Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

V. Сложные международные лица




85. Реальные и кажущиеся сложные международные лица. Международными лицами, как правило, являются единые суверенные государства. В таких единых государствах имеется одна центральная политическая власть в качестве правительства, которое представляет государство как в его границах, так и за их пределами, в его международных сношениях с другими международными лицами. Такие единые государства могут быть названы простыми международными лицами. Государство может оставаться простым международным лицом, хотя бы оно предоставило столь значительную внутреннюю независимость отдаленным от центра частям своей территории, что эти части в известном смысле сами становятся государствами. Великобритания была до первой мировой войны простым международным лицом, хотя доминионы Канада, Ньюфаундленд, Австралийская федерация, Новая Зеландия и Южно-африканский союз были государствами, ибо одна только Великобритания была суверенной и исключительно она представляла Британскую империю в семье народов [О современном положении см. 946].

В силу исторических событий наряду с простыми международными лицами создались сложные международные лица. Сложное международное лицо существует тогда, когда два или большее число суверенных государств соединяются таким образом, что они занимают в семье народов положение, полностью или по крайней мере в значительной степени, такое же, как единое международное лицо. История создала два различных вида таких сложных международных лиц, а именно: реальные унии и федеративные государства. В отличие от реальных уний и федеративных государств так называемая личная уния и союз так называемых конфедеративных государств не являются международными лицами.

86. Государства в личной унии. Личную унию составляют два суверенных государства и отдельных международных лица, объединенные тем случайным фактом, что они имеют монархом одно и то же лицо [Факт, который по английскому праву отражается на гражданах обеих стран тем, что они обладают общим подданством и общим гражданством: дело Galvin (1608), 7 Со. Rep. I, и дело Isaacson v. Durant (1886), 17 Q. В. D. 54]. Так, например, личная уния существовала с 1714 до 1837 г. между Великобританией и Ганновером, с 1815 по 1890 г.между Голландией и Люксембургом и с 1885 по 1908 г. между Бельгией и бывшим Свободным государством Конго[См. Thomson, Fondation de I'Etat Independent du Congo, 1933]. В настоящее время личных уний не существует [О Дании и Исландии см. 87]. Личная уния не является международным лицом и ни в каком отношении не трактуется в качестве такового, и оба ее суверенные члена-государства остаются отдельными международными лицами. Теоретически они даже могут воевать друг c другом, хотя на практике этого не может случиться. Если, как это иногда бывало, они представлены одним и тем же лицом в качестве дипломатического представителя, то это лицоявляется в одно и то же время представителем обоих государств, а не личной унии.

87. Государства в реальной унии. Реальную унию [См. Bluthgen в Z. V., I, 1907, S. 237263] составляют два суверенных государства, навсегда объединенные по международному договору, признанному другими державами под властью одного и того же монарха, так, что они составляют одно международное лицо. Реальная уния сама по себе является не государством, а лишь союзом двух вполне суверенных государств, которые вместе составляют единое, но сложное международное лицо. Они образуют составную державу, и договор союза препятствует им вести войну друг с другом. С другой стороны, они не могут вести войну против иностранной державы раздельно, и точно так же война не может вестись отдельно против одного из них. Они могут вступать в раздельные торговые договоры, договоры о выдаче преступников и т. п., но договоры для отдельных государств всегда заключает уния, так как раздельно эти государства не являются международными лицами [См., однако, относительно Австро-Венгрии консультативное заключение по делу Jaworzina (Series В, No 8, р. 43), в котором Постоянная палата ссылается на Австрию и Венгрию до 1918 г. как на отдельные международные единицы. См. также решение, вынесенное 25 мая 1927 г. судьей Паркером по вопросу о юрисдикции трехчленной комиссии по претензиям: Annual Digest, 19271928. Саsе No 54].

В настоящее время не существует ни одной реальной унии [Повидимому, в период 19181944 гг. Дания представляла собой реальную унию. В 1918 г. Дания признала Исландию в качестве суверенного государства, но за этим не последовало международного признания Исландии другими государствами. См., например, в отношении Соединенных Штатов Америки, Hackworth, I, 42. Ст. 7 датского закона от 30 ноября 1918 г., напечатанного в British and Foreign State Papers, III, 19171918, pp. 703707 и Martens (N. R. G., 3-me ser., XII, p. 3, которая устанавливает, что Дания должна вести иностранные дела от имени Исландии. Это не сделало Исландию протекторатом. Рассматриваемая уния, по всей вероятности, реальная, а не личная, так как она вытекает из конституционного соглашения, которое должно было оставаться в силе, по крайней мере до 1940 г., когда оно подлежало пересмотру. При возобновлении в 1926 г. англо-датской конвенции об арбитраже от 25 октября 1905 г., Великобританией были заключены две сепаратные конвенции: одна с Данией (Cmd. 2835), другаяс Исландией (Сmd. 2836). Исландия имела в Копенгагене чрезвычайного посланника и полномочного министра, (Iceland Year Book, 1927, p. 56), а Данияпредставителя такого же ранга в Исландии. О вхождении Исландии в Лигу см. Hudson в A. J ., 18, 1924, р. 448. Исландия в ответ на ее запрос о том, может ли она быть принята в Лигу наций, получила приглашение от генерального секретаря Лиги возбудить ходатайство о принятии, но, повидимому, такого ходатайства не последовало. Off. J., 1920, р. 265; Schucking und Wehberg, S. 254; Hudson, op. cit. В 1943 г. Исландия ликвидировала свои конституционные связи с Данией и объявила себя независимым государством. Ее независимость была признана Великобританией, Соединенными Штатами Америки, СССР и другими государствами. Исландия в настоящее время не является членом Организации Объединенных наций. (Принята в Организацию Объединенных наций в декабре 1946 г. Прим. ред.) так как реальная уния Швеция Норвегия [Уния ШвецияНорвегия (см. Aall and Gjelsvik, Die Norwegisch - Schwedische Union, 1912) стала реальной в 1914 г., что, впрочем, не является общепризнанным. Филлимор (т. I, 74) утверждает, что между Швецией и Норвегией была яичная уния, а Твис (т. I, 40) называет связь между ними федеративным союзом. Король мог объявлять войну, заключать мир, вступать в союзы и другие договоры я посылать и принимать одних и тех же дипломатических представителей для обоих государств. Министр иностранных дел Швеции в то же время вел иностранные дела Норвегии. Оба государства, несмотря на тот факт, что они составляли одно и то же международное лицо, имели, однако, разные торговые и морские флаги. Уния была расторгнута мирным путем по Стокгольмскому (Карлстадскому) договору 26 октября 1905 г. Норвегия стала отдельным королевством, независимость неприкосновенность которого были гарантированы Великобританией, Францией, Германией и Россией по договору в Христиании от 2 ноября 1907 г. (см. т.I, полутом 2, 574)] была расторгнута в 1905 г., а реальная уния АвстрияВенгрия [Австро-Венгрия стала реальной унией в 1723 г. В 1849 г. Венгрия была объединeнa с Австрией, нов 1867 г. она вновь стала отдельным суверенным государством, и реальная уния была восстановлена. Армия, флот и министерство иностранных дел обоих государств были объединены. Император-король мог объявлять войну, заключать мир, вступать в союзы и в другие договоры, посылать и принимать одних тех же дипломатических представителей для обоих государств. С падением Австро-Венгерской империи в 1918г. уния закончила свое существование; см. 19, прим. 2] прекратилась с крушением Австро-Венгерской империи в 1918 г., перед окончанием первой мировой войны.

88. Конфедеративные государства (Staatenbund). Конфедеративное государство представляет собой союз нескольких суверенных государств в целях поддержания своей внешней и внутренней независимости, объединившихся, путем признанного международного договора, с собственными органами, наделенными известной властью над государствами-членами, союза, но не над гражданами этих государств. Такой союз конфедеративных государств сам по себе является государством не в большей мере, чем реальная уния; это лишь международная конфедерация государств, общество международного характера, так как государствачлены союзаостаются суверенными государствами и отдельными международными лицами. Следовательно, конфедеративный союз государств не является международным лицом, хотя в некоторых отношениях он рассматривается как таковое ввиду того, что он представляет собой объединенную власть суверенных государств его членов. Главным, а иногда и единственным органом союза является сейм, в котором государства члены союза представлены дипломатическими агентами. Власть, которою облечен этот сейм, есть международная власть, ни в малейшей степени не затрагивающая суверенитет государств членов союза. Эта власть, по существу говоря, не что иное, как право совокупности членов союза вести войну против того из членов, который не подчиняется постановлениям сейма, находящимся в соответствии с договором о конфедерации; во всех остальных случаях война между государствами членами союза воспрещена [Тот факт, что война между государствами членами Лиги нации при известных обстоятельствах не воспрещалась, достаточно ясно показывает, что Лига наций не являлась Staatenbund союзом конфедеративных государств, описанным в тексте. См. 167в].

История показала, что конфедеративное государствоявляется организацией, в конечном счете давшей малоудовлетворительные результаты. По этой причине все три крупных конфедеративных союза государств нового времени, а именно Соединенные Штаты Америки, германская и швейцарская конфедерации, превратились в федеративные союзы государств. Заслуживают быть отмеченными в истории следующие конфедерации: Нидерланды с 1580 по 1795г., Соединенные Штаты Америки с 1778 по 1787 г. Германия с 1815 по 1866 г., Швейцария с 1291 по 1798 г. и с 1815 по 1848 г. и Рейнская конфедерация (Rheinbund) с 1806 по 1813 г. В настоящее время конфедеративного союза государств не существует [См., однако, в 167в взгляды некоторых авторов на Лигу наций как на конфедерацию]. Последним таким союзом была республика центральной Америки [См. Martens, N. R. G., 2mе sеr., 31, pp. 276292] обнимавшая три суверенных государства Гондурас, Никарагуа и Сан-Сальвадор; учрежденная в 1895 г., она закончила свое существование в 1898 г.

89. Федеративные государства (Bnndesstaaten). Федеративное государство это вечный союз нескольких суверенных государств, имеющий свои собственные органы и наделенный властью не только над государствами членами союза,но также и надих гражданами. Такой союз базируется, во-первых, на международном договоре государств-членов и, во-вторых, на принимаемой впоследствии конституции федеративного государства. О федеративном государстве говорят, что оно является реальным государством наряду с государствами-членами, потомучто органы его имеют непосредственную власть над гражданами этих государств-членов. Американские юристы [См., в частности, 15 и 16 The Federalist, органа Гамильтона, Джея и Мадисова, в которых различие между конфедеративным н федеративным государствами установлено в указанном выше смысле] XVIII в. ввели понятие такой власти как характерного отличия федеративного и конфедеративного государства, и позднейшие авторитеты по конституционному праву Соединенных Штатов Кент и Стори приняли это различие, которого придерживается по сей день большинство авторов, пишущих по политическим вопросам. Итак, если федеративное государство признается само по себе государством наряду с государствами-членами, то, очевидно, суверенитет в этом случае должен быть поделен между федеративным государством, с одной стороны, и государствами-членами, с другой. Это деление проводится таким образом, что компетенция в отношении одной части целей, для которых существует государство, передается федеративному государству, тогда как компетенция в отношении другой части остается у государств-членов. В пределах своей компетенции федеративное государство может издавать законы, которые без какого-либо вмешательства со стороны государств-членов, обязательны для граждан государств-членов; с другой стороны, государства-члены являются полностью независимыми в тех пределах, в которых действует их компетенция.

Для международного права это разделение компетенции представляет интерес лишь поскольку оно касается компетенции по международным [Федеральная конституция создает известные затруднения во внешних сношениях, например: 1) в отношении ответственности государства (см. 152), 2) в oтношении подписания и ратификации федеральным правительством международных договоров, регулирующих вопросы, входящие в компетенцию правительств членов федерации; см. т. I, полутом 2, 340 и 21а,прим. настоящего полутома] вопросам. Поскольку лишь федеративное государство компетентно объявлять войну, заключать договоры о мире, о союзе и другие политические договоры, посылать и принимать дипломатических представителей, тогда как ни одно государствочлен федерациине может само объявить войну иностранному государству, заключить договоры о мире, о союзе или другие политические договоры, то федеративное государство, если оно признано, несомненно, само по себе является международным лицом, со всеми правами и обязанностями суверенного члена семьи народов. С другой стороны, международное положение государствчленов федерациине столь ясно. Часто утверждают, что они лишены какого бы то ни было статуса внутри семьи народов. Но такая точка зрения ничем не оправдывается. Так, например, государствачлены федеративного государства Германии, согласно Германской конституции, действовавшей до первой мировой войны, сохраняли свою компетенцию посылать и принимать дипломатических представителей не только во взаимоотношениях друге другом, но и с иностранными-государствами [Ст. 45 Веймарской конституции 14 августа 1919 г. гласит Президент федерации представляет федерацию в ее между народных сношениях. Он заключает от имени федерации союзные и другие договоры с иностранными державами. Он аккредитует и принимает послов. Объявление войны и заключение мира производится федеральным законом. Союзные договоры с иностранными государствами и договоры, которые относится к вопросам федерального законодательства, требуют согласия рейхстага. В ст. 78 говорится: Заведывание сношениями с иностранными государствами есть дело одной только федерации, но Баварии было предоставлено право поддерживать дипломатические сношения со святейшим престолом. ( См. Оppenheimer, The Constitution оf the German Republic, 1923, p. 28.)]. Далее, царствующие монархи этих государствчленов федерации в практике государства все еще рассматривались как главы суверенных государств факт, который не имел бы под собой правового основания, если бы эти государства уже перестали быть международными лицами. В-третьих, государствачлены Германии, равно как и Швейцарии,сохранили свою компетенцию заключать международные договоры друг с другом без согласия федеративного государства; за ними сохранилась также компетенция заключать международные договоры с иностранными государствами по вопросам меньшего значения. В-четвертых, при судебном разрешении споров, время от времени возникавших междуними, соответственные государственные суды обращались к нормам международного права, когда такие нормы могли подлежать применению [Ясные суждения по этому вопросу см. в деле Bremen о. Prussia, решенном в 1925 г. германским государственным судом (Staatsgerichtshof; Annual Digest, 19251926, Case No 226; там же, 19271928, Case No 289; в деле Canton of Thurgau v. Canton of St. Gallen, решенном в 1928 г. швейцарским федеральным судом, и в деле. 86, Wurtemberg v. Baden, решенном в 1927 г. германским государственным судом. Применение норм международного права в спорах между штатами членами Американского Союза также было постоянным явлением в практике Верховного суда Соединенных Штатов. См. Judicial Settlement of Controversies between States of the American Union, под редакцией J. В. Scott, 2 vols., 1918, его же Analysis по тому же вопросу, 1919. См. также Lauterpacht, The Function of Law, pp. 439 452, и Harrison Moore в J. С. L., 3rd ser., 17, 1935, pp. 163209]. Ввиду этого следует признать, что государства члены федерациимогут лишь в известной степени быть международными лицами. Они, разумеется, не могут быть полными субъектами международного права, международными лицами со всеми правами и обязанностями, обычно связанными с членством в семье народов. В этой сфере, если они обладают в ней каким-либо положением, они заслоняются федеративным государством: они являются государствами, частично суверенными и, следовательно, международными лицами только в отношении некоторых объектов [См. Stoke, The Foreign Relations of the Federal State, 1931. О положении германских государств в прошлом см. Riess, Auswvartige Hoheitsrechte der deutschen Einzelstaaten, 1905, и Windisch, Die volkerrechtlichie Stellung der deutschen Einzelstaaten, 1913. Относительно Швейцариисм. His в R. I., 3-me. ser., 10, 1929, pp. 454479. О том, как должно выполнять государство член федерации международные соглашения о выдаче преступников, заключенные федеральными государствами, см. Hudson's в A. J., 28, 1934, pp. 286292. Было высказано мнение, что государства члены федерациине могут ссылаться на юрисдикционный иммунитет, которым пользуется суверенное государство. См. дело State of Ceara v. D'Archer de Montgascon, Annual Digest, 19311932, Case No 84; дело Sullivan v. State of Sao Paolo, 1941, 122 Fed. (2nd series), 355; Annual Digest, 1941 1942, Case No 50; Etat de Ceara v. Dorr, 60 Clunet, 1933, p. 644. Но в силу федеральной конституции государство член федеративного союза может пользоваться судебным иммунитетом внутри соответственной федерации. Так, например, обстоит дело в Соединенных Штатах Америки. См. дело The Principality of Monaco v. The State of Missisipi, 1933, 291 U. S. 643 и 292 U. S. 313; Annual Digest, 19331934. Case No 61; A. J., 28, 1934, p. 576].

Но часто случается, что федеративное государство принимает на себя внешнее представительство государствсвоих членов во всех отношениях, так что, поскольку дело касается международных отношений, государства-члены совсем не выступают. Так обстоит дело с Соединенными Штатами Америки и со всеми другими американскими федеративными государствами, конституция которых составлена по образцу конституции Соединенных Штатов. Здесь государства-члены также являются суверенными, но только по отношению к внутренним делам [Суды Соединенных Штатов Америки всегда придерживались теории, что федеральное правительство является суверенным в отношении всей правительственной власти, действительно ему переданной, тогда как каждое государство член федерации является суверенным в отношении всей резервированной за ним власти. См. Меrriаm, History оf the Theory of Sovereignty since Rousseau,1900, p.163; см. также Mitchell, State Interests in American Treaties, 1936, и Levitan в Yale Law Journal, 55, 1946, pp. 467497]. В силу того, что их суверенитет во внешних сношениях полностью поглощен федеративным государством, является несомненным, поскольку продолжается такое положение вещей, что они вовсе не являются международными лицами.

Из существующих [Колумбия была федеративным государством до 1886 г. См. Fauchille, 172. 1) В пределах Британской империи Канада с 1867 г. и Австралия с 1900 г. имели федеральные конституции. Иным является положение Южно-Африканского союза, образованного в 1909 г. Закон о правительстве Индии 1935 г. (26 Geo., 5, с. 1), во второй части предусматривает федеральную конституцию, которая должна быть введена, как только достаточное число правителей решит присоединиться к ней. Однако иностранные дела отнесены к числу тех, которые включены в дискреционную власть генерал-губернатора. (В результате акта об Индии 1947 г. английский король утратил титул императора Индии; Индия оказалась разделенной, и Индостан и Пакистан приобрели статус доминионов. Прим. ред.)] федеративных государств главными являются: Соединенные Штаты Америки с 1787г., Швейцария с 1848 г., Мексика с 1857 г., Аргентина с 1860 г., Канадас 1867 г., Германияс 1871 г [См. прим. 1 на стр. 178], Бразилияс 1891 г., Венесуэла с 1893 г., Австралия с 1901 г. [Следует отметить, что ни Канада в 1867 г., ни Австралия в 1901г. не были государствами в понимании международного права] Союз Советских Социалистических Республик о 1918 г.[О предполагавшемся европейском таможенном союзе см. Truchy в Hague Recueil, vol. 48, 1934, t. II, pp. 575626. О таможенном союзе между Бельгией и Люксембургом, установленном договором от 25 июля 1921 г., и о таком же союзе между Швейцарией и Лихтенштейном от 29 марта 1923 г., см. Pilotti в Hague Re-cueil, vol. 24, 1926, t. IV, pp. 463, 464; см. также Spillmann, Die rechtliche und politische Lage des Furstentums Liechtenstein nach dem Weltkriege, 1933. В результате договора о таможенном союзе, некоторые из экономических мероприятий, примененных Швейцарией против Италии в 1935 г., имели силу и без дальнейших формальностей на территории княжества: Оff. J., Special Suppl., 147, р. 43. Несмотря на то, что Лихтенштейн уполномочил Швейцарию представлять его за границей, он принципиально сохранил свои суверенные права, включая назначение своих собственных представителей. См. Spillmann, op. cit. pp. 106122. Литературу о неудавшемся австро-германском таможенном союзе и консультативное заключение Постоянной палаты по этому вопросу от 5 сентября 1931 г. см. в т. П, стр. 75, прим. 5].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...