УСЛОВНО, ПрИДумаВШИЙ его других», «обладающий большей 9 глава
Итак, давайте по-прежнему, не краснея за свой «снобизм», невозмутимо называть женщину «слабым полом». Более того, акцентируем изначальное, основополагающее значение этого факта. Я уже говорил, что, помимо неясности, расплывчатости, вторым основным свойством женщины является ее низшее, сравнительно 347 Человек и люди с мужчиной, положение в общечеловеческой иерархии. Это последнее определение лишь подводит к явлению, о котором идет речь, но само по себе оно неадекватно, поскольку предполагает сравнение с мужчиной, а любое сравнение, в сути своей, ничего не означает. Речь идет, таким образом, не о том, что, по сравнению с мужчиной, женщина обладает меньшей жизненной силой. И, соответственно, нет нужды говорить о «больше» и «меньше», поскольку первое, что бросается нам в глаза, когда мы видим женщину,—это ее слабость. Это настолько самоочевидно, что, говоря о женщине, мы обычно просто умалчиваем об этой стороне дела. И когда Аристотель называет женщину недужным мужчиной, очень маловероятно, что он имеет в виду ее периодические недомогания, а, прежде всего, исконно присущую ей слабость. Но называть это качество «болезнью», значило бы лишь усложнять метафору, предполагая сравнение со здоровым мужчиной. На этой очевидной слабости и основывается более низкое положение женщины в жизненной иерархии. Но именно это-то более низкое положение и является причиной той особой ценности, какой обладает женщина в глазах мужчины. Поскольку именно благодаря ей женщина делает счастливыми нас и счастлива сама, счастлива ощущением своей слабости. На самом деле, лишь существо, стоящее ниже мужчины — а не его таланты, достижения и триумфы,—может помочь ему утвердиться в своей изначальности, в значимости своей личности. Ни один самый восторженный поклонник наших дарований не воодушевит и не укрепит нас так, как влюбленная в нас женщина. И все потому, что одна лишь женщина умеет и может по-настоящему любить, то есть растворяться в другом.
Третье. Неясность, расплывчатость женской природы связана с ее слабостью, и, в определенном смысле, слабость—ее причина; но слабость в свою очередь косвенно проявляется в третьем из основных свойств, о которых я обещал вам рассказать. Женское «ego» настолько резко отличается от нашего мужского, что с самого начала эта разница броса- 348 Ортега-и-Гассет ется в глаза, обнаруживаясь в самом элементарном, а именно в том, что отношение женского «ego» к своему телу—совсем иное, чем у мужчины. Я уже указывал на несообразность точки зрения Гуссерля, утверждавшего, что, воспринимая другого, мы отождествляем его тело со своим. Наше тело знакомо нам прежде всего изнутри, а тело другого человека—извне. Это—разнородные явления. Слишком часто забывают о том, что женское тело наделено гораздо более живой внутренней чувствительностью, чем мужское, иными словами, наши внутрите-лесные органические ощущения — более смутные и как бы приглушенные по сравнению с женскими. Это различие, на мой взгляд, и есть почва для появления того полного тайны, изящества и восхитительного очарования, что зовется женственностью. Сравнительная развитость органической чувствительности у женщины приводит к тому, что она ощущает свое тело в большей степени, чем мужчина свое. Мы, мужчины, обычно забываем о своем верном товарище— теле—и чувствуем его, лишь когда невыносимая боль или невыразимое наслаждение леденят его своим палящим дыханием. Нам кажется, что между нашим чисто психическим «я» и внешним миром нет посредника. У женщины, напротив, внимание постоянно приковано к ее живым, разнообразным внутренним ощущениям: она ежеминутно ощущает свое тело как посредника между собой и миром; она прикрывается им, как щитом, и рискует им, как заложником. Последствия ясны: психическая жизнь женщины более слита с ее телом, чем у мужчины; иначе говоря, душа ее имеет более телесный, плотский характер, но и, напротив, тело ее существует в более тесной и непрестанной связи с ее духом; иначе говоря, тело ее мучительно одухотворено. И действительно, степень взаимопроникновения телесного и духовного у женского существа намного выше, чем у мужского. У мужчины эти две стороны обычно не смешиваются; тело и душа мало что знают друг о друге и редко выступают заодно, гораздо чаще действуя как непримиримые враги.
349 Человек и люди В этих фактах, я полагаю, и кроется причина извечно загадочного явления, которому на протяжении всей истории человечества давались лишь нелепые или поверхностные объяснения: я имею в виду неистребимую женскую наклонность к украшению своего тела, своей внешности. С точки зрения моей концепции, это настолько же естественно, насколько и неизбежно. Само ее физиологическое устройство вырабатывает в женщине привычку заботиться, уделять внимание своему телу, которое становится для нее ближайшим предметом, находящимся в поле ее зрения. А поскольку культура—это не что иное, как вдумчивая сосредоточенность на том, к чему склонно наше внимание, то женщина создала великую культуру тела, исторически начавшуюся с украшений, затем прошедшую гигиеническую стадию и закончившуюся появлением кур-туазности—гениального женского изобретения, по сути дела представляющего утонченную культуру жеста. В результате постоянного внимания женщины к своему телу оно предстает нам как бы насыщенным, исполненным души. Отсюда и то впечатление слабого существа, какое она в нас вызывает. Поскольку в отличие от прочной, основательной телесности душа—это что-то трепетное, душа—это что-то слабое. Наконец, и эротическая привлекательность женщины в глазах мужчины объясняется не тем, что мы желаем ее тело как таковое, как о том всегда твердили аскеты, совершенно не разбирающиеся в подобных вещах; нет, мы желаем женщину, поскольку Ее тело есть душа.
VII Осторожно: Другой! Неожиданная встреча с собственным «Я» Наша задача — найти факты, явления, которые мы с полной очевидностью могли бы назвать социальными, поскольку нам самим хочется удостовериться, что же это, наконец, такое—общество и что же это за 350 Ортега-и-Гассет вещи, по сути своей с ним связанные. И что бы нам ни говорили об обществе, о социуме—мы не верим этому; мы хотим докопаться до истины сами. Понятия, лежащие в основе современной социологической науки, не могут нас удовлетворить, поскольку ни один из социологов не взял на себя труда вплотную приблизиться к сути дела, к тем простейшим явлениям, из которых складывается общественная реальность. В поисках этих явлений мы, все вместе, отправились в глубокую разведку, хотя, разумеется, каждый—в рамках своего мира, изначальной реальности своего одиночества. И оказалось, что единственное, к чему приложи-мо понятие социального—по крайней мере в том наиболее расхожем значении, в каком употребляют его простые люди и ученые-социологи,—это момент встречи каждого из нас с Другим, то есть с другим живым существом, в котором мы тут же признаём себе подобного и называем другим Человеком. Основным, самым характерным качеством, присущим тому, кого я назвал Другим Человеком, является способность реально или потенциально реагировать на мои действия, что заставляет меня заранее учитывать эту реакцию — реакцию Другого, которая в свою очередь учитывает мои действия. Таким образом, перед нами новая реальность, и реальность sui generis *, которую не спутаешь ни с какой другой, а именно:. _ _,. rJ 1 Своеобразная (лат.). действие, в котором участвуют одновременно два субъекта: я и другой; действие, несущее в себе как одну из составных частей действие другого человека, то есть взаимо-действие. Следовательно, мое действие является социальным, именно в данном смысле слова, если оно учитывает возможную реакцию Другого. Другой Человек ab initio * ЯВЛЯеТСЯ реагирующей СТО- - Изначально (лат.).
роной и потому социален. Способность реагировать, доброжелательно или враждебно, обязательно присуща человеку. Однако не будем забывать и о другой стороне этой способности реагировать, присущей Другому. А она состоит в том, что способность реагировать предпола- 251 Человек и люди гает наличие «человеческой жизни», похожей на мою, а следовательно, уже не моей, а его жизни, со своим «я» и своим миром, эксклузивными, то есть не моими, находящимися вне меня, трансцендентными по отношению к моей жизни. Отсюда следует, что единственные существа, от которых я мог ждать ответа, способные к совместной жизни со мной, существа, которые, как я надеялся, дадут мне возможность выбраться из моего одиночества, с которыми я смогу общаться, то есть—другие люди, именно будучи другими людьми, со своими, другими жизнями, похожими на мою, в своей изначальной реальности не способны общаться со мной. Между нами возможно лишь относительное, косвенное и всегда проблематичное общение. Но и вначале и под конец, иными словами, при первом знакомстве и при расставании с другим Человеком, я понимаю, что передо мной по сути своей чуждое, инородное для меня существо. И когда я общаюсь с ним и мне начинает казаться, что многое в наших мирах совпадает, и что поэтому мы живём в некоем общем мире и со-существуем в пределах этой общности, и что наши одиночества, подобно двум потокам, устремившимся друг навстречу другу, могут прорвать плотину и слиться в одном потоке бытия,— все оказывается совсем наоборот. Причина в том, что собственно мой мир, мир моей жизни в ее изначальности — даже если он сопротивляется мне, мешает мне, отрицает меня какими-то из своих сторон,— это все-таки мой мир; мой, поскольку он самоочевиден для меня, по крайней мере в той же степени, как моя жизнь и я сам. В этом смысле он принадлежит мне, близок мне, и отношение мое к нему по-домашнему теплое. Он давит на меня, но он же меня и укрывает. У немцев и англичан есть специальные слова—gemutlich. Уютный (нем англ) и cosy*—для обозначения этого домашним теплом разливающегося в душе чувства. В испанском его нет, но зато есть одно диалектное, астурийское словечко, обозначающее людное место, где легко встретить знакомого человека; оно прекрасно выражает ту же идею, и я старательно пытаюсь 352 Ортега-и-Гассет ввести его в обиход. Мой мир именно таков, и даже то в нем, что для меня болезненно. Я не стану сейчас углубляться в феноменологию боли — чего, замечу в скобках, никто еще не пытался сделать,—но подобное исследование показало бы, что наши боли и недуги, как одна из частей нашего субъективного мира, имеют и положительную сторону, благодаря чему мы можем испытывать к ним некоторого рода привязанность— пусть даже они и мучают нас,— некую трудно определимую, но ощутимо теплую симпатию, какую мы чувствуем ко всему, что связано с нами. И действительно, если у нас начинает что-то болеть, то тем самым оно как бы становится нашим. Да и может ли быть иначе, если боль—это всегда моя боль? Я привожу в пример эту крайнюю форму субъективности намеренно, чтобы противопоставить ее тому, что происходит с нами в объективном, общем мире, где мы живем среди других людей и который обычно именуем Миром и даже, если угодно, истинным Миром. Поскольку, повторяю, он не мой и не твой; он не самоочевиден, а, скорее, представляет из себя некую великую догадку, которую мы совместно творим нашими жизнями, но которая, будучи догадкой, всегда проблематична, никогда не обращает к нам свой лик, и мы приближаемся к ней как бы на ощупь, не переставая ощущать ее полной загадок, белых пятен, тревожных неожиданностей, потайных дверей и ловушек. Все, что есть странного и чужеродного в Другом, проецируется на этот, общий для нас обоих мир, который поэтому, то есть поскольку он исходит от других, и есть—как я уже говорил—истинное не-я, а следовательно, самая странная из всех чужих стран. Так называемый объективный мир, принадлежащий всем людям, образующим общество, является коррелятом этой странной страны, а в конечном счете и всего человечества.
Но есть и другая, еще более глубокая причина того, что этот общий и Объективный Мир, который мы обычно называем Вселенной, кажется мне абсолютно чужеродным и весьма негостеприимным; и эту причину я, даже рискуя всем—а именно тем, что меня не пой- 353 Человек и люди мут,— вкратце изложу. Мой мир, как вы помните, состоит из вещей, наделенных бытием для, то есть могущих служить мне, приносить мне пользу. Но бытие для мы называли полезностью, и она-то и заставляла вещи существовать исключительно по отношению ко мне — в виде препятствий или подспорья. Но этот новый, объективный, общий для тебя, меня и всех прочих мир, не принадлежащий ни тебе, ни мне, не может состоять из вещей, имеющих отношение непосредственно к каждому из нас, безразличных к тебе, ко мне и ко всем остальным. В конечном счете он предстает мне состоящим из вещей, обладающих собственным бытием, а не просто бытием для. Иными словами, оборотной стороной его объективности, общности будет его а-субъективность, отчужденность по отношению к Человеку, который всегда—либо ты, либо он. Вещи в своем бытии для самоочевидны, поскольку либо помогают, либо мешают мне, но этот проклятый мир — Вселенная—вовсе не самоочевиден, и я могу лишь строить о нем догадки на основе своих предположений. Мы все сообща живем в этом Мире, но — и в этом нет ни малейшего сомнения — все мы в нем— чужестранцы. Поэтому мир для нас изначально загадочен, и все науки и философские школы существуют ради того, чтобы вытряхнуть из него все его секреты, добраться до его тайной сердцевины и выяснить, что же это такое. Поскольку все, казалось бы, указывает на то, что некто намеренно топит нас в пучине своих тайн и загадок! Поэтому Человек поневоле, хочется ему того или нет, постоянно вынужден разгадывать одну загадку за другой, и на протяжении всей мировой истории, заглушая все прочие шумы и звуки, раздается визг ножей, снующих взад и вперед по точилу: это человечество оттачивает свой интеллект, готовясь к очередной схватке с упрямой тайной мира, кроющей ответ на вопрос: «pi ро би» — «Что есть Бытие?» Обострить все чувства человека и заставить его предпринять отважную попытку раскрыть наводящую ужас тайну Вселенной, разгадать ее бесчисленные загадки — к этой задаче мы еще не раз обратимся, пусть и не 354 Ортега-и-Гассет в данном курсе. Ничто так резко не отличает нас от мыслителей двух последних столетий, как их постоянная тенденция игнорировать волнующую загадку мира, в котором мы «живем, движемся и существуем», их стремление превратить осмотрительность в основную интеллектуальную добродетель, их бесконечная забота о том, чтобы любой ценой избежать ошибки. Сегодня это кажется нам необъяснимым малодушием, и мы больше прислушиваемся к Гегелю, советовавшему нам иметь мужество не бояться ошибок. И это наше ощутимое влечение к загадочному, желание взглянуть в лицо великому чуду жизни и есть — в противовес поверхностным проявлениям усталости и одряхления— несомненный залог нашей молодости, с ее спортивным задором и жизнерадостной упругостью мышц, бросающей вызов всем головоломкам мироздания,—словно в душу западного человека снизошла нежданная юность. Но сегодня история требует, чтобы мы нашли решение этого колоссального ребуса, исходя из самого человека, и для этого, помимо прочего, выяснили его истинное социальное положение. Чем мы и занимаемся и чем, на данный момент, ограничиваем свою задачу. Мы уже отметили, что первое, с чем я сталкиваюсь в моем собственном и изначальном мире,—это другие Люди—Другой, в единственном и во множественном числе,—среди них я появляюсь на свет и начинаю жить. Следовательно, я с самого начала оказываюсь в мире людей, в «обществе». До сих пор у нас еще не сложилось хотя бы мало-мальски ясного понятия о том, что такое общество. Однако не будет большой беды, если мы впредь станем употреблять это слово — причем не как термин, а во вполне безобидном значении, а именно: общество—это когда люди—и я с ними—собираются вместе. Поскольку мир людей в перспективе моего мира занимает первый план, то и весь остальной свой мир, и свою жизнь, и самого себя я вижу опосредованно: через Других, через Них. А поскольку окружающие меня Они непрестанно заняты чем-то, так или иначе 355 Человек и люди распоряжаясь вещами и еще чаще говоря о них, то есть так или иначе воздействуя на них, то я проецирую на изначальную реальность моей жизни все, что я вижу и слышу вокруг, так что прямо у меня на глазах моя изначальная, самая для меня близкая реальность обрастает плотным слоем чужих суждений, опутывается хитросплетением чужих поступков, и я, как к чему-то естественному, привыкаю к жизни в этом, ими созданном, предположительном и лишь правдоподобном мире, который я безоговорочно принимаю за истинный и отношусь к нему как к действительной реальности. Только когда послушное следование тому, что говорят и делают Другие Люди, ставит меня в нелепые, противоречивые или кризисные ситуации, я спрашиваю себя, а так ли уж истинно все это, и мгновенно отстраняюсь от той псевдореальности, от того условного мира, где существую вместе с себе подобными, и возвращаюсь к тому истинному, что есть в моей жизни,— к моему изначальному одиночеству. Откуда следует, что в той или иной степени, с той или иной периодичностью я живу двойной жизнью, постоянно меняя ракурс и перспективу. И если я оглянусь по сторонам, то, пожалуй, замечу, что с каждым из Других происходит то же самое, но — и это следует отметить—с каждым в разной степени. Есть люди, практически вся жизнь которых проходит в условном псевдомире; но есть и противоположные случаи, когда мне приоткрывается внутренний мир Другого, который, не щадя сил, придерживается своей истинной природы. Между двумя этими полюсами встречаются самые разнообразные промежуточные варианты, поскольку пропорция условного и истинного в каждом из нас—разная. Более того, едва завидев Другого, мы, даже не отдавая себе отчета, прикидываем в уме его жизненную пропорцию, то есть — сколько в нем условного и сколько настоящего, истинного. Но в то же время очевидно, что даже при максимальной истинности большую часть жизни индивидуум живет в условном псевдомире окружающей его социальности, с одной лишь оговоркой, о которой речь 356 Ортега-и-Гассет пойдет дальше. А так как Другие — это и есть «Люди» — я, в своем одиночестве, не могу приложить к себе родовое понятие «человек»,— то и весь Мир, и свою жизнь, и самого себя я вижу в соответствии с их понятиями и формулами, то есть они как бы окрашивают, насыщают, пропитывают всё своей человечностью, очеловечивают, гуманизируют, причем в данном случае слово это не несет в себе ничего оценочного; оно не указывает, хорош или плох этот Мир, гуманизирован-ный по евангелию от человека, от Других. Но одно различие это слово привносит: мир, гуманизированный для меня другими, не истинен для меня, не обладает безусловной реальностью, лишь более или менее правдоподобен, во многом иллюзорен и налагает на меня не этический, а жизненный долг—периодически подвергать его перепроверке, с тем чтобы поставить каждую вещь на свое место, с соответствующим ей коэффициентом реальности или ирреальности. Механизм этой неизбежной перепроверки и есть философия. Таким образом, исследуя изначальную реальность жизни каждого в отдельности, мы обнаружили, что, как правило, живем не своей, а—псевдожизнью в общем мире людей, то есть в «обществе». И поскольку это — основная тема нашего курса, мы постарались, шаг за шагом, не суетясь, уяснить, из чего состоит этот общественный мир людей и какова его фактура. Надо сказать, что мы уже значительно продвинулись вперед, обнаружив, что каждому из нас присущ альтруизм, делающий нас «a nativitate» открытыми по отношению к «alter», другому как таковому. Этот другой— Человек, пока еще некий неопределенный человек, или индивидуум, любой Другой, про которого я знаю лишь, что он—«мне подобный» в том смысле, что может достаточно адекватно реагировать на мои действия, чего не происходило в случае с животными. Эту способность реагировать на весь диапазон моих действий я называю обоюдностью, взаимностью. Но если я ограничусь своей открытостью в отношении 357 Человек и люди Другого — то есть сознаю, что он — здесь, со своим «я», своей жизнью и своим собственным миром,— при этом ничего не предпринимая, то мой альтруизм еще нельзя считать «социальными отношениями». Для их возникновения необходимо, чтобы я воздействовал на другого, провоцируя его ответную реакцию. Тогда оба мы начинаем существовать взаимно, и действия каждого из нас в отношении другого происходят уже между нами. Отношение — Мы — есть первичная форма социальных отношений, социальности. И не важно, что это будет—пощечина или поцелуй. Ведь это мы целуемся и мы деремся. Главное здесь— мы. В другом я уже не живу, я со-живу. Реальность «мы», «ностризм», можно обозначить и более расхожим словом — общение. И если процесс общения, в котором мы участвуем, достаточно интенсивен и продолжителен, Другой начинает приобретать в моих глазах определенные черты. Из первого встречного, из абстрактного «ближнего», из неопределенного индивидуума он постепенно превращается для меня в существо более определенное, знакомое, по-человечески близкое. Крайнюю степень близости я называю интимностью. И если мое общение с Другим интимно, то я уже не спутаю этого индивидуума с другими, он становится для меня неподменным. Он—единственный. Следовательно, в сфере жизненной реальности, совместной жизни, воплощенной в понятии Мы, Другой превратился в Ты. А поскольку подобная ситуация повторяется не единожды, то окружающий Мир людей распадается на планы, ближайший из которых состоит из тех, кого я называю Ты, кто для меня единствен. За ними—круги людей, о которых я знаю меньше, и так — вплоть до самой линии горизонта, где находятся люди, для меня неопределенные, взаимозаменяемые. Таким образом, мир людей раскрывается передо мной в перспективе убывающей или возрастающей интимности, большей или меньшей индивидуализации и единственности, как близкое и далекое человечество. На этом мы остановились, и отсюда нам предстоит двинуться дальше. Уясним себе окончательно, как об- ОКО Ортега-и-Гассет стоят наши дела на достигнутом уровне. Я, то есть каждый из нас в отдельности, со всех сторон окружен другими людьми. Со многими из них я вступаю в социальные отношения, живу, обмениваясь с ними взаимными реакциями в той реальности, которую мы обозначили как «МЫ», где люди становятся для меня определенными, узнаваемыми—теми, кого я называю «ТЫ». За этой сферой, или зоной, множества «ТЫ» располагаются более отдаленные другие люди, находящиеся в поле моего зрения и «мне подобные», вследствие чего между нами возникает потенциальная возможность социального контакта, которая, при случае, может актуализироваться. Вспомните известное: «Кто бы мог подумать, что мы с вами так подружимся!» Когда речь идет о влюбленности, картина получается еще более поразительная, ведь обычно мы влюбляемся в женщину, о которой за минуту до того, как мы в нее влюбились и она стала для нас той, единственной, мы ровным счетом ничего не знали. Она была тут, рядом, но мы не обращали на нее внимания, а если и обращали, то не больше, чем на любое другое существо женского пола, мало чем отличающееся от других, нечто вроде «неизвестного солдата», который, безусловно, тоже является индивидуумом, но неопределенным, и, наверное, правы были схоласты, когда, применительно к индивидууму, говорили о «смутном», противопоставляя его «единственному». Одна из самых упоительно драматичных и тревожно волнующих жизненных ситуаций—та, когда, порою действительно мгновенно, незнакомая женщина, словно по волшебству, преображается для нас в единственную и неповторимую. Итак, нас окружают люди; но теперь нам придется несколько более серьезно заняться вторым лицом — «ты», поскольку надо все же сказать что-нибудь, пусть хотя бы что-нибудь из того, что следует сказать по этому поводу, а именно о том, каким образом Другой превращается для нас в ТЫ и что происходит, когда «он» преображается в «ты», появляется перед нами, а это событие отнюдь не маловажное и, может быть, 259 Человек и люди даже самое драматичное из того, что происходит с нами в жизни. И действительно, до сих пор мы сталкивались в нашем мире только с Другим и с Ним, то есть с так называемым—уж не знаю, насколько удачно,— третьим лицом, а также с ТЫ, то есть лицом вторым, но ни разу еще не столкнулись с первым лицом, с «Я», тем конкретным «Я», которым является каждый из нас. По-видимому, наше «Я» — персонаж, последним появляющийся в трагикомедии нашей жизни. Мы не раз уже пользовались понятием «он», но делали это безответственно, принимая его как нечто само собою разумеющееся, чтобы понять друг друга. Между тем я неоднократно обращал ваше внимание на то, что все те многочисленные имена и названия субъекта жизни, которые я вынужден был употреблять, неадекватны; что было бы неточным говорить о человеке живущем. Как мы видели, изначальный человек, то есть Другой, не столько живет, сколько со-живет с нами так же, как мы — с ним. Но совместная жизнь—это уже вторичная, предполагаемая реальность, и только жизнь в изначальном одиночестве первична и несомненна. Также неверно было бы заявление, что «я» живу; я уже говорил об этом, и мы с вами очень скоро убедимся, что единственно справедливым будет говорить о живом существе лишь как о некоем «X». Теперь же, не теряя времени, приступим к решению новой проблемы—ключевой для полного понимания того, что же такое Общество. Проблема эта, в том виде, в каком она представляется мне, то есть почти противоположно тому, как она виделась единственным, кто всерьез занимался ею: Гуссерлю и его ученикам—Финку, Шютцу, Лёвитцу и другим,— оказывается достаточно непростой и требует, чтобы вы были особенно внимательны. В ходе предыдущих рассуждений мы выяснили, что вокруг каждого из нас находятся Люди, составляющие наше окружение, причем одни находятся ближе, другие—дальше, из чего складывается то, что я назвал «перспективой человечества», в которой одни люди более знакомы, индивидуализированы, то есть близки 360 Ортега-и-Гассет нам, другие — менее, и так далее, вплоть до нулевой близости. Исходя из этого, я спрашиваю: что представляют мои отношения с другим, находящимся на нулевой отметке близости? Очевидно, что я не знаю о нем ничего, что отличало бы его, выделяло среди других, делало уникальным. Единственно, что я могу сказать, имея в виду его внешний облик, что передо мной — «мне подобный», то есть существо, наделенное абстрактными и неотъемлемыми атрибутами человека, а следовательно, способное чувствовать, но я абсолютно не знаю ни что он чувствует, ни что он любит, ни каков его жизненный путь, ни к чему он стремится, ни каких норм поведения он придерживается. Теперь пусть каждый представит, что по той или иной причине вступил в активный социальный контакт с таким существом. Этот контакт, как мы уже говорили, состоит в том, что вы совершаете некое действие—не важно, направлено ли оно непосредственно на данного человека или же только учитывает его существование, а следовательно, и то, что с его стороны также возможны какие-то действия. Это вынуждает вас предугадывать реакцию другого, чтобы опередить его ответные действия. Но на чем вы или я можем основываться, строя подобные догадки и предположения? Обратите внимание, что атрибуты, о которых только что шла речь и которыми наделен человек, находящийся на нулевой отметке близости ко мне, сводятся, ни мало ни много, к следующему: мне известно, что другой, возможно, отреагирует на мои действия. Как он будет реагировать— этого я не могу сказать наверняка. Для этого у меня недостает данных. Тогда я прибегаю к обобщенному опыту, полученному от людей, чья близость ко мне выражалась не нулем, а некоей положительной величиной. На самом деле, у всех нас есть хранящееся где-то на чердаке сознания, среди прочих обиходных знаний, практическое представление о человеке, о возможных вариантах его поведения. Так вот, представление это о человеке вообще, в целом—пугающе. И действительно, я на собственном опыте убедился, что человек способен на все—от самых славных дел до са- Ogl Человек и люди мой подлой гнусности. Я знаю, что человек может быть добросердечным, великодушным, умным, но — и это почти столь же вероятно — он может быть и вором (причем воровать не только вещи, но и мысли), убийцей, завистником, негодяем, дураком. Откуда следует, что, встретившись с абсолютно незнакомым мне Другим, я должен ждать худшего и приготовиться к защите. Причем нападения можно ждать отовсюду. Абсолютно незнакомый Другой в равной степени мой потенциальный друг и враг. Мы еще увидим, что две эти диаметрально противоположные, но равновероятные возможности: Человек-друг и Человек-враг, человек-«за» и человек-«против» — основа всей социальности. Известное и превратно понимаемое выражение: «Человек—животное общественное»—всегда становилось помехой на пути к истинной социологии. Быть социально активным, общительным—значит вступать с другими в социальные контакты, но «социальный контакт», как я уже говорил, это и поцелуй хорошенькой женщины—какая прелесть!—и удар ножом в спину— какой ужас! Нужно покончить с предвзятой и безосновательно оптимистической трактовкой слов «общество», «общественный». Понятие «общество», по самой сути своей, объединяет в себе позитивное и негативное начало, то есть—и речь у нас об этом заходит впервые— любое общество, общность — это, в той или иной мере, также и разобщенность, совместная жизнь друзей и врагов. Как видите, социологическая концепция, по направлению к которой держим курс мы с вами, гораздо более драматична, чем ее предшественницы. Но если противоречивая, а лучше сказать, проти-во-действенная и двойственная природа социального открылась нам вся вдруг, то заметьте, что пока мы не имеем и малейшего понятия о том, что же кроется за этим противостоянием, что это за «X», одинаково могущий со-существовать с нами в нежном согласии и в жестокой вражде. И этот-то «X», кроющийся за обеими противоположными возможностями, несущий их в себе, их реализующий, и есть—общество. Но о том, что оно из себя представляет, мы пока, даже
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|