Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Новые мысли, чувства или поведение




Примеры вопросов, относящихся к этому уровню: Что нового ты узнал сегодня в группе? Какие новые идеи возникли сегодня в группе? Какие навыки ты приобрел или о каких новых способах по­ведения ты узнал сегодня?

Что нового ты почувствовал сегодня на занятии по сравне­нию с тем, что ты чувствовал перед началом занятия? Что понравилось/огорчило тебя сегодня на занятии? Что тебя удивило? Что тебе хочется Делать по-другому после этого занятия?

Возможности применения новых знаний

Следующие вопросы следует задать, чтобы узнать, как дети соби­раются применять полученные знания:

Над чем вы хотели бы поработать на этой неделе? (Спра­шивайте в отношении определенной задачи, например, задачи подружиться с кем-нибудь, или попросить помо­щи, или стать более уверенным в себе). Что вы можете попробовать предпринять, чтобы изменить свои чувства (поведение, негативные мысли и т.п.)? Большинство занятий слишком коротко, и может показаться, что времени на обсуждение просто нет. Однако если вы не уделяете внимания этому этапу, то все предыдущие этапы занятия лиша­ются смысла. Дети просто забудут большую часть того, чему вы


пытались их научить. Обсуждение помогает структурировать весь материал занятия и дает ребенку возможность четко и ясно по­нять, что произошло. Выйдя за дверь, дети должны быть способ­ны сказать: «Я узнал это, это и это, и я собираюсь сделать то-то и то-то». Если вы не оставите время для обсуждения, вы, по сути, лишите детей возможности закрепить новый опыт. Групповое время очень дорого, и вы должны использовать каждую минуту для того, чтобы реально дать детям новый опыт.

Пример

Это упражнение можно использовать в качестве «разогрева» на первом или втором занятии. Отведите 10-15 минут на упражнение и 6-8 минут на обсуждение. Для проведения упражнения используйте рекомендации из раздела «Практические задания и упражнения».

1. Попросите детей показать остальным что-нибудь для них доро­гое или ценное. Это может быть что-то, что они все время но­сят с собой (фотография, редкая монета, бабушкино колечко, игрушка, любимая заколка для волос), или то, что они специаль­но принесли для этого занятия.

2. Попросите каждого ребенка показать остальным свою любимую вещь и рассказать о ней то, что ему захочется. Во время рас­сказа ребенка используйте технику присоединения.

3. Обсудите упражнение, задавая вопросы, приведенные ниже.

Внутриличностные процессы

Что вы чувствовали, когда рассказывали группе о своей лю­бимой вещи?

Что ты думал или чувствовал, пока ждал своей очереди по­делиться с другими?

Межличностные взаимодействия

Что ты заметил из того, что делали остальные?

Какие чувства ты заметил у остальных? На какое поведение обратил внимание?

Понравилось ли тебе быть членом группы?


И Р. Смид



Групповая работа с детьми и подростками


Часть 2: Ведение группы



 


Новые мысли, чувства или поведение

Какие новые идеи или способы сделать что-то ты узнал в группе?

Что ты чувствуешь сейчас по сравнению с тем, что ты чув­ствовал перед началом занятия? Что тебя удивило на этом занятии? Что огорчило/понравилось на этом занятии?

Возможности применения новых знаний

Как ты можешь применить то, о чем узнал на этом занятии? Над чем бы ты хотел поработать до следующего занятия?

ПРИЕМЫ ПРЕРЫВАНИЯ

Обзор

В детстве вам наверняка говорили, что перебивать других — не­вежливо. Однако для того, чтобы успешно вести группу, вам при­дется научиться этому. В работах Jacobs, Harvill и Masson (1994) и другой литературе термин «прерывание» используется для обо­значения необходимости прекратить разговор по различным обо­снованным причинам. В литературе по групповому консультиро­ванию также употребляются термины «блокировка» (Trotzer, 1989) и «вмешательство» (Dyer & Vriend, 1980).

Обоснование

Вы должны владеть приемами прерывания для того, чтобы не дать группе «увязнуть» в посторонних разговорах, которые часто возни­кают в детской аудитории. Некоторые дети, особенно помладше, склонны «ходить вокруг да около» темы, не приближаясь к существу вопроса. Это отнимает массу времени, члены группы начинают ску­чать и терять интерес к работе. Другие дети, похоже, настолько нуж­даются в слушателях, что начинают перескакивать с темы на тему, торопясь рассказать сразу все, что они знают. Подростки иногда на­чинают фантазировать и выдавать, мягко говоря, неточную информа-


цию по обсуждаемой проблеме, например, по поводу того, какие методы контроля над рождаемостью наиболее эффективны; как ку­рение, алкоголь или наркотики влияют на образ жизни; сколько нужно сдать экзаменов, чтобы окончить среднюю школу. Зная о предмете понаслышке, они внезапно попадают в роль экспертов и стремятся во что бы то ни стало соответствовать ей. В таком случае детей следует поправлять.

Возможно, вы ощущаете неловкость оттого, что вынуждены кого-то перебивать. Однако у вас есть веская причина не быть столь «лю­безным» и не позволять отдельным детям болтать о пустяках. Груп­повая работа должна быть максимально эффективной, поэтому вы обязаны остановить ребенка, который болтает чепуху, фантазиру­ет, спорит, рассказывает длинные истории или занимает групповое время другим способом.

Практические рекомендации

Вы должны корректно останавливать выступающего и сразу после этого переходить к действиям. Кроме того, момент остановки дол­жен быть выбран очень точно, чтобы случайно не прервать ребенка, который начал рассказывать что-то очень для него важное. Jacobs и др. (1994) приводят семь ситуаций, в которых руководитель группы может прервать выступающего. Я добавила еще две ситуации, кото­рые часто встречаются при работе с детьми (два последних пункта).

OL

Ситуации, требующие использования приемов прерывания:

• Участник группы отходит от темы обсуждения.

• Комментарии не соответствуют целям группы.

• Ребенок говорит что-то ошибочное.

• Вы хотите переключить внимание участников на что-то дру­гое.

• Занятие заканчивается.

• Начинается спор между членами группы.

• Вы чувствуете, что группа устала.

• Один ребенок выносит моральное суждение по поводу по­ведения другого.

и*


t



Групповая работа с детьми и подростками


Часть 2: Ведение группы 1$5


 


• Кто-то начинает рассказывать длинные истории, которые не имеют никакого отношения к группе. В момент прерывания не забудьте объяснить ребенку, почему вы это делаете. Это поможет ему понять, что произошло, не обидит его, и он не потеряет доверия к вам и к группе. Например:

Джереми, я вынуждена тебя остановить, потому что ты говоришь не по существу. У тебя есть что сказать по на­шей теме?

Жанна, давай остановимся на минутку. Мне кажется, что твои сведения о контроле над рождаемостью ошибочны, а нам нужна точная информация для того, чтобы осталь­ные могли обоснованно принять решения. Таня, я вынуждена тебя прервать, потому что время на исходе, а нам еще надо успеть обсудить результаты на­шей сегодняшней работы.

Кармен, нам необходимо послушать остальных, пожалуй­ста, заканчивай.

Тоня, нас интересует, что Майкл чувствовал, а не то, прав он был или нет. Говорите мягко и доброжелательно, чтобы ребенок не подумал, будто вы сердитесь. Для робких и замкнутых детей необходимо некоторое время, прежде чем они смогут открыться в группе. По­этому не останавливайте их, если они делают замечания по су­ществу. Даже если такой ребенок начинает рассказывать исто­рии, перескакивать с темы на тему или монополизировать внимание, следует быть очень внимательными и осторожными. Вы можете ос­тановить его как раз в тот момент, когда он начнет рассказывать действительно важные для него вещи!

Вы должны знать, что вы будете делать сразу же после того, как остановите ребенка. Jacobs и др. (1994) предлагают четыре ва­рианта: (а) позволить ребенку, которого вы прервали, продол­жать говорить дальше, (б) передать слово другому, (в) сменить тему, (г) перейти к другому упражнению или другой части занятия. Когда мне приходится кого-то останавливать, я всегда вспоминаю случай, произошедший со мной во время путешествия по Англии. В Англии нет светофоров на перекрестках. Вместо этого там орга-


низовано круговое движение. Если вы не знаете заранее, куда вам надо свернуть, вы можете довольно долго двигаться по замкнуто­му кругу. И добавьте сюда левостороннее движение, к которому вы только-только стали привыкать! Прежде чем начать движение по кругу, вам необходимо решить, куда вы собираетесь сворачи­вать. Аналогично, если вы кого-то останавливаете, вы должны знать, для чего вы это делаете: собираетесь ли вы передать слово дру­гому, сменить тему или позволить прерванному ребенку продол­жать дальше.

Ниже приводится пример, в котором используются приемы управ­ления вниманием, однако условия, при которых необходимо исполь­зовать именно прерывание, возникают практически на каждом за­нятии, и вы можете к ним смело прибегать.

Пример ____________________________________________

Тема данного упражнения — «За и против употребления лекарственных средств»актуальна для детей от шестого класса истарше. Детям младшего возраста можно предложить обсудитьспособы выражения своей агрессивности.

1. На отдельных карточках напишите следующие инструкции:

• Уйти от темы.

• Давать оценку тому, что было сказано.

• Вступить в спор с остальными.

• Дать неверные сведения.

• Рассказать скучную историю.

 

2. Объясните, что упражнения должно продемонстрировать, как важ­но следовать теме и не тратить время впустую. Поэтому, если кто-то будет отклоняться от темы, вы будете останавливать его и просить вернуться к обсуждению.

3. Раздайте карточки трем или четырем детям и попросите их в процессе обсуждения делать то, что на них написано.

4. Начните обсуждение вопроса. (Например, кто-то может привес­ти аргумент за использование лекарств: «Вот у меня астма, и я пользуюсь ингалятором, без него у меня были бы сильные при­ступы»).


166 Групповая работа с детьми и подростками

5. В процессе обсуждения дети начнут делать замечания не по существу. Используйте приемы остановки, чтобы вернуть об­суждение в нужное русло. Не забудьте доброжелательно объяснять им причину вашего поведения.

6. При обсуждении упражнения спросите детей, что они чувство­вали в момент, когда их прервали, что они чувствовали затем, когда им объяснили причину и попросили вернуться к теме или перейти к другой. В конце концов вы обнаружите, что дети тоже освоили приемы прерывания!

Литература

Carroll, М. R. (1985). Critical issues in group work in education: Now and 2001. Journal for Specialists in Group Work, 10(2), 98-102.

Dyer, W., &Vriend, J. (1980). Group counseling for personal mastery. New York: Sovereign.

Jacobs, E. E., Harvill, R. L, & Masson, R. L (1994). Group counseling: strategies and skills (2nd ed.). Pacific Grove, CA: Brooks/Cole.

Trotzer, J. P. (1989). The counselor and the group (2nd ed.). Muncie, IN: Accelerated Development.

ВКЛЮЧЕНИЕ В РАБОТУ

Обзор

Дети могут отказываться от участия в групповой работе по мно­гим причинам. Опытный ведущий знает, как разговорить ребен­ка без авторитарного давления или угрозы наказания. «Включе­ние» — термин, используемый Jacobs, Harvill и Masson (1994) и другими авторами, означает вовлечение в работу члена группы, который по определенным причинам уклоняется от нее. На эту проблему ссылаются и другие авторы, занимающиеся группо­вой работой, в основном имея в виду молчаливых и замкнутых членов группы. Включение в работу означает вовлечение детей в происходящее на группе, чтобы они принимали все более актив­ное участие в групповой работе.


Часть 2: Ведение группы 167

Обоснование

Групповая работа предполагает полноценное участие всех присут­ствующих. Уклонение или отказ кого-либо от участия означает су­жение круга обсуждаемых и демонстрируемых идей, чувств и моде­лей поведения, что ставит под вопрос успешность группового консультирования. Самовыражение дает энергию для взаимодей­ствия, создает атмосферу доверия и сплоченности. Как ведущий группы, вы должны работать с детьми, которые боятся говорить, имеют недостаточные навыки общения или застенчивы по своему характеру. Вам следует пробовать мягко и ненавязчиво включить их в групповой процесс.

Практические рекомендации

Для включения ребенка в работу вы можете использовать косвен­ные или прямые методы, различные задания и упражнения, теплое отношение (невербальная забота). Наибольшие проблемы возника­ют при работе с молчаливыми детьми.

Косвенные методы

Обычно лучше начинать с косвенных методов, например:

Мы еще не всех выслушали сегодня. Кто еще хочет сказать

что-нибудь о____? (Бросьте быстрый взгляд на тех, от

кого вы ждете высказываний.)

А теперь хотелось бы услышать, что скажут остальные.

Не хочет ли кто-нибудь, кто еще не выступал, сказать нам

что-нибудь?

Прямые методы

Если ребенок не откликается на косвенное предложение высту­пить, вы можете прямо предложить ему высказаться. Например: Лана, не хочешь ли ты рассказать нам что-нибудь о том, как ты пережила конфликт с мамой? Сюзанна, нам было бы интересно узнать, что ты сейчас чув­ствуешь и о чем думаешь, если ты, конечно, не против.



Групповая работа с детьми и подростками


Часть 2: Ведение группы



 


Джесс, расскажи, пожалуйста, что ты узнал сегодня о других детях и о том, как они переживают конфликт с друзьями? Джейк, мне бы хотелось знать, что мы можем сделать, что­бы тебе было хорошо в группе. Скажи нам пожалуйста, что ты об этом думаешь?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...