Во время общения с глухими людьми не забывайте..
Во время общения с глухими людьми не забывайте... · сохранять зрительный контакт в течение всего разговора; · пользоваться ручкой и бумагой, чтобы дополнить общение жестами; · показывать, что вы поняли собеседника, только после того, как вам это действительно удалось (не делайте вид, что понимаете); · быть вежливым, стараясь привлечь внимание глухого собеседника; · научитесь пользоваться телетайпом для передачи печатного текста по телефонной линии на другой телетайп; · не отвлекайтесь во время разговоров; · исправляйте языковые ошибки собеседника, только если он об этом просит. Глухие ученики в среде школьников с нормальным слухом имеют значительно меньше возможностей для дополнительного научения по сравнению с остальными детьми, поскольку они не могут услышать чужих разговоров. Родители с нормальным слухом, учителя и друзья очень редко пользуются языком жестов, если только не обращаются непосредственно к глухому ребенку. Поэтому возможности " подсмотреть" чужие разговоры также практически отсутствуют. Именно в этой ситуации язык жестов приобретает универсальную важность для социализации и развития языка у глухих детей.
Особенности поведения и эмоциональных реакций Иногда учеников с нарушениями слуха считают неспособными или проблемными с точки зрения поведения, тогда как их неадекватные действия в действительности могут быть следствием необнаруженной тугоухости легкой или средней степени. Среди глухих учеников случаи субъективной импульсивности выше, чем среди слышащих школьников, возможно потому, что они в большей степени используют для научения зрение и им требуется чаще осматриваться вокруг. Некоторые проблемы с поведением являются прямым следствием чувства неудовлетворенности, возникающего у глухих детей из-за недостатка понимания и общения.
Двигательные особенности Если потеря уха сочетается с повреждением полукружных каналов внутреннего уха (как при сенсоневральной глухоте), следствием этого, вероятнее всего, станут нарушения способности поддерживать равновесие. Такие проблемы с поддержанием равновесия, возникающие вследствие повреждения вестибулярного аппарата, но не глухоты, могут, в свою очередь, стать причиной задержки общего развития и формирования двигательных способностей. Экспериментальные данные, указывающие на низкие показатели моторного развития в группе глухих школьников, могут отражать очень низкие показатели учащихся с повреждениями вестибулярного аппарата в совокупности со средним уровнем этих показателей у остальных глухих учащихся. Предполагается существование равных возможностей для обучения двигательным навыкам и участия в двигательной активности, глухие дети не должны отличаться по уровню развития двигательных навыков от своих сверстников (Lieberman, Voiding, Winnick, 2004). Если же этим детям не предоставить равных возможностей, у них может проявляться отставание в развитии двигательных навыков. При сравнении данных тестирования физической подготовленности детей и подростков с нарушениями слуха с нормативными значениями были получены совершенно различные результаты, при этом уровень физической подготовленности глухих детей и подростков оказался ближе к должному (Ellis, 2001; Winnick, Short, 1986). Поскольку потеря слуха, по мнению Ellis, является в большей степени сенсорным нарушением, а не физическим, она никак не может быть причиной более низкого уровня физической подготовленности глухих детей и подростков по сравнению с их сверстниками. Поэтому автор поставил перед собой задачу выяснить, какие же факторы влияют на уровень физической подготовленности глухих детей. Были обнаружены два основных фактора: участие в занятиях физического воспитания (так же, как и в случае детей без нарушений) и родительское влияние. Установлено также, что у глухих родителей глухие дети имеют большую поддержку с их стороны и больше занимаются физическими упражнениями по сравнению с глухими детьми, у которых родители не имели нарушений слуха (Ellis, 2001; Stewart, 1991).
ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ Хотя выполнение движений не столь сильно зависит от сигналов, воспринимаемых на слух, получение критических замечаний о выполнении движений может оказаться проблематичным. В большинстве случаев слуховые подсказки и сигналы, которые отсутствуют или воспринимаются в искаженном виде, могут замещаться визуальными. Обучение глухих детей концептуальным аспектам физического воспитания в обычном классе учителем, который не владеет бегло языком жестов, может оказаться проблематичным (Gradziadei, 1998). Рекомендуется предлагать глухим учащимся демонстрировать изучаемые упражнения, чтобы добиться повышения вовлеченности и понимания. Вспомним историю, рассказанную в начале этой главы: у Рейчел теперь есть учитель физического воспитания и друзья, которые могут в какой-то мере общаться с ней, однако перед ней все же стоит еще немало сложных проблем. Маловероятно, что до нее удастся донести в полном объеме тонкости принципов и правил того или иного вида спорта. Сурдопереводчики редко обладают достаточным набором спортивной терминологии из языка жестов, который бы позволил объяснить тонкости движений и спортивных концепций. Глухие ученики, которые занимаются в обычной школе, часто сталкиваются с изоляцией, недостатком социального общения и насмешками со стороны учителей и сверстников, обусловленными отсутствием общего языка со своими здоровыми одноклассниками (Gradziadei, 1998; Nowell, Innes, 1997). Если глухого ребенка определяют в обычный класс для совместного обучения, должна быть создана программа обучения с привлечением сверстников в роли наставников. Показано, что такие программы позволяют повысить уровень двигательной активности во время совместных (инклюзивных) уроков физкультуры (Lieberman, Dunn, van der Mars, McCubbin, 2000). Знание наставниками из числа сверстников языка жестов открывает новые возможности для социализации детей с нарушениями слуха. Дополнительную информацию о программах обучения с участием сверстников в роли наставников можно найти в работе Lieberman, Houston-Wilson (2002).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|