Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Возрастная динамика минимальных мозговых




ДИСФУНКЦИЙ И СДВГ.

Изучение анамнеза показывает, что у многих детей с ММД и СДВГ в ПЕРИОД НОВОРОЖДЁННОСТИ - обнаруживается синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости, проявляющийся общим беспокойством, повышенной возбудимостью, нарушением сна и аппетита, частыми срыгиваниями, тремором (дрожанием) подбородка и рук. В ряде случаев выявление в неврологическом статусе этих симптомов либо признаков повышения внутричерепного давления, изменений со стороны мышечного тонуса, рефлексов новорожденного, а также очаговых симптомов служит основанием для постановки диагноза - «ПЕРИНАТАЛЬНАЯ ЭНЦЕФАЛОПАТИЯ».

В возрасте от 1 ГОДА до ТРЁХ ЛЕТ с минимальными мозговыми дисфункциями часто отличают повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, нарушения сна и аппетита, слабая прибавка в массе тела, некоторое отставание в психоречевом и моторном развитии. К трём годам обращают на себя внимание такие особенности, как моторная неловкость, повышенная утомляемость, отвлекаемость, двигательная гиперактивность, импульсивность, упрямство и негативизм. В младшем возрасте у них нередко наблюдается задержка в формировании навыков опрятности, что сопровождается недержанием мочи (энурезом) или кала (энкопрезом).

В дальнейшем проявления этих дисфункций отличаются многообразием. Однако прослеживается определённая зависимость между имеющейся у ребёнка симптоматикой и его возрастом. Как правило, возникновение симптомов ММД или их нарастание приурочено к началу посещения детского сада (3 года) или школы (6 – 7 лет). Подобная закономерность может быть объяснена неспособностью ЦНС справляться с новыми требованиями, предъявляемыми к ребёнку в условиях увеличения психических и физических нагрузок.

Максимальная выраженность проявлений ММД совпадает с КРИТИЧЕСКИМИ ПЕРИОДАМИ ПСИХОРЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

К ПЕРВОМУ ПЕРИОДУ - относят возраст 1 – 2 года, когда происходит интенсивное развитие корковых речевых зон и активное формирование навыков речи. Вследствие различных неблагоприятных факторов в это время может приводить к ЗРР.

ВТОРОЙ ПЕРИОД - приходится на возраст 3-х лет. На этом этапе у ребёнка увеличивается запас активно используемых слов, совершенствуется связная фразовая речь, активно развиваются внимание и память. Увеличение нагрузок на ЦНС в данном возрасте может приводить к нарушениям поведения в виде упрямства, негативизма, непослушания, а также отставанию в психоречевом развитии, невротическим расстройствам.

ТРЕТИЙ КРИТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД - относится к возрасту 6 – 7 лет и совпадает с началом становления письменной речи (письмо, чтение). Для детей этого возраста с ММД характерна высокая частота нарушений формирования академических навыков и проблем поведения. Значительные трудности психологического характера нередко обуславливают различные психосоматические нарушения, проявления вегето-сосудистой дистонии.

Таким образом, если в ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ у этих детей преобладают гипервозбудимость, двигательная расторможенность, моторная неловкость, непоседливость, отвлекаемость, а также наблюдаются особенности развития речи, то в ШКОЛЬНЫЙ ПЕРИОД у них на первый план выступают трудности в учёбе и поведении. Инфантильность и импульсивность к крайней нетерпеливости, излишней активности в отстаивании собственных интересов, невзирая на требования родителей и педагогов, что нередко создаёт конфликтные ситуации.

К ПОДРОСТКОВОМУ ВОЗРАСТУ гиперактивность и эмоциональная импульсивность у детей с СДВГ значительно уменьшаются, практически исчезают, или маскируются другими личностными чертами, повышается самоконтроль и регуляция поведения. Однако нарушения внимания и импульсивность в большинстве случаев продолжают сохраняться вплоть до взрослого возраста. Таким образом, нарушение внимания - основной признак заболевания, поэтому именно он определяет дальнейшую динамику и прогноз заболевания.

В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ у некоторых детей с ММД нарастают нарушения поведения, агрессивность, трудности во взаимоотношениях в семье и школе, ухудшается успеваемость, что наиболее ярко проявляется при СДВГ. Подросткам с таким синдромом и другими формами ММД свойственны «бунтарский» дух, отрицание авторитетов, незрелое и безответственное поведение, нарушение семейных и общественных правил, значительные трудности в выборе и освоении профессии. У многих из них проявляется тяга к употреблению алкоголя и наркотиков. Нередко такие подростки совершают антисоциальные действия.

В связи с этим усилия специалистов должны быть направлены на своевременное выявление и коррекцию ММД и СДВГ, сведения к минимуму действия факторов, усугубляющих их проявления и способных трансформировать эти проявления из минимальных в весьма драматичные.

По выраженности симптомов врачи классифицируют заболевание на

3 –и группы: лёгкую, среднюю и тяжёлую. При ЛЁГКОЙ ФОРМЕ симптомы, наличие которых необходимы для постановки диагноза, выражены в минимальной степени, не наблюдается нарушений в школьной и социальной жизни. ПРИ ТЯЖЁЛОЙ ФОРМЕ - выявляется множество симптомов в значительной степени выраженности, имеются серьёзные учебные трудности, проблемы в социальной жизни. СРЕДНЯЯ СТЕПЕНЬ - это симптоматика между лёгкой и тяжёлой формами заболевания.

 

ПРОГНОЗ ЗАБОЛЕВАНИЯ

 

Прогноз заболевания зависит от выраженности симптомов, своевременной постановки диагноза и проведения соответствующего лечения. При условии раннего терапевтического воздействия прогноз для этих детей благоприятный. Однако они нуждаются в постоянном наблюдении вплоть до окончания школы.

 

 

ПРОТОКОЛ НАБЛЮДЕНИЯ ПРОЯВЛЕНИЯ СДВ И СДВГ

 

1. Беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, ребёнок корчится, извивается  
2. Неумение сидеть спокойно на месте, когда это требуется  
3. Лёгкая отвлекаемость на посторонние стимулы  
4. Нетерпеливость, неумение дожидаться своей очереди во время игры и в различных ситуациях в коллективе  
5. Неумение сосредоточиться: на вопросы часто отвечает не задумываясь, не выслушивает их до конца  
6. Сложности, не связанные с негативным поведением или недостаточным пониманием при выполнении предложенных заданий.  
7. С трудом сохраняемое внимание при выполнении заданий или во время игр  
8. Частые переходы от одного незавершённого действия к другому  
9. Неумение играть тихо, спокойно  
10. Болтливость  
11.Мешает другим, пристаёт к окружающим  
12.Часто складывается впечатление, что ребёнок не слушает обращённую к нему речь  
13. Частые потери ребёнком вещей, необходимых в школе и дома (например, карандашей, книг и т.д.)  
14. Способность совершать опасные действия, не задумываясь о последствиях. При этом ребёнок не ищет приключений или острых ощущений  

 

 

Наличие у ребёнка по крайней мере 8-ми из перечисленных выше

14 симптомов, которые постоянно наблюдаются, лежит в основе диагноза СДВ.

Все проявления данного синдрома можно разделить на 3-и группы:

1) Признаки гиперактивности (СДВГ) (1, 2, 9, 10);

2) невнимательность и отвлекаемость (3, 6, 8, 12, 13);

3) импульсивность (4, 5, 11, 14).

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...