УСЛОВНО, ПрИДумаВШИЙ его других», «обладающий большей 4 глава
_ Легко от нее отделались (франц.). жет и должно считать себя в самом непосредственном смысле слова «выжившими», поскольку все мы в эти годы были на краю гибели... «по социальным причинам». В страшных событиях последних лет, которым так или иначе удалось положить конец, повинно и даже стало едва ли не главной их причиной смутное представление современников о природе общества. Чтобы выполнить нашу задачу с максимальной точностью, мы обратились к области изначальной реальности—изначальной, поскольку в ней берут начало, из нее возникают и произрастают все прочие реальности,—то есть к человеческой жизни. О ней было сказано вкратце следующее: П е р в о е.Человеческая жизнь, в собственном, первоначальном смысле, есть жизнь каждого в отдельности, увиденная изнутри самой себя, а следовательно, всегда— моя, личная жизнь. Второе. Суть жизни в том, что человек, непонят- 273 Человек и люди ным для себя образом, вынужден, чтобы не погибнуть, постоянно делать что-то в неких определенных обстоятельствах—назовем это обстоятельственностью жизни,— учитывая эти обстоятельства. Третье. Обстоятельства всегда дают нам разнообразные возможности действия, а следовательно, бытия. Это вынуждает нас, хотим мы того или нет, воспользоваться нашей свободой. Мы свободны по принуждению. Благодаря этому жизнь — вечный перекресток и постоянное сомнение. Каждую минуту мы должны выбирать: что сделаем мы через минуту. Поэтому каждый постоянно стоит перед выбором своего образа действий, а следовательно — бытия. Четвертое. Жизнь неотчуждаема. Никто не может взять на себя труд определять за меня мой образ действий, включая и мои страдания, поскольку постигающую меня извне боль я должен принять сам. Моя жизнь, таким образом, есть постоянная и неизбежная ответственность перед самим собой. Необходимо, чтобы то, что я делаю — а следовательно, думаю, чувствую, люблю,— имело бы смысл, причем ясный смысл для меня.
Если мы объединим эти качества, представляющие наибольший интерес для нашей темы, то окажется, что жизнь всегда подразумевает личность, обстоятельства, неотчуждаемость и ответственность. Теперь же обратите внимание вот на что: если в дальнейшем мы будем встречаться с жизнью, нашей или чужой, которая не обладает этими качествами, начисто лишена их, которая не есть человеческая жизнь в первоначальном, собственном смысле, то есть жизнь как изначальная реальность, но которая будет жизнью и, если угодно, человеческой жизнью в другом смысле, то перед нами будет другая реальность, отличная от изначальной и при этом вторичная, производная и в той или иной степени сомнительная. Возможно, в ходе нашего исследования мы столкнемся с формами нашей жизни, которую, поскольку она наша, нам придется называть человеческой, но из-за отсутствия у нее названных выше качеств придется в то же время называть ее не- 274 Ортега-и-Гассет человеческой, анти-человеческой. Пока нам не вполне ясно, что это может быть, но рекомендую держать такую возможность в уме. Теперь же вернемся к тому очевидному факту, что собственно человеческим во мне является то, что я думаю, люблю, чувствую и осуществляю телесно, физически, являясь производящим субъектом этих действий, то, что происходит со мною как таковым; а следовательно, моя мысль человечна, только если я думаю о чем-либо сам по себе, отдавая себе отчет в значении того, о чем думаю. Человеческое— лишь то, что я делаю, лишь поскольку оно имеет для меня смысл, иными словами, поскольку оно мне понятно. Для каждого человеческого действия, таким образом, существует субъект, от которого оно исходит и который по этой же причине является его совершителем, ответственным за него. Из сказанного выше следует, что моя человеческая жизнь, через которую я непосредственно соотношусь со всем окружающим: минералами, растениями, животными, другими людьми,—по сути своей есть одиночество. Мою зубную боль — как я уже говорил — могу испытать только я сам. Обдумываемую мною — а не повторенную механически с чужих слов—мысль должен продумать с начала до конца только я сам, наедине с собой. То, что дважды два—четыре, становится очевидным и понятным для меня, единственно когда я самостоятельно, один дохожу до этой мысли.
Если сначала мы станем изучать элементарные явления, то начать придется с самого элементарного. Итак: элементарное в любой действительности есть то, что служит основой всему прочему, простейшая составная часть, которую мы, именно в силу ее простоты и элементарности, обычно менее всего замечаем, то есть то, что более всего скрыто, тайно, неуловимо и отвлеченно. Мы не привыкли обращать на это внимания, и поэтому нам так трудно узнать это, когда кто-нибудь пытается заставить нас это увидеть. Так, мы не видим ниток, из которых соткан ковер, именно потому, что ковер соткан из них, то есть они—его элементы, его составляющие. Мы привыкли иметь дело о т С Человек и люди с вещами, а не с компонентами, из которых они состоят. Чтобы увидеть компоненты, мы должны перестать видеть их сочетание, то есть саму вещь; так, чтобы увидеть поры камня, из которого сложен собор, мы должны перестать видеть сам собор. В практическом обиходе главное для нас—пользоваться уже готовыми, сделанными вещами, и поэтому нам знаком, понятен и привычен прежде всего их внешний, цельный облик. И наоборот, чтобы вникнуть в составляющие их элементы, мы должны пойти наперекор нашим умственным привычкам и мысленно, то есть в воображении, разрушить вещи, разъять мир, чтобы увидеть, что заключено внутри, чтобы увидеть его компоненты. Человеческая жизнь, как я уже говорил, ipso facto * подразумевает два в рав-. в силу самого факта (лат) ной степени изначальных
и неотделимых друг от друга фактора: человека с его жизнью и обстоятельства, мир, в котором человек живет. Для идеализма, начиная с Декарта, изначальной реальностью обладал один лишь человек, да к тому же Человек, сведенный к une chose qui pense *, «res cogi-tans»**, к мысли, к идеям.
Мир не имеет реальности, он существует лишь в представлении. Для Аристотеля, наоборот, лишь вещи и их сочетания обладали изначальной реальностью. Человек лишь вещь среди вещей, частица мира. И только вторично, благодаря разуму, он играет особую, выдающуюся роль: он рассуждает о прочих вещах и о мире, размышляет об их сути и несет в мир свет истины о мире благодаря слову, возвещающему истину о вещах. Но Аристотель ничего не говорит нам о том, откуда взялись у человека разум и слово — «logos» обозначает одновременно и то, и другое,— откуда появилась в мире, помимо прочих вещей, такая странная вещь, как истина. Существование разума для него просто факт, один из многих, так же как длинная шея жирафа, извержение вулкана или звериная жестокость зверя. В этом, решающем вопросе человек с его разумом и прочими качествами для Ари- 276 Ортега-и-Гассет стотеля не более чем вещь, а следовательно, он не признает никакой другой изначальной реальности, кроме вещей, или бытия. Если представители первого направления были идеалистами, то Аристотель и его последователи—реалисты. Но нам кажется, что, поскольку Аристотелев человек, даже будучи наделен разумом, будучи провозглашен разумным животным, даже, наконец, будучи философом, не может объяснить, почему появился у него разум и почему вообще во вселенной существует некто наделенный им, это значит, что он не может дать разумного обоснования столь важному и непредвиденному событию, а потому вряд ли разумен. Яснее ясного, что если умный человек не понимает, почему он умен, то он не умен и ум его — фикция. Пойти дальше Декарта и Аристотеля и оказаться ближе их (то есть ближе к цели) вовсе не означает с презрением отречься от их наследия. Напротив, лишь тот, кто впитал и сохранил для себя это наследие, может освободиться от него. Но освобождение не влечет за собой чувства превосходства по отношению к каждому из этих гениев.
Таким образом, рассматривая человеческую жизнь как изначальную реальность, мы мгновенно разрешаем тысячелетний спор между идеалистами и реалистами и обнаруживаем, что Человек и Мир одинаково реальны в жизни и никому из них в этом смысле нельзя отдать первенство. Мир—это сложное переплетение разного рода событий и значимостей, которыми Человек, поневоле, опутан со всех сторон; Человек же — существо, вынужденное держаться на плаву в этом мире событий, которые поневоле для него что-то значат. Причина этого в том, что жизнь значима сама для себя, более того, вся она в конечном счете сводится к этой самозначимости, и в этом смысле следовало бы сказать со всей терминологической определенностью, что жизнь и есть самое значимое. Следовательно, Мир, в котором она проистекает, существует, представляет из себя систему значимостей, событий или pragmat'y. Поэтому мир, среда, как мы уже говорили,— это необъятная прагматическая, практическая реальность, 277 Человек и люди а не реальность вещей. Словом «вещи» в современном языке обозначается все, обладающее бытием в себе и для себя, а следовательно, независимо от нас. Но жизненный мир составляет лишь то, что существует во мне и для меня, а не в себе и не для себя. И существует оно лишь постольку, поскольку затрудняет или облегчает, способствует или противодействует бытию каждого конкретного «я»; таким образом, оно существует, в действительности, как инструменты, орудия, утварь, которой я пользуюсь; его бытие — это бытие, соотносящееся с моими целями, устремлениями, нуждами, и нередко все эти прагматические реальности выступают как помехи, препятствия, преграды, ограничивающие, затрудняющие, замедляющие наше движение, и, как мы еще увидим, «вещность» sensu stricto * появляется только потом, как. в строгом смысле слова (лот} нечто вторичное и в любом случае очень спорное. Но поскольку в нашем языке нет слова, соответствующего тому, чем являются для нас вещи в нашей жизни, я буду и в дальнейшем пользоваться термином «вещи», чтобы мы могли понимать друг друга, не злоупотребляя неологизмами. Обратимся теперь к структуре и содержанию того окружения, среды или мира, в котором нам приходится жить. Мы выяснили, что он состоит из вещей— pragmat'bi,—иными словами, что в нем мы имеем дело с вещами. Но что касается контактов с вещным миром, то здесь требуются некоторые уточнения, и теперь мы постараемся вкратце изложить внутреннее строение этого процесса.
1. И первое, что, как мне кажется, необходимо здесь сказать, сводится к следующему: если мир состоит из вещей, то каждая из них должна быть мне дана. Пусть такой вещью будет, к примеру, яблоко. И пусть лучше это будет яблоко из райского сада, а не яблоко раздора. Но уже рассматривая сцену в раю, мы сталкиваемся с любопытной проблемой: яблоко, которое Ева протягивает Адаму,— то ли это яблоко, которое Адам видит и принимает из ее рук? Ведь то, что предлагает Ева—видимое, присутствующее, явное,— 278 Ортега-и-Гассет это всего лишь пол-яблока, равно как и Адам видит и принимает лишь половину. То, что видимо, что, строго говоря, присутствует с точки зрения Евы, несколько отличается от того, что очевидно присутствует с точки зрения Адама. В действительности каждая материальная вещь имеет две стороны, и, как в случае с луной, для нас всегда присутствует одна из них. И здесь мы сталкиваемся с удивительным фактом, который оставался незамеченным, хотя и лежал на поверхности, а именно: если говорить о видении, то есть о зрении как таковом, то оказывается, что никто никогда не видел яблока—яблока как такового,— поскольку оно, как известно, имеет две стороны, из которых для нас присутствует всегда лишь одна. Соответственно, если двое смотрят на одно яблоко, каждый видит нечто в той или иной степени различное. Разумеется, я могу обойти яблоко кругом или повертеть его в руке. При этом разные его стороны будут являться мне в непрерывной последовательности. Когда я вижу обратную сторону яблока, я вспоминаю уже виденную и как бы приплюсовываю это воспоминание к тому, что вижу. Однако, разумеется, эта сумма воспоминания и видимого в действительности не дает мне возможности увидеть обе стороны одновременно. Таким образом, яблоко как единое целое—то, что я подразумеваю, говоря «яблоко»,—никогда не присутствует для меня целиком; и, следовательно, не является для меня изначальной очевидностью, а лишь очевидностью вторичной, относящейся к воспоминанию, хранящему наши предшествующие впечатления о какой-либо вещи. Отсюда следует, что действительное присутствие, составляющее лишь часть вещи, автоматически накладывается на прочие представления о ней, о которых, следовательно, можно сказать, что они лишь соприсутствуют в нашем представлении о целом. В дальнейшем вы увидите, насколько эта идея соприсутствия, неизбежно сопровождающего любое присутствие,—идея, принадлежащая великому ученому Эдмунду Гуссерлю,— поможет нам выяснить, каким образом появляются в нашей жизни вещи и мир, в котором эти вещи находятся. 279 Человек и люди 2. И второе, что следует отметить. Мы находимся сейчас в этом зале, то есть некоей замкнутой сфере. Это «внутри» является таковым по двум причинам: поскольку оно окружает нас со всех сторон и поскольку является замкнутым, то есть непрерывным. Замкнувшая нас поверхность не позволяет нам видеть ничего, помимо самой себя; в ней нет ни отверстий, ни проемов, ни щелей, ни зазоров—ничего, что нарушало бы ее непрерывность и давало бы возможность видеть что-либо, кроме нее самой и находящихся в ней предметов: кресел, стен, светильников и прочего. Но представим себе, что лекция закончилась, мы вышли отсюда и обнаружили, что за пределами этого зала — то есть вовне — ничего нет, что мир вокруг исчез, что двери ведут не на улицу, в город, во Вселенную, а в Ничто. Подобное открытие вызвало бы у нас choc *, изумило и ужаснуло бы нас. Разве можно было бы объяснить этот , - шок (англ,). choc, если бы сейчас, когда мы находимся здесь, для нас существовал только этот зал и мы ни на минуту не задались бы мыслью — не наведи я на нее сам,— а есть ли еще что-нибудь за этими стенами, то есть существует ли вообще некое вовне? Точно так же и Адам пережил бы choc, правда не столь тяжелый, обнаружь он, что то, что протягивает ему Ева, это всего лишь видимая ему половина яблока, а вторая—со-присутствующая—отсутствует. В действительности, если этот зал присутствует для нас sensu strictu, то весь остальной мир, находящийся вне его, со-присутствует, и так же, как в случае с яблоком, соприсутствие чего-то, что не очевидно, но откладывается в нашем опыте, дает нам знание о том, что, хотя и невидимое, оно существует, что оно есть и что мы можем и должны учитывать его возможное присутствие; это знание мы носим в себе в виде привычки, свыкаемся с ним. То, что действует в нас, будучи приобретенной привычкой, для нас незаметно, мы не сознаем это как нечто конкретное, сиюминутное. Аналогично понятиям присутствующего и со-присутствую-щего следует выделить сиюминутное, воспринимаемое 230 Ортега-и-Гассет как отчетливая данность, и привычное, которое постоянно осуществляется в нас, существует для нас, но в форме стертой, неотчетливой, словно убаюканная собственной привычностью. Отметьте, таким образом, для себя и эту пару: сиюминутность и привычность. Присутствующее реализуется для нас в сиюминутности, со-присутствующее — в привычности. Итак, мы подошли к первому закону о структуре нашего окружения, среды или мира. Закон этот гласит: жизненный мир состоит из немногого числа вещей, присутствующих в данный момент, и из бесчисленного множества вещей, в данный момент невидимых, сокровенных, скрытых, но о которых мы знаем или верим, что знаем—в данном случае это все равно,— что могли бы увидеть их воочию, присутствовать при них. Таким образом, ясно, что «скрытыми» я называю сейчас те вещи, которых я не имею постоянно перед глазами, но про которые в принципе знаю, что видел их раньше или смогу увидеть впоследствии. С мадридских балконов видны знакомые нам изящные зубчатые очертания хребтов Гвадаррамы—они присутствуют для нас постоянно; но мы знаем, услышав или прочитав об этом в достоверных источниках, что существуют также и Гималаи, на которые—стоит нам проявить желание и при наличии солидной чековой книжки—мы тоже можем бросить беглый взгляд; однако, поскольку подобного желания мы не проявляем и вышеупомянутая книжка, как правило, у нас отсутствует, Гималаи существуют для нас скрыто, но составляют при этом реальную часть нашего мира в своеобразной форме возможного. К этому, первому структурному закону нашего мира, заключающемуся, повторяю, в том, что этот мир составляет сравнительно небольшое число вещей, присутствующих в каждый данный момент, и бесчисленное множество от нас скрытых, мы можем теперь добавить второй закон, а именно: мы никогда не видим каждую вещь в отдельности, напротив, она всегда является нам среди других, образующих фон, на котором и выделяется видимое нами. Теперь становится ясно, почему OQ1 Человек и люди я назвал эти законы структурными — ведь они определяют для нас не сами вещи, существующие в мире, а его структуру, описывают именно его внутреннее строение. Таким образом, второй закон гласит: строение мира, в котором мы должны жить, всегда подразумевает два плана: вещь или вещи, на которых сосредоточено наше внимание, и фон, на котором они выделяются. И действительно, заметьте, что мир постоянно как бы вдается в нашу жизнь, подобно мысу, одной из своих частей, в то время как прочие части, не замечаемые нами, существуют как некий второй план, играющий роль окружения, на фоне которого предстает нам вещь. Этот фон, этот второй план, это окружение и есть то, что мы называем горизонтом. Каждая замеченная нами вещь, на которую мы смотрим, которая привлекает наше внимание, ограничена горизонтом, в пределах которого она воспринимается. Я говорю сейчас только о видимом и присутствующем. Горизонт—это тоже нечто такое, что мы видим, что здесь, перед нами, что присутствует, но мы почти никогда не сосредоточиваемся на нем, поскольку наше внимание приковано к той или иной вещи, играющей для нас в данный момент жизни главную роль. По ту сторону горизонта находится отсутствующая, скрытая от нас в данную минуту часть мира. Соответственно, строение нашего мира несколько усложнилось, поскольку теперь мы имеем дело уже с тремя планами: первый — вещь, занимающая наше внимание; второй—ограничивающий ее горизонт; и, наконец, третий — то, что в данный момент скрыто. Уточним теперь эту максимально упрощенную схему строения нашего мира. Прежде всего, начинает обнаруживаться разница между «миром» и «окружением», о которых раньше мы упоминали как о синонимах. Окружение — это часть мира, которая в каждый данный момент ограничивает мой горизонт и, следовательно, присутствует для меня. Разумеется, что поскольку, как мы установили вначале, присутствующие вещи присутствуют для нас всегда односторонне, являют нам только свою лицевую сторону, скрывая 282 Ортега-и-Гассет обратную, то окружение—это обступивший нас вокруг, полностью или наполовину явленный нам мир. Но помимо этого, по ту сторону горизонта и окружения, наш мир включает в себя в каждый данный момент бесчисленное множество скрытых со-присутствий; и, в какой бы ситуации мы ни оказались, это бесчисленное и скрытое, заслоненное от нашего взора нашим окружением, обволакивает его извне. Но, повторяю еще раз, этот мир сокровенно- •, j. Случайно (лат.). to per accidens *, как принято выражаться на философских семинарах, не несет в себе ничего таинственного, сакрального и не скрыт от нас навсегда; он лишь состоит из вещей, которые мы видели или можем увидеть, но которые в данную минуту отделены, скрыты от нас нашим окружением. Но и в этом состоянии скрытого, сокровенного они дают о себе знать в жизни как нечто привычное — так же, как сейчас незаметно для нас дает о себе знать все, находящееся вне этого зала. Горизонт—демаркационная линия между миром явного и скрытого. Чтобы облегчить понимание вопроса, я в своих рассуждениях обращался лишь к видимому присутствию вещей, поскольку видимость, зримость — наиболее очевидные формы присутствия. Поэтому почти все термины, касающиеся субъектов и объектов познания, начиная с древних греков, образованы от слов, которые в обыденном, разговорном языке означают зрение, видение. «Идея» по-гречески означает «внешность», внешний вид вещи; «аспект»—точка зрения — восходит к латинскому корню «spec», то есть «видеть», «смотреть». Отсюда и «инспектор», то есть надзирающий; и «спектр» в значении совокупности колебаний; и «спекуляция», разумеется в значении созерцания. Однако то, что я в основном говорил о зримом присутствии, не означает, что оно—единственно возможное; не менее существенны для нас и проявления других качеств. Еще раз хочу подчеркнуть, что, говоря о присутствии вещей для нас, я выражаюсь с научной точки зрения некорректно, недостаточно строго. Но я с наслаждением предаюсь этому философскому греху, og3 Человек и люди помогающему принципиально по-новому взглянуть на ту реальность—первооснову, каковой является наша жизнь. И все же очевидно, что моя формулировка не точна. В жизни мы сталкиваемся не с вещами непосредственно, а с цветами, складывающимися в цветовые образы, с большей или меньшей сопротивляемостью, которую проявляют вещи при соприкосновении с нашим телом: с податливостью и неподатливостью, с неподатливой крепостью твердых тел, с зыбкой текучестью тел жидких и газообразных—воды, воздуха; с запахами приятными и неприятными: с летучими обманчивыми ароматами, со зловонием, с запахами бальзамическими и пряными, резкими, едкими, отвратительными; с разнообразными звуками: с шорохом, стуком, гулом, визгом, стрекотом, гуденьем, грохотом, треском, с громоподобными раскатами—с одиннадцатью различными видами присутствий, которые мы называем «объектами чувств», поскольку следует отметить, что человек наделен не пятью чувствами, как это принято считать, а по меньшей мере одиннадцатью, которые психологи научили нас разграничивать достаточно четко. Но, называя их «объектами чувств», мы подменяемнепосредственные названия вещей, составляющих primofacie * наше окружение, другими названиями, которыене называют вещи прямо,.,. „, _ г На первый взгляд (лат.). а служат тому, чтобы указать на механизм их восприятия. Вместо того чтобы говорить о вещах как о цветовых образах, звуках, запахах и проч., мы говорим об «объектах чувств», то есть об ощущениях вещей—зрительных, осязательных, звуковых и т.д. Итак—причем обратите на это особое внимание,— предположение о том, что цветовые образы, звуки и прочее существуют для нас благодаря тому, что мы располагаем органами, исполняющими определенные психофизиологические функции и позволяющими нам воспринимать ощущения вещей,— предположение это, каким бы правдоподобным и вероятным оно ни казалось, будет всего лишь гипотезой, одной из наших попыток объяснить существова- 284 Ортега-и-Гассет ние вокруг нас этого прекрасного мира. Бесспорно же лишь то, что этот мир — здесь, что он окружает, обволакивает нас и что мы должны существовать среди вещей, с ними и вопреки им. Речь идет, таким образом, о двух совершенно элементарных и основных истинах, однако об истинах разного порядка: то, что вещи, с их цветами и формами, звучанием, податливостью и неподатливостью, твердые и мягкие, гладкие и шероховатые,— здесь, перед на- ' • ми— истина безусловная. То, что все это здесь, поскольку мы наделены органами чувств, которые в физиологии называются «специфическими энергиями» — термин, достойный мольеровского лекаря,—истина вероятная, всего лишь вероятная, а стало быть, гипотетическая. Но нас интересует сейчас даже не столько это, сколько тот факт, что существование вещей в ощущении не является применительно к нашему окружению бесспорной истиной, что оно ничего не говорит о том изначальном, чем эти вещи для нас являются, то есть что они суть для нас. Ибо, называя их «вещами» и говоря, что они здесь, вокруг нас, мы подразумеваем, что они не имеют к нам никакого отношения, существуют сами по себе, независимо от нас, и что если бы нас не было, то они продолжали бы существовать. Однако это уже в какой-то степени гипотеза. Исходная и безусловная истина состоит в том, что все эти цветовые образы, тени и светотени, звуки, шумы и шорохи, твердое и мягкое существуют, активно соотносясь с нами, для нас. Что я хочу этим сказать? В чем заключается эта изначальная их активность в отношении нас? Ответ очень прост: они являются знаками, ориентируясь на которые мы строим свое поведение в жизни; они предупреждают нас о том, что нечто, благоприятное или неблагоприятное для нас, нечто, с чем мы должны считаться, присутствует или, наоборот, отсутствует здесь. Голубое небо над нами не просто бесстрастно и равнодушно взирает на нас со своих лазурных высей, а с самого начала вмешивается в нашу жизнь как источник разнообразнейших сигналов, полезных нам 2g5 Человек и люди в нашей деятельности, и именно благодаря этой активности мы воспринимаем его как своеобразный семафор. Оно подает нам знаки. Голубое небо — знак хорошей погоды и наши первые часы, на которых неутомимое солнце, подобно трудолюбивому и прилежному работнику или одной из городских служб—при этом, что большая редкость, бесплатно,— совершает свой ежедневный путь с востока на запад; ночью же на нем появляются созвездия, по которым мы узнаем времена года и можем отсчитывать тысячелетия—египетский календарь основан на циклическом движении Сириуса— и, наконец, просто часы. Но его указующая, предупреждающая, наставляющая деятельность не ограничивается этим. Ведь не какой-нибудь суеверный дикарь, а сам Кант совсем недавно—конечно, если речь идет о делах подобного рода,— в 1788 году, подводя итог всей своей славной науке, сказал: «Две вещи преисполняют душу изумлением и благоговением, всякий раз новым и тем большим, чем чаще и пристальней обращается к ним мысль: звездное небо надо мной и нравственный закон во мне». Иными словами, небо не только указывает нам на перемены — перемены погоды, смену часов, дней, лет и тысячелетий,— полезные, но обыденные; являя нам свой торжественный ночной лик, с дрожащими и словно чем-то взволнованными звездами, оно, очевидно, указует нам на существование огромной Вселенной, с ее законами, ее глубинами, и невидимым присутствием кого-то, некоего всемогущего Существа, исчислившего, сотворившего, организовавшего и обустроившего ее. Бесспорно, замечание Канта не просто фраза— оно точно и ясно формулирует основополагающий феномен человеческой жизни: разлитая над нами темная небесная ширь, полная мигающих звезд, словно хочет что-то сказать нам. И как понятны становятся слова Гейне о том, что звезды — это золотые мысли ночи. И каждая крошечная мерцающая звезда, и весь необъятный мерцающий небосвод постоянно взывают к нам, указуя путь восхождения от окружающего нас мира к изначальной Вселенной. 286 Ортега-и-Гассет IV Появление «другого» Мне было важно показать, что присутствующие в жизненном мире ценности, являющиеся для нас положительными или отрицательными значимостями, с которыми мы вынуждены иметь дело, присутствуют и соприсутствуют исключительно чувственно, то есть в виде цветовых образов, звуков, запахов, сопротивляемости и т.д., и что их присутствие воздействует на нас в форме различных знаков, проявлений, симптомов. С этой целью я привел в пример небо. Но пример неба относится прежде всего к области зрительной. И хотя зримое и зрение лучше всего годятся в качестве примеров на подступах к нашему учению, было бы серьезной ошибкой предположить, что зрение является главным «чувством». Даже с позиции психофизиологии, которая имеет подчиненный характер, день ото дня становится яснее, что первичным чувством было осязание и что от него впоследствии отпочковались все прочие. С нашей, еще более радикальной точки зрения очевидно, что осязание — основная форма нашего общения с вещным миром. И если это так, то осязание и соприкосновение являются решающими факторами, определяющими строение нашего мира. Итак, как я сказал, осязание отличается от прочих чувств, или видов присутствия, поскольку в нем постоянно присутствуют две неотделимые друг от друга вещи: предмет, к которому мы прикасаемся, и наше собственное тело, ощущающее прикосновение. Таким образом, в отличие от чистого видения, это не похоже на отношения между нами и неким призраком; это отношение двух тел: нашего и чужого. Прочность подразумевает одновременное присутствие чего-то, что сопротивляется сжатию и части нашего тела, к примеру руки, чувствующей сопротивление. Таким образом, прочность—это одновременное ощущение сжимающего и сжимаемого. Поэтому следует отметить, что при соприкосновении мы ощущаем вещи изнутри нас, из на- 9Я7 Человек и люди шего тела, а не вне нас, как это происходит со слухом и зрением, и не какой-то отдельной частью нашей телесной оболочки — носоглоткой или небом,—как в случае с обонянием или вкусом. Отметив этот на первый взгляд немудрящий факт, мы значительно продвигаемся вперед, поскольку становится ясно, что основу нашего окружения, явленного нам мира составляют прежде всего присутствия, вещи, тела. И происходит это потому, что они соприкасаются с тем, что человеку, каждому в отдельности, ближе всего, а именно с его телом. Наше тело превращает в тела прочие предметы и весь мир. Для того, что принято называть «чистым духом», тела не могли бы существовать, поскольку он не мог бы сталкиваться с ними, чувствовать их противодействие, и наоборот. Он не смог бы обращаться с вещами, передвигать их, расставлять по местам, разбивать. Таким образом, «чистый дух» не может жить, подобно человеку. Он мог бы лишь скользить по миру, как призрак. Вспомните рассказ Уэллса об имевших только два измерения существах, которые поэтому не могли проникнуть в наш мир, где всё имеет по меньшей мере три измерения, иными словами, в мир, состоящий из тел. Наблюдая за зрелищем человеческой жизни, они видят, к примеру, как некий злодей собирается убить спящую старуху, и, не в силах помешать ему, не в силах предупредить жертву, они мучаются и страдают в сознании своей призрачности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|