Тема № 2. Особенности психофизического развития
ДЕТЕЙ С ЗПР
ПЛАН: В 1. ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ЗПР; В 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С ЗПР; В 3. ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНО - ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С ЗПР; В 4. ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ С ЗПР.
В 1. ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ЗПР. Известно, что при ЗПР происходит задержка не только всей совокупности психических функций, эмоциональной сферы, но и моторики ребёнка. Учитывая важность преодоления психомоторного инфантилизма у детей с ЗПР для успешного усвоения ими программного материала в период дошкольного детства и подготовки их к обучению в школе изучение особенностей физического развития имеет первостепенное значение. Раннее выявление особенностей физического развития, а соответственно комплексная целенаправленная работа по физическому воспитанию таких детей позволит своевременно скорректировать существенное звено в коррекции психических функций и в целом личности ребёнка с ЗПР. Недостатки развития моторики у дошкольников с ЗПР обнаруживаются на разных уровнях нервной и нервно-психической организации. Результатом функциональной недостаточности, проявлением слабо выраженной резидуальной органики являются имеющие место у всех детей двигательная неловкость и недостаточная координация, проявляющиеся даже в таких автоматизированных движениях, как ходьба, бег. У многих детей наряду с плохой координацией движений наблюдаются гиперкинезы - чрезмерная двигательная активность в форме неадекватной, чрезмерной силы или амплитуды движений. У некоторых детей наблюдаются хореиформные движения (мышечные подёргивания). В некоторых случаях, но значительно реже, напротив, двигательная активность значительно снижена по отношению к нормальному уровню.
В наибольшей мере отставание в развитии двигательной сферы проявляются в области психомоторики - произвольных осознанных движений, направленных на достижение определённой цели. Все задания они выполняют медленнее, чем нормально развивающиеся дети, обнаруживается неточность и неловкость движений, трудности в воспроизведении поз руки и пальцев. Особые затруднения обнаруживаются при выполнении попеременных движений (например, попеременного сгибания в кулак и распрямления пальцев рук или сгибания большого пальца при одновременном распрямлении остальных пальцев той же руки). Дефекты координации движений, в которых участвуют группы мышц обеих половин тела, в значительной мере м.б. связаны с отставанием в латерализации функций, т.е. в выделении ведущего полушария мозга. В современных исследованиях было показано, что незавершённость латерализации отмечается у многих младших школьников с ЗПР. У ребят с ЗПР обнаруживаются затруднения в проведении простых линий, выполнении мелких деталей рисунка, а в дальнейшем - в трудностях овладения письмом. Всё сказанное говорит о необходимости специальных занятий по развитию моторики этих детей в дошкольном возрасте.
ОСОБЕННОСТИ: - Гипер - или гиподинамия; - мышечная напряжённость или снижение мышечного тонуса; - нарушение общей моторики, особенно ациклических движений (лазание, прыжки в длину, метание); - нарушение ручной моторики; - общая скованность и замедленность выполнения движений; - дискоординация движений; - несформированность функций равновесия; - недостаточное развитие чувства ритма; - нарушение ориентировки в пространстве; - замедленность процесса освоения новых движений; - нарушение осанки, плоскостопие; - заметное отставание в показателях основных физических качеств:
силы, ловкости, скорости.
В 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С ЗПР.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ С ЗПР.
Недостатки внимания как сосредоточения деятельности субъекта на каком-либо объекте отмечаются всеми исследователями в качестве характерного признака ЗПР. В той или иной степени они присутствуют у детей, относящихся к разным клиническим формам ЗПР. Американские психологи и клиницисты описывают «синдром дефицита внимания», часто сочетающийся с минимальными мозговыми дисфункциями и многих детей с трудностями в обучении. Проявление недостаточности внимания у дошкольников с ЗПР обнаруживаются уже при наблюдении за особенностями восприятия ими окружающих предметов и явлений. Недостатки внимания детей с ЗПР в значительной мере связаны с низкой работоспособностью, повышенной истощаемостью, которые особенно характерны для детей с органической недостаточностью ЦНС. У младших школьников с ЗПР внимание неустойчиво. Эта неустойчивость проявляется по-разному. У одних детей в начале выполнения задания наблюдается максимальная для них сосредоточенность, которая неуклонно снижается по мере продолжения деятельности, и ученик начинает делать ошибки или совсем перестаёт выполнять заданное. У других наибольшее сосредоточение внимания наступает после некоторого периода выполнения заданных действий, а затем постепенно снижается. Есть дети, у которых наблюдаются периодические колебания внимания. Обычно устойчивое выполнение какой-либо деятельности ограничивается в 1-м классе 5 – 7 минутами. - Наблюдается неустойчивость (колебания) внимания, которое ведёт к снижению продуктивности, обуславливает трудности выполнения заданий, требующих постоянного контроля, что свидетельствует о незрелости Н.С. Ребёнок продуктивно работает в течение 5 – 15 минут, затем в течение какого – то времени, хотя бы 3-7 минут, «отдыхает», накапливает силы для следующего рабочего цикла. В моменты «отдыха», ребёнок как бы выпадает из деятельности, занимаясь посторонними делами. После восстановления сил снова способен к продуктивной деятельности. - Сниженная концентрация внимания. Выражается в трудностях сосредоточения на объекте деятельности и программе её выполнения, быстрой утомляемости. Ребёнок не может сосредоточиться, делает много ошибок из-за невнимательности. Ему трудно поддерживать внимание при выполнении не только заданий, но и в игровой деятельности. Не может до конца закончить поставленную задачу. Плохо организован. Дети не могут сосредоточиться на существенных признаках, у них отмечается выраженная зависимость внимания от внешних посторонних воздействий и неустойчивость внимания при необходимости выполнения длинного ряда операций.
- Снижение объёма внимания. Одновременно может удерживать во внимании небольшое количество объектов. - Сниженная избирательность внимания. - Сниженное распределение внимания. Ребёнок не может одновременно выполнять несколько действий, особенно если все они нуждаются в сознательном контроле, т.е. находятся в стадии усвоения. Также наблюдаются трудности переключения внимания с одного предмета на другой. - Повышенная отвлекаемость. Выраженное негативное влияние на деятельность детей с ЗПР оказывают любые посторонние раздражители. Часто теряет личные вещи, рабочие инструменты, игрушки. Забывчив. У младших школьников, прошедших дошкольную подготовку в ДОУ, грубых недостатков внимания не наблюдается, однако проявление синдрома гиперактивности и дефицита внимания обнаруживаются и у них, особенно в условиях утомления и повышенного напряжения. Нарушения внимания особенно выражены при двигательной расторможенности, повышенной аффективной возбудимости, т.е. у детей с гиперактивным поведением. При гиперактивным поведении отмечаются общее двигательное беспокойство, неусидчивость, недостаточная целенаправленность, импульсивность.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОЩУЩЕНИЙ И ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С ЗПР.
Каких-либо первичных нарушений на уровне органов чувств у детей с ЗПР не обнаруживается. (Ребёнка в очках в специальном саду для детей этой категории увидишь не чаще, чем среди нормально развивающихся сверстников). Однако восприятие - это перцептивный процесс, а значит, не сводится к сумме отдельных ощущений. Формирование целостного образа предметов - результат сложного взаимодействия ощущений и уже имеющихся в коре головного мозга следов прошлых восприятий. Именно это взаимодействие и оказывается нарушенным у детей с ЗПР. Таким образом, недостатки восприятия детей с ЗПР связаны не с первичными сенсорными дефектами, а выступают на уровне сложных сенсорно-перцептивных функций, т.е. являются следствием несформированности аналитико-синтетической деятельности в зрительной системе, и особенно в тех случаях, когда в зрительном восприятии участвуют другие анализаторы, прежде всего двигательный. Именно поэтому наиболее значительное отставание наблюдается у дошкольников с ЗПР в восприятии пространства, которое основано на интеграции зрительных и двигательных ощущений.
Ещё большее отставание прослеживается в формировании интеграции зрительно-слуховой, которая имеет важнейшее значение при обучении грамоте. Это отставание, несомненно, проявляется в трудностях этих детей при обучении чтению и письму. Слуховое восприятие дошкольников с ЗПР характеризуется теми же особенностями, что и зрительное. Каких-либо трудностей в восприятии простых слуховых воздействий не наблюдается. Имеются некоторые затруднения в дифференциации речевых звуков (что говорит о недостатках фонематического слуха), наиболее отчётливо выступающие в сложных условиях: при быстром произнесении слов, в многосложных и близких по произношению словах. Дети испытывают трудности при выделении звуков в слове. Значительно больше, чем в дистантных видах восприятия, проявляется отставание в развитии осязательного восприятия. Дети затрудняются в осязательном узнавании даже многих хорошо знакомых им предметов. Осязательное восприятие, как известно, является комплексным, объединяющим тактильные и двигательные ощущения. Но наблюдаемые трудности связаны не только с недостаточностью межсенсорных связей, т.е. с комплексным характером осязательного восприятия, но и с недоразвитием тактильной и двигательной чувствительности в отдельности. (Доказательством недостатков тактильной чувствительности являются трудности детей в определении места прикосновения к разным участкам их кожной поверхности. Дети определяют место прикосновения неточно, иногда вообще не могут его локализовать). Недостаточность, отставание в развитии двигательных ощущений проявляется в неточности и несоразмерности движений, составляющих впечатление двигательной неловкости детей, а также в трудностях воспроизведения поз, устанавливаемых взрослым.
Важно отметить, что в ходе возрастного развития недостаточность восприятий преодолевается, при этом тем быстрее, чем более осознанными они становятся. Быстрее преодолевается отставание в развитии зрительного восприятия и слухового. Особенно интенсивно это происходит в период обучения грамоте. Медленнее развивается осязательное восприятие. А.Штраус и Л.Летинен (1947) в своей работе о детях с минимальными повреждениями мозга писали, что эти дети «слушают, но не слышат, смотрят, но не видят», обобщённо формулируя, таким образом, обнаруживаемую у детей недостаточную целенаправленность восприятия, ведущую к его фрагментарности и недостаточной дифференцированности. Восприятие таких детей неустойчиво и в значительной мере зависит от посторонних раздражителей. Дети не могут сосредоточиться на существенных признаках. Ряд авторов отмечают у детей с ЗПР трудности в выделении фигуры на фоне, затруднения при различении близких по форме фигур и при необходимости вычленить детали рассматриваемого объекта, недостатки восприятия глубины пространства, что затрудняет детям определение удалённости предметов, и в целом недостатки зрительно- пространственной ориентировки. Особые трудности обнаруживаются в восприятии расположения отдельных элементов в сложных изображениях. Недостатки восприятия явно выступают, когда дети выполняют задания на копирование фигур, когда они конструируют по образцу какие-либо объекты (НР: фигуры из кубиков Коса, конструкции из материалов «Лего»). Недостатки восприятия выступают тем сильнее, чем сложнее воспринимаемый объект и чем менее благоприятны условия восприятия. У дошкольников с ЗПР имеются затруднения в построении целостного образа из отдельных предъявленных частей. Формирование целостного образа происходит замедленно, поэтому ребёнок многого не замечает, упускает детали. Недостатки восприятия выступают более чётко или выражены значительнее при неблагоприятных или необычных условиях восприятия: когда предмет рассматривается в непривычном ракурсе, в условиях плохого освещения, изображение представлено в виде контура или неполным, контурные изображения предметов наложены друг на друга или перечеркнуты прямыми линиями. Позднее, когда начинается обучение чтению, недостатки восприятия проявляются в смешении близких по очертаниям букв и их элементов. Следует отметить, что отставание в развитии зрительного восприятия, наблюдаемое у детей этой категории выступает одной из главных причин испытываемых ими трудностей в обучении. У детей с ЗПР часто наблюдается затруднения в право- и левоориентации и грубо нарушена ориентировка в пространстве. В наибольшей мере отставание в развитии у детей в перцептивной сфере проявляется в несформированности у них наблюдения - систематического и целенаправленного восприятия, осуществляемого с целью изучения предметов и явлений, обнаружения происходящих в них изменений и установления их смысла, который непосредственно не выступает. Наблюдение относится к категории ВПФ и формируется на основе развитого непосредственного восприятия. Особенности психической деятельности детей с ЗПР обусловлены несформированностью у них интегративной деятельности мозга. Известно, что интегративность - взаимодействие различных функциональных систем - является основой нормального психического развития ребёнка. В связи с недостаточностью интегративной деятельности мозга дети с ЗПР затрудняются в узнавании непривычно представленных предметов, им трудно соединить отдельные детали рисунков в единый смысловой образ. Эти специфические нарушения восприятия у детей с ЗПР определяют ограниченность и фрагментарность их представлений об окружающем мире. Недостаточность интегративной деятельности мозга у детей с ЗПР проявляется и в так называемых сенсомоторных нарушениях, что находит своё выражение в рисунках детей. При рисовании по образцу геометрических фигур они не могут передать форму и пропорции, неправильно изображают углы, линии и их соединения. При выполнении задания: нарисовать фигуру человека, дети старшего дошкольного возраста допускают много ошибок. На их рисунках заметна диспропорция частей тела, некоторые важные детали изображены примитивно или вовсе отсутствуют. Таким образом, одной из основных особенностей детей с ЗПР является недостаточность образования связей между отдельными перцептивными и двигательными функциями. Так, ребёнок может затрудняться в оценке идентичности форм предметов, воспринимаемых им с помощью осязания и зрения. Он также испытывает затруднения при воспроизведении ритма, воспринимаемого на слух. Одной из характеристик особенностей детей с ЗПР является отставание в развитии у них пространственных представлений, недостаточная ориентировка в частях собственного тела. Своеобразные особенности восприятия, наблюдавшиеся у старших дошкольников, характерны и для младших школьников с ЗПР. Неточность и замедленность восприятия в наибольшей мере наблюдаются в младшем школьном возрасте, когда обнаруживаются связанные с недостатками восприятия ошибки при списывании текста, воспроизведении фигур по зрительно представленным образцам. И т.п. В наибольшей мере эти недостатки проявляются при усложнении и ухудшении условий восприятия, когда НР: изображения демонстрируются повёрнутыми или когда уменьшается их яркость и чёткость. В этих случаях значительно увеличивается латентный период опознания объектов. (Конечно, изменение условий восприятия влияет и на нормально развитых детей, но количественные различия этих изменений чрезвычайно велики). У детей нарушены не только отдельные свойства восприятия, но и восприятие как деятельность, включающая и мотивационно-целевой компонент, и операциональный, на уровне действий идентификации, приравнивания к эталону, перцептивного моделирования. Детям с ЗПР свойственна общая пассивность восприятия, что проявляется в попытках подменить более сложную задачу более лёгкой, в желании побыстрее «отделаться». Данная особенность обуславливает наличие у детей крайне низкого уровня анализирующего наблюдения, проявляющегося в: - ограниченном объёме анализа; - преобладании анализа над синтезом; - смешении существенных и несущественных признаков; - преимущественной фиксации внимания на видимых различиях объектов; - редком использовании обобщённых терминов, понятий. У детей с ЗПР отсутствует целенаправленность, планомерность в обследовании объекта, какой бы канал восприятия они не использовали (зрительный, тактильный или слуховой). Поисковые действия характеризуются хаотичностью, импульсивностью. При выполнении заданий на анализ объектов дети дают результат, отличающийся меньшей полнотой и недостаточной точностью, опущением мелких деталей, односторонностью. Рассмотренные недостатки восприятия могут преодолеваться путём специальных коррекционных занятий, которые должны включать развитие ориентировочной деятельности, формирование перцептивных операций, активное оречевление процесса восприятия и осмысление образов.
ВЕРОЯТНЫЕ ПРИЧИНЫ НЕДОСТАТОЧНОСТИ ВОСПРИЯТИЯ: 1) Низкая скорость приёма и переработки информации (возникающая в связи с медленно протекающей аналитико-синтетической деятельностью на уровне вторичных и третичных зон коры), ограничение этой скорости в разной степени выступает при всех недостатках развития и является общей закономерностью аномального развития. (Причём это снижение, по сравнению с нормой, скорости приёма и переработки информации происходит в центральном звене анализатора). 2) Несформированность перцептивных действий, т.е. тех преобразований сенсорной информации (объединение отдельных её элементов, их сопоставление и т.д.), которые ведут к созданию целостного образа объекта. 3) Несформированность у дошкольников с ЗПР ориентировочной деятельности. 4) Недостаточная сформированность образов – представлений - их нечёткость и неполнота. 5) Недостаточность интегративной деятельности мозга. 6) Исследователи также отмечают зависимость восприятия от уровня развития внимания.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МНЕМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С ЗПР.
Наиболее онтогенетически ранняя форма завпечатления поступающей информации - непроизвольная память. Она является практически единственной формой памяти на протяжении раннего и дошкольного возраста и не теряет своего значения в более старшем возрасте. У детей с ЗПР отмечаются определённые недостатки в развитии данной формы памяти. В частности, ввиду сниженной познавательной активности страдает непроизвольное запечатление информации. Начиная со старшего дошкольного возраста произвольная память, основанная на опосредовании процессов запечатления целью, логическими приёмами, всё больше начинает занимать ведущее место в структуре оптимального психического развития ребёнка как основа для систематического обучения. Отличительной особенностью недостатков памяти при ЗПР является то, что могут страдать лишь отдельные её виды при сохранении других. Применительно к детям с ЗПР, ими лучше запоминается наглядный (неречевой) материал. При этом расхождение между уровнем невербальной памяти и вербальной у данной категории детей значительно выше, чем у нормально развивающихся. По продуктивности произвольного запоминания дети с ЗПР занимают промежуточное положение (как, впрочем, и по всем показателям психического развития) между нормально развивающимися сверстниками и у/о. Детям с ЗПР свойственно отсутствие активного поиска рациональных приёмов запоминания и воспроизведения. Без помощи взрослых им трудно удерживаться в рамках требуемой задачи, следовать инструкции. Недостаточность произвольной памяти у детей с ЗПР в значительной степени связана со слабостью регуляции произвольной деятельности, недостаточной её целенаправленностью, несформированностью функций самоконтроля. Школьники с ЗПР значительно хуже запоминают и воспроизводят учебный материал, чем их нормально развивающиеся сверстники. Продуктивность воспроизведения непроизвольно запечатлённого материала у 1-ов с ЗПР по средним показателям в 1,6 раза ниже, чем у их нормально развивающихся сверстников, которые на 2 – 3 года младше. При этом среди детей с ЗПР наблюдаются значительные индивидуальные различия. Образная память детей с ЗПР менее точна, чем у нормально развивающихся сверстников, что проявляется даже на уровне элементарной образной памяти (память на месторасположение объектов). Как и у нормально развивающихся детей, но несколько чаще, у детей с ЗПР в момент воспроизведения материала наблюдаются привнесения: они называют слова, обозначающие предметы, отсутствующие на картинках, но близкие к представленным по родовому признаку или по ситуации. Трудности запоминания словесного материала отмечаются многими исследователями, изучавшими воспроизведение дошкольниками прослушанных ими фраз или коротких рассказов. Эти воспроизведения оказываются очень не совершенными и неполными. На результатах воспроизведения также сказываются недостатки внимания и речевого развития. Сравнение возрастной динамики показателей объёма кратковременной вербальной памяти, по данным В.Л.Подобеда, обнаруживает, что и через 2 года отмечается та же закономерность: прирост объёма временной вербальной памяти у детей с ЗПР примерно вдвое меньше, чем у их нормально развивающихся сверстников. Таким образом можно видеть, что несмотря на некоторое отставание в развитии памяти детей с ЗПР, в её проявлениях наблюдается та же закономерность, которая прослеживается у детей без отклонений в развитии: преобладание (более высокие показатели) наглядно-образной памяти по сравнению со словесной. В.Л.Подобед отмечает у детей с ЗПР малый объём, медленное нарастание продуктивности при повторных предъявлениях, повышенную тормозимость следов в результате интерференции со стороны побочных воздействий, нарушение порядка в воспроизведении, низкую избирательность (при требованиях избирательного воспроизведения отдельных частей запечатлённого материала). Различия между детьми с ЗПР и нормально развивающимися оказываются значительно большими по объёму долговременной памяти. С учётом этой особенности памяти в школах и классах для детей с ЗПР организуется значительно более частое по сравнению с обычной школой повторение пройденного материала при разнообразии форм его предъявления. Младшие школьники с ЗПР принимают задачу - использовать картинки как опору для запоминания слов, однако эффективность опосредствованного запоминания у них гораздо ниже, чем у их нормально развивающихся сверстников. Наибольшие отличия детей с ЗПР от нормально развивающихся отмечаются именно по показателям опосредствованного запоминания. В процессе обучения от класса к классу память детей с ЗПР совершенствуется, однако как показали исследования В.Л.Подобеда, вплоть до 5 – 6 классов их показатели запоминания оказываются на 10 -15 % ниже показателей нормально развивающихся сверстников.
ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ С ЗПР: 1) Недоразвитие самоконтроля, которое проявляется наиболее ярко в привнесениях при воспроизведении и в изменениях слов, предлагавшихся для запоминания. 2) Слабая избирательность памяти (когда в момент воспроизведения дети с ЗПР вместо слова для запоминания, которого была выбрана определённая картинка, воспроизводилось название предмета, на ней изображённого. 3) Неумение преднамеренно применять рациональные способы запоминания (НР: использовать план при запоминании связного текста или определённым образом соотнести, осмыслить запоминаемый материал). 4) Низкая мыслительная активность в процессе воспроизведения. 5) Заметное по сравнению с нормой снижение результативности первых попыток запоминания. 6) Несколько большее количество попыток, необходимых для заучивания материала (медленное нарастание продуктивности запоминания). 7) Сниженный объём запоминания. 8) повышенная тормозимость следов побочными воздействиями. 9) Нарушения порядка воспроизводимых словесных и цифровых рядов. 10) Медленный прирост результативности памяти по объёму и качеству на протяжении школьного возраста. Так, в 10 - летнем возрасте их показатели больше приближаются к показателям у/о, чем нормально развивающихся. 11) Сниженная помехоустойчивость (оценивается по продуктивности воспроизведения). При целенаправленной коррекционной работе, в частности по формированию специальных приёмов запоминания, развитию познавательной активности и саморегуляции возможно существенное улучшение мнестической деятельности при ЗПР. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ЗПР.
У дошкольников с ЗПР наблюдается отставание в развитии всех видов мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического), которое в наибольшей мере обнаруживается по показателям актуального уровня развития и в наименьшей степени выступает при решении задач наглядно-действенного характера. Наглядно-действенный характер мышления дошкольников с ЗПР проявляется в наиболее выраженной форме: все этапы решения развёрнуты, наблюдаются пробы и ошибки, идёт формирование специальных пробовательных действий, в то же время нормально развивающиеся дошкольники уже осуществляют мыслительные действия в уме. К особенностям мышления детей рассматриваемого типа относятся также недостаточная ориентировка в условиях задачи и импульсивность действий. Отставание дошкольников с ЗПР от нормы по уровню развития наглядно-образного мышления выражено значительно больше, чем наглядно-действенного. Вместе с тем необходимо отметить, что дети с ЗПР по количеству и качеству решений ближе к нормально развивающимся, чем к у/о. Задачи на простое и сложное тождество они решают без помощи либо с помощью в виде выделения условий задачи, и лишь иногда им бывает необходима помощь в форме решения задания в наглядно-действенном плане. Переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному мышлению, т.е. переход к оперированию наглядно представленными условиями задачи во внутреннем плане, является чрезвычайно важным этапом в развитии мыслительной деятельности в целом. Он выступает как предпосылка развития словесно-логического мышления, осуществляющегося целиком во внутреннем плане. Недостатки наглядно-образного мышления детей с ЗПР связаны не только с несформированностью (или недостаточной сформированностью) мыслительной операции анализа, действия сравнения (прежде всего в наглядном плане) и других операций и действий. Они являются также следствием несформированности, слабости, нечёткости образов-представлений, что дополнительно затрудняет возможности оперирования ими: расчленения, соотнесения, объединения и сопоставления образов-представлений и их отдельных элементов. Именно это оперирование и составляет сущность наглядно-образного мышления. Трудности оперирования образами-представлениями у дошкольников с ЗПР усугубляются недостатками пространственного восприятия и пространственной ориентировки, распространёнными среди детей с ЗПР. При этом дети с ЗПР в отличие от у/о могут достаточно успешно выполнять задания на классификацию предметов по родовой принадлежности. Дети с ЗПР показывают лучшие результаты при выполнении заданий «от общего к частному», чем от «частного к общему». В исследовании особенностей суждений и умозаключений старших дошкольников рассматриваемой категории показано, что дети не достаточно владеют кванторами «ВСЕ» и особенно «НЕКОТОРЫЕ», играющими важную роль при построении умозаключений. Однако в отличие от у/о, для овладения этими кванторами потребовалось лишь кратковременное обучение, в ходе которого дети с ЗПР были обучены их использованию при построении суждений по поводу хорошо знакомых и жизненных ситуаций. По успешности построения суждений показатели детей с ЗПР были значительно ближе к нормально развивающимся, чем к у/о. В то же время умозаключение как вывод из двух посылок оказалось значительно более трудным для детей рассматриваемой группы, и здесь их результаты были далеки от показателей нормально развивающихся детей, приближаясь к показателям у/о. Важно отметить, что в группе детей с ЗПР наблюдаются очень большие ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ: одни дети после краткого обучения почти не отличаются от нормально развивающихся по формулированию суждений с кванторами «все» и «некоторые», другие нуждаются в длительном обучении даже для построения суждений по наглядной ситуации с помощью взрослого. Качественный анализ всех материалов экспериментального изучения всех видов мышления у старших дошкольников с ЗПР показывает, что общим для них проявлением отставания в развитии является недостаточная сформированность мыслительных операций и действий: анализа, синтеза, отвлечения, обобщения, различения, сравнения. Своеобразным проявлением этой недостаточной сформированности является то, что ребёнок, используя ту или иную операцию в одних условиях при решении несложной задачи, не может её применить к решению другой задачи, несколько более сложной или выполняемой в иных условиях. Недостаточное владение мыслительными операциями отчётливо выступает при решении детьми простых арифметических задач, где они значительно отстают от нормально развивающихся сверстников. Нормально развивающиеся младшие школьники характеризуются уже умением самостоятельно ставить вопросы и находить их решение. Такая постановка задач - одно из проявлений познавательной активности. Мыслительная деятельность детей с ЗПР младшего школьного возраста характеризуется сниженной познавательной активностью, конкретностью, склонностью к стереотипным решениям и непоследовательностью. Низкий уровень познавательной мотивации приводит к тому, что у младших школьников с ЗПР в отличие от нормально развивающихся сверстников редко обнаруживается готовность к решению мыслительных задач. Недостаточная сформированность основных мыслительных операций проявляется в наибольшей степени на вербальном уровне. В начале школьного обучения у них обнаруживается несформированность даже основных мыслительных операций и действий, которыми нормально развивающиеся дети владеют уже в старшем дошкольном возрасте. Эта несформированность проявляется как полном неумении использовать некоторые мыслительные операции, так и в нестойкости, зависимости от сложности задачи тех операций и умственных действий, которыми они, казалось бы уже умеют пользоваться. Обнаруживается также недостаточная избирательность, т.е. умение из имеющегося «арсенала» выбрать операцию, необходимую в данном конкретном случае. В ходе анализа задания дети опускают детали, затрудняются в выделении существенных и несущественных признаков, в установлении причинно-следственных связей, обобщений. Использованию мыслительных операций, т.е. собственно решению задачи, предшествует весьма важный этап - ориентировка в условиях задачи. Этот этап также оказывается дефектным, он формируется у младших школьников с ЗПР со значительным отставанием от нормально развивающихся детей, которые владеют предварительной ориентировкой в задании уже в старшем дошкольном возрасте. Недостаточный уровень сформированности операции обобщения у детей с ЗПР отчётливо проявляется при выполнении заданий на группировку предметов по родовой принадлежности. Здесь проявляется трудность усвоения ими специальных терминов. Это относится и к видовым понятиям. В некоторых случаях дети с ЗПР хорошо знают объект, но не могут вспомнить его название. Большинство детей хорошо владеют элементарными формами классификации. Распределение по группам простых геометрических фигур на основе выделения одного из признаков (цвета или формы) не представляет для них особых трудностей, они справляются с этим заданием почти также успешно, как и нормально развивающиеся дети. Незначительное число допускаемых ими ошибок объясняется недостаточным вниманием и недостаточной организованностью в процессе работы. При классификации сложного геометрического материала продуктивность выполнения работы несколько снижается лишь немногие выполняют такое задание безошибочно. Одна из распространённых ошибок - подмена задачи более простой. Экспериментальное изучение все трёх видов мышления даёт основание считать, что к концу младшего школьного возраста наиболее близким к уровню сформированности, соответствующему средней норме, оказывается наглядно-действенное мышление. С решением простых задач соответствующего типа младшие школьники с ЗПР справляются также успешно, как и их нормально развивающиеся сверстники; а более сложные задачи решают при условии оказания им одного – двух видов помощи (например, после дополнительной стимуляции и демонстрации детализированного образца). Решение задач наглядно-образного характера, хотя и значительно улучшается по сравнению со старшим дошкольным возрастом, по уровню успешности значительно отличается от того, как это происходит у нормально развивающихся сверстников. Словесно-логическое мышление остаётся более низким, чем свойственный норме. По данным О.П.Мокявичене (1988), прослеживавшей динамику мыслительной деятельности у детей с ЗПР от 5 до 9 года обучения (т.е. с начала и до конца среднего школьного возраста), в начале среднего школьного возраста отставание в сформированности мыслительной деятельности в наибольшей мере проявляется при выполнении словесно-логических задач, меньше - при решении наглядно-образных и наименее значительно - при решении наглядно-действенных задач. К концу среднего школьного возраста показатели выполнения задач всех типов приближаются к результатам нормально развивающихся сверстников, но неравномерно проявляющееся отставание в сформированности всех трёх видов мышления сохраняется. Дети с ЗПР нуждаются в гораздо большей мере помощи, в частности в предъявлении детального чертежа образца, они не пользуются мысленным анализом образца и сравнением его со складываемой ими фигурой, часто действуют хаотично. Таким образом, несмотря на значительное продвижение школьников с ЗПР, разрыв между ними и нормально развивающимися детьми сохраняется в прежнем объёме. Установлено, что в начале среднего школьного возраста дети с ЗПР владеют значительным объёмом знаний об окружающем мире, умеют ими оперировать, используя мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, отвлечения, способны высказывать суждения о свойствах знакомых объектов и о простых жизненных ситуациях. В результате они очень мало отличаются от нормально развивающихся сверстников по показателям выполнения субтестов: «Противоположности по аналогии», «Сходство и различия». Затруднения вызывают установление причин явлений, выделение основных, категориальных качеств предметов, выделение более отвлечённых (причинно-следственных, функциональных) связей в заданиях методики: «Простые аналогии», абстрактные су<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|