Бытовые формы народного художественного творчества
тельности в традиционную народную культуру, фольклор. Образно говоря, бытовое творчество является ситом, которое, отсеивая все случайное, не характерное, временное, формирует неофольклорное творчество, пополняющее пласт традиционного фольклора (крестьянского, рабочего, студенческого, интеллигенции и т.д.). Например, на рубеже Х1Х-ХХ вв. большое распространение получил романс, впоследствии названный городским, мещанским, а еще позднее — жестоким. Его отличительными свойствами являются преобладание любовной тематики, драматизм и мелодраматизм содержания, сентиментальность, следование литературным канонам (ритмика, рифма), живой непосредственный язык. Они привлекали своей созвучностью с реальными человеческими судьбами, доступностью и простотой. Постепенно мигрируя от авторской формы творчества, романс стал бытовым явлением, пережил трансформацию неофольклорного периода (тогда многие специалисты не признавали его за фольклор). Сегодня романс воспринимается как вполне традиционный фольклорный жанр. К неофольклорному творчеству относятся произведения, которые не могут быть отнесены ни к фольклору (в традиционном понимании), ни к фольклоризму, ни к художественной самодеятельности. Это образцы бытового искусства, тяготеющие к фольклору и превращающиеся постепенно в традиционные. Представляют они фольклор определенной социальной группы, со всеми наиболее устойчивыми его характеристиками. В ряд таких явлений попадают многие ставшие народными авторские песни или народные, но обработанные в соответствии с канонами массовой песни; авторские частушки и анекдоты, ставшие популярными и бытующие во многих вариантах; народные танцы, прошедшие авторскую обработку и как бы вернувшиеся в бытовую практику, и т.д.
В бытовом прикладном искусстве взаимодействуют традиционные и инновационные технологии промышленного художественного производства, происходит их определенная эстетическая канонизация. Часть из них через определенное время принимает на себя имидж народного, традиционного, а часть уходит из обращения. Вспомним, например, широко распространенные в 40-60-е годы глиняные изделия (под традицию): собачки, кошечки-копилки, псевдолубочные настенные рамки и картины, клеенчатые ковры с лебедями, пейзажами и т.п. В массовое сознание была внедрена целая система достаточно вульгарных представлений о народности искусства. Нужно отметить объективный исторический характер этих представлений, сформированный массовым художественным производством в его наиболее наивной форме. К бытовому творчеству тяготеют многие образцы из массовой культуры, песенные шлягеры, которые формируют самый поверхностный и подвижный слой. В реальной практике этот слой может дробиться в зависимости от профессиональной принадлежности, скажем интеллигенции: техническая, гуманитарная (в свою очередь, художественная, педагогическая и т.п.); в зависимости от региона проживания, что накладывает в целом на тот или иной тип творчества свои приметы (жанровые, языковые, музыкально-методические, танцевально-лексические и т.д.). Неофольклор не только питается этнически чистыми фольклорными или народными художественными образцами, но и включает в себя произведения, возникшие на стыке художественных этнических взаимодействий. В частности, исследователи отмечают, что саамский фольклор обязан влиянию русской народной песни и многолетним русско-саамским взаимосвязям, в результате обогатилась мелодика причитаний, появились новые герои с русскими именами — в песне-импровизации, расширился круг образных средств при сохранении национального своеобразия. В практику гуцульских инструментальных капеля входили и украинизировались характерные румынские танцы — сырба, чо-бан. Затем многоголосная фактура постепенно проникла в традиционную танцевальную музыку: гуцулку, аркан, решето и т.д.
Характерно, что при игре на новых инструментах, вошедших в быт народов, у которых они ранее не использовались, долгое время сохраняются принципы традиционного музицирования. На Пинежье до сих пор исполняют танцы и частушки в сопровождении баяна, но используют этот инструмент в духе балалайки, воспроизводя своеобразную фактуру ее приемов и специфическое синкопирование 1. С течением времени инновационная фольклорная форма трансформируется в традиционное фольклорное явление в соответствии с действующими здесь нормами. Таким образом, фольклорный образец проходит неофольклорную стадию приспособления к традиции. Еще одна важная черта в том, что пограничные образования между видами народного творчества формируются между фольк-лори'змом и неофольклором, между бытовой художественной практикой и художественной самодеятельностью. Эти образования и заимствования носят в большинстве своем опосредованный характер. Неофольклорное творчество не может не испытывать влияния фольклоризма, художественной самодеятельности, воз- 1 См. подробнее: Современность и фольклор. Статьи и материалы. М., 1977. 236 _________________ Раздел III. Лекция 16 действия их носителей и исполнителей. Многие из них предстают как бы в нескольких ролях, например, участники фольклорного ансамбля в быту являются исполнителями песен, танцев, имеющих неофольклорный характер. Они могут представлять тип творчества, отвечающий ситуации, адекватно отражающий запросы, настроения аудитории, в частности через элитарные формы искусства. Не меньшую известность имеет такая бытовая форма народной культуры, как фольклоризм. Название этого явления фольклора, вызвавшего огромный интерес во всем мире в XX в., восходит к концу XIX в. и связывается с именем французского ученого П.Себийо. Впоследствии этот термин стал расшифровываться как фольклор из вторых рук, или сценический фольклор, или вторичный фольклор и т.д.1.
Во второй половине XX в. был сформирован новый слой в народной культуре фольклоризма, функционирующего по принципиально иной схеме, чем породившее ее явление аутентичного и традиционного фольклора. Аутентичный фольклор не только переходил в новую плоскость своего бытования, но и произошло его специфическое преломление и использование в сценическом, коммерциализованном, облегченном виде, в том числе и в быту. Многие.зарубежные специалисты связали его появление с индустрией туризма, развлечений, коммерциализацией; российские ученые видели в этом необходимость освоения фольклора в различных сферах культуры современного общества, считая его неотъемлемым элементом массовой культуры2. Характеристики негативного влияния туризма на традиционную культуру были весьма образными. "Туристы как саранча, они все сжирают и двигаются дальше. Когда прилетают туристы, народ превращается в карнавальный народ., мужчины отложили в сторону рыболовные сети, чтобы превратиться в официантов, женщины стали проститутками... Улетело то, что мы называли своей культурой", - констатировал Г.Хайд (Австрия), излагая результаты своих наблюдений на одной из международных конференций3. Российские представители на той же конференции связывали фольклоризм с потребностью в более простом и облегченном типе народной куль- 1 В данном контексте имеется в виду фольклоризм бытовой, т.е. исполнение 2 См.: Гусев В.Е. Фольклор и социалистическая культура: К проблеме современ 3 См.: Культурное наследие и традиционная культура народов Европы в становле
Бытовые формы народного художественного творчества 237 --------------------------------------------------------------------------,----------------------------------- туры для обремененного постоянными проблемами человека XX в. Таким образом различают как бы "коммерческие" и "продуктивные" формы фольклоризма. Однако, и та и другая позиции отражали в известном смысле крайности. Истина же в том, что туризм, коммерциализация искусства, формирование массовой культуры являются следствием развития объективных мировых процессов в экономике, политике, социальной сфере, индустриализации, информатизации и урбанизации. Традиционные аутентичные формы культуры, сталкиваясь с этими процессами в конце XX в., отчуждаются, нередко выталкиваются на обочину культурного процесса, уходят из активной бытовой среды. Изделия ремесленников и народных мастеров оказываются не на столе, в жилище человека, а в сувенирных лавках и магазинах; традиционные песни, сказки, танцы, обряды становятся десертом, визитной карточкой, но не естественной частью жизни. Противоречия в оценках фольклоризма зарубежными и советскими специалистами явились следствием разного подхода к сущности этого явления. Фольклоризм в капиталистических странах был оценен как негативное явление, в социалистическом обществе — как позитивное, хотя и признавалось, что "в разных странах, на разных этапах социалистического строительства, в силу различных конкретно-исторических обстоятельств процесс освоения фольклора сопровождался некоторыми негативными явлениями. Одностороннее увлечение архаикой или, напротив, искусственное культивирование случайных, конъюнктурных произведений, созданных народными певцами и сказителями; известная канонизация отживших традиционных форм культуры или же излишняя модернизация народного искусства в различных его обработках и стилизациях, приводивших к утрате национального своеобразия; не всегда удачный опыт реставрации подлинного фольклора в художественной самодеятельности, произвольное вмешательство в естественное бытие фольклорных явлений, навязывание чуждых ему функций — все это и другие тенденции должны быть предметом объективной научной критики"1. С позиции исторического опыта очевидно, что фольклоризм — всеобщее международное явление, следствие активного освоения фольклорных текстов, образцов традиций в массовой художественной практике, будь то с целью коммерции, создания новых произведений или конкретных программ, популяризации наиболее характерных национальных художественных традиций, предполагающей их специальную трансформацию для инонационального восприятия, в том числе туристов, отдыхающих и т.п.
Фольклоризм в своем развитии проходит два этапа: на первом он предстает как массовое увлечение фольклорными произведе- 1 См.: Гусев В.Е. Фольклор и социалистическая культура: К проблеме современного фольклоризма. С. 12. ^■ма 238 __________________ Разделы. Лекция 16 Бытовые формы народного художественного творчества 239
ниями, различными инструментальными, вокальными, танцевальными ансамблями. Реальной становится мода на фольклор, на его подделку и демонстрацию. На втором этапе происходит бурный крен в сторону коммерциализации, его тесная увязка с индустрией досуга и развлечения, в том числе для иностранных туристов. Возникает масса структур — ансамблей, мастерских, цехов, удовлетворяющих рыночный спрос на народное искусство. Во всех странах появляются специальные деревни, поселки, представляющие собой как бы музеи под открытым небом, с традиционным набором изделий народного быта, народной жизни. Это — одна из форм фольклоризма. Аутентичный фольклор оказывается своеобразным "сырьем" для создания нового типа культуры и ее образцов, весьма отличающихся по эстетическим, художественным, социологическим, функциональным критериям и характеристикам от первоосновы. По существу, можно говорить о степени такой трансформации фольклора, которая выводит новое образование за его пределы. Более того, существует лишь некая условная взаимосвязь этих явлений, ибо фольклоризм в значительной своей части оказывается вне фольклора. Фольклоризм становится организованной формой народного творчества и составной частью художественной самодеятельности. Он заимствует образцы из аутентичного фольклора, компилирует их, соединяет в нечто новое различные их свойства, характеристики. Новые образцы не могут быть отнесены без определенной натяжки ни к одной из форм, хотя по типу и содержанию деятельности они ближе к художественной самодеятельности, но возрождающейся не по типу профессионального искусства, а в виде фольклорных форм, естественно, ложных по своему характеру. Социальные механизмы развития вторичного фольклора несут на себе- приметы и опыт художественной самодеятельности, в том числе в части, касающейся формирования специальных структур ее методического, творческого и материального обеспечения. Фольклоризм становится управляемым и манипул ируемым. Фольклоризм — явление, ориентирующееся на "рынок", на запросы определенных слоев в создании имиджа приобщения к национальным истокам культуры. Спрос на фольклор породил мощную индустрию подделок под настоящие традиции: под "палех", "мстеру", "хохлому" и т.д., создание многочисленных шоу-концертов фольклорных коллективов, ансамблей, деятельность которых несет в себе более или менее искусную имитацию фольклора. Фольклоризм отразил.особенности развития народного художественного творчества в последние два десятилетия, связанные с тем, что оно испытывает сильное влияние фольклорных традиций. Происходит "фольклоризация" всех форм народного творчества. Для фольклоризма, развивающегося по типу художественной самодеятельности, складываются благоприятные условия, формируется высокая оценка его общественной и эстетической значимости. Появился новый термин — "фольклорная художественная самодеятельность", которая как бы предназначена для освоения фольклора. Формируются новые жанры и направления в музыкальном, драматическом, танцевальном творчестве, вновь появились народные исполнители на гармониках, балалайках, жалейках, других инструментах. Повсеместно стали проводиться праздники, фестивали народной музыки; народной культуры, фольклора. Новые явления требуют вдумчивого и взвешенного подхода, познания глубинных процессов, протекающих в народном творчестве. Не все в нарождающемся творчестве безоговорочно ценно, не все имеет видимые черты "родства" с прошлым или корректно его использует. Фольклор, покидая естественные условия бытования, перекочевывает все более во вторичные формы, порождая массу фольклорных, этнографических театров, хоров, ансамблей, оркестров, рассчитанных исключительно на концертную практику, прокат. Образцы изобразительного фольклора повсеместно заполнили сувенирные лавки. В основе этого весьма противоречивого и сложного процесса — возрождение интереса к традиционной культуре, к традициям в целом, которые, безусловно, несут в себе мощное, конструктивное, созидательное начало. Одновременно можно отметить, что в этом интересе немало искусственного, наивного. Человек пытается воссоздать и реанимировать забытые национальные наряды, воскресить забытые обряды и традиции. Нередко это не подлинная культура, а ее имидж, который призван решить сиюминутные, а нередко конъюнктурные Задачи. Сложное и противоречивое положение вторичного или сценического фольклора, а также многообразие среди изделий прикладного искусства подделок под фольклор обусловили, с одной стороны, их неприятие, резко критическое и негативное отношение к ним специалистов, с другой стороны, размах этого творчества столь серьезен, что игнорировать его нельзя. Объявление вторичного фольклора частью художественной самодеятельности, ее особым слоем оставляет нерешенным вопрос о его специфике, его месте в общей структуре народного творчества. Предложенная концепция может расцениваться как одно из возможных решений этой проблемы. Раздел III. Лекция 17 Взаимодействие самодеятельности и профессионального искусства 241
ЛЕКЦИЯ 17 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|