Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В 2. Типичные Нарушения у детей с ммд.




 

Дети с различными проявлениями патологии ЦНС имеют определённые особенности в развитии, носящие типологический характер и наиболее ярко проявляющиеся с началом интенсивной интеллектуальной деятельности в младшем школьном возрасте.

1. ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНАЯ КООРДИНАЦИЯ

У детей с ММД нарушена зрительно-моторная координация. При слежении ребёнком глазами за движением какого-то предмета можно заметить у него лёгкие подёргивания глаз - НИСТАГМ, приводящие к частым запинкам при чтении, когда ребёнок плавно переводит глаза от буквы к букве или при копировании цифр и букв. Наблюдается также и тремор (лёгкие толчкообразные движения в вытянутых руках). Часто ребёнок с трудом сохраняет равновесие, стоя на одной ноге, не может ровно пройти по одной линии, начерченной на полу, спотыкается при беге и прыжках.

 

2. Многим детям с ММД свойственны НАРУШЕНИЯ СНА.

С раннего возраста ребёнка родители замечают, что его трудно уложить спать. Ребёнок может до позднего вечера бегать, как бы не уставая, однако родители хорошо понимают, что если его не уложить спать вовремя, он ещё больше устанет, перевозбудится и заснёт с большим трудом.

Многие дети могут по ночам вставать, ползать по кровати и к утру ребёнка можно найти свернувшимся калачиком и спящим на противоположным от подушки краю. Некоторые дети подолгу не могут заснуть, другие же засыпают моментально, но ночью их трудно разбудить даже в случае необходимости. Они часто страдают энурезом.

 

 

3. НЕСПОСОБНОСТЬ К СОСРЕДОТОЧЕНИЮ.

Детям с ММД плохо удаётся концентрировать внимание. Они постоянно переходят от одного действия к другому, бросают начатое, выполняют задания лишь частично, не вникая в их суть. Поверхностность приводит к ошибкам и неудачным ответам, создавая за ребёнком славу несерьёзного, бездумного, легкомысленного и беспечного. Дети некритичны к себе, им кажется, что выполненное ими задание безупречно. Замечания окружающих они не воспринимают; срабатывают механизмы психологической защиты, из которых предпочитаемыми являются вытеснение или отрицание.

Максимальная продолжительность работоспособности ребёнка - 15 минут. Затем он уже не в состоянии контролировать свою умственную активность. Его мозг нуждается в отдыхе (3 – 7 минут), во время которого накапливается энергия для следующего периода работоспособности. Отключаясь каждые 5 – 15 минут, ребёнок не может произвольно управлять интеллектуальной активностью, упускает ту информацию, которая сообщалась в периоды «отдыха». Пропуски учебной информации, суммируясь за периоды «отдыха» во время урока, приводят к тому, что ребёнок усваивает материал не полностью или со значительными искажениями, иногда вовсе теряя суть изложенного, а в отдельных случаях усвоенная ребёнком информация приобретает неузнаваемый вид. В дальнейшем ребёнок пользуется ошибочными сведениями, что приводит к сложностям в усвоении последующего материала. У ребёнка образуются существенные пробелы в знаниях.

Поскольку внимание детей с ПШОП и ММД крайне неустойчиво, а отвлекаемость высока, работа в классе, где находятся ещё 20, а то и 30 детей, уже сама по себе представляет для ребёнка большую сложность. Его отвлекают любые движения, звуки. Такие дети выполняют проверочные или контрольные работы лучше, если учитель проводит их один на один с ребёнком.

 

4. ТРУДНОСТИ К ПЕРЕКЛЮЧЕНИЮ.

Несмотря на то, что дети с ММД не умеют сосредоточиться на заданной им работе, они с головой могут «погружаться» в то, что вызывает их интерес. Способность ребёнка подолгу заниматься тем делом, которое ему нравиться, приводит родителей к неверному выводу, будто он может заниматься любым делом с такой же настойчивостью.

 

5. НАРУШЕНИЯ ВОСПРИЯТИЯ.

Ребёнок с ММД часто не может правильно понять и использовать информацию, полученную от окружающих. У таких детей гораздо чаще, чем у их сверстников, встречаются забавные нелепицы в речи, искажения различных слов и фраз, надолго запоминающиеся родителям курьёзы. Такие нарушения в области зрительного и слухового анализатора приводят к неуспеваемости в школе. Из-за наличия дефектов в восприятии ребёнок может плохо различать признаки сходства и различия, углы и формы, размеры в рисунках, звуки и буквы в словах (в речи и на письме).

Ребёнку становится сложно вычленить необходимую фигуру из фона, увидеть, как из отдельных частей можно сложить целую фигуру. Дети могут часто ошибаться при определении таких понятий, как «вверх – вниз», «лево – право», «вперёд – назад», «больше – меньше» и т.п., а также иметь характерные нарушения в восприятии собственного тела, которые приводят в частности к тому, что ребёнок не может правильно определить положение частей тела при движении.

 

6. ДЕЗОРГАНИЗОВАННОСТЬ.

Для детей с ММД характерна неразвитость умения организовывать и планировать свою деятельность. Они не чувствуют времени и не умеют правильно распределять его. (Например, ребёнок может не успеть за урок выполнить задание, на выполнение которого у других ушло 20 минут, или 2 часа добираться из школы до дома, хотя живёт совсем близко).

Сложности в самоуправлении часто проявляются в несдержанности, резкости по отношению к одноклассникам. Роль родителей заключается в том, чтобы организовывать, направлять деятельность ребёнка, регулировать периоды труда и отдыха, помочь включиться в работу после перерыва, т.к. тот может заиграться и забыть об уроках.

 

 

В 3. КЛАССИФИКАЦИИ ММД:

 

Существуют различные подходы к классификации встречающихся у детей вариантов проявления типологических качеств. Так, Л.А.Ясюкова различает 5 ВОЗМОЖНЫХ ТИПОВ ММД: астенический, реактивный, ригидный, активный и Субнормальный.

Чаще всего выделяют 2 НАИБОЛЕЕ ВЫРАЖЕННЫХ ТИПА:

1) гиперактивный; 2) гипоактивный.

 

I. ГИПЕРАКТИВНЫЙ ТИП.

Такие дети абсолютно не могут усидеть на месте. Они всё время двигаются, вскакивают, садятся, хватают всё, что попадает им под руку. Своё поведение они контролировать не в состоянии. Они сначала действуют и лишь потом понимают, что произошло. Уследить за таким ребёнком очень трудно.

Так, во время прогулки он, как правило, бежит далеко впереди своих родителей, успевая заглянуть во все подъезды и магазина и даже залезть на встречающиеся по пути деревья. Попытки удержать непоседу часто безрезультатны.

Гиперактивность часто приводит ребёнка к бесконечным травмам. Причинами травм является, с одной стороны, несовершенство моторики ребёнка, с другой - отсутствие попыток или неумение правильно оценить ситуацию и возможные последствия своих действий.

Судьба таких детей во многом зависит от отношения окружающих, особенно членов семьи. Если в семье сохраняется понимание, терпение и тёплое отношение к ребёнку, то после излечения ММД все отрицательные стороны поведения исчезают.

В течение урока дети этого типа периодически «отключаются», не замечая этого. Они быстро утомляются и не могут сохранять восприимчивость и умственную работоспособность до конца учебного дня, хотя остаются Двигательно-активными до позднего вечера.

Память у них может быть в норме, но из-за крайней неустойчивости внимания педагоги и родители часто считают её плохой. На самом деле ребёнок не помнит какую-либо информацию лишь потому, что не видел или не слышал её. На уроках дети часто отвечают невпопад, поскольку часто отвлекаются. При этом ответы их часто поверхностны и не позволяют ребёнку получить желаемую хорошую оценку.

Присутствие учителей или родителей не является для детей сдерживающим фактором. Они и при взрослых ведут себя так, как остальные дети ведут себя только в их отсутствие, в связи, с чем их часто воспринимают как хулиганов.

Для них характерны не только двигательная активность, но и непрерывная болтовня. Даже играя сам с собой, ребёнок может постоянно и громко говорить вслух. Эти особенности сильно утомляют окружающих, могут вызвать раздражение сверстников и нежелание сидеть вместе или играть с таким ребёнком.

В спокойной обстановке, когда взрослые направляют деятельность таких детей, они могут успешно обучаться. В компании старших детей они ведут себя спокойнее и лучше работают. В обычном школьном классе гиперактивные дети быстро возбуждаются от переизбытка взаимодействий и впечатлений.

 

II. ГИПОАКТИВНЫЙ ТИП.

Память у детей этого типа обычно бывает в норме. Устойчивость и концентрация внимания могут быть средними.

Обычно дети этого типа хорошо видны по внешним поведенческим признакам (замедленность действий, речи, реакций). Гипоактивный ребёнок часто отсутствует в классе: то ли смотрит куда-то в окно, то ли думает о чём-то своём. Даже при разговоре с глазу на глаз не всегда можно понять, слышит ли вас ребёнок, т.к. взгляд у него может быть рассредоточен. Такие дети сидят за партой тихо, стараются вести себя незаметно, чтобы их не вызвали, т.к. это может выявить непонимание ими материала. Они редко участвуют в общем разговоре, ничем не бросаются в глаза, и их неуспешность в учёбе иногда выявляется слишком поздно. Медлительность таких детей часто вызывает раздражение у взрослых. Они стараются подгонять ребёнка, но в такой ситуации тот теряется и ещё хуже справляется с заданием.

Дети гипоактивного типа долго «включаются» в работу. Им требуется время, чтобы настроиться, собраться с мыслями, подготовиться, в связи, с чем при выполнении различных заданий количество решённых неправильно или количество ошибок у них больше в начале работы, чем в конце. Дети долго не могут сообразить, что от них требуется, медленно переключаются с одного вида работы на другой.

Дети этого типа неловки и малоподвижны, плохо справляются с физкультурными упражнениями, избегают спортивных соревнований. Задержка развития мышечной координации приводит к тому, что ребёнку трудно справляться самостоятельно с одеванием, раскрашиванием и рисованием, ручным трудом, управлением велосипедом и т.п.

Наряду с нарушением мелкой моторики пальцев и общей неуклюжестью, у такого ребёнка нарушаются и зрительно-моторная координация, а иногда и вообще способность точного управления движениями глаз.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...