Двадцатилетие конституции Российской Федерации: основные вехи
В 2013 году Россия отмечала двадцатилетие принятия Конституции Российской Федерации, ставшей фундаментом современной правовой системы России. Двадцатилетие – не просто юбилей, это повод оценить достигнутое за два прошедших десятилетия, сделать определенные выводы, наметить планы на дальнейшие перспективы. Проблемы, связанные с оценкой эффективности российских конституционно-правовых институтов, всегда находили регулярное освещение в трудах юристов, историков, политологов, экономистов. Общегосударственная значимость эффективности регулирующего воздействия конституционно-правовых норм не просто не позволяет рассматриваемой проблеме утратить свою актуальность на протяжении двух десятков, но способствует все большему повышению научного интереса к более глубокому осмыслению российской Конституции, как правового феномена. Принятие в 1993 году Конституции Российской Федерации явилось результатом кардинальной институциональной трансформации всех политических, социальных и правовых институтов, начавшейся еще в перестроечный период Союза ССР в 1985 году. Основные вехи конституционных реформ того периода оказали прямое влияние на формирование основных институтов современной российской политической системы. Вносившиеся на протяжении 1985-1993 годов изменение в Конституции СССР и РСФСР, направленные на внедрение принципов: многопартийности и утраты монополии на власть КПСС, завершившиеся ее уходом с политической сцены страны, в результате отмены статьи 6 Конституции Союза ССР, появления альтернативности выборов, повышение роли частных инициатив граждан в управлении делами страны; столкновение идеологического плюрализма и свободы слова и печати. Коснулись политические реформы и экономической жизни страны на фоне становления института частной собственности. Предпринимательство став теперь формой частной экономической деятельности граждан стало поощряться государством.
Распад СССР и подписание Декларации о государственном суверенитет Российской Федерации требовали уже реформирования не только институтов, регулировавших взаимоотношения государства и гражданского общества, но и системы государственного управления, виде создания новых институтов высших органов государственной власти, решения вопросов федеративного устройства, чего не возможно было осуществить без принятия новой конституции, способной давать ответ вызовам того непростого времени. Принятие Конституции Российской Федерации на фоне нестабильности государственного строя 90-х годов выглядело весьма ответственным шагом. Предшествовал принятию Конституции Российской Федерации 1993 года Указ Президента Российской Федерации от 21 сентября 1993 года № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», установивший переходный период, в течении которого должна была принята новая Конституция Российской Федерации, как обновленного суверенного государства [1]. Конституция Российской Федерации 1993 года, принятая на Всенародном голосовании закрепила новую систему высших органов государственной власти, основанную на весьма четком разделении законодательно(представительной), исполнительной и судебной ветвей государственной власти, лавой государства стал – Президент Российской Федерации. Парламент стал именоваться Федеральным Собранием Российской Федерации нижней палатой которого стала Государственная Дума, верхней – Совет Федерации, исполнительную власть стало осуществлять – Правительство Российской Федерации. Конституционный, Верховный и Арбитражный суды составили судебную власть Российской Федерации.
Заложены в Конституцию Российской Федерации и фундаментальные основы местного самоуправления, как самостоятельного уровня публичной власти населения. Важнейшим предметом конституционно-правового регулирования стало федеративное устройство России. Статьи 5 и 65 Конституции Российской Федерации, определили, географический состав России, состоящей из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации. Республики получили право иметь свою конституцию и законодательство. Края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа – уставы и законодательство. Продиктована такая ассиметричная модель федеративной системы была, прежде всего, начавшимися в тот момент так называемым «парадом суверенитетов» и отсутствием на тот момент эффективной центральной власти. Предоставление отдельным республикам дополнительных конституционных полномочий являлось на тот момент условием сохранения территориальной целостности государства. Также Конституция Российской Федерации во второй главе закрепила основы правового статуса личности в Российской Федерации, так человек с его правами и свободами возведен в категорию высшей ценности. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – стало обязанностью государства. В статье 20 Конституции РФ намечена тенденция на отмену смертной казни, которая могла устанавливаться за особо тяжкие преступления в исключительных случаях «впредь до ее отмены». Вместе с этим мораторий на применение высшей меры появился сразу же после принятия Конституции Российской Федерации и продолжает действовать до настоящего времени. Глава вторая Конституции 1993 года сделала акцент на приоритете государственной политике в области прав и свобод личности закрепила как естественные права и свободы человека и гражданина, так социально-экономические и политические права. Важный упор Российская Конституция сделала в статьях 45-54 на защиту личности от произвола при осуществлении государством правоохранительной и судебной деятельности, предусмотрев такие гарантии, как право на судебную защиту, включая введение института присяжных, на квалифицированную юридическую помощь, презумпцию невиновности, право собственного свидетельского иммунитета, т.е. право не свидетельствовать против самого себя и своих близких. Важным принципом современного конституционализма явился принцип ответственности государства перед личностью, так применительно к статье 53 Конституции Российской Федерации каждый получил право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями(или бездействиями) органов государственной власти или их должностных лиц.
Если концепция естественных и политических прав, декламируемых российской Конституции очевидно была заимствована из зарубежных, прежде всего американской конституции, и ряда международных правовых актов, таких как Всеобщая Декларация прав человека 1948 года и Международный пакт о гражданских и политических правах 1950 года, то установление в Конституции Российской Федерации прав человека в социальной сфере, является достоинством национальной конституции в ее сравнительном анализе с конституциями ряда зарубежных стран, которые не уделяют достаточно внимания блоку социально-экономических прав личности, требующих высоких расходных обязательств. Так, отечественная конституция возвела в число неотъемлемых прав и свобод человека права на труд и охрану труда с оплатой в размере не ниже установленного федеральным законом минимального размера, социальное обеспечения, право каждого на жилище, на здравоохранения и образование, в том числе бесплатное (статьи 37,39,40,41,43). В число основ конституционного строя возведен принцип социального государства (статья 7 Конституции Российской Федерации). Создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, признано целью государственной политики страны. К сожалению, следует отметить невысокую эффективность реализации конституционно-правовых норм в 90-е годы. Так, большинство декларативных положений, определенных, преимущественно во главе второй Конституции Российской Федерации не находил своей реализации в федеральном законодательстве. Примером, может служить право граждан на обращение в органы государственной власти и местного самоуправления, как одного из важнейших форм диалога граждан с властью, определенной в статье 33 Конституции Российской Федерации. Федеральный закон, регулирующий порядок рассмотрения обращений граждан Российской Федерации был принят лишь в 2006 году [2].
О реализации положений статьи 34 Конституции Российской Федерации о недопустимости экономической деятельности, связанной с монополизацией и недобросовестной конкуренции говорить преждевременно даже в настоящее время. Таким образом, сложность реализации конституционных положений обусловлена необходимостью принятия качественных федеральных законов и подзаконных актов. Начиная с 2000-х годов, с приходом к власти на пост Президента Российской Федерации В.В. Путина началась активная работа законодательной власти по воплощению в жизнь, заложенных в Конституции Российской Федерации нормативных положений. Так, 25 декабря 2000 года были приняты Федеральные конституционные законы о Государственном флаге, гербе и гимне, установившиеся в соответствии со статьей 70 Конституции Российской Федерация и основные государственные символы Российской Федерации, и порядок их официального использования. Начинают обновляться основные кодифицированные федеральные законы, прежде всего Налоговый, Трудовой и Земельный кодексы Российской Федерации. От своевременности модернизации текущего законодательства напрямую зависит эффективность регулирующего воздействия норм самой Конституции. Если постоянная модернизация федерального законодательства является бесспорным и необходимым условием существования и развития отечественной правовой системы, то вопросы, связанные с модернизацией самой Конституции вызывают весьма противоречивые дискуссии в среде, как политиков, так и юристов. Оно и понятно, ведь Конституция, является по своей сути общественным договором, о котором писали в свое время Ж.Ж. Руссо и ДЖ. Локк. Всякий пересмотр договорных отношений, пересмотр первичного источника права взывает обоснованное опасение широких масс. Проблема модернизации Конституции фактически всегда была в центре научных дискуссий. Накануне последних парламентских выборов (декабрь 2011 г.) центром проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования при Отделении общественных наук РАН в форме научной монографии подготовлен «научный макет» (т.е. проект) новой Конституции России. Авторы проекта, выявив особенности Конституции Российской Федерации, которые, по их мнению, системно ответственно за проблемы, тормозящие развитие России, предложи логико-математизированный алгоритм успешности, применимый для каждой страны, на основе которого и попытались построить проект новой Конституции России [3].
Однако всякая попытка пересмотра отдельных конструкционных положений вызывает, так называемый «реформаторский зуд». Российское общество не успело пережить потрясения перестройки 80-90-х годов и не желает подвергаться еще одному эксперименту. Бесспорным представляется, то, что Конституция Российской Федерации не лишена недостатков. Так, глава четвертая содержит весомый перевес полномочий Президента Российской Федерации. Кроме того, Конституция Российской Федерации устанавливая принцип федерализма (разделения власти по вертикали) не закладывает механизма наделения полномочиями глав субъектов Российской Федерации не содержит, в отличии от предыдущих Конституции Союза ССР и РСФСР главы, посвященной избирательной системы. По порядку внесения изменений Конституция Российской Федерации является «жесткой», что делает относительно сложным порядок внесения изменений в данный документ. До настоящего времени не принят Федеральный конституционный закон «О Конституционном Собрании Российской Федерации», определяющего конституционно-правовой статус. Порядок созыва, его состав и порядок формирования органа, на который в соответствии с главой 9 Конституции РФ мола быть возложена процедура пересмотра Конституции РФ. Между тем именно в период относительной политической стабильности принятие такого важного закона являлось бы наиболее уместным. Таким образом, Конституция Российской Федерации за двадцать лет своего существования сумела вывести страну сквозь весьма тернистый путь перестройки на путь стабильного развития. Спустя десять лет, накануне 10-тилетия Конституции РФ экс-председатель Конституционного Суда Российской Федерации М.В. Баглай назвал Российскую Конституцию «рубашкой на вырост» [4]. Пройдя два десятка лет Россия с ее политико-правовой ментальность успела «вырасти» для эффективной реализации, заложенных в Основном законе страны институтов. Однако, ориентация Конституции России «на будущее» требует от нас новых планов модернизации российской государственности.
Библиографический список 1. Указ Президента РФ от 21 сентября 1993 г. № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993, № 39. Ст. 3597 2. Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 № 59-ФЗ (в актуальной редакции) // Собрание законодательства РФ. 2006, №19. Ст. 2060. 3. Бутусова, Н.В. О модернизации российской Конституции (цели, задачи, пути осуществления) / Н.В. Бутусова // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 1 – С.5-11. 4. Баглай, М.В. Конституция – рубашка на вырост / М.В. Баглай // Российская газета. 2003, № 197 Г. Тагандурдыева Сосикатель кафедры гражданского права туркменского государственного университета им. Махтумкули, Туркменистан
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|