Специальное обучение в случае затруднений с учёбой
Если ребёнку трудно учиться в обычном классе, то по решению медико-психолого-педагогической комиссии его переводят в специализированный класс. Ребёнку с ММД и СДВГ может помочь обучение в особых условиях, соответствующих его способностям. Основные причины плохой успеваемости при данной патологии - невнимательность и отсутствие должной мотивации и целеустремлённости, иногда в сочетании с парциальными задержками развития школьных навыков. В отличие от обычной ЗПР они являются ВРЕМЕННЫМ ЯВЛЕНИЕМ и при интенсивных занятиях могут успешно нивелироваться. При наличии парциальных задержек рекомендуется класс коррекции, а при нормальном интеллекте - класс для догоняющих. ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ УСЛОВИЕМ ОБУЧЕНИЯ детей с ММД и СДВГ является создание БЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ: - наполняемость в классе не более 10 человек; - обучение по специальным программам, наличие соответствующих учебников и развивающих материалов; - индивидуальные занятия с психологом, логопедом и другими специалистами; - класс желательно изолировать от внешних звуковых раздражителей, в нём должно быть минимальное количество отвлекающих и стимулирующих предметов (картин, зеркал и т.д.); - ученики должны сидеть отдельно друг от друга; - учащихся с более выраженной двигательной активностью следует усаживать за предметные столы ближе к учителю, чтобы исключить их влияние на других детей; - продолжительность занятий сокращается до 30 – 35 минут; - в течение дня обязательно проводятся занятия по аутогенной тренировке. Специалистами были проанализированы положительные и отрицательные стороны организации специализированных классов. Они пришли к заключению, что такие классы необходимы не только для больных детей, но и для здоровых коллективов, которые, исключив больных, инициирующих своим поведением одноклассников, имеют лучшие условия для успешного обучения.
В то же время организовывать класс исключительно для детей с ММД и СДВГ нецелесообразно, т.к. в своём развитии они должны опираться на успевающих учеников. Особенно это касается первоклассников, которые развиваются главным образом путём подражания и следования авторитетам. В последнее время в связи с недостаточным финансированием организация классов коррекции нерациональна. Школы не в состоянии обеспечить эти классы всем необходимым, а также выделить для работы с детьми специалистов. Поэтому существует СПОРНАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ на организацию специализированных классов для детей с ММД и СДВГ, которые имеют нормальный уровень интеллекта и лишь незначительно отстают в развитии от сверстников. В то же время необходимо помнить, что отсутствие вообще какой-либо коррекции может привести к развитию ХРОНИЧЕСКОЙ ФОРМЫ ЗАБОЛЕВАНИЯ, а значит к проблемам в жизни этих детей и окружающих. Дети с ММД и СДВГ требуют постоянной психолого-медико-педагогической помощи («КОНСУЛЬТАТИВНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ»). В некоторых случаях на 1-2 четверти их следует переводить в санаторное отделение, в котором наряду с обучением будут проводиться и лечебные мероприятия.
5. Медикаментозная терапия
Медикаментозная терапия занимает важное место в лечении ММД и СДВГ. Она назначается по индивидуальным показаниям в тех случаях, когда когнитивные и поведенческие нарушения у больного ребёнка не могут быть преодолены лишь с помощью методов модификации поведения, психолого-педагогической коррекции и психотерапии. Но, как правило, наиболее оптимальных результатов удаётся достичь при сочетании медикаментозных и немедикаментозных методов лечения.
За рубежом медикаментозная терапия СДВГ и ММД используется более чем широко. Но до сих пор нет единого мнения о результативности лечения препаратами, нет и единой схемы их приёма. Одни врачи считают, что назначаемые препараты приносят лишь кратковременный эффект, другие отрицают это. При медикаментозной терапии в первую очередь показаны препараты, оказывающие стимулирующее действие на недостаточно сформированные у детей этой группы когнитивные функции (внимания, память, организация, программирование и контроль психической деятельности, праксис). Кроме того, эти препараты положительно действуют на обменные процессы в ЦНС и способствуют созреванию тормозных и регуляторных структур мозга. В лечении СДВГ успешно зарекомендовали себя препараты ноотропного ряда. Получили широкое распространении в 70 - 80 годы как в неврологии, так и в педиатрии. Термин «ноотропы» происходит от греч. «ноос» - мышление, разум и «тропос» - стремление. Ноотропные препараты - это средства, оказывающие прямое активизирующее влияние на обучение, улучшающие память и умственную деятельность, а также повышающие устойчивость мозга к неблагоприятным воздействиям. К их числу относят: церебролизин, пирацетам, фенибут, глицин и др. При нарушениях поведения (повышенной двигательной активности, агрессии, возбудимости) чаще всего назначают психостимуляторы, реже - антидепрессанты и нейролептики. Психостимуляторы стали применяться для лечения двигательной расторможенности и нарушений внимания с 1937 г. и до сих пор это самые эффективные препараты при этом заболевании: во всех возрастных группах (дети, подростки, взрослые) улучшение наблюдается в 75 % случаев. К этой группе препаратов относятся: метилфенидат (коммерческое название риталин), пемолин (цилерт) и др. При их приёме у гиперактивных детей улучшается поведение, когнитивные и социальные функции: они становятся более внимательными, успешно выполняют задания в классе, у них повышается успеваемость, улучшаются взаимоотношения с окружающими. В нашей стране эти препараты пока не зарегистрированы и не используются. Других высокоэффективных медикаментозных препаратов пока не создано. Наши психоневрологи.. по-прежнему назначают аминалон, сиднокарб и др. нейролептики с гипертормозным действием, не улучшающим состояние этих детей. Кроме того, аминолон оказывает неблагоприятное воздействие на печень.
Родителям не следует самостоятельно назначать эти препараты и экспериментировать на своих детях. Только врач, который знает состояние ребёнка, наличие или отсутствие тех или иных соматических заболеваний, может назначить препарат в соответствующей дозировке и будет следить за ребёнком, выявляя возможные побочные действия препарата. ПОБОЧНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПРЕПАРАТОВ: Потеря аппетита, бессонница, увеличение частоты пульса и кровяного давления, лекарственная зависимость, головокружение, головные боли, сонливость, сухость во рту, эйфория, раздражительность беспокойство, ночные кошмары, отёки, сыпь и др. Существует несколько стратегий лечения заболевания: лекарственная терапия может проводиться непрерывно, либо используется метод «ЛЕКАРСТВЕННЫХ КАНИКУЛ», т.е. в выходные дни и в каникулярное время лекарство не принимается. Однако НЕЛЬЗЯ НАДЕЯТЬСЯ ТОЛЬКО НА ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ, т.к.: - не у всех больных ожидается положительный эффект; - психостимуляторы, как и любые лекарства, имеют ряд побочных действий; - применение одних только лекарств не всегда улучшает поведение ребёнка. В ходе многочисленных исследований было показано, что психолого-педагогические методы позволяют достаточно успешно и более длительно корректировать нарушения поведения и трудности в учёбе, чем использование лекарств. В 1990 г. Американская академия педиатров выступила против одностороннего применения медикаментов при лечении СДВГ. Была вынесена следующая резолюция: «Медикаментозной терапии должна предшествовать педагогическая и поведенческая коррекция». Не существует одинаковых «хороших рецептов», подходящих для всех детей с СДВГ и ММД, назначение лекарств осуществляется только врачом и только по индивидуальным показаниям.
Психотерапия
Методы СЕМЕЙНОЙ и ИНДИВИДУАЛЬНОЙ психотерапии при ММД, ПШОП и СДВГ направлены на уменьшение психологической напряжённости в семье, создание благоприятной для ребёнка обстановки. ММД, ПШОП и СДВГ - это заболевания не только ребёнка, но и взрослых, прежде всего, матери, которая наиболее часто с ним контактирует. Врачами давно подмечено, что мать такого ребёнка излишне раздражительна, импульсивна, у неё часто снижено настроение. Частота подобной депрессии встречается в 18 – 20 % случаев. На основании этого учёные сделали вывод о том, что матери детей с ММД, ПШОП и СДВГ должны проходить психологическое обследование и психотерапевтическое лечение. Неотъемлемая часть психотерапии - объяснение ребёнку на понятном ему языке, в чём причина его неудач. Психотерапия может быть результативной даже при сопровождающихся выраженной симптоматикой формах синдрома, поскольку ребёнок уже почувствовал на себе отрицательные последствия данного заболевания. Кроме того, психотерапия показана при наличии сопутствующих данному синдрому вторичных нарушений - заниженной самооценке, тревожности, страхах, оппозиционном поведении, агрессивности. Существует множество психотерапевтических методик, которые могут принести пользу, как матери, так и ребёнку. ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ - направлена на развитие у детей с ММД, ПШОП и СДВГ навыков общения, социального взаимодействия. Хороший эффект дают методы ИГРОВОЙ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ и ПСИХОГИМНАСТИКИ, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка (как на познавательную, так и на эмоционально-личностную сферу), а также его двигательных функций. ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ:
1) ВИЗУАЛИЗАЦИЯ. Под визуализацией понимают релаксацию, мысленное слияние с воображаемым предметом, картиной или процессом. Показано, что визуализация определённого символа, картины, процесса оказывает благоприятный эффект, создаёт условия для восстановления умственного и физического равновесия. Визуализацией пользуются для расслабления и вхождение в гипнотическое состояние. Также её применяют для стимуляции защитной системы организма, увеличение кровообращения в определённом участке тела, для замедления пульса и т.д.
2) МЕДИТАЦИЯ - один из трёх элементов йоги. Это сознательная фиксация внимания на моменте времени. При медитации возникает состояние пассивной сосредоточенности, которое иногда называют альфа-состоянием, т.к. в это время мозг генерирует преимущественно альфа-волны, так же как перед засыпанием. Медитация снижает активность симпатической Н.С., способствует снижению тревожности и расслаблению. При этом замедляются сердечный ритм и дыхание, снижается потребность в кислороде, меняется картина мозгового напряжения, реакция на стрессовую ситуацию уравновешивается.
3) АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА (АТ) как самостоятельный метод психотерапии предложен Шульце в 1932 г. АТ соединяет в себе несколько методик, в частности метод визуализации. АТ включает в себя серию упражнений, с помощью которых человек сознательно управляет функциями организма. Овладеть этой методикой можно только под руководством врача. Мышечное расслабление, достигаемое при АТ, влияет на функции центральной и периферической системы, стимулирует резервные возможности коры мозга, повышает уровень произвольной регуляции различных систем организма. Во время релаксации несколько снижается артериальное давление, замедляется частота сердечных сокращений, дыхание становится резким и поверхностным, наблюдается расширение сосудов - так называемый «РЕЛАКСАЦИОННЫЙ ОТВЕТ». Достигаемые с помощью АТ саморегуляция эмоционально-вегетативных функций, оптимизация состояния покоя и активности, повышение возможностей реализации психофизиологических резервов организма позволяют использовать данный метод в клинической практике для усиления поведенческой терапии при работе с детьми с ММД, ПШОП и СДВГ. Такие дети часто бывают напряжены, внутренне замкнуты, поэтому в программу коррекции обязательно включаются релаксационные упражнения. Это помогает им расслабиться, снижает психологический дискомфорт в незнакомых ситуациях, помогает успешнее справиться с различными заданиями. Использование АТ с детьми с ММД, ПШОП и СДВГ способствует снижению двигательной расторможенности, эмоциональной возбудимости, улучшает координацию в пространстве, двигательный контроль, усиливает концентрацию внимания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|