В 3. Синдром дефицита внимания с
ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ У ДЕТЕЙ КАК ОДИН ИЗ ВАРИАНТОВ ММД. ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА. Формирование концепции синдрома дефицита внимания с гиперактивностью имело тесную связь с развитием представлений о ММД. Самой распространённой формой хронических нарушений поведения в детском возрасте является СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ (СДВГ). По данным большинства зарубежных эпидемиологических исследований, его частота среди детей дошкольного и школьного возраста составляет от 4,0 % до 9,5 %. СДВГ ПРОЯВЛЯЕТСЯ: двигательной расторможенностью (гиперактивностью), импульсивностью поведения, дефектами концентрации внимания, отвлекаемостью, проблемами во взаимоотношениях с окружающими и трудностями в обучении. Кроме того, для большинства детей с этим синдромом характерна двигательная неловкость, неуклюжесть. Когда говорят «дефицит внимания», то под этим понимают неспособность сконцентрировать внимание в течение короткого периода времени. Ребёнок не только не способен завершить выполнение поставленной задачи, но и небрежен в её выполнении, в частности это касается школьных заданий. На уроке он не может работать со всем классом, ему трудно вспомнить инструкцию учителя. Такое поведение обычно менее заметно в ситуации «один на один» или в условиях обычного окружения. Современные исследования показывают, что две трети детей с СДВГ - это дети из семей высокого социального риска. К ним относятся семьи: 1) с неблагополучным экономическим положением (один или оба родителя безработные, неудовлетворительные материальные условия, отсутствие постоянного места жительства); 2) с неблагоприятной демографической ситуацией (неполные или многодетные семьи, отсутствие обоих родителей);
3) семьи с высоким уровнем психологической напряжённости (постоянные ссоры и конфликты между родителями, трудности во взаимоотношениях между родителями и детьми, жестокое обращение с ребёнком); 4) семьи, ведущие асоциальный образ жизни (родители страдают алкоголизмом, наркоманией, психическими заболеваниями, ведут аморальный образ жизни, совершают правонарушения). В семьях ВЫСОКОГО СОЦИАЛЬНОГО РИСКА детям практически не уделяют внимания. Педагогическая запущенность способствует отставанию ребёнка в психическом развитии. Такие дети, имея от рождения нормальный уровень интеллекта, на 2 – 3 год обучения попадают в классы коррекции, потому что родители совсем не занимаются их развитием. У этих детей могут проявляться признаки ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ДЕПРИВАЦИИ - эмоционального «голода» - вследствие недостатка материнской ласки и нормального человеческого общения. В подростковом возрасте они часто попадают в асоциальные компании. Следует отметить, что у многих детей с СДВГ наблюдаются нарушения в развитии речи и трудности в формировании навыков чтения, письма и счёта (более 60 %). Нарушения внимания в случаях дисграфии и дискалькулии имеют вторичный характер и возникают в условиях перенапряжения, когда детям предъявляют завышенные требования в ходе интеллектуальной деятельности, что объясняется недостаточно сформированными ВПФ и навыками. Его симптомы всегда отмечаются окружающими ребёнка взрослыми в возрасте до 7-ми лет, обычно начиная с 4-х летнего возраста. Но когда такой ребёнок становится старше и поступает в школу, у него возникают новые сложности: трудности освоения школьных навыков и слабая успеваемость, неуверенность в себе и заниженная самооценка, проблемы во взаимоотношениях с окружающими, в том числе с одноклассниками и с учителем, усиливаются нарушения поведения. Именно в школьные годы чаще всего обнаруживаются НАРУШЕНИЯ ВНИМАНИЯ в связи с повышением требований к данной функции в процессе обучения.
ГИПЕРАКТИВНОСТЬ детей с синдромом дефицита внимания характеризуется тем, что они чрезвычайно подвижны, всё время бегают, крутятся, пытаются куда-то забраться. Родители описывают их «постоянно двигающимися, как будто бы к ним прикрепили мотор», неспособными усидеть на месте. Их избыточная моторная активность бывает бесцельной, не соответствующей требованиям конкретной обстановки. Гиперактивность проявляется не просто избыточной двигательной активностью (которая может отмечаться даже в часы сна), но также беспокойством, посторонними движениями во время выполнения заданий, требующих усидчивости (ребёнок ёрзает на стуле, не в состоянии удержать неподвижными руки и ноги). У таких детей возможно сочетание чрезмерной двигательной активности и деструктивного поведения. (Так, в школе они могут мешать учителям, отвлекать одноклассников и провоцировать их неправильное поведение во время уроков). Важно учитывать, что оказавшись в новой обстановке, при встрече с незнакомыми людьми ребёнок обычно не проявляет свойственной ему гиперактивности, которая на некоторое время исчезает, «тормозится» на фоне волнения. Это обстоятельство может ЗАТРУДНИТЬ ВЫЯВЛЕНИЕ ГИПЕРАКТИВНОСТИ во время консультации специалистом при 1-й встрече. ВЫРАЖЕННОСТЬ ГИПЕРАКТИВНОСТИ у детей с СДВГ варьирует. Она наиболее типична для детей в дошкольном и младшем школьном возрасте. В более старшем возрасте она проявляется неусидчивостью, признаками двигательного беспокойства (крутится, вертится, сидя на стуле; постоянно что-то теребит и вертит в руках, трясёт ногой и т.д.) ИМПУЛЬСИВНОСТЬ постоянно наблюдается у гиперактивных детей, как в разнообразных повседневных ситуациях, так и при выполнении школьных заданий. Она выражается в том, что ребёнок часто действует не подумав. На уроках он с трудом дожидается своей очереди, перебивает других, на вопросы отвечает невпопад и не выслушивая их до конца. Он может без разрешения вставать со своего места в классе, вмешиваться в разговор, во время игр со сверстниками бывает не в состоянии следовать правилам. Из-за импульсивности гиперактивные дети склонны к травматизации, т.к. могут попадать в опасные ситуации, не задумываясь о последствиях своих поступков (ввязываются в драки, выбегают на проезжую часть дороги и т.д.). Однако всё это они делают импульсивно, без специального умысла.
Наряду с гиперактивностью в двигательной сфере таких детей обычно обнаруживаются НАРУШЕНИЯ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ, несформированность мелкой моторики и праксиса (способности осуществлять достаточно сложные целенаправленные движения и действия). Нарушения пространственной координации проявляются в неловкости и неуклюжести таких детей. Они как бы не «вписываются» в пространство, натыкаются на углы, часто идут напролом, не обращая внимания на препятствия. У них возникают сложности при завязывании шнурков, застёгивании пуговиц, использовании ножниц, освоении навыков рисования и письма. Недостаточная сформированность координации движений ведёт к моторной неловкости, неспособности к спортивным занятиям и повышенному риску травматизма. Продуктивность работы таких детей в классе очень низкая. Основные характеристики внимания: концентрация, переключение, устойчивость, распределение, объём - у них ниже нормы. Дефекты концентрации внимания являются причиной плохого выполнения заданий на уроках в школе. По описанию учителей, гиперактивные дети способны сохранять внимание не более нескольких минут. Они склонны постоянно забывать то, что им нужно сделать, терять свои вещи, необходимые в школе и дома. Дефицит внимания бывает особенно очевидным в новых для ребёнка ситуациях, когда ему необходимо действовать без посторонней помощи. ПОКАЗАТЕЛИ ВНИМАНИЯ таких детей подвержены существенным КОЛЕБАНИЯМ. Родители часто сообщают о том, что они могут удерживать внимание до нескольких часов во время занятий и игр, с которыми им удаётся успешно справляться. Подобная ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ ВНИМАНИЯ связана с заинтересованностью, увлечённостью и удовольствием от этой деятельности. Хуже всего гиперактивные дети выполняют задания кажущиеся им скучными, неоднократно повторяющимися, трудными и не подкрепляемые поощрениями.
Наряду с трудностями концентрации внимания им свойственна выраженная ОТВЛЕКАЕМОСТЬ. Таким образом, нарушения внимания проявляются в трудностях его удерживания (ребёнок не собран, не может самостоятельно довести выполнение задания до конца), в снижении избирательности внимания (неспособен надолго сосредоточиться на определённой деятельности), выраженной отвлекаемости с частыми переключениями с одного занятия на другое. Объём оперативной памяти и мышления снижен, ребёнок может удерживать в уме и оперировать ограниченным количеством информации, большая часть которой вскоре забывается. Долговременная память слабая, так как временные связи образуются с трудом. Характерная черта умственной деятельности с синдромом - ЦИКЛИЧНОСТЬ. Время, в течение которого они могут продуктивно работать, не превышает 5 – 15 минут, по истечении которых они теряют контроль над умственной активностью. Какое-то время (3 – 7 минут) мозг отдыхает, накапливая энергию и силы для следующего рабочего цикла. ПОСЛЕ ПОСТУПЛЕНИЯ В ШКОЛУ проблемы детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, как правило, значительно усиливаются. Требования к обучению в школе таковы, что ребёнок не в состоянии их выполнить в полной мере. Его поведение не соответствует возрастной норме, поэтому в школе ему не удаётся достичь результатов, соответствующих его способностям. При этом большинство таких детей имеют ХОРОШИЙ ОБЩИЙ УРОВЕНЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ. Тем не менее, во время уроков им сложно справиться с предлагаемыми заданиями, т.к. они испытывают трудности в организации и завершении работы. Они довольно скоро выключаются из процесса выполнения задания. НАВЫКИ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА у этих детей значительно ниже, нежели у их сверстников, и не соответствуют показателям их интеллектуальных способностей. Письменные работы выглядят неряшливо и характеризуются ошибками, которые могут быть результатом невнимательности, невыполнения указаний учителя. При этом дети не склонны прислушиваться к советам и рекомендациям взрослых. У них также постоянно возникают проблемы во взаимоотношениях с окружающими, в том числе со сверстниками, педагогами, родителями, братьями и сёстрами. В школе они более разговорчивы, нежели их одноклассники, и более склонны к началу общения. Но невнимательность во время игр и других занятий в сочетании с отвлекаемостью, импульсивностью и часто возникающим желанием заняться чем-то другим приводит к тому, что дети с СДВГ оказываются не слишком хорошими партнёрами. В их действиях прослеживается избыточное реагирование, не соответствующее содержанию ситуации, невосприимчивость к оттенкам межличностных взаимоотношений. Именно высокая реактивность ребенка, прежде всего, отмечается родителями и учителями при характеристике его поведения. Поведение детей с СДВГ отмечается непредсказуемостью. Всё это приводит к конфликтам, и ребёнок становится нежеланным и отвергаемым в коллективе.
РОДИТЕЛЕЙ раздражает, что дети беспокойны, навязчивы, эмоционально неустойчивы, недисциплинированны, непослушны, неаккуратны. В домашних условиях они не способны ответственно относиться к выполнению повседневных поручений, не помогают родителям. При этом замечания и наказания не дают желаемых результатов. Большинству таких детей свойственны СЛАБАЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ при неудачах и НИЗКАЯ САМООЦЕНКА. У некоторых из них наблюдаются также упрямство, лживость, вспыльчивость, задиристость, агрессивность. Гиперактивному ребёнку больше всех грозит непонимание со стороны окружающих. Его постоянно укоряют, стыдят, одёргивают, наказывают. В конце концов, ребёнка убеждают, что он ни на что не способен и что бестолковее его нет на всём свете. В результате ребёнок ожесточается. У него развивается отрицательная, а часто агрессивная реакция на окружающих, он становится неуправляемым, «трудным» ребёнком. Такая модель защитного поведения порой выгодна для него, а потому трудно исправляема. Недостаточная сформированность чувства ответственности и навыков работы в коллективе, неспособность организовать собственную деятельность, социальная незрелость (в школе они продолжают себя вести как в ДОУ, не могут усвоить новые обязанности) и отсутствие ряда других умений вместе с учебными трудностями часто способствуют возникновению у таких детей школьной дезадаптации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|