УСЛОВНО, ПрИДумаВШИЙ его других», «обладающий большей 11 глава
Обратите внимание на этот немаловажный для дальнейшего хода наших рассуждений момент, поскольку то, что я сейчас скажу, может показаться в высшей степени неожиданным. Так вот: конкретное и единственное «я», которым ощущает себя каждый из нас, не дается нам сразу, с самого начала; мы познаем его и овладеваем им точно так же, как и любой другой вещью, то есть шаг за шагом, путем постепенного накопления опыта, иными словами—и это-то может показаться неожиданным и странным,— мы убеждаемся в своем я после того и благодаря тому, что узнали тех, кого называем ТЫ, столкновение и борьба с которыми и являются социальными контактами. Поясню свою мысль одним примером. Представьте себе слово Я, написанное на доске печатными буквами—специально, чтобы наше внимание не отвлекалось особенностями почерка. Подумайте, чем будет этот знак для каждого, что он будет обозначать, и вы увидите, что за ним не стоит никакой конкретной реаль- 377 Человек и люди ности, а только лишь что-то абстрактное и обобщенное. Особенно ярко это проявится, если кто-нибудь в театре неожиданно крикнет с места: «Я!» Что произойдет? Первым делом все инстинктивно повернут головы в ту сторону, откуда раздался крик. Это важный момент. Ведь действительно, любой звук, любой шум, помимо своего звукового содержания, всегда, неким таинственным образом, указывает нам на точку пространства, из которой он донесся до нашего слуха. Этот феномен, присущий всем звуковым явлениям, то есть их точная локализованность, неразрывная связь звука с местом его произведения—да простится мне этот неологизм,—до сих пор еще не был в должной мере изучен психологами в разделе слуховых ощущений. Его справедливо подмечает Бюлер в своей книге «Теория языка»; он же ссылается на известный факт, состоящий в том, что в разговоре с несколькими людьми слепой прекрасно чувствует, когда обращаются именно к нему, без указания на то говорящего, поскольку голос собеседника как бы несет на себе точную пространственную помету. Но тогда мы вынуждены признать, что любое слово, будучи произнесенным, тут же становится наречием места — еще одно замечание, касающееся новой, конкретизированной лингвистики. Отсюда следует, что, достигая нашего слуха, любой звук, подобно электрическому разряду, отзывается в нас, доносит до нас породившую его реальность. Повернув голову в ту сторону, откуда донесся крик: «Я!», мы как бы заряжаемся этой реальностью. Но когда звук, который мы слышим,— это именно слово Я, то вместе с ним, через слух, в нас, образно говоря, проникает личность кричавшего. И если мы его знаем и узнаём его голос, то его я настигает нас, как пуля, в которой отлилась вся внутренняя, сокровенная история его жизни. Точно так же, по-видимому, говоря человеку ты, мы в упор выстреливаем в него сложившимся у нас о нем представлением. Таковы два этих страшных личных местоимения, которыми veils noils обменивается человечество в своей непрестанной «дуэли». Поэтому так понятны слова Мшпле о том,
378 Ортега-и-Гассет что «Le moi est hai'ssable», о «Ненавистном я». Это более чем ясно доказывает, что значение слов «я» и «ты» предельно конкретно, что оба они в сверхконденсиро-ванной, а потому весьма взрывоопасной форме выражают содержание своей и чужой жизни. Отсюда явствует, почему злоупотребление ими так раздражает и правила хорошего тона рекомендуют пользоваться ими как можно реже, чтобы наша личность не тяготела над ближними, не подавляла и не подтачивала его собственную индивидуальность. Вежливость, как мы увидим в дальнейшем,—это совокупность социальных приемов, позволяющих смягчить столкновения, конфликты, борьбу, которые и составляют общественную жизнь. Правила вежливого общения—это как бы рессоры, принимающие на себя и гасящие силу удара при наших контактах с другими людьми. Лучшее доказательство этому—тот факт, что этикет достиг наибольшей утонченности, совершенства и богатства форм в странах с наиболее высокой'плотностью населения. Отсюда следует, что наивысший расцвет этикета наблюдается в наиболее густонаселенных географических районах, то есть на Востоке: в Японии и Китае, где люди живут в очень тесном соседстве, чуть ли не верхом друг на друге. Без рессор этикета существование там было бы невозможно. Хорошо известно, что, оказавшись в Китае, европеец производит впечатление человека неотесанного, грубого, абсолютно невоспитанного. Таким образом, ничего удивительного, что японский язык, из предосторожности, отказался от этого оружия, от этих немножко — а иногда и «множ-ко», как говорят дети,— непочтительных «я», которыми моя личность внедряется в сознание ближнего, хочется ему того или нет, и «ты», с помощью которого я навязываю другому свое представление о нем. Оба личных местоимения были вытеснены у японцев цветистыми формулами восточного церемониала, когда вместо «ты» принято произносить нечто вроде «это присутствующее среди нас чудо», а вместо «я» — нечто наподобие «находящееся здесь ничтожество»*.
379 Человек и люди * Ныне отмирающий карнавал цы» и произошло испанское слово представляет из себя попытку хри- «carnaval», карнавал, во время кото- стианских народов увековечить ве- рого мы прячемся под масками, ликий языческий праздник в честь чтобы избавиться, отделаться от Диониса — оргиастического бога, своего «я». И притворные, искус- лризывающего нас отрешиться от ственные голоса, которыми перего- себя, забыть об различительном «я» вариваются между собой маски, и слиться в великом и безымянном стремятся сделать наше я неузна- единстве Природы. Этого достаточ- ваемым. Это великий религиозный но, чтобы предположить в нем бо- праздник людей, немного уставших жество восточное. И действительно, от других и от себя, людей, притво- в соответствии с греческим мифом, ряющихся, что перестали узнавать
младенец Дионис прибыл с Востока друг друга. Маска и притворные в корабле без кормчего и гребцов. фальцеты голосов—атрибуты этого Во время празднеств этот корабль, грандиозного празднества — с изображением бога, хмельная, не- позволяют человеку хоть на минуту истовствующая толпа возила на ко- отдохнуть от себя, от своего я, и, леснице по городским и деревен- взяв передышку, побыть другим, на ским улицам. От названия этой «са- несколько часов позабыв о привыч- rens navalis», «корабельной колесни- ных ТЫ вокруг. Итак, проделав «мертвую петлю», наши размышления возвращаются к исходной точке, но попутно нам удалось установить, что другой Человек, ты, по сути своей представляет опасность и наши социальные отношения с ним—это всегда в той или иной степени столкновение, борьба, но в результате этой борьбы и этих столкновений со многими ты я постепенно обнаруживаю границы своей личности, начинает вырисовываться мой конкретный человеческий облик, мое я; я открывается мне медленно, на протяжении всей моей жизни, и это—пугающий процесс сжатия, уплотнения, превращения в сгусток конкретности того огромного, расплывчатого, беспредельного, чем я когда-то был, чем я ощущал себя еще в детстве. Подобно дереву или кусту, подстригаемому садовником, обретает форму то смутное, абстрактное я, которое я раньше считал равновеликим миру. Глядя на твои математические способности, я понимаю, что сам лишен их. Твое красноречие заставляет меня осознать, насколько сам я косноязычен. Твой волевой характер доказывает мне, что сам я—рохля, размазня. Естественно, что бывает и наоборот: твои недостатки оттеняют в моих глазах мои собственные достоинства. Таким образом, именно в мире, населенном множеством ТЫ и благодаря им, и формируется то, чем я являюсь, мое я. Следовательно, я начинаю видеть себя одним из многих ты, при 380 Ортега-и-Гассет этом отличным от них всех, со свойственными только мне достоинствами и недостатками, с присущими исключительно мне характером и стилем поведения, в которых вырисовывается истинный облик моей личности, а потому—представляюсь себе другим и совершенно конкретным ты, точнее, «alter tu», «другим ты». И именно в том, что касается этого момента, мы, на мой взгляд, должны пересмотреть традиционную доктрину, наиболее подробно разработанную в последние годы в трудах Гуссерля и его учеников, к примеру работы Шютца, считающего, что ты— это «alter ego», «другое я». Поскольку конкретное «ego» рождается как «alter tu», «другое ты», и именно после того, как мы узнали множество других ты, рождается среди них — не в изначальном одиночестве своего изначального бытия, а в бытии вторичном, в совместной жизни.
VIII Внезапное появление людей А теперь зададимся вопросом: исчерпали ли мы жизненную среду, разделив ее на четыре большие категории— мир минералов, растительный, животный и мир межиндивидуалъных человеческих отношений? Не столкнулись ли мы еще с какой-нибудь действительностью, не сводимой ни к одному из этих разрядов, в особенности к миру межиндивидуального? Будь это так, оказалось бы, что «общество», «социум» не являются особым типом реальности, а следовательно, и общества как такового не существует. Но не будем спешить. Представьте, что мы вышли на улицу и решили перейти на другую сторону там, где это запрещено; естественно, что на нашем пути неизбежно возникнет фигура регулировщика уличного движения. К какому разряду отнести это действие, факт, явление? Совершенно очевидно, что это явление не из мира физических. Регулировщик преграждает нам путь не OO-I Человек и люди как скала, перекрывающая нам дорогу. Действие регулировщика— человеческий поступок, но как отличается он от того, когда друг берет нас под руку, чтобы отвести в сторону для задушевного разговора! Этот поступок не только осуществляется нашим другом, но и исходит от него; он обусловлен такими-то и такими-то причинами, ясными и до конца осознанными нашим другом, несущим за них ответственность. И, наконец, его поступок относится именно ко мне как определенной личности, как к другу, каковым я для него являюсь. Зададимся же вопросом: кто является субъектом того человеческого действия, которое называется «запрещать», приказывать на законном основании? Кто нам запрещает? И кто нам приказывает? Ни человек по имени «регулировщик», ни человек по имени «алькальд», ни человек, называющийся «Главой Государства», не могут запрещать или приказывать. Запрещает и приказывает— как то принято считать— Государство. Если запрещать и приказывать — человеческие действия (а это, безусловно, так, поскольку они не являются ни физическими движениями, ни животными рефлексами и реакциями),—если запрещать и приказывать суть человеческие действия, то они должны исходить от какого-то определенного человека, иметь свой субъект. А является ли человеком Государство? Безусловно, нет. И Людовик XIV, полагавший, что государство—это он, заблуждался весьма серьезно, причем настолько серьезно, что это стоило жизни его внуку. Никогда, даже в самом крайнем случае автократии, Государство не было человеком. В лучшем случае человек может осуществлять внутри Государства какую-то определенную функцию.
Но тогда—что же такое это Государство, которое в приказном порядке запрещает мне переходить улицу в неустановленном месте? И если мы зададим этот вопрос кому-нибудь, то этот кто-нибудь, широко разведя руки в стороны движением пловца-брассиста (как делаем мы все, не зная, что ответить), скажет: «Ну, Государство—это все, это общество, коллектив». 382 Ортега-и-Гассет Но удовольствуемся пока этим и двинемся дальше. Если вдруг кому-нибудь вздумалось бы прогуляться вечером по улицам родного города в шлеме с забралом, кольчуге и с копьем наперевес, то, скорее всего, ему пришлось бы заночевать в сумасшедшем доме или в полицейском участке. Почему? Потому, что так не принято, потому, что его наряд непривычен. И наоборот, если он проделает то же во время карнавала, то, вполне вероятно, получит первый приз за свой костюм. Почему? Потому, что так принято, потому, что переодеваться в дни подобных празднеств вошло в привычку. Отсюда следует, что такое простое действие, как выбор костюма, мы производим вовсе не по собственному усмотрению; мы одеваемся именно так, а не иначе просто потому, что это принято. Итак, мы совершаем привычные, общепринятые поступки потому, что их совершают все. Но кто заставляет всех совершать то, что совершают все? И вот тут-то оказывается, что— люди\ Но кто это.— люди! И оказывается, что люди—это все и никто в отдельности. Уяснив себе это, мы вдруг замечаем, что большую часть из того, что мы делаем в жизни, мы делаем не по собственному усмотрению, не потому, что нам это нравится, а просто потому, что так делают люди, и, подобно Государству в предыдущем примере, люди заставляют нас совершать определенные поступки, исходящие не от нас, а от них. И более того: наше поведение в жизни диктуется нашими представлениями о вещах. Но если мы подведем баланс и внимательно рассмотрим эти идеи и мнения, с которыми и исходя из которых мы живем, то с удивлением увидим, что до многих из них—если не до большинства—мы никогда не доходили сами, с очевидностью убеждаясь в их истинности, а слышали их от других и повторяли вслух вслед за другими. Вот оно—это странное безличное «ся»: делается, думается, говорится, которое находится внутри нас, составляет часть нашего существа, и это ему принадлежат мысли, которые мы лишь высказываем вслух. Допустим, но кто же тогда говорит все то, что го- 383 Человек и люди варится! Несомненно, каждый из нас в отдельности, но говорим мы «то, что мы говорим» точно так же, как регулировщик преграждает нам путь—не от себя, а от имени того неуловимого, неопределенного и не несущего никакой ответственности субъекта— людей, общества, коллектива. По мере того как я думаю и говорю не самоочевидные, выношенные мною самим мысли, а повторяю мысли и слова, которые произносятся вокруг, моя жизнь перестает быть моей и я перестаю быть той неповторимейшей личностью, какой являюсь, и выступаю уже от лица общества, то есть превращаюсь в социальную машину, социализируюсь. Но в каком смысле этой, коллективной жизни присуще человеческое! В конце XVIII века было высказано предположение о том, что существует некое мистическое общественное сознание, или дух, некая коллективная душа, то, что, к примеру, немецкие романтики называли «Volksgeist», то есть «национальный дух». При этом никогда не обращалось должного внимания на то, что немецкая концепция национального духа всего лишь наследует идее Вольтера, на которую он намекал в названии своей гениальной работы «Essai sur 1'histoire generate et sur les moeurs et 1'esprit des , •.,, л? и • t Опыт общей истории, а такжеnations»*. «Volksgeist» И нравов и духа народов (франц.). есть «дух народов». Но рассуждения о коллективной душе и общественном сознании— мистический туман. Коллективной души не существует, если под душой понимать—а ничего иного нам не остается— нечто, что способно быть ответственным за свои поступки, нечто, совершающее что-либо, поскольку видит в этом совершенно определенный смысл. И уж не будет ли тогда отличительным свойством людей, общества, коллектива именно бездушность! Коллективной душе, Volksgeist'y, или «национальному духу», а также общественному сознанию приписывались самые возвышенные, чудодейственные, а иногда даже и божественные качества. Для Дюркгейма истинный Бог—общество. С точки зрения католика де Бо- 334 Ортега-и-Гассет нальда — автора весьма популярной доктрины о коллективном мышлении, протестанта Гегеля, материалиста Маркса, коллективная душа—это нечто неизмеримо более высокое, неизмеримо более человеческое, чем человек. В частности, более мудрое. И вот тут-то наш анализ совершенно неожиданно сталкивает нас с абсолютно беспрецедентным (по крайней мере насколько мне это известно), малоприятным и даже, пожалуй, страшноватым фактом, а именно: коллектив—это нечто, состоящее из людей, но при этом нечеловеческое, лишенное духа, души, дегуманизированное. Мы сталкиваемся здесь с человеческими поступками, в которых отсутствуют основные признаки человечности, с поступками, за которыми стоит определенный, совершающий их и несущий за них ответственность субъект, в чьих глазах они имеют определенный смысл. Таким образом, перед нами действие, производимое человеком, но действие иррациональное, бездуховное, бездушное, подобное вращению поставленной на граммофон пластинки, подобное звезде, слепо движущейся по своей орбите, подобное хаотично мечущемуся атому, прорастающему семени, вьющей свое гнездо птице. Перед нами—иррациональная и бездумная человеческая деятельность. Поистине странная реальность открывается нашему взору! На первый взгляд очеловеченная, она дегуманизирована, механистична, овеществлена! Так, может быть, общество — это некая своеобразная, промежуточная между человеком и природой реальность— не то и не другое и вместе с тем немного одно и в гораздо большей степени другое? Быть может, общество—это явление околоприродное и, подобно самой природе, слепое, механистичное, неуправляемое, иррациональное, жестокое, бездушное, противостоящее всякой духовности и, однако, именно поэтому полезное и необходимое для человека? И именно поэтому, возможно, общество, социум—не человек и не человеческая общность, а нечто наподобие природы, материи, наподобие мира\ И не окажется ли напоследок, что давно уже ставшее расхожим выражение социальный «Мир» —это строго научный термин? 385 Человек и люди IX Размышление о приветствии Путь, на который мы вступили с целью узнать, что же такое на самом деле общество, социум, завел нас в тупик. Вспомните: отправной нашей точкой было недоверие, которое вызвали у нас ученые-социологи, поскольку никто из них не уделил достаточно пристального внимания простейшим явлениям общественной жизни. С другой стороны, мы обратили внимание, что повсюду вокруг нас—в книгах, в прессе, в быту—с самой беспримерной безответственностью ведутся разговоры о нациях, народах, Государстве, законе, праве, социальной справедливости и т. д. и т. п., причем никто из говорящих не имеет даже мало-мальски точного понятия обо всех этих вещах. Поэтому мы решили, на свой страх и риск, установить возможную истину касательно этих реальностей, для чего нам показалось наиболее целесообразным обратиться к самим вещам, стоящим за этими словами, избегая по возможности чужих трактовок и толкований. От идей и понятий мы решили перейти к самим реальностям. Поэтому нам пришлось вернуться вспять—к изначальной реальности, изначальной в том смысле, что именно в ней должны появляться и обнаруживаться все прочие. Какой изначальной реальностью служит наша жизнь, жизнь каждого в отдельности? Все, что претендует быть реальностью, должно проявиться в нашей жизни. Среду, в которой проявляются реальности, мы назвали Миром, исконным миром, в котором живет каждый, и, поскольку жизнь его проистекает именно в этом мире, мир этот для него самоочевиден, в нем нет тайн и чудес. Нашим следующим шагом было составить классификацию всего существующего в этом мире, классификацию, нацеленную на обнаружение реальностей, вещей, фактов, к которым в строго научном смысле были бы приложимы далекие от подобной строгости слова «общество», «со- 386 Ортега-и-Гассет циум», «социальность». Наше расследование помогло выявить большие группы вещей, предметов, явленных нам в нашем мире и составляющих среду нашего обитания; это минералы, растения, животные и люди. И, только столкнувшись с этими последними и обнаружив в них существ, способных реагировать на наши действия, причем на том уровне и в том диапазоне, который соответствует широте и разнообразию наших действий, а следовательно, способных на полноценную взаимную реакцию,—только тогда мы как будто нашли действительность, которую по праву можно было бы назвать сферой социальных отношений, или контактов. Затем на протяжении нескольких лекций мы разбирали социальный контакт в его самом абстрактном и элементарном, первоосновном виде; говорили о том, каким образом один человек появляется в поле зрения другого и, постепенно конкретизируясь, приобретая характерные черты, из абсолютно незнакомого индивидуума превращается в существо единственное в своем роде, и возникают «ты» и «я». Далее мы заметили, что так называемым «социальным отношениям», в том буквальном смысле, какой это выражение имеет в современном речевом обиходе, присуще одно неотъемлемое качество, причем настолько очевидное, что до сих пор мы даже не обращали на него особого внимания и, соответственно, не осознали его, не выработали о нем определенного представления; качество же это такое: все наши действия и ответные реакции других людей, и составляющие в сумме так называемые «социальные отношения», зарождаются в самом индивидууме, к примеру некоем я, и направлены от одного индивидуума к другому. Соответственно, «социальные отношения», какими они виделись нам до сих пор, всегда представляли собой отношения межиндивидуальные. В данном случае не важно, знакомы или незнакомы между собой индивидуумы, вступающие в обоюдные отношения. Даже если это самый незнакомый из всех незнакомцев, мои действия учитывают, насколько возможно, его индивидуальную реакцию. Отношения между отцами и детьми, братья- 387 Человек и люди ми и сестрами, влюбленными, приятелями, учителями и учениками, сослуживцами — все это разные типы межиндивидуальных отношений. Во всех случаях речь идет о двух людях, лицом к лицу,—действующих каждый исходя из своей индивидуальности, то есть самостоятельно и преследуя какие-то свои цели. В этом действии, или действиях, жизни их существуют в противостоянии— будь то отношения враждебные или дружеские; это со-существование, совместная жизнь. Межиндивидуальные отношения вообще типичны для человеческой жизни как жизни совместной. Действуя, каждый человек словно всплывает из глубин изначального одиночества, каковым, по сути, является человеческая жизнь, и старается проникнуть в изначальное одиночество другого. Все это, как мы с вами досконально выяснили, происходит уже во вторичном пласте реальности, однако тем не менее сохраняет человеческую природу, а именно: собственно человеческое действие всегда обусловлено человеческой личностью. Будучи вполне определенной индивидуальностью, отец обращается к сыну тоже как к иной, но наиконкретнейшей личности. Влюбленность зарождается в самом влюбленном. Иными словами, в истинно-сокровенном его личности; при этом влюбляется он не в женщину вообще, а именно в эту женщину, и только в нее. Предприняв столь тщательный анализ социальных отношений и назвав их—по основному свойственному им качеству—«межиндивидуальными отношениями», мы, казалось бы, исчерпали все реальности нашего мира, могущие претендовать на звание социальных; то же произошло и с большинством социологов, которым не удалось даже ступить на территорию истинно социологической науки, поскольку еще до того, как сделать первый шаг, они успели спутать социальное с межиндивидуальным, так что, похоже, и я поторопился причислить это последнее к социальным отношениям, что мы с вами совершенно ошибочно и делали до сих пор, следуя расхожему значению слова «социум» и строго придерживаясь учения величайшего социолога современности Макса Вебера. Теперь нам следует заново—и на сей 388 Ортега-и-Гассет раз окончательно—усвоить себе, что же такое социальное. Но, как вы еще увидите, весь кропотливый предшествующий анализ был необходим, чтобы воочию увидеть и осознать трудноуловимый феномен социального, поскольку оно, то есть социальное, проявляется — вопреки тому, что считалось раньше и было чересчур уж очевидным,—не в противоположность иноивидуалъ-ному, а по контрасту с межиндивидуалъным. Даже такая небольшая неприятность, как внезапно выросшая перед нами и, не без основания, исполненная достоинства фигура регулировщика, жестом священнослужителя призывающая нас остановиться, заставляет нас внутренне вздрогнуть—и мы застываем на месте, словно ослепленные вспышкой света. «Да,—говорим мы про себя,—это что-то совершенно новое». Перед нами—новая, и престранная, реальность, на которую до сих пор мы не обращали внимания. Более того, как это ни невероятно, но—и я подчеркиваю это—не обращал внимания никто и никогда, хотя она так явственно, так очевидно каждый день окружает нас со всех сторон. Когда она на мгновение смутно мелькнула перед французским ученым Дюркгеймом, он не смог разобраться в ней и, главное, не сумел осмыслить ее, перевести на язык понятий, привести их в систему. Если кто-либо знаком с работами Дюркгейма, то я советую ему сейчас, когда мои рассуждения в двух-трех пунктах могут как бы совпасть с ходом его мыслей, тут же отвергнуть эту мнимую аналогию, иначе моя концепция окажется совершенно непонятной. Даже эти косвенные совпадения, повторяю, иллюзорны и могут лишь сбить с толку. Дальше станет ясно, что мои восприятие и осмысление новых явлений, с которыми мы будем сталкиваться теперь на каждом шагу, подводят к новому представлению о социальном, общественном, а следовательно, к социологической концепции, настолько непохожей на концепцию Дюркгейма, насколько это можно вообразить. Разница—огромная, разница — страшная, причем именно в буквальном смысле слова, поскольку социология Дюркгейма набожна, моя же может испугать. 389 Человек и люди Отношения, возникающие между нами и регулировщиком уличного движения, ничуть не похожи на то, что мы до сих пор называли «социальными отношениями». Это—не отношения между двумя людьми, двумя индивидуумами, двумя личностями. Мысль неправильно перейти улицу действительно зародилась в нас, и мы несем за нее полную ответственность. Мы приняли такое решение, сообразуясь с какими-то личными целями. Мы были, так сказать, главным действующим лицом своего поступка, и, следовательно, поступок этот будет вполне человеческим в том смысле, который мы до сих пор вкладывали в это слово. Действия же встающего на нашем пути регулировщика не зарождаются непосредственно в нем, не вызваны личными побуждениями и не направлены на нас как на конкретную личность. Быть может, как человек и личность, добряк полицейский и разрешил бы нам перейти улицу в неположенном месте, но его действия исходят, в данном случае, уже не от него; он отрешен от своей личности, а следовательно, и от своей в строгом смысле слова человеческой жизни и превращен в механизм, задача которого—по возможности меньше задумываясь над своими действиями, следить за соблюдением правил уличного движения. И если мы начнем искать главное действующее лицо, ответственное за действия регулировщика, то нам придется обратиться к своду правил, но правила—это всего лишь выражение чьей-то воли. Но чья это в данном случае воля? Кому так хочется, чтобы я соблюдал правила уличного движения? Далее нас по цепочке переадресовывают к некоей данности, которая уж никак не является человеком. Это — Государство. Именно Государство запрещает мне переходить улицу там, где я хочу. Оглядываясь вокруг, я, однако, нигде не замечаю Государства. Кругом я вижу лишь людей, отсылающих меня один к другому: полицейский—к комиссару полицейского участка, тот—к министру внутренних дел, министр—к главе государства, а тот, поскольку у него уже нет другого выхода, снова к Государству. Но кто это или что это такое—Государство? Где оно? Пусть нам его 390 Ортега-и-Гассет покажут! Пусть объяснят! Тщетные усилия: Государство вовсе не спешит показываться. Оно невидимо, и никто никогда не знает, где оно и какое оно. Когда нам кажется, что нам вот-вот удастся его ухватить, в руке у нас оказывается, в лучшем случае, горстка людей. Мы видим людей, правящих во имя этой скрытой от наших глаз данности, что зовется Государством; людей, которые приказывают и образуют иерархии, по ступеням которых мы нисходим или восходим— от скромного полицейского до Главы Государства. Государство — одна из тех вещей, которые современный обиходный язык определяет как бесспорно социальную, быть может самую социальную из всех прочих. Язык всегда указывал на многочисленные и разнообразные реальности, но, разумеется, никогда не давал никаких гарантий. Каждое слово, указывая нам на вещь, точнее говоря, сообщая нам о ней, показывает нам ее уже охарактеризованной, интерпретированной. Язык сам по себе—уже теория, и, возможно, теория всегда несколько отсталая, устаревшая, а в некоторых случаях и совсем уже дряхлая. Об этом речь впереди. Сейчас для нас важно, что каждое слово—сжатая и насыщенная характеристика, определение. Поэтому, показывая нам вещь, указывая на нее, направляя нас к ней—а именно такова миссия слов,—настоящий ученый, то есть ученый не только на словах, должен был бы сказать себе: «Посмотрим!» То же и в нашем случае: Государство не позволяет переходить улицу там, где мне заблагорассудится. Проклятое Государство! Государство—явление социальное. Приглядимся к нему! Но дело в том, что оно невидимо: Государство, будучи социальным, всегда прячется за людей, за человеческие существа, которые не являются, да и не претендуют на то, чтобы считаться социальными явлениями. И поскольку в точности то же самое будет происходить со всеми социальными явлениями, с которыми нам придется столкнуться, приготовимся использовать «детективные» методы, поскольку, действительно и по причинам, до которых мы в свое время доберемся, социальная реальность и все, что, строго говоря, к ней
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|