Практические задания и упражнения
Практические задания и упражнения также помогают детям включиться в работу. Вы можете поставить в пару с пассивным или молчаливым ребенком более активного, чтобы тихий ребенок мог ориентироваться на него. Кроме того, вы можете попросить детей нарисовать что-нибудь, сделать аппликацию, коллаж по теме групповой работы или вовлечь их в другую творческую деятельность, предполагающую высокий уровень взаимодействия. Высказывания по кругу дают возможность каждому ребенку рассказать о своих отрицательных чувствах или опасениях, которые вызывают у них другие дети или вы. Например: Мне бы хотелось узнать, насколько вам сложно рассказывать о своих переживаниях в группе. Что для вас является наиболее неприятным, когда вы говорите о себе перед всеми? Что бы вы сказали остальным о том, каким должен быть ведущий группы, если бы меня не было на занятии? С кем из группы вам больше всего хотелось бы сидеть рядом и работать вместе? С кем вы не хотели бы сидеть рядом и работать вместе? Последний вопрос можно развить: «Что нужно для того, чтобы ты чувствовал себя хорошо, работая вместе с____?» Проблема доверия, подобная этой, может вызвать напряжение у детей, но ее необходимо открыто обсудить. В противном случае скрытые негативные переживания не дадут группе нормально работать. Теплое отношение (невербальная забота) Используйте подкрепляющие жесты, когда приглашаете детей к участию в работе. Посмотрите на ребенка с улыбкой, кивните головой и чуть подайтесь в его сторону. Вы можете прямо смотреть на ре- бенка, к которому обращаетесь, но не очень долго. Примерно через 5 секунд отведите взгляд, чтобы дать ему возможность отклонить приглашение и избежать ситуации, если ему станет неловко, страшно или обидно. Вы можете сесть рядом с молчаливым ребенком, не теряя контакта глазами с другими детьми, или составить с ним пару, попробовать разговорить его и сообщить остальным то, что он вам рассказал.
Если ребенок застенчив и робок по своему темпераменту или в силу отсутствия навыков общения, будьте крайне осторожны. Используйте прием присоединения, если вы чувствуете, что ребенок хочет что-то сказать, но боится насмешек, стесняется кого-то из группы или, возможно, чувствует, что его ситуация сильно отличается от других. В этом случае вы можете сказать: «Галл, как тебе кажется, кто еще в группе чувствует то же, что и ты?» После ответа ребенка скажите ему: «Можешь сказать Мадди, что ты чувствовал то же, что и она (обиду, ярость, печаль, страх)?» Молчание Приемы включения очень важны для ведущего, однако следует быть очень осторожными, применяя их к молчаливому ребенку. Опытные руководители знают, что даже если ребенок постоянно молчит, он так или иначе учится у остальных. Некоторые дети впоследствии могут открыто сказать, чему они научились за это время, у других вы можете заметить изменения в поведении или настроении, которые произошли под влиянием группы. Какие-то изменения будут заметны только родителям или учителям, и о них вы узнаете позже во время обсуждения результатов работы. В зависимости от причины, по которой ребенок отказывается от участия в работе, вы можете сделать следующее: Оставить его в покое. Дать ему время, чтобы он мог привыкнуть к новой обстановке. Попытаться понять, что с ним происходит. Привести в пример других. Принять его таким, какой он есть, и тем самым повлиять на его сопротивление работе.
170 Групповая работа с детьми и подростками Ниже перечисляются некоторые ситуации, в которых лучше не тревожить молчащего ребенка:
1. Ребенок обещал сделать что-то к следующему занятию, но ничего не сделал. Он мог забыть или не сделать этого в силу обстоятельств, возможно, у него не хватило решимости или он просто не понял, что нужно делать. В такой момент лучше всего не акцентировать на этом внимание, так как это вызовет только отрицательные переживания, например, ощущение провала. 2. Ребенок открыто сопротивляется работе и использует молчание в качестве формы протеста. В этом случае его лучше всего поставить в пару с активным ребенком, пользующимся большим авторитетом в группе. Тогда у него будет возможность получить позитивный опыт групповой работы в паре с активным партнером. Вам совсем не обязательно делать всю работу в одиночку. Вы можете позволить другим членам группы разделить с вами ответственность и работать вместе. 3. Иногда ребенок настолько подавлен своими чувствами, что просто не в состоянии рассказывать о них остальным. Ребенок, по существу, работает в группе, но его проблемы настолько тяжелы, что он просто сидит молча, погруженный в свои переживания. Такого ребенка лучше всего выключить из групповой работы и заняться с ним индивидуальной психотерапией, используя, например, приемы игровой терапии или психодрамы, чтобы разрядить его эмоциональное напряжение. Иногда ребенка нужно приглашать к участию несколько раз, прежде чем он почувствует, что это необходимо. Ребенок должен понять, что вы и остальные члены группы заинтересованы в его активном участии, но при этом полностью принимаете его выбор. Если вам удастся включить ребенка в работу, не прибегая при этом к давлению, поддерживая его во всем и давая возможность видеть пример нормального участия в групповой работе, то дальше он самостоятельно начнет проявлять активность. Ваша цель — сделать так, чтобы каждый ребенок начал полноценно работать и постепенно пришел бы к более глубоким взаимоотношениям. В результате каждый участник группы сможет обогатиться новыми идеями, чувствами и моделями поведения.
Часть 2: Ведение группы В завершение следует еще раз отметить, что приемы включения должны применяться очень осторожно. Я полностью согласна с высказыванием др-а Peg Carroll: «Не существует легких решений при работе с молчаливыми детьми в группе» (Carroll & Wiggins, 1990, p. 59). Такое признание со стороны опытных экспертов в данной области много значит и должно убедить нас в том, что наши усилия не пропадут даром.
Пример Вы можете использовать в своей работе любой из приемов, описанных ниже. 1. Если в группе есть два или более не участвующих в работе де заметила, что вы еще ничего не сказали сегодня. Мне бы очень хотелось услышать, о чем вы думали во время занятия. Это поможет мне и остальным понять вас лучше. Не хотите ли поделиться своими мыслями?» 2. Разбейте детей на пары так, чтобы в одной паре оказались дети с разным уровнем активности, и попросите их рассказать друг другу: (а) что для них является самым полезным из того, что они узнали на занятиях; (б) как это им помогает; (в) что бы еще они хотели узнать за оставшееся время. Предупредите, что после работы в парах им предстоит рассказать об этом всей группе. 3. Выпишите на доске или большом листе бумаги следующие незаконченные предложения и предложите детям завершить их: Я думаю, что две наиболее важные вещи из____________ (тема группы/занятия) — это___________. Наиболее неприятным для меня в____________ (тема) являет Три вещи, которые я хотел бы узнать о____________ (тема) — это_____________. Я бы очень хотел узнать на группе________________. Больше всего в группе мне нравится________________. 172 Групповая работа с детьми и подростками Я думаю, что, если я расскажу всем что-нибудь ужасное, то_____________. 4. Разбейте группу на пары и в пару к молчаливому ребенком поставьте более активного. Дайте им кукол или предложите сделать их из бумаги. Скажите, что их куклы должны сказать друг другу то, что они сами боятся сказать в группе. Не забудьте предупредить заранее, что им не надо будет повторять все, что расскажут куклы перед всей группой. После упражнения соберите детей вместе и обсудите, было ли им легче рассказывать о своих болезненных чувствах с помощью кукол, а не лично.
Литература Carroll, М. R., & Wiggins, J. (1990). Elements of group counseling: Back to the busies. Denver. Love Publishing. Jacobs, E. E., Harvill, R. L, & Masson, R. L. (1994). Group counseling strategies and skills (2nd ed.). Pacific Grove, CA: Brooks/Cole. Trotzer, J. P. (1989). The counselor and the group (2nd ed.). Muncie, IN: Accelerated Development. УПРАВЛЕНИЕ ВНИМАНИЕМ Обзор Управление вниманием — это использование приемов, позволяющих отслеживать, что происходит на группе в каждый момент времени, и управлять происходящим. Эти приемы аналогичны действиям регулировщика движения — вы наблюдаете за тем, что происходит, что будет происходить, кого надо остановить, а кого пропустить вперед, когда необходимо подать сигнал о смене направления движения. Без такого спокойного и умелого руководства группа быстро превратится в кашу из идей, чувств и примеров поведения и будет напоминать затор на перекрестке.
Внимание или фокус группы может концентрироваться на одном из трех предметов: (а) на упражнении; (б) на любом члене группы (ребенке или ведущем); (в) на определенном содержании, например, на том, что чувствует ребенок пос- Часть 2: Ведение группы 173 ле конфликта с учителем. Ведущий управляет вниманием в зависимости от требований момента. Можно выделить три фазы управления вниманием: • фокусирование, • переключение, • поддержание. Обоснование Приемы управления вниманием позволяют вам направлять ход занятия и помогают осуществлять терапевтическую работу. Если вы не умеете управлять вниманием группы, ваше время и силы будут растрачены впустую. Групповая работа с детьми обычно состоит из небольшого числа непродолжительных тематических занятий, затрагивающих ограниченный круг вопросов, и любая потеря времени уменьшает вероятность того, что дети получат какую-либо пользу. Поэтому очень важно уметь управлять вниманием группы. Управление вниманием, по существу, является управлением энергией группы. Каждый этап, включающий фокусирование, переключение, поддержание внимания, преследует свои цели. Фокусирование задает направление обсуждения, тему дискуссии или цель упражнения. Кроме того, оно включает описание условий практического задания или упражнения, которое предстоит выполнить. Переключение — это смена направления. Jacobs, Harvill и Masson (1994) описывают следующие варианты переключения внимания: • С темы на ребенка («Давайте завершим на этом разговор о вашей самостоятельной работе и послушаем, что Джереми хочет сказать нам о решении его папы и мамы снова жить вместе».) • С темы на упражнение («Мы уже достаточно много поговорили о потерях и выслушали каждого. А теперь приготовьте бумагу и карандаши. Пусть теперь каждый из вас нарисует, что значит для него разлука с близким».)
• С темы на тему («Мне кажется, пора закончить мозговой штурм и посмотреть, что нам удалось сегодня сделать».) 174 Г рупповая работа с детьми и подростками • С упражнения на ребенка («Теперь, когда мы обсудили различные способы выражения гнева, хотелось бы узнать, какой из них больше всего подходит тебе, Андреа».) • С упражнения на тему («Давайте подведем черту под списком всех «за» и «против» употребления наркотиков и начнем обсуждение. Пусть каждый скажет, что он думает по этому поводу».) • С ребенка на упражнение («Джое, если ты уже рассказал самое важное, давай перейдем к обсуждению сегодняшнего занятия».) • С ребенка на тему («Ким, я вынуждена тебя прервать, поскольку ты ушел от темы, а нам еще надо успеть обсудить проблему жестокости».) • С одного ребенка на другого («Ли, спасибо за то, что ты рассказал нам о своем сводном брате. Теперь ты,, не хочешь ли что-нибудь сказать о новых членах своей семьи?») Целью переключения может быть необходимость восстановления сил группы, переход к следующей теме или упражнению, предоставления слова другому ребенку или переход к следующему этапу занятия, например, от вступления к рабочему этапу или от рабочего этапа к обсуждению. Поддержание означает концентрацию внимания группы на определенной теме, вопросе или деятельности. Цель поддержания — продолжать работу над проблемой до тех пор, пока она не будет рассмотрена достаточно полно. Практические рекомендации Для начинающих руководителей приемы управления вниманием могут показаться очень сложными, если вообще возможными. Нередко может возникнуть ситуация, когда вы начинаете занятия с определенной темы или задаете некоторое направление работы и вдруг выясняете, что дети пришли на занятие с совершенно другими вопросами. Что вам делать — разбираться с насущными проблемами детей, продолжать запланированную тему или перейти к упражнению, которое поможет всем сфокусироваться на теме? На что вам направить внимание, то есть на что направить энергию детей в данный момент времени? Приведенные ниже рекомендации помогут вам освоить эти приемы.
Часть 2: Ведение группы Привлечение внимания На этом этапе лучше всего применять прямые указания. Например: Начало занятия: «Сегодня мы обсудим, что важно в дружбе между мальчиком и девочкой. Мне хотелось бы, чтобы каждый из вас рассказал остальным, что он считает важным в такой дружбе». Начало рабочего этапа: «Итак, мы услышали много интересного о том, что произошло за последнюю неделю, и, похоже, некоторые из вас попробовали справиться со своим стрессовым состоянием. А теперь давайте перейдем к основной части занятия и обсудим, как стресс влияет на наше здоровье». Начало обсуждения: «Давайте подведем итог сегодняшнему занятию. Что из того, что мы изучили, вы хотели бы попробовать использовать на практике между занятиями?» Кроме такого рода утверждений вы можете использовать упражнения, которые помогут включиться в работу над темой. Например, это может быть любая творческая деятельность: рисование, музыка, пение, анкетирование, работа с незаконченными фразами, составление списка «за» и «против» по какому-либо вопросу и т.п. Вы можете сказать: Сегодня у нас есть много разного материала для поделок: цветная бумага, краски, пластилин. Вы можете выбрать себе, что понравится, и пусть каждый из вас нарисует или слепит, как он представляет себе злость. Сегодня мы будем использовать музыку для того, чтобы выразить напряжение и отрицательные чувства. Выберите музыкальный инструмент или песню и с их помощью постарайтесь показать остальным, как вы снимаете напряжение и расслабляетесь. Сегодня мы обсудим все «за» и «против» употребления наркотиков. Вот здесь на стене закреплены листы, на которых каждому из вас надо будет написать, какие положительные и отрицательные стороны использования наркотиков видите вы. Затем мы все вместе обсудим эту проблему. 176 Групповая работа с детьми и подростками Переключение внимания Для переключения внимания скажите что-нибудь такое, что ясно говорит о необходимости завершить текущую деятельность и перейти к чему-то другому. Это поможет детям перестроиться. Дети привыкли ктому, что смена деятельности обозначается каким-нибудь внешним сигналом, например звонком. Поэтому явное переключение внимания будет для них знакомым и понятным. Если вы работаете с детьми младшего возраста или с детьми, которые не умеют удерживать внимание достаточно долго, вам не следует проводить длинные обсуждения и упражнения. Кроме того, необходимо четко обозначать цель переключения внимания. Например: «Давайте закончим рисовать, соберемся все вместе и обсудим наши рисунки». Дополнительная осторожность нужна при переключении с одной темы на другую (например, с темы, касающейся насилия в семье, к теме об ответственности родителей за детей). Дети могут устать от длинной серии обсуждений, поэтому их лучше чередовать с активными упражнениями. Поддержание внимания Дети легко забывают о теме разговора, и, если вы не будете поддерживать их внимание, они в одно мгновение перейдут к чему-нибудь другому. Они могут заскучать во время выступления другого ребенка или выполнения упражнения и заняться своими делами. Обычно это происходит непреднамеренно, просто они быстро устают и нуждаются во внимании. Ниже приводится несколько примеров, как можно поддерживать внимание в различных ситуациях: Похоже, мы отклонились от нашей темы, что значит быть другом. Давайте вернемся к ней, хорошо? Мне кажется, мы должны продолжить обсуждать, какими способами можно справиться с гневом. Мы обсудили далеко не все. Давайте послушаем Тайлера еще чуть-чуть и посмотрим, сможем ли мы ему помочь найти способ разговаривать с отчимом более вежливо. Луис, ты почти не говорил сегодня. Давай мы послушаем тебя еще немного. Часть 2: Ведение группы 177 Похоже, что многим из вас есть что сказать о разрыве отношений между друзьями. Давайте поговорим об этом еще несколько минут. Ланель, еще не все высказались, позволь и другим рассказать о своих родителях. Я понимаю, что говорить о прощании с близкими людьми очень тяжело, но давайте продолжим эту тему, потому что нам надо выслушать каждого. Хорошо, давайте продолжим обсуждение отношений между мальчиками и девочками. Мы перейдем к следующей теме только после того, как каждый расскажет все, что его волнует, и будет готов двигаться дальше. Всякий раз, когда я обучаю приемам управления внимания, я вспоминаю слова из песни Кении Роджерса «The Gambler (Игрок)»: «Ты должен знать, когда держать, и знать, когда закрыться. Когда оставить позади, когда внезапно смыться!» Также и в группе вы должны знать, когда держать (поддерживать тему), когда оставить позади (сменить тему) и когда закрыться (завершить обсуждение и закончить групповые занятия). Умение привлекать, поддерживать и переключать внимание поможет вам чувствовать себя более свободно на занятиях и управлять событиями. Кроме того, это придаст детям уверенность, что вы контролируете все, что происходит в группе. Пример ____________________________________________ Предлагаемая для обсуждения тема будет интересна детям из средней истаршей школы. Если вы работаете с детьми из начальной школы, вы можете обсудитьс ними другие темы, например, драки в школе, взаимо-отношенияс родителями. 1. Сфокусируйте внимание детей, сказав о том, что сегодня вы будете обсуждать положительные и отрицательные стороны курения. Отведите примерно 5 минут, чтобы дети могли высказаться по этой теме. 2. Переключите внимание на упражнение. Поделите доску пополам и попросите детей выписать все преимущества и недостатки 12 Р. Смид
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|