В 3. Особенности эмоционально - волевой сферы
⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10 ДЕТЕЙ С ЗПР
У детей с ЗПР наблюдается эмоциональная лабильность, слабость волевых усилий, несамостоятельность, внушаемость, личностная незрелость в целом. У дошкольников с ЗПР наблюдается отставание в развитии эмоций, наиболее выраженными проявлениями, которого являются эмоциональная неустойчивость, лёгкость смены настроений и контрастных проявлений эмоций. Они легко и, с точки зрения наблюдателя, часто немотивированно переходят от смеха к плачу и наоборот. Неадекватная весёлость и жизнерадостность выступают, скорее, как проявление возбудимости, неумения оценить ситуацию и настроение окружающих. Эмоциональная лабильность проявляется в неустойчивости настроений и эмоций, быстрой их смене, лёгком возникновении эмоционального возбуждения или плача, иногда немотивированных проявлений аффекта. Нередко у детей с ЗПР возникает состояние беспокойства. Отмечается нетолерантность к фрустрирующим ситуациям. Незначительный повод может вызвать эмоциональное возбуждение и даже резкую аффективную реакцию, неадекватную ситуации. Такой ребёнок то проявляет доброжелательность по отношению к другим, то вдруг становится злым и агрессивным. При этом агрессия направлена не на действие личности, а на саму личность. В отличие от нормально развивающихся детей дошкольники с ЗПР фактически не нуждаются во взаимодействии со сверстниками. Играть они предпочитают в одиночку. У них не отмечается выраженных привязанностей к кому-либо, эмоциональных предпочтений кого-то из сверстников, т. е не выделяются друзья, межличностные отношения не устойчивы. Взаимодействие носит ситуативный характер. Дети предпочитают общение со взрослыми или с детьми старше себя, но и в этих случаях не проявляют значительной активности.
Существенно отметить своеобразие проявлений регулирующей роли эмоций в деятельности дошкольников с ЗПР. Трудности, которые встречают дети при выполнении заданий, часто вызывают у них резкие эмоциональные реакции, аффективные вспышки. Такие реакции возникают не только в ответ на действительные трудности, но и в следствие ожидания затруднений, боязни неудачи. Эта боязнь значительно снижает продуктивность детей в решении интеллектуальных задач и приводит к формированию у них заниженной самооценки. Для всех младших школьников с ЗПР характерны частые проявления беспокойства и тревоги. В школе наблюдается состояние напряжённости, скованности, пассивность, неуверенность в себе. При значительных отличиях в проявлениях эмоций существенной разницы в понимании эмоциональных состояний по выражению лица другого человека у школьников с ЗПР и нормально развивающихся не обнаружено. Затруднения при выполнении такого рода заданий отмечались только у детей с выраженными эмоциональными нарушениями (эмоциональной скудностью, снижением потребности в общении). При этом младшие школьники с ЗПР хуже нормально развивающихся сверстников определяют эмоциональные состояния персонажей сюжетных картин. Определяя более менее успешно по внешнему выражению эмоции других людей, дети с ЗПР часто затрудняются охарактеризовать собственное эмоциональное состояние в той или иной ситуации. Это свидетельствует об определённом недоразвитии эмоциональной сферы, которое оказывается довольно стойким. Недоразвитие эмоциональной сферы проявляется в худшем по сравнению с нормально развивающимися детьми понимании эмоций как чужих, так и собственных. Успешно опознаются только конкретные эмоции. Собственные простые эмоциональные состояния опознаются хуже, чем эмоции изображённых на картинках персонажей. Можно предположить, что эти проявления трудностей в понимании эмоций связаны с несформированностью соответствующих образов-представлений. Вместе с тем следует отметить, что дети с ЗПР достаточно успешно выделяют на картинках причины эмоциональных состояний персонажей, что оказывается недоступным у/о дошкольникам.
Кроме того, было обнаружено определённое сходство в опознании эмоциональных состояний всеми группами детей, а именно, все они лучше опознают радость и гнев, хуже страх. В целом все дети младшего возраста (дошкольного младшего школьного) лучше воспринимают те эмоции, в изображении которых больше мимических знаков. Среди детей с ЗПР церебрально-органического генеза И.Ф.Марковская (1994) разграничивает группы С ПРОЯВЛЕНИЯМИ: 1) ПСИХИЧЕСКОЙ НЕУСТОЙЧИВОСТИ. Дети этой группы шумные и подвижные: на переменах и прогулках забираются на деревья, катаются на перилах, громко кричат, пытаются участвовать в играх других детей, но, неумея следовать правилам, ссорятся, мешают другим. Со взрослыми бывают ласковыми и даже назойливыми, но легко вступают в конфликт, проявляя при этом грубость и крикливость. Чувства раскаяния и обиды у них неглубоки и кратковременны. 2) ПСИХИЧЕСКОЙ ТОРМОЗИМОСТИ. Наряду с личностной незрелостью особенно проявляется несамостоятельность, нерешительность, робость и медлительность. Симбиотическая привязанность к родителям приводит к трудностям привыкания к школе. Такие дети часто плачут, скучают по дому, избегают подвижных игр, теряются у доски и часто не отвечают, даже зная правильный ответ. Низкие оценки и замечания могут вызывать у них слёзы. Младшие школьники с ЗПР отстают от нормально развивающихся по сформированности произвольного поведения. Гораздо чаще, чем у нормально развивающихся сверстников, у них наблюдается импульсивное поведение. По данным Л.В.Кузнецовой (1986), уровень произвольной регуляции поведения зависит у них от сложности деятельности, особенно от сложности звена программирования и наличия конфликтной ситуации (например, при необходимости действовать в соответствии с мысленным планом, вопреки внешним условиям деятельности).
Для детей с ЗПР характерна низкая самостоятельность, неуверенность в себе (особенно у школьников, которые какое-то время до специальной школы обучались в школе общего назначения).
В 4. ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ С ЗПР.
В старшем школьном возрасте у школьников с ЗПР обнаруживается ряд особенностей личности, общих с наблюдаемыми у нормально развивающихся подростков. Это слабость, уязвимость личности, высокая экстрапунитивность реакций с агрессией на окружение, ведущая к конфликтности; некорректность в отношениях с окружающими; выраженность самозащитных реакций; наличие признаков акцентуации характера. Но в отличие от нормально развивающихся сверстников у них слабо выражены реакции самоутверждения и самоопределения, характерные для этого возраста. Не проявляется острая потребность в объединении со сверстниками, взрослые остаются для них более значимыми. По мнению Е.Г.Дзугкуевой (1999), в благополучной ситуации, в частности в условиях специальной школы, подростки с ЗПР достаточно послушны, управляемы и подчиняются общим правилам поведения. В наибольшей мере это относится к подросткам, с самого начала обучавшимся в специальной школе. Это объясняется их удовлетворённостью своим положением. В исследовании И.А.Коняевой (2002) отмечается, что, несмотря на затягивание процесса становления образа Я и его инфантильность, у подростков, обучающихся в специальной школе, не обнаруживается склонности к негативным самохарактеристикам, не проявляются установки на аддиктивные формы поведения, мысли о смерти, нет ориентации на применение силы, что обнаруживается у подростков, обучающихся в классах КРО.
ВЫВОД: Из сказанного выше становится достаточно ясным, что дифференциальная диагностика ЗПР в дошкольном возрасте является весьма трудным и сложным делом. Поскольку существуют формы ЗПР, вызванные причинами не биологического характера, особое значение в этих случаях приобретает психологическая дифференциальная диагностика. Вместе с тем необходимо отметить, что до сих пор у нас в стране не существовало достаточно надёжных и валидных наборов диагностических психологических методик. Возможности диагностики также ограничены недостаточностью сведений о психическом проявлении разных форм недостатков развития в дошкольном возрасте.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|