Местная администрация, ее отличительные черты от иных органов местного самоуправления и роль в системе этих органов
Стр 1 из 20Следующая ⇒ ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ МЕСТНЫХ АДМИНИСТРАЦИЙ Курс лекций
Воронеж Печатается по решению редакционно-издательского совета Воронежского государственного аграрного университета
УДК 342.55(075) ББК 67.401я7 С892 Рецензенты: профессор кафедры административного и муниципального права юридического факультета ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет», доктор юридических наук, доцент Бялкина Т.М. доцент кафедры уголовного права и уголовного процесса ФГБОУ ВО «Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I», кандидат юридический наук Полянская Е.М. Судакова С.В. С892 Организация работы местных администраций. Курс лекций: учебное пособие / С.В. Судакова. – Воронеж: ФГБОУ ВО Воронежский ГАУ, 2016. – 153 с. ISBN 978-5-7267-0878-2 Настоящее учебное пособие представляет собой курс лекций, составленный на основе анализа комплекса федеральных, региональных и муниципальных правовых актов, регулирующих деятельность местных администраций как обязательных органов местного самоуправления в Российской Федерации, а также анализа современной учебной и научной литературы в сфере муниципального права и муниципального управления. Издание предназначено для преподавателей и студентов, обучающихся по направлениям подготовки «Юриспруденция», «Государственное и муниципальное управление». Оно представляет интерес для практических работников муниципального управления и всех тех, кого интересуют правовое положение местной администрации и особенности исполнительно-распорядительной деятельности данного органа местной власти. ISBN 978-5-7267-0878-2 © Судакова С.В., 2016 © ФГБОУ ВО «Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I», 2016
Оглавление Предисловие………………………………………………………6 Лекция №1. Правовые и организационные основы деятельности местных администраций. 7 §1. Местная администрация, ее отличительные черты от иных органов местного самоуправления и роль в системе этих органов. 7 § 2. Принципы деятельности местной администрации. 11 § 3. Правовая основа работы местных администраций. 14 Лекция № 2. Глава местной администрации. 17 § 1. Правовой статус главы местной администрации. 17 § 2. Требования к кандидату на должность главы местной администрации. 20 § 3. Условия конкурса. 23 § 4. Порядок проведения конкурса на должность главы местной администрации 27 Лекция № 3. Структура местной администрации. 33 § 1. Понятие структуры местной администрации и особенности её формирования 33 § 2. Порядок формирования структуры местной администрации (на примере городского округа город Воронеж) 41 § 3. Штатное расписание местной администрации. 42 Лекция №4. Порядок организации работы местной администрации 44 § 1. Основы организации работы местных администраций. 44 § 2. Планирование деятельности местной администрации. 47 § 3. Порядок и особенности проведения аппаратных совещаний в местной администрации. 50 Лекция № 5. Организация документооборота в местной администрации и осуществление приема граждан. 60 § 1. Организация документооборота в местной администрации (на примере городского округа город Воронеж) 60 § 2. Контроль и проверка исполнения распорядительных документов. 67 § 3. Работа местной администрации с гражданами. 68 § 4. Обеспечение доступа к информации о деятельности местной администрации. 73 § 5. Порядок подготовки и принятия постановлений и распоряжений главы местной администрации. 76 Лекция № 6. Полномочия местной администрации. 83 § 1. Полномочия администрации в сфере образования. 84
§ 2. Полномочия местных администраций в сфере управления муниципальной собственностью.. 87 § 3. Полномочия местной администрации в сфере культуры.. 95 § 4. Полномочия исполнительных органов в области организации бюджетного процесса. 100 § 5. Полномочия местной администрации в области строительства и транспорта. 108 Лекция № 7. Взаимоотношения местной администрации с иными органами власти. 111 § 1. Порядок взаимодействия с представительным органом муниципального образования. 111 § 2. Взаимоотношения местной администрации с органами прокуратуры.. 115 § 3. Взаимодействие местной администрации с контрольно-счетными органами муниципального образования. 119 Лекция № 8. Правовой статус работников администрации. …123 § 1. Требования, предъявляемые законодательством к муниципальным служащим. 123 § 2. Права, обязанности и ответственность муниципальных служащих. 126 § 3. Запреты, связанные с муниципальной службой. 132 § 4. Порядок поступления на муниципальную службу, ее прохождение и прекращение. 136 § 5. Аттестация муниципальных служащих. 139 Лекция № 9. Кадровая политика главы администрации. 142 § 1. Нормативные источники кадровой политики местной администрации. 142 § 2. Формирование кадрового резерва местной администрации. 144 § 3. Планирование служебно-профессионального и должностного роста муниципальных служащих. 147 Список литературы. Нормативные правовые акты.. 151
Предисловие Местные администрации – обязательные исполнительно-распорядительные органы, предусмотренные действующим законодательством в структуре органов местного самоуправления России. Учебная дисциплина «Организация работы местных администраций» теснейшим образом соприкасается с муниципальным правом, однако имеет и некоторую специфику. Уникальность данного учебного курса состоит в том, что он является интегративным курсом, аккумулирующим как вопросы учебной дисциплины «Муниципальное право России», так и вопросы, изучаемые в рамках курса «Муниципальное управление». Такая особенность данной дисциплины позволяет студентам не только углубленно ознакомиться со спецификой правового регулирования муниципально-правовых отношений, одним из субъектов которых является местная администрация, но и изучить механизмы повседневной работы этих управленческих структур. Данный учебный курс предоставляет студентам возможность ознакомиться с достаточно широким спектром муниципально-правовых актов, регулирующих процедурные аспекты деятельности местных администраций, разобраться в некоторых приемах муниципального управления применительно к конкретным общественным отношениям.
Настоящее пособие содержит материалы, затрагивающие организационные основы местного самоуправления и раскрывающие роль местной администрации в системе муниципальных органов власти. Пособие проиллюстрировано некоторыми практическими примерами функционирования этих органов местного самоуправления в конкретных муниципалитетах. Отдельное внимание уделено порядку работы администрации городского округа город Воронеж. Лекция № 1. Правовые и организационные основы деятельности местных администраций Местная администрация, ее отличительные черты от иных органов местного самоуправления и роль в системе этих органов Успех функционирования отечественного местного самоуправления, эффективность решения вопросов местного значения во многом зависит от правильно сформированной структуры органов муниципальной власти, подбора и расстановки кадров, совершенствования форм и методов их работы. В современных условиях развития местного самоуправления России на этот уровень публичной власти спроецированы варианты организационной структуры, свойственные власти государственной. Это проявляется в обязательности в каждом муниципальном образовании триады органов: представительного, исполнительно-распорядительного (местной администрации), главы муниципального образования (по аналогии с законодательными, исполнительными органами власти и президентом)[1]. Однако Конституция Российской Федерации не распространяет принцип разделения властей на уровень местного самоуправления. К органам местного самоуправления применяется не принцип разделения властей, а принцип разделения полномочий.
Очевидно, что без работоспособного исполнительного органа местная власть просто не сможет нормально функционировать, поэтому каждое муниципальное образование имеет свою администрацию. Действующий Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (в ред. от 30.12.2015) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает обязательное наличие местной администрации в структуре органов местного самоуправления. Федеральный закон № 131-ФЗ достаточно подробно регулирует вопросы, связанные с организацией и деятельностью данного органа власти. Местная администрация является органом управления и наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными и региональными законами. Рассмотрим определение администрации в широком и узком смыслах. В узком смысле под ней понимается: - её руководящее ядро (глава администрации и его заместители); - вспомогательный аппарат (те подразделения администрации, которые не имеют объектов управления вне ее: протокольный отдел, отдел писем, организационный отдел и т.п.). Местная администрация в данном смысле выступает как орган управления общей компетенции [2]. В широком смысле под местной администрацией понимают совокупность всех исполнительно-распорядительных подразделений муниципального образования. В этом значении она включает: - своё руководящее ядро; - вспомогательные подразделения; - отраслевые органы (например, управление образования); - функциональные органы (например, бюджетно-финан-совое управление); - территориальные органы (например, администрации (управы) районов городского округа или администрации отдельных населенных пунктов, входящих в его состав). Таким образом, местная администрация в широком смысле выступает и как орган управления общей компетенции, и как орган, осуществляющий специальную компетенцию (отраслевую, функциональную)[3]. С практической точки зрения, местная администрация представляет собой правоприменительный, исполнительный и распорядительный орган общей компетенции, создаваемый специально для повседневного функционирования в системе местного самоуправления с целью проведения в жизнь принимаемых населением и представительным органом решений и общеобязательных правил в процессе управления и регулирования экономической, социально-культурной и административно-политической жизни местных сообществ[4].
Местной администрации как специфическому органу местного самоуправления присущи некоторые особенности. А именно: 1) она является элементом системы органов местного самоуправления; 2) действует на территории конкретного муниципального образования; 3) не входит в систему органов государственной власти; 4) её деятельность носит подзаконный и юридически властный характер; 5) организует исполнение решений представительного органа местного самоуправления; 6) решая вопросы местного значения, осуществляет исполнительно-распорядительную деятельность на территории муниципального образования; 7) имеет собственную организационную структуру; 8) конкретное наименование органа, порядок формирования; компетенция, структура, вопросы организации и деятельности определяются уставом соответствующего муниципального образования. Основной функцией местной администрации как исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления является осуществление повседневной управленческой, организационной деятельности, направленной на исполнение правовых актов, принятых населением непосредственно и (или) через представительный орган. Согласно с данной функцией и происходит наделение исполнительных органов муниципальных образований соответствующей компетенцией. Правовой статус местной администрации сегодня не в полной мере законодательно урегулирован. Предусмотрев самостоятельность местной администрации, законодатель не оговаривает ни направлений ее деятельности, ни конкретных вопросов, входящих в круг ее обязанностей. Поэтому в законах о местном самоуправлении конкретных субъектов Российской Федерации и уставах муниципальных образований используются различные подходы к определению компетенции исполнительных органов местного самоуправления. Объяснима такая ситуация следующим обстоятельством: перечень полномочий местной администрации зависит от объема вопросов местного значения, решаемых муниципальным образованием самостоятельно, а также от объемов и видов отдельных государственных полномочий, переданных муниципальному образованию. В связи с этим невозможно в федеральном законодательстве установить единообразный перечень полномочий местной администрации. Правовой статус местной администрации – это закрепленное нормами права положение (место) местной администрации в системе местного самоуправления, характеризующееся совокупностью определенных элементов. Например, А.Т. Карасев, А.В. Елькина, Е.В. Елфимова в структуре правового статуса местной администрации выделяют три ключевых элемента: компетенцию, гарантии деятельности и ответственность [5]. А.С. Куличков, в свою очередь, определяет структуру правового статуса местной администрации посредством выделения несколько иной триады составляющих. А именно: 1. Место и функциональное значение местной администрации в системе местного самоуправления. 2. Полномочия (права и обязанности) местной администрации. 3. Конституционно-правовая ответственность местной администрации[6]. При этом исследователь преднамеренно не выделяет гарантии деятельности в качестве отдельного элемента правового статуса данного органа власти, относя гарантии к правовым средствам обеспечения деятельности местной администрации. И такая точка зрения вполне обоснована, поскольку юридические гарантии деятельности исполнительно-распоряди-тельного органа местного самоуправления выступают одним из важнейших факторов повышения эффективности функционирования системы местного самоуправления в целом и выражены совокупностью необходимых условий и средств, направленных на текущее разрешения повседневных вопросов жизнеобеспечения населения муниципального образования. Подробный анализ отдельных элементов правового статуса местной администрации будет осуществлен в последующих параграфах и главах настоящего пособия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|