Массовый характер народного художественного творчества
Народное творчество выступает как явление всеобщее, массовое в художественной культуре общества. Массовость народного творчества — сущностная черта, присущая ему начиная с древнейших форм. В отличие от элитарного и даже массового искусства, творцами которых являются группы специально подготовленных людей, народное творчество предоставляет поле для художественной деятельности всем слоям и группам, каждому человеку. Этот фактор, с одной стороны, определяет соответствующие формы его производства, распространения и потребления (организованные и неорганизованные, институционализированные и неинституцио-нализированные и т.д.), с другой — особенности бытования как массового явления. В последние годы понятие "массовое художественное творчество" употребляется чаще всего для обозначения художественных явлений любительского происхождения. В этом подходе — проявление известной исторической закономерности, связанной с расширением субъекта творчества от отдельного класса (крестьянства) до основной части дееспособного населения. Какая-либо группа не может быть исключена по причинам профессионального, этнического, социального, религиозного характера. Участие интеллигенции, студентов, учащихся, рабочих в творчестве приобретает социальное значение. Архаический фольклор как наиболее древний вид творчества был явлением крестьянским по преимуществу. Постепенно с формированием новых классов и социальных групп он "терял" своих носителей, которые по различным причинам покинули деревню и стали носителями другого типа народного творчества, в частности мещанского и рабочего фольклора, любительского организованного творчества. Внутри творчества происходило как бы "перераспределение" рядов его участников.
Понятие "массовость" приобретает социологический смысл, если посмотреть на него с точки зрения социального состава участвующих. Из числа носителей народной культуры исключаются нередко представители нетрудящихся классов, часть интеллигенции и т.п. Народное искусство иногда как бы замыкают рамками творчества "низов" и противопоставляют культуре профессионального меньшинства, однако это ограниченная позиция.
172 ________________________ Раздел II. Лекци я 12 Понятие "массовость" принимает на себя информационную нагрузку эстетического плана, если оно расшифровывается как малохудожественное, примитивное, малоценное и т. п. Происходит подмена социальных и эстетических характеристик. Народному творчеству дается эстетическая оценка, которая негативно характеризует его потенциал. Понятие "массовое" творчество по сути меняет свою информационную определенность, размывается его социальный смысл, появляются определенные негативные психологические ассоциации. Данное обстоятельство во многом обусловлено тем, что в течение долгого времени массовое художественное творчество ассоциировалось лишь с формами художественной самодеятельности. Вопрос с отнесением к массовым явлениям разных видов народного художественного творчества достаточно запутан. Массовое художественное творчество включает в себя фольклор и художественную самодеятельность1. Но из массового творчества исключили различные виды прикладного, декоративного, изобразительного искусства, а также многочисленные формы любительского творчества. Ф.И.Прокофьев, наоборот, включил в массовое художественное творчество народное (традиционное) искусство, произведения советских самодеятельных художников, исполнительское творчество всех самодеятельных художников (прошлого и настоящего) и множество произведений профессионального искусства2. Массовое творчество оказывается ограниченным изобразительным (современным и 1радиционным) искусством, сужаются его границы. Но массовость других форм творчества как бы подразумевается. Не случайно Ф.И.Прокофьев вынужден признать, что предмет массового искусства - "предельно широкий, не ограниченный рамками фольклора или художественной самодеятельности"3.
Несколько прямолинейное толкование явлению дается в том случае, когда к одному виду творчества добавляют механически другие, получая тем самым якобы новое явление. "Массовое художественное творчество трудящихся - понятие гораздо более широкое, чем традиционная "художественная самодеятельность", - пишет П.А.Павлов. Массовое художественное творчество включает, по его мнению, кроме участников драматической, музыкальной, хоровой, хореографической самодеятельности фото- и кинолюбителей, мастеров чеканки, резьбы по дереву, других народных умельцев, также членов любительских объединений4. Понятие "массовое художественное творчество" должно нести прежде всего количественную характеристику явления. Хотя очевидна "двузначность" термина "массовость": как родовое свойство, родовая черта народного творчества и как социальная характе- 1 См.: Художественное творчество в системе социалистической культуры. Киев, 2 См.: Прокофьев Ф.И. Художественное творчество масс в условиях развитого со 3 Там же. 4 См.: Павлов ПА. Массовое художественное творчество трудящихся. М., 1976. Массовый характер народного художественного творчества 173 ристика определенной совокупности лиц, участвующих в творчестве. Это хорошо просматривается в следующем положении: "В противовес внеисторическому пониманию категории "народное искусство" утверждается все более признание самодеятельного творчества масс как органической составной части народного искусства"1. Расширение границ народного искусства за счет самодеятельного творчества не делает понятие более конкретно -историческим и тем более не говорит о его массовости.
Признание категории массовости в качестве родового признака народного творчества имеет важное значение с точки зрения уточнения движущих сил, характера этого творчества, его отличия от профессионального искусства. Уместно провести параллель с существующим в литературе понятием "творческое меньшинство" и "нетворческое большинство", нередко противопоставляемых искусствоведами, которые стремятся подчеркнуть особый статус художника в обществе. Речь должна идти о понимании массовости народного искусства не как эстетической категории, что наталкивает на представление о нем как искусстве недостаточно высокого уровня, а о потенциале искусства, сфере его бытования, количестве его творцов. Правильно говорить о массовости искусства, отвечающего всем эстетическим критериям, творцом которого являются народный художник, исполнитель, мастер. Массовое в данном случае может рассматриваться как отражение народным мастером менталитета, эстетики, художественных вкусов большого количества людей. В концентрированном виде они находят свое выражение в вершинных творениях народных мастеров, сказителей, певцов, исполнителей других жанров. Массовость в народном искусстве постоянно взаимодействует и соотносится с массовостью как одной из важнейших его эстетических и этнических характеристик. Сказанное означает необходимость весьма корректного отношения к понятию массовости народного искусства, постоянного учета двух как бы совпадающих и дополняющих начал — массовости как обозначения одной из количественных характеристик творчества и массовости как свойства, присущего этому творчеству. * * * Введение, принятие и научная разработка родовых свойств или характеристик народного творчества, как и всей народной художественной культуры, предоставляет новые возможности для более 1 Художественное творчество в системе социалистической культуры. Киев. 1986. С. 196. 174 Раздел II. Лекция 12 точного определения их сущности и названия. Широкоупотреби тельные ныне понятия "любительское творчество" "художественная самодеятельность", "массовое художественно творчество" относятся ко всем формам народного творчества, и^ каждое из них указывает на одну из его сторон. Поэтому можн говорить о недостаточной смысловой корректности этих понятий.
Понятие "народное искусство" в современных условиях было б правомерно употреблять в расширительном толковании, как подразумевающее все виды и жанры народного творчества. Это понятие не может быть идентифицировано ни с понятием "художественная самодеятельность", ни ограничиваться сферой декоративно-прикладного творчества. Современное понятие "фольклор" не только все больше соотносится с архаическими пластами культуры, но и включает неофольклор, бытовой фольклоризм. Понятие "народное искусство" говорит о качественно новых параметрах, ставших присущими всей народной культуре в современных условиях. Для большей точности этого термина возможно употребление понятий "современное" и "традиционное" народное искусство, которые отражают факт модернизации самого явления. Другими словами, наименования форм народного искусства должны нести в себе не указание на ту или иную их характеристику (присущую всем формам, видам, жанрам), определять не социологическую или количественную характеристику, а истори-ко-эстетическую сущность. Народная художественная культура, имея сегодня по существу те же параметры функционирования, что массовая и профессиональная, отличается от них утилитарно-эстетическими особенностями. Таким образом, можно выйти на понимание общего и особенного в элитарном, народном и массовом искусстве, каждое из которых имеет множество точек соприкосновения с другими образованиями в развитии, функционировании, движущих силах.
176 Раздел III. ФОРМЫ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ Народная художественная культура представляет собой результат и постоянный процесс бытовой, а также особым образом социально-организованной деятельности различных слоев и групп населения, объединяемых понятием "народ". Как писал М.Горький, "народ — единственный и неиссякаемый источник ценностей духовных, первый по времени, красоте и гениальности творчества философ и поэт, создавший все великие поэмы, все трагедии земли и величайшую из них — историю всемирной культуры"1. Преобразующая деятельность человека рождает все многообразие форм духовной и материальной культуры, обеспечивает поступательное развитие цивилизации. В течение длительного времени (до XX в.) художественная деятельность вливалась в единое русло жизни народа и не воспринималась как специальный вид творчества, имеющий особые цели и задачи. Поэтому художественная деятельность является истоком, который обусловил формирование культурного, художественного пространства в жизни этноса.
Художественная деятельность — один из способов познания человеком самого себя, окружающего, а также моделирования отношений между человеком и природой, обществом, государством. Народное творчество отражает генезис становления человека как человека культуры. Художественная практика как феномен народной культуры прошла в своем развитии длительный исторический путь, отразила самые разнообразные явления, события, повороты истории этноса, времена его расцветов и стагнации, войн, борьбы за право на сохранение своей этнической самобытности. Сегодня во всем мире обнаружено огромное количество образцов художественно-творческой деятельности первобытного человека. До нас дошли наскальные рисунки, предметы домашней утвари, орудия труда и охоты, культовые принадлежности. Характер их исполнения и использования свидетельствует о том, что у наших далеких предков имелись зачатки художественно-образного мышления, художественной эстетики, художественного отражения мира. 1 Горький М. Преображение мира: Сб. статей, М., 1980. С. 81. Формы деятельности в народной культуре 177 Вплоть до появления специальной группы людей — профессио-и;шьньгх деятелей искусства — человек выступал субъектом художественного процесса. Усилиями первобытных художников, мастеров, поэтов, певцов создавались художественные изделия, которые передавались из поколения в поколение, от эпохи к эпохе. Постоянно используясь в обиходе, они переделывались, совершенствовались и видоизменялись.. Изделия бытового, трудового, культового назначения, относящиеся к ранним ступеням истории, представляют собой своеобразные формы художественной практики человека, прафольклор-ные или раннетрадиционные, раннефольклорные формы творчества. Прафольклорное творчество явилось предтечей и истоком более поздних форм крестьянской, земледельческой архаической культуры, которые в свою очередь определили тип фольклора, известный сегодня под названием классический. Гуманистические традиции, духовные ценности наследовались и развивались, передавались от поколения к поколению. Каждое из них обогащало эти традиции и ценности, вносило в жизнедеятельность свои самобытные художественные формы. Образцы народной художественной культуры сохранили характерные приметы эпох, социальных отношений, личности творца. Фольклор феодальной эпохи отражал патриархальное сознание, образ жизни и духовные устои земледельца как носителя архаической культуры. В недрах этого фольклора как его ветвь формировался фольклор мещанства, мастеровых, служивых и ратных людей и других жителей города. Художественная деятельность в сфере народной культуры имеет свои закономерности, характерные особенности и черты, родовые свойства. Созданный наиболее талантливым представителем, народным мастером образец, будь то прикладное изделие, песня, танец, поэтическое произведение, получившее или не получившее фиксацию, становится предметом коллективного творчества, приобретает яркие черты вариативности. В свою очередь каждый подлинный мастер, исполнитель, отражающий космос народной жизни, предстает как носитель коллективного мировоззрения и общепринятых, утилитарных, нравственных, эстетических ценностей. Образцы народной культуры отражают коллективное представление о красоте, ценностях жизни и бытия. 12 А.Каргин 17Й ^ 111 _______,___________ Раздел III Весьма зримо отражается в народном искусстве уровень социального развит» человеческого сообщества и состояние его материальной жизни. Эту связь своеоО разно отметил Г.В.Плеханов: "Первобытное искусство так ясно отражает в себе со стояние производительных сил, что теперь в сомнительных случаях по искусетпу делают вывод о состоянии этих сил"1. В этой взаимосвязи один из путей понимании характера взаимоотношений в народном творчестве духовного и материального, эстетического и прагматического, личностного и общинного. Народное творчество отражает своими средствами эволюцион ные и революционные общественные процессы, непосредственно участвует в них. В то же время оно остается самостоятельной формой общественного сознания. В нем периоды расцвета и упадка не всегда совпадают с расцветом и кризисом самого общества. Таким образом, проявляется общая закономерность, харак терная для искусства в целом, отмеченная в свое время К.Марксом: "Относительно искусства известно, что определенные периоды его расцвета отнюдь не находятся в соответствии с общим развитием общества, а следовательно, также и с развитием материальной основы последнего, составляющей как бы скелет его организации"2. В России на рубеже Х1Х-ХХ вв. в условиях крайней политической и социальной нестабильности пышным цветом расцвело народное и профессиональное искусство. М.Горький в 1917 г. подчеркивал, что в этот период "русский народ обнаружил изумительную силу, создав при наличии ужаснейших условий прекрасную литературу, удивительную живопись и оригинальную музыку, которой восхищается весь мир... Возникнув в условиях невообразимо трудных, это изумительное творчество совершено со сказочной быстротой"3. С какими же наиболее важными сторонами в развитии общества и государства следует увязывать изменения в истории народного творчества? Если положить в основу становление и развитие этноса, то, безусловно, этот показатель по-своему выстроит и основные этапы его творчества. Если взять в качестве исходной историю общественного развития, то уже получается несколько иная картина. В последнее время периодизацию народного творчества нередко строят с учетом стратификации общества, появления и развития классов, социальных групп, слоев. Различные подходы, которые могут быть взяты за основу, не являясь неверными, могут стать односторонними. Вероятно, должны существовать несколько 1 Плеханов Г.В. Искусство и литература. М., 1948. С. 63. 2 Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве. М., 1976. С. 153. 3 Горький М. Преображение мира. С. 153. _____________ Формы деятельности в народной культуре ___________ 179 "пдов исторической периодизации народного творчества, которые Ь учитывали все перечисленные факторы, но за основу взять |\пьтурно-историческую линию в развитии этноса и его отдельных групп, слоев. Таким образом мы получим полистадиальную периодизацию, отдельные этапы которой не противоречат, а дополняют друг друга. Народное творчество отражает внутреннюю дифференциацию Традиционный архаический фольклор, с одной стороны, пре-гсрпевал изменения, приближался к запросам, поставленным но-иыми социальными слоями, а с другой — на его почве складыва-шсь новые направления народного творчества — любительские. Фольклорные формы творчества породили новые художественные пиления, что с особой остротой проявилось в России после революции. Российской фольклористике предстоит решить сложную вдачу по переосмыслению наработанного теоретического багажа применительно к народному творчеству советского, а теперь уже и постсоветского периода, ибо наряду с методологически верными, точными решениями некоторых проблем были допущены серьезные просчеты, конъюнктурные выводы, диктуемые идеологическими постулатами. Прежде всего требует весьма тщательного пересмотра наследие В.И.Ленина, его сподвижников М.И.Калинина, Н.К.Крупской А.В.Луначарского, многие высказывания которых произвольно "привязывали" к сфере народного искусства и культуры. То же самое относится и к трудам К.Маркса и Ф.Энгельса. Думается, теоретическое наследие В.И.Ленина, его теория народного творчества как основного фактора "новой общественности" получили вульгаризированное толко-иание и практическое воплощение. Если выстроить, хотя бы схематично, общепринятую логику рассуждений о ленинской концепции народного творчества, то можно говорить о том, что основная ее идея сводилась, во-первых, к полному доминированию коллективного над индивидуальным; во-вторых, к доминированию непрофессионального большинства над профессиональным меньшинством; в-третьих, к резкой и однозначной смене парадигм в духовном развитии России; в-четвертых, к унификации форм культурного самовыражения народа и уничтожению какого-либо инакомыслия; в-пятых, к однозначному и жесткому руководству культурой, народным георчеством со стороны пролетариата и крестьянства. Раздел III Формы деятельности в народной культуре 181
Эти идеи, изложенные в самых общих чертах В.И.Лениным, реализовывались не практике в течение нескольких десятилетий'. Оценка художественного творчеспш | советский период требует взвешенности и объективности: нередко восторженней восприятие массового художественного творчества приводило к неверной и одной о ронней трактовке происходящего в нем. Сложное соподчинение народного творчества с общеполитиче скими и социальными факторами, его нередко искусственная включенность в политические структуры общества, с одной сто роны, и активное проведение со стороны государства, партийны * и общественных организаций по отношению к традиционному творчеству целенаправленной линии на подавление — с другой, вынуждают признать наличие искусственно созданных неблагоприятных условий для его развития в России уже в 20-30-е годы Особенно это касается обрядовых и фольклорных форм творчест ва. Народное художественное творчество предстает в большинстне работ 60-80-х годов, не говоря уже о работах 30-50-х, как однородное, не диалектичное явление, в котором не было серьезных противоречий, сложных изломов, недостатков в организации. Весь его путь представлен как постоянный рост рядов, обогащение жанрового состава, повышение мастерства участников2. Существование же определенных недостатков связывалось с узкими, за частую технологическими и методическими проблемами, низкой квалификацией руководителей, отсутствием репертуара. Но эти факторы имеют вторичный характер. Первопричиной всех бед являлось игнорирование основополагающих принципов развития народного творчества, его демократической природы, навязывание не свойственных ему политических и идеологических функций, что влекло за собой серьезные проблемы в его развитии, падение его престижа, забвение многих жанров и размывание вековых пластов художественных традиций. Осознание этих потерь ныне сопровождается попытками восстановить естественные механизмы социального функционирования народного творчества. Возвраща- 1 См.: Пинегина Л. А. Советский рабочий класс и художественная культура. 1917-1932. М, 1984. С. 3-4; Самодеятельное художественное творчество в СССР. Очерки истории. Кн. 1-2. М., 1995. См.: Алексеева Л.Я. От рабочих кружков к народным коллективам. М., 1973; Прокофьев Ф.И. Художественное творчество масс в условиях развитого социализма. Киев, 1978; Сафонов Л.Г. Художественная самодеятельность как средство коммунистического воспитания. Воронеж, 1981; Художественная самодеятельность: вопросы развития и руководства//Труды НИИ культуры. Т. 88. М., 1980; а также многочисленные сборники научных трудов по вопросам самодеятельного творчества НИИ культуры ЛГИК им. Н.К.Крупской, МГИК, других вузов, относящиеся к 1970- 1ЭЩ гг. ется в обиход традиционное прикладное искусство, формируются (груктуры его поддержки и возрождения. Все больший упор делается на фольклорные формы творчества, на возрождение фольк-морной среды. Народное творчество преобразуется с учетом новых тциально-исторических реалий, становится фактом нового бытия чинности; это открывает принципиально новые предпосылки для привлечения личности в творческую деятельность. Народное художественное творчество сейчас переоценивается с гонки зрения его социального статуса, роли и места в национально-культурном возрождении. Изменение эстетической доктрины Российского государства, переход от единой, социалистической по содержанию и национальной по форме культуры к культурно-национальному многообразию и плюрализму ставит вопрос о возрождении наиболее традиционных, устойчивых, существенных сторон и свойств народного творчества. Многие концептуальные положения, разрабатывавшиеся и внедрявшиеся долгое время в практику, оказались малопродуктивными. Современное народное творчество восстанавливает генетическую связь как с дореволюционным, так и послереволюционным крестьянским и городским фольклором, во многих позициях утраченную. Этносу возвращается его историческая функция носителя творческого потенциала, создателя, реального и единственного защитника и хранителя национальных духовных ценностей. Отсюда -переосмысление значения художественного творчества в обеспечении жизнедеятельности личности. Происходят глобальные изменения в системе отношений "человек — творчество", "человек — искусство", которая становится все более открытой, менее регламентируемой и жестко контролируемой государством. Творчество становится личностной категорией, относящейся к числу основополагающих характеристик жизни этноса. Формы народного творчества, фольклора напрямую связываются с их важной ролью в возрождении духовного облика России, с возвращением традиционной культуры в число национальных ценностей.
Фольклор в контексте народной культуры 183 ЛЕКЦИЯ 1
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|