыми на современном уровне состояния понятийного аппарата в теории народного творчества, что не снимает необходимости их дальнейшего уточнения.

ЛЕКЦИЯ 11

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...