Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

СЛЕПОГЛУХОТА. Особенности детей со слепоглухотой. В процессе обучения учащихся со слепоглухотой не забывайте..




СЛЕПОГЛУХОТА

Лица со слепоглухотой не могут эффективно использовать оба органа дистанционных чувств — зрения и слуха. Хотя термин " слепоглухота" предполагает, что эти люди не могут видеть и слышать, такая ситуация в действительности встречается довольно редко. Большинство людей со слепоглухотой способны воспринимать и зрительную и слуховую информацию, однако поступающая от этих органов чувств информация обычно сильно искажена, поэтому термин " слепоглухота" часто вводит в заблуждение, было бы более точным ска­зать, что эти люди являются слабослышащими и слабовидящими. Лишь в редких случаях человек полностью слеп и глух. Рекомендации для обуче­ния школьников со слепоглухотой представлены далее.

Причины возникновения слепоглухоты бы­вают самые различные. Понимание конкретной причины может указать время начала заболевания и вероятность сохранения остаточного зрения и слуха. Синдром Ушера является генетически врожденным заболеванием, которое сопрово­ждается потерей слуха при рождении (или вско­ре после рождения) и прогрессирующей потерей периферического зрения. Синдром Ушера типа I представляет собой врожденную глухоту в сочета­нии с прогрессирующим пигментным ретинитом, тогда как синдром Ушера типа II — это приоб­ретенная глухота в сочетании с прогрессирующим пигментным ретинитом. Синдром Ушера явля­ется основной причиной слепоглухоты в США (Sauerburger, 1993).

Еще одной причиной слепоглухоты является синдром CHARGE, названный так по совокупно­сти наблюдающегося сочетания симптомов:

С — Coloboma — колобома глаза

Н — Heard — врожденный порок сердца

А — Atresia choanae — атрезия хот (от­сутствие отверстий, соединяющих полость носа с носоглоткой, влияет на процесс приема пищи и глотание)

R — Retarded growth and development — задержка роста и развития

G — Genital anomalies — аномалия наруж­ных половых органов (неопущение яичек или крипторхизм) и гипогонадизм

Е — Ear anomalies — аномалии ушей: низко посаженные, развернутые или деформирован­ные уши

Краснуха может вызывать слепоглухоту, ес­ли женщина перенесла это заболевание во время I триместра беременности. Слепоглухота может быть также обусловлена менингитом, прежде­временными родами, употреблением наркотиков родителями, заболеваниями, передающимися по­ловым путем, а также неустановленными причи­нами (Mclnnes, 1999).

 

Особенности детей со слепоглухотой

Несмотря на то, что люди, осуществляющие уход за ребенком со слепоглухотой, прежде все­го обращают внимание на медицинские аспекты этого нарушения, учителя физического воспита­ния могут помочь родителям начать уделять вни­мание качеству уровня жизненных возможностей их ребенка. Ребенка со слепоглухотой учителя могут познакомить с видами двигательной актив­ности, которые ему впоследствии могут понра­виться. Они могут помочь ему испытать удоволь­ствие от ощущения жизни взамен концентрации только на выживание. Обучение школьников со слепоглухотой — это уникальный опыт, который нельзя получить, изучая учебники. В действитель­ности обучение школьников с нарушениями зре­ния и со слепоглухотой представляет собой тему, которую сложно охватить во всей полноте в те­чение ограниченного времени, отводящегося на курсы профессиональной подготовки (Lieberman, Houston-Wilson, Kozub, 2002).

" Camp Abilities" — лагерь развивающего спор­та для детей и подростков с нарушениями зрения и слепоглухотой функционирует в течение одной недели каждое лето в Государственном универ­ситете штата Нью-Йорк в Брокпорте, а также в других местах страны. Этот лагерь предоставляет прекрасные возможности для профессиональной подготовки к работе, связанной с обучением лиц со слепоглухотой. Более подробные сведения о программе " Camp Abilities" можно найти на сайте: www. campabilities. org. В списке ресурсов можно найти и другие прекрасные источники информации, касающейся обучения лиц со сле­поглухотой.

 

В процессе обучения учащихся со слепоглухотой не забывайте...

· Предлагать виды двигательной активности, которые стимулируют движение, посколь­ку детям со слепоглухотой нравится пла­вать, качаться на качелях, ездить на вело­сипеде, ходить, лазать или кататься с горки (Lieberman, MacVicar, 2003).

· Использовать разнообразные методы обуче­ния (объяснение, демонстрацию, тактильное моделирование и физическую помощь).

· Поощрять осуществление выбора, например, выбора двигательной активности и спортив­ного оборудования.

· Адаптировать условия обучения так, чтобы максимально использовать сильные стороны ученика. Например, если необходимо, что­бы ребенок научился отбивать битой мяч, предложите ему на выбор биты и мячи раз­личного размера и цвета, изготовленные из разных материалов, а также воспользуйтесь несколькими различными способами подачи мяча, например, подвешенный на леске, по­ставленный на подставку, а также брошен­ный подающим. Благодаря этому ученики смогут выбрать размер, массу и цвет биты, а также предпочтительную траекторию мяча.

· Проявлять гибкость, терпение и творческий подход.

· Содействовать социализации, поскольку ли­ца со слепоглухотой часто страдают от изо­лированности и одиночества (Lieberman, MacVicar, 2003). Для этого можно воспользо­ваться программой обучения с привлечением наставников из числа сверстников, обучение других учеников класса способу общения ре­бенка со слепоглухотой, а также поощрение его участия во внеурочных программах заня­тий физического воспитания и спортом, пред­лагаемых школой и сообществом.

· Представлять все дополнительные сведе­ния.

· Связывать движение с речью. Разучивать слова для каждого выученного навыка и объяснять цель каждого вида спорта или двигательной активности.

· Изучить форму общения ученика, включая жестикуляцию и движения тела.

Основная проблема учащихся со слепоглухо­той заключается в изоляции. Некоторые люди со слепоглухотой переезжают в другие сообщества, где есть лица с подобным нарушением. Многие посещают лагеря для людей со слепоглухотой. Возможности для уменьшения такой изолирован­ности предоставляют физическое воспитание и спорт, которые позволяют ученику со слепоглу­хотой получить на практике представление о езде на роликовых коньках, плавании, езде на велоси­педе, гимнастике и других видах спорта, увеличи­вающих социализацию.

Дети со слепоглухотой имеют очень ограни­ченные возможности для дополнительного науче­ния, их придется учить всему. Все большее распространение получает практика использования услуг посредника — человека, который занима­ется с индивидуумом со слепоглухотой и знака­ми объясняет ему, что происходит вокруг него (Morgan, 2001). Например, посредник может пе­редавать такую сложную информацию, как " ре­бенок качается на качелях", " в комнату только что вошел инструктор" и " Келли рассказывает одноклассникам, что она делала вчера на игре". Диапазон способов общения практически не от­личается от диапазона глухих детей. Исключение состоит в том, что для ребенка со слепоглухотой показ жестов языка глухих должен проходить в пределах ограниченного поля зрения, которое мо­жет оказаться очень близко к лицу ребенка, очень далеко от ребенка или в определенном диапазоне. Если зрение отсутствует полностью, жесты могут выполняться на ощупь в руке ребенка со слепо­глухотой. На рисунке 13. 2 показан пример обще­ния тактильными жестами.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...