Психотерапевтические группы
Психотерапевтические группы нацелены на решение серьезных психологических проблем и ставят целью глубокие изменения в личностной сфере и в поведении участников. К этой категории относятся группы подростков с асоциальным поведением или терапевтические группы детей, переживших травмирующие жизненные события (например, смерть близких или насилие). Подобного рода группы обычно создаются в клиниках, а не в школах. Ведущий психотерапевтической группы должен предварительно пройти курс специальной подготовки. Содержание и процесс Рабочие и обучающие группы ориентированы на содержание, в то время как консультационные и психотерапевтические группы ориентированы на процесс. Термин содержание характеризует проблемы, которые поднимаются и обсуждаются на группе. Содержание важно как основа, как первичный материал, который можно использовать в групповой работе для пересмотра и конструктивного изменения индивидуальных психологических Часть 1: Подготовка и организация групповой работы 17 установок и поведения. Однако работа в группах, ориентируемых на содержание, строится скорее по принципу «там и тогда», чем «здесь и теперь». Содержанием может быть и информация, и способ поведения, и практические навыки, и все прочее, вокруг чего может строиться групповая работа и процесс межличностного взаимодействия. Термин процесс мы употребляем, когда речь идет о взаимоотношениях между участниками группы. Для ведущего, который в своей работе ориентируется на процесс, важно прежде всего не то, что обсуждается, а то, что происходит между участниками и какое значение это имеет в контексте общего развития группы. Он просит членов группы обращать внимание прежде всего на особенности их общения друг с другом и на собственные ощущения. Иными словами, процессом называется все то, что составляет область взаимоотношений в группе — мысли, чувства и поведение участников непосредственно на занятии. Такая сосредоточенность на процессе, на ситуации «здесь и теперь», помогает детям научиться говорить о своих непосредственных мыслях и чувствах.
Способность управлять одновременно и содержанием, и процессом является наиболее ценным умением группового консультанта. Концентрируясь на процессе, участники группы учатся более открыто выражать собственные чувства и откликаться на чувства других, глубже понимать себя и собеседников, принимать и поддерживать друг друга «здесь и теперь». Однако многие ведущие отдают предпочтение стилю работы с группой, ориентированному не на процесс, а на содержание. Причиной этого может быть недостаточная подготовка и непонимание важности рефлексии. Содержание очевидно и легко поддается контролю. Недостаточно опытный ведущий, которому сложно управлять непосредственными взаимоотношениями, может избегать работы на уровне процесса, поскольку такая работа чревата конфликтами, порождает сильные чувства и, следовательно, требует специальных навыков. Кроме того, психологи, ранее работавшие учителями, привыкают ориентироваться на содержание и с трудом воспринимают другой стиль работы. Р. Смид
"ЧИКЛ !*| Групповая работа с детьми и подростками К|МЮбгда должны быть готовы к тому, чтобы перейти от содержательной части обсуждения к работе с непосредственными взаимоотношениями в группе. Ведущему стоит прежде всего работать с тем, что происходит непосредственно на группе, и лишь затем— над тем, что происходит с участниками за пределами группы и что происходило с ними в прошлом.
jn~\ Стиль ведения группы Стиль ведения группы может варьироваться в широких пределах. С одной стороны, есть авторитарный стиль — полный контроль над содержанием, целями и процессом занятия. Это похоже на ситуацию в аудитории, где преподаватель читает студентам лекцию или ведет семинар, а каждый студент в это время слушает его, работая независимо от остальных. Общение сводится к вопросам и ответам; взаимодействие между членами группы не предусмотрено, при этом лектор оценивает степень усвоения материала студентами. С другой стороны, есть фасилитирующий стиль руководства. Такой стиль предполагает равную ответственность членов группы за все происходящее на занятиях. Ведущий предлагает тему занятия и поначалу задает стиль обсуждения и взаимодействия, но постепенно отстраняется от непосредственного управления группой, оставляя участникам возможность самостоятельно выстраивать взаимодействие, выбирать те или иные актуальные для них аспекты изучаемой тематики. Основная функция такого рода ведущего — следить за безопасностью и доверительностью атмосферы в группе, а ответственность за то, что происходит в группе во время работы, постепенно передается всем ее участникам. Такой подход может показаться странным и непривычным для людей, привыкших к содержательно-ориентированной работе. Однако чтобы работа с группой была эффективной, приходится отходить от авторитарного стиля. Очень часто в процессе групповой работы с детьми возникают психологически сложные ситуации. В этом случае вы должны понимать, что непосредственные пробле- ЧастьТ: Подготовка и организация групповой работы 19 мы или эмоциональные потребности ребенка стоят выше необходимости жестко соблюдать план занятия. В противном случае ребенок психологически выпадет из групповой работы, а другие дети это хорошо почувствуют. В младших классах дети обычно находятся в более жестко управляемой обстановке, чем старшеклассники. Опыт их пребывания в школе, недостаточная самооценка и привычка к послушному поведению могут привести (и часто приводят) к тому, что детям сложно принимать на себя ответственность за происходящее с ними, они бывают не готовы к принятию поддерживающего, а не авторитарного стиля общения с ними ведущего-психолога. Например, им может быть психологически трудно общаться на равных со всеми членами группы и с руководителем, они бояться проявлять самостоятельность и по любому поводу ждут указаний ведущего: что им делать, как и в какой последовательности. Если ведущий обладает достаточным терпением, поддерживает детей и поначалу поощряет любые взаимодействия участников группы между собой, то постепенно они привыкают к новому стилю взаимоотношений и с удовольствием общаются на новом уровне. Работу с группами, ограниченными во времени, лучше всего начинать в более авторитарном стиле. Это поможет быстрее выработать групповые нормы и перейти к собственно работе. По мере развития ситуации вы можете смягчать стиль ведения и помогать членам группы брать на себя ответственность за совместную работу.
Этические принципы работы группового консультанта и связанные с ними профессиональные проблемы Краеугольным камнем любой профессии является профессиональная этика. Психологи, работающие с несовершеннолетними, оказывают на их личность сильное влияние и потому обязаны следовать определенным этическим правилам. Эти правила опубликованы в материалах ASGW (1990). Полный перечень их приведен в Приложении 1. В данной главе обсуждаются профессиональные вопросы, которые возникают в процессе практического применения этических правил. 2* Групповая работа с детьми и подростками Часть!: Подготовка и организация групповой работы 21
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|