Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В 5. Основные направления работы по




ОРГАНИЗАЦИИ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ПШОП И ММД.

После уточнения причин заболевания и выявления сопутствующих нарушений ставится диагноз с указанием преобладающих отклонений - дефицита внимания, гиперактивности / импульсивности или сочетания этих нарушений. На основе диагностических данных выстраивается ИНДИВИДУАЛЬНАЯ СХЕМА лечения и психолого-педагогической коррекции.

ЦЕЛЬЮ ТЕРАПИИ - является уменьшение нарушений поведения и учебных трудностей. Для этого прежде всего необходимо изменить окружение ребёнка в семье, школе и создать благоприятные условия для коррекции симптомов расстройства и преодоления отставания в развитии ВПФ.

Оказание помощи детям с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью всегда должно носить КОМПЛЕКСНЫЙ (МУЛЬТИМОДАЛЬНЫЙ) ХАРАКТЕР и объединять различные подходы, в том числе работу с родителями, методы модификации поведения (т.е. специальные воспитательные приёмы), работу со школьными педагогами, методы психолого-педагогической коррекции, психотерапии, а также медикаментозного лечения. В данной работе надлежит участвовать педиатру, психологу, педагогам и родителям. Только коллективная работа данных специалистов позволит добиться хороших результатов.

Залогом успеха служит постоянное наблюдение специалистов за состоянием ребёнка вплоть до окончания школы и при необходимости изменение плана лечения.

 

 

«МУЛЬТИМОДАЛЬНОЕ ЛЕЧЕНИЕ» включает следующие ЭТАПЫ (НАПРАВЛЕНИЯ) РАБОТЫ:

1) Просветительские беседы с ребёнком, родителями, учителями;

2) обучение родителей и учителей поведенческим программам;

3) расширение круга общения ребёнка через посещение различных

кружков и секций;

4) специальное обучение в случае затруднений с учёбой;

5) медикаментозная терапия;

6) психотерапевтические приёмы: аутогенная тренировка и суггестивная

терапия (гипноз).

 

Просветительские беседы с ребёнком, родителями,

Учителями.

В начале лечения врач и психолог обязательно проводят просветительскую работу. Родителям (желательно также классному руководителю) и ребёнку обязательно разъясняют смысл предстоящего лечения.

Цель данного направления - повысить уровень компетентности родителей, воспитателей и педагогов в вопросах, связанных с особенностями обучения и воспитания детей с ПШОП и ММД, СДВГ.

Взрослые часто не понимают, что происходит с ребёнком, но его поведение их раздражает. Не зная о природе заболевания СДВГ и ММД, они объясняют поведение ребёнка неправильным воспитанием и обвиняют друг друга. Разногласия по этому поводу приводят к новым конфликтам. Вот почему очень важно помочь родителям разобраться в поведении ребёнка, причинах имеющихся у него трудностей, развеять заблуждения, объяснить, на что реально можно надеяться и как правильно вести себя с ребёнком.

Специалисты должны помочь родителям разобраться в поведении ребёнка, объяснить, на что реально можно надеяться и как вести себя с ребёнком. Необходимо испробовать всё многообразие методик и выбрать наиболее эффективные при данных нарушениях. Психолог (врач) должен объяснить родителям, что улучшение состояния ребёнка зависит не только от назначаемого лечения, но в значительной мере от доброго, спокойного и последовательного отношения к нему.

Родителям и ребёнку (в понятной для него форме) разъясняют смысл предстоящего лечения. Необходимо подчеркнуть, что в процесс лечения специалист должен стремиться вовлечь не только самого ребёнка, но также его родителей, членов семьи, воспитателей и учителей. Родственникам ребёнка требуется разъяснить его проблемы, чтобы они поняли, что его поступки не являются умышленными и в силу своих личностных особенностей ребёнок не в состоянии разрешить возникающие сложные ситуации. В ЗАДАЧИ СПЕЦИАЛИСТА - входит изменение отношения к ребёнку в сторону лучшего его понимания с целью снятия излишнего напряжения, возникающего вокруг него. Родителям ребёнка объясняют, что улучшение его состояния зависит не только от специально назначенного лечения, но в значительной мере ещё и от доброго и спокойного отношения к нему.

Постановка диагноза после подробного обследования ребёнка служит первым и необходимым этапом в лечении синдрома. Большинство родителей воспринимают заключение специалиста с определённым облегчением, так как после этого им бывает легче разобраться, что происходит с ребёнком и как они могут ему помочь. Но некоторые из них пытаются прибегнуть к самообману и считают ребёнка здоровым до тех пор, пока это ещё возможно. В подобных случаях ребёнок может оказаться отстранённым, «заброшенным» родителями. Другие обвиняют специалиста в некомпетентности и начинают обращаться то к одному консультанту, то к другому. Противоположная реакция проявляется в форме самообвинения, чрезмерных страхов и соучастия в болезни ребёнка, который в результате становится избалованным. Часто причинами подобных реакций родителей служат не осознаваемые ими мотивы или скрытые намерения. Если специалисту всё же удаётся установить контакт с родителями, обсудить с ними их личные переживания и тревоги, то в большинстве случаев после периода разочарований и подавленности они приходят к пониманию проблем ребёнка.

Добиться исчезновения таких симптомов, как гиперактивность, импульсивность и невнимательность, в короткие сроки (за несколько месяцев и даже лет) не представляется возможным. Если признаки гиперактивности обычно уменьшаются сами по себе по мере взросления ребёнка, то нарушения внимания, отвлекаемость и импульсивность могут оставаться у него на долгие годы и даже сохраняться, когда он станет взрослым. Однако и их возможно в значительной степени преодолеть, но при этом от родителей потребуется немало сил, терпения, мудрости. С другой стороны, нередко встречающиеся у детей с СДВГ тревожность, непослушание, реакции оппозиции, а также агрессивность носят вторичный характер, действительно усиливаются из-за неправильного воспитания, и родители должны стремиться к их устранению с помощью специалистов.

Регулярно необходимо КООРДИНИРОВАТЬ действия родителей, педагогов, воспитателей и врачей для осуществления комплексной медико-психолого-педагогической реабилитации детей.

Дети направляются на лечение только лишь после проведения комплексного обследования.

 

 

2.Обучение родителей и учителей поведенческим программам

(ПРИЁМЫ МОДИФИКАЦИИ ПОВЕДЕНИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И

ПЕДАГОГОВ)

 

Среди психолого-педагогических методов коррекции СДВГ и ММД главная роль отводится ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ПСИХОТЕРАПИИ. (Существуют специальные центры психологической помощи, в которых проводится специальное обучение родителей, учителей и детских врачей этим методикам).

Методы психолого-педагогической коррекции СДВГ и ММД у детей, в том числе и нейропсихологические коррекционные методы, активно разрабатываются в последние годы. Они направлены на преодоление не только нарушений внимания, но также памяти, наглядно-образного мышления, пространственного восприятия, недостаточности зрительно-моторной координации и тонкой моторики, свойственных этим детям, нередко наблюдающихся у них трудностей формирования школьных навыков - письма, чтения, счёта. Особенно актуальной при этом представляется дальнейшая разработка подходов к коррекции недостаточно сформированных функций организации, программирования и контроля психической деятельности (или исполнительных функций), за которые отвечают лобные структуры мозга). При сопутствующих нарушениях речевых функций (ЗРР, дефекты артикуляции, заикание) детям с СДВГ и ММД показаны логопедические занятия.

 

КЛЮЧЕВЫМ МОМЕНТОМ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИИ - служит изменение окружения ребёнка в школе и дома с целью создания благоприятных условий для преодоления отставания в развитии психических функций.

Поведенческие программы требуют значительного умения, взрослым приходится прилагать всю свою фантазию и опыт общения с детьми, чтобы во время занятий поддерживать мотивацию постоянно отвлекающегося ребёнка.

Коррекционные методики будут эффективны лишь при условии ТЕСНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА семьи и школы, которое обязательно должно включать обмен информацией между родителями и учителями посредством совместных семинаров, курсов-тренингов и т.д. Успех в лечении будет гарантирован при условии поддержания единых принципов в отношении к ребёнку дома и в школе: система «вознаграждения», помощь и поддержка взрослых, участие в совместной деятельности. НЕПРЕРЫВНОСТЬ ЛЕЧЕБНОЙ ТЕРАПИИ в школе и дома - главный залог успеха.

Кроме родителей и учителей большую помощь в организации ПРОГРАММ КОРРЕКЦИИ должны оказывать врачи, психологи, социальные педагоги - те, кто может оказать профессиональную помощь в индивидуальной работе с таким ребёнком.

Коррекционные программы должны быть ориентированы на возраст 5 – 8 лет, когда компенсаторные возможности мозга велики и ещё не успел сформироваться ПАТОЛОГИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП.

Необходимо помнить, что НЕГАТИВНЫЕ МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ неэффективны у этих детей. Особенности их Н.С. таковы, что порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому они не восприимчивы к выговорам и наказанию, но легче отвечают на малейшую похвалу. Хотя способы вознаграждения и поощрения ребёнка надо постоянно менять.

 

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА С ПЕДАГОГАМИ:

 

Работа психолога с педагогами должна вестись в нескольких направлениях. Основные из них:

1. Просветительская работа для повышения уровня психолого-

педагогической компетентности учителей в вопросах обучения и

воспитания детей с ММД, ПШОП и СДВГ.

(Психологическая комфортность ребёнка во многом зависит от

желания и умения педагога учитывать особенности его состояния

здоровья. Педагогу же психологически легче воспринимать

отклонения в поведении и учёбе ребёнка, зная, что это проявление

отклонений в здоровье, а не невоспитанность).

2. Профилактическая работа по предупреждению конфликтных ситуаций

между педагогом, ребёнком и родителями.

3. Индивидуальная и групповая психокоррекционная работа,

позволяющая овладеть оптимальными стратегиями и тактиками

работы с детьми с ММД, ПШОП и СДВГ, их родителями.

4. Координация действий педагогов, родителей, врачей с целью

оптимизации учебно-воспитательного процесса дл детей с ММД,

ПШОП и СДВГ.

5. Регулярное отслеживание динамики развития ребёнка и повседневная

помощь в выборе методик и технологий работы с ребёнком.

 

 

ДОМАШНЯЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ ВКЛЮЧАЕТ:

 

1) Изменение поведения взрослого и его отношения к ребёнку.

(Демонстрировать спокойное поведение, избегать слов «нет» и

«нельзя», взаимоотношения с ребёнком строить на доверии и

взаимопонимании;

2) Изменение психологического микроклимата в семье. (Взрослые должны

меньше ссориться, больше времени уделять ребёнку, проводить досуг

всей семьёй);

3) Организацию режима и места для занятий;

4) Специальную поведенческую программу, предусматривающую

преобладание методов поддержки и вознаграждения.

 

В воспитании ребёнка с ММД и СДВГ РОДИТЕЛЯМ следует избегать

2-х крайностей:

1) проявления чрезмерной мягкости, с одной стороны, а с другой -

2) постановки перед ребёнком повышенных требований, которые он не

в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью,

жестокостью, наказаниями.

Частое изменение указаний и колебания настроения родителей оказывают на ребёнка с СДВГ гораздо более глубокое негативное воздействие.

Родителям детей с СДВГ нельзя допускать вседозволенности: детям должны быть чётко разъяснены правила поведения в различных ситуациях. Однако количество запретов и ограничений следует свести к разумному минимуму.

Ребёнка необходимо поощрять за целенаправленную, сосредоточенную деятельность, хвалить в каждом случае, когда ему удалось довести начатое дело до конца. При этом невозможно требовать от него планомерного выполнения сложных заданий, которые могут оказаться по плечу его здоровым сверстникам. На примере более простых дел нужно учить ребёнка правильно распределять свои силы, не бросаться от одного занятия к другому, на наглядных повседневных примерах показывая, как поэтапно прийти к желаемому результату. В ходе подобных тренировок детям с СДВГ нужна поддержка, поощрения, помощь в том, чтобы не упустить из виду конечной цели.

В комплексной коррекции СДВГ и ММД у детей незаменимы физкультура и спортивные занятия. Для детей младшего возраста полезны занятия ритмикой, детям постарше рекомендуются занятия хореографией, танцами, теннисом, плаванием, каратэ и другими восточными единоборствами. Спортивные занятия способствуют улучшению организации движений, в том числе тонкой моторики. Кроме того, регулярные тренировки дисциплинируют. Гиперактивным детям подходят любые спортивные занятия, кроме потенциально травматичных - различных видов силовой борьбы, бокса, поскольку для них крайне нежелательны дополнительные травмы, и, прежде всего ЧМТ. (Известно, что дети с СДВГ более подвержены различным травмам, т.к. они импульсивны в поведении и могут совершать опасные действия, не задумываясь об их последствиях).

В разговоре с ребёнком и особенно, когда ему даётся задание необходимо избегать директивных указаний, нужно повернуть ситуацию таким образом, чтобы ребёнок почувствовал, что он делает полезное дело для всей семьи, ему всецело доверяют, на него надеются.

Родителям рекомендуется написать список того, что они ожидают от ребёнка в плане поведения. Этот список в доступной манере объясняется ребёнку. После этого всё написанное неукоснительно соблюдается, и ребёнок поощряется за успех в его выполнении.

От физического наказания необходимо воздержаться.

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:

 

1. В своих отношениях с ребёнком необходимо поддерживать позитивную

установку. Хвалить его в каждом случае, когда он этого заслужил;

подчёркивать успехи. Это поможет укрепить уверенность ребёнка в

собственных силах.

2. Избегать повторения слов «нет» и «нельзя».

3. Говорить сдержанно, спокойно и мягко.

4. Давать ребёнку только одно задание на определённый отрезок времени,

чтобы он мог его завершить.

5. Для подкрепления устных инструкций использовать зрительную

стимуляцию.

6. Поощрять ребёнка за все виды деятельности, требующие концентрации

внимания (работа с кубиками, раскрашивание, чтение).

7. Поддерживать дома чёткий распорядок дня. Время приёма пищи,

выполнения домашних заданий и сна ежедневно должны

соответствовать данному распорядку.

8. Избегать по возможности скоплений людей. Пребывание в крупных

магазинах, на рынках, в ресторанах и т.п. оказывает на ребёнка

чрезмерное стимулирующее действие.
9. Во время игр ограничивать ребёнка лишь одним параметром. Избегать

беспокойных и шумных игр.

10. Оберегать ребёнка от утомления, поскольку оно приводит к снижению

самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

11. Давать ребёнку возможность расходовать избыточную энергию.

Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе -

длительные прогулки, бег, спортивные занятия.

12. Помнить о том, что присущая детям с СДВГ гиперактивность хотя и

неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем с

помощью специальных мер.

13. В конце дня поведение ребёнка оценивается в соответствии с

достигнутыми результатами.

14. Родители периодически сообщают лечащему врачу об изменениях в

поведении ребёнка.

 

В ДОМАШНЕЙ ПРОГРАММЕ преобладает поведенческий аспект, в ШКОЛЕ же основной упор делается на когнитивную терапию, чтобы помочь детям справиться с трудностями в учёбе.

 

 

ШКОЛЬНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ ВКЛЮЧАЕТ:

Поскольку наибольшие сложности эти дети испытывают в школе, к организации им помощи необходимо привлечь ПЕДАГОГОВ. Выполнение ряда рекомендаций позволит нормализовать отношения учителя с «трудным» учеником и поможет ребёнку достичь более высоких результатов в учёбе.

 

1 ) Изменение окружения (место ребёнка в классе - рядом с учителем,

изменение режима урока с включением минуток активного отдыха,

регулирование взаимоотношений с одноклассниками);

2) Создание положительной мотивации, ситуаций успеха;

3) Коррекцию негативных форм поведения, в частности немотивированной

агрессии;

4 ) Регулирование ожиданий (касается и родителей), т.к. положительные

изменения в поведении ребёнка проявляются не так быстро, как бы

хотелось окружающим.

 

Прежде всего, учителю предоставляют подробные сведения о природе СДВГ и ММД и о том, как такие дети обычно ведут себя в классе. Работа с ними должна строиться индивидуально, при этом основное внимание нужно уделять их отвлекаемости и слабой самоорганизации.

Важно также уметь игнорировать вызывающие поступки ребёнка с СДВГ и поощрять его хорошее поведение. Во время уроков педагогу целесообразно ограничить до минимума отвлекающие факторы. Этому способствует оптимальный выбор места за партой в классе (в центре напротив доски первые парты). У ребёнка должна быть возможность быстро обратиться за помощью к учителю в случаях затруднений. Учебные занятия для него необходимо строить по чётко распланированному, стереотипному распорядку. При этом гиперактивному ребёнку рекомендуется пользоваться специальным дневником или календарём. Задания, предлагаемые на уроках, учителю следует писать на доске.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ, ОБУЧАЮЩИХ ДЕТЕЙ С СДВГ:

1. Ознакомиться с информацией о природе и симптомах заболевания.

Обратить внимание на особенности его проявлений во время

пребывания ребёнка в школе.

2. Вместе с ребёнком и его родителями обратиться за помощью к

школьному психологу или к психологу-консультанту.

3. Для улучшения организации учебной деятельности ребёнка

используются простые средства - планы занятий в виде пиктограмм,

списки, графики, часы со звонком.

4. Дополнительные поощрения.

5. При каждом подходящем случае давать ребёнку с СДВГ возможность

принимать на себя ответственность.

6. Придерживаться позитивной модели поведения. Добрый тон учителя,

отсутствие криков, угроз, недопустимых наказаний. Не стесняться

хвалить ребёнка.

7. При необходимости рекомендовать родителям пригласить для ребёнка

с СДВГ педагога для дополнительных занятий и выполнения

школьных уроков.

8. Обеспечить для ребёнка индивидуальные условия, которые помогают

ему быть более организованным. (Например, через 20-ти минутные

интервалы разрешать ему вставать и ходить в конце класса;

использование наушников и т.д.).

9. На определённый отрезок времени давать ребёнку только одно

задание. Если задание по объёму большое, то его следует предлагать

ученику с СДВГ в виде последовательных частей при этом

периодически контролировать ход работы над каждой из частей, внося

необходимые коррективы.

10. Предпочтение должно отдаваться опоре на СИСТЕМНОСТЬ, чёткое

структурирование информации, её дробление на образные единицы

(целостные самостоятельные «образы-факты», которые понятны

ребёнку и могут быть включены в систему его личного опыта).

11. Во время учебного дня для ребёнка с СДВГ должна

предусматриваться возможность для двигательной разрядки: занятий

физическим трудом и спортивными упражнениями.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...