Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подготовка и организация групповой работы




For Group Work

With Children

And Adolescents

Rosemarie Smead


Розмари Смид

Групповая работа с детьми и подростками

перевод с английского Ю.В. Брянцевой


t


Research Press

2612 North Mattis Avenue Champaign, Illinois 61821


Издательство

«ГЕНЕЗИС»

Москва, 2000


От издательства


С-ВО

Права на издание книги были получены по соглашению с Writers House LLC и литературным агентством «Мэтлок»

Перевод Брянцева Ю.В.

Научный редактор Сафуанова О. В.

С-50 Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками / Пер. с англ. 2-е изд., исправленное — М.: Генезис, 2000. — 272 с.

ISBN 5-85297-025-5

Книга Р. Смид «Групповая работа с детьми и подростками» адресована психологам, ведущим детские и подростковые груп­пы. Она будет полезна как начинающим специалистам, так и тем, кто уже имеет опыт такой работы.

В чем заключается специфика работы с детьми и подрост­ками? Как организовать и провести работу группы в соответствии с этическими нормами? Какие этапы проходит группа в своем развитии? Как построить занятие? Как работать в группе с про­блемными ситуациями и использовать возникающие трудности для развития группы? Как оценивать результаты работы? Ответы на эти и многие другие вопросы вы сможете найти в книге.

ISBN 5-85297-025-5

© 1995 by Research Press, Champaign, Illinois © Издательство «Генезис», 2000 © Юлия Брянцева, перевод, 1999 © Виктор Топылин, обложка, 1999


Вашему вниманию предлагается книга американского автора Р. Смид «Групповая работа с детьми и подростками». Р. Смид имеет более чем двадцатилетний опыт как практической работы, так и обучения специалистов, ведущих группы. Поэтому книга яв­ляется обобщением уже имеющихся достижений в этой области, а также собственных размышлений и находок автора. В ней под­робно рассматриваются вопросы подготовки, организации, про­ведения и оценки работы группы.

Книга адресована прежде всего психологам, ведущим группы, однако она может быть полезной для педагогов и социальных работников, поскольку работа с учебными классами, кружками и другими группами, предполагающими совместную деятель­ность детей, требует знания групповой динамики и умения ис­пользовать закономерности развития группы для достижения наилучших результатов.

Формы групповой работы очень разнообразны, однако в какой традиции и в какой технике Вы бы ни работали, необходимыми этапами этой работы всегда являются организация, структуриро­вание, планирование и осмысление. Как выбрать тему групповой работы? Как подобрать оптимальный состав группы? Как органи­зовать работу в целом и каждое отдельное занятие? Как оценить эффективность групповой работы? Ответы на эти и другие воп­росы Вы найдете в книге.

Особое внимание хотелось бы обратить на раздел, в котором из­лагаются этические принципы деятельности специалистов, веду­щих группы. Групповая работа может серьезным образом повли­ять на психику ребенка, поэтому во многих странах она регламентируется специально разработанными профессиональ­но-этическими стандартами. В нашей стране пока нет этического кодекса для групповых консультантов, носящего нормативно-пра­вовой характер, поэтому нам представляется важным ознакомить читателя с опытом американских психологов.

Мы понимаем, что ценность этой книги определяется прежде всего широтой и комплексностью подхода к тем проблемам, которые



От издательства


 


возникают у человека, собирающегося работать с группой, но не глубиной анализа этих проблем. Те специалисты, которые имеют опыт групповой работы, наверное, могут посчитать, что все изло­женное в ней им уже знакомо. Возможно, так оно и есть, однако мы считаем, что даже для них книга представляет интерес, по­скольку:

— она представляет собой описание процедуры работы с груп­пой от начала до конца, отдельно выделяются даже самые мелкие детали и моменты;

— те люди, которые уже работают, и работают хорошо и эффек-

тивно, наверняка многие вещи делают интуитивно, а эта кни­га помогает осознать внутреннюю логику поведения ведуще­го группы, особенно в нетривиальных ситуациях;

— в ней объясняется специфика групповой работы именно с деть-

ми и подростками. Для тех же специалистов, которые только начинают осваивать технику групповой работы с детьми и подростками, эта книга может оказаться просто бесценной, поскольку она фактически является учебным пособием. В ней очень подробно излагается ход работы с группой, дается описание не только содержатель­ных, но и организационных моментов. При этом особое внима­ние обращается на описание, на первый взгляд, незначительных, но очень важных деталей, — умение видеть и учитывать их обыч­но появляется только с опытом, но от них в конечном итоге зави­сит успех групповой работы.

Мы надеемся, что, прочитав эту книгу, Вы сделаете для себя не­мало интересных и полезных открытий и сможете по-новому ос­мыслить собственный опыт работы с группами.

Желаем успехов!

Редакторы издания: канд. психол. наук Мухаматулина Е.А.,

канд. психол. наук Сафуанова О. В.


Введение

Я преподаю технику групповой работы уже более 20 лет. За это время я убедилась в том, что основная проблема групповых консуль­тантов заключается в весьма ограниченных возможностях практичес­кого изучения приемов и методик, необходимых для работы. Груп­повая работа — увлекательный и захватывающий процесс. Вместе с тем она требует большого напряжения, терпения и отнимает много сил и внимания. Очень часто консультанту не к кому обратиться за помощью для обсуждения возникающих в группе проблем, что мо­жет привести к разочарованиям в работе и даже нервным срывам. Профессиональная подготовка консультантов часто ограничивается когда-то пройденным курсом обучения групповой работе. Понятно, что за короткий срок совершенно невозможно рассмотреть все тон­кости групповой работы и тем более получить достаточный практи­ческий опыт.

В моих двух предыдущих книгах — Skills for Living: Group Counseling Activities for Elementary Students (Morganett, 1994) и Skills for Living: Group Counseling Activities for Young Adolescents (Morganett, 1990) — представлены подробные планы органи­зации групповой работы по таким темам, как: переживание горя и потерь, умение дружить, ситуация развода родителей и т.п. Эта книга дополняет предыдущие описанием приемов ве­дения групп и терапевтического взаимодействия. Изложенный материал может помочь вам организовать работу с детьми и подростками в группах разного типа — временных или посто­янных, работающих в школах или клиниках. Подробное описа­ние каждого приема и техники сопровождается обоснованием, рекомендациями по применению, практическими советами и ссылками на другие источники.



Групповая работа с детьми и подростками


Введение



 


В первой части книги обсуждаются наиболее важные организа­ционные и профессиональные вопросы, решение которых не­обходимо для успешной работы с детьми и подростками. Ос­новное внимание уделено принципам групповой работы, про­фессиональной этике, групповым процессам и способам исполь­зования проблемных ситуаций, возникающих в групповой рабо­те, для роста и развития группы. Здесь вы найдете советы о том, как организовать и вести работу группы и как оценивать ее эффективность.

Во второй части книги описываются 14 приемов ведения груп­пы. Существуют различные классификации приемов ведения группы. Например, Pearson (1981) разделяет приемы руковод­ства на две основные категории — методы обучения группы и методы управления группой. Jacobs, Harvill и Masson (1994) опи­сывают 12 различных приемов руководства. Corey и Corey (1992) приводят 15 таких способов. В целом приемы ведения груп­пы — это целенаправленные действия ведущего, с помощью которых он управляет групповым процессом. Эти навыки (на­пример, использование практических заданий и упражнений, управление вниманием, включение в работу, прерывание дис­куссии) являются неотъемлемой частью работы ведущего. Не­смотря на то, что в реальной практике различные приемы взаи­мосвязаны, в книге каждый из них описан отдельно. Это позво­лит вам изучить их последовательно. Лучше всего после про­чтения второй части выбрать какой-нибудь один прием для прак­тической отработки. Например, сначала вы можете обращать особое внимание на практические задания и упражнения, за­тем — на обсуждение, а после освоения отдельных приемов мож­но начать их комбинировать. Очень скоро вы заметите, что ар­сенал приемов вашей работы значительно расширился. Возмож­но, часть описанных в книге приемов вы уже используете в ра­боте, хотя и не всегда знаете, почему они работают и в каких


случаях они наиболее эффективны. Их осознанное применение позволит вам выбирать оптимальные средства для достижения целей.

В третьей части книги приводится описание 10 приемов тера­певтического взаимодействия (заключение договоров с участ­никами группы, ролевые игры, «Я»-высказывания и другие), ис­пользование которых позволит вам повысить эффективность ва­шей работы. Эти сложные, теоретически обоснованные техники могут применяться как для работы со всей группой, так и для индивидуальной работы с участниками в те моменты, когда они пытаются решить собственные проблемы. Некоторые приемы являются самостоятельными, т. е. предназначены для получе­ния непосредственного терапевтического эффекта (например, техника самомоделирования (self-as-model) помогает ребенку увидеть себя со стороны и тем самым способствует коррекции его поведения). Другие приемы играют вспомогательную роль и используются в сочетании с иными терапевтическими техни­ками (например, ролевые игры и обратная связь).

Необходимо отметить, что многие описанные в книге приемы хорошо изучены при работе со взрослыми. Групповая работа с детьми началась относительно недавно, и возможность перене­сения на данный возраст большинства идей, лежащих в основе групповой работы, еще не исследована. Все, что написано в книге о применении приемов и техник, является результатом обобщения и анализа моего личного опыта работы с детьми в клиниках и образовательных учреждениях.

Надеюсь, что изложенные в книге идеи помогут не только вам, но, благодаря вашей работе и тем детям и подросткам, кото­рые придут к вам в группу. Я буду рада узнать о вашем опыте и с удовольствием приму все пожелания и рекомендации по усо­вершенствованию техники групповой работы. Желаю удачи вам и вашим группам!


к


10 Групповая работа с детьми и подростками

Литература

Corey, M.S., & Corey, G.(1992). Groups: Process and practice (4th ed.). Pacific Grove: Brooks/Cole.

Jacobs, E.E., Harvill, R.L, & Masson, R.L (1994). Group counseling: Strategies and skills (2nd ed.). Pacific Grove, CA: Brooks/Cole.

Morganett, R.S. (1990). Skills for living: Group counseling activities for young adolescents. Champaign, IL: Research Press.

Morganett, R.S. (1994). Skills for living: Group counseling activities for elementary students. Champaign, IL: Research Press.

Pearson, R.E. (1981). Basic skills for leadership of counseling groups. Counselor Education and Supervision, 21(1), 30-37.


ПОДГОТОВКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ


Часть 1


           
   
   
 
 
 

 
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...