Функциональная классификация. Общие замечания в отношении обучения лиц с ЦП
Функциональная классификация Сегодня в системе образования широко используется функциональная классификация. Согласно этой системе классификации, лиц с ЦП делят на 8 классов в соответствии с тяжестью нарушений (табл. 14. 1). К классу I относят лиц с тяжелыми нарушениями, а к классу VIII — с минимальными. Эта система классификации имеет важное значение для физического воспитания и спорта, поскольку больных распределяют на группы в соответствии с их функциональными возможностями. Например, дети из классов VII и VIII прекрасно подходят для совместного (инклюзивного) обучения физическому воспитанию. Учителя и тренеры могут пользоваться этой системой так же, как и Национальная федерация инвалидного спорта (National Disability Sports Alliance, NDSA), ранее называвшаяся Спортивная ассоциация спортсменов с церебральным параличом США NI: - 2003), и Международная ассоциация спорт; креации людей с ЦП (Cerebral Palsy — Interr Sport and Recreation Association, CP-ISRA во время соревнований облегчить подбор участков с равными возможностями. В индивидивидуальных видах спорта, где два соперника соревнуются между собой, могут участвовать игроки из одного класса. В случае командных видов спорта игроков принадлежащих к одному классу, можно раздел на разные команды так, чтобы каждая командаимела игроков одного функционального уровня. Этими рекомендациями по уравниванию возможностей соперников можно пользоваться в условиях как совместного, так и отдельного обучения.
Общие замечания в отношении обучения лиц с ЦП Большинство специалистов-медиков сходятся в том, что ЦП нельзя излечить, но можно контролировать. Контроль направлен на ослабление симптомов, вызванных повреждением головного мозга, и оказание помощи ребенку в максимальной реализации его возможностей, связанных с ростом и развитием. Сюда можно отнести контроль двигательных и других расстройств. Терапия двигательных нарушений обычно заключается в развитии произвольного мышечного контроля. Особое внимание обращается на релаксацию мышц, а также формирование функциональных двигательных навыков. В некоторых случаях для устранения постоянных контрактур или поддержки пораженных мышечных групп используют ортопедические аппараты и приспособления, это особенно характерно для спастического ЦП. Для удлинения контрактированных сухожилий (особенно ахиллова сухожилия) или их пересадки (чтобы перенести выполнение движений с пораженных мышц на здоровые) могут применяться хирургические операции. Операция по пересадке сухожилий, известная как операция Эггерса, позволяет устранить сгибательную контрактуру коленного сустава и помочь разгибать бедро благодаря пересадке сухожилий двуглавой, полу сухожильной и полуперепончатой мышц с мест их прикрепления на тазовых костях на мыщелки бедра. В отдельных случаях для ослабления крайне выраженной гипертоничности мышц могут применяться хирургические операции на головном мозге. В недавнем прошлом была разработана операция, известная как хроническая стимуляция мозжечка (chronic cerebellar stimulation, CCS), при которой в мозжечок хирургическим путем имплантируют электроды.
Таблица 14. 1 – Профили функциональной классификации больных церебральным параличом, применяющиеся NSDA и CP – ISRA
Aдаптировано с разрешением из National Disability Sports Alliance, 2002, NDSA sports rules manual, 6th ed. (Kingston, RI: National Disability Sports Alliance), 6 – 13.
Эта процедура позволяет добиться определенного улучшения состояния больных ЦП, однако долгосрочные ее последствия пока не изучены, и, кажется, она пока еще малоприменима в медицинской практике. К числу вопросов, на которые в настоящее время пытаются найти ответ Объединенный фонд исследований ДЦП (United Cerebral Palsy Research and Educational Foundation) и другие организации, относятся: Каковы факторы риска, обусловливающие предрасположенность развивающегося головного мозга к поражениям? Почему преждевременные роды и низкая масса тела при рождении у своевременно рожденных детей являются существенными факторами риска развития ЦП? Какие средства воздействия наиболее эффективны в отношении нарушений, наблюдающихся у лиц с ЦП?
Вследствие поражения центральной нервной системы у многих лиц с ЦП отмечается нарушение формирования рефлексов, которое препятствует обучению произвольным движениям. При наличии аномального паттерна рефлексов маленьким детям с ЦП, вероятнее всего, потребуются занятия физическими упражнениями для подавления ненормальной рефлекторной активности в сочетании с увеличением гибкости и исправлением осанки. Вместе с тем данные последних исследований показывают, что пассивные занятия и манипуляции в раннем детстве могут не приносить столь ощутимой пользы с точки зрения исправления нарушений рефлекторной активности, как считалось ранее. Терапия должна быть направлена на формирование у детей способности выполнять и совершенствовать двигательные навыки путем активного самоконтроля. Следует развивать такие функциональные двигательные навыки, как ходьба, бег и бросание предметов. Необходимо уделять внимание психологическому и социальному развитию лиц с ЦП. Нарушения, сопровождающие ЦП, повышают вероятность возникновения проблем с приспособлением к социальной среде. Из-за негативного отношения окружающих людей к состоянию больных ЦП их не везде принимают. В таких ситуациях при возникновении эмоциональных конфликтов родителям и их детям может понадобиться помощь психолога или профессионального консультанта. Основное внимание следует уделять формированию целостной личности. В процессе обучения настоятельно рекомендуется использовать командный подход, когда медицинский персонал и педагоги работают совместно с родителями, а по возможности и с ребенком.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|