Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психотерапевтические группы




Психотерапевтические группы нацелены на решение серьезных психологических проблем и ставят целью глубокие изменения в личностной сфере и в поведении участников. К этой категории относятся группы подростков с асоциальным поведением или те­рапевтические группы детей, переживших травмирующие жиз­ненные события (например, смерть близких или насилие). По­добного рода группы обычно создаются в клиниках, а не в школах. Ведущий психотерапевтической группы должен предварительно пройти курс специальной подготовки.

Содержание и процесс

Рабочие и обучающие группы ориентированы на содер­жание, в то время как консультационные и психотерапев­тические группы ориентированы на процесс.

Термин содержание характеризует проблемы, которые поднимаются и обсуждаются на группе. Содержание важно как основа, как первичный материал, который можно ис­пользовать в групповой работе для пересмотра и конст­руктивного изменения индивидуальных психологических


Часть 1: Подготовка и организация групповой работы 17

установок и поведения. Однако работа в группах, ориен­тируемых на содержание, строится скорее по принципу «там и тогда», чем «здесь и теперь». Содержанием может быть и информация, и способ поведения, и практические навыки, и все прочее, вокруг чего может строиться груп­повая работа и процесс межличностного взаимодействия. Термин процесс мы употребляем, когда речь идет о вза­имоотношениях между участниками группы. Для ведуще­го, который в своей работе ориентируется на процесс, важно прежде всего не то, что обсуждается, а то, что про­исходит между участниками и какое значение это имеет в контексте общего развития группы. Он просит членов груп­пы обращать внимание прежде всего на особенности их общения друг с другом и на собственные ощущения. Ины­ми словами, процессом называется все то, что составля­ет область взаимоотношений в группе — мысли, чувства и поведение участников непосредственно на занятии. Такая сосредоточенность на процессе, на ситуации «здесь и теперь», помогает детям научиться говорить о своих не­посредственных мыслях и чувствах.

Способность управлять одновременно и содержанием, и процес­сом является наиболее ценным умением группового консультан­та. Концентрируясь на процессе, участники группы учатся более открыто выражать собственные чувства и откликаться на чувства других, глубже понимать себя и собеседников, принимать и под­держивать друг друга «здесь и теперь». Однако многие ведущие отдают предпочтение стилю работы с группой, ориентированно­му не на процесс, а на содержание. Причиной этого может быть недостаточная подготовка и непонимание важности рефлексии. Содержание очевидно и легко поддается контролю. Недостаточ­но опытный ведущий, которому сложно управлять непосредствен­ными взаимоотношениями, может избегать работы на уровне про­цесса, поскольку такая работа чревата конфликтами, порождает сильные чувства и, следовательно, требует специальных навы­ков. Кроме того, психологи, ранее работавшие учителями, при­выкают ориентироваться на содержание и с трудом воспринима­ют другой стиль работы.

Р. Смид


 


"ЧИКЛ


!*|


Групповая работа с детьми и подростками

К|МЮбгда должны быть готовы к тому, чтобы перейти от содер­жательной части обсуждения к работе с непосредственными вза­имоотношениями в группе. Ведущему стоит прежде всего рабо­тать с тем, что происходит непосредственно на группе, и лишь затем— над тем, что происходит с участниками за пределами группы и что происходило с ними в прошлом.

jn~\ Стиль ведения группы

Стиль ведения группы может варьироваться в широких пределах.

С одной стороны, есть авторитарный стиль — полный контроль над содержанием, целями и процессом заня­тия. Это похоже на ситуацию в аудитории, где препода­ватель читает студентам лекцию или ведет семинар, а каждый студент в это время слушает его, работая неза­висимо от остальных. Общение сводится к вопросам и ответам; взаимодействие между членами группы не пре­дусмотрено, при этом лектор оценивает степень усвое­ния материала студентами.

С другой стороны, есть фасилитирующий стиль руко­водства. Такой стиль предполагает равную ответствен­ность членов группы за все происходящее на занятиях. Ведущий предлагает тему занятия и поначалу задает стиль обсуждения и взаимодействия, но постепенно отстраня­ется от непосредственного управления группой, остав­ляя участникам возможность самостоятельно выстраивать взаимодействие, выбирать те или иные актуальные для них аспекты изучаемой тематики. Основная функция та­кого рода ведущего — следить за безопасностью и дове­рительностью атмосферы в группе, а ответственность за то, что происходит в группе во время работы, постепенно передается всем ее участникам.

Такой подход может показаться странным и непривычным для лю­дей, привыкших к содержательно-ориентированной работе. Одна­ко чтобы работа с группой была эффективной, приходится отхо­дить от авторитарного стиля. Очень часто в процессе групповой работы с детьми возникают психологически сложные ситуации. В этом случае вы должны понимать, что непосредственные пробле-


ЧастьТ: Подготовка и организация групповой работы 19

мы или эмоциональные потребности ребенка стоят выше необхо­димости жестко соблюдать план занятия. В противном случае ре­бенок психологически выпадет из групповой работы, а другие дети это хорошо почувствуют.

В младших классах дети обычно находятся в более жестко управ­ляемой обстановке, чем старшеклассники. Опыт их пребывания в школе, недостаточная самооценка и привычка к послушному по­ведению могут привести (и часто приводят) к тому, что детям сложно принимать на себя ответственность за происходящее с ними, они бывают не готовы к принятию поддерживающего, а не авторитарного стиля общения с ними ведущего-психолога. На­пример, им может быть психологически трудно общаться на рав­ных со всеми членами группы и с руководителем, они бояться проявлять самостоятельность и по любому поводу ждут указаний ведущего: что им делать, как и в какой последовательности. Если ведущий обладает достаточным терпением, поддерживает детей и поначалу поощряет любые взаимодействия участников группы между собой, то постепенно они привыкают к новому стилю вза­имоотношений и с удовольствием общаются на новом уровне. Работу с группами, ограниченными во времени, лучше всего начи­нать в более авторитарном стиле. Это поможет быстрее вырабо­тать групповые нормы и перейти к собственно работе. По мере развития ситуации вы можете смягчать стиль ведения и помогать чле­нам группы брать на себя ответственность за совместную работу.

Этические принципы работы группового консультанта и связанные с ними профессиональные проблемы

Краеугольным камнем любой профессии является профессио­нальная этика. Психологи, работающие с несовершеннолетни­ми, оказывают на их личность сильное влияние и потому обяза­ны следовать определенным этическим правилам. Эти правила опубликованы в материалах ASGW (1990). Полный перечень их приведен в Приложении 1. В данной главе обсуждаются про­фессиональные вопросы, которые возникают в процессе прак­тического применения этических правил.


2*



Групповая работа с детьми и подростками


Часть!: Подготовка и организация групповой работы 21


 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...