Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Легитимизация структур гражданского общества в России начале XX века




В России вплоть до XIX века существовали лишь сословные организации – купеческие гильдии, дворянские собрания, органы казачьего самоуправления и т.п. Но, начиная с XIX века, особенно в начале XX века стихийно возникали десятки и сотни несословных общественных организаций, сосредоточившихся содействовать культурному прогрессу Отечества. Именно их появление было свидетельством зарождавшегося гражданского общества, показателем растущей заинтересованности населения, прежде всего его, наиболее образованной части, в развитии просвещения, науки и искусств.

Первым по времени возникновения и к концу XIX века весьма многочисленными были научные общества, объединявшие как профессиональных ученых, так и любителей. Они создавались при университетских центрах и существенно дополняли картину их научной жизни. Старейшими в стране были Общество истории и древностей Российских при Московском университете, ведущие свою историю с 1084 г., и Московское общество испытателей природы, основанное в 1805 г. С 1817 г. существовало Минералогическое общество с 1845 – Географическое, с 1868 – Русское физико-химическое общество.

Особенно много научных обществ возникло в конце XIX – начале XX века и к 1917 г. научных и научно-просветительных обществ существовало более 300, из них около 120 возникли после революции 1905 г. [1].

Многочисленны были инженерные, технические, врачебные и учительские общества, охватывающие огромную массу не только столичной, но и провинциальной интеллигенции. В начале XX в. только учительских обществ насчитывалось уже более 70 [2], на их основе в 1905 г. был создан Всероссийский учительский союз. Эти общества были центрами просветительской деятельности демократической интеллигенции, местом ее профессионального общения и досуга.

С конца XIX в. постоянно росло число культурно-просветительных обществ. Они так же создавались интеллигенцией, но отличались отсутствием корпоративной замкнутости, более широким составом участников. В большинстве своем просветительские общества были местными по масштабам своей деятельности организациями, но существовали не только в крупных городах, но и в уездных центрах. Многие общества считали своей главной задачей распространение грамотности и даже подчеркивали это в своем названии (Московское, Петербургское, Харьковское и др. общества грамотности). Нередко просветительская деятельность имела краеведческую направленность. Некоторые общества имели характер национально-просветительных объединений (например, Общество для распространения просвещения между евреями в России, Немецкое культурно-просветительное общество и др.)

Существовала значительная сеть досуговых обществ, имевших характер клубов по интересам. Общество любителей старины объединяла знатоков антиквариата и собирателей. Основанное в 1908 г. Общество эсперантистов было создано приверженцами и пропагандистами нового «современного» языка. Российское общество туристов объединяло любителей путешествий. Российское общество любителей садоводства поддерживало любителей-селекционеров. Действовало Всероссийское фотографическое общество. Существовали многочисленные спортивные общества. Общее количество досуговых обществ не поддается учету, т.к. многие из них были недолговечны, как часто бывают недолговечны увлечения, многие не оставили документальных следов своей деятельности.

Повсеместно, а особенно в Москве и Петербурге, возникали в конце XIX – начале XX века творческие объединения литераторов, музыкантов, художников. Немногочисленные по составу, они играли огромную роль в художественной жизни России, являясь творческими лабораториями, организуя взаимную поддержку деятелей искусств.

Одновременно росло количество обществ-меценатов. Крупнейшим и наиболее известным из них было Общество поощрения художеств и популяризации художественных знаний, ведущие свою историю с 1821 г. Аналогичные по характеру деятельности организации возникали в провинции для поддержки земляков.

Существовало огромное количество различных обществ помощи и взаимопомощи. Благотворительные общества создавались вокруг идеи помощи «детям улицы», помощи инвалидам, престарелым. При университетах, средних учебных заведениях существовали Общество вспомоществования бедным учащимся. Например, только в Ростове-на-Дону в начале века существовало 4 таких общества (Общество для пособия бедным донским учащимся, Общество вспомоществования нуждающимся учащимся в низших учебных заведениях, Общество вспомоществования нуждающимся учащимся, Общество вспомоществования недостаточным учащимся женской гимназии А.Ф. Андреевой).

Возник ряд обществ помощи инвалидам (Общество для обучения слепых и лиц со слабым зрением, Московское общество глухонемых и др.) Крупнейшим среди них было Общество Красного Креста, которое с 1867 г. существовало как Общество попечения о раненых и больных воинов воинах, а в 1879 г. получило свое современное название. Эти общества организовывали благотворительную помощь, содействовали решению насущных для инвалидов проблем.

Существовала широкая сеть Обществ взаимопомощи представителей различных профессий. Наиболее широкое развитие имели общества взаимопомощи педагогов. Так одновременно действовали Вологодское, Могилевское, Симбирское, Бессарабское, Курское, Эстляндское, Витебское, Кубанское, Черниговское, Владимирское, Самарское, Казанское, Тверское, Нижегородское, Томское и др. Общество взаимного вспомоществования учащимся и учившимся в народных училищах. Общества взаимопомощи создавались так же учащимся, прежде всего студентам различных учебных заведений и даже отдельных факультетов (например, Общества взаимопомощи студентов-филологов и студентов-юристов Московского университета).

С 1859 г. существовало Общество для пособия нуждающимся литераторам и ученым. Функцию взаимопомощи артистов выполняло Российское театральное общество (осн. В 1877 г.), Московское общество драматических писателей и оперных композиторов осуществляло взаимопомощь в кругу этих творческих деятелей. В отдельных регионах страны действовали местные общества взаимопомощи лиц свободных профессий, объединявшие литераторов и работников искусств.

Таким образом, все основные отрасли социально-культурной жизни были охвачены деятельностью неполитических общественных организаций. Возникновение в конце XIX – начале XX века сотен общественных объединений, действовавших в социально культурной отсталости и неразвитости. Одновременно это было показателем роста общественной активности граждан страны, в первую очередь ее сравнительно образованных слове, интеллигенции.

Основными носителями общественной активности в социально-культурной сфере являлись так называемые «средние слои». По своему социальному составу большинство обществ были и в основном интеллигентскими. Именно интеллигенция, как правило, являлась инициатором создания обществ, была их ядром и главной деятельной силой. Интеллигенция вовлекла в общества и представителей других социальных слоев: служащих из мещанства, разночинное студенчество и вообще юношество, рабочих. Усилиями демократической интеллигенции в конце века появились первые рабочие и крестьянские культурно-просветительные общества. Они были немногочисленны, часто было недолговечны.

Общества того периода не были массовыми, являлись сравнительно узкими по своему составу. Многие из них имели характер профессиональных объединений и были корпоративно замкнутыми (творческие объединения в литературе и искусстве, науке и технике, врачебные и учительские союзы и др.). Другие общества опирались не столько на профессиональные, сколько на личностные мотивы (потребности, интересы) и включали в свой состав представителей разных профессиональных групп. Некоторые общества предусматривали определенный вступительный взнос и этим ограничивали состав своих членов, вводя, по сути, некий имущественный ценз. Для деятельности большинства обществ важное значение имела существовавшая в них дружеская атмосфера неформального общения.

Объективно общества выполняли функцию пробуждения и удовлетворения творческих и познавательных интересов граждан, функцию общественной поддержки социально значимых инициатив, они стимулировали общественное и правительственное внимание к назревшим социально-культурным проблемам, были формами организации разумного досуга, их практическая деятельность давала ощутимые результаты в сфере образования и воспитания.

Многие общества не имели четко фиксированного членства (например, большинство просветительских обществ), членство в других требовало прохождения определенной процедуры вступления: публичного заявления вступающего, поручительства за него 1-2 членов общества, принятия правлением или общим собранием формального решения, уплаты членского (вступительного) взноса. Некоторые общества, прежде всего научные, практиковали выделения в своем составе нескольких категорий членов: почетных, действительных, членов-корреспондентов, членов-соревнователей. Общества традиционного типа не были единообразно организованы и жестко структурированы.

Организация внутренней жизни обществ определялась самостоятельно выбранными ими уставами. Некоторые общества проходили регистрацию в качестве юридических лиц, поскольку имели имущества, складывающиеся из вступительных и членских взносов, пожертвований, а так же располагали доходами от собственности и ценных бумаг, хранившихся в банках.

Общероссийского законодательства по вопросам создания и деятельности общественных организаций не существовало, хотя потребность в нем была очевидна. Уровень общественной активности не находил адекватного отражения в правовой политике самодержавного государства. Масштабы государственной активности доказывали, что государственная власть существенно отставала в решении задачи легитимизации положения структур гражданского общества от общественных потребностей.

В связи с этим одним из требований программы движения земских конституционалистов, сформировавшейся в 1902-1904 гг., стал лозунг свободы союзов. Политически активными силами он трактовался как требование демократического реформирования политической системы, для общественных неполитических организаций это было возможностью их легитимизации.

Свобода союзов как общий принцип отношений государства и общественности была провозглашена Манифестом императора об усовершенствовании государственного порядка от 17 октября 1905 г.: «Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительности неприкосновенности личности, свободы чести, слова, собраний и союзов» [3]. Эта общая декларация была предельна абстрактной, что открывало возможность ее свободной интерпретации.

На основе данного положения Манифеста от 4 марта 1096 г. именным указом императора были приняты «Временные правила об обществах и союзах» [4]. Это был исторически первый акт, определявший отношения государства со структурами гражданского общества (положения данного акта не распространялись на религиозные общества и общества учащихся).

В данном акте впервые было дано определение понятиям «общество» и «союз» применительно к некоммерческим общественным объединениям. Устанавливалась возможность создания обществ заявительным образом, «без испрошения на то разрешения правительственной власти». При этом были запрещены 1) общества, угрожающие общественной нравственности, общественному спокойствию и безопасности или воспрещённые уголовным законом; 2) общества, управляемые из-за границы, если они преследовали политические цели (п. 6). Запрещалось так же участие в обществах несовершеннолетних лиц, учащихся военных учебных заведений (п. 7, п. 8). Лица, находящиеся на государственной службе, служащие железных дорог и системы телефонной связи имели право создавать лишь благотворительные общества или общества для удовлетворения своих духовных и материальных потребностей (но не политические) с разрешением своего отраслевого начальства (п. 9, п. 10).

Для учреждения общества необходимо было предоставить проект устава данного общества соответствующему министру или главноуправляющему (в зависимости от направленности интересов создаваемого общества). Они же имели право приостановить деятельность общества или закрыть его (п. 11, п. 12). Закрытие обществ было возможно также решением губернатора или градоначальника (п. 34, п. 35) или решением Правительствующего сената(п. 38, п. 39, п. 40).

Для общего управления делами об открытии, регистрации, воспрещении и закрытии обществ создавались специальные губернские или областные, (а в крупных городах – Санкт-Петербурге, Москве, Одессе, Кронштадте, Николаеве, Керчи, Севастополе и Ростове-на-Дону – городские) по делам обществ присутствия, действующие под общим руководством губернатора (п. 13, п. 16). Вопреки декларации о заявительном характере создания не противоречащих закону обществ (п. 2), данные структуры губернского или городского управления имели право отказать в регистрации (п. 23), т.е. выполняли разрешительную функцию, как и упомянутые выше отраслевые руководители в отношении обществ с участием государственных служащих, железнодорожников и связистов.

Устанавливалось примерное содержание устава обществ (п. 21). О составе правления общества требовалось письменно уведомлять губернатора, градоначальника или начальника местной полиции (п. 31, п. 32).

Ограничения и предусмотренные меры административного контроля были расценены радикальными политическими партиями как чрезмерные, как необоснованное вмешательство в дела общественности и «полицейская цензура». В связи с эти требования свободы союзов было сохранено в программах как революционных, так и либеральных партий.

На основе «Временных правил об обществах и союзах» 1906 г. далеко не все существовавшее общественные организации посчитали для себя необходимым проходить процедуру регистрации, несмотря на то, что она была определена обязательным условием продолжения их деятельности и на регистрацию было отведено три недели (по особому распоряжению министра внутренних дел – шесть недель) со дня опубликования данного узаконения. Совершенно игнорировали ее литературно-художественные объединения. Избегали регистрации, считая ее ненужной бюрократической процедурой, многие просветительские и краеведческие организации, многие научные общества.

Февральская революция 1917 г. принесла осуществление программных требований либеральных и демократических партий в отношении установления демократических свобод. Это коснулось и изменения положения общества. 12 апреля 1917 г. Временное правительство приняло закон о праве всех граждан создавать общества и союзы без особого на это разрешения со стороны властей и без требования их обязательной регистрации. Тем самым был установлен действительно заявительный характер создания обществ. Закрытие общества было возможно только по решению суда. Таким образом, весной 1917 г. на основе либерально-демократических политических декларации й явочным порядком были легализованы любые общественные инициативы. Никакие возможности государственного влияния на процесс создания и деятельности общественных организаций не были предусмотрены. Государство в лице временного правительства даже не ставило себе задачи хоть в какой-то степени контролировать процессы, протекающие в сфере общественных инициатив граждан.

Принятие этого решения вызвало волну появления обществ самого различного характера, которые не вступали с органами государственной власти ни в какие отношения, а заявляли о своем существовании публичными мероприятиями или положениями собственных печатных органов. К осени 1917 г. только в Петрограде действовали около 800 различных обществ, не считая религиозных и потребительских объединений [5]. Немногие из столичных обществ принимали устали в политической борьбе, большинство из них наслаждались свободой самовыражения.

Количество обществ значительно выросло в провинции, причем здесь в условиях бездействия или неэффективности местных властей они почти мгновенно становились масштабными и влиятельными. Некоторые из них были весьма длительными. Общество «Народное просвещение», созданное в г. Азове в марте 1917 г., представляло собой весьма типичный пример просветительской организации, рожденной революцией. Оно объявило себя надпартийной организацией и пользовалось поддержкой всех существовавших в городе партий и организаций: кадетов, эсеров, РСДРП. Городская дума, как отмечалось в отчете Общества «с симпатией относилось к деятельности общества» и поддерживало его материально. Городское самоуправление бесплатно передало Обществу городской сад со всеми постройками, в т.ч. лекционным залом и театром, библиотекой, читальной и чайной. Общество организовало воскресную и вечерню школы, музей, драматический кружок. Оно стало систематически проводить киносеансы, лекции, концерты, вчера и экскурсии. По составу общество было пестрым, включало все слои городского населения: 36,2% его составляли служащие (в том числе 13,2 % - учителя и 5,2 % - военные), 12,6% - торговцы, 17,6 % - учащиеся различных учебных заведений, 6,8% - рабочие. К концу 1917 г. Общество насчитывало более 900 членов [6]. Направления деятельности, состав данного общества, его отношения с местными властями абсолютно типичны для того времени.

Выработка полноценного законодательства об общественных организациях связывалась с принятием Учредительным Собранием конституции, проект которой был разработан к осени 1917 г. На ее основе было возможно создание оптимальной модели воздействия государства и структур гражданского общества, соответствующей высокому уровню общественной активности и масштабу стоявших перед страной задачей. Для создания соответствующего законодательства уже был накоплен необходимый опыт, практика подсказывала его актуальные аспекты. Но развитием революционных событий октябре 1917 – январе 1918 гг. либерально-демократическая конституционная перспектива была уничтожена, процесс лагитимизации структур гражданского общества был прерван. После взятия власти большевиками в условиях идеократической государственности данная сфера была деформирована.

 

Библиографический список

1. Бастракова, М.С. Организационные тенденции русской науки в начале XX века / М.С. Бастракова. // Организация научной деятельности. – М., 1996. – С. 67.

2. Тулупов, М. Первый Всероссийский съезд общества вспомоществования лицам учительского звания / М. Тулупов, - М.-Л., 1930. – С. 34.

3. Российское законодательство X-XX вв.: в 9 т. – Т.9. Законодательство эпохи буржуазно-демократических революций. Отв. ред. О.И. Чистяков, - М., Юридическая литература, 1994. – С. 41.

4. Именной высочайший указ правительствующему сенату от 4 марта 1906 г. «О временных правилах об обществах и союзах» Режим доступа: // http://constitution.garant.ru/DOC_5206.htm

5. Киселев, Н.В. Добровольные общества как социальные институт первого послеревалюционного десятилетия (1917 – конец 1920-х гг.) / Н.В. Киселева. – Ростов н/Д.: Логос, 2002. – С. 48.

6. Отчет о деятельности Общества «Народного просвещения» за 1917 г. – Азов, 1918. – С.9, 21.

 

А.П. Шрамко

ФГБОУ ВПО «Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф Ушакова» г. Новороссийск

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...