Новые мысли, чувства или поведение
Примеры вопросов, относящихся к этому уровню: Что нового ты узнал сегодня в группе? Какие новые идеи возникли сегодня в группе? Какие навыки ты приобрел или о каких новых способах поведения ты узнал сегодня? Что нового ты почувствовал сегодня на занятии по сравнению с тем, что ты чувствовал перед началом занятия? Что понравилось/огорчило тебя сегодня на занятии? Что тебя удивило? Что тебе хочется Делать по-другому после этого занятия? Возможности применения новых знаний Следующие вопросы следует задать, чтобы узнать, как дети собираются применять полученные знания: Над чем вы хотели бы поработать на этой неделе? (Спрашивайте в отношении определенной задачи, например, задачи подружиться с кем-нибудь, или попросить помощи, или стать более уверенным в себе). Что вы можете попробовать предпринять, чтобы изменить свои чувства (поведение, негативные мысли и т.п.)? Большинство занятий слишком коротко, и может показаться, что времени на обсуждение просто нет. Однако если вы не уделяете внимания этому этапу, то все предыдущие этапы занятия лишаются смысла. Дети просто забудут большую часть того, чему вы пытались их научить. Обсуждение помогает структурировать весь материал занятия и дает ребенку возможность четко и ясно понять, что произошло. Выйдя за дверь, дети должны быть способны сказать: «Я узнал это, это и это, и я собираюсь сделать то-то и то-то». Если вы не оставите время для обсуждения, вы, по сути, лишите детей возможности закрепить новый опыт. Групповое время очень дорого, и вы должны использовать каждую минуту для того, чтобы реально дать детям новый опыт. Пример Это упражнение можно использовать в качестве «разогрева» на первом или втором занятии. Отведите 10-15 минут на упражнение и 6-8 минут на обсуждение. Для проведения упражнения используйте рекомендации из раздела «Практические задания и упражнения».
1. Попросите детей показать остальным что-нибудь для них дорогое или ценное. Это может быть что-то, что они все время носят с собой (фотография, редкая монета, бабушкино колечко, игрушка, любимая заколка для волос), или то, что они специально принесли для этого занятия. 2. Попросите каждого ребенка показать остальным свою любимую вещь и рассказать о ней то, что ему захочется. Во время рассказа ребенка используйте технику присоединения. 3. Обсудите упражнение, задавая вопросы, приведенные ниже. Внутриличностные процессы Что вы чувствовали, когда рассказывали группе о своей любимой вещи? Что ты думал или чувствовал, пока ждал своей очереди поделиться с другими? Межличностные взаимодействия Что ты заметил из того, что делали остальные? Какие чувства ты заметил у остальных? На какое поведение обратил внимание? Понравилось ли тебе быть членом группы? И Р. Смид Групповая работа с детьми и подростками Часть 2: Ведение группы
Новые мысли, чувства или поведение Какие новые идеи или способы сделать что-то ты узнал в группе? Что ты чувствуешь сейчас по сравнению с тем, что ты чувствовал перед началом занятия? Что тебя удивило на этом занятии? Что огорчило/понравилось на этом занятии? Возможности применения новых знаний Как ты можешь применить то, о чем узнал на этом занятии? Над чем бы ты хотел поработать до следующего занятия? ПРИЕМЫ ПРЕРЫВАНИЯ Обзор В детстве вам наверняка говорили, что перебивать других — невежливо. Однако для того, чтобы успешно вести группу, вам придется научиться этому. В работах Jacobs, Harvill и Masson (1994) и другой литературе термин «прерывание» используется для обозначения необходимости прекратить разговор по различным обоснованным причинам. В литературе по групповому консультированию также употребляются термины «блокировка» (Trotzer, 1989) и «вмешательство» (Dyer & Vriend, 1980).
Обоснование Вы должны владеть приемами прерывания для того, чтобы не дать группе «увязнуть» в посторонних разговорах, которые часто возникают в детской аудитории. Некоторые дети, особенно помладше, склонны «ходить вокруг да около» темы, не приближаясь к существу вопроса. Это отнимает массу времени, члены группы начинают скучать и терять интерес к работе. Другие дети, похоже, настолько нуждаются в слушателях, что начинают перескакивать с темы на тему, торопясь рассказать сразу все, что они знают. Подростки иногда начинают фантазировать и выдавать, мягко говоря, неточную информа- цию по обсуждаемой проблеме, например, по поводу того, какие методы контроля над рождаемостью наиболее эффективны; как курение, алкоголь или наркотики влияют на образ жизни; сколько нужно сдать экзаменов, чтобы окончить среднюю школу. Зная о предмете понаслышке, они внезапно попадают в роль экспертов и стремятся во что бы то ни стало соответствовать ей. В таком случае детей следует поправлять. Возможно, вы ощущаете неловкость оттого, что вынуждены кого-то перебивать. Однако у вас есть веская причина не быть столь «любезным» и не позволять отдельным детям болтать о пустяках. Групповая работа должна быть максимально эффективной, поэтому вы обязаны остановить ребенка, который болтает чепуху, фантазирует, спорит, рассказывает длинные истории или занимает групповое время другим способом. Практические рекомендации Вы должны корректно останавливать выступающего и сразу после этого переходить к действиям. Кроме того, момент остановки должен быть выбран очень точно, чтобы случайно не прервать ребенка, который начал рассказывать что-то очень для него важное. Jacobs и др. (1994) приводят семь ситуаций, в которых руководитель группы может прервать выступающего. Я добавила еще две ситуации, которые часто встречаются при работе с детьми (два последних пункта).
Ситуации, требующие использования приемов прерывания:
• Участник группы отходит от темы обсуждения. • Комментарии не соответствуют целям группы. • Ребенок говорит что-то ошибочное. • Вы хотите переключить внимание участников на что-то другое. • Занятие заканчивается. • Начинается спор между членами группы. • Вы чувствуете, что группа устала. • Один ребенок выносит моральное суждение по поводу поведения другого. и* t Групповая работа с детьми и подростками Часть 2: Ведение группы 1$5
• Кто-то начинает рассказывать длинные истории, которые не имеют никакого отношения к группе. В момент прерывания не забудьте объяснить ребенку, почему вы это делаете. Это поможет ему понять, что произошло, не обидит его, и он не потеряет доверия к вам и к группе. Например: Джереми, я вынуждена тебя остановить, потому что ты говоришь не по существу. У тебя есть что сказать по нашей теме? Жанна, давай остановимся на минутку. Мне кажется, что твои сведения о контроле над рождаемостью ошибочны, а нам нужна точная информация для того, чтобы остальные могли обоснованно принять решения. Таня, я вынуждена тебя прервать, потому что время на исходе, а нам еще надо успеть обсудить результаты нашей сегодняшней работы. Кармен, нам необходимо послушать остальных, пожалуйста, заканчивай. Тоня, нас интересует, что Майкл чувствовал, а не то, прав он был или нет. Говорите мягко и доброжелательно, чтобы ребенок не подумал, будто вы сердитесь. Для робких и замкнутых детей необходимо некоторое время, прежде чем они смогут открыться в группе. Поэтому не останавливайте их, если они делают замечания по существу. Даже если такой ребенок начинает рассказывать истории, перескакивать с темы на тему или монополизировать внимание, следует быть очень внимательными и осторожными. Вы можете остановить его как раз в тот момент, когда он начнет рассказывать действительно важные для него вещи! Вы должны знать, что вы будете делать сразу же после того, как остановите ребенка. Jacobs и др. (1994) предлагают четыре варианта: (а) позволить ребенку, которого вы прервали, продолжать говорить дальше, (б) передать слово другому, (в) сменить тему, (г) перейти к другому упражнению или другой части занятия. Когда мне приходится кого-то останавливать, я всегда вспоминаю случай, произошедший со мной во время путешествия по Англии. В Англии нет светофоров на перекрестках. Вместо этого там орга-
низовано круговое движение. Если вы не знаете заранее, куда вам надо свернуть, вы можете довольно долго двигаться по замкнутому кругу. И добавьте сюда левостороннее движение, к которому вы только-только стали привыкать! Прежде чем начать движение по кругу, вам необходимо решить, куда вы собираетесь сворачивать. Аналогично, если вы кого-то останавливаете, вы должны знать, для чего вы это делаете: собираетесь ли вы передать слово другому, сменить тему или позволить прерванному ребенку продолжать дальше. Ниже приводится пример, в котором используются приемы управления вниманием, однако условия, при которых необходимо использовать именно прерывание, возникают практически на каждом занятии, и вы можете к ним смело прибегать. Пример ____________________________________________ Тема данного упражнения — «За и против употребления лекарственных средств» — актуальна для детей от шестого класса истарше. Детям младшего возраста можно предложить обсудитьспособы выражения своей агрессивности. 1. На отдельных карточках напишите следующие инструкции: • Уйти от темы. • Давать оценку тому, что было сказано. • Вступить в спор с остальными. • Дать неверные сведения. • Рассказать скучную историю.
2. Объясните, что упражнения должно продемонстрировать, как важно следовать теме и не тратить время впустую. Поэтому, если кто-то будет отклоняться от темы, вы будете останавливать его и просить вернуться к обсуждению. 3. Раздайте карточки трем или четырем детям и попросите их в процессе обсуждения делать то, что на них написано. 4. Начните обсуждение вопроса. (Например, кто-то может привести аргумент за использование лекарств: «Вот у меня астма, и я пользуюсь ингалятором, без него у меня были бы сильные приступы»). 166 Групповая работа с детьми и подростками 5. В процессе обсуждения дети начнут делать замечания не по существу. Используйте приемы остановки, чтобы вернуть обсуждение в нужное русло. Не забудьте доброжелательно объяснять им причину вашего поведения. 6. При обсуждении упражнения спросите детей, что они чувствовали в момент, когда их прервали, что они чувствовали затем, когда им объяснили причину и попросили вернуться к теме или перейти к другой. В конце концов вы обнаружите, что дети тоже освоили приемы прерывания!
Литература Carroll, М. R. (1985). Critical issues in group work in education: Now and 2001. Journal for Specialists in Group Work, 10(2), 98-102. Dyer, W., &Vriend, J. (1980). Group counseling for personal mastery. New York: Sovereign. Jacobs, E. E., Harvill, R. L, & Masson, R. L (1994). Group counseling: strategies and skills (2nd ed.). Pacific Grove, CA: Brooks/Cole. Trotzer, J. P. (1989). The counselor and the group (2nd ed.). Muncie, IN: Accelerated Development. ВКЛЮЧЕНИЕ В РАБОТУ Обзор Дети могут отказываться от участия в групповой работе по многим причинам. Опытный ведущий знает, как разговорить ребенка без авторитарного давления или угрозы наказания. «Включение» — термин, используемый Jacobs, Harvill и Masson (1994) и другими авторами, означает вовлечение в работу члена группы, который по определенным причинам уклоняется от нее. На эту проблему ссылаются и другие авторы, занимающиеся групповой работой, в основном имея в виду молчаливых и замкнутых членов группы. Включение в работу означает вовлечение детей в происходящее на группе, чтобы они принимали все более активное участие в групповой работе. Часть 2: Ведение группы 167 Обоснование Групповая работа предполагает полноценное участие всех присутствующих. Уклонение или отказ кого-либо от участия означает сужение круга обсуждаемых и демонстрируемых идей, чувств и моделей поведения, что ставит под вопрос успешность группового консультирования. Самовыражение дает энергию для взаимодействия, создает атмосферу доверия и сплоченности. Как ведущий группы, вы должны работать с детьми, которые боятся говорить, имеют недостаточные навыки общения или застенчивы по своему характеру. Вам следует пробовать мягко и ненавязчиво включить их в групповой процесс. Практические рекомендации Для включения ребенка в работу вы можете использовать косвенные или прямые методы, различные задания и упражнения, теплое отношение (невербальная забота). Наибольшие проблемы возникают при работе с молчаливыми детьми. Косвенные методы Обычно лучше начинать с косвенных методов, например: Мы еще не всех выслушали сегодня. Кто еще хочет сказать что-нибудь о____? (Бросьте быстрый взгляд на тех, от кого вы ждете высказываний.) А теперь хотелось бы услышать, что скажут остальные. Не хочет ли кто-нибудь, кто еще не выступал, сказать нам что-нибудь? Прямые методы Если ребенок не откликается на косвенное предложение выступить, вы можете прямо предложить ему высказаться. Например: Лана, не хочешь ли ты рассказать нам что-нибудь о том, как ты пережила конфликт с мамой? Сюзанна, нам было бы интересно узнать, что ты сейчас чувствуешь и о чем думаешь, если ты, конечно, не против. Групповая работа с детьми и подростками Часть 2: Ведение группы
Джесс, расскажи, пожалуйста, что ты узнал сегодня о других детях и о том, как они переживают конфликт с друзьями? Джейк, мне бы хотелось знать, что мы можем сделать, чтобы тебе было хорошо в группе. Скажи нам пожалуйста, что ты об этом думаешь?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|