Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Англия 1534. Протестантизм 1534-1536. «Наибольшее впечатление на всю Европу произвело учреждение анабаптистами коммуны в Мюнстере




Англия 1534

«Парламентский Акт о супрематии 1534 г. передал королю и его наследникам право бороться с ересями и обязанности главы церкви. Для проведения этого постановления в жизнь король учредил светскую должность генерального викария по церковным делам для канцлера Томаса Кромвеля. Ради политического сближения с протестантами на континенте король издал ряд церковных документов, положения которых ловко сформулированы так, что они не противоречили католицизму и одновременно лютеранским воззрениям на таинства, комбинируя догмат о спасении верой с догматом о делах милосердия»[72]

«В них также осуждались реликвии и паломничества, рекомендовался родной язык для молитв. »[73]

Протестантизм 1534-1536

«Наибольшее впечатление на всю Европу произвело учреждение анабаптистами коммуны в Мюнстере. Проведением церковных реформ в этом вестфальском городе руководили последователи Гофмана, сюда при многие анабаптисты из регионов Германии и Нидерландов. Ян Лейденский правил в 1534-1536 гг. под титулом «Царь справедливости», пытаясь устроить новую жизнь по предписаниям Ветхого Завета. Отменены католические и протестантские обряды, проведен ряд уравнительных мер, введена полигамия. »[74]

«После расправы с Мюнстерской коммуной ее уцелевшие участники пополнили другие анабаптистские группы»[75]

Англия 1535

«Отказался присягнуть Акту о супрематии гуманист, автор «Утопии» Томас Мор. Томаса Мора казнили за не отказ признать папу высшей властью и не согласился на подчинение церкви государству. »[76]

Кальвин 1536

«Горький мотив изгнания часто звучал в его проповедях. Жизнь Кальвина за пределами Франции началась в протестантском Базеле. В 1536 г. Кальвин принял приглашение Гийома Фареля стать проповедником в Женеве, где влияние французской культуры сильнее, чем в Базеле.

Во франкоязычных областях Швейцарии действовала группа французских реформаторов, в которой выделялся Гийом Фарель, проповедовавший в Женеве. Кальвин получил должность «лектора Священного Писания», составил первые вероисповедные документы для вновь создаваемой церковной организации. Требования церковной дисциплины, предъявленные от лица новой церкви горожанам, вызвали конфликт и изгнание Фареля и Кальвина»[77]

««Наставление в христианской вере» - главная книга Кальвина. Должна стать кодексом убежденного христианина, готового отвергнуть любую ересь и чтить Бога больше жизни. »[78]

«Книгу открывает послание к Франциску I, где о несправедливости гонений против мирно исповедующих Евангелие подданных. Осуждая анабаптистские мятежи, автор призывает карать их по закону, как гражданские преступления. Утверждается, что у евангельских христиан только два средства превозмочь преследования: терпеть и ожидать помощи от Бога»[79]

«основа книги четырехчастное деление Символа веры последовательно излагает темы о познании Бога-творца, об искупительном подвиге Христа, о действиях Святого Духа в человеке и о церкви. Утверждаются представления о Боге-Творце, непознаваемом, дарующем человеку без заслуг милость или возмездие. Отвергаются рациональные доказательства бытия Божия католиков, и критикуются главные философские системы, включая эпикурейство. Необходимое для спасения благочестие верующий обретает, усваивая догматы. В «Наставлении» утверждается доктрина первородного греха и величие Христа. Его пророческая, царская и священническая миссия в качестве Посредника и Спасителя. На основе мистических убеждений в скрытом действии Святого Духа трактуются проблемы благодати Бога и оправдания верой. Учреждения далеки от божественного, являются лишь внешними мирскими средствами, которые помогают грешному человеку приблизиться к евангельскому идеалу. »[80]

«Книга следует принципу непротиворечивого сочетания ряда истин. Здесь все темы равно важны, ни одна не является более важной, чем другая. Столь же строго выдержана логика в догматах. Формулировки Кальвина учитывали идеи Лютера об оправдании верой, поврежденности человеческой природы и Христе как Спасителе и Посреднике. »[81]

«В повседневной жизни католика церковные нормы практически необременительны. Правила религиозной и гражданской жизни у протестантов тягостнее. Нравам христианина абсолютно и полно не соответствовать Евангелию в «Наставлении в христианской вере». Среди алчных и властных, как и среди бедных и убогих, нет ни одного, кто хотя бы отдаленно приблизился к совершенству. Очевидно, что заповеданное Богом совершенство означает поставленную Им цель. Достичь этой цели, полагаясь на себя, своим трудолюбием или смекалкой человек не может, ведь об этом свидетельствует реальная жизнь. Согласно Кальвину, зло жизни – война, нищета, горести, болезни и смерть – допущено свыше. »[82]

«Одновременно жизнь является благом, дарит человека многими утехами и наслаждениями, и христианин имеет право наслаждаться земными благами. »[83]

«Христианину важно самому найти меру, чтобы наслаждаться дарами Бога, не допуская свободы желаний»[84]

«Само по себе страдание не ценно, если не сближало с Христом знавшим слезы и страх. В отличие от Фомы Кемпийского презиравшим земное, советовал бежать от мира, «Наставление» Кальвина учило, что природу и все мирские блага Бог вручил людям на хранение, возложил на них совокупность обязанностей, а в конце времен потребует отчета.

Дискредитируя разум человека в сфере познания Бога, новый религиозный кодекс вполне доверяет ему руководство несовершенным миром. Комплекс христианских добродетелей состоит из воздержания, справедливости в общении с ближними и благочестия. Эти добродетели внеприродны, они воспитываются «божьими бичами» страданий. Поэтому человек с огромным трудом очищает свой дух от греховной природы. Жизненная задача, круг обязанностей и рамки поведения людей в христианском сообществе определялись у реформаторов концепцией христианского призвания. Лютер выдвинул идею о религиозном значении мирского труда при переводе Библии, объединив в немецком слове «призвание» два смысла, т. е. обычное дело человека и его призвание Богом к вечной жизни»[85]

«Кальвин писал, что от верующего требуется прежде всего не роптать на Бога за то место в обществе, на которое Он его поставил, а радоваться сознание выполненного долга. »[86]

По «Наставлению» Кальвина выход из неразрешимых противоречий бытия уже указан Христом. Католическая теология, по мнению реформатора, лишила верующих полноты веры, возможности непосредственного мистического общения с подателем веры. Нужно вернуться к тексту апостола Павла (2 Кор. II, 2-3), возродив идею обручения христианина с Христом. Утверждается, что до Христа и вне Его в Слове преобладали знаки божественного гнева и мести, но Сын Божий показывает доброту Отца. »[87]

«Для обретения веры не требуется познания Бога, которое невозможно для ущербного человеческого разума. Из элементов веры -чувство Божьего страха. Не должно уменьшать у истинных верующих надежду на спасение у отверженных оно превращалось в рабскую боязнь ада. «Наставление» учило, что истинный христианин не утратил бы Божьего страха, превыше всего боясь оскорбить Бога. Карающего Бога следует воспринимать с надеждой, как это делали Давид и Иов. Для Лютера у христианства худший враг, чем на папском престоле Антихрист при Кальвине лицо врага изменилось. В обществе появились христиане, которые хотели уйти от решения религиозных проблем в свою частную жизнь, и за это они получили клеймо «антихристов». Виноватыми объявлены «антихристы», которые публично заявляли, что христианство не требует самоотречения от человека и борьбы за победу новой церкви над католицизмом. Для верующих, которые сделали первый шаг к Евангелию выработана программа воспитания религиозной убежденности в «школе Иисуса Христа». Свою приверженность Христу нельзя таить в душе, ее обязательно следовало выражать во внешних обрядах, неукоснительно отстаивая протестантский культ как легальное общественное богослужение»[88]

«Кальвин утверждал, что в религии, в отличие от философии, обязаны содержаться не подлежащие критике и ревизии догматы. Предположения о доминанте одного догмата над другим реформаторы первой половины XVI в. тщательно избегали, видя в этом уступку философии и лазейку для обоснования концепций внецерковного христианства.

Теодор де Без попытался перестроить кальвинистскую теологию вокруг одного догмата. Выдвинул идею, что критерий чистоты доктрины -догмат предопределения: избранников – к спасению, отверженных – к гибели. Кальвин в переписке с Меланхтоном высказал что с простыми верующими вообще не нужно обсуждать тему предопределения. »[89]

«Евангельские общины в католических регионах должны погибать от репрессий, либо эмигрировать под защиту протестантских властей. Христиане, допускавшие компромиссы в религии, не отстаивавшие вероучение гражданским поведением, рисковали утратить надежду на спасение. Реформаторы, следуя трактовке Писания Аврелия Августина, делили христиан на избранников и отверженных. Избранникам Бог помогает идти по пути избавления от рабства греха к безупречной святости, которая обретается уже не на земле, а в небесах. Отверженные тоже могут слышать божественное Слово, но пути возрождения для них нет, как нет надежды и на воскрешение из христианского социума, им также предстояло воскреснуть для Страшного суда. По Кальвину души отверженных уже испытывают муки, которые бесконечно умножатся после Судного дня. »[90]

«Власть государя у Кальвина рассматривается как христианское призвание людей, которым поручено Богом великое служение и которые не связаны законами. Только Бог ставит и низлагает начальствующих. Народу положено рабское повиновение любой форме государственной власти. »[91]

«Доктрина протестантизма сумела, защищая догмат о спасении верой, поставить спасение христианина в зависимость не только от веры, но и от собственной церкви. Лютер считал допустимым все, чего Библия прямо не запретила, а Цвингли отменял в католическом богослужении обычаи, не имевшие прямого подтверждения в Библии»[92]

«В полемике с «левыми» течениями решительно не жевшими считаться с Ветхим Заветом и заявшими, что закон Христа отменяет законы Моисея Буцер подчеркнул идею Лютера о христианском свидетельстве в Ветхом Завете. »[93]

           «Лидеры реформатских церквей тесно сотрудничали со светскими властями. Социальная теория Кальвина исходила из всеведения Бога, который не может упустить ни одной человеческой проблемы, и из того, что верующим необходимы определенные этические, правовые, социологические и экономические теории. Государство и церковь Кальвин рассматривал как учреждения, созданные для обуздания греха и приближающие царство Божие. Если государство в конце времен должно прекратить свое существование, то церкви суждена жизнь в вечности. Обязанность государства – защищать установленные Богом законы морали и содействовать им, контролируя церковь в ее внешних связях, но не во внутреннем порядке. Вмешательство церкви в гражданские дела предполагалось косвенным в форме смиренных рекомендаций и воспитания сознания государственных людей. »[94]

«В Дании лютеранскую церковь учредили при поддержке короля Фридриха I установлена в Прибалтике и Финляндии. »[95]

«Изгнанный из Виттерберга, Агрикола стал придворным проповедником в Берлине, и антиномистские взгляды продолжали бытовать в лютеранстве. »[96]

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...