Слабовыраженных отклонений.
Стр 1 из 10Следующая ⇒ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОЛОГИЯ ДЕТЕЙ С ЗПР» Составитель: Н.Ю. Верхотурова 1. Предмет и задачи психологии детей со слабовыраженными отклонениями в психическом развитии. 2. Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии. 3. История развития взглядов на происхождение, развитие и перспективы преодоления болезненных состояний: нозоцентрическая, антропоцентрическая и социоцентрическая модели. 4. Закономерности психического развития в норме и патологии. 5. Роль биологической и социальной детерминации в генезе нарушений развития. Л.С.Выготский о соотношении биологической и культурной линии развития. 6. Основные методологические принципы специальной психологии. 7. Методы специальной психологии. 8. Понятие среднестатистической нормы развития и её использование в практической деятельности специального психолога. 9. Функциональная норма как генеральная стратегия специальной помощи детям с ЗПР. 10. Социально-психологическая адаптация как главный критерий нормального психического здоровья. Основные слагаемые успешной социально-психологической адаптации. 11. Понятие идеальной нормы развития. Типичные «видимые тенденции» изменения поведения и деятельности у детей с ЗПР. 12. Общие закономерности аномального развития. 13. Дефект и его структура в учении Л.С. Выготского. 14. Дефект и компенсация. Условия превращения «минус – дефекта» в «плюс компенсацию». 15. Возрастная обусловленность дефектов развития. 16. Понятие о зоне ближайшего развития, сензитивных периодах, первичном и вторичных дефектах (по Л.С.Выготскому). 17. ЗПР как специфический вид дизонтогенеза. Время появления,
представленность в популяции. Кодификация в международной классификации болезней 9-го и 10-го пересмотров (DSM - III - R и DSM - IV). 18. Определение. Причины и механизмы слабовыраженных отклонений. История выделения из детской популяции. 19. Основные классификации ЗПР по этиологическому принципу. Психолого-педагогическая классификация ЗПР по М.С.Певзнер. 20. Общие проявления психического развития детей при ЗПР. Психологические параметры ЗПР. 21. Основные устойчивые (ядерные) признаки ЗПР, возникающие на фоне церебральной органики. Различия от олигофрении. 22. Общая характеристика психического развития детей с церебрально- органическим вариантом задержки. 23. Особенности физического развития детей с ЗПР. 24. Понятие минимальной мозговой дисфункции. Динамика на протяжении онтогенеза ребёнка. Причины ММД. 25. Особенности психофизического развития детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, как проявление минимальной мозговой дисфункции. 26. Гиперактивность. Механизмы влияния на процесс социализации ребёнка с ЗПР. 27. Особенности развития познавательной сферы детей с ЗПР. 28. Типичные нарушения в двигательной сфере при ЗПР церебрально- органического генеза. 29. Психическое и социальное развитие дошкольников с различными формами ЗПР. 30. Внимание и его функции. Наиболее типичные нарушения внимания при ЗПР. Подходы к коррекции. 31. Характеристика речевых процессов детей с ЗПР. 32. Особенности развития восприятия дошкольников с ЗПР. Подходы к коррекции. 33. Особенности мыслительной деятельности при ЗПР разной степени тяжести. Подходы к коррекции. 34. Особенности мнемической деятельности детей с ЗПР. Подходы к коррекции. 35. Особенности эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР. Подходы к коррекции. 36. Особенности личности детей с ЗПР. 37. Особенности деятельности детей с ЗПР. 38. Готовность детей с ЗПР к школьному обучению в контексте
современных тенденций в общем и специальном образовании. 39. Особенности психического развития младших школьников с ЗПР. 40. Характеристика обучаемости как прогностического признака образовательных перспектив ребёнка с ЗПР. Мотивационно-целевые установки младших школьников с ЗПР. 41. Дифференциальная диагностика ЗПР от сходных состояний. 42. Проблемы ранней диагностики ЗПР церебрально-органического генеза. 43. Роль психологического сопровождения в системе коррекционно- развивающего обучения. Организация и содержание работы специального психолога в системе КРО. 44. Психологические закономерности, лежащие в основе коррекционно- воспитательной работы с детьми, имеющими ЗПР. 45. Виды психолого-педагогической помощи, оказываемые школьникам с ЗПР. ПСИХОЛОГИЯ ДЕТЕЙ СО СЛАБОВЫРАЖЕННЫМИ ОТКЛОНЕНИЯМИ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ (С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ - ЗПР)
ТЕМА № 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ ДЕТЕЙ СО СЛАБОВЫРАЖЕННЫМИ ОТКЛОНЕНИЯМИ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ПЛАН:
В 1. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В НОРМЕ И ПАТОЛОГИИ. В 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ. ПРИЧИНЫ И МЕХАНИЗМЫ СЛАБОВЫРАЖЕННЫХ ОТКЛОНЕНИЙ. В 3. ОСНОВНЫЕ КЛАССИФИКАЦИИ. В 4. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ ЗПР.
В 1. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В НОРМЕ И ПАТОЛОГИИ.
В 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ. ПРИЧИНЫ И МЕХАНИЗМЫ СЛАБОВЫРАЖЕННЫХ ОТКЛОНЕНИЙ.
Психология детей со слабовыраженными отклонениями в психическом развитии (ЗПР) - одно из направлений специальной психологии, занимающееся изучением своеобразия психического развития детей с лёгкими нарушениями развития, имеющими характер дисфункций и лёгких повреждений. В центре внимания данного направления - выявление специфических черт, присущих онтогенезу детей данной категории, определение как характерных для них недостатков, так и ресурсов развития, обуславливающих компенсаторные возможности ребёнка.
ЗАДАЧИ: 1. Разработка принципов и методов раннего выявления слабовыраженных отклонений; 2. Вопросы дифференциальной диагностики, разработка принципов и методов психологической коррекции; 3. Разработка психологических основ концепции предупреждения и
устранения дисбаланса между процессами обучения и развития и индивидуальными возможностями детей данной категории.
ЗПР - является одной из наиболее частых форм нарушений психического онтогенеза. В популяции учащихся младших классов число таких детей колеблется от 5 – 11 %.
Первой фундаментальной публикацией о таких детях была монография А.Штрауса и Л.Летинен «Психопатология и обучение ребёнка с повреждениями мозга», вышедшая в США в 1947 г., где впервые были описаны особенности таких детей. Выделив детей, испытывающих трудности в обучении и изучив их истории развития, а также неврологический статус, Штраус и Летинен выявили у них наличие остаточных явлений слабо выраженных органических повреждений мозга на ранних этапах развития, которые, как можно было предположить, и являются причинами их трудностей. → они охарактеризовали этих детей как детей с минимальными повреждениями мозга - помимо трудностей в обучении у них отмечаются некоторые неадекватности в поведении (эмоциональные срывы, гиперактивность) и в то же время относительно высокие (в пределах нормы) показатели выполнения интеллектуальных тестов. НО! Поскольку не всегда имеются доказательства наличия органических повреждений мозга, чаще стал применяться термин «ДЕТИ СО СПЕЦИФИЧЕСКИМИ ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ» (определение согласно С.Кирку). Термин «специфические» был предложен, чтобы подчеркнуть отличие этих детей от у/о, от детей с недостатками слуха, зрения, двигательной системы и от случаев первичных нарушений речевого развития. Среди отечественных психологов корни в изучении данной проблемы в 50 г. в работы Г.Е.Сухаревой и др. отечественных психологов и психиатров. В своём классическом варианте термин «ЗПР» был озвучен и предложен классиками отечественной дефектологии Т.А.Власовой и М.С. Певзнер в 60 – 70 годы. В этих работах термин совершенно справедливо звучал как «ВРЕМЕННАЯ ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ» - тем самым декларировался тот факт, что через какой-то определённый срок эта задержка компенсируется, ребёнок догонит своих сверстников и его развитие войдёт в нормальное «русло». Т.е. введение этого подхода определило на долгие годы магистральный путь диагностики и коррекции огромного контингента детской популяции. Таким образом, - ЗПР понималась, как замедление темпа психического развития.
В дальнейшем этот подход получил своё развитие в также ставших классическими работах В.И.Лубовского, К.С. и В.В. Лебединских, У.В.Ульенковой и др. В Работах Г.Е.Сухаревой, Т.А.Власовой и М.С. Певзнер систематизированы основные варианты ЗПР. Так, по определению В.В.Лебединского (2003), ПРИ ЗПР - речь идёт лишь о замедлении его темпа, которое чаще обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности. НО! - в отличие от детей, страдающих олигофренией, эти дети достаточно сообразительны в пределах имеющихся знаний, значительно более продуктивны в использовании помощи. При этом, В ОДНИХ СЛУЧАЯХ - на первый план будет выступать задержка развития эмоциональной сферы (различные виды инфантилизма), а нарушения в интеллектуальной сфере выражены нерезко. В ДРУГИХ СЛУЧАЯХ, - наоборот, преобладает замедление развития интеллектуальной сферы.
Определение, применяемое в отечественной специальной психологии, характеризует ЗПР как нарушение темпа всего психического развития при наличии значительных потенциальных возможностей. ЗПР - временное нарушение, которое корригируется тем раньше, чем благоприятнее условия развития ребёнка.
ПРИЧИНЫ, ПРИВОДЯЩИЕ К ЗПР (по М.С.Певзнер и Т.А.Власовой): 1. Неблагоприятное течение беременности - болезни матери во время беременности (краснуха, паротит, грипп); - хронические соматические заболевания матери, начавшиеся ещё до беременности (порок сердца, диабет, заболевания щитовидной железы); - токсикозы, особенно во 2-й половине беременности; - токсоплазмоз; - интоксикации организма матери вследствие употребления алкоголя, никотина, наркотиков, химических и лекарственных препаратов, гормонов; - несовместимость крови матери и младенца по резус-фактору. 2. Патология родов: - травмы вследствие механического повреждения плода при использовании различных средств родовспоможения; - асфиксия новорожденных и её угроза. 3. Социальные факторы: - педагогическая запущенность в результате ограниченного
эмоционального контакта с ребёнком как на ранних этапах развития (до 3-х лет), так и на более поздних возрастных этапах.
Дети с ЗПР составляют основной контингент специальных детских садов (групп), школ и классов для детей с ЗПР. Расширение сети дошкольных учреждений для этих детей имеет особо важное значение: чем раньше начинается коррекционно-развивающая работа с ними, тем успешнее преодолевается их отставание в развитии.
ОБЩИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПРИ ЗПР: Поведение этих детей соответствует более младшему возрасту: в старшем дошкольном возрасте они ведут себя как дети 4 – 5 лет, т.е. разница в 2 – 3 года. По сравнению с нормально развивающимися сверстниками они более зависимы от взрослого, значительно менее активны, безынициативны, у них слабо выражены познавательные интересы. Значительно отстают они и по сформированности регуляции и саморегуляции поведения, в результате чего не могут хотя бы относительно долго сосредоточиться на каком-либо одном занятии. При этом игровая деятельность у детей дошкольного возраста с ЗПР - тоже ещё недостаточно сформирована. Характерными признаками ЗПР являются: ограниченный, не соответствующий возрасту ребёнка запас знаний и представлений об окружающей действительности, низкий уровень познавательной активности, недостаточная регуляция произвольной деятельности и поведения, более низкая способность, по сравнению с нормально развивающимися детьми того же возраста, к приёму и переработке перцептивной информации. Существенным проявлением ЗПР является очень низкий уровень активности во всех сферах психической деятельности, во всех её видах. Это наблюдается и в восприятии, и в мыслительной деятельности, и в конструктивной деятельности, и даже в игре. По ряду показателей актуального уровня развития дети с ЗПР оказываются часто близкими к у/о. НО! вместе с тем у них обнаруживаются значительно большие потенциальные возможности. Прежде чем описывать общие особенности, необходимо отметить, что состояние (уровень развития) характеризуется ГЕТЕРОГЕННОСТЬЮ и ГЕТЕРОХРОННОСТЬЮ. Это означает, что неравномерность проявления отставания в развитии прослеживается как в том, что у одного ребёнка может быть более выражено отставание в формировании одних функций или процессов, а у другого - других, так и в том, что одни функции формируются с большим опозданием, а другие - с меньшим, приближаясь к срокам формирования, наблюдаемым у нормально развивающегося ребёнка, или совпадая с ними. (Даже у нормально развивающихся детей не наблюдается полного единообразия и сходства по всем качественным и количественным параметрам. Нарушения же развития характеризуются ещё большим разнообразием и разнородностью). У многих детей с ЗПР к началу школьного обучения имеет место несформированность ВПФ, таких как пространственный и предметный гнозис, праксис, фонематический анализ, динамический и кинестетический праксис, а также функции программирования на смысловом уровне и мнестической деятельности. Учебная деятельность детей с ЗПР отличается ослабленностью регуляции деятельности во всех звеньях процесса учения: отсутствием достаточно стойкого интереса к предложенному заданию; необдуманностью, импульсивностью и слабой ориентировкой в заданиях, приводящими к многочисленным ошибочным действиям; недостаточной целенаправленностью деятельности, отсутствием стремления улучшить свои результаты, осмыслить работу в целом, понять причины ошибок. Отмечается недоразвитие эмоционально-волевой сферы, которое проявляется в примитивности эмоций и их неустойчивости: дети легко переходят от смеха к слезам и наоборот. Они с трудом приспосабливаются к детскому коллективу, им свойственны колебания настроения и повышенная утомляемость. Им присущи повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость, негативизм, раздражительность. И наоборот, некоторым детям свойственны заторможенность, апатичность, чувство ущемлённости и неполноценности от сознания своего дефекта. У большинства детей с ЗПР отмечается недостаточная сформированность функций произвольного внимания, памяти и других ВПФ. Отличительным признаком также является недостаточность развития тонкой моторики. При ЗПР часто наблюдается отставание в развитии речи, а также достаточно стойкие фонетико-фонематические нарушения и расстройства артикуляции. В артикуляционной моторике имеет место недостаточность тонких и дифференцированных движений. Некоторые дети затрудняются в восприятии на слух сходных по звучанию фонем, в результате чего недостаточно хорошо понимают обращённую к ним речь. Эти дети, как правило, испытывают наибольшие трудности в усвоении навыков чтения и письма. У большинства детей с ЗПР является выраженное нарушение функций активного внимания (НР: недостаточная концентрация на существенных признаках). Рассеянность внимания, усиливающаяся по мере выполнения задания, свидетельствует о повышенной психической истощаемости ребёнка. Кроме того, для многих детей характерен ограниченный объём внимания, его фрагментарность, когда ребёнок в определённой обстановке воспринимает лишь отдельные части предъявляемой ему информации. Эти нарушения внимания могут задерживать процесс формирования понятий. Нарушения внимания особенно выражены при двигательной расторможенности, повышенной аффективной возбудимости, т.е. у детей с гиперактивным поведением. У детей с ЗПР наблюдается большая продуктивность непроизвольного запоминания. Недостаточность произвольной памяти в значительной степени связана со слабостью регуляции произвольной деятельности, недостаточной её целенаправленностью, несформированностью функции самоконтроля. Этими же факторами объясняются характерные нарушения поведения у данной категории детей. Кроме того, в дошкольном возрасте у них чаще, чем у нормально развивающихся сверстников, наблюдается перекрёстная или невыраженная латеральность. По мнению некоторых авторов, среди этих детей отмечается некоторое преобладание леворуких и детей с невыраженной латеральностью.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|