УСЛОВНО, ПрИДумаВШИЙ его других», «обладающий большей 14 глава
421 Человек и люди мы сравним—а мы сведем их лицом к лицу,—если мы сравним коллективный феномен мирного приветствия с приветствием воинственным, то очень скоро заметим три крайне важных момента, коренным образом их отличающих. Первое: мирное приветствие, подобно любому обычаю, как я уже говорил, медленно устанавливается и не спешит уступить свое место наследникам; воинственные же формы приветствия, наоборот, вытесняют своих предшественников молниеносно, стоит лишь какой-нибудь партии завоевать власть в государстве. Второе: мирное приветствие не продиктовано каким-либо определенным лицом, оно исходит от некоей как бы растворенной в воздухе и обволакивающей силы, имя которой—«остальные»; напротив, приветствие воинственное декретируется одним человеком, который даже ставит свою подпись на соответствующем приказе. И точно так же, если все принудительные и насильственные меры, связанные с мирным приветствием, не осуществляются определенным лицом и их исполнение не возлагается ни на кого поименно, то для осуществления принудительных акций, так или иначе связанных с приветствием воинственным, имеются специальные люди, иногда даже одетые в отличную от прочих форму, как бы она ни называлась — конкретные имена и названия нам сейчас не важны. Следовательно, речь идет не о некоей социальной силе, существующей распыленно, а о четко организованной социальной власти, создающей специальные органы для своего функционирования. Третье: принуждение в отношении индивидуума, отказывающегося от мирного приветствия, почти всегда проявляется в ослабленной форме, то есть направлено не против самого факта отказа, а в гораздо большей степени против определенных лиц—будь то в форме нелестных суждений или чего-либо подобного, что может возыметь неприятные последствия лишь через длительное время. Заметьте, что принуждение в данном случае не имеет целью запретить, сделать невозможным сам факт, в котором состоит преступление против обычая. Человек, не подавший руки сегодня, мо-
422 Ортега-и-Гассет жет сделать то же самое завтра или когда-нибудь еще. В случае с воинственным приветствием, наоборот, смысл принуждения совсем иной: против того, кто не поднимает кулак или не вытягивает руку, мгновенно предпринимается насильственная акция; следовательно, принуждение здесь направлено прямо против самого факта нарушения, который недопустим, и власть решительно устраняет возможность того, чтобы он повторился. Отсюда следует, что и самому социальному факту—воинственному приветствию,—и его вдохновителю, и социальной власти, и ее принудительным мерам всегда свойственны такие качества, как ясность, четкость, волевая упругость и сила. Если философы права будут столь любезны, то пусть заново перечитают все наиболее серьезные определения права, в которых делаются попытки установить, чем же оно отличается от прочих социальных явлений—таких, как нравы, нормы поведения, мораль,—и сопоставят прочитанное с тем; о чем я только что говорил. Если мы оставим сейчас в стороне разницу в продолжительности установления обычаев—для мирныхобычаев характерен «tempo ritardando» *, для воинственных— «prestissimo»— „ „. _ _ Замедленный темп... быстрый,И Обратимся К Другим ас- очень быстрый (итал.). пектам того, о чем я говорил, то сразу же обнаружим, что существуют два типа обычаев: одни я называю «распыленными, слабыми», другие—«жесткими, сильными». Примером обычаев «распыленных и слабых» могут служить явления, носящие расплывчатое название «нравов и обычаев»—идет ли речь о манере одеваться, о национальной кухне или о принятых в обществе нормах поведения; но к ним относятся также и обычаи речевые и мыслительные, составляющие язык, двумя формами которого являются сам по себе язык и разного рода речения, в которых отражено то, что обычно туманно называют «общественным мнением».
. Для того чтобы выношенная личностью мысль, 423 Человек и люди бывшая самоочевидной в момент своего зарождения, стала частью «общественного мнения», она должна претерпеть полную скрытого драматизма метаморфозу— превратиться в расхожее речение, общее место и вследствие этого утратить свою самоочевидность, выношенность и даже свою актуальность; будучи обычаем, любое речение старо, как все обычаи. Примерами обычаев «жестких и сильных»—помимо обычаев экономических—служат право и государство, в котором появляется такая страшная, неумолимая и при всем том неизбежная вещь, как политика. Обратим внимание и на то, что воинственное приветствие не является, собственно говоря, приветствием—и мы это видели совершенно отчетливо,— поскольку, в отличие от нашего обычного «здравствуйте», не предвещает никакого здоровья и вообще ничего хорошего тому, к кому обращено; это не приветствие, а, скорее, жест причастности и подчиненности, закон, притом закон, диктуемый правом в его крайней форме, произрастающей на почве крайней формы государственности, то есть Государства в превосходной степени. Таким образом, оно не имеет ничего общего с мирным приветствием, разве что по принципу обратной связи, поскольку запретило людям приветствовать друг друга мирно. Следовательно, наша теория оказалась не только спасена, но и упрочена. Что же касается нашего скромного рукопожатия, о котором столько всего было наговорено,— что нам сказать о нем в заключение? Ведь последнее слово все же еще не сказано. В силу ряда причин, имеющих столь важное, столь решающее значение для реальности человеческой жизни, что я даже не смог коснуться их в этих лекциях, причин, составляющих самую основу моей философской мысли, я убежден, что все человеческое: не только личность человека, но и его поступки, и все, что он созидает и производит,— всегда имеет возраст. Иначе говоря, любая являющаяся нам человеческая реальность переживает либо свое детство, либо юность, либо зрелость, либо старость, упадок. И не нужно быть таким
424 Ортега-и-Гассет уж проницательным—здесь достаточно и средних способностей,—чтобы с первого взгляда понять, сколько ей лет—так определяют возраст лошади по ее зубам. Так вот: по многим причинам я полагаю, что такая форма приветствия, как современное рукопожатие, переживает пору дряхлости, агонизирует и что очень скоро оно исчезнет, причем не потому, что будет сметено натиском приветствий воинственных, а просто потому, что пришел срок и обычай этот выходит из обыкновения. Скажу больше: я никогда до сих пор не бывал в Англии и не знаю, что делается в этой стране с приветствием в последние десять лет, но берусь утверждать a priori*, что в Англии неизбежно—по крайней мере десять-двенадцать. Дприорно лет назад—должно было начаться исчезновение феномена рукопожатия и его замена другой, еще более упрощенной формой: легким кивком или приглашающей к беседе улыбкой. Почему я утверждаю, что подобное должно происходить в Англии? Это «почему»—одна из загадок, которые мучат меня уже долгие годы, которые, по-моему, не могут не бросаться в глаза, от решения которых зависит очень многое, при том, что даже сами англичане не обращают на эту загадку никакого внимания. Речь о том, что, изучая историю образа жизни западных народов, мы заметим, что—за редчайшими исключениями, которые лишь подтверждают правило,—перед тем как тот или иной образ жизни во всем блеске является на континенте, он обязательно имеет своего предшественника в Англии. Иными словами, не может не броситься в глаза обилие фактов, подтверждающих то, что я называю «приоритетом Англии по отношению к континенту» во всем, что касается форм жизненного уклада, и возник он не после того, как Англия стала державой мирового значения, а еще в раннем средневековье. Даже как-то стыдно говорить и вспоминать о том, что это англичане научили нас, всех прочих европейцев, правильно говорить по-латыни, когда еще во времена Карла Великого отправили на континент Алкуина
Л 2J5 Человек и люди и его сподвижников. И пусть этого не замечают сами англичане, но я мог бы сослаться на высказывания нескольких английских мыслителей, глубже всех проникнувших в душу своего народа,—высказывания очень немногочисленные, в которых, мне кажется, им удалось подметить нечто подобное до меня, хотя и не разглядеть этого вполне. Трудно разобраться в сумятице тем. Когда человек, посвятивший себя размышлениям, достигает определенной точки, с которой может обозреть жизнь, ему, пожалуй, остается лишь умолкнуть. Ведь столько всего надо сказать, что слова рвутся наружу наперебой, и душат, и мешают говорить. Вот почему я молчу— годами... Однако на протяжении данного курса, как вы могли заметить, я вел себя вполне корректно, стараясь не отклоняться от темы, и даже если иногда и казалось, что я забегаю вперед, то это лишь приближало нас к сути. Словом, я самоотверженно придерживался избранного пути, не поддаваясь соблазну подстрелить хотя бы одну из тех роскошных проблем, что, как фазаны, то и дело выпархивали из зарослей по сторонам нашей дороги... Во время одной из предыдущих лекций мы имели возможность убедиться, что другой человек всегда опасен, хотя иногда, когда речь идет о наших ближних, опасность эта минимальна и, в силу этого, мы не обращаем на нее внимания. Существование такого обычая, как приветствие, доказывает, что сознание обоюдной опасности живо в людях. Когда мы приближаемся к другому человеку, то даже в нашем высокоразвитом и так называемом цивилизованном обществе возникает необходимость в чем-то вроде предварительного прощупывания, в чем-то вроде амортизатора, который мог бы смягчить силу удара при возможном столкновении. Мы видели, что само действие, выражающее приветствие, атрофировалось по мере того, как уменьшалась степень опасности. И сегодня мы имеем дело с его остаточной формой лишь потому, что опасность 426 Ортега-и-Гассет тоже осталась. Иначе говоря, несмотря на все свои видоизменения, обычай приветствия, даже сегодня, даже в виде рудимента, пережитка, продолжает оставаться орудием, инструментом, могущим сослужить вполне конкретную службу. Представьте, что однажды утром вы вдруг обнаружили, что за ночь обряд приветствия чудодейственным образом исчез из жизни и что теперь мы должны приступить к благодушному общению с нашими знакомыми, не совершая перед этим сугубо орнаментального приветственного обряда. Не почувствуем ли мы какое-то жгучее стеснение, неудобство, если, конечно, речь не идет о тех, с кем мы живем в постоянной близости, поскольку между нами и ними встречи как таковой не происходит? К примеру, нельзя сказать, что мы встречаемся с теми, с кем постоянно живем под одной крышей: с родителями, братьями или сестрами, детьми и вообще ближайшими родственниками. Наоборот, было бы странно, если бы их вдруг не оказалось рядом. И напротив: -если приглядеться повнимательней, мы увидим, что, встречаясь с разными людьми, мы никогда не бываем по-человечески одинаково близки и всегда по-разному настроены друг к другу. Мы непроизвольно взвешиваем, оцениваем отношение к нам другого, и приветствие служит нам как бы термометром его общительности, показывающим, насколько теплым был контакт в каждом данном случае. Приветствие—это первый шаг навстречу, в котором мы стараемся преуспеть. Наверное, приветствие не нужно только прозрачным друг для друга ангелам. Но людям от рождения свойственно быть друг для друга загадкой, тайной и уже по одному этому—в большей или меньшей степени опасностью, и этот изъян человеческой природы, эта ежеминутная микроскопическая драма стала тем, что придает нашей совместной жизни терпкость, обаяние, и если бы мы вдруг, озарившись внутренним светом, смогли увидеть друг друга насквозь, то испытали бы скорее великое разочарование и не знали бы, что нам делать с этой беспокойной, эфирной жизнью, без постоянных столкновений с ближними. Необходимо, более того, быть может, самое
427 Человек и люди важное сейчас, учитывая весь накопленный Западом жизненный опыт и потребность создания обновленной культуры, обновленной вплоть до самых своих корней, поскольку культура традиционная—я говорю сейчас о самых разных и даже противоположных традициях— истощилась, подобно истощенному руднику,—так вот, повторяю, быть может, самое важное сейчас—это понять и увидеть, что поскольку человеческая судьба во всякий момент конечна и ограниченна, а следовательно, определяется негативными обстоятельствами, то именно на них мы и должны опираться, так как они составляют нашу суть и мы вынуждены рассматривать их как начало позитивное. Любой другой подход не улучшит жизнь, а, напротив, опустошит ее, изгнав из нее все ограниченное и конечное, то есть единственное, чем она в конечном счете располагает. Так не будем же уповать, как то делают все утописты, на то, что однажды, словно по волшебству, человек перестанет быть опасным для другого; признаем этот факт и, не забывая о нем и опираясь на него, как птица, чувствующая в полете упрямое сопротивление воздуха, постараемся использовать его, чтобы нива судьбы человеческой не оскудела и не зачахла. Вместо того чтобы лить слезы по поводу наших несовершенств, обратим их себе во благо, как обращаем энергию водопадов. Культура всегда извлекала пользу из разного рода затруднений и неудобств. Но, возвращаясь к нашей теме, предвижу замечание насчет того, что если сегодняшнее приветствие и обладает какой-то, пусть призрачной, полезностью, то бытует оно лишь в общении между знакомыми и, напротив, совершенно неупотребимо, когда мы сталкиваемся, допустим, с прохожими на городской улице. Не лучше ли было бы приветствовать людей незнакомых? Почему мы приветствуем тех, кто нам и так уже представлен, в то время как в пустыне или в джунглях происходит в каком-то смысле обратное: к наиболее продолжительной и детально продуманной церемонии мы готовимся, завидев на горизонте фигуру безымянного незнакомца? Причина этого, можно сказать, ле- 428 Ортега-и-Гассет жит на поверхности. Приветствие, будучи обычаем в конечном счете обременительным и малоэффективным, оказалось не в состоянии регулировать совместное существование людей в городе именно потому, что в нем постоянно сосуществуют совершенно незнакомые друг другу люди. Сфера его бытования свелась к сфере наименьшей опасности, то есть оно стало употребляться исключительно в узком и замкнутом кругу знакомых лиц. Когда кто-то представляет друг другу двух человек, он как бы гарантирует мирный характер их будущих отношений, их взаимную расположенность. Для регулирования контактов между незнакомыми жителями, и прежде всего в больших городах, обществу потребовалось создать новый, более действенный и четкий обычай: обычай этот и есть полиция, служба безопасности, жандармерия. Но говорить об этом обычае мы можем не раньше, чем обратимся к другому, более обширному и составляющему его основу,—к общественной власти, государству. А чтобы, в свою очередь, составить ясное представление о государстве, надо понять систему мировоззренческих обычаев, которую мы называем «общественным мнением» и которая складывается из системы обычаев речевых, то есть языка. Как мы видим, обычаи связаны и вытекают один из другого, образуя огромное здание со сложной архитектоникой. Это огромное архитектоническое целое и называется Обществом. XI Народные речения и язык как таковой. В.преддверии новой лингвистики Нет отношений более человечных, чем отношения между матерью и ребенком, между любящими друг друга мужчиной и женщиной. Вся жизнь неповторимейше-го существа матери устремлена к другому неповтори-мейшему существу—ребенку. И всем своим существом вот этот мужчина влюблен вот в эту женщину— 429 Человек и люди незаменимую, несравненную, единственную. И все, что делает каждый из них, есть пример максимального взаимодействия двух индивидуальностей. Итак, чем же, прежде всего, заняты двое влюбленных: они разговаривают. Знаю, что, кроме этого, они еще и ласкают друг друга. Но пока оставим ласки в покое, ибо может выясниться, что ласка в любви—не только ласка, но она больше, чем что-либо иное,—это как бы продолжение разговора в иной форме. В какой? Но оставим это. Бесспорно, по крайней мере, то, что любовь, живущая взглядами, ласками, больше всего живет разговором, нескончаемым диалогом. Любовь младенчески болтлива; любовь красноречива, и если человек любит молча, значит, он безнадежен, значит, он патологически молчалив. Таким образом, любовь, это теснейшее взаимодействие индивидуальностей, в которое вовлечены самые глубинные пласты личности и которое поэтому является непрестанным самостоятельным творчеством, должна реализовываться посредством речи. Но говорить — значит пользоваться определенным языком, а язык творится не самими влюбленными. Язык, на котором они беседуют, уже был до них и вне их, в их социальном окружении. Их слух с детства впитывал то, что говорили люди вокруг. Ведь язык, а конкретнее— родной язык, учится не по учебникам и словарям, а складывается из народных речений. О чем только не говорят между собой влюбленные, но речь всегда идет об одном: о себе, о неповторимей-шем, индивидуальнейшем существе каждого. Еще в начале нашего курса, указывая на то, что истина человеческой жизни—в ее изначальном одиночестве, я добавил, что любовь—это попытка обменяться одиночеством, слить воедино два сокровенных мира, подобно тому как сливаются воды двух потоков или два языка пламени. Поэтому влюбленные и говорят друг другу «любовь моя» или что-нибудь в этом роде. Но следует провести различие между тем, что хотят сказать этими словами, и самим выражением. Сказать хотят о чувстве, о том истинном чувстве, которое, возникая из са- 430 Ортега-и-Гассет мой глубины, переполняет человека и которое ему совершенно ясно и понятно; выражение же «любовь моя», которое переносит от одного к другому импульс этого чувства, напротив, навязано извне и непонятно обоим. Происходит в точности то же, что и с приветствием: я прекрасно понимаю, что должен при встрече подать руку, при этом абсолютно не понимая, почему я должен сделать именно это, то есть подать руку. Влюбленные прекрасно понимают, что для того, чтобы сообщить другому о своем чувстве, они должны произнести данные слова или им подобные. Но они не понимают, почему их чувство называется «любовью», почему оно выражается именно таким сочетанием звуков—«любовь». Между их личным намерением выразить свое чувство и определенным звукосочетанием для них не существует внятной связи. Если они и произносят слово «любовь», то лишь потому, что слышали, что влюбленные говорят его друг другу, а вовсе не потому, что в самом слове есть на то какие-либо основания. Язык—это социальный обычай, связующий двух людей, два внутренних мира, обычай, чье использование людьми преимущественно иррационально. Наиболее скандальное, почти до смешного, подтверждение этому—тот факт, что про самые разумные наши поступки мы обычно говорим: «логично», «рационально», хотя слова эти восходят соответственно к греческому «logos» и латинскому «ratio», обозначавшим речь, говорение, то есть занятие иррациональное, по крайней мере в одном из основных своих компонентов, а зачастую и во всех. Повторяю: нам более или менее понятны мысли, выражаемые нами словесно, но нам непонятно само то, что мы говорим, значение нашей речи, то есть наших слов. Параллель приветствию идеальная, и точно так же, как объяснить значение рукопожатия мы можем, лишь отвлекшись от него непосредственно и проследив его этимологию, точно так же должны мы поступить и со словом. Иногда нам это не удается, и слово остается непонятным. Таково, например, слово 431 Человек и люди «любовь». Оно пришло к нам от римлян, но происхождение его не римское, а этрусское. И кто знает, из собственного ли опыта или из опыта других народов вывели его этруски!.. Жаль, но мы действительно не знаем, почему такая важная для всех нас вещь, как любовь, называется «любовью». То же происходит и когда мы говорим: «Меня охватил страх». Для нас это выражение само по себе лишено смысла. Мы не понимаем, как это страх—эмоция, зарождающаяся в нас и не мыслимая в пространственных категориях,— может находиться вне нас и нас «охватывать». Но на этот раз этимология объясняет нам смысл: проследив ее, мы узнаем, что в греческом и других индоевропейских языках существует тождественное выражение и, судя по нему, древние индоевропейские народы верили, что чувства, подобно болезням, являются внешними космическими силами и время от времени нисходят на нас. Но вспомним еще об одном свойстве обычаев, а именно о том, что мы вынуждены следовать им, исполнять их. Где же аппарат принуждения в языке? Кто обидится на меня, откуда будет грозить мне возмездие, если, вдруг отказавшись от общепринятого языка, я начну объясняться при помощи слов собственного изобретения? Говоря о принудительных мерах на примере приветствия, я ограничился перечислением тех репрессивных мер, которые может вызвать отказ от него; однако мы еще увидим, что разным типам обычаев соответствуют и разные формы принуждения. Важность этих различий невозможно переоценить: они лучше, чем что-либо, показывают, какого рода функции выполняет в обществе тот или иной обычай. Крайняя форма принуждения—физическая, и социальное окружение применяет ее в случаях, когда индивидуум вступает в конфликт с весьма своеобразным обычаем, именуемым «правом». Мы еще увидим, почему это происходит. Пока достаточно сказать, что меры, ожидающие нас, если мы откажемся от приветствия, сравнительно с физическим воздействием покажутся ослаблен- 432 Ортега-и-Гассет ными, не такими резкими, замедленными. Если кто-то украл часы и его поймали «in fragranti» *, полицейский тут же схватит его и силой. u „На месте преступления (лот.). отведет в участок. Таким образом, в данном случае реакция общества на преступление—физическая, максимально резкая, незамедлительная. И это вновь дает нам возможность убедиться, что обычаи делятся на «слабые» и «сильные». Внутренняя энергия обычая наиболее наглядно проявляется в типе принуждения. Приветствие и все, что принято называть «нравами», относится к слабым обычаям; право, напротив, обычай сильный. Надеюсь показать вам, что право, вопреки близоруким суждениям юристов и философов права,—это также один из многих обычаев, причем именно потому, что ему присущ внутренний облик сильного обычая, хотя prima fades * он и отличается от прочих, то,,, _ На первый взгляд (лот.). есть от того, что в большей или меньшей степени всегда считалось обычаем. Но о том, что такое право, речь впереди. Я уже говорил, что наше окружение, поскольку оно социально, дает о себе знать, постоянно воздействуя на нас самыми разными способами. И здесь наступило время хотя бы в двух-трех словах опровергнуть ошибочное представление о механизме социального, или коллективного, воздействия. Принято считать, что он состоит в определенных позитивных или негативных действиях, предпринимаемых остальными по отношению к нам. Ничего подобного. Это всего лишь одна из форм воздействия, две разновидности которого мы с вами рассмотрели: ущерб, нанесенный дружеским чувствам, репутации, или даже разрыв отношений как следствие нашего отказа от приветствия и, с другой стороны, энергичное вмешательство полиции, в случае если кто-то украл часы или подделал завещание. Но, по-моему, было бы натяжкой называть «воздействием» любые неприятные последствия, какими бы они ни были, вызванные тем, что я веду себя не так, как ведет себя мое социальное окружение. Допустим, что влюбленный хочет сказать нечто 433 Человек и люди своей любимой, но при этом решает воспользоваться каким-то неведомым ей языком. Естественно, что в полицию его за это не возьмут, однако он останется не понят и не сможет сказать любимой то, что хотел сказать. Такой обычай, как язык, не прибегая к крайним мерам и откровенному насилию, воздействует на нас, принуждает нас самым простым, но и самым безотказным образом: лишая нас возможности быть понятыми, он полностью парализует нашу нормальную и плодотворную совместную жизнь с остальными людьми. Итак, перед нами принуждение, не сводимое ни к негативным, ни к позитивным—то есть к осуждающему молчанию—действиям, исходящим от кого бы то ни было, поскольку вряд ли кто бы то ни было назовет действием непонимание — ведь это просто происходит с человеком само собой. Следовательно, правильно сформулированная мысль звучала бы так: принуждение возникает всегда, когда мы не можем безнаказанно выбрать манеру поведения, отличную от принятой в каком-либо обществе. Возмездие, наказание может быть самого различного порядка: может случиться даже так, что не сделать что-то из того, что делают все вокруг, сложнее, труднее, чем сделать это. Приведу только один, простейший, но именно поэтому очень многозначительный пример: так, если мы, живя в гостинице, вдруг захотим к завтраку что-то, чего нет среди обычно подаваемых к завтраку блюд, то столкнемся с немалыми трудностями и будем вынуждены, даже в такой обыденной, тривиальной ситуации, затратить немало усилий, скажем, на поиски нового места жительства. Напротив, общество, предлагая нам обычное меню, дает нам возможность не затрачивать лишних усилий, ломая голову по поводу завтрака. В этом-то и состоит главная, такая простая и начисто лишенная мелодраматического флера причина того, что общество существует, причем существует так давно и упорно. Ведь почти каждый в тот или иной момент своей жизни ощущал потребность бежать от общества, но одной лишь мысли о том, скольких усилий будет стоить одинокое существование, когда все придется делать са- 434 Ортега-и-Гассет мому, хватало, чтобы подавить это стремление. Принято считать, что человек по природе своей существо общительное. Мысль эта довольно туманная, и у меня нет сейчас времени подробно на ней останавливаться. В конце концов я принял бы ее с одной непременной оговоркой, состоящей в том, что, помимо этого, человек всегда, по природе своей, необщителен, то есть что в нем всегда заложено более или менее активное желание бежать об общества. За последнее время, в одних странах раньше, в других—позже, по всему миру стал заявлять о себе вирус повального бегства от общества, в котором человек живет, а по возможности и от общества вообще. Не перечислить всех европейцев, мечтой которых в последние годы стал необитаемый остров. Когда вторгшийся в Германию Наполеон приближался к Веймару, Гёте воскликнул, что неплохо было бы оказаться «в ином месте». Но все дело в том, что «иного места» нет. В первые в,ека существования Римской империи многие, окончательно разочаровавшись во всем общественном, публичном, бежали в пустыню, чтобы жить там, погрузившись в свое одинокое отчаяние. Первыми уединились не кто иные, как христианские монахи. А они, в свою очередь, лишь подражали тем сирийцам и египтянам, которые за два столетия до того становились «eremitas», то есть пустынниками, отшельниками, чтобы вести жизнь в «топе», в уединении. Поэтому их стали называть «monakhoi», монахами. Подобный образ жизни чрезвычайно поднял их престиж, что оказалось необычайно заразительным. Пустыни заполонили тысячи отшельников, благодаря чему из отшельников они превратились в «общину», «cenobio», а из общин стали формироваться монастырские обители—«koinos». Но те, в ком страсть к уединению оказалась сильнее, учитывая, что изоляция в горизонтальной плоскости уже невозможна, решили осуществить бегство по вертикали, сооружая для этого высокие колонны или столбы, на вершине которых жили. Их назвали «столпниками». Но и это не принесло результата, и даже сам император, случалось, отправ- 435 Человек и люди лял своих советников к святому Симеону-столпнику, с которым они перекрикивались, стоя у подножия столпа, касательно вопросов государственной важности. Язык—явление более сложное, чем приветствие, но в нем еще более отчетливо обнаруживаются свойства социальной реальности, а поэтому и сама природа социума прослеживается в нем вплоть до мельчайших подробностей. В основе своей социум—это постоянное, устойчивое совместное существование людей в пределах какой-то общности, при этом существование обособленное, изолированное от других общностей и коллективов. Стоит только группе людей отделиться от общности, в пределах которой они существовали, как тут же и вне зависимости от желания каждого индивидуума начинает меняться язык, на котором они говорили раньше, а если изоляция достаточно продолжительна, то мало-помалу начинает складываться новый. Если в силу каких-либо трагических причин мы, сидящие в этом зале, оказались бы оторванными от остальной Испании, то, воссоединившись через несколько лет со своими соотечественниками, не без удивления заметили бы, что язык, на котором мы с вами говорим, незаметно для нас самих ощутимо изменился: изменилось бы произношение одних слов и значение других, появились бы различия в синтаксисе и фразеологии. То, что в нашем случае гипотеза, на самом деле случалось в истории бессчетное число раз. И этот столь часто повторявшийся факт доказывает, что возникновению любого общества неизбежно предшествует обособление. Оно может быть вызвано самыми разными причинами. Первое, что приходит на ум,—это географические факторы, способствующие изоляции групп людей. Будь у меня больше времени, я мог бы рассказать о недавно обнаруженном и изученном, обитающем в Новой Гвинее народе, жившем в нескольких долинах, полностью отрезанных от остального мира в результате геологической катастрофы, произошедшей несколько веков назад. Но причина истинной изоляции может быть только политической или же обусловливать- 436 Ортега-и-Гассет ся другими, более сложными факторами, для объяснения которых одного беглого упоминания недостаточно.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|