Принципы проведения занятий с учениками, у которых установлены кохлеарные импланты
ПРИНЦИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ С УЧЕНИКАМИ, У КОТОРЫХ УСТАНОВЛЕНЫ КОХЛЕАРНЫЕ ИМПЛАНТЫ · Специальные устройства, которые устанавливают во внутреннее ухо путем хирургической операции — это кохлеарные импланты. Такой имплант принимает на себя выполнение всех функций структур внутреннего уха и предназначен для того, чтобы улучшить распознавание речи и звуковой информации. Имплантированное устройство устраняет остаточную слышимость в ухе, куда был установлен имплант (Hilgenbrinck, Pyfer, Castle, 2004; см. рис. 13. 2). Учащиеся с кохлеарными имплантами обладают особыми потребностями, если речь идет о физическом воспитании. Далее представлены рекомендации для учителей физического воспитания, которые занимаются с учениками с кохлеарными имплантами (Hilgenbrinck et al., 2004). · Откажитесь от занятий видами спорта, которые могут привести к получению сильных ударов по голове, например, американским футболом, хоккеем, лакроссом, футболом, борьбой, акробатикой, а также другими контактными видами спорта. Занятия ими допустимы только при условии внесения изменений, позволяющих избежать жесткого контакта. · Избегайте занятий видами двигательной активности, которые связаны с повышенным риском падений и травм головы, например, езды на роликовых коньках, скейтборде, самокате, скалолазанья. Занятия этими видами двигательной активности допустимы только после обучения, при правильном использовании устройства и защитных приспособлений (шлема). · Будьте осторожны во время занятий зимними видами спорта, такими, как горнолыжный спорт, сноубординг, катание на санях и коньках, поскольку у занимающихся могут возникать неприятные ощущения в области головы и шеи.
· Во время занятий в воде снимайте наружные части аппарата и помещайте их в водонепроницаемый контейнер. Поскольку при снятии аппарата ученик полностью утрачивает слух, учитель должен использовать методы обучения для глухих учеников. · Чрезмерное потоотделение может приводить к попаданию влаги внутрь устройства, что может стать причиной нежелательных шумов. Поэтому во время интенсивных занятий физического воспитания устройство лучше снимать либо носить повязку или шляпу, которые защитят его от воздействия пота. · Во время имплантации врач-аудиолог проводит индивидуальную калибровку каждого устройства. Это называется " сопоставлением" аппарата кохлеарного импланта. Воздействие статического электричества может нарушить настройку аппарата и сделать его непригодным для использования. Снизить риск нарушения настройки аппарата можно, избегая возможных источников статического электричества (воздушных шаров, резиновых покрытий, сухих матов).
СТРАТЕГИИ СОВМЕСТНОГО ОБУЧЕНИЯ ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ В процессе обучения глухих учеников учителям физического воспитания, возможно, понадобится получить ответы на следующие вопросы. При этом следует постараться узнать мнение самих учеников. Кроме того, необходимо познакомиться с информацией, содержащейся в IEP, и попросить ответить на эти вопросы ученика, его родителей или опекуна, а также его педагога-сурдопереводчика (если таковой имеется). · Какова степень потери слуха у ребенка? Что можно сделать, чтобы использовать насколько это возможно остаточный слух ребенка? · Какой тип общения предпочитает ученик? Что может сделать учитель, чтобы расширить общение с учеником? · Существуют ли какие-то противопоказания или виды двигательной активности, которых следует избегать ученику? Можно ли как-то изменить эти виды двигательной активности, чтобы использовать их?
Для большинства глухих школьников ограничения для занятий физическим воспитанием отсутствуют. Дети, у которых часто бывают инфекционные заболевания уха, могут ходить с дренажными трубками в ушах, поэтому во время занятий плаванием следует использовать тампоны для ушей. Дети, страдающие от частой боли в ушах, в холодную погоду не должны выходить на улицу с открытыми ушами без головных уборов. Перед началом занятий оцените способность ребенка сохранять равновесие тела. Не у всех детей с потерей слуха нарушена способность поддерживать равновесие. В случае нарушения равновесия следует воспользоваться упражнениями для его улучшения. Если нарушение способности сохранять равновесие сочетается с головокружением, тогда занятия лазаньем, прыжками на батуте или прыжками в воду допустимы лишь при соблюдении необходимых мер безопасности, которые позволят исключить возможность получения травм учеником во время занятия из-за утраты равновесия. Занятия акробатикой, включающие вращение туловища, например перевороты, вперед через голову, выполнение кувырков, сальто и др., должны проходить только при наличии внимательного наблюдения и страховки. Участие в занятиях сурдопереводчика, несомненно, будет полезным для глухих детей. Роль педагога-сурдопереводчика заключается в облегчении общения между глухими и слабослышащими учениками и другими участниками учебного процесса, в частности, учителями, персоналом, предоставляющим дополнительные услуги, а также одноклассниками (RID, 2002). В условиях совместного обучения следующие рекомендации позволят повысить результативность занятий, эффективность общения и социализации (Gradziadei, 1998; Best, Lieberman, Arndt, 2002): · Предложите сурдопереводчику занять место рядом с учителем. · Передайте сурдопереводчику план урока заранее, чтобы он сам и глухие ученики могли ознакомиться с содержанием и понять его до начала урока. Включите в план список всех специальных терминов, которые предполагается использовать во время занятия. · Обращаясь к глухому ученику, стойте лицом к нему, а не к сурдопереводчику. · Встречайтесь с сурдопереводчиком перед началом каждого модуля, чтобы уточнить спортивную терминологию, команды и идиомы, которые будут использованы во время предстоящих занятий.
· В начале каждого занятия проводите обучение специальным жестам, используемым в данном виде спорта. · Во время занятия ставьте глухого ученика в паре с учеником, имеющим нормальный слух, а не с сурдопереводчиком. · Пользуйтесь помощью сурдопереводчика для общения с глухими учениками. Не просите их говорить, если использование устной речи причиняет им неудобства, позвольте им воспользоваться помощью сурдопереводчика. · Помните, что роль сурдопереводчика не предполагает объявления замечаний ученику. · Сурдопереводчик не является помощником учителя, не следует ожидать, что он будет участвовать в контроле посещаемости занятий или раздавать и собирать спортинвентарь. · Предоставляйте глухому ученику информацию, излагаемую во время " учебных моментов". Для учащихся с остаточным слухом будут полезными следующие рекомендации (Gradziadei, 1998): · Ограничьте уровень шума на занятии, выключите музыку и поддерживайте тишину в зале, когда кто-то говорит. · Попросите учеников снять слуховые аппараты или отрегулировать уровень так, чтобы избавиться от излишнего шумового фона. · Продумайте возможность использования аудиотренера или УКВ-вещательной системы (FM loop system) — учитель носит микрофон, который позволяет транслировать его голос непосредственно в слуховые аппараты учеников, если специалист-аудиолог выскажет такие предложения. Далее, представлены общие рекомендации для проведения занятий с глухими или слабослышащими учениками в условиях совместного обучения или в специализированных группах: · В процессе обучения доступным для понимания видам двигательной активности используйте визуальные учебные подсказки. · Выдайте глухим ученикам копии планов занятий, адаптированных для их уровня восприятия. · Используйте на рабочих станциях карточки с письменным объяснением и иллюстрациями выполнения упражнений.
· Пользуйтесь четкими командами для начала и прекращения выполнения упражнений. · Демонстрируйте все подробно. · Во время командных игр используйте табличку со счетом игры и хорошо заметный таймер. · Придумайте хорошо различимые и легко заметные сигналы для общения на расстоянии. · Если это возможно, для привлечения внимания глухого ученика встаньте рядом с ним и похлопайте его по плечу. · Стойте лицом к ученику, чтобы движения губ и выражение лица были хорошо заметными. · Старайтесь не пользоваться жевательной резинкой, не прикрывайте рот рукой, откажитесь от пышной бороды и усов. · Во время инструктажа располагайте ученика непосредственно перед собой. · Убедитесь, что у вас за спиной нет источника яркого света (осветительные лампы или солнечный свет из окна). · Во время занятий в спортзале используйте хорошее освещение (при этом источник света должен располагаться у учащихся за спиной). · Во время занятий на открытом воздухе не ставьте учащихся лицом к солнцу. · Контролируйте, как вас понимают. Перед началом практической части занятия проверьте всех учащихся, хорошо ли они поняли, что и как следует делать. · Если вы занимаетесь с учениками, которые изъясняются языком жестов, постарайтесь насколько возможно освоить его. Поощряйте стремление других учеников изучить этот язык и пользоваться им, что требует не меньших усилий, чем изучение любого другого языка. Благодаря этому лица с нормальным слухом впоследствии смогут начать общаться с глухими людьми не только на самом примитивном уровне. · Предоставляйте глухому ученику информацию, излагаемую во время " учебных моментов". Такие моменты происходят в середине игры, когда сурдопереводчик находится за краем поля, а ученик где-то на поле. Можно предложить два способа предоставления глухому ученику такой информации: повторить ее еще раз в конце занятия для всего класса или только для глухих детей либо во время учебного момента собрать весь класс вместе с сурдопереводчиком на поле (Gradziadei, 1998). · Для глухих учеников особенно полезными будут занятия танцами и ритмическими видами двигательной активности. Чтобы помочь им лучше ощущать звучание музыки, разместите громкоговорители передней частью вниз к поверхности пола, увеличьте уровень низких частот и танцуйте босиком. Кроме того, можно воспользоваться стробоскопическими лампами, вспыхивающими в ритме музыки, чтобы использовать их в качестве визуальной подсказки. Можно также воспользоваться воздушными шарами, чтобы глухие дети могли " почувствовать музыку" с помощью рук.
· Особенно внимательно наблюдайте за учениками с нарушениями функции вестибулярного аппарата во время занятий подводным плаванием. Объединяйте в пары глухих учащихся и детей с нормальным слухом и пользуйтесь сигналами, разработанными для общения между учителем и классом. Быстрым способом привлечения внимания глухих учащихся является мигающее верхнее освещение (Butterfield, 1988). · Предоставьте глухим ученикам возможность сдавать письменные тесты с сурдопереводчиком, чтобы иметь возможность уточнить вопросы и перевести их на язык жестов. Такой подход позволит оценить знания глухих детей по предмету, а не владение английским языком, который для них является вторым (Gradziadei, 1998). · Если в классе есть только один глухой ученик, обучите языку жестов всех остальных учеников, чтобы они могли с ним общаться независимо от того, с кем он попадет в одну группу. · Составляйте расписание так, чтобы глухие ученики попадали в одну группу на уроках физической культуры, и стимулируйте их заниматься совместно на занятии, чтобы они помогали друг другу лучше понять урок. Требования к двигательным показателям, физической подготовленности и дисциплине для глухих учеников и их одноклассников с нормальным слухом должны быть одинаковы. Доведите однозначно в письменном виде эти требования до ведома глухих учеников. Излишне чуткие учителя или те из них, кто предлагает ученикам чрезмерную помощь, когда они приходят на занятие неподготовленными, приучают глухих детей к тому, что можно полагаться на других вместо того, чтобы принимать на себя ответственность за собственные действия. Такие учителя должны задать себе следующие вопросы: Действительно ли я помогаю? Действительно ли предлагаемая мною поддержка поможет ученикам более эффективно решать повседневные задачи в мире, где они будут жить после окончания школы? Возможно, для них было бы лучше ощутить реальные последствия своего поведения? Поощряйте учащихся принимать участие в спорте для глухих. Связаться со Спортивной федерацией глухих США (USADSF) можно через Интернет, обратившись на сайт www. USADSF. org. Помимо представленных ранее рекомендаций, обратите внимание на практический пример вовлечения глухого ученика в занятия физическим воспитанием. К глухим ученикам может применяться основная масса тестов двигательных показателей и физической подготовленности при условии замены или дополнения звуковых команд визуальными. В качестве примера можно назвать использование взмаха рукой в сочетании с командой " Марш! ", сигнализирующие о начале выполнения теста, или использование загорающейся лампы в качестве сигнала о начале теста челночного бега. Американский язык жестов семантически отличается от английского, поэтому при переводе команд на язык жестов следует быть очень внимательным. Человек, который переводит инструктаж, должен хорошо владеть языком жестов и бьггь способным выразить жестами смысл устных инструкций учителя (Stewart, Dummer, Haubenstricker, 1990). Глухие дети, для которых родным является американский язык жестов, выполняют тесты намного лучше, если разъяснение порядка их выполнения осуществляется на языке жестов вместо английского. Описанные ранее стратегии применимы в условиях совместного и раздельного обучения таких детей. Помимо тщательно продуманных программ физического воспитания глухие школьники нуждаются в полноценных возможностях для занятий спортом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|