Институциональное обеспечение стратегии развития транспортных коридоров азово-чернаморского бассейна
В условиях глобализации, перед Россией, также как и перед другими государствами, остро встает проблема оптимизации транзита грузов. В мировой практике, этот вопрос решается за счет создания и развития международных транспортных коридоров (МТК), которые выступают механизмом консолидации стран вокруг создания системы транспортной интеграции. РФ занимает лидирующую роль в организации транзитных схем на европейском пространстве, что требует максимальное использование транспортного потенциала. В этих условиях с особой остротой встает проблема разработки нормативно-правовой базы функционирования транспортной отрасли и с детализацией по участникам перевозочного процесса (железнодорожный, морской, автомобильный, речной и трубопроводный транспорт) дальнейшая унификация международного транспортного права с национальным на принципах ООН и ИМО (Международной морской организации). Происходящие процессы глобализации мировой экономики активизируют интеграционные процессы в Европейской части Российской Федерации, проявляющиеся в настоятельной потребности создания новой и модернизации существующей транспортной инфраструктуры. В соотвествии с решениями второй Общеевропейской конференции по транспорту через Южный федеральный округ проходит российский участок международного транспортного коридора «Север – Юг». В 2012-2013 гг. наметилась тенденция по устойчивому увеличению грузооборота морских портов Азово-Черноморского бассейна, по сравнению с 2011 годом на 2,3 % и составил 176,7 млн. тонн (31,2 % от общего грузооборота российских портов). Необходимо отметить положительные тенденции в развитии партнерских отношений во внешней торговле между Россией и странами Черноморского бассейна. В настоящее время между портами России и Турции функционируют 14 морских линий, из них 3 автопаромные, 2 железнодорожно-паромные и 9 контейнерных линий.
19 февраля 2013 г. Турция и Россия ввели в действие совместную железнодорожно-паромную линию порт Самсун – порт Кавказ через Черное море. Эта артерия, по предварительным оценкам экспертов, позволит увеличить грузовые перевозки между двумя странами более чем на 15 %, а объем международного грузового транзита между РФ и Турцией – на 15-20 %. Согласно проекта Стратегия развития морской портовой инфраструктуры до 2030 г. базовыми задачами развития Азово-Черноморского бассейна являются: увеличение портовых мощностей и обеспечение эффективного развития портовой инфраструктуры; обеспечение безопасного функционирования морской портовой инфраструктуры и обеспечение безопасности мореплавания; создание условий, повышающих конкурентоспособных отечественных морских портов; совершенствование государственного управления в сфере морского портового хозяйства. Необходимо отметит, что все вышеперечисленные механизмы повышения конкурентоспособности российских портов Азово-Черноморского бассейна не будут иметь успеха без эффективного взаимодействия морских портов с железнодорожным, внутренним водным и автомобильными видами транспорта. Что обеспечивается нормативно-законодательной базой по совершенствованию взаимодействия всех видов транспорта и участников перевозочного процесса на единой международной и национальной нормативно-законодательной основе. При проведении исследования данной проблемы выявлен целый ряд дополнительных препятствий в виде различия технических норм по подвижному составу, транспортным путям, габаритам и массе грузов, своеобразия национальных нормативно-правовых требований и т.п., а это, естественно, создает большие задержки при перевалки грузов с одного вида транспорта на другой при пересечении границ и т.п., тем самым увеличивая риски и стоимость, что требует институциональности, как формы интеграции государств – участников МТК.
В транспортных коридорах, прежде всего, необходимо унифицировать требования к транспортной инфраструктуре и параметрам транспортных средств, т.е. должны вырабатываться общие требования к транспортным путям и средствам, искусственным сооружениям, информационным коммуникациям и сервисному комплексу определяемые институциональными коммуникациями основной набор стратегических целей которые являются: определение функциональных особенностей институциональных отношений между участниками перевозочного процесса; распределение ответственности между ними; утверждение собственных «коммуникативных претензий» и их декларация в части конкретной реализации, с конкретными предприятием и в конкретных условиях взаимодействия; контроль за соблюдением условий реализации регламента взаимодействия социально-конституциональной направленности; координация и стимулирование совместных усилий и действий участников институциональной коммуникации в плане выработки результирующего эффекта; утверждение плана совместных действий и выработка необходимых критериев в рамках совместной интеракции социально-институционального плана. В соответствии с проектом стратегии развития морской портовой инфраструктуры до 2030 года базовыми задачами развития Азово-Черноморского бассейна являются: повышение эффективности работы в транспортных коридорах обеспечением единых технических требований; внедрение передовых технологий и создание единого информационного пространства для сопровождения и безопасности перевозок все возрастающих объемов груза, что требует дальнейшего переосмысления принципов процессов взаимодействия различных видов транспорта в узлах и их законодательного закрепления на основе организации единого перевозочного процесса, как на Российском участке МТК «Север – Юг», так и по территориям стран участников. В этой плоскости имеется технологическая возможность организации единого диспетчерского руководства, с созданием головного офиса на территории РФ, по мнению автора в одном из г. С-Пб; Москва, Ростов н/Д.
Дальнейшего исследования и законодательного закрепления требую проблемы перевозки массовых и особенно опасных грузов через МТК, разработки действенных мер по борьбе с терроризмом, а также с пиратством в международных водах.
Библиографический список 1. Шрамко, А.П. Международная и Российская системы документов по безопасности транспортного процесса перевозки грузов морем / А.П. Шрамко, В.С Болгарчук. – Новороссийск: РИО МГА им. адмирала Ф.Ф. Ушакова, 2011. 2. Шрамко, А.П. Перспективные направления увеличения провозной способности смежных видов транспорта на ближних подступах к Новороссийскому транспортному узлу и портам Таманского полуострова / А.П. Шрамко // Материалы десятой региональной научно-технической конференции «Проблемы эксплуатации водного транспорта и подготовки кадров на юге России». Новороссийск: РИО ГМУ им. адмирала Ф.Ф. Ушакова, 2013. Л.И. Каплина Ст. преподаватель кафедры «Теория государства и права» ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный университет путей сообщения»
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|