Художественной самодеятельности
И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИСКУССТВА Художественная самодеятельность является наиболее близкой к профессиональному искусству по организационным, эстетическим, жанрово-видовым характеристикам, выразительным средствам. Не случайно ее нередко определяют как своеобразный второй поток или резерв профессионального искусства, его ухудшенный вариант. За этим стоят не только понимание социальной важности художественной самодеятельности, но и реальное отсутствие принципиальных эстетических различий между ними. Бурное развитие художественной самодеятельности до конца 60-х годов, когда в Программе КПСС, принятой на XXII съезде (1962), было объявлено о том, что вместе с профессиональным искусством она участвует в "формировании художественной сокровищницы социализма", привело к всплеску научных публикаций по проблеме отношений этих двух ветвей художественной культуры. Взаимоотношения художественной самодеятельности и профессионального искусства в 20-е годы как бы наметили иную линию, ведущую свое начало от отношений дореволюционного любительского творчества, фольклора и профессионального искусства. Дореволюционное любительское творчество оставалось в рамках явления сугубо бытового, досугового занятия и весьма четко дистанцировалось от профессионального искусства, остававшегося принадлежностью элиты. Художественная самодеятельность взяла на себя иную социальную миссию. Она стала также и базой формирования многих профессиональных коллективов (о чем говорилось ранее), поставила иные эстетическо-исполнительские задачи, развертывалась как художественно-институционализированное явление. Таким образом, проблема взаимоотношений самодеятельности с профессиональным искусством была поставлена самой практикой художественной жизни, от характера трактовки и решения этой проблемы зависели выработка стратегии, оценка достижений или, наоборот, недостатков в самодеятельном творчестве.
Возникла необходимость глубокого теоретического осмысления поставленной проблемы. Известный теоретик искусства 20-х годов А. Пиотровский писал вскоре после революции, что одним из основных вопросов в художественной жизни республики является вопрос "о связи и взаимодействии между профессиональным художественным мастерством и массовым художественным творчеством, назовем его искусством "любительским" или "самодеятельным" 1. На протяжении 20-30-х годов раздавались призывы по-особому взглянуть на самодеятельность, научно разобраться в ее связях с профессиональным искусством. Естественно, что по отношению к каждому жанру творчества существовали свои подходы. Коллегия Наркомпроса приняла 10 декабря 1930 г. постановление "О состоянии и задачах самодеятельного искусства", в котором большое место было уделено теоретическим аспектам взаимодействия самодеятельного и профессионального искусства. На Центральный дом самодеятельного искусства возлагалась задача "исследования содержания, форм всех видов художественной самодеятельности", ибо оставались важными проблемы: что такое самодеятельное искусство и каковы его творческие методы, в каком искусстве - самодеятельном или профессиональном - больше элементов искусства заключается; куда "оба эти искусства движутся, какое больше содержит социалистического", "где больше и где меньше вредности", что "нужно искоренять, что поддержать" и т.д.2. Проведенные в 30-е годы крупные выставки самодеятельного изобразительного искусства, посвященные Первой Всесоюзной Олимпиаде (1932), I Всесоюзная выставка работ колхозных самодеятельных художников (1935), Всесоюзная выставка, посвященная 20-й годовщине Октября (1937), и другие сопровождались постоянным обсуждением проблем взаимодействия самодеятельного и профессионального искусства3.
Высказывались взаимоисключающие точки зрения на характер отношений художественной самодеятельности и профессионального искусства. Наиболее распространенной была идея о жесткой и однозначной ориентации художественной самодеятельности на профессиональное искусство, которая обосновывала необходимость копирования, подражания, следования образцам, жанрам профессионального искусства. Отсюда вытекало требование роста исполнительского мастерства участников, оценки его критериями профессионализма и т.п. 1 Пиотровский А. Основы самодеятельного искусства//Единый художественный кружок. Л., 1924. С. 5. 5 ЦГАЛИ. Ф. 645. Оп. 1. Ед.хр. 496. Л. 50. 3 См.: Гущин А. Художники из деревни//Искусство. 1935. № 1; см. подробнее: Бапдина О.Д. Историко-культурные аспекты взаимодействия профессионального и самодеятельного изобразительного творчества//Проблемы взаимодействия самодеятельного и профессионального художественного творчества: Сб. трудов НИИ культуры. № НО. М., 1982. С. 37-65. А.Каргин 242 ____________________ Разделы. Лекция 17 В доказательство необходимости подобного развития художественной самодеятельности указывалось на то, что, создавая благоприятные условия для развития творческих способностей участников, она выявляет среди них наиболее талантливых людей, открывает им путь на профессиональную сцену. В результате не только отдельные исполнители, но и целые творческие коллективы, выросшие на почве самодеятельности, продолжали успешно заниматься искусством в статусе профессиональных мастеров1. Одновременно складывалась и обосновывалась концепция ху-• дожественной самодеятельности как эстетического "варианта", второсортного профессионального искусства2. Подобная трактовка отозвалась на практике, привела ко многим нежелательным явлениям и издержкам. В частности, был ограничен социальный смысл массового художественного творчества, которое рассматривалось как удел лишь наиболее талантливых, прошедших специальное обучение людей.
Нередко утверждалось, что художественная самодеятельность выше профессионального искусства по своему социальному смыслу. В своих крайних формах эта концепция выливалась в разные годы в отрицание необходимости профессионального искусства, поскольку художественная самодеятельность якобы легко его заменит3. Справедливости ради нужно отметить, что эта точка зрения подверглась сразу же весьма обстоятельной критике. В резкой форме отвергалась сама идея замены профессионального искусства самодеятельностью. Некоторыми исследователями допускалось слияние "самодеятельного и профессионального художественного творчества", но при условии слияния не "за счет снижения уровня художественного мастерства в профессиональном искусстве, а на основе подъема самодеятельного искусства до уровня профессионального"4. Такой подход к проблеме имел реальные основы для существования. Самодеятельное художественное творчество длительное время выполняло функции профессионального искусства, явля- 1 См.: Мастера искусств - участники художественной самодеятельности. М., 1968; 2 См.: Вартанов А.Н. Самодеятельное художественное творчество и профессио 3 См.: Паокигнов Л.Н. Всестороннее развитие личности и искусство//Искусство и 4 Шитов И.П. Соотношение профессионального и самодеятельного художествен лось для него, как правило, резервуаром, источником пополнения. Значительная часть выдающихся деятелей искусства была в свое время участниками художественной самодеятельности, а на базе ведущих самодеятельных хоров, оркестров, театров создавались профессиональные государственные (или муниципальные) коллективы. Все это и явилось основанием для утверждения, что "самодеятельное и профессиональное искусство никаких отличительных черт не имеют, цели, задачи у нас общие — борьба за генеральную линию партии, активное участие в социалистическом строительстве. Никакого принципиально специфического различия, которое на все время и на все периоды в дальнейшем отличало бы профессиональный театр от самодеятельного — нет"1. В связи с этим предлагалось "покончить со взглядом на самодеятельное искусство как на искусство второго сорта, как на суррогат настоящего искусства"2. Эта теория получила свое распространение и развитие. Правда, некоторые теоретики предостерегали от того, чтобы смешивать процесс отмирания профессионального искусства "с процессом слияния самодеятельного и профессионального художественного творчества"3 или с процессом их равноправного соревнования.
В 30-е годы на базе самодеятельных коллективов было создано более двадцати государственных хоров, народных и государственных ансамблей народного танца, в том числе, известные ныне народные хоры: Северный, Омский, ансамбль "Березка", Государственный ансамбль народного танца под руководством И.Моисеева и др. Ранее был организован на основе крестьянского хора, созданного М.Пятницким, русский народный хор им. М.Пятницкого. Подразумевалось, что художественной самодеятельности принадлежит будущее. Как форма творчества, рожденная социализмом, она якобы отвечала всем требованиям нового пролетарского искусства и должна быть профессиональной в самом высоком смысле этого слова. "Коллективы художественной самодеятельности идут новыми путями — от любительщины к серьезной учебе и обладанию мастерством с тем, чтобы в дальнейшем перерасти в творческие коллективы мастеров искусств"4, — говорилось в одной из довоенных статей. Таким образом, делался вывод о постепенной замене профессионального искусства самодеятельным. Некоторые деятели ис- 1 Пути развития деревенского театра. М., 1931. С. 37. 2 Там же. С. 61. 3 Шитов И.П. Взаимодействие фольклора, самодеятельного и профессионального 4 Пикулев И. О руководстве художественной самодеятельностью//Народное творче 244 _________________ Раздел 111. Лекция 17 ________________ кусств считали, что время уже наступило. Другие были более ос торожными, утверждали, что профессиональное искусство уступит место самодеятельности, но лишь впоследствии, когда для этого возникнет определенная экономическая база, создадутся условия. Существовали и радикальные взгляды, согласно которым профессиональное искусство нужно было превратить в часть массовой художественной самодеятельности. Неизбежность отмирания профессионального искусства объяснялась нередко его несоответствием новым эстетическим концепциям, в результате чего оно может "больше приобрести от самодеятельного искусства, чем ему дать". Поэтому ставилась задача, чтобы профессиональное искусство шло "по пути пролетаризации", а пролетарская самодеятельность шла по пути профессионализации.
Подобные идеи были сформулированы заново в 60-е годы, вновь прозвучали тезисы о замене самодеятельностью профессионального искусства, об их полной идентификации. Чаще всего по-• добное говорилось видными деятелями культуры и искусства, прошедшими школу самодеятельности и на основании личного опыта идентифицировавшими ее с профессиональным искусством. В 60-е годы были созданы Воронежский, Уральский, Волжский и другие известные ныне народные хоры, а также Государственные ансамбли песни и танца Татарской, Башкирской, Калмыцкой и других республик, многие коллективы других жанров. Немалая часть практиков, исследователей рассматривала профессиональное искусство и самодеятельность как две составные части художественной культуры социализма, имеющие свою специфику в развитии, способах организации, решении социальных задач. Еще в начале 30-х годов отмечалось, что "самодеятельное и профессиональное искусство является единым процессом, имеющим единые цели и задачи. Различие есть лишь в условиях и средствах производства. Всяческие тенденции к принципиальному "размежеванию" профессионального и самодеятельного искусства должны считаться извращением основ советской художественной политики. Необходимо всячески стремиться к развитию и укреплению связи между самодеятельным и профессиональным искусством в плане взаимопомощи и критического обмена опытом"1. На совещании в 1931 г., проводимом Наркомпросом, говорилось, что самодеятельное искусство нельзя противопоставлять профессиональному искусству как реакционному по структуре, остатку буржуазной культуры в советских условиях. Эти теории означали возрождение пролеткультовских идей. Пролетарское искусство в обеих своих частях, как профессиональной, так и само- 1 ЦГАЛИ. Ф. 645. Оп. 1. Ед.хр. 496. Л. 11-12. Взаимодействие самодеятельности и профессионального искусства 245 деятельной, рассматривалось как единое, имеющее общие цели и задачи, единое социальное лицо (выражающее пролетарскую идеологию) и общий творческий метод. Всякое противопоставление профессионального и пролетарского самодеятельного искусства объявлялось ошибочным. Их единство предполагало наличие стилевых и жанровых особенностей и некоторое разграничение функций между самодеятельным искусством и профессиональным. Самодеятельное искусство включалось как составная часть в общепролетарское движение в области искусства, рассматривалось как часть художественной культуры социализма, которая своими специфическими средствами, тесно взаимодействуя с профессиональным искусством, решает важные социальные задачи. Однако если в теоретическом плане шли дискуссии, то на практике художественную самодеятельность целенаправленно ориентировали на профессиональные формы творчества. Признание ихблизости означало копирование, подражание, но не критическое заимствование. На это были направлены усилия системы государственного и методического руководства художественной • самодеятельностью, работа жюри многочисленных смотров и конкурсов. Приближение самодеятельных исполнителей по уровню мастерства к профессиональным актерам, музыкантам, художникам стало главным и единственным ориентиром в работе коллективов. Основная целевая установка большинства проводимых вплоть до середины 80-х годов всесоюзных, республиканских, местных смотров, фестивалей, конкурсов связывалась с оценкой самодеятельности по уровню исполнительства как профессионального искусства. Несмотря на всю практическую и эстетическую несостоятельность, узость, ограниченность, такой показатель оставался доминирующим, что порождало немало отрицательного в развитии самодеятельности (приглашение в самодеятельные коллективы на время выступлений за плату профессиональных актеров, музыкантов и т.д., эпизодичность их работы и т.д.). Сформированная в партийных и государственных документах о художественной самодеятельности шкала ее оценок оставалась незыблемой1. Здесь сказывалась и слабость теоретической разработанности проблем художественной самодеятельности, и игнорирование практикой многочисленных предостережений, звучавших со страниц печати. 1 См.: Быкова Э.В. Сопоставление критериев оценки художественной самодеятельности и профессионального искусства/Д1роблемы взаимодействия самодеятельного и профессионального художественного творчества. Сб. научных трудов НИИ культуры. Т. ПО. М., 1982. С. 7-18. Раздел!!!. Лекция 17 Взаимодействие самодеятельности и профессионального искусства 247
Художественная самодеятельность ориентируется на профессиональное искусство в организационных формах, методике, репертуаре, пользуется нередко его исполнителями, а также исполнителями, прошедшими специальную музыкальную подготовку, и в свою очередь отдает наиболее талантливых своих исполнителей в профессиональное творчество. Но заимствования художественной самодеятельности от профессионального искусства осуществляются в рамках ее любительской природы, переосмысливаются с учетом возможностей, интересов, предпочтений участвующих. Она остается формой любительского творчества с присущими именно ему свойствами. Однако ориентация на профессионализм, постоянное стремление во что бы то ни стало дать художественную продукцию, пригодную для культурного обслуживания населения, повлекли за собой не только "соревновательность" самодеятельности с профессионалами по качеству этой продукции, но и внедрение в деятельность коллективов специальных форм обучения, напряженного режима выступлений, отбора участников. Функция просвещения связывалась в основном с обучением участников основам профессионального мастерства. Перспектива оставаться "подпиткой" профессионального творчества отвечала духу и задачам времени и на определенном этапе удовлетворяла запросы самих участников. Потребности общества и потребности участника самодеятельности в массе своей совпадали, находились в гармонии. Самодеятельность оставалась длительное время важной, а для многих жителей страны единственной формой удовлетворения эстетических потребностей, способом передачи художественной информации, формой приобщения к новинкам духовной жизни страны. Самодовлеющий смысл играл сам факт участия в творчестве. Это обусловливало до определенного времени качественный и количественный рост рядов художественной самодеятельности, скрывало внутренние проблемы. Однако постепенно они стали истоком возрастающих трудностей и сложностей в развитии самодеятельности. Первые симптомы несоответствия форм организации творчества запросам населения проявились со всей определенностью в конце 70-х годов. Специалисты с беспокойством заговорили о ее кризисе, снижении интереса ко многим жанрам, замедлении роста рядов, распаде коллективов и т.д. Н.Г.Михайлова, основываясь на реальной ситуации, делает вывод, что рост коллективов и участников "практически прекратился в начале 80-х годов, наметилась даже тенденция сокращения их абсолютной численности, которая сохраняется н КО с годы...". Анализ причин, которые обусловили "тенденцию", ВЫВОДИТ ВВТО ра на ряд принципиальных моментов, связанных с професеиона лизацией самодеятельности и ее соревнованием с профессионала ми'; равнением на них, что привело к демонстрации достижений, парадному показу и показухе, натаскиванию, копированию и т.п.1 Упор на формы самодеятельности, которые раньше оправдывали себя, был не всегда правильным. Социальные задачи, которые она выполняла как профессиональное искусство вплоть до 60-х годов, стали значительно качественнее выполнять профессиональные художественные коллективы, а также кино, радио, телевидение. В 80-е годы наблюдался массовый перевод самодеятельных вокально-инструментальных ансамблей в профессиональные. Концертные организации (филармонии, объединения типа Москонцерта, Росконцерта и др.) тарифицировали многие самодеятельные группы, которые получили статус профессиональных. В конце 80-х годов получили статус профессиональных многие самодеятельные театральные студии, театры-студии. Это известные театральные студии Москвы на Юго-Западе, у Никитских ворот и др. Одновременно изменились предпочтения и самих желающих участвовать в организованном творчестве. Его потенциальная аудитория распалась на несколько групп: желающих обучиться первичным исполнительским навыкам и в перспективе стать профессиональным артистом, музыкантом, певцом; желающих проявить себя (мотив личного самоутверждения и самораскрытия); желающих с пользой, интересно провести досуг, пообщаться. Желающие участвовать в хоре, оркестре, танцевальном кружке для самоутверждения предпочитали те начала в самодеятельности, которые шли от исполнительских традиций фольклора. Однако они развивались медленно, опыт фольклора использовался в самодеятельности мало и неумело. Система руководства художественной самодеятельностью оставалась в плену идеологических установок. Сложившиеся десятилетиями по типу профессионального искусства жанры художественно-самодеятельной работы, которые усиленно культивировали клубные учреждения, не давали возможности решать ее специфические задачи, связанные с удовлетворением запросов самих участников. Она была направлена на получение художественного результата, на концертные выступления, смотры, фестивали и т.п. 1 См.: Михайлова Н.Г. Самодеятельное художественное творчество в современных условиях и направления его исследования//Народное творчество: перспективы развития и формы социальной организации. Сб. научных трудов НИИ культуры. М., 1990. С. 6-7. ---------------------------------- аз_ел—.— Нежелание и неумение видеть новые веяния в массовом художественном творчестве вызвали обострение противоречий, появление негативных тенденций в его практике. Особенно это стало очевидным к началу 80-х годов. Несмотря на огромные усилия, резко пошло на убыль количество народных и академических хоров, наррдных и духовых оркестров, театров, распадались многие низовые коллективы. Известные крупные коллективы перестали существовать. Упала до критической точки престижность занятий художественным творчеством. Следует подчеркнуть, что речь идет о массовой художественной самодеятельности. Отдельные коллективы добивались к тому времени крупных успехов. Они стали постоянными участниками важнейших общественных событий, праздничных концертов, завоевали высокий международный авторитет. Сотни ведущих самодеятельных коллективов ежегодно выезжали за рубеж, что помогало создавать видимость благополучного положения дел. Однако в массе своей художественная самодеятельность проиграла соревнование с профессиональным искусством. Все более увеличивался разрыв между небольшой группой самодеятельных коллективов и остальной их частью. Становилось очевидным, что, ориентируясь на профессиональные формы, виды и жанры, они не смогут далее развиваться. Это можно легко проследить на примере любого из жанров - народном хоре, народном оркестре. Коснемся развития довольно популярных в 80-е годы театров-студий, которых только в Москве насчитывалось более 200. В одной из статей начала 90-х годов говорилось о том, что нарушение ими основной заповеди любительского искусства - стремления к бескорыстному творческому поиску, дерзкому эксперименту, огромную тягу к самовыражению, нравственному здоровью - привело к утрате большинством из них своего лица, творческой идеи, повторению друг друга в репертуаре, названиях, манерах. Появилась опасность, что эти противоречия, углубившись, поставят под сомнение все творческие перспективы любительского студийного движения. Есть опасность, что в результате они могут привести к перерождению театральных студий, утрате ими своего назначения'. Сегодня очевидно, что эти опасения автора почти в полном объеме подтвердились. Некоторая часть театров-студий (и не только их) перешла на профессиональную сцену, большая же часть распалась. В то же время заявившие о себе в полный голос новые формы и жанры творчества (клубы самодеятельной, туристской, студенческой песни, фольклорное движение) не получали должной поддержки. Пути и формы их развития нередко пытались определить волевым решением. Причем любопытно отметить, что для решения многих Взаимодействие самодеятельности и профессионального искусства 249 проблем, возникавших одновременно и в самодеятельности, и в профессиональном искусстве, принимались одинаковые запретительные меры. Так, в начале 80-х годов была запрещена деятельность в клубах и филармониях вокально-инструментальных ансамблей. Многие из них были расформированы1. При этом нельзя не назвать в качестве причины названной проблемы и неразработанность общей теории художественной самодеятельности: отсюда частые "шараханья" от одной концепции ее развития к другой. Этим объясняются, в частности, случаи не-, достаточно корректной, а иногда и вольной трактовки и оценки тех или иных качеств самодеятельности. Например, жюри смотров художественной самодеятельности, возглавлявшиеся, как правило, крупными мастерами искусств, подходили к ней с теми же мерками, что и к профессиональному искусству. В результате на первый план в оценке выдвигались не специфические ее свойства и функции, а профессиональное мастерство участников. К сожалению, специалисты в большинстве своем не только не выступали против такой практики, но даже пытались подвести под нее "теоретическую" базу. Огромное количество работ, диссертаций, статей посвящалось обобщению и изучению опыта руководства художественным творчеством со стороны КПСС и Советского государства, а также роли художественной самодеятельности в воспитании и просвещении трудящихся, формировании коммунистического типа личности, развитии ее общественной активности. Определив в качестве приоритетных технологические показатели развития художественных самодеятельных коллективов (без чего они действительно не могут существовать), система управления искусством создала тупиковую ситуацию. Не обеспечивалось должного мастерства у многомиллионной аудитории участвующих в художественной самодеятельности, стала несостоятельной идея ее поступательного развития. Она была обречена на прозябание в первичных, примитивных формах. Нужна была переориентация массовой художественной самодеятельности на иные критерии, в частности на разработку местных локальных культурных традиций. Совершить это можно было лишь на собственной эстетической платформе. С этих позиций художественную самодеятельность нельзя рассматривать ни как ухудшенный "вариант" профессионального искусства, ни как прямое продолжение фольклорного творчества, ни
1 См.: Рогачевская Е.М. Творческие тенденции и социальные организации театрального любительского движения (театры-студии)//Народное творчество: перспективы развития и формы социальной организации. Сб. научных трудов НИИ культуры. М, 1990. С. 17-18. . ' См.: Дружкин Ю.С. Самодеятельное начало и проблемы профессионализации жанра (Анализ ВИА и дискотек)// Проблемы взаимодействия самодеятельного и профессионального художественного творчества. Сб. научных трудов НИИ культуры. Т. 110. С. 65-84.
250 ____________________ Раздел III. Лекция I7 ____________________ как проводника идеологических установок и т. п. Она занимает специфическое положение, имеет свою шкалу эстетических критериев, которые не повторяют и не копируют ни критерии профессионального искусства, ни критерии традиционного фольклора, ни принципы педагогики. Поэтому большой ошибкой являются попытки механического приложения их критериев к ее оценке. Это, как правило, не дает объективной оценки явления, не показывает истинного в нем положения, качества выполняемых специфических задач и функций. Если исходить из критериев профессионального искусства или фольклорного творчества, самодеятельность будет им в чем-то уступать, проигрывать. Но при этом нивелируются и те ее сильные стороны, которые позволяли бы оценивать ее высшим баллом, выявлять оригинальность, самобытность, неповторимость, весомый вклад в искусство, культуру, не повторяя и не копируя ни профессионального творчества, ни фольклора. Ситуация с пониманием существа художественной самодеятельности еще более обострилась в конце 90-х годов. Причинами этого явилось, с одной стороны, то, что, следуя моде на фольклор, традиционное изобразительное искусство, промыслы и ремесла, художественную самодеятельность вообще как бы исключили из круга явлений народной культуры; с другой стороны, многие (если не большинство!) любительские художественные коллективы, особенно в городах, превратились по своему реальному статусу в профессиональные, но в силу сложившихся обстоятельств, а также привлекательности фольклора продолжают сохранять имидж любительского явления. Наконец, нельзя не отметить, что художественная самодеятельность перестала быть единственной социально-организованной формой народного творчества. В эту когорту вошли и фольклорное (сценическое) творчество, и прикладное народное искусство. Упростившиеся же пути миграции мастеров художественного творчества (любителей в профессионалов) сделали картину бытования художественных любительских коллективов еще более многоплановой и сложной. Поле художественной самодеятельности сегодня оказалось весьма размытым. В массовом масштабе произошел переход десятков ведущих любительских самодеятельных коллективов (духовых оркестров, театров, академических хоров, народных оркестров, хоров духовной музыки и др.) во многих областных центрах в статус муниципальных коллективов; основная часть коллективов самодеятельности в силу игнорирования интересов участников распалась, то же произошло и с низовыми звеньями, ранее Взаимодействие самодеятельности и профессионального искусства 251 существовавшими при красных уголках и цехах заводов, фабрик, клубах, сельских домах культуры и т.д. Одновременно появилось немало любительских фольклорных ансамблей, которые стали действовать на базе фольклорных школ, студий или же объединять подлинных любителей народного искусства. Отсутствие четкой государственной политики в области народного творчества в 90-е годы привело к тому, что это понятие стало олицетворять собой не любительское искусство, а профессиональные (официальные или скрытые) коллективы или отдельных исполнителей, работающих в одном из жанров народного искусства. Как правило, их участники получили специальное (высшее или среднее) образование, работают в структурах культуры. Участие профессиональных коллективов в качестве представителей народного творчества имеет и другие, не менее отрицательные последствия. Прежде всего в том, что этот тип творчества в сознании обывателя идентифицируется с фольклором. В одной из программ российского телевидения в 1996 г. "Звезды фольклора" к таковым были отнесены Л.Зыкина, А.Стрельченко, хор М.Пятницкого, ряд народных оркестров и т.д. В этой ситуации понять, что же представляет собой художественная самодеятельность, оказывается вовсе не просто. Нет научно обоснованных подходов, позволяющих верно "схватить" ее сущность. Их, по нашему убеждению, нужно искать в контексте исторической логики художественной самодеятельности как формы любительского творчества. История художественной самодеятельности дает примеры ряда разных подходов к ее взаимоотношениям с профессиональным искусством. Художественная самодеятельность объявляется его аналогом, прототипом, эквивалентом в будущем; противопоставляется ему как явлению, не имеющему ничего общего по целям, задачам, формам организации. Естественно, это несколько огрубленная трактовка проблемы. Существовали и продолжают сохраняться точки зрения, имеющие промежуточный, компилятивный характер. Проблема отношений художественной самодеятельности и профессионального искусства включена, с одной стороны, в ряд других важных проблем, например отношений с фольклором, традиционными формами творчества. С другой стороны, она продолжает волновать теоретиков и практиков на всех этапах развития самого явления, получает исторически конкретное социально-эстетическое толкование. Сегодня нельзя сказать, что найдены оптимальные подходы к ее прочтению. Продолжаются споры и поиски разных способов практического ее решения. Не изжиты 252 _________________ Раздел III. Лекция 17 Взаимосвязь фольклора и самодеятельности 253
стереотипы прошлого, когда художественная самодеятельность ранжировалась по профессиональным показателям. Развитие художественной самодеятельности ставит перед руководителями, связанными в определенном отношении с профессиональным искусством, важные в практическом отношении задачи, решение которых требует серьезной теоретической подготовки, понимания механизмов и возможностей использования существующих традиций, опыта. Художественная самодеятельность представляет широкие перспективы наследования как фольклорных традиций, так и профессионального искусства. Однако для этого требуется понимание ее собственной эстетической природы, эстетического своеобразия. ЛЕКЦИЯ 18
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|