Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Массовый характер народного художественного творчества




Народное творчество выступает как явление всеобщее, массо­вое в художественной культуре общества. Массовость народного творчества — сущностная черта, присущая ему начиная с древнейших форм. В отличие от элитарного и даже массового искусства, твор­цами которых являются группы специально подготовленных лю­дей, народное творчество предоставляет поле для художественной деятельности всем слоям и группам, каждому человеку. Этот фак­тор, с одной стороны, определяет соответствующие формы его производства, распространения и потребления (организованные и неорганизованные, институционализированные и неинституцио-нализированные и т.д.), с другой — особенности бытования как массового явления.

В последние годы понятие "массовое художественное творчест­во" употребляется чаще всего для обозначения художественных явлений любительского происхождения. В этом подходе — прояв­ление известной исторической закономерности, связанной с рас­ширением субъекта творчества от отдельного класса (кресть­янства) до основной части дееспособного населения. Какая-либо группа не может быть исключена по причинам профессиональ­ного, этнического, социального, религиозного характера. Участие интеллигенции, студентов, учащихся, рабочих в творчестве приоб­ретает социальное значение.

Архаический фольклор как наиболее древний вид творчества был явлением крестьянским по преимуществу. Постепенно с формированием новых классов и социальных групп он "терял" своих носителей, которые по различным причинам покинули де­ревню и стали носителями другого типа народного творчества, в частности мещанского и рабочего фольклора, любительского ор­ганизованного творчества. Внутри творчества происходило как бы "перераспределение" рядов его участников.

Понятие "массовость" приобретает социологический смысл, если посмотреть на него с точки зрения социального состава уча­ствующих. Из числа носителей народной культуры исключаются нередко представители нетрудящихся классов, часть интеллиген­ции и т.п. Народное искусство иногда как бы замыкают рамками творчества "низов" и противопоставляют культуре профессио­нального меньшинства, однако это ограниченная позиция.


 

 


172 ________________________ Раздел II. Лекци я 12

Понятие "массовость" принимает на себя информационную нагрузку эстетического плана, если оно расшифровывается как малохудожественное, примитивное, малоценное и т. п. Происхо­дит подмена социальных и эстетических характеристик. Народно­му творчеству дается эстетическая оценка, которая негативно ха­рактеризует его потенциал. Понятие "массовое" творчество по сути меняет свою информационную определенность, размывается его социальный смысл, появляются определенные негативные психологические ассоциации. Данное обстоятельство во многом обусловлено тем, что в течение долгого времени массовое художе­ственное творчество ассоциировалось лишь с формами художест­венной самодеятельности.

Вопрос с отнесением к массовым явлениям разных видов народного художест­венного творчества достаточно запутан. Массовое художественное творчество вклю­чает в себя фольклор и художественную самодеятельность1. Но из массового творче­ства исключили различные виды прикладного, декоративного, изобразительного искусства, а также многочисленные формы любительского творчества. Ф.И.Прокофьев, наоборот, включил в массовое художественное творчество народное (традиционное) искусство, произведения советских самодеятельных художников, исполнительское творчество всех самодеятельных художников (прошлого и настоя­щего) и множество произведений профессионального искусства2. Массовое творчест­во оказывается ограниченным изобразительным (современным и 1радиционным) искусством, сужаются его границы. Но массовость других форм творчества как бы подразумевается. Не случайно Ф.И.Прокофьев вынужден признать, что предмет мас­сового искусства - "предельно широкий, не ограниченный рамками фольклора или художественной самодеятельности"3.

Несколько прямолинейное толкование явлению дается в том случае, когда к од­ному виду творчества добавляют механически другие, получая тем самым якобы новое явление. "Массовое художественное творчество трудящихся - понятие гораздо более широкое, чем традиционная "художественная самодеятельность", - пишет П.А.Павлов. Массовое художественное творчество включает, по его мнению, кроме участников драматической, музыкальной, хоровой, хореографической самодеятель­ности фото- и кинолюбителей, мастеров чеканки, резьбы по дереву, других народных умельцев, также членов любительских объединений4.

Понятие "массовое художественное творчество" должно нести прежде всего количественную характеристику явления. Хотя оче­видна "двузначность" термина "массовость": как родовое свойст­во, родовая черта народного творчества и как социальная характе-

1 См.: Художественное творчество в системе социалистической культуры. Киев,
1986. С. 192.

2 См.: Прокофьев Ф.И. Художественное творчество масс в условиях развитого со­
циализма. С. 27.

3 Там же.

4 См.: Павлов ПА. Массовое художественное творчество трудящихся. М., 1976.
С. 4.


Массовый характер народного художественного творчества 173

ристика определенной совокупности лиц, участвующих в творче­стве. Это хорошо просматривается в следующем положении: "В противовес внеисторическому пониманию категории "народное искусство" утверждается все более признание самодеятельного творчества масс как органической составной части народного ис­кусства"1. Расширение границ народного искусства за счет само­деятельного творчества не делает понятие более конкретно -историческим и тем более не говорит о его массовости.

Признание категории массовости в качестве родового признака народного творчества имеет важное значение с точки зрения уточнения движущих сил, характера этого творчества, его отличия от профессионального искусства. Уместно провести параллель с существующим в литературе понятием "творческое меньшинство" и "нетворческое большинство", нередко противопоставляемых ис­кусствоведами, которые стремятся подчеркнуть особый статус ху­дожника в обществе. Речь должна идти о понимании массовости народного искусства не как эстетической категории, что наталки­вает на представление о нем как искусстве недостаточно высокого уровня, а о потенциале искусства, сфере его бытования, количест­ве его творцов.

Правильно говорить о массовости искусства, отвечающего всем эстетическим критериям, творцом которого являются народный художник, исполнитель, мастер. Массовое в данном случае может рассматриваться как отражение народным мастером менталитета, эстетики, художественных вкусов большого количества людей. В концентрированном виде они находят свое выражение в вершин­ных творениях народных мастеров, сказителей, певцов, исполни­телей других жанров. Массовость в народном искусстве постоянно взаимодействует и соотносится с массовостью как одной из важ­нейших его эстетических и этнических характеристик.

Сказанное означает необходимость весьма корректного отно­шения к понятию массовости народного искусства, постоянного учета двух как бы совпадающих и дополняющих начал — массово­сти как обозначения одной из количественных характеристик творчества и массовости как свойства, присущего этому творчест­ву.

* * *

Введение, принятие и научная разработка родовых свойств или характеристик народного творчества, как и всей народной художе­ственной культуры, предоставляет новые возможности для более

1 Художественное творчество в системе социалистической культуры. Киев. 1986. С. 196.


 

174 Раздел II. Лекция 12

точного определения их сущности и названия. Широкоупотреби тельные ныне понятия "любительское творчество" "художественная самодеятельность", "массовое художественно творчество" относятся ко всем формам народного творчества, и^ каждое из них указывает на одну из его сторон. Поэтому можн говорить о недостаточной смысловой корректности этих понятий.

Понятие "народное искусство" в современных условиях было б правомерно употреблять в расширительном толковании, как подразу­мевающее все виды и жанры народного творчества. Это понятие не может быть идентифицировано ни с понятием "художественная самодеятельность", ни ограничиваться сферой декоративно-прикладного творчества.

Современное понятие "фольклор" не только все больше соот­носится с архаическими пластами культуры, но и включает нео­фольклор, бытовой фольклоризм. Понятие "народное искусство" говорит о качественно новых параметрах, ставших присущими всей народной культуре в современных условиях. Для большей точности этого термина возможно употребление понятий "современное" и "традиционное" народное искусство, которые отражают факт модернизации самого явления.

Другими словами, наименования форм народного искусства должны нести в себе не указание на ту или иную их характери­стику (присущую всем формам, видам, жанрам), определять не социологическую или количественную характеристику, а истори-ко-эстетическую сущность. Народная художественная культура, имея сегодня по существу те же параметры функционирования, что массовая и профессиональная, отличается от них утилитарно-эстетическими особенностями.

Таким образом, можно выйти на понимание общего и особен­ного в элитарном, народном и массовом искусстве, каждое из ко­торых имеет множество точек соприкосновения с другими образо­ваниями в развитии, функционировании, движущих силах.


 


 


 


 


 


 

176

Раздел III. ФОРМЫ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ

Народная художественная культура представляет собой резуль­тат и постоянный процесс бытовой, а также особым образом со­циально-организованной деятельности различных слоев и групп населения, объединяемых понятием "народ". Как писал М.Горький, "народ — единственный и неиссякаемый источник ценностей духовных, первый по времени, красоте и гениальности творчества философ и поэт, создавший все великие поэмы, все трагедии земли и величайшую из них — историю всемирной куль­туры"1.

Преобразующая деятельность человека рождает все многообра­зие форм духовной и материальной культуры, обеспечивает посту­пательное развитие цивилизации. В течение длительного времени (до XX в.) художественная деятельность вливалась в единое русло жизни народа и не воспринималась как специальный вид творче­ства, имеющий особые цели и задачи. Поэтому художественная деятельность является истоком, который обусловил формирование культурного, художественного пространства в жизни этноса.

Художественная деятельность — один из способов познания че­ловеком самого себя, окружающего, а также моделирования от­ношений между человеком и природой, обществом, государством. Народное творчество отражает генезис становления человека как че­ловека культуры. Художественная практика как феномен народной культуры прошла в своем развитии длительный исторический путь, отразила самые разнообразные явления, события, повороты истории этноса, времена его расцветов и стагнации, войн, борьбы за право на сохранение своей этнической самобытности.

Сегодня во всем мире обнаружено огромное количество образ­цов художественно-творческой деятельности первобытного чело­века. До нас дошли наскальные рисунки, предметы домашней ут­вари, орудия труда и охоты, культовые принадлежности. Характер их исполнения и использования свидетельствует о том, что у на­ших далеких предков имелись зачатки художественно-образного мышления, художественной эстетики, художественного отражения мира.

1 Горький М. Преображение мира: Сб. статей, М., 1980. С. 81.


Формы деятельности в народной культуре 177

Вплоть до появления специальной группы людей — профессио-и;шьньгх деятелей искусства — человек выступал субъектом худо­жественного процесса. Усилиями первобытных художников, мас­теров, поэтов, певцов создавались художественные изделия, кото­рые передавались из поколения в поколение, от эпохи к эпохе. Постоянно используясь в обиходе, они переделывались, совер­шенствовались и видоизменялись..

Изделия бытового, трудового, культового назначения, относя­щиеся к ранним ступеням истории, представляют собой своеоб­разные формы художественной практики человека, прафольклор-ные или раннетрадиционные, раннефольклорные формы творчества.

Прафольклорное творчество явилось предтечей и истоком бо­лее поздних форм крестьянской, земледельческой архаической культуры, которые в свою очередь определили тип фольклора, из­вестный сегодня под названием классический.

Гуманистические традиции, духовные ценности наследовались и развивались, передавались от поколения к поколению. Каждое из них обогащало эти традиции и ценности, вносило в жизнедея­тельность свои самобытные художественные формы.

Образцы народной художественной культуры сохранили харак­терные приметы эпох, социальных отношений, личности творца. Фольклор феодальной эпохи отражал патриархальное сознание, образ жизни и духовные устои земледельца как носителя архаиче­ской культуры. В недрах этого фольклора как его ветвь формиро­вался фольклор мещанства, мастеровых, служивых и ратных лю­дей и других жителей города.

Художественная деятельность в сфере народной культуры име­ет свои закономерности, характерные особенности и черты, родо­вые свойства.

Созданный наиболее талантливым представителем, народным мастером образец, будь то прикладное изделие, песня, танец, по­этическое произведение, получившее или не получившее фикса­цию, становится предметом коллективного творчества, приобретает яркие черты вариативности. В свою очередь каждый подлинный мастер, исполнитель, отражающий космос народной жизни, предстает как носитель коллективного мировоззрения и общепринятых, утили­тарных, нравственных, эстетических ценностей. Образцы народной культуры отражают коллективное представление о красоте, ценно­стях жизни и бытия.

12 А.Каргин


17Й ^

111 _______,___________ Раздел III

Весьма зримо отражается в народном искусстве уровень социального развит» человеческого сообщества и состояние его материальной жизни. Эту связь своеоО разно отметил Г.В.Плеханов: "Первобытное искусство так ясно отражает в себе со стояние производительных сил, что теперь в сомнительных случаях по искусетпу делают вывод о состоянии этих сил"1. В этой взаимосвязи один из путей понимании характера взаимоотношений в народном творчестве духовного и материального, эс­тетического и прагматического, личностного и общинного.

Народное творчество отражает своими средствами эволюцион ные и революционные общественные процессы, непосредственно участвует в них. В то же время оно остается самостоятельной формой общественного сознания. В нем периоды расцвета и упадка не всегда совпадают с расцветом и кризисом самого обще­ства. Таким образом, проявляется общая закономерность, харак терная для искусства в целом, отмеченная в свое время К.Марксом: "Относительно искусства известно, что определенные периоды его расцвета отнюдь не находятся в соответствии с об­щим развитием общества, а следовательно, также и с развитием материальной основы последнего, составляющей как бы скелет его организации"2.

В России на рубеже Х1Х-ХХ вв. в условиях крайней политиче­ской и социальной нестабильности пышным цветом расцвело на­родное и профессиональное искусство. М.Горький в 1917 г. под­черкивал, что в этот период "русский народ обнаружил изуми­тельную силу, создав при наличии ужаснейших условий прекрас­ную литературу, удивительную живопись и оригинальную музыку, которой восхищается весь мир... Возникнув в условиях невообра­зимо трудных, это изумительное творчество совершено со сказоч­ной быстротой"3.

С какими же наиболее важными сторонами в развитии общест­ва и государства следует увязывать изменения в истории народ­ного творчества? Если положить в основу становление и развитие этноса, то, безусловно, этот показатель по-своему выстроит и ос­новные этапы его творчества. Если взять в качестве исходной ис­торию общественного развития, то уже получается несколько иная картина. В последнее время периодизацию народного творчества нередко строят с учетом стратификации общества, появления и развития классов, социальных групп, слоев. Различные подходы, которые могут быть взяты за основу, не являясь неверными, могут стать односторонними. Вероятно, должны существовать несколько

1 Плеханов Г.В. Искусство и литература. М., 1948. С. 63.

2 Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве. М., 1976. С. 153.

3 Горький М. Преображение мира. С. 153.


_____________ Формы деятельности в народной культуре ___________ 179

"пдов исторической периодизации народного творчества, которые Ь учитывали все перечисленные факторы, но за основу взять |\пьтурно-историческую линию в развитии этноса и его отдель­ных групп, слоев. Таким образом мы получим полистадиальную периодизацию, отдельные этапы которой не противоречат, а до­полняют друг друга.

Народное творчество отражает внутреннюю дифференциацию
и носа, полистадиальность его формирования. Например, в конце
МХ в. в России наряду с архаическим, крестьянским фольклором
формируется рабочий фольклор, а затем появляются разнообраз-
.... е организованные любительские кружки интеллигенции, сту­
денчества, т. е. внутри народного творчества как целостного явле­
ния происходили сложные, противоречивые процессы градации и
щюбления.

Традиционный архаический фольклор, с одной стороны, пре-гсрпевал изменения, приближался к запросам, поставленным но-иыми социальными слоями, а с другой — на его почве складыва-шсь новые направления народного творчества — любительские. Фольклорные формы творчества породили новые художественные пиления, что с особой остротой проявилось в России после рево­люции. Российской фольклористике предстоит решить сложную вдачу по переосмыслению наработанного теоретического багажа применительно к народному творчеству советского, а теперь уже и постсоветского периода, ибо наряду с методологически верными, точными решениями некоторых проблем были допущены серьез­ные просчеты, конъюнктурные выводы, диктуемые идеологиче­скими постулатами.

Прежде всего требует весьма тщательного пересмотра наследие В.И.Ленина, его сподвижников М.И.Калинина, Н.К.Крупской А.В.Луначарского, многие высказыва­ния которых произвольно "привязывали" к сфере народного искусства и культуры. То же самое относится и к трудам К.Маркса и Ф.Энгельса.

Думается, теоретическое наследие В.И.Ленина, его теория народного творчества как основного фактора "новой общественности" получили вульгаризированное толко-иание и практическое воплощение. Если выстроить, хотя бы схематично, общепри­нятую логику рассуждений о ленинской концепции народного творчества, то можно говорить о том, что основная ее идея сводилась, во-первых, к полному доминирова­нию коллективного над индивидуальным; во-вторых, к доминированию непрофес­сионального большинства над профессиональным меньшинством; в-третьих, к резкой и однозначной смене парадигм в духовном развитии России; в-четвертых, к унифи­кации форм культурного самовыражения народа и уничтожению какого-либо инако­мыслия; в-пятых, к однозначному и жесткому руководству культурой, народным георчеством со стороны пролетариата и крестьянства.



Раздел III


Формы деятельности в народной культуре 181


 


Эти идеи, изложенные в самых общих чертах В.И.Лениным, реализовывались не практике в течение нескольких десятилетий'. Оценка художественного творчеспш | советский период требует взвешенности и объективности: нередко восторженней восприятие массового художественного творчества приводило к неверной и одной о ронней трактовке происходящего в нем.

Сложное соподчинение народного творчества с общеполитиче скими и социальными факторами, его нередко искусственная включенность в политические структуры общества, с одной сто роны, и активное проведение со стороны государства, партийны * и общественных организаций по отношению к традиционному творчеству целенаправленной линии на подавление — с другой, вынуждают признать наличие искусственно созданных неблаго­приятных условий для его развития в России уже в 20-30-е годы Особенно это касается обрядовых и фольклорных форм творчест ва.

Народное художественное творчество предстает в большинстне работ 60-80-х годов, не говоря уже о работах 30-50-х, как одно­родное, не диалектичное явление, в котором не было серьезных противоречий, сложных изломов, недостатков в организации. Весь его путь представлен как постоянный рост рядов, обогащение жанрового состава, повышение мастерства участников2. Сущест­вование же определенных недостатков связывалось с узкими, за частую технологическими и методическими проблемами, низкой квалификацией руководителей, отсутствием репертуара. Но эти факторы имеют вторичный характер. Первопричиной всех бед являлось игнорирование основополагающих принципов развития народного творчества, его демократической природы, навязывание не свойственных ему политических и идеологических функций, что влекло за собой серьезные проблемы в его развитии, падение его престижа, забвение многих жанров и размывание вековых пластов художественных традиций. Осознание этих потерь ныне сопровождается попытками восстановить естественные механизмы социального функционирования народного творчества. Возвраща-

1 См.: Пинегина Л. А. Советский рабочий класс и художественная культура. 1917-1932. М, 1984. С. 3-4; Самодеятельное художественное творчество в СССР. Очерки истории. Кн. 1-2. М., 1995.

См.: Алексеева Л.Я. От рабочих кружков к народным коллективам. М., 1973; Про­кофьев Ф.И. Художественное творчество масс в условиях развитого социализма. Ки­ев, 1978; Сафонов Л.Г. Художественная самодеятельность как средство коммунисти­ческого воспитания. Воронеж, 1981; Художественная самодеятельность: вопросы развития и руководства//Труды НИИ культуры. Т. 88. М., 1980; а также многочис­ленные сборники научных трудов по вопросам самодеятельного творчества НИИ культуры ЛГИК им. Н.К.Крупской, МГИК, других вузов, относящиеся к 1970- 1ЭЩ гг.


ется в обиход традиционное прикладное искусство, формируются (груктуры его поддержки и возрождения. Все больший упор дела­ется на фольклорные формы творчества, на возрождение фольк-морной среды. Народное творчество преобразуется с учетом новых тциально-исторических реалий, становится фактом нового бытия чинности; это открывает принципиально новые предпосылки для привлечения личности в творческую деятельность.

Народное художественное творчество сейчас переоценивается с гонки зрения его социального статуса, роли и места в националь­но-культурном возрождении. Изменение эстетической доктрины Российского государства, переход от единой, социалистической по содержанию и национальной по форме культуры к культурно-национальному многообразию и плюрализму ставит вопрос о воз­рождении наиболее традиционных, устойчивых, существенных сторон и свойств народного творчества.

Многие концептуальные положения, разрабатывавшиеся и вне­дрявшиеся долгое время в практику, оказались малопродуктивны­ми. Современное народное творчество восстанавливает генетиче­скую связь как с дореволюционным, так и послереволюционным крестьянским и городским фольклором, во многих позициях утра­ченную.

Этносу возвращается его историческая функция носителя твор­ческого потенциала, создателя, реального и единственного защит­ника и хранителя национальных духовных ценностей. Отсюда -переосмысление значения художественного творчества в обеспе­чении жизнедеятельности личности. Происходят глобальные из­менения в системе отношений "человек — творчество", "человек — искусство", которая становится все более открытой, менее регла­ментируемой и жестко контролируемой государством. Творчество становится личностной категорией, относящейся к числу осново­полагающих характеристик жизни этноса.

Формы народного творчества, фольклора напрямую связывают­ся с их важной ролью в возрождении духовного облика России, с возвращением традиционной культуры в число национальных ценностей.

 


Фольклор в контексте народной культуры 183


ЛЕКЦИЯ 1

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...