Взаимосвязь фольклора и художественной самодеятельности
Фольклор и художественная самодеятельность — полярные по своим эстетическим и организационным характеристикам формы народного творчества, возникшие в разные периоды истории культуры, развивающиеся по своим специфическим законам. В то же время они имеют немало общего в механизмах бытования. В последней четверти XX в. происходит динамичное образование пограничных зон в формах и жанрах народного творчества. Чтобы уяснить современные аспекты взаимодействия фольклора и художественной самодеятельности, учитывать и использовать эти знания в практике, очевидно, необходимо понимание исторических корней и истоков вопроса. Проблема взаимоотношений фольклора и художественной самодеятельности своими истоками уходит в тот исторический период, когда от архаического фольклора как универсального пласта народной культуры отпочковывается бытовое любительское творчество интеллигенции, мещанства, рабочих. При всей первичной близости и схожести с "прародителем" любительское творчество несло черты, отличающие, а во многом противопоставляющие его фольклору. По мере формирования любительского творчества, ориентирующегося на нормы профессионального искусства, все более усложненным и многоаспектным предстает его взаимодействие с фольклором уже не только крестьянского, но и городского типа. Это взаимодействие многостороннее, опосредованное многими смежными явлениями. И если на первых порах схематически эту связь можно представить как линейную: традиционный фольклор — любительское творчество, то в последующем эта схема дополняется профессиональным искусством, а затем и массовой художественной культурой. Поставив вопрос о взаимодействии фольклора и художественной самодеятельности, необходимо рассмотреть несколько важных исходных моментов в его разрешении.
Во-первых, речь может идти о социально-организованных формах народного творчества, когда и фольклор, и художественная самодеятельность предстают в их сценическом варианте (фольклоризм). Во-вторых, о неофольклоре как явлении бытовой культуры. В этом аспекте есть свои особенности взаимодействия, взаимозаимствований и т.д. В-третьих, о традиционном архаическом фольклоре как всеобщей универсальной форме народной культуры, ценностями которой "питаются" все жанры и виды искусства. Фольклор предстает как базовое явление и потому его влияние на производные формы творчества имеет безусловный характер. Это разделение носит достаточно условный характер. В реальной жизни одновременно можно обнаружить следы всех трех типов взаимодействия форм творчества. При этом на каждом историческом этапе развития народной культуры все типы взаимодействия претерпевают своеобразную эстетическую адаптацию, обусловленную характером развития той или иной формы творчества, ее эмоциальной оценкой, имиджем, включенностью в художественные структуры общества. Попытки обозначить точку отсчета в отношениях фольклора и художественной самодеятельности с позиции оценки последней как всеобщей формы народного творчества, вероятно, не могут быть признаны корректными. Речь должна идти лишь об особом способе разрешения проблемы с учетом идеологической ситуации в СССР, существовавшей в 20-70-х годах. Формирование художественной самодеятельности было связано с искусственной фетишизацией ее положения в ряду других подобных или родственных явлений. Художественная самодеятельность претендовала на роль универсальной формы народного творчества и тем самым как бы оттеснила фольклор на вторые позиции. Соответственно сложились установки на фольклор как источник художественной самодеятельности.
В первые послереволюционные годы вопрос о взаимоотношениях фольклора и художественной самодеятельности не являлся
Щ ____________________ Раздел Ш. Лекция 18 __________________ предметом особого внимания, так как вопрос считался как бы решенным в результате якобы ухода фольклора с исторической арены. Получившая широкое распространение точка зрения, что после революции 1917 года фольклор потерял социальные, творческие перспективы для развития, стал отмирать, обусловила и соответствующий подход к нему. О фольклоре складывалось мнение как о явлении, присущем лишь антагонистическому обществу и потому вырождающемуся, погибающему, отходящему в прошлое в условиях социализма. Если и говорили о фольклоре, то нередко только как о застывших, "закостеневших" его образцах, музейных экспонатах1. Допускалось, что отдельные образцы фольклора могут трансформироваться своими наиболее жизнестойкими сторонами в художественную самодеятельность, которая и стала рассматриваться как полная правопреемница фольклора. В этой "теории" первопричина многих последующих перекосов в отношении к фольклору. Образцы фольклора (естественно, специально отобранные) рекомендовались для использования в качестве сырья для новых форм искусства настоящего и будущего. Желание максимально революционизировать и ускорить процессы, происходящие в духовной жизни, сформировать и развить новые формы художественного творчества, приводило к отрицанию многих форм и жанров традиционного творчества как устаревших, не отвечавших духу времени, задачам социалистического строительства. Один из сторонников этой концепции Б.Арватов в начале 30-х годов писал: "Фольклор - это телега, которую следует сменить автомобилем. Фольклор у пролетариата свидетельствует о культурной отсталости рабочего класса"2. Без каких-либо серьезных, взвешенных оценок отвергались многие народные песни, былины, народные музыкальные инструменты, танцы. Ю.М.Соколов, выступая в 1939 г. на одной из конференций мастеров устного народного творчества, оценивая прошлое, говорил: "Не все, что создавалось в прошлом, было хорошо, не все песни, не все пословицы и прибаутки соответствуют тому, чем мы живем. Ведь в прошлом было много дикости и грубости, и они не могли не проникать в те произведения, которые создавались народом, следовательно, нужно критически относиться ко многому и многое сохранять как материал для истории"3. Установка на отказ от прежнего фольклора оставалась весьма устойчивой. Взамен предлагалось создавать под руководством специалистов новый, советский фольклор. "Сказители, акыны, ашуги хотят участвовать в создании социалистической литературы, составной частью которой является советский фольклор, литературы, самого названия которой не слыхали ни их отцы, ни их деды... Стремление сказителей воплотить в образах народной поэзии величие наших
1 См.: Авраамов А. Народ и художественное творчество/УИскусство и народ Пг 2 Арватов Б. Об агитационном и производственном искусстве. М., 1930. С. 31. 3 Фольклор России в документах советского периода. 1933-1941. Сб. документов Взаимосвязь фольклора и самодеятельности ______________ 255 дней - глубоко прогрессивная тенденция в народной жизни. Всемерно поддерживать и развивать эту тенденцию - священная обязанность фольклористов и литераторов. Развивать эти способности, дать им правильное направление, помочь создать новые, народные по духу и форме произведения, достойные нашего времени, - такова задача нашего поколения фольклористов"1. Не только былины, сказки, сказы, но и балалайки, домры, гармоники, гитары объявлялись многими искусствоведами и фольклористами не подходящими для новой жизни и изгонялись из обихода. Некоторые деятели пролеткультовского толка предлагали выбросить фольклор на свалку истории. Особое гонение выпало на долю народного хорового пения и крестьянских хоров, народного музицирования. Предлагались самые суровые "революционные" меры вплоть до запрещения за их якобы неспособность включаться в новые пласты культуры. Отмечая эту тенденцию в качестве весьма распространенной, нельзя не сказать, что раздавались голоса и в защиту балалайки, гармоники, народной поэзии, песни.
В дискуссии о гармонике, развернувшейся в периодической печати в середине 20-х годов, выступили Н.К.Крупская, А.В.Луначарский, поэт А.Жаров и другие известные деятели. Они призывали сохранить гармонику, народную песню. Как писалось в одной из статей: "Мы должны вовсе не целиком отбрасывать крестьянскую песню, совершенно отказываться от нее. Мы должны классово дифференцировать ее, используя и пропагандируя трудовые бедняцкие песни, решительно отбрасывая песни, пропитанные кулацкой идеологией". Еще большей обработке предлагалось подвергнуть былины, эпическую поэзию. Выдвигаемые "критерии" при оценке их содержания, художественности (не несут бодрости, ритма, навевают грусть, утверждают нэпмановские настроения и т.п.), позволяли господствовать вкусовщине и незаслуженно выталкивали эти образцы фольклора из жизни. Несмотря на попытки защитить фольклор, традиционное искусство, их отрицание приняло повсеместный характер. Даже известный музыковед и композитор Б.Астафьев считал, что народная песня безнадежно устарела и погибает, ибо противоречит требованиям новой жизни. Культивирование и официальная поддержка традиций, образцов традиционного творчества означали якобы возврат к старому, ненавистному вчерашнему дню и ассоциировались нередко с ним (в этом и заключалось социально-психологическая "привлекательность" теорий, отрицавших фольклор и старую культуру!). Прежний фольклор в ходе искусственной переделки как бы становился советским фольклором — советской былиной, советским сказом и т.д. Их содержание контролировалось и определялось соответствующими государственными структурами, в частно- 1 Там же. С. 118-119. 2 Макеев Н. Массовая музыкальная работа на новых путях//Пролетарский музы Раздел III. Лекция 18 сти Всесоюзным и Всероссийским домами народного творчества, соответствующими структурами на местах. Народные исполнители М.Крюкова, М.Хотеева, А.Попова, М.Голубкова и другие стали создателями советских былин, сказов на актуальную тему социалистического строительства. Была сделана попытка поставить на поток процесс создания фольклора, но эта попытка не выдержала проверки временем1. Художественная самодеятельность, представшая в роли "советского фольклора", оказалась отчужденной от богатейших пластов традиционной культуры. Сложность взаимоотношений двух важнейших форм народной культуры — фольклора и самодеятельного художественного творчества — определялась социальными предпосылками, которые в свою очередь явились почвой для появления эстетических "теорий" о их несовместности. Люмпенизированное сознание, взявшее верх в политической жизни страны, могло воспринять только упрощенно-идеологические формы художественной культуры и потому отторгло многие прежние художественные традиции, богатые, развитые, сложные по формам.
Художественная самодеятельность противопоставлялась фольклору как явление более злободневное, актуальное, отражающее ритмы индустриализации и коллективизации, революционного обновления. Однако в реальной художественной жизни, особенно в деревне, продолжал использоваться фольклор, народное пение, народные инструменты. Они продолжали жить и развиваться, хотя и в деревенской практике новые веяния безусловно отразились. Во многих журналах по искусству, выходивших в 20-е годы, публиковались подборки частушек, самодеятельных песен, анекдотов которые в открытую высмеивали вождей революции (в том числе В.ИЛенина), новые порядки, нерадивость и бесхозяйственность, непрофессионализм новых властей. Материалы, собранные в экспедициях того времени, свидетельствуют об этом. Так, в 1924 г. в Переславль-Залесском районе Ярославской области Г.И.Фрид записал множество частушек следующего содержания: 1 См.: Доклад писателя Н.П.Леонтьева "Мой опыт работы со сказительницей М.Р.Голубковой" на совещании во Всесоюзном доме народного творчества. 16 июня 1939 г.//Фольклор России в документах советского периода. С. 98-120; Доклад фольклориста М.И.Костровой о работе со сказителями П.И.Рябинйным и Ф.А.Конышковым на собрании по вопросам творческой помощи сказителям и народным певцам во Всесоюзном доме народного творчества. 10 декабря 1940 г.// Фольклор России в документах советского периода. С. 161-172. _____________ Взаимосвязь фольклора и самодеятельности _______ 257 Знаем, знаем коммунистов, Знаем всех большевиков. Они ходят по деревням Обирают мужиков. Сидит Ленин на березе, Плетет лапти языком. Коммунисты все обуты, А мы ходим босиком. Говоришь, лентяев нет -Это все неверно. Сам работаешь в колхозе Очень, очень скверно1. Подобные частушки и песни объявлялись кулацкими, враждебными новому строю, а затем за их исполнение нередко стали преследовать уголовно. Многие исследователи в то время отмечали, что для записи исполнители поют и говорят одно, а в быту исполняют другое. Музыковед В.Брюсова говорила на совещании в январе 1935 г., касаясь частушки, что тексты политического содержания, советские частушки исполнялись для фонографа, а в быту живет только любовная частушка, причем делается такое различие: частушки, которые можно при всех петь, и частушки, которые неловко при всех петь2. Научно обоснованной трактовки проблема взаимосвязи фольклора и художественной самодеятельности не получила. На длительное время изучение этих форм творчества стало вестись не только обособленно, но и путем их противопоставления друг другу. Фольклористы сделали упор на сбор образцов для истории. Теоретики художественной самодеятельности, по существу, не видели перспектив ее развития в отношениях с традиционным творчеством. Ее подчинение агитационным задачам, пропаганде нового строя рождали соответствующие формы, репертуар, организацию, которые были далеки от традиционного фольклора. Отсюда истоки упрощенного понимания художественной самодеятельности как средства клубной работы. При этом прекратилось издание и серьезных теоретических работ по проблемам фольклора. Считалось, что достаточно подготовки разнообразных методических пособий, брошюр по конкрет- 1 РГАЛИ. Ф. 1510. Оп. 1. Цд.хр. 29. Л. 31-32. 2 См.: Фольклор России в документах советского периода. С. 39. А.Каргин 2-- ------------------------------- Раздел III. Лекция 18 ________________ | ным вопросам практики самодеятельных коллективов, практике написания частушек, создания новых былин (новин), сказов и т.д Стали редкими публикации по вопросам истории дореволюционного любительского творчества, а если они и появлялись, то в них противопоставлялся "расцвет" народного творчества в советскую эпоху и его тяжелое прошлое в дореволюционное время. Самодеятельность выпала и из поля внимания фольклористов. Однако постепенно самоценность фольклора (пусть и выборочно) с конца 60-х годов стала общепризнанной. Эта позиция подкреплялась мнениями крупных авторитетов русской дореволюционной фольклористики, а затем уже и учеными советского периода. К художественной самодеятельности отношение фольклористов было настороженное, скептическое или даже негативное. Как художественное явление она долгое время не оценивалась фольклористикой и потому не включалась в предмет исследования. Этот вакуум стали заполнять с конца 60-х - начала 70-х годов появившиеся в большом числе работы по вопросам художественной самодеятельности. Было опубликовано немало монографий, сборников статей, авторы которых высказывали иногда противоположные точки зрения на отношения фольклора и художественной самодеятельно»-сти. Некоторые ученые утверждали, что художественную самодеятельность (связанную естественно с жанрами народного искусства) нужно рассматривать как фольклоризированную форму творчества, как естественный процесс выхода фольклора на сцену, напоказ. В таком случае фольклор представлялся как своеобразная форма художественной самодеятельности. Другие считали, что фольклор и художественная самодеятельность совершенно разные формы творчества, имеющие принципиальные различия. Поэтому их взаимодействие антиисторично и антилогично, ибо по сути дела "модернизация" фольклора заходит столь далеко, что он пол- Взаимосвязь фольклора и самодеятельности _________ 259 ностью перерождается, и говорить о нем как о фольклоре можно с большой долей условности1. С середины 80-х годов нарастала как бы ответная реакция — непризнания за художественной самодеятельностью ее собственной ценности. Зазвучала мысль о необходимости возрождения фольклора, его изучении, сборе, сохранении и т.д. При этом стремление повернуть общественное сознание к пониманию фольклорных ценностей сопровождалось не всегда объективной," заслуженной критикой художественной самодеятельности. Ее нередко рассматривали как неконкурентоспособную с "подлинным" народным искусством и фольклором, а потому предлагали выводить за рамки народного творчества. Искусствовед К.И.Рождественский считал, что "следует разграничить народное традиционное искусство и самодеятельное искусство. Их природа, а следовательно, методы и принципы развития различны"2. С мыслью автора о разграничении еще можно согласиться. Однако самодеятельному искусству он отказывает в праве на использование и развитие элементов, мотивов, образов, приемов традиционного творчества и предлагает иные принципы их эволюции, связанные с адаптацией профессионального искусства. Поэтому справедливо замечание украинских авторов, что искусствоведы, нередко желая обособить предмет народного искусства и выступая за чистоту традиционного искусства, впадают в крайность и считают таковым "только одно из его проявлений, одну из его частей, относя остальные к традициям либо профессионального, либо народного (крестьянского) искусства, либо вовсе отказывая ему в какой бы то ни было художественной значимости и самостоятельности"3. Происходило разделение и противопоставление любительского и традиционного направления в народном творчестве. Теоретик народного искусства М.А.Некрасова убеждена, что нег оснований говорить о самодеятельном искусстве как о явлении культуры. По ее мнению, оно, как правило, лежит на поверхности культуры и не имеет в отличие от народного и индивидуально-профессионального сложной культурной структуры". Если народный примитив всегда оказывается на уровне искусства, то этого "нельзя сказать о творчестве самодеятельного художника, которое движимо подражанием или подобием чему-то, но вовсе не необходимостью, в первую очередь художественного высказывания"4 Противопоставление форм творчества — более или менее обоснованное — чаще всего зиждется на субъективно выстроенной шкале утверждаемых ими ценностей. М.А.Некрасова не может поставить знак равенства "между мастером, вырезающим из дерева 1 См. подробнее: Фольклор и художественная самодеятельность/Ред. Н.В.Новиков. 2 Декоративное искусство в СССР. 1983. № 5. С. 2. 3 Социалистическая культура и художественная активность масс. Киев, 1984. С. 4 Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. Теория и практика. М,
260 ____________________ Раздел III. Лекция 18 традиционную игрушку, и инженером, складывающим в свой досуг из спичек "кремлевскую башню1. Видимо, нужно оговориться, при каких условиях между ними есть общее, а при каких — отличия. При всей заостренности позиции, по нашему мнению, если и тот и другой занимаются этим как любители, в свободное время, они равны по отношению к творчеству, но, возможно, не к его результатам. Иногда допускается неоправданное приписывание многих эстетически привлекательных черт всему традиционному, фольклорному творчеству, и известная недооценка того интересного, принципиально нового, что несет художественная самодеятельность. В народном творчестве прошлых эпох немало противоречивого, псевдонародного, лубочного (песен, картин, поделок и т.д.). Все это нередко не берется в расчет, и прошлое искусство рассматривается как эталон, образец для подражания. В результате существующих теоретических споров взаимосвязь фольклора и художественной самодеятельности предстала в упрощенном виде. Художественная самодеятельность стала как бы формой социалистического фольклора, одной из его "ухудшенных" традиционных форм. На практике участились случаи оценки фольклора как художественной самодеятельности и наобо-' рот, что, естественно, несло много ошибочного, надуманного. Все это объяснялось недостаточной общей научной разработанностью проблемы. Превалирующий искусствоведческий и фольклористический подходы оказывались узкими, не позволяли увидеть общую картину, а философский, культурологический, социологический подходы еще только складывались. В начале 20-х годов А.В.Луначарский писал: "Без изучения искусства как явления социального его никогда нельзя изучить вообще". Этот подход "не обнимает собою целиком всего искусствоведения", но "является основным стержнем, без которого все остальные подходы, все остальные построения в области искусствоведения рассыпаются"2. Это касалось, конечно, в первую очередь профессионального искусства. Для обеспечения подлинно научного подхода важно было представлять целостную картину взаимодействия фольклора и художественной самодеятельности с учетом глобальных изменений в условиях бытования народного творчества после революции. Стало понятно, что фольклор развивается параллельно с художественной самодеятельностью. Фольклор не отмирает, не остается лишь в образцах и не превращается в художественную самодея- 1 Там же. С. 51. 2 Луначарский А.В. В мире музыки. М., 1971. С. 102. _____________ Взаимосвязь фольклора и самодеятельности ______ 261 тельность. Он продолжает свое историческое, социально обусловленное развитие по внутренним, ему присущим законам, отражая время своими специфическими средствами. Художественная самодеятельность предстает своеобразной, самобытной и оригинальной формой народного творчества, отражая в своем развитии духовно-эстетические изменения, произошедшие в стране. Но Как всякое развивающееся явление, художественная самодеятельность в своем движении отошла от существующих ранее форм народного творчества, которые явились для нее первоисточником. В художественной самодеятельности наблюдается своеобразная трансформация — полная или частичная — эстетической, организационно-творческой, содержательной сторон любительских и фольклорных форм творчества. В художественной самодеятельности отражаются новые веяния, запросы, диктуемые жизнью, социальной практикой масс. Причем преобладающее развитие получают эстетические начала в художественном творчестве. Такие черты фольклора, как синкретизм, органическая связь с социальной практикой, вариативность, уст-ность претерпели в художественной самодеятельности кардинальные изменения. Самодеятельное творчество выделилось и в известном смысле отдалилось от социальной и трудовой деятельности, приобрело новые функции. Эта примета на разных этапах развития художественной самодеятельности проявлялась по-разному. Существовали формы самодеятельности, в которых оставались весьма устойчивыми такие черты фольклора, как импрови-зационность, вариативность, вовлечение в действие слушателей и зрителей и т.п. Постепенно, однако, эти черты приобрели новую окраску, новые способы проявления. В художественном творчестве на первый план все более выдвигалось эстетическое начало, зачастую упрощенно понимаемое как подражание профессиональному исполнительству. Художественная самодеятельность все далее отходила от бытовых форм любительского творчества по своим формообразующим и творческим структурам, жанрам и видам. Она формировалась как форма народного творчества с явно выраженной ориентацией на профессиональные нормы исполнительства. Тем не менее генетическая близость всех форм народного творчества привела к тому, что начиная с 80-х годов постепенно стали укрепляться связи художественной самодеятельности и фольклора, современного и традиционного искусства. Эти связи перешли из плоскости прямого, непосредственного взаимодействия в плоскость творческого преломления достижений, образцов, 262 __________________________ Раздел III. Лекция 18 Взаимосвязь фольклора и самодеятельности ____________ 263
выразительных средств и т.д. Художественная самодеятельность (н первую очередь народные хоры, ансамбли народного танца, народной музыки) с учетом своих специфических позиций многое заимствовала из фольклора. Коллективы активно расширяли свой репертуар за счет фольклорных произведений, способствовали их включению в духовную жизнь общества. Многое бралось из лексики искусства, выразительных средств и приемов образности, из самого духа народной культуры1. Проблема использования фольклорных образцов в самодеятельных коллективах далеко не однозначная. Фольклорное произведение при этом не только отшлифовывается, приспосабливается к сценической демонстрации. Становясь. объектом "показа", фольклорное произведение утрачивает характерную для него непосредственную и неразрывную связь с бытом, с определенными жизненными ритуалами. Оно покидает естественную ауру своего бытования и превращается в произведение искусства, хотя и весьма, специфическое. Начало специальному показу фольклора зрителям положили В.Андреев, М.Пятницкий, АТородцов^ ряд других деятелей народного искусства в конце XIX в. Хотя известно, что и ранее, в XVIII в. народные исполнители "баловали" своим искусством дворян. На рубеже Х1Х-ХХ вв. произошел массовый "выход" фольклора на сцену. Одновременно актуализировались практически значимые вопросы. Во-первых, какие шаги, меры, усилия должны быть выработаны и приняты, чтобы фольклор на сцене не терял своего лица, характерных черт, того огромного заряда, который несут его аутентичные формы. Во-вторых, возможно ли считать новое явление вообще фольклором, ибо его представляют по принципиально другим критериям - критериям художественно-сценического порядка2. Фольклорное творчество, развивающееся в естественных условиях своего бытования как неорганизованное, бытовое, повседневное творчество для "себя", не рассчитанное напоказ, существенно отличается от видимого со сцены, специально подготовленного для зрителей. Бытовой и сценический варианты фольклора — два разных способа включения одного и того же явления в духовную практику. Сценический вариант фольклора по сравнению 1 См.: Климов А.А. Основы русского народного танца: Учебное пособие. М., 1986; Каргин А. С. Работа с самодеятельным оркестром русских народных инструментов. М., 1984; и др. * См.: Гусев В.Е. Фольклор и социалистическая культура: К проблеме современного фольклоризма/УСовременность и фольклор: Статьи и материалы. М, 1977; Немцовский И.И. О современном фольклоризме. Традиционный фольклор в современной художественной жизни (фольклор и фольклоризм): Сб. научных трудов. Л., с его естественным бытованием теряет многое в непосредственности, живости, несет много условного, искусственного, приведенного в соответствие с канонами концертной эстетики. В то же время он более зрелищен, техничен, предстает как специфически художественное явление. Речь должна идти о выработке разных подходов к пониманию особенностей одного и того же художественного явления в разных условиях его существования, о введении специфических критериев оценки этого существования, которые ориентировали бы не на сравнительный анализ "лучше-хуже", а на выявление особых закономерностей включения разных форм творчества в сферу жизни. Художественная самодеятельность фольклорного типа — фольклоризм — не только заимствует аутентичные образцы, но и применяет их для своих нужд. В ее недрах рождаются новые черты, традиции, а также новые носители этих традиций, которые не рассматривают фольклорное творчество как бытовое явление. Оно для многих из них форма художественной практики, сугубо эстетическое явление. Таким образом, многомиллионная армия участников фольклорной самодеятельности переносит то, что осваивается ими в процессе обучения, в бытовую сферу; они становятся зачинателями новых элементов в фольклорном бытовом творчестве. Многие заимствования, вышедшие из активного обихода, продолжают существовать на уровне профессионального исполнительства (игра на гуслях, балалайке, колесной лире, некоторых других народных духовых инструментах). Они составляют значительное направление в искусстве, способствуя тем самым поддержанию бытового музицирования. В последнее время художественная самодеятельность все шире пытается использовать не отдельные стороны или элементы фольклора, а всю системно-структурную его организацию. Искусственно восстанавливаются народные драматические представления ("Царь Максимилиан", "Лодка"), песенное творчество стилизуется с его этнографической атрибутикой. Сегодня можно говорить и о взаимном процессе заимствования технико-исполнительских приемов, широко "кочующих" из фольклора в самодеятельность, и обратно. Безусловно, в самодеятельности характерные исполнительские проблемы не только получают новую жизнь, новую интерпретацию, но и значительно усложняются в техническом отношении. Это характерно для всех жанров народного танца, народного музицирования и пения, народного театра, изобразительного искусства. 264 __________________________ РазделШ. Лекция 18 Мы являемся свидетелями весьма динамичных разновекторных процессов взаимодействия форм творчества. Конечно, в первую очередь взаимозаимствуют те черты, свойства, которые генетически близки данному виду творчества, могут естественным путем трансформироваться. При этом их переработка, включение происходят в рамках традиций того творчества, которое заимствует. Художественная самодеятельность перерабатывает традиции фольклора, его образцы в духе своих эстетических норм,и критериев, и наоборот, фольклор воспринимает лишь то, что близко ему. Результатом постоянного и тотального взаимодействия фольклора и художественной самодеятельности стало, в частности, появление промежуточных форм фольклора, отличающихся в известном смысле неустойчивостью и тяготением одновременно к обеим формам творчества. Многие фольклорные коллективы, перманентно собирающиеся для выступления на сцене, в быту, остаются носителями аутентичной традиции, характерной для неорганизованного творчества. Фактор проникновения традиционного творчества в художественную самодеятельность и в современное любительское творчество чаще всего, на наш взгляд, сбивает с толку специалистов, которые учитывают лишь "чистый" бытовой способ существования фольклора. Между тем в большинстве случаев мы имеем дело именно со "второй жизнью" образцов фольклора. Фольклор, по мысли И.Земцовского, оказывается на разных этапах основой, моделью и результатом постоянной фольклоризации. Более того, "сущность фольклора заключена в фольклоризации"1. Признавая фольклоризм закономерной и естественно развивающейся формой аутентичного фольклора, необходимо признать, что она является одновременно и фактом художественной самодеятельности. Ибо это уже не фольклор, а его сценический вариант, законы функционирования которого ближе к художественной самодеятельности, чем к фольклору. В свою очередь самодеятельный коллектив, осваивающий и развивающий фольклорные традиции, объективно тяготеет к иным эстетическим канонам в их показе. Чем правдивее, точнее передана самодеятельным коллективом или исполнителем фольклорная традиция, тем она имеет большее художественно-смысловое и эстетическое значение. 1 Земцовский И. Народная музыка и современность: К проблеме определения фольклора//Современность и фольклор. Статьи и материалы. М., 1977. С. 62. ______ Взаимосвязь фольклора и самодеятельности _______ 265 В этой связи неправомерно ставить вопрос о противопоставлении фольклора и художественной самодеятельности или об "их идентификации. Это две самостоятельные формы народного творчества, существующие и развивающиеся в разных сферах бытования, разные по организационной структуре, способу подачи материала, выразительным средствам и т. д. Фольклор и художественную самодеятельность можно рассматривать как равноправные блоки современной народной художественной культуры, выполняющие инвариантные функции, но использующие различные способы организации и подачи материала. Развитие фольклора и художественной самодеятельности имеет тенденцию к постоянному укреплению их связи, так как они являются формами непрофессионального, любительского творчества. Можно говорить о единстве принципов функционирования народного художественного творчества — демократизме, массовости, свободе творческого проявления, досуговом характере. Происходит и все большая интеграция форм народного художественного творчества, в известном смысле их диффузия. Каждая из форм обогащается в развитии, критически использует опыт, репертуар, традиции другой, преломляет их применительно к своим нуждам и на их основе формируются новые приметы: фольклорное творчество приобретает нередко четкую организационную оформлен-ность, обогащается его репертуар, художественно-выразительные средства за счет самодеятельности и т.д. Богатство, многоплановость взаимодействия фольклора и худо^ жественной самодеятельности требуют конкретно-исторического подхода к проблеме, многообразия теоретических подходов к ее трактовке. Первоначальные попытки ее решения путем включения одной формы творчества в другую (фольклора в художественную самодеятельность), игнорирование бытового развития фольклора, запрет на сохранение им своих основополагающих, формообразующих свойств и характеристик и на этом основании исключение его из сферы науки не могут быть признаны научно оправданными и тем более социально перспективными. Подобная оценка может быть применима и в том случае, когда художественная самодеятельность считается фольклором или идентифицируется с ним. Такие попытки имеют свою историческую и эстетическую логику, свои исторические формы разрешения. Они были связаны, с одной стороны, с известной фетишизацией художественной самодеятельности, преувеличением ее рол
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|