Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мартин Лютер 1517




«По поручению папы Льва X их продавал в Германии монах-доминиканец Иоганн Тетцель с целью собрать средства на постройку собора Св. Петра в Риме, пользуясь поддержкой архиепископа Альбрехта Майнцского – примаса Германии»[1]

«1517 г. Лютер отправил ему письмо с просьбой прекратить спекуляции, приложив «Тезисы о прояснении действенности индульгенций» с перечислением 95 пунктов о злоупотреблениях церкви при отпущении грехов и торговле индульгенциями. Поскольку католическое учение об индульгенциях еще не догматизировано, он предлагал устроить по «Тезисам» диспут. Осталось предание о том, что именно в тот день, который отмечается как праздник Всех Святых, «Тезисы» прибиты к дверям замковой церкви в Виттерберге. Ибо печатные «Тезисы» года распространились по Германии, римская курия обвиняет автора в ереси, добиваясь отречения от заявленной позиции. На диспуте в Лейпциге Лютер – оппонент профессора Ингольштадтского университета Иоганна Экка, отвергнув утверждения официального католицизма о божественном происхождении и непогрешимости папы. Разрыв с католической церковью дополнен тремя произведениями Лютера, в которых изложены программа Реформации и ее главные боевые лозунги. Первое -обращение к немецким князьями, составленное в надежде на созыв немецкого национального собора, - «К христинскому дворянству немецкой нации об улучшении состояния христианства». Здесь сказано, что миряне и священники уравниваются в своей принадлежности ко всеобщему священству. Отрицалось также превосходство духовной власти и канонического права над светскими властями и правом. Второй памфлет «о вавилонском пленении церкви» критиковал католическую трактовку причащения, а из семи церковных таинств признавал соответствующими Писанию лишь два – крещение и причащение. Месса, важнейшее богослужение по католическому обряду, обвинялась как некое проявление идолопоклонства, поскольку, согласном католической догме, в ходе мессы приносится жертва Богу. В ответ римская курия обнародовала буллу «Exsurge Domine», предписывающую сжечь все сочинения Лютера; автор должен  отречься от них в течение 60 дней. Поскольку печатный экземпляр этой буллы Лютер бросил в костер в присутствии горожан и студентов Виттенбергского университета, отлучение объявлено буллой «Decet Romanum Pontificum»»[2]

«Военные действия и проявление массового насилия по религиозным мотивам стали постоянным фактором общественной жизни в странах Европы раннего Нового времени. Показательные казни лютеран имперскими властями, совместные действия новых протестантских правительств и католических князей против анабаптистов. В обстановке человеческого горя у разных народов проявились жертвенные настроения, готовность погибнуть во славу «чистого евангельского учения».

           Догматическое положение католицизма что святые -посредники в спасении, реформаторы разоблачали как нарушение Писания. »[3]

«Слово «святой» на некоторое время исчезло на протестантской литературы, но затем утвердилось в новом значении – реального человека пожертвовавшего жизнью, но не предал Евангелия»[4]

«Заметную часть книжной продукции в странах Западной Европы этого периода составили книги мертвых – мартирологи, в которых имена погибших от насилия людей. Они рассказывали о «мучениках во Христе», потерпевших от сидевшего на папском престоле Антихриста, и каждый мартиролог начинался с имен Джона Уиклифа и Яна Гуса. »[5]

           «Догмат о спасении верой Лютер формулировал кратким изречением «спасение только в вере» (sola fide) и подтвердил своим переводом Послания апостола Павла к римлянам (Римл. III, 28). В оригинале слово «только» отсутствует, и католические знатоки священных текстов усилили обвинения против Лютера. Лютер порицал душевную слепоту в церкви Антихриста, где христианину не дают познать личный опыт выработки своих чувств и убеждений. »[6]

«Реформатор часто обращался к теме мистического брака души христианина с Христом. Комментируя Послание Павла к римлянам солидарен с апостолом что вера заключается в борьбе духа с плотью, когда под влиянием Святого Духа и благодати человек обретает любовь к божественному Закону. »[7]

«существенно сомневался в возможности канонического пользования очень значительных книг Ветхого Завета»[8]

«В Новом завете отрицал подлинность двух апостольских посланий – Иакова и Иуды, сомневался в достоверности Второго послания Петра. Лютеровская критика Библии и его переводческая изобретательность, когда он усиливал в священном тексте акценты в пользу протестантской доктрины, давала поводы для упреков будто бы манипулирует богодухновенным текстом. »[9]

«После того как Лютер вступил в конфликт с Римом, во всех странах Европы лютеранами называли верующих, разделявших идеи Реформации. Лютеране выразили равенство мирян и клира перед Богом, избавились от иерархической пирамиды церковных должностей и монастырей. В немецких землях постепенно утвердилось представление что епископское право переходит к князьям. »[10]

«Курфюст Саксонский по просьбе Лютера создал при своей особе комиссию из двух светских и двух духовных лиц, которая следили за делами в церковных приходах. »[11]

«Консисториальное управление узаконено как принцип церковной администрации, в систему которой вошли ряд должностей и выборных коллегий. Упразднив таинство священства, а с ним и понятие о священническом сане, лютеранская церковь сохранила епископат. Лютер начал с главного. Он составил положения об избрании и утверждении в должности служителей церкви, определил время общественного богослужения, литургические и обрядовые формулы, составил книгу богослужебных песнопений. Гимн «Господь – надежный наш оплот» Лютер сочинил и положил на музыку, используя темы свободного толкования псалма 46. Лютеранский храм сохранял вид упрощенного католического, с алтарем, изображениями евангельских событий, органов, кафедрой проповедника. Лютеранская литургия включила общее покаяние присутствующих, чтение Писания и Символа веры, причащение. Признавая два таинства – крещения и причащения, - лютеранская церковь настаивала на специфической трактовке евхаристии. В церковной практике Лютер допускал определенную свободу для отдельных общин, не требуя полного единообразия. »[12]

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...