Типы и причины потери слуха. Особенности глухих учащихся. Языковые и культурные особенности
ТИПЫ И ПРИЧИНЫ ПОТЕРИ СЛУХА Существуют три основных вида потери слуха: кондуктивная, сенсоневральная и смешанная. Прикондуктивной потере слуха нарушается передача звука к внутреннему уху (можно сравнить с радиоприемником, у которого убавили громкость). Искажения звуков отсутствуют, однако воспринимаемые звуки кажутся очень тихими. Часто эффективным является применение слуховых аппаратов, усиливающих звук. Некоторые дети с кондуктивной потерей слуха могут обладать внятной речью. Поскольку причиной кондуктивной потери слуха являются механические нарушения, а нервы при этом остаются неповрежденными, ее в некоторых случаях можно устранить хирургическим вмешательством или медикаментозным лечением. Нередко причиной такого нарушения может стать выделение секрета из полости среднего уха, которое поддается лечению путем установки на несколько месяцев пластикового дренажа, проведенного через барабанную перепонку, для обеспечения оттока жидкости от проводящих звук структур внутреннего уха. Причинойсенсоневральной потери слуха является повреждение нерва. По сравнению с кондуктивной этот вид потери слуха приводит к более серьезным и необратимым нарушениям восприятия звука. Дети с сенсоневральной потерей слуха (можно сравнить с плохо настроенным радиоприемником) говорят хуже по сравнению с детьми, у которых наблюдается кондуктивная потеря слуха. Сенсоневральная потеря слуха влияет не только на порог восприятия, но также и на его точность, что приводит к искажению звуков. Даже при нормальном пороге восприятия звука воспринимаемая речь может быть сильно искажена. Если повышение громкости речи или применение слухового аппарата может помочь услышать речь, слова при этом могут остаться неразборчивыми. Обычно человек с таким нарушением слуха слышит низкочастотные гласные звуки и плохо воспринимает высокочастотные согласные, такие, как " т", " п" и " к". Вследствие этого ему трудно различать такие слова, как " порт", " торт", " корт". Кроме того, следует отметить, что лишь 20—30 % произносимых слов можно прочесть по губам. В некоторых случаях улучшить слух ребенка может кохлеарный имплант. Для установки такого импланта ребенок должен быть полностью глухим и иметь сенсоневральный вид потери слуха.
Учащиеся с сенсоневральной потерей слуха, вероятнее всего, будут использовать язык жестов и в меньшей степени речь, наряду с этим у них может наблюдаться нарушение равновесия вследствие повреждения полукружного канала. Смешанный вид потери слуха представляет собой сочетание кондуктивной и сенсоневральной потери слуха. Среди глухих учеников примерно две трети имеют врожденную глухоту (имевшуюся уже при рождении), а одна треть — приобретенную (развившуюся после рождения). Развитие медицины сделало возможным выживание недоношенных детей и детей, перенесших менингит и энцефалит. У таких детей могут проявляться разнообразные нарушения, включая глухоту. Травмы, аллергические реакции на лекарства, периодическое воздействие громкой музыки, инфекции, такие, как вирус герпеса и токсоплазмоз, — все это может стать причиной потери слуха.
ОСОБЕННОСТИ ГЛУХИХ УЧАЩИХСЯ Лица, которые относятся к группе имеющих тугоухость, обычно не обладают существенными отличиями от остальной части населения. Нарушения слуха у них обычно незначительны и не представляют серьезного препятствия для развития речи. Однако большинство людей, которые потеряли слух до или после формирования речи, могут обладать уникальными особенностями, обусловленными потребностью общаться без помощи речи. Эти особенности будут рассмотрены в следующем подразделе.
Языковые и культурные особенности Американский язык жестов (American Sign Language, ASL) является предпочтительным средством общения в культуре глухих людей в США. Этот язык является основой общих особенностей в культуре глухих. Подобно английскому, ASL представляет собой язык общения, имеет свою грамматику и структуру, которые позволяют помимо описания конкретных объектов передавать тонкие нюансы абстрактных понятий. Большинство людей, обладающих слухом, различают только жесты, обозначающие названия объектов и направлений (рис. 13. 1), и не улавливают тонких оттенков ASL. В настоящее время у многих детей, потерявших слух до формирования речи, несмотря на специальное обучение так и не формируется внятная речь. Поэтому общение между глухими людьми и остальной частью населения останется основной проблемой до тех пор, пока не увеличится количество слышащих людей, владеющих ASL. Далее представлены правила вежливости, которые помогут в общении с глухими людьми.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|