Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Художественная самодеятельность в структуре народной культуры




Существует множество определений художественной самодея­тельности. Каждый пишущий о ней дает свое определение, исходя чаще всего из своих конкретных задач и ракурса изложения.

В результате художественная самодеятельность предстает или формой потребления художественной культуры, или средством ликвидации сложившегося разрыва между художественным произ­водством и художественным потреблением, между профессио­нальным искусством и художественной практикой масс. Многие ее рассматривают как вторую, дополнительную профессию и свое­образный прототип профессионального искусства; определяется она как часть художественной культуры, черта образа жизни, форма досуга, один из видов народного творчества и т.д.

В абсолютном большинстве работ (монографий, брошюр, ста­тей, диссертаций) художественная самодеятельность до начала 90-х годов определялась как средство коммунистического воспи­тания (нравственного, эстетического, идейно-политического, тру­дового и т.д.). В одной из статей конца 80-х годов на основании обобщения большого массива литературы был сделан вывод, что художественная самодеятельность сугубо социально-педагогичес­кое явление.

В дпределениях художественной самодеятельности находят от­ражение следующие характерные признаки: первый их ряд связан с общими приметами, присущими творчеству масс;'второй — от­ражает то особенное, что привносит в самодеятельность конкрет­ный вид творчества — научное, техническое, художественное, ли­тературное, трудовое; третий рад характеризует конкретный вид творчества по художественным жанрам. При этом каждый аспект (социологический, педагогический, искусствоведческий) рассмот­рения художественной самодеятельности и каждый ее жанр (музыкальный, театральный, танцевальный и т. п.) получают более конкретное, детальное описание.

По нашему мнению, художественная самодеятельность — это со­циально-институционализированная форма народного творчества. Через формы художественной самодеятельности происходит во многом взаимодействие фольклоризма и профессионального ис­кусства, их исполнителей, эстетических норм, технических прие-


мов, лексики и т.д. Эту роль самодеятельность играет и по отно­шению к массовой культуре, выступая нередко ее составной ча­стью.

Художественная самодеятельность занимает особое место среди других форм народной культуры, имеет свой ракурс освоения и отражения действительности, по-своему демонстрирует ментали­тет и сознание этноса.

Зарождение и развитие самодеятельного художественного твор­чества или художественной самодеятельности в недрах народной художественной культуры носит исторически обусловленный ха­рактер.

Активизация духовной жизни в России на рубеже Х1Х-ХХ вв. явилась предпосылкой, обусловившей возникновение нового яв­ления в массовом художественном творчестве. На основе город­ского фольклора и бытовой любительской художественной прак­тики формировалась новая форма творчества, которая отличалась от предыдущих форм прежде всего своей организационной оформленностью, жанровой определенностью, наличием социаль­ных целей и задач. Существующие жанры городского фольклора, любительского творчества постепенно трансформировались, при­нимали за образец профессиональное искусство — театр, хор, ин­струментальное исполнительство. Появились любительские са­модеятельные художественные образования. Вначале это был пери­од спонтанного зарождения и прорастания ростков художественной самодеятельности в недрах существующих форм городской художест­венной культуры.

Вопрос о времени зарождения художественной самодеятельно­сти, ее первоначальном проявлении имеет принципиальное зна­чение. Ответ на него многое может прояснить, раскрыть истоки, характер заимствования, движущие силы, а такжЪ те предпосылки, которые вызвали к жизни новое художественное явление.

Существующие длительное время в специальной советской ли­тературе, официальных партийно-государственных документах попытки обособить художественную самодеятельность от фольк­лора, традиционного изобразительного творчества, от дореволю­ционного любительского искусства, противопоставить и возвысить ее роль, придать ей ореол единственной формы творчества народа привели к вульгаризаторским, неоправданным, малодоказатель­ным утверждениям о ее сущности и значении.

Наиболее распространенной точкой зрения на зарождение художественной само­деятельности была та, что связывалась с Октябрьской революцией и социализмом, ■ якобы обеспечившим ее формирование и развитие. Социализм, по мысли В.И.Леюша, гонт на поверхность жизни все дремавшие и искусственно затормо-


Раздел III. Лекция 15

женные в условиях капитализма творческие устремления гигантского большинств народа1, дает прекрасный размах народному творчеству, "ломает все старые преп" ны, рвет обветшалые путы, выводит трудящихся на дорогу самостоятельного творче ства новой жизни"2.

Эти высказывания В.И.Ленина, рассматривавшиеся длительное время как мето­дологические, явились основой теории о зарождении художественной самодеятельно­сти3. Однако с учетом исторических реалий и переоценки многих явлений в народной культуре можно говорить о неправомерности введения такого исходного рубежа, такой жесткой точки отсчета в истории ее возникновения. Зарождение художествен­ной самодеятельности относится к более раннему периоду истории народной культу­ры.

Художественная самодеятельность формировалась под влиянием социально-экономических, политических, духовных преобразований, происходивших в России начиная со второй половины ХГХ в., отражала эти преобразования, служила их уг­лублению, развертыванию, осуществлению. В этом процессе художественная само­деятельность постепенно формировалась как самобытное явление народной культу­ры, определяя свои собственные эстетические парадигмы.

Эта мысль, высказываемая в ряде работ 50-х годов, долгое время игнорировалась исследователями. А.Д.Шаров писал, что "художественная самодеятельность как вы­ражение народного творчества - явление, присущее не только социализму. Она име­ла место также и при эксплуататорском строе"4 По мнению А.Г.Егорова, "самодеятельность возникла еще до победы социалистической революции"5 В 70-е годы эта мысль была вновь повторена в различных ракурсах другими исследовате­лями. Так, Л.Я.Алексеева утверждает, что зарождение народного творчества, "которое широко утвердилось теперь под названием художественной самодеятельно­сти, восходит ко второй половине прошлого века..."6. И.Земцовский и В.Ильин счи­тают, что истоки художественной самодеятельности "уходят в традиции народного творчества и музыкального любительства" на рубеже ХГХ-ХХ вв.7

Понятие "самодеятельность" в качестве обозначения особой фор­мы народного художественного творчества появилось до революции. Тогда же была сделана попытка теоретически обосновать предпосыл­ки для формирования самодеятельного художественного творчества наиболее образованной части пролетарских масс.

В заметке "Театр", помещенной в газете "Правда" 13 ноября 1912 г., понятие "самодеятельность" было связано с появившимися артистическими кружками для рабочих.

1 См.: Ленин В.И. О литературе и искусстве. М, 1979. С. 656.

2 Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 35. С. 199.

3 См.: Каргин А.С. Самодеятельное художественное творчество. История. Теория.
Практика: Учебное пособие. М, 1988. С. 10-20.

4 Шарое А.Д. Народ - творец культуры. Киев, 1958. С. 99.

5 Егоров А.С. Коммунизм и искусство. О самодеятельности и профессиональном
искусстве/УКоммунист. 1960. № 4. С. 71.

6 Алексеева Л.Я. От рабочих кружков к народным коллективам. М.,1973. С. 12.

7 Земцовский И.И., Ильин В.П. Музыкальная самодеятельность. Музыкальная куль­
тура Ленинграда за 50 лет. Л., 1967. С. 463.


Художественная самодеятельность в структуре культуры 219

В полемике о рабочем и крестьянском театре на страницах "Правды" в 1913-1914 гг. высказьтались разные точки зрения. Некоторые авторы Прямо указывали на вред любительских театров, якобы отвлекавших рабочих от непосредственной политиче­ской борьбы. Сторонники любительского театра видели в нем основу для развития самодеятельности и роста культуры народа. "Чем шире самодеятельность пролета­риата, тем шире разные культурные начинания в рабочей среде", - отмечалось в статье "О рабочем театре" в "Правде" от 28 июня 1914 г.1.

Таким образом, во временном отношении появление термина, обозначающего новую форму народного творчества, не связано с социалистическими преобразованиями.

Одной из причин исторической "смещенности" времени заро­ждения художественной самодеятельности является то, что долгое время она рассматривалась как идеологическое средство, подруч­ный инструмент партийных организаций. Эстетические, культуро­логические, искусствоведческие аспекты художественной самодея­тельности не получали должного внимания. Она оценивалась (оттого и получала огромную поддержку со стороны партийных и государственных органов) в первую очередь как средство идейного воспитания.

Тесная увязка художественной самодеятельности с идеологией в конечном счете сказалась в конце XX в. на ее оценке, когда бы­ла сделана попытка со стороны некоторых органов культуры, про­свещения, профсоюзов исключить художественную самодеятель­ность из духовной жизни населения, заменить ее вторичными формами фольклорного творчества. При этом осмысление художе­ственной самодеятельности происходило первоначально в рамках сложившейся системы эстетических критериев или фольклорного творчества, или профессионального искусства. Таким способом трудно было выявить генетическую природу нового направления в народном творчестве, еще не окрепшего, не принявшего устойчи­вых форм, использовавшего без достаточного критического пере­осмысления многое из дореволюционного любительского движе­ния и городского фольклора, ориентирующегося на профессио­нальное искусство.

Не случайно некоторыми теоретиками искусства художественная самодеятель­ность воспринималась как аналог дореволюционного народного творчества, которое должно быть лишь профессионализированно.

По идее В.Тихоновича, одного из известных деятелей Пролеткульта, чтрбы тво­рить новые формы искусства, нужно уходить от самодеятельности. "Значит, самодея­тельное искусство отжило свое время?" - вопрошал В.Тихонович. И определенно

1 См. подробнее: Дооктябрьская «Правда» об искусстве и литературе. М., 1937. С. 251-253, 256, 263-365, 307 и др.


220 ____________________ Раздел III. Лек ция 15


Художественная самодеятельность в структуре культуры 221


 


отвечал: "Да. Нужное, необходимое до 1917 года, оно теперь после семи лет прол тарской диктатуры - анахронизм. Самодеятельное искусство должно умереть"1.

Данное положение В.Тихоновича долгое время трактовалось так, будто автор в обще против самодеятельности. Однако подробная и точная расшифровка стать В.Тихоновича дает основание говорить о том, что понятие "самодеятельное творче­ство" автор противопоставлял "профессионализму в искусстве". Самодеятельность рассматривалась как легковесность, примитив, упрощенность, с чем в искусстве не может согласиться автор. Эта же проблема поставлена и в другой статье того же периода, но в ней интересна мысль о равнозначности понятий "любительское" и "самодеятельное". Искусствовед А.Пиотровский в начале 20-х годов писал, что "одним из основных вопросов художественной жизни является вопрос связи и взаи­модействия между профессиональным художественным мастерством и массовым художественным творчеством, назовем его искусством "любительским" или "самодеятельным"2.

Понятие "художественная самодеятельность" стало широк употребительным, породив одновременно много понятий синонимов, которые стали широко использоваться в научной I популярной литературе, разговорной речи. Среди них — самодея тельное художественное творчество, самодеятельное искусство массовое самодеятельное творчество.

Можно согласиться с мыслью А.И.Сохора о том, что поняти "художественная самодеятельность" "понадобилась для того, что бы определить новое явление, отличающееся как от дореволюци­онного народного творчества, так и от любительского в его преж­нем понимании"3. Понятие "художественная самодеятельность" отразило заданность, специфику организованных форм любитель­ского творчества. Эту сторону позднее подчеркнул Г.З.Апресян: "Советская художественная самодеятельность, будучи народным творчеством, многими узами, традициями и даже формами связа­на с многовековой народной художественной практикой и в то ж время отличается от нее. Советское самодеятельное искусство порожденное великой революцией и характерное для социалиста ческого общества, — явление качественно новое, отражающее но вую эпоху народной жизни"4. Однако как в приведенных цитатах так и в появившихся позднее высказываниях происходила нередк подмена понятий, многое в самодеятельном художественно творчестве оценивалось под ракурсом идеологических установок.

1 Тихонович В.В. Искусство самодеятельное и профессиональное//Советское искус­
ство. 1925. №1. С. 15.

2 Пиотровский А. Основы самодеятельного искусства//Единый художественный
кружок. Л., 1924. С. 5.

3 Сохор А. И. О специфике самодеятельного искусства/ДГроблемы музыкальной
самодеятельности. М.; Л., 1965. С. 4-5.

4 Апресян Г.З. О самодеятельном искусстве/ДГроблемы эстетического воспитания и
современность: Материалы конференции. М., 1964. С. 123.


Мысль об исключительности художественной самодеятельно­сти, восхваление и непомерное возвышение ее значения обусло­вили не только отход как бы на второй план фольклора, бытового искусства, но и научную ограниченность анализа происходящих процессов. Механически упрощенно трактовались эстетические и социальные аспекты явления, плановыми стали ежегодные циф­ры роста количества участвующих. Методы руководства копирова­лись с работы профессиональных коллективов. Художественная самодеятельность оказалась огосударствленной формой досуга.

Однако ошибочность трактовки художественной самодеятель­ности можно объяснить не только идеологическими факторами. Очевидно, в литературе существовало два противоречащих друг другу подхода. Но общепризнанным был тот, который связывал рождение художественной самодеятельности с социализмом. В доказательство этого приводили ее участие в политической борьбе. Действительно, она оказалась втянутой в орбиту политических со­бытий, бурно развивавшихся в России на рубеже Х1Х-ХХ вв. За влияние на самодеятельное художественное движение велась ост­рая борьба между разными политическими партиями, обществами, церковью. В.ИЛенин в одной из своих предреволюционных работ писал о необходимости создавать опорные пункты рабочих соци­ал-демократических организаций в виде "столовых, чайных, пив­ных, библиотек, читален, театров и прочее, и прочее"1. Аналогич­ные цели выдвигали другие политические и общественные тече­ния, церковь, государственные органы2.

Соединение любительского художественного творчества с по­литической борьбой обусловило формирование в нем таких важ­нейших черт, как жесткая организационная оформленность, слу­жение идеологическим интересам определенного класса, институ-ционализация, подконтрольность вышестоящим организациям, тесная связь с системой внешкольных учреждений, превращение в средство специально организованного досуга, отход от фольклор­ных традиций и ориентация на эстетические и творческие каноны профессионального искусства.

Эти характерные приметы, проявившиеся в самодеятельном творчестве перед революцией, в последующем приняли гипертро­фированные формы, выхолостили из него фольклорные традиции, ограничили ее клубными учреждениями, а в последующем наибо­лее талантливыми и подготовленными людьми.

3 Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т. 12. С. 90.

2 См.: Каргин А.С. Самодеятельное художественное творчество. С. 89-103.


222 ____________________ Раздел III. Лекция 15


Художественная самодеятельность в структуре культуры 223


 


По этой причине попытки рассматривать художественную са­модеятельность как бытовую и низшую часть народной культуры нельзя расценивать иначе, как непонимание ее природы. "Существуя на границах искусства и быта, идеологии и элемен­тарных эмоций, самодеятельность одновременно предстает частью институционализированной культуры и сферой непосредственного проявления творческой жизни народа. Здесь предельно наглядно обнаруживаются механизмы воздействия государственной машины на сознание масс, ассимиляция ее установок в системе верований, представлений, чувств"1, — пишут С.Ю.Румянцев и А.П.Шульпин в одном из очерков по истории художественной самодеятельности. Понимание сути произошедшего в массовом художественном творчестве в России XX в. с позиции только социальных и идео­логических предпосылок, обусловивших его расцвет в 20-50-е годы и снижение престижности в последующем, является односторон­ним и одновременно вульгаризаторским.

Художественная самодеятельность — одна из исторических форм народной культуры, любительские истоки которой стали пи­тательной средой для формирования новой эстетики народного искусства, пережившего революционное обновление.

В течение полувека она состыковала "высокое" искусство и ис­кусство народных масс, вводила массу в поэтику и мир художест­венного осмысления новых социальных явлений, формировала первичную базу профессионального искусства. В этом причина его бурного развития в 20-60-е годы. В последующем, в 80-е годы ста­ли замедляться темпы роста, шло расслоение по уровню исполни­тельства и жанровому составу, снижение социальной престижно­сти2. Однако в официальных документах эти тенденции и вопросы игнорировались. На государственном уровне раскручивался махо­вик искусственной поддержки самодеятельности, вкладывались огромные (чаще всего не учитываемые) средства в ее парадно-показательные мероприятия (смотры, фестивали, праздники, по­езда дружбы и т.д.) Это, в частности, нашло отражение в выступ­лениях на Всесоюзном совещании по развитию народного творче­ства, проходившем в апреле 1988 г. в Москве. На совещании от­мечалось, что бесследно исчезают многие промыслы и ремесла, народная музыка, песни в городах и селах умолкают, клубы пус-


теют, лишь от смотра к смотру собираются многие коллективы, молодежь не идет в самодеятельность по причине падения ее пре­стижности. В качестве противовеса этим фактам назывались толь­ко что проведенный Всесоюзный фестиваль народного творчества, посвященный 70-летию Великого Октября, и подготавливаемый третий Всесоюзный фестиваль народного творчества1.

Попытки вскрыть реальное положение в художественной самодеятельности, дать ей подлинное научное объяснение подавлялись директивным путем - принятием все новых партийно-государственных документов, в которых ставилась задача усиления роли управленческих структур в руководстве народным творчеством. "В наших забо­тах о совершенствовании художественной самодеятельности, - отмечал на совеща­нии Ю.У.Фохт-Бабушкин, - мы больше беспокоимся о следствиях, чем о причинах. Ну, скажем, двинулись не в ту сторону вокально-инструментальные ансамбли, тут же начали думать, как их выводить на истинную дорогу; увлеклись молодые художники модернизмом - срочно решали, что делать здесь; падает интерес к театральной само­деятельности - ищем способы его активизации. Но ведь художественная самодея­тельность и народное творчество - это часть художественной культуры населения, и она зависит от целого. Поэтому не может быть так, что с художественной культурой населения дело обстоит неважно, а с художественной самодеятельностью все в по­рядке... Прежде всего нужно думать о том, как кардинально изменить ситуацию с художественной культурой населения страны"2. Эта же мысль прозвучала в выступ­лении известного хорового дирижера В.А.Чернушенко3. Однако официальный взгляд на художественную самодеятельность как на показатель "высокой духовной культуры социализма оставался незыблемым.

Сложившаяся ситуация имела исторические и идеологические предпосылки, связанные с тем, что начиная с 20-х годов XX сто­летия в России была сделана попытка эволюционный путь разви­тия народной культуры подменить революционным. Это означало отказ от предыдущего опыта, игнорирование традиций, художест­венная самодеятельность объявлялась высшей формой творчества. Это был инспирированный идеологическими структурами общест­ва гигантский антифольклорный эксперимент, негативные по­следствия которого дали о себе знать позднее. Художественную самодеятельность противопоставили фольклору, традиционному творчеству, бытовому искусству и тем самым оторвали ее от живи­тельных корней народной культуры.

Художественная самодеятельность оказалась заложницей оши­бок, допущенных на государственном уровне в руководстве ею. Она формировалась и развивалась как крайне упрощенное явле­ние, как аналог профессионального искусства.


 


1 Самодеятельное художественное творчество в СССР. Очерки истории. 1930-1950.
Кн. 1. М., 1995. С. 7.

2 См.: Смирнова Е.И. Состояние и тенденции развития современной художествен­
ной самодеятельности в РСФСР (по материалам статистики)//Совершенствование
самодеятельного художественного творчества в социалистическом обществе: Сб. на­
учных трудов. Л., ЛГИК, 1987. С. 5-20.


1 См.: Творчество народа — обновление страны: Материалы Всесоюзного совеща­
ния по развитию народного творчества. 4-5 апреля 1988 г. М., 1988.

2 Там же. С. 131.

3 Там же. С. 135.


224 ____________________ Раздел III. Лекция 15


Художественная самодеятельность в структуре культуры 225


 


Первоначально же (примерно до середины 20-х годов) повсе­местно художественная самодеятельность обратилась к сущест­вующему традиционному творчеству - к фольклору. Более того, были серьезные достижения в области сведения всех искусств (по аналогии с фольклором!) в единый комплекс. Появились теорети­ческие разработки на эту тему1.

Художественная самодеятельность, активно вбирая в себя чер­ты нового духовного уклада жизни, рожденного изменившимися социальными условиями, перерабатывала имеющийся традицион­ный художественный опыт, приспосабливала и развивала его на новых эстетических основах.

Художественная самодеятельность несла на себе черты фольк­лора, любительского творчества, оставалась близкой им по эстети­ке и характеру бытования. Участниками самодеятельности были выходцы из деревни с ее устойчивой системой художественно-фольклорных воззрений; рекрутировались они также из город­ского дореволюционного любительского творчества, из интелли­генции, мещан. Это обусловливало неоднородность и неустойчи­вость форм художественной самодеятельности. Основываясь на существующих формах любительского и фольклорного творчества, художественная самодеятельность должна была переосмыслить их с учетом требований времени, запросов самих участников, нового эстетического мышления. Процесс этот нес в себе диалектически противоречивые, порой болезненные моменты: эстетические "перекосы", некритические заимствования, много подражатель­ного, малоэстетического, грубое копирование законов и критериев профессионального искусства.

На первом этапе развития в художественной самодеятельности культивировали жанры по аналогии с фольклором. В ней остава­лись весьма устойчивыми такие черты, как импровизационность, вариативность, вовлечение в действо слушателей и зрителей, иду­щие от фольклора. Однако начиная с середины 20-х годов посте­пенно в художественной самодеятельности стала наблюдаться своеобразная трансформация — полная или частичная — эстетиче­ская, организационная, репертуарная.

Художественная самодеятельность все дальше отходила от тра­диционных форм народной культуры и формировалась как на­правление в народном творчестве с выраженной ориентацией на профессиональные нормы исполнительства, профессиональные виды и жанры искусства. В этом были заложены и положитель­ные, и негативные моменты. В конечном счете началось вырож­дение многих положительных черт, присущих художественной са­модеятельности на первом этапе ее истории. Она теряла генети-

См.: Единый художественный кружок. Л., 1924.


ческую связь с фольклорными традициями. К этому подталкивало, во-первых, то, что, согласно эстетическим концепциям новых идеологов социализма, фольклору не находилось места на корабле современности; во-вторых, перспективы.народного творчества рассматривались только в исторически конкретном смысле; в-третьих, теоретическая разработка проблем художественной само­деятельности выпала из поля зрения и фольклористики, и искус­ствоведения. При этом нельзя забывать и о том идеологическом прессинге, в котором оказалась с конца 20-х годов художественная самодеятельность. Она превратилась в наиболее удобную форму массовой художественной деятельности, легко поддававшуюся контролю и управлению со стороны партийно-бюрократического

и государственного аппарата.

В 50-60-е годы, когда распад художественной самодеятельности принял очевид­ный характер, была сделана попытка объявить о ее особой роли в формировании культуры социализма. В программе КПСС, принятой на ХХП съезде (1961), говори­лось: "Развитие и обогащение художественной сокровищницы общества достигается на основе сочетания массовой художественной самодеятельности и профессиональ­ного искусства"'. Но реальная практика все более противоречила этим установкам. Художественная самодеятельность не отвечала запросам жизни. Не случайно в 70-е годы было принято несколько постановлений ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС по развитию народного творчества. Так, в феврале 1975 г. было принято постановление ЦК КПСС "О народных художественных промыслах"; в марте 1978 г. "О мерах по дальнейшему развитию самодеятельного художественного творчества". Эти постановления, а также принятые на местах по их исполнению конкретные меры сыграли важную роль в решении некоторых острых проблем художественной само­деятельности, создании для нее материальных и методических условий.

На практике художественная самодеятельность вновь стала об­ращаться к опыту и традициям фольклора, уходить от вульгариза­торского толкования его наследия. Все более активно она стала осваивать пласт танцевального, песенного, изобразительного, ин­струментального фольклора. Из городской молодежи создавались разнообразные коллективы фольклорной ориентации. Однако эта тенденция вылилась в известном смысле в отрицание самой худо­жественной самодеятельности (духовых, эстрадных оркестров, те­атров, агитбригад, академических хоров и т.д.).

Если до 90-Х годов вся народная культура ассоциировалась с ху­дожественной самодеятельностью, со всеми ее особенностями, о ко­торых говорилось выше, то начиная с 90-х годов наблюдается как бы противоположная тенденция: вся народная художественная культура стала идентифицироваться лишь с фольклорными формами, традици-

1 Программа КПСС. М„ 1962. С. 130.

15 А.Каргин


226 ____________________ Раздел III. Лекция 15


Художественная самодеятельность в структуре культуры 227


 


онным творчеством. Фольклоризм, неофольклор, современное лк> бительское художественное творчество, все жанры художествен ной самодеятельности народного плана стали считаться фолькло ром (сценические ансамбли народной песни, народной музыки, народного танца). Таким образом, повторилась ситуация 1920-х годов, но как бы наоборот. Понятие "художественная самодея­тельность" подверглось критике, была сделана попытка вывести его из обихода и заменить термином "любительское творчество"1.

Очевидно, что понятие "художественная самодеятельность" имеет определенные недостатки. Строго говоря, понятия "само­деятельное художественное творчество", "любительское творчест­во", "массовое художественное творчество" не несут информации о границах и форме творчества, не обладают определенностью, оставляя место для разных толкований. Они по существу указы­вают на отдельные родовые свойства, которые повторяются в ка­ждой из форм. В обыденном же понимании сложились стереоти­пы определения конкретных форм народного творчества. Именно поэтому, употребляя понятие "художественная самодеятельность", мы имеем в виду не все народное творчество, а только ту его часть, которая имеет устойчивые специфические очертания и отличается и от фольклора, и от традиционного прикладного и изобразительного искусства, и от любительского творчества.

Художественная самодеятельность как явление, родившееся в определенной исторической ситуации и отражающее запросы этой ситуации, несет на себе заданную историческую и эстетическую программность. Можно говорить, что ее зарождение, формирова­ние, развитие и расцвет связаны с определенными условиями в жизни общества.

Как форма народного творчества художественная самодеятель­ность в своих наиболее жизнестойких формах и проявлениях за няла в его ряду свое конкретное место. Выявить логику ее разви тия, сделать прогноз на будущее, понять необходимые механизм включенности в общий художественный процесс можно при уело вии подлинно научного представления о всей совокупности фак торов, породивших художественную самодеятельность, обусло вивших конкретные формы ее бытования.

Классификация художественной самодеятельности может быт осуществлена по разным признакам: 1) по ориентации на освое ние различных пластов художественной культуры; 2) по типам ху дожественного исполнительства (авторская, исполнительская); 3 по видам искусства или жанровой принадлежности (музыкальная

1 См.: Куликов Ю.М. Культорологический аспект теории художественной самодея тельности//Народное творчество и современность. Вопросы методологии изучения Сб. статей. М., 1984. С. 36.


театральная, хоровая и т.д.); 4) по институциональной принадлеж­ности (клубная, школьная профсоюзная, воинская); 5) по региону ее развития (художественная самодеятельность Поволжья, Сиби­ри, области); 6) по возрастному и социально-демографическому составу (детская, ветеранов, смешанная).

В современной художественной самодеятельности сложилась устойчивая жанрово-видовая структура, которая прошла длитель­ный путь развития как за счет расширения массы участвующих в ней, их мастерства, так и формирования новых направлений, жанров, использования выразительных средств, освоения новых эстетических явлений в широком культурологическом контексте. Народные и академические хоры, народные эстрадные и духовные оркестры, танцевальные и театральные жанры претерпели сущест­венную эволюцию в плане репертуара, концертных форм, органи­зации учебно-творческого процесса и т.д. Сформировались синте­тические жанры: народные ансамбли песни и пляски, оперные студии, балетные театры, театры-студии и т. д., которые не были известны на первом этапе ее развития. Появились сложные со­ставные организационные образования — народные филармонии, народные консерватории, народные певческие, школы, театры-спутники, которые стали играть, активную роль в развитии люби­тельского творчества, выступать стимулирующим фактором его обогащения (см. схему 7).

Развитие художественной самодеятельности имеет две взаимо­связанные тенденции: формируются новые жанры и одновремен­но происходит "модернизация" и видоизменение уже существую­щих. Оба направления находятся в диалектическом единстве: но­вые формы и жанры творчества, как правило, не отрицают суще­ствующих, чаще всего являются их логическим продолжением, возникают и формируются на их основе.

Художественная самодеятельность может быть квалифицирова­на по типу ее ориентации на нормы исполнительских традиций, существующие в профессиональном и народном искусстве. Среди основных типов ориентации можно назвать: профессиональное искусство с его основными видами и жанрами, фольклорное твор­чество с его синкретизмом жанровой палитры и особой исполни­тельской манерой,> а также специфически любительские виды творчества, не имеющие аналогов ни в фольклорном, ни в про­фессиональном художественном творчестве.

Художественная самодеятельность каждого типа имеет свои эс­тетические особенности, свои эстетические критерии и нормы. Их учет необходим для создания условий нормального развития каж­дой из ветвей художественной самодеятельности.



ВшНВгп

1111 е§ 1 § 11 § Н«1111 ^ §«а.-я

1 з I е ь - а о з "а 111 1»койй32.§


г


<3\


 

О/

*?

'-о

 


230_______________________ Раздел III. Лекция 16


вечающих архетипам традиционной культуры. Бытовые форм 1.1 творчества являются компилятивными по своей сущности, вбирают в себя в качестве составных компонентов отдельные стороны, элементы, репертуар, исполнительские приемы из других форм творчества, фольклора, художественной самодеятельности, эли­тарного искусства. Особенно же зримо в этих формах творчества присутствуют элементы массовой культуры — массовые и эстрад­ные песни, эстрадные и современные танцы и т.д. Речь идет не о переносе этих жанров в любительскую практику, а об использова­нии их наиболее популярных образцов в повседневной жизни. Это же касается наиболее популярных народных и фольклорных пе­сен, музыкальных наигрышей.

Основу неофольклора составляет также окультуренная в соответ­ствии с законами бытового художественного массового рынка часть архаического и традиционного фольклора, в том числе изобразитель­ного, утратившая полностью или в значительной степени сакральный смысл и функционирующая по законам массового художественного творчества.

Неофольклор входит в триаду фольклорных явлений, образую­щих слой фольклорной культуры наряду с архаическим фолькло­ром и традиционным фольклором разных социальных групп.

Предложенная концепция структуры современного народного художественного творчества, включающая кроме "очевидных" двух блоков — фольклора и художественной самодеятельности еще ряд промежуточных, имеющих сложную внутреннюю архитекто­нику, позволяет снять многие проблемы социального функциони­рования и диалектического образования этих "очевидных" блоков. Еще в конце 40-х годов В.Я.Пропп отмечал процесс фольк­лорных новообразований, которые, по его мнению, выступают не как непосредственное отражение быта, а создаются из противоре­чий, столкновений двух эпох или двух укладов и их идеологий, а также в форме гибридных образований и в результате переосмыс­ления старого1. Видимо, речь шла о процессах, происходящих в сфере бытового исполнительства.

В.Е.Гусев в одной из работ конца 60-х годов включил в фольк­лор наряду с новообразованиями ту подлинно живую часть фольк­лорного наследия, которая, "будучи обновленной, актуализиро­ванной или с

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...