Подготовка и организация групповой работы
Стр 1 из 39Следующая ⇒ For Group Work With Children And Adolescents Rosemarie Smead Розмари Смид Групповая работа с детьми и подростками перевод с английского Ю.В. Брянцевой t Research Press 2612 North Mattis Avenue Champaign, Illinois 61821 Издательство «ГЕНЕЗИС» Москва, 2000 От издательства С-ВО Права на издание книги были получены по соглашению с Writers House LLC и литературным агентством «Мэтлок» Перевод Брянцева Ю.В. Научный редактор Сафуанова О. В. С-50 Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками / Пер. с англ. 2-е изд., исправленное — М.: Генезис, 2000. — 272 с. ISBN 5-85297-025-5 Книга Р. Смид «Групповая работа с детьми и подростками» адресована психологам, ведущим детские и подростковые группы. Она будет полезна как начинающим специалистам, так и тем, кто уже имеет опыт такой работы. В чем заключается специфика работы с детьми и подростками? Как организовать и провести работу группы в соответствии с этическими нормами? Какие этапы проходит группа в своем развитии? Как построить занятие? Как работать в группе с проблемными ситуациями и использовать возникающие трудности для развития группы? Как оценивать результаты работы? Ответы на эти и многие другие вопросы вы сможете найти в книге. ISBN 5-85297-025-5 © 1995 by Research Press, Champaign, Illinois © Издательство «Генезис», 2000 © Юлия Брянцева, перевод, 1999 © Виктор Топылин, обложка, 1999 Вашему вниманию предлагается книга американского автора Р. Смид «Групповая работа с детьми и подростками». Р. Смид имеет более чем двадцатилетний опыт как практической работы, так и обучения специалистов, ведущих группы. Поэтому книга является обобщением уже имеющихся достижений в этой области, а также собственных размышлений и находок автора. В ней подробно рассматриваются вопросы подготовки, организации, проведения и оценки работы группы.
Книга адресована прежде всего психологам, ведущим группы, однако она может быть полезной для педагогов и социальных работников, поскольку работа с учебными классами, кружками и другими группами, предполагающими совместную деятельность детей, требует знания групповой динамики и умения использовать закономерности развития группы для достижения наилучших результатов. Формы групповой работы очень разнообразны, однако в какой традиции и в какой технике Вы бы ни работали, необходимыми этапами этой работы всегда являются организация, структурирование, планирование и осмысление. Как выбрать тему групповой работы? Как подобрать оптимальный состав группы? Как организовать работу в целом и каждое отдельное занятие? Как оценить эффективность групповой работы? Ответы на эти и другие вопросы Вы найдете в книге. Особое внимание хотелось бы обратить на раздел, в котором излагаются этические принципы деятельности специалистов, ведущих группы. Групповая работа может серьезным образом повлиять на психику ребенка, поэтому во многих странах она регламентируется специально разработанными профессионально-этическими стандартами. В нашей стране пока нет этического кодекса для групповых консультантов, носящего нормативно-правовой характер, поэтому нам представляется важным ознакомить читателя с опытом американских психологов. Мы понимаем, что ценность этой книги определяется прежде всего широтой и комплексностью подхода к тем проблемам, которые От издательства
возникают у человека, собирающегося работать с группой, но не глубиной анализа этих проблем. Те специалисты, которые имеют опыт групповой работы, наверное, могут посчитать, что все изложенное в ней им уже знакомо. Возможно, так оно и есть, однако мы считаем, что даже для них книга представляет интерес, поскольку:
— она представляет собой описание процедуры работы с группой от начала до конца, отдельно выделяются даже самые мелкие детали и моменты; — те люди, которые уже работают, и работают хорошо и эффек- тивно, наверняка многие вещи делают интуитивно, а эта книга помогает осознать внутреннюю логику поведения ведущего группы, особенно в нетривиальных ситуациях; — в ней объясняется специфика групповой работы именно с деть- ми и подростками. Для тех же специалистов, которые только начинают осваивать технику групповой работы с детьми и подростками, эта книга может оказаться просто бесценной, поскольку она фактически является учебным пособием. В ней очень подробно излагается ход работы с группой, дается описание не только содержательных, но и организационных моментов. При этом особое внимание обращается на описание, на первый взгляд, незначительных, но очень важных деталей, — умение видеть и учитывать их обычно появляется только с опытом, но от них в конечном итоге зависит успех групповой работы. Мы надеемся, что, прочитав эту книгу, Вы сделаете для себя немало интересных и полезных открытий и сможете по-новому осмыслить собственный опыт работы с группами. Желаем успехов! Редакторы издания: канд. психол. наук Мухаматулина Е.А., канд. психол. наук Сафуанова О. В. Введение Я преподаю технику групповой работы уже более 20 лет. За это время я убедилась в том, что основная проблема групповых консультантов заключается в весьма ограниченных возможностях практического изучения приемов и методик, необходимых для работы. Групповая работа — увлекательный и захватывающий процесс. Вместе с тем она требует большого напряжения, терпения и отнимает много сил и внимания. Очень часто консультанту не к кому обратиться за помощью для обсуждения возникающих в группе проблем, что может привести к разочарованиям в работе и даже нервным срывам. Профессиональная подготовка консультантов часто ограничивается когда-то пройденным курсом обучения групповой работе. Понятно, что за короткий срок совершенно невозможно рассмотреть все тонкости групповой работы и тем более получить достаточный практический опыт.
В моих двух предыдущих книгах — Skills for Living: Group Counseling Activities for Elementary Students (Morganett, 1994) и Skills for Living: Group Counseling Activities for Young Adolescents (Morganett, 1990) — представлены подробные планы организации групповой работы по таким темам, как: переживание горя и потерь, умение дружить, ситуация развода родителей и т.п. Эта книга дополняет предыдущие описанием приемов ведения групп и терапевтического взаимодействия. Изложенный материал может помочь вам организовать работу с детьми и подростками в группах разного типа — временных или постоянных, работающих в школах или клиниках. Подробное описание каждого приема и техники сопровождается обоснованием, рекомендациями по применению, практическими советами и ссылками на другие источники. Групповая работа с детьми и подростками Введение
В первой части книги обсуждаются наиболее важные организационные и профессиональные вопросы, решение которых необходимо для успешной работы с детьми и подростками. Основное внимание уделено принципам групповой работы, профессиональной этике, групповым процессам и способам использования проблемных ситуаций, возникающих в групповой работе, для роста и развития группы. Здесь вы найдете советы о том, как организовать и вести работу группы и как оценивать ее эффективность. Во второй части книги описываются 14 приемов ведения группы. Существуют различные классификации приемов ведения группы. Например, Pearson (1981) разделяет приемы руководства на две основные категории — методы обучения группы и методы управления группой. Jacobs, Harvill и Masson (1994) описывают 12 различных приемов руководства. Corey и Corey (1992) приводят 15 таких способов. В целом приемы ведения группы — это целенаправленные действия ведущего, с помощью которых он управляет групповым процессом. Эти навыки (например, использование практических заданий и упражнений, управление вниманием, включение в работу, прерывание дискуссии) являются неотъемлемой частью работы ведущего. Несмотря на то, что в реальной практике различные приемы взаимосвязаны, в книге каждый из них описан отдельно. Это позволит вам изучить их последовательно. Лучше всего после прочтения второй части выбрать какой-нибудь один прием для практической отработки. Например, сначала вы можете обращать особое внимание на практические задания и упражнения, затем — на обсуждение, а после освоения отдельных приемов можно начать их комбинировать. Очень скоро вы заметите, что арсенал приемов вашей работы значительно расширился. Возможно, часть описанных в книге приемов вы уже используете в работе, хотя и не всегда знаете, почему они работают и в каких
случаях они наиболее эффективны. Их осознанное применение позволит вам выбирать оптимальные средства для достижения целей. В третьей части книги приводится описание 10 приемов терапевтического взаимодействия (заключение договоров с участниками группы, ролевые игры, «Я»-высказывания и другие), использование которых позволит вам повысить эффективность вашей работы. Эти сложные, теоретически обоснованные техники могут применяться как для работы со всей группой, так и для индивидуальной работы с участниками в те моменты, когда они пытаются решить собственные проблемы. Некоторые приемы являются самостоятельными, т. е. предназначены для получения непосредственного терапевтического эффекта (например, техника самомоделирования (self-as-model) помогает ребенку увидеть себя со стороны и тем самым способствует коррекции его поведения). Другие приемы играют вспомогательную роль и используются в сочетании с иными терапевтическими техниками (например, ролевые игры и обратная связь). Необходимо отметить, что многие описанные в книге приемы хорошо изучены при работе со взрослыми. Групповая работа с детьми началась относительно недавно, и возможность перенесения на данный возраст большинства идей, лежащих в основе групповой работы, еще не исследована. Все, что написано в книге о применении приемов и техник, является результатом обобщения и анализа моего личного опыта работы с детьми в клиниках и образовательных учреждениях. Надеюсь, что изложенные в книге идеи помогут не только вам, но, благодаря вашей работе и тем детям и подросткам, которые придут к вам в группу. Я буду рада узнать о вашем опыте и с удовольствием приму все пожелания и рекомендации по усовершенствованию техники групповой работы. Желаю удачи вам и вашим группам! к 10 Групповая работа с детьми и подростками Литература Corey, M.S., & Corey, G.(1992). Groups: Process and practice (4th ed.). Pacific Grove: Brooks/Cole. Jacobs, E.E., Harvill, R.L, & Masson, R.L (1994). Group counseling: Strategies and skills (2nd ed.). Pacific Grove, CA: Brooks/Cole.
Morganett, R.S. (1990). Skills for living: Group counseling activities for young adolescents. Champaign, IL: Research Press. Morganett, R.S. (1994). Skills for living: Group counseling activities for elementary students. Champaign, IL: Research Press. Pearson, R.E. (1981). Basic skills for leadership of counseling groups. Counselor Education and Supervision, 21(1), 30-37. ПОДГОТОВКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ Часть 1
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|