УСЛОВНО, ПрИДумаВШИЙ его других», «обладающий большей 6 глава
202 Ортега-и-Гассет наподобие одной из тех пожилых сеньор, которые всюсвою жизнь, год за годом, заботились исключительноо своей собачке, ни на минуту не расставались с нею,так что даже в лице у них появилось в конце концовчто-то собачье. Чтобы со-существовать с животным,нужно вести себя так же, как Паскаль рекомендует вести себя по отношению кБогу: «II faut s'abetir» *. \^}"?^К££ Повторяю свой вопрос: вправе ли мы считать отношения между человеком и животным социальными? Окончательного решения мы найти не можем. Дать утвердительный ответ нам мешает не только ограниченность подобного со-существования, но и расплывчатость, нестабильность, двусмысленность поведения зверя, каким бы смышленым он ни казался. Надо признать, что животное приводит нас в недоумение и во многих других отношениях. Мы даже хорошенько не знаем, как вести себя с ним, поскольку суть' его не ясна нам до конца. Поэтому в обращении с животным мы вечно колеблемся, не зная, как относиться к нему: как к человеку или, наоборот, как к камню или растению. И это непостоянство в обращении с животным очень понятно, так как на протяжении всей своей истории человек то—подобно первобытным людям или египтянам — видел в животном чуть ли не божество, то, подобно Декарту и его ученику, сладкоречивому мистику Мальбраншу, полагал, что животное — механизм, нечто чуть более сложное, чем простой булыжник. Являются ли наши отношения с животным социальными, мы можем решить, лишь сравнив их с фактами бесспорно социального характера. Нам нужен исчерпывающе ясный, самоочевидный случай, который помог бы нам разобраться в случаях неясных, запутанных, двусмысленных. В ходе наших рассуждений отграничилась огромная масса уникальных явлений, среди которых можно, наконец, выделить нечто безусловно, неопровержимо социальное. Из составляющих мир вещей нам осталось поговорить лишь о вещах, именуемых «людьми».
303 Человек и люди Как же появляются в моем внутреннем мире эти существа, которых я называю «другими людьми»? Достаточно этому вопросу прозвучать, и все мы почувствуем, что в нас как бы что-то изменилось. До сих пор мы наслаждались нашим уединением. Теперь же, при известии о том, что на нашем мысленном горизонте, охватывающем темы наших лекций, собираются появиться «другие люди», мы чувствуем, сами до конца не понимая почему, некое легкое беспокойство и словно бы слабый электрический ток пробегает по позвоночнику. Как бы ни нелепо это звучало, но это — так. До сих пор наш жизненный мир состоял из одних камней, растений и животных; это был рай или то, что мы называем природой—в высоком и обыденном смысле. И хотя жизненный мир, о котором идет речь, мы уже много раз называли миром каждого в отдельности, миром конкретной жизни, говорили мы о нем исключительно абстрактно. Я не претендовал на то, чтобы описать единственный и неповторимый мир каждого в отдельности—какого-то конкретного человека либо свой собственный. О наиконкретнейшем мы говорили абстрактно, в общем. На этом парадоксе покоится вся теория жизни. Жизнь всегда конкретна, но теория ее, как и любая другая теория, отвлеченна. Она дает нам пустые холсты, в отвлеченность которых каждый может вписать историю своей жизни. Итак, хочу подчеркнуть, что, даже говоря абстрактно, достаточно предупредить о появлении в наших рассуждениях других людей, каждый из нас, насторожившись, крикнет про себя: «Стой! Кто идет?» Наше уединение нарушено: отныне мы постоянно начеку. Похоже, что другие люди не так уж небезопасны! Раньше мы жили, не ведая забот, в мире минералов, растений и животных. Подобную безмятежность человек ощущает на лоне природы. Почему? Об этом речь еще впереди, но в двух словах суть проблемы выразил Ницше: «Нам так нравится безмятежное существование наедине с природой, поскольку она к нам безразлична». В этой сверхмнительности—корень нашего беспокойства. Мы будем говорить о существах—людях,—про которых мы
204 Ортега-и-Гассет знаем: мы им не безразличны. Поэтому-то мы и насторожились, и душа наша замерла: на безоблачном райском горизонте появилась опасность: другой человек. И — будьте уверены! — так или иначе, в той или иной степени это нас взбодрит. И всем нам придется немного поволноваться. Итак, в поле моего зрения появляется Другой. «Другой» значит «другой человек». В чувственном отношении он предстает передо мной как некое тело — тело, которое имеет свою характерную форму, движется, перемещает предметы, иными словами, проявляется в том внешнем, видимом, что американские психологи называют behavior*. Но самое удивительное, странное и в высшей. Поеедение (англ) степени загадочное состоит в том, что, хотя перед нами лишь телесная оболочка, совершающая определенные движения, мы различаем в ней, за ней нечто по сути своей невидимое, нечто чисто внутреннее, что каждый' непосредственно знает, прежде всего, по самому себе: мысли, чувства, желания, деятельность, не находящую иногда самовыражения, то есть все не внешнее и не подлежащее овнешне-нию, поскольку оно не имеет пространственного и чувственного воплощения и по отношению к миру внешнему является в чистом виде миром внутренним. Но уже в случае с животным тело его, помимо того, что оно обладает цветом и осязаемостью, как то свойственно всему телесному, всегда служит для нас знаком чего-то совершенно иного, а именно некоей бестелесности, некоего внутреннего — intus — сокровенного внутреннего мира, в котором формируются реакции животного, где решается, как оно ответит нам — укусит или подденет на рога или же, напротив, подойдет, чтобы мирно, ласково потереться о нашу ногу. Я уже говорил, что общение с животными — отчасти сосуществование. Это сосуществование возникает потому, что реакции животного исходят из его внутреннего мира. Любое сосуществование есть сосуществование двух внутренних миров, и оно тем активнее, чем больше проявляется взаимодействие этих миров. Тело живот-
305 Человек и люди ного заставляет нас различать, предполагать, подозревать наличие этого внутреннего мира, указывая на него различными действиями, движениями и т.д. Стало быть, тело является указанием, знаком внутреннего мира, в нем заключенного, и в то же время тело—это плоть, назначение которой в «выражении» внутреннего мира. Плоть не только обладает весом и движется, она выражает, она есть «выражение». Выразительная функция зоологического организма—самая загадочная из всех проблем, какими занимается биология, поскольку проблемой биологической жизни как таковой уже давно перестали заниматься, считая ее слишком проблематичной. Я не стану сейчас углубляться в этот наводящий на столькие мысли предмет — выразительную функцию (а наводит он на размышления неизбежно, поскольку он и есть причина всех наших мыслей), так как подробно писал об этом в своей работе «О космическом феномене выразительности»; о том же, что касается появления в нашем мире другого человека, речь еще пойдет в будущих лекциях. Достаточно сказать, что тело другого человека, в состоянии покоя или в движении, непрестанно посылает нам разнообразнейшие сигналы и подает знаки о том, что происходит в том внутри, которым является другой человек. Это внутри, этот внутренний, сокровенный мир никогда не присутствует явно, а только соприсутствует подобно невидимой стороне яблока. И здесь также приложимо понятие со-присутствия, без которого, как я уже говорил, мы не могли бы объяснить, каким образом мир и все в нем существует для нас. В данном случае, безусловно, функция соприсутствия наиболее поразительна. Поскольку скрытая от меня сторона яблока все же, в другое время, была мне видна; внутренний же мир, которым является другой человек, никогда не мог и не сможет открыться мне непосредственно. Однако он существует—и я чувствую это, встречая другого человека.
Внешний облик этого тела, жесты, мимика, слова опосредованно говорят мне о том, что я столкнулся 306 Ортега-и-Гассет с внутренним миром, подобным моему собственному. Тело — богатейшее «выразительное поле» или «поле выразительности». Например, я вижу, что оно смотрит. Глаза— «окна души»—могут сказать нам больше, чем что-либо иное, поскольку взгляд, как ничто иное, исходит из внутри. Мы видим, на что он обращен и каков он. Он не только обращен на нас изнутри, но дает почувствовать, какая за ним скрыта глубина. Поэтому ничто так не радует влюбленного, как первый ответный взгляд. Но здесь необходима осторожность. Если бы мужчины умели измерить глубины, скрытые за женским взглядом, они избежали бы многих ошибок и мучений. Ибо есть первый взгляд, который бросают, как бросают милостыню,— взгляд слишком поверхностный, чтобы быть поистине взглядом. Но есть и взгляды, которые исходят из самой глубины бездонной женской души; взгляды, словно повитые водорослями и жемчугами и несущие в себе весь подводный, глубинный пейзаж, по сути своей глубинный и сокровенный, если женщина действительно, то есть в глубинном, бездонном смысле слова, является женщиной. Это насыщенный взгляд, в котором его желание быть взглядом выплескивается через край, в то время как взгляд, о котором шла речь вначале, был лишь бледной тенью взгляда, простым актом видения. Если бы мужчина не был тщеславен и не спешил в каждом выражении женского лица увидеть доказательство влюбленности, если бы он основывал свои суждения на насыщенных выражениях, ему не пришлось бы испытывать мучительных разочарований, что случается весьма нередко. Так, из глубины изначального одиночества, каковым и является по сути наша жизнь, мы вновь и вновь предпринимаем попытку взаимопроникновения, стараемся раз-одиночиться и заглядываем в другое человеческое существо, чтобы дать ему свою жизнь в обмен на его. OQ"7 Человек и люди V Меж-индивидуальная жизнь. Мы—ты—я Мы исходили из того, что изначальной реальностью является человеческая жизнь. Под изначальной реальностью— настало время вспомнить об этом—мы понимаем не какую-то единственную, и даже не самую важную, и, уж безусловно, не самую возвышенную, а просто-напросто ту первоначальную, первичную реальность, в которой, чтобы стать для нас реальными, должны проявиться все прочие реальности; в ней они берут свое начало, в ней укоренены. Рассматриваемая как изначальная реальность, «человеческая жизнь» — это не что иное, как жизнь каждого в отдельности, то есть всегда моя жизнь. «X», который живет этой жизнью и которого я обычно называю «я»; мир, где это «я» живет, очевидны для меня в форме присутствия или со-присутствия, и все это: и то, что я—это я, и то, что этот мир—мой мир и я живу в нем,— все это происходит со мной, и только со мной, иными словами, со мной в моем изначальном одиночестве. Если, может статься, в моем мире появится нечто, что также можно назвать «человеческой жизнью», но уже отдельной от моей, то совершенно ясно, что эта жизнь уже не будет ни изначальной, ни первичной, ни самоочевидной, а, наоборот, вторичной, производной, существующей в более или менее скрытой и гипотетической форме. Так вот, когда мы сталкиваемся с телами, очертания которых напоминают нам наше собственное, то мы различаем в них соприсутствующие «квази-я», другие «человеческие жизни», каждую — со своим миром, отъединенным, именно в силу своей единичности, от моего. Важность этого нового этапа, этого появления в том, что если моя жизнь и все в ней самоочевидно для меня, имманентно мне — отсюда и ходячая истина об имманентности человеческой жизни, ее самопогруженности,— то косвенное появление, соприсутствие чужой жизни сталкивает меня вплотную, лицом к лицу с чем-то трансцендентным по отношению
308 Ортега-и-Гассет к моей жизни, а следовательно, с тем, что существует во мне, не обладая самостоятельным бытием. Единственно очевидным в моей жизни являетсялишь указание на существование других человеческихжизней, но поскольку человеческая жизнь в своем изначальном одиночестве—это лишь моя жизнь, а прочиежизни—это жизнь каждого в отдельности из подобных мне существ, следовательно, в силу своей чужерод-ности, жизни эти находятся вне моей, по ту сторону,отграничены от нее. Поэтому они и трансцендентны,то есть вне-положны. И вот тут-то перед нами впервыевозникает новый тип реальности—не являющейся реальностью как таковой, поскольку она не изначальна.Жизнь другого, в отличие от моей собственной, неявляется для меня самоочевидной реальностью; жизньдругого, если говорить о ней нарочито утрированно,—это лишь предположение, догадка, то есть предполагаемая реальность; и как бы бесконечно правдоподобна, вероятна, допустима она ни была, она никогда небудет реальностью изначальной, несомненной—первоосновой. Но это ставит нас перед следующимфактом, а именно: изначальная реальность, каковойявляется моя жизнь, содержит в себе множество реальностей второго порядка, предполагаемых, что открывает передо мной огромную сферу реальностей, отличных от моей собственной. Поскольку, называя их gros-so modo * предполагаемыми—мы могли бы также сказать «вероятными»,—я не.,. „. г ' Грубо говоря (итал.). лишаю их свойств реальности. Единственное, в чем я отказываю им, так это в праве именоваться реальностями изначальными, неоспоримыми. По-видимому, признание за реальностью прав на существование подразумевает градацию, шкалу, иерархию, и, подобно ожогам, можно выделить реальности первой, второй, третьей степени, причем не в смысле содержания этих реальностей, а исключительно в смысле того, насколько они реальны. Один пример: мир, каким описывает его физика, одна из образцовых на сегодняшний день наук, физический мир, безусловно, обладает реальностью; но какова степень этой QQQ Человек и люди реальности? Совершенно очевидно, что реальность его будет из числа предполагаемых. Достаточно вспомнить, что облик физического мира, реальность которого нас в данный момент интересует, есть следствие физических теорий, а теории эти, как и все научные теории, постоянно видоизменяются; они изменчивы по самой своей сути, поскольку спорны. Мир Ньютона сменился миром Эйнштейна и Бройля. Реальность физического мира, столь быстро сменяющая, упраздняющая одну свою модель другой, не может быть большей, чем реальность четвертой или пятой степени. Но, само собой разумеется, это будет реальность. Под реальностью я понимаю все, с чем я вынужден считаться. Сегодня же я вынужден считаться с миром Эйнштейна и Бройля. С ним связана медицина, пытающаяся меня лечить; с ним в значительной степени связано производство машин, служащих сегодня людям; с ним очень определенно связано мое будущее, равно как и будущее моих детей и друзей, поскольку еще никогда в истории грядущее так не зависело от теории, в данном случае — от теории строения атомного ядра. Чтобы не спутать все эти предполагаемые реальности с реальностью изначальной, назовем их интерпретациями или нашими идеями о реальности, иными словами, предположениями или вероятностями. И вот теперь нам предстоит коренным образом изменить ракурс и точку нашего зрения. Но эта новая точка зрения, на которую мы будем постепенно переходить— за исключением отдельных моментов, когда придется возвращаться к старому видению,— новая для нашего курса, на самом деле является нормальной, общепринятой. Ненормальной, непривычной была точка зрения, на которой мы стояли до сих пор. Тут же поясню, о каких двух ракурсах идет речь. Но для этого следует сказать еще несколько слов о том, о чем я начал говорить, а именно, что появление другого человека, а вместе с ним и догадка, что передо мной «я», подобное моему, со своей жизнью, похожей на мою, а следовательно, не моей, а своей собственной, и со своим миром, в котором это «я» существует изначаль- 310 Ортега-и-Гассет но,— все это первый пример, на котором я, среди прочих реальностей моего мира, сталкиваюсь с реальностями, которые не являются изначальными, а только предполагаемыми, то есть, строго говоря, идеями или интерпретациями реальности. Тело другого человека для меня—изначальная и неоспоримая реальность; но то, что в этом теле живет некое квази-«я», что оно одушевлено некоей другой квази-жизнью,—это уже моя интерпретация. Реальность другого человека, другой человеческой жизни, таким образом, является реальностью второго порядка по сравнению с моей жизнью, моим «я», моим миром. Это утверждение, помимо своей самостоятельной значимости, важно еще и тем, что заставляет меня признать существование в моей жизни бесчисленного множества предполагаемых реальностей, что, повторяю, вовсе не значит, что они ложны, а лишь то, что они спорны, несамоочевидны, не-изначальны. Вспомним более чем убедительный пример, а именно так называемый физический мир, созданный физической наукой и такой непохожий на мой, жизненный, изначальный, в котором нет ни электронов, ни вообще чего-либо подобного. Так вот—и здесь-то наша мысль и делает поворот,— в жизни мы обычно относимся к этим вероятностям, или реальностям второй степени, как к изначальным. Другой человек как таковой, то есть не только его тело, движения и жесты, но и его «я», и его жизнь так же реальны для меня, как мои собственные. Иными словами, я не только живу одновременно своей жизнью в ее первичности, но и, в равной степени, множеством других как бы первичных, являющихся всего лишь реальностями второй, третьей и так далее степеней. Более того, я, как правило, не даю себе отчета в истинности собственной жизни с ее изначальным одиночеством, а лишь предполагаемо живу предполагаемыми вещами, живу среди интерпретаций действительности, которые создает и накапливает мое социальное окружение и человечество в целом. Среди них есть и такие, которые заслуживают того, чтобы признать их Oil Человек и люди истинными, и я называю их реальностями второй степени, но именно эта оговорка—«заслуживают того, чтобы признать истинными»—и заставляет относиться к ним с известной осторожностью. Будучи интерпретациями, они всегда, в конечном счете, могут оказаться ложными и скрывать за собой откровенно иллюзорные реальности. И действительно, подавляющее большинство окружающих нас вещей являются не просто предполагаемыми, а чисто иллюзорными; мы слышим, как их называют, определяют, оценивают, обосновывают их существование, и, слушая других и не подвергая эти вещи строгому анализу собственной мысли, заочно считаем их истинными, реально существующими. То, о чем я говорю сейчас в самых общих чертах, станет ведущей, стержневой темой будущих лекций. Но пока оставим эту мысль в том смутном, упрощенном, вульгарном виде, в каком она впервые явилась нам. Но если все это действительно так—в чем вы сможете убедиться во время ближайших лекций,— значит, наша обычная жизнь состоит из контактов с prag-mat'ofi, то есть с вещами, делами и значимостями, которые, по сути дела, всего лишь существующие независимо друг от друга интерпретации; иначе говоря, поскольку мы в нашей жизни постоянно имеем дело с псевдо-вещами, то и вся наша деятельность неизбежно будет псевдо-деятельностью—тем, что мы раньше обозначали в высшей степени расхожим, но и в высшей степени глубоким по смыслу выражением «убивать время»; таким образом, обычно мы лишь как бы живем, не живя при этом нашей действительной, истинной жизнью, которой должны были бы жить, если бы покончили со всеми бесконечными интерпретациями, исходящими от окружающих нас людей, которые обычно называются «обществом», и если хотя бы время от времени вступали в прямой, недвусмысленный контакт с нашей жизнью, с нашей изначальной реальностью. Но она, как мы уже говорили, подразумевает изначальное одиночество. Речь идет, таким образом, о том, что человек должен периодически выяснять отношения, улаживать дело, за которое он, и только 312 Ортега-и-Гассет он несет ответственность, меняя при этом угол зрения: от того, под которым мы видим вещи, являясь членами общества, на тот, под каким они предстают нам, когда мы удаляемся в наше одиночество. В одиночестве человек истинен, в обществе—тяготеет к тому, чтобы превратиться в простую условность, фикцию. Чтобы жить истинной, реальной жизнью, человек должен как можно чаще замыкаться, углубляться в свое одиночество. Эти уединения, в которых мы требуем от окружающих нас подобий и иллюзий верительных грамот их истинности, и называются жеманным, нелепым и расплывчатым словом «философия». Философия— это самоуглубление, отступление в себя, anabasis *, когда человек сводит счеты с. Путь в глубь страны (греч} самим собой и его взгляду предстает его «я» во всей своей пугающей наготе. Перед другим человеком мы не бываем и не можем быть в полной мере обнажены: как бы обволакивая нас своим взглядом, другой человек скрывает от нас нашу наготу. Странное явление—эта краска стыда, под которой как под неким розовым покровом прячется наше обнаженное естество. О наготе нам еще придется всерьез поговорить, когда речь пойдет о смущении. Таким образом, философия—не наука, а, если угодно, некая непристойность, поскольку, совлекая покровы с вещей и с самого человека, она обнажает их естество, их плоть, оставляя их такими, каковы они есть. Поэтому если она возможна, то она и есть истинное познание, чего нельзя sensu strictu сказать о других науках, поскольку они—лишь средства, технические ухищрения для более утонченного использования вещей. Истина—это вещи, с которых совлечены покровы, и поэтому обозначающее истину греческое слово «aletheia, aletheuein» и значит, в дословном переводе, «обнажать». Что касается испанского слова, восходящего к латинскому «veritas, verum» — истина,—то оно, скорее всего, образовано от индоевропейского корня. «ver»; что означает «говорить», отсюда и «verbum», то есть «слово», но не в обычном, а в торжественном и серьезном смысле, слово религиозное, которым мы о^З Человек и люди призываем в свидетели самого Бога, то есть—слово клятвенное. Но примечательно, что, когда мы упоминаем имя Бога как свидетеля наших отношений с действительностью, выраженных в слове, а точнее, в слове истинном, Бог не становится, как некое третье лицо, между мной и действительностью. Бог — никогда не третий, поскольку Его присутствие — это, по сути своей, отсутствие; Бог—это тот, кто присутствует, отсутствуя, это некое безмерное отсутствие, оставившее во всем присутствующем сияющий след, и роль Его как свидетеля нашей клятвы — в том, чтобы оставить нас наедине с реальностью вещей—так, чтобы между ними и нами не было ничего, что скрывало, заслоняло, прятало бы их от нас; и это открытое противостояние и есть истина. Вот почему великий Экхарт — гениальнейший из европейских мистиков—называет Бога «молчащей пустыней именем Бог». То, что философия, сопоставляющая нашу условную псевдожизнь с нашей истинной, изначальной реальностью, нуждается в еще более точной методологии, чем любая другая наука,—иной вопрос. Это говорит лишь о том, что философия, помимо прочего, подразумевает и определенный метод исследования; но совершенно очевидно, что методология играет здесь подчиненную роль и необходима для выполнения все той же извечной и первоосновной задачи. Мы все помним, конечно, что в середине прошлого и в начале нынешнего века философия, наименовавшая себя позитивизмом, претендовала на роль науки или, вернее, «как бы науки»; но не будем слишком строги и простим бедняжке этот мимолетный приступ ложной скромности! Таким образом, философия—это критика условной жизни, и в первую очередь жизни каждого конкретного человека,—критика, которой человек время от времени обязан подвергать эту жизнь, ставя ее перед судом своей истинной жизни, своего неумолимого одиночества. Или, иначе говоря, человек должен вести постоянный пересчет ценностей окружающих его вещей и дел, чтобы они окончательно не превратились в иллюзию, и, испытывая их пробным камнем изначальной реальное- Q1 А. Ортега-и-Гассет ти, устанавливать, в какой степени сам он реален. На протяжении этого курса мы подвергнем все, что обычно называют социальным, суду истинной реальности человеческой жизни, чтобы увидеть, насколько все это истинно; иными словами, мы будем постоянно сопоставлять нашу условную, привычную, обыденную жизнь и свойственную ей точку зрения с непривычной, непростой и суровой точкой зрения нашей первичной реальности. Мы шли к этому шаг за шагом, начиная с простейшего наблюдения над яблоком: перед лицом неподкупного суда яблоко, которое, как мы полагали, целиком находится перед нами, оказалось надувательством; одна половинка его постоянно скрыта от нас, в то время как другая, а следовательно, и все яблоко в целом, не является явной, самоочевидной реальностью, то есть реальностью как таковой. Далее мы обратили внимание на то, что большая часть чувственного мира также скрыта от нас; более того, та часть его, которая в каждый данный момент видна нам, скрывает остальное, делает его лишь со-присут-ствующим: так стены комнаты скрывают от нас город, хотя мы находимся в комнате, которая находится в городе, а город — в какой-то стране, а страна—в какой-то части Земли и т.д. Но самый серьезный приговор суд невидимого выносит другому человеку, поскольку лишь его внешняя оболочка видима нам, йо характер этого другого «я», другой человеческой жизни открывается нам лишь как интерпретация действительности, как великая и в той или иной степени правдоподобная догадка. С точки зрения главной темы нашего курса именно он—другой человек—является основной реальностью, так как все наши поиски фактов, которые с уверенностью можно было бы назвать социальными, оканчивались неудачей: ни в нашем отношении к камню, ни к растению нет и намека на социальность. В наших отношениях с животными и в отношениях между собой нечто похожее на социальное, казалось бы, различимо. Почему? Потому, что при нашем контакте с животными мы неизбежно должны учитывать, что оно, с той 215 Человек и люди или иной степенью точности, предвидит наши действия и готовится отреагировать на них. Следовательно, перед нами новый тип реальности, а именно такой, при котором наше действие включает в себя заранее предусмотренное ответное действие другого существа в отношении нас; с этим, другим существом в свою очередь происходит то же, что со мной, и в результате возникает любопытный эффект: действие исходит не от одной, а от двух сторон—от меня и от животного одновременно. Это в полном смысле слова соучастие. Я предвижу, что мул может лягнуть меня, и эта его реакция «соучаствует» в моем поведении, вынуждая меня держаться на расстоянии. В этом действии я и мой соучастник, мул, учитываем друг друга, иначе говоря, существуем обоюдно, или со-существуем. Как видим, возникает некое другое существо, о котором мне заранее известно, что оно, с той или иной степенью вероятности, отреагирует на мои действия. Это заставляет меня предусматривать его реакцию в своем будущем действии, или, что то же, действовать, учитывая эту реакцию. Так же ведет себя и животное; поэтому наши действия переплетаются, становятся взаимными, обоюдными. Это и есть взаимо-действие. Языковая традиция трактует понятие «социальность» и «социальное» именно в этом смысле. И мы пока остановимся на такой трактовке. Однако наши отношения с животными в целом ограниченны и не поддаются точному определению. Это заставило нас пойти по методологически наиболее естественному пути—попытаться найти другие факты, в которых обоюдность выступала бы более ясно, безусловно, самоочевидно, то есть найти такое существо, которое было бы в принципе способно реагировать на меня в той же степени, что и я на него. Тогда и сам факт обоюдности проявился бы наиболее ясно, полно, очевидно. Но это случается только в моих отношениях с другим человеком; более того, он существует для меня именно потому, что я воспринимаю его как равного в смысле способности реагировать. Обратите внимание, что другой — по-латыни «alter»—означает так- 21 Q Ортега-и-Гассет же и «второй», то есть входит в понятие пары. «Unuset alter» — один и другой, то есть двое, причем «alter»,«другой» выступает как contraposto *, как член сравнения, противопоставленный. п . г Противопоставление (итал.). «одному». Отсюда и поразительная по внутренней смысловой связи цепочка: «один» — «другой» — «друг» — «подружиться». Сказать, что мы не дружим с кем-то, и будет означать, что мы не поддерживаем с ним социальных отношений. Подружиться с камнем или с пучком зелени — невозможно. Таким образом, человек—это не только я сам, но еще и другой, а значит — прошу обратить на это особое внимание,— некто, с кем я могу и должен, даже помимо своей воли, дружить, общаться, поскольку— даже если бы я предпочел, чтобы его не существовало, потому что он мне ненавистен,—неизбежно оказывается, что я для него существую и поэтому вынужден поневоле считаться с ним и с его намерениями в отношении меня, которые вполне могут быть и недобрыми. Взаимная необходимость считаться друг с другом, обоюдность— первый признак, который можно отнести к разряду социальных. Насколько это суждение окончательно, будет видно из дальнейшего хода наших рассуждений. Но обоюдное действие, взаимо-действие возможно, лишь поскольку другому присущи те же свойства, что и мне: он несет в себе свое «я» так же, как я—свое, или, как говорится, тоже себе на уме, иными словами, думает, чувствует, испытывает симпатии, стремится к каким-то целям, настаивает на своем точно так же, как и я. Но, разумеется, я замечаю все это по его жестам и движениям, то есть по тому, как он на меня реагирует. Оказывается, таким образом, что другой — Человек — впервые возникает в моей жизни как некто реагирующий на меня, и не более. Все остальное в человеке вторично по отношению к этому качеству и проявляется лишь впоследствии. Таким образом, становится ясно, что быть другим—не случайность, которая может постичь или избежать Человека, а исконно присущее ему свойство. Я, в своем одиноче-
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|