Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблемы формирования гражданского общества, обусловленные российским правовым менталитетом




 

Конституция Российской Федерации определяет наше государство как правовое, демократичное. Реализация принципов такого государства на практике невозможна без наличия развитого, эффективно функционирующего гражданского общества. По превалирующему в науке мнению гражданское общество должно возникать, организовываться снизу, т.е. инициатива создания всевозможных его институтов должна исходить от активной, свободной, независимой в мышлении личности, способной отстаивать свои интересы, а также брать на себя ответственность за свою собственность, за свой образ жизни т.д. Однако, принципы, по которым наше общество жило в советский период отнюдь не способствовали формированию именно этих качеств личности. Это явилось одной из глубинных причин недостаточно активного развития гражданского общества в России. В этой связи представляется весьма актуальным учет правового менталитета российских граждан при построении политики развития гражданского общества.

Несмотря на то, что гражданское общество предполагается как нечто независимое от государства, тем не менее, эта независимость весьма относительна, поскольку деятельность большинства институтов гражданского общества регламентирована государством на законодательном уровне и контролируется органами государственной власти. Кроме того, государству принадлежит и функция воспитания той самой личности, которая будет способна обеспечить наличие развитого гражданского общества.

Проблемы формирования гражданского общества, обусловленные российским правовым менталитетом многочисленны и разнообразны. Так, личность, которую ставят во главу угла, в расчете на существование гражданского общества должна быть активной. Такая личность должна проявлять инициативу в отстаивании своих интересов, однако, в нашем народе довольно глубоко сидит уверенность, что инициатива наказуема. Причины этой уверенности кроются ив нашем советском прошлом, где все должны были быть одинаковыми, а любая активность строго соответствовать определенным параметрам и иметь определенный вектор, и в более глубинной ментальности русского человека, для которого состояние покоя куда важнее отстаивания социальной справедливости, например. Стремление человека к счастью – это его базовая, руководящая потребность. А счастье для русского человека немыслимо без покоя. И если ему предлагается пожертвовать этим состоянием ради того, чтобы решить какую-то мелкую бытовую потребность, то, решив, что «Овчинка выделки не стоит» или «Оно себе дороже будет» наш человек постарается избежать активности. Безусловно, не все и не всегда абсолютно пассивны, но инертность нашего народа бесспорна. Терпеливый, долго запрягающий он может начать действовать только тогда, когда совершить нужно действительно великие дела, а не размениваться по мелочи. Так, ни для кого не секрет, что если европейцу дают задание и определяют срок для его выполнения, он, как правило, размеренно работает в течение всего выделенного срока времени. С нами ситуация иная. Мы начинаем действовать только тогда, когда сроки поджимают и с героизмом сотворяем за три дня то, что европеец делал месяц. В чем причина? В русской лени? Представляется, что не только в ней, но и в неформатности нашего мышления, героичности натуры. Нам скучно делать что-то рутинно. Мы должны сначала создать себе проблемы, а потом с героизмом их преодолеть. Русскому человеку не по душе делать что-то просто ради какого-то материального блага, нам нужна великая идея, великая миссия, чтобы мы начали проявлять активность. В этом кроется разительное различие русской и европейской цивилизаций. Их культ частной собственности и материальной выгоды не свойственны нам. Для русского это тоже ценности, но не определяющие. И здесь возникает вопрос: а нужно ли нам меняться, переформироваться под запад или все-таки стоит поискать свою индивидуальную форму государства не завязанную на так называемой демократии?

Отсутствие активности обуславливается также и отношением нашего народа к власти. В большей степени это отношение негативное. Причин для этого много. Прежде всего, коррумпированность властных органов и ее следствие - правовая незащищенность человека. Открытое пренебрежение власть имущих законами государства, их безответственность и безнаказанность. Пренебрежительное отношение всего народа писаному праву обусловлено не только этим, но и ментальными особенностями. Привычка нашего народа жить не по праву, но и по правде неискоренима, надеюсь, поскольку именно она является препятствием для построения полицейского государства. Каждый из нас самостоятельно определяет свою систему ценностей, свое понятие справедливости, и если мы считаем норму закона не справедливой, то можем ее и нарушить.

Кроме того, у нас нередко случаются правонарушения совершенные не из корыстных побуждений, а из азарта проверить свои возможности: получится или нет.

Отсутствие уважения к праву ведет к низкой правовой грамотности, и далее к нарушению закона по незнанию.

Как отмечалось выше, деятельность многих институтов гражданского общества урегулированного законами, что в глазах народа делает их частью государственного механизма, а значит и накладывает тот самый отпечаток негативного отношения как ко всему исходящему от власти. Например, такой орган как Счетная палата, ежегодно представляющий отчет о развитии гражданского общества в Российской Федерации в сознании людей вряд ли представляется автономным, независимым от государства.

В последнее время мы наблюдаем активное развитие такого института гражданского общества, как добровольчество (волонтерство). Потребность бескорыстно помочь попавшим в беду не истреблена, к счастью, в нашем народе окончательно. Комитет Совета Федерации по социальной политике подготовил проект закона «О добровольчестве (волонтерстве)». В пояснительной записке указывалось: «Принятие проекта федерального закона «О добровольчестве (волонтерстве)» будет способствовать определению системы общественных отношений, возникающих в сфере добровольческой (волонтерской) деятельности, повышению эффективности деятельности социально ориентировочных некоммерческих организаций, содействовать развитию гражданского общества в России, совершенствованию законодательных основ, обеспечивающих эффективное функционирование и развитие добровольческой (волонтерской) деятельности в современных условиях.

Цель законопроекта заключается в создании правовой основы функционирования в России целостностей системы добровольческой (волонтерской) деятельности, структуры, механизмов функционирования институтов и организаций, осуществляющих добровольческую (волонтерскую) деятельность, определении основных принципов добровольчества (волонтерства), целей и задач добровольческой (волонтерской) деятельности, форм и видов добровольческой (волонтерской) деятельности, прав и обязанностей участников добровольческой (волонтерской) деятельности, прав и отношений между ними, системы мер по стимулированию добровольчества (волонтерства), полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления в данной области». Таким образом, если закон достигнет своих целей, то добровольческая деятельность приобретет слишком регламентированный характер, чтобы иметь возможность называться самостоятельной, независимой от государства. Это может послужить препятствием в развитии добровольчества, как института гражданского общества.

Негативное отношение нашего народа к закону и власти обусловлено и нашим историческим опытом. Слишком часто народ ставится в такие условия, что, соблюдая закон выжить очень сложно люди приспосабливаются, а, в отсутствие сдерживающих моральных качеств, которые ранее, например, воспитывались православной идеологией, а затем коммунистической, развивается правовой нигилизм в том виде, в котором мы наблюдаем его сегодня. И решить эту проблему одними лишь карательными мерами вряд ли удастся. Законопослушного гражданина, имеющего активную жизненную позицию необходимо воспитывать. А с воспитанием у нас в стране пока все очень печально. Государство главенствующую роль в воспитании детей отводит семье. Институт семьи сам находится в таком состоянии, что требуется взвешенное государственное воздействие для его оздоровления, если уж не реанимация. Кроме того, ребенок большую часть времени проводит вне поля зрения родителей и прочих членов семьи, и все это время процесс воспитания не прерывается. Поэтому, представляется, что именно государство через учебные заведения, через средства массовой информации должно заниматься правовым воспитанием подрастающего поколения. И именно государство должно принять решение, какую систему ценностей прививать нашему обществу. На этапе принятия такого решения очень важно учитывать многие факторы, в том числе и российский правовой менталитет. Важно понять: хотим ли мы сохранить самобытность народа, те идентифицирующие признаки его характера, являющиеся фундаментом самой русской цивилизации, или же полностью примем европейскую систему ценностей. Если мы выберем последнее, то, безусловно, это ускорит процесс глобализации, который многим видится благом. Но за эти весьма сомнительные блага придется заплатить уничтожением себя как народа. Поскольку глобализация в существующем виде скорее подходит на колонизацию России. А что делает европейская цивилизация со своими колониями ни для кого не секрет. Такого поражения русская цивилизация еще не знала за всю ее историю.

Поэтому представляется чрезвычайно важным при выборе пути развития нашего государства учитывать ментальные особенности российского народа. Не пытаться подгонять наше общество под стандарты, изобретенные отличной от нас цивилизацией, а вырабатывать свой путь, свои уникальные, подходящие именно нам формы общественного существования.

Так, всеми признаваемая ориентированность нашего народа на «царя» для государства с большой территорией, скорее плюс, чем минус. И если говорить о стремлении построить правовое государство, то стоит дать народу такого «царя», наделив его всей полнотой власти, но и обеспечив его реальную юридическую ответственность.

Стремление русской души к подвигу нужно использовать, создав грамотную, полезную для большинства идеологию. А зараженные правильной идеей люди скорее станут проявлять активность и отстаивать свои интересы. В постсоветский период в нашем государстве идеологий занимались мало, что имеет весьма печальные последствия. Мы можем наблюдать, как превращаемся в то самое общество потребления, о котором мечтают алчные экономические властители современного мира. В безропотное вечно жующие стадо, численность которого легко контролировать. Не будет лишним вспомнить, что, по мнению этих «пастухов», людей на территории России слишком много.

Таким образом, в современных условиях государство не может ждать инициативы от человека в построении развитого гражданского общества. Оно должно либо воспитать политически активных людей, либо искать свой путь, свою форму существования, в которой не будет ставить во главу угла наличие развитого гражданского общества.

 

В.А. Расчетов

ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный университет путей сообщения»

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...