Англия 1527. Протестантизм 1528. «На землях Империи Карл V вынужден предоставить князьям право устанавливать церковные порядки в своих владениях
Англия 1527 «Папа Климент VII не дал санкции на развод короля с первой женой Екатериной Арагонской»[38] Протестантизм 1528 «Кальвин (1509-1564), завершив теологическое образование, по настоянию отца, отправился сначала в университет Орлеана, а затем Буржа для изучения права и греческого языка, среди его преподавателей профессора-лютеране»[39] Протестантизм 1529 «На землях Империи Карл V вынужден предоставить князьям право устанавливать церковные порядки в своих владениях. С попыткой императора отменить эту уступку в 1529 г. на сейме в Шпейере не согласились пять влиятельных князей и представители четырнадцати швейцарских и немецких вольных городов. Оказались в меньшинстве, но в «протестации» твердо заявили, что в деле спасения души каждый сам в ответе перед Богом и большинство сейма император принуждать совесть не могут. Их назвали «протестантами», поскольку они подписали «протестацию», но со временем так стали называть верующих, отвергнувших католицизм ради новых церковных образований»[40] Англия 1529 «развода с первой женой по совету Кранмера добился у университетских богословов. Легитимность развода и титул короля как высшего главы Церкви Англии провозгласила палата лордов, уже неоднократно в прошлом поддерживавшая королей против папства. Когда Климент VII начал угрожать королю отлучением, Генрих VIII провел через парламент серию законов, лишавших папу юрисдикции над Церковью Англии»[41] Протестантизм 1530 «Ян ван Батенбург (1495-1538) провозгласил себя пророком Илией, готовившим возвращение Христа к людям. Выступления его последователей с разрушением храмов, обобществлением имущества и полигамией после казни пророка продолжались. Насильственные методы учений Яна Лейденского и Яна ван Батенбурга осудил голландский проповедник Давид Йорис (1501-1556). Его визионерский опыт и сочинения учили не связывать личную веру с официальным культом, призывали к терпению и умению выживать в условиях гонений за веру. Считал христианство и институт власти несовместимы, а избавление мира от зла и пороков обеспечит религия. Под влиянием деятельности нидерландского теолога Менно Симмонса (1496-1561) в движении развивались церковные начала. В протестантской церкви меннонитов сохранились крещение взрослых и отказ от воинской повинности по религиозным убеждениям. Анабаптисты значительно больше протестантов, использовали наследие средневековых мистических учений»[42]
«Признавая авторитет Писания и положение о всеобщем священстве настаивали на строгом отделении избранников от отверженных в земной жизни»[43] «Предполагалось, что в общинах «святых» христиане изолируют себя от мира зла, т. е. государственной и правовой регламентации жизни верующих. Гуманистической интеллигенции импонировал свободный подход к толкованию Писания, не связанный догматами протестантизма. Мистические представления о святости природы человека, слиянии души с Богом и Бога с миром подрывали догматы церковного христианства. Подавляющее большинство анабаптистов критиковали или отвергали учение о троичности Бога, поэтому их также называли антитринитариями. В философской культуру позднего Возрождения актуализировалась проблема ереси. Вскрывая условность и несовершенство понятия ереси и осуждая правовую практику, согласно которой еретик приравнивался к вору и убийце, с теоретической реабилитацией анабаптизма выступал философ-пантеист Себастьян Франк. Философ-неоплатоник Мигель Сервет, один из самых ярких представителей антитринитарной мысли XVI в., обвинявшийся в анабаптизме, отстаивал свободу религиозного выбора. Казнь Сервета в протестантской Женеве вызвала волну общественного негодования в Европе, и в «Трактате о еретиках», защищавшем Сервета, группа гуманистов энергично защищала принципы веротерпимости и свободы совести, получившие дальнейшее развитие в религиозно-философской литературе Нового времени. »[44]
«Мыслители-антитринитарии появились лишь в отдельных странах – в Испании (Мигель Сервет) и Италии (Лелио и Фаусто Соццини, Бернардино Окино), а также в Трансильвании, Польше и Литве. Радикальные теологи сосредоточились на переосмыслении понятия о церкви»[45] «Учения религиозных диссидентов исходили из того, что союз императора Западной Римской империи Константина с папой Сильвестров I уже в древности означал порчу христианской церкви. Церковь они считали не общественным институтом, освященным божественной благодатью, но автономным собранием верующих, которое имеет право игнорировать некоторые общественные нормы, например применение силы, присягу, воинскую повинность. Провозглашалась необходимость полного отделения церкви от государства. При отсутствии сословия духовенства в общинах поддерживали принятые нормы веры отлучением недостойных членов, а крещение и причащение сохранялись в качестве учрежденных Христом обычаев. Принципы анабаптизма укоренились в народных реформационных движениях в Англии и оказали влияние на религию колонистов Северной Америки»[46] «Воинствующие проповеди Мельхиора Гофмана (1495-1543), меховщика и самоучки в богословии против «нечестивцев» - папы и императора. Недовольные имперской политикой местные власти разрешали Гофману проповедовать в городах Прибалтики, Скандинавии, Нидерландов, долины Рейна. В 1530 г. в группе анабаптистов Страсбурга он принял повторное крещение, и его последователи ожидали начала установления «миллениума» - тысячелетнего царства Христа с центром в Страсбурге. »[47] «Особая теологическая концепция Буцера получила отражение в «Исповедании четырех городов» -оглашено на сейме в Аугсбурге в 1530 г., где Филипп Меланхтон представил лютеранское «Аугсбургское вероисповедание». Духовный и политический климат Страсбурга отличался терпимостью к представителям различных направлений Реформации и в том числе к радикальным реформаторам. По требованию Карла V реформатор изгнан из Страсбурга в Англию -укрепило там сочувствие к Реформации. Перешла официальная церковь Страсбурга на лютеранскую ортодоксию. »[48]
«Для Лютера, Цвингли и Буцера воплощение безбожия и ереси, гораздо опаснее папизма -выступления радикальных реформаторов»[49] «Задачу изложить для всех основы нового вероучения решал Филипп Механхтон. Создал из основных богословских положений Лютера – трактат «Loci communes», где, используя терминологию Аристотеля, в упорядоченных формулах излагались общие положения о Боге. Составил оглашенное на сейме в Аугсбурге 1530 «Аугсбургское вероисповедание» -28 статей, подписанных семью князьями и двумя вольными городами, указывали на необходимость изменить некоторые католические традиции в соответствии с требованиями Священного Писания (ввести причащение двух видов для мирян, отменить целибат, монашеские обеты, обязательную исповедь»[50] «Меланхтон считал полезным компромисс с католиками. Через год Меланхтон составил тверже по отношению к католикам «Апологию Аугсбургского вероисповедания» разъяснив программные положения немецких реформаторов: о грехе и оправдании, о человеческих традициях в христианской церкви, об отношении к культу святых, браку священников, мессе, монашеским обетам, покаянию. Во втором и третьем издании «Loci communes» отчетливо проявился отказ автора от краеугольного для Лютера догмата о рабстве воли. »[51] «Цвингли отрицал догматическую установку Лютера причащения, а Лютер отрицал политические установки Цвингли. Из Цюриха и Женевы писем Лютер не желал читать. »[52] «В полемике с «левыми» течениями не желавшими считаться с Ветхим Заветом и заявлявшими, что закон Христа отменяет законы Моисея, Мартин Буцер подчеркнул идею Лютера о христианском свидетельстве в Ветхом Завете. »[53]
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|