Ответственность за свои поступки дома и в школе
Быть гражданином своей страны — что это? (осознание социальных ценностей и гражданской ответственности) Дата 34 Группо вая работа с детьми и подростками Что вы предлагаете как ведущий? На какой контингент рассчитана ваша работа? Какие темы будут обсуждаться? Цели Какие цели вы ставите перед группой? Адекватны ли задачи возрасту и способностям участников? Ясно ли сформулированы цели? Поддаются ли они оценке? Достаточно ли времени отведено на выполнение поставленных задач? Организационные вопросы Кто будет вести группу? Достаточно ли квалифицирован ведущий? Как будут отбираться члены группы? В какое время будут проводиться занятия? Если в учебное время, то получено ли согласие всех заинтересованных сторон (родителей, учителей, учащихся)? Сколько человек должно быть отобрано и по каким критериям? Существует ли план план проведения консультаций для детей, не включенных в группу? Где будут проходить занятия и сколько они будут длиться? Возможно ли включение в группу новых участников после начала занятий? Что вы будете делать, если ребенок захочет покинуть группу досрочно? Работа группы Какие приемы и техники вы собираетесь использовать? Как и когда вы расскажете о неприятных моментах, которые могут возникнуть в процессе групповой работы? Как вы будете защищать детей от физических и психологических травм? Часть!: Подготовка и организация групповой работы 35 Как вы расскажете о конфиденциальности и как объясните ее пределы? Что вы будете делать, если родители или кто-либо еще захотят узнать от вас конфиденциальную информацию о ребенке? Каким образом вы собираетесь получить юридическое согласие ребенка, а также его родителей или опекунов на участие в групповой работе?
Будете ли вы использовать записывающую аппаратуру или проводить исследования в процессе групповой работы? Как вы обеспечите конфиденциальность рабочих записей, сделанных на занятиях? Оценка эффективности работы Как вы собираетесь оценивать, произошли ли положительные изменения в результате групповой работы у каждого из участников? Как вы собираетесь определять успешность выполнения задач и достижения целей? Какие мероприятия вы планируете провести после завершения занятий? Будет ли проведен анализ групповой работы и кому будут переданы данные анализа? Как будут храниться данные анализа? Кто будет иметь право доступа к этим данным? Как вы собираетесь оценивать качество собственной работы? К проекту можно приложить планы некоторых занятий. На иллюстрации 2 приведен пример такого плана (из книги Skills for Living: Group Counseling Activities for Elementary Students, Morganett, 1994). Gl.j Шаг 3: Реклама группы •*-^-» Для рекламирования группы вы можете использовать все доступные средства, включая газеты для учителей и родителей, доски объявлений, информационные центры и др. !• Групповая работа с детьми и Часть 1: Подготовка и организация групповой работы 37
Иллюстрация 2 ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ «ЧТО МЕШАЕТ ДРУЖБЕ?» Цели 1. Помочь осознать, какое поведение мешает дружбе. 2. Помочь детям понять, как другие люди воспринимают их поведение. 3. Использовать метод мозгового штурма для поиска других вариантов поведения. 4. Помочь детям выработать навыки, которые помогут им устанавливать и сохранять дружеские отношения с другими детьми. Материалы Легкая закуска в отдельных упаковках,фрукты/}еченье илисок. Занятие Вводная часть («разогрев») 1. Пригласить детей в группу. Кратко рассказать об основных правилах, отдельно — о конфиденциальности.
2. Спросить детей, хотят ли они поделиться своими чувствами и мыслями по поводу предыдущего занятия. 3. Спросить, приобрели ли они новых друзей с момента прошлого занятия, и если да, то как это произошло. Рабочее время 1. Обсудить важность и необходимость дружеских отноше- J ний. Основные идеи: мы заводим друзей на всю жизнь, и, /I где бы мы ни жили, куда бы ни переезжали, мы всегда способны поддерживать отношения со старыми друзьями и заводить новых. Однако если мы не уважаем друзей, обижаем их или ведем себя недостойно, то они могут не захотеть дружить с нами. Мы тоже можем решить не дружить больше с теми, кто поступает с нами плохо. При этом иногда мы поступаем правильно, но иногда ошибаемся. 2. Объяснить, какое поведение мешает дружбе. Описать несколько ситуаций. После каждой ситуации спросить: «Что было неверным в поведении? Как нужно было поступить?» Ситуация 1: Кэтрин очень любопытна. Она любит гулять с детьми, беседовать с ними, а также подслушивать чужие разговоры. После этого она пересказывает все, что услышала, другим детям. Никто ее за это не любит, все называют ее «длинным носом». Ситуация 2: Карим любит ябедничать. При каждом удобном случае он бежит к учителю, к маме или другому взрослому и рассказывает о поступках других детей. Дети ненавидят его, и никто не хочет с ним играть. Ситуация 3: Пол очень груб. Он часто обидно шутит и говорит другим неприятные вещи. При этом он не может понять, почему никто не хочет дружить с ним. Чем больше дети не любят его, тем больше он злится на них. Ситуация 4: Карина часто ругается и использует в общении нецензурные слова. Она считает, что это остроумно и она при этом выглядит «по-взрослому». Карина издевается над другими детьми, которые не хотят ей подражать, и при этом не замечает, что выглядит смешно и глупо и что остальные дети ее избегают. Ситуация 5: Ли страшный грязнуля. Он может не мыться неделя
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|