СЛЕПОГЛУХОТА. Особенности детей со слепоглухотой. В процессе обучения учащихся со слепоглухотой не забывайте..
СЛЕПОГЛУХОТА Лица со слепоглухотой не могут эффективно использовать оба органа дистанционных чувств — зрения и слуха. Хотя термин " слепоглухота" предполагает, что эти люди не могут видеть и слышать, такая ситуация в действительности встречается довольно редко. Большинство людей со слепоглухотой способны воспринимать и зрительную и слуховую информацию, однако поступающая от этих органов чувств информация обычно сильно искажена, поэтому термин " слепоглухота" часто вводит в заблуждение, было бы более точным сказать, что эти люди являются слабослышащими и слабовидящими. Лишь в редких случаях человек полностью слеп и глух. Рекомендации для обучения школьников со слепоглухотой представлены далее. Причины возникновения слепоглухоты бывают самые различные. Понимание конкретной причины может указать время начала заболевания и вероятность сохранения остаточного зрения и слуха. Синдром Ушера является генетически врожденным заболеванием, которое сопровождается потерей слуха при рождении (или вскоре после рождения) и прогрессирующей потерей периферического зрения. Синдром Ушера типа I представляет собой врожденную глухоту в сочетании с прогрессирующим пигментным ретинитом, тогда как синдром Ушера типа II — это приобретенная глухота в сочетании с прогрессирующим пигментным ретинитом. Синдром Ушера является основной причиной слепоглухоты в США (Sauerburger, 1993). Еще одной причиной слепоглухоты является синдром CHARGE, названный так по совокупности наблюдающегося сочетания симптомов: С — Coloboma — колобома глаза Н — Heard — врожденный порок сердца А — Atresia choanae — атрезия хот (отсутствие отверстий, соединяющих полость носа с носоглоткой, влияет на процесс приема пищи и глотание)
R — Retarded growth and development — задержка роста и развития G — Genital anomalies — аномалия наружных половых органов (неопущение яичек или крипторхизм) и гипогонадизм Е — Ear anomalies — аномалии ушей: низко посаженные, развернутые или деформированные уши Краснуха может вызывать слепоглухоту, если женщина перенесла это заболевание во время I триместра беременности. Слепоглухота может быть также обусловлена менингитом, преждевременными родами, употреблением наркотиков родителями, заболеваниями, передающимися половым путем, а также неустановленными причинами (Mclnnes, 1999).
Особенности детей со слепоглухотой Несмотря на то, что люди, осуществляющие уход за ребенком со слепоглухотой, прежде всего обращают внимание на медицинские аспекты этого нарушения, учителя физического воспитания могут помочь родителям начать уделять внимание качеству уровня жизненных возможностей их ребенка. Ребенка со слепоглухотой учителя могут познакомить с видами двигательной активности, которые ему впоследствии могут понравиться. Они могут помочь ему испытать удовольствие от ощущения жизни взамен концентрации только на выживание. Обучение школьников со слепоглухотой — это уникальный опыт, который нельзя получить, изучая учебники. В действительности обучение школьников с нарушениями зрения и со слепоглухотой представляет собой тему, которую сложно охватить во всей полноте в течение ограниченного времени, отводящегося на курсы профессиональной подготовки (Lieberman, Houston-Wilson, Kozub, 2002). " Camp Abilities" — лагерь развивающего спорта для детей и подростков с нарушениями зрения и слепоглухотой функционирует в течение одной недели каждое лето в Государственном университете штата Нью-Йорк в Брокпорте, а также в других местах страны. Этот лагерь предоставляет прекрасные возможности для профессиональной подготовки к работе, связанной с обучением лиц со слепоглухотой. Более подробные сведения о программе " Camp Abilities" можно найти на сайте: www. campabilities. org. В списке ресурсов можно найти и другие прекрасные источники информации, касающейся обучения лиц со слепоглухотой.
В процессе обучения учащихся со слепоглухотой не забывайте... · Предлагать виды двигательной активности, которые стимулируют движение, поскольку детям со слепоглухотой нравится плавать, качаться на качелях, ездить на велосипеде, ходить, лазать или кататься с горки (Lieberman, MacVicar, 2003). · Использовать разнообразные методы обучения (объяснение, демонстрацию, тактильное моделирование и физическую помощь). · Поощрять осуществление выбора, например, выбора двигательной активности и спортивного оборудования. · Адаптировать условия обучения так, чтобы максимально использовать сильные стороны ученика. Например, если необходимо, чтобы ребенок научился отбивать битой мяч, предложите ему на выбор биты и мячи различного размера и цвета, изготовленные из разных материалов, а также воспользуйтесь несколькими различными способами подачи мяча, например, подвешенный на леске, поставленный на подставку, а также брошенный подающим. Благодаря этому ученики смогут выбрать размер, массу и цвет биты, а также предпочтительную траекторию мяча. · Проявлять гибкость, терпение и творческий подход. · Содействовать социализации, поскольку лица со слепоглухотой часто страдают от изолированности и одиночества (Lieberman, MacVicar, 2003). Для этого можно воспользоваться программой обучения с привлечением наставников из числа сверстников, обучение других учеников класса способу общения ребенка со слепоглухотой, а также поощрение его участия во внеурочных программах занятий физического воспитания и спортом, предлагаемых школой и сообществом. · Представлять все дополнительные сведения. · Связывать движение с речью. Разучивать слова для каждого выученного навыка и объяснять цель каждого вида спорта или двигательной активности. · Изучить форму общения ученика, включая жестикуляцию и движения тела.
Основная проблема учащихся со слепоглухотой заключается в изоляции. Некоторые люди со слепоглухотой переезжают в другие сообщества, где есть лица с подобным нарушением. Многие посещают лагеря для людей со слепоглухотой. Возможности для уменьшения такой изолированности предоставляют физическое воспитание и спорт, которые позволяют ученику со слепоглухотой получить на практике представление о езде на роликовых коньках, плавании, езде на велосипеде, гимнастике и других видах спорта, увеличивающих социализацию. Дети со слепоглухотой имеют очень ограниченные возможности для дополнительного научения, их придется учить всему. Все большее распространение получает практика использования услуг посредника — человека, который занимается с индивидуумом со слепоглухотой и знаками объясняет ему, что происходит вокруг него (Morgan, 2001). Например, посредник может передавать такую сложную информацию, как " ребенок качается на качелях", " в комнату только что вошел инструктор" и " Келли рассказывает одноклассникам, что она делала вчера на игре". Диапазон способов общения практически не отличается от диапазона глухих детей. Исключение состоит в том, что для ребенка со слепоглухотой показ жестов языка глухих должен проходить в пределах ограниченного поля зрения, которое может оказаться очень близко к лицу ребенка, очень далеко от ребенка или в определенном диапазоне. Если зрение отсутствует полностью, жесты могут выполняться на ощупь в руке ребенка со слепоглухотой. На рисунке 13. 2 показан пример общения тактильными жестами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|