Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

VII. Государства под протекторатом




92. Понятие протектората. Отношение протектора та между двумя государствами является юридически и по существу отличным от сюзеренитета. Случается, что слабое государство по договору [Таково общее правило, но протекторат Египта (см. предыд. прим.) былоснован на односторонней декларации со стороны Великобритании] само отдает себя под защиту сильного и могущественного государства таким образом, что передает ведение [Договор протектората не следует смешивать с договором о защите, по котором одно или несколько сильных государств обещают оказывать защиту слабому гocyдарству, не поглощая международных отношений последнего] всех своих важнейших международных дел [Допущение консулов относится к кругу таких дел; этостало очевидным в 1906 г., когда Россия после некоторых колебаний согласилась, наконец, чтобы Япония, а не Корея, дала экзекватуру генеральному консулу, назначенному Россией в Корею, которая была тогда государством под японским протекторатом. См. т. I, полутом 2. 427] государству-протектору. В силу такого договора возникает международный союз между двумя государствами, и отношения между ними называются отношениями протектората. Государство-протектор в международной сфере стоит над государством, находящимся под протекторатом; последнее, передавая протектору ведение своих важнейших международных дел, теряет свой полный суверенитет и впредь является лишь полусуверенным государством. Протекторат, впрочем, подобно сюзеренитету, понятие, лишенное юридической четкости; его реальное значение в большой степени зависит от особенностей данного случая. Вообще говоря, протекторат, подобно сюзеренитету,можетбыть назван видом международного попечительства.

93. Международное положение государств, находящихся под протекторатом. Положение государства, находящегося под протекторатом, в семье народов не может быть определено общей нормой, так как это положение косвенно определяется договором о протекторате, перечисляющим взаимные права и обязанности государства-протектора и государства, находящегося под протекторатом. Поэтому каждый случай должен рассматриваться в соответствии с его особыми условиями. Таким образом, вопрос о том, может ли государство, находящееся под протекторатом, заключать определенные международные договоры или посылать и принимать дипломатических представителей, равно как и другие вопросы, должен решаться согласно условиям каждого данного договора о протекторате. Во всяком случае, для того чтобы управомочить стоящее выше государство представлять государство, находящееся под протекторатом, в международном отношении, необходимо признание протектората третьими государствами. Но для протектората в отличие от сюзеренитета характерно то, что государство, находящееся под протекторатом, всегда имеет и в некоторых отношениях сохраняет свое собственное положение в семье народов и что оно все же является в некоторых отношениях международным лицом и субъектом международного права. Глава государства и правительство протектората пользуются обычным юрисдикционным иммунитетом в судах государства-протектора [См. дело Mighell v. Sultan of Johore (1894). I. Q. B. 149; дело Duff Development Company v. Government of Kelantan, 1924, A. C. 797; дело Government of Morocco v. Laurens; Annual Digest, 19291930, Case No 75], и по всей вероятности, также в судах других государств. Протекторат не рассматривается как часть государства-протектора [См. консультативное заключение Постоянной палаты по делу Nationality Decrees in Tunis and Morocco, Series B, No 4, Сmd. 1899, 1923 (обмен нотами между Францией и Великобританией, последовавший после этого заключения Палаты); см. также Lindley, pp. 304306]. Поэтому он не является непременным участником войны [См. дело The Ionian Ships, 2 Spinks 212; Phillimore,I, (77; Scott, Cases, p.21; Pitt Corbett, Leading Cases оn International Law, 5th ed., II, 1931, p. 50; см. также Lindley, p. 306. Верховный суд федерированных малайских государств решил в октябре 1939 г. по делу Н. С. van Hoog-Straten v. Low Lum Seng, что эти государства находятся в состоянии войны с Германией вследствие недвусмысленных действий британского Высокого комиссара: Annual Digest, 19381940, Case No 16], ведущейся вышестоящим государством против третьего государства, и договоры, заключенные вышестоящим государством, не являются ipso facto, заключенными от имени государства, находящегося под протекторатом. Наконец, государство может одновременно находиться под протекторатом двух различных государств, которые, разумеется, должны осуществлять протекторат совместно.

В Европе, в настоящее время [Из прежних протекторатов в Европе могут быть упомянуты следующие: княжество Монако, которое с 1523 по 1641 г. находилось под протекторатом Испании, затем до 1814 г. Франции и после этого Сардинии; в силу desuetude (отвычки), поскольку Италия никогда не осуществляла своего протектората, Монако стало суверенным государством. Современное положение Монако квалифицировать нелегко. По договору между Францией и Монако от 17 июля 1918 г. Франция обеспечивает княжеству Монако защиту его независимости и суверенитета и гарантирует неприкосновенность его территории. См. Fauchille, 178 (с приложением библиографии); Moncharville в R. G., 27, 1920, pp. 217232; Ruze в R. I., 3-me ser., 2, 1921, pp. 330346 (дан текст договора от 17 июля 1918 г.); Roussel, Despierres в R. I ., Paris, 6, 1930, pp. 531543. Монако выразило согласие с тем, что его международные отношения всегда должны быть предметом предварительного соглашения между обоими правительствами и что если монакский престол не будет занят, именно по причине отсутствия прямого или усыновленного наследника, то территория Монако образует под протекторатом Франции автономное государство. (Этот договор признан участниками мирного договора с Германией 1919 г., см. ст. 436.) Пока этого не произошло, более правильно рассматривать Монако как независимое государство, находящееся в тесном союзе с Францией. Ионические острова, которые с 1815 г. находились под английским протекторатом, вошли в 1863 г. в состав Греческого королевства. Краковское свободное государство, созданное в 1815 г. Венским конгрессом и поставленное под совместный протекторат Австрии, России и Пруссии, было аннексировано Австрией в 1846 г. Свободный город Данциг был создан на основании ст. ст. 100108 мирного договора с Германией 1919 г. как отдельное государство и поставлен под защиту Лиги наций, представителем которой к Данциге был Верховный комиссар. Конституция, т. е. политическая организация Свободного города, была гарантирована Лигой. Договор 9 ноября 1920 г. между Свободным городом и Польшей регулировал отношения между ними по целому ряду вопросов и предусматривал, что польское правительство принимает на себя ведение иностранных сношений Свободного города, а также осуществляет дипломатическую защиту его граждан во времяих пребывания за границей. Таким образом, Польша по поручению Лиги наций осуществляла эту весьма важную функцию протектората, причем все споры, которые могли возникнуть между Свободным городом и Польшей из этих отношений или по другим вопросам, связанным с Версальским договором, а равно всякие вытекающие из него соглашения, разрешались в первой инстанции Верховным комиссаром Лиги, с правом обеих сторон апеллировать в Совет Лиги. Примером такой апелляции, по которой Совет получил консультативное заключение Постоянной палаты, может служить жалоба по делу Polish Postal Service in Danzig, Series B, No 11. Кроме того, Постоянной палате международного правосудия пришлось дать заключения по ряду других вопросов, относящихся к статусу Данцига и к его отношениям с Польшей. См. изд. 5-е настоящего курса, стр. 171, прим. 2. В порядке территориального переустройства после второй мировой войны Данциг должен быть включен в территорию Польши. Относительно статуса Свободного города Данцига в период нахождения его до второй мировой войны под протекторатом Польши, см. Loening, Die volkerrechtliche Stellung Danzigs, 1921] имеются два протектората: 1) республика Андорра, находящаяся под совместным протекторатом Франции и Испании [Этот протекторат осуществляется от имени Испании епископом Уржельским. Относительно международного положения Андорры см. Vilar, L'Andorre, 1905. Fauchille, 177 (2); Goule в Repertoire, I pp. 562568; см. также решение Французского кассационного суда от 1 декабря 1933 г. in Re Societe de Nickel, Sirey, 1935, 3, I (с замечаниями Руссо); Annual Digest, 19331934, Case No 21] и 2) республика Сан-Марино, вкрапленная в территорию Италии и ранее находившаяся под протекторатом папских владений; теперь она состоит под протекторатом Италии [См., однако, Sotille (La RepubIigue de Saint Marin, 1924), который утверждает, что Сан-Марино является суверенным государством, ссылаясь на декларацию в этом смысле итальянского правительства от 1 марта 1923 г. См. также Fauchille, 181 (издание 1922 г.), который рассматривает Сан-Марино как государство, находящееся под итальянским протекторатом]

94. Протектораты вне пределов семьи народов. Вне пределов Европы [На американском континенте Соединенные Штаты установили на некоторое время с Кубой, Панамой, Доминиканской республикой, Гаити и Никарагуа такие отношения, которые, несмотря на то, что они предусматривают в определенных случаях право интервенции со стороны Соединенных Штатов (см. 135) и значительные ограничения свободы внешней политики, не выявляют характерных черт протектората, как он описан выше. См.Нуdе, I, 1924, и Kunz (op. cit., pp. 301304), который рассматривает эти отношения как квази-протекторат. См. закон Соединенных Штатов Америки от 24 марта 1934 г. об обеспечении полной независимости Филиппинских островов (48 Stat. at L. 456), который в разделе 2а, параграф 10. предусматривает, что в переходный период, ограниченный десятью годами, иностранные сношения островов будут находиться под прямым контролем и наблюдением Соединенных Штатов. См. Toynbee, Survey, 1933, pp. 544574; Documents, 1934, pp. 419447.

В 1938 г. состоялось решение по делу Bradford в. Chase National Bank of New York, согласно которому Филиппины являются суверенным государствоми, следовательно, собственность их пользуется юрисдикционным иммунитетом в судах Соединенных Штатов: 24 F. Suppl. 28, Annual Digest, 19381940,Case No 17; см. Также ibid., Сase No 18 (дело Suspine et al. v. Compania Transatiantica Centroamericana), по которому было решено, что филиппинские граждане подпадают под действие законодательства Соединенных Штатов о нейтралитете. Филиппинское государство получило приглашение на конференцию 1945 г. в Сан-Франциско и состоит в настоящее время членом Организации Объединенных Наций] имеется большое число государств, находящихся под протекторатом европейских государств. В силу того, что протекторат над ними признан третьими государствами, последние не вправе осуществлять политическое влияние в государствах, находящихся под протекторатом, и при отсутствии особых договорных прав не имеют права вмешательства, если государство-протектор аннексирует находящееся под его протекторатом государство и сделает его просто своей колонией, как поступила, например, Франция с Мадагаскаром в 1896 г. Примерами таких протекторатов за пределами Европы являются: французский протекторат над Тунисом и Марокко [Относительно Марокко см. ст. 141146 Версальского договора, также Rouard,е Card, Le Traits de Versailles el Ie Protectorat de la, France au Maroc, 1926, Относительно Туниса и Марокко см. консультативное заключение Постоянной палаты, цитированное выше, 93, прим. 2; также Winkler, La nationality dans les protector a t s de Tunisie et Maroc, 1926, pp. 1752; см. также In rе Societe des Phosphates Tunisiens, по которому 20 ноября 1924 г. было вынесено решение Государственным советом Франции: Annual Digest, 19291930, Case No 12 и примечание. О признании Соединенными Штатами французского протектората над Марокко см. Rouard de Card, Les Etats-Unis d'Amerique et le protectorat de la France au Maroc, 1930; см. также Fitoussi et Benazet, L'Etat tunisien el le protectorat franзais, 2 vols., 1931; также Moresco, Les rapports des droits publics entre la Metropole et les Colonies, Dominionts et autres territoires d'outremer, 1937. Танжерская зона (см. 95) представляет собой любопытный образец протектората. Она управляется международным органом на правая, предоставленных ей султаном Марокко, которое в свою очередь является французским протекторатом. Согласно договору 1923г. (см. 95, прим.), защита марокканских подданных танжерской зоны в иностранных государствах поручена Франции (ст. 6). С другой стороны, договоры, заключенные Марокко (т. е. Францией от имени Марокко), распространяются на Танжер лишь с согласия международного законодательного собрания зоны. Договоры, в которых участвуют все державы, подписавшие Алхесирасский акт, автоматически применяются к зоне (ст. 8). 14 июня 1940 г. испанские войска проникли в зону, и 4 ноября испанская оккупационная армия прекратила функционирование администрации, установленной договором. Великобритания и ряд других государств, подписавших договор, заявили протест. В результате состоявшейся в 1945 г. конференции было восстановлено положение, действовавшее до 1940 г. Cmd. 6678 (1945). См. Delore в А. J., 35, 1940, pp. 140145], Аннамом, Тонкином и Камбоджей [Правовое положение перечисленных в тексте протекторатов Франции над Аннамом, Тонкином и Камбоджей в результате событий 19461947 гг. подвергается изменению в связи с развитием народно-освободительного движения в Вьетнаме. Прим. ред. ], испанский протекторат над Марокко [См. о различных вопросах ответственности государства и других связанных с этим протекторатом вопросах решение, вынесенное судьей Губером в англо-испанском споре об испанской зоне в Марокко; решение состоялось 29 декабря 1924г., и сведения о нем имеются в различных частях Annual Digest, 19231924] и британский над федерированными малайскими государствами и различными государствами полуострова Малакка.

Какова бы ни была степень цивилизации или фактической независимости соответствующих территорий, протектораты эти осуществляются над реальными государствами [Так, эти государства и их государи пользуются в британских судах обычным юрисдикционным иммунитетом: см. дело Mighell v. Sultan of Johore, 1894, I. Q. B.149; Duff Development Company Ltd. v. Government of Kelantan, 1924, A. C. 797.К этой категории можно отнести следующие британские государства под протекторатом: федерированные малайские государства (Negri Sembilan, Pahang, Perak, Selangor); нефедерированные малайские государства (Johore, Kedah, Kelantan, Perlis, Trengganu); Северный Борнео; Саравак (уступка которого Великобритании обсуждается); Tonga. Все эти государства находятся в ведении британского министра колоний. С другой стороны, индийские государства, перечень которых имеется в India Office List, не являются государствами под протекторатом в указанном выше смысле. Они и их правители не обладают юрисдикционным иммунитетом. Они находятся в ведении министерства по делам Индии. Вышесказанное относится также к территориям Бахрейн, Кувейт, султанатам Маскат и Оман, и договорным арабским княжествам.

(Правовое положение малайских государств подверглось в 19461947 гг. ряду изменений. 21 января 1948 г. заключен договор о новом федеративном объединении, охватывающем и бывшие нефедерированные государства. Саравак стал британской колонией с февраля 1946 г. Что касается других британских колонии, то Бирма с января 1948 г. приобрела формальную независимость, Цейлон получил в 1947 г. статус доминиона. Прим. ред.)]. По этой причине они никоим образом не могут быть сравниваемы стак называемыми колониальными протекторатами [Британские колониальные протектораты подпадают, повидимому, под действие британской декларации об объявлении войны. Они подчиняются в основном закону об иностранной юрисдикции 1890 г., но в конституционном отношении их положение не всегда ясно. См., например, дело Sobhuza II v. Miller, решенное в 1925 г. Тайный совет признал протекторат Свазилэнд иностранной территорией и его жителейиностранцами (1926), А. С. 518; Annual Digest, 19251926, Case No 28 and note. To обстоятельство, что большинство таких протекторатов основывается на договорах с вождями туземных племен, может иметь некоторое юридическое значение для решения вопроса об их переходе под другую юрисдикцию. К этой категории могут быть отнесены следующие колониальные протектораты: британские Соломоновы острова, Гамбия, Кения, Нигерия, Северная Родезия, северные территории Золотого Берега, Ниассалэнд, Сиерра-Леоне, Сомалилэнд, Свазилэнд, Танганийка, Уганда, Занзибар. О британском протекторате Свазилэнд и Бичуаналэнд и об их предполагаемом объединении с Южной Африкой см. Round Table, 24, 1934, pp. 785802; 25, 1935, pp. 318323. О протекторате Аден в отличие от колонии Аден см. Robbins в А. J., 33, 1939, pp. 700715. Сравнительное исследование отношений между метрополией и заокеанскими территориями вообще см. Маrеsсо в Hague Recueil, vol. 55, 1936, t. I, pp. 513590] и протекторатами над африканскими племенами, которые европейские государства приобретают путем договора с вождями этих племен и по которым соответствующая территория обычно предназначается для будущей оккупации ее так называемым протектором [См. т. I, полутом 2, 226. Иногдаих называют колониальными протекторатами. См. Perrinjaquet в R. G., 16, 1909, pp. 316367].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...