Классификация. Общие замечания в отношении обучения лиц с травматическими поражениями головного мозга
Классификация Существуют две основные группы травм головы: открытая травма головы и закрытая травма головы. Причинами открытой травмы головы могут стать несчастный случай, огнестрельное ранение или удар по голове каким-либо предметом, нанесшим видимую травму. Закрытая травма головы может быть вызвана сильным сотрясением, аноксией, внутричерепным кровотечением и пр. В случае закрытой травмы головы повреждение мозга обычно диффузное, а в случае открытой (например, в результате огнестрельного ранения) — повреждение ограничивается более локальной областью головного мозга. При закрытой травме головы происходит сотрясение мозга внутри черепа: повреждаются или разрываются нервные волокна, по которым головной мозг рассылает сообщения в другие отделы центральной нервной системы и во все части тела. Степень поражения головного мозга может варьировать от легкой до тяжелой. Тяжелые поражения головного мозга характеризуются продолжительным пребыванием в бессознательном (коматозном) состоянии, а также рядом функциональных ограничений, сохраняющихся после завершения процесса реабилитации. Травма головного мозга может считаться незначительной в случаях, когда пострадавшему не назначается никакой формальной программы лечения и его из больницы отправляют прямо домой. Однако даже к незначительным травмам головного мозга следует относиться очень серьезно. Шкала Медицинского центра Ранчо Лос Амигос, которая позволяет выделить 8 уровней когнитивного функционирования, обычно применяется в течение нескольких недель или месяцев после травмы. Эта шкала состоит из следующих уровней. Уровень 1 — отсутствие реакции: глубокий сон или кома.
Уровень 2 — генерализованная реакция: неадекватный и неспецифический ответ на внешние раздражители. Уровень 3 — локализованная реакция: может неадекватно и с задержкой выполнять простейшие команды; смутное представление о своем состоянии. Уровень 4 — сбивчивая или возбужденная реакция: выраженное нарушение способности обрабатывать информацию; рассеянность, нарушение внимания. Уровень 5 — сбивчивая неуместная реакция: последовательная реакция на простые команды; повышенная отвлекаемость; потребность в частом перенаправлении. Уровень 6 — сбивчивая адекватная реакция: реакция может быть неверной вследствие потери памяти, однако соответствовать ситуации; наблюдается способность сохранять заново освоенные навыки; непоследовательность поведения. Уровень 7 — автоматическая адекватная реакция: ориентированное и адекватное поведение при отсутствии понимания событий; утрата рассудительности и способности к решению проблем; требует минимального контроля. Уровень 8 — целенаправленная адекватная реакция: способность сопоставить последние события и происходившее в прошлом; не требует наблюдения после обучения новым навыкам. Данная шкала не должна применяться в последующие годы в качестве оценки нормализации функций.
Общие замечания в отношении обучения лиц с травматическими поражениями головного мозга Многие люди, перенесшие травматическое поражение головного мозга, в зависимости от тяжести травмы нуждаются в индивидуальной программе реабилитации. Лицам с тяжелыми травмами требуется интенсивная реабилитация, с началом терапии сразу же после стабилизации медицинского состояния. Такую программу лечения, обычно продолжительностью 3—4 месяца в зависимости от типа травмы, может реализовать только группа специалистов-медиков разного профиля, в которую входят врачи, медсестры, логопеды и медико-социальные работники. Для школьников программа реабилитации должна предшествовать продолжению учебного процесса. Планирование возврата к обучению следует начать сразу же после поступления пострадавшего ребенка в больницу. Персоналу справочной службы больницы (социальный работник) нужно связаться с соответствующими лицами из школьной администрации (Wehman et al., 2001). Медицинское учреждение должно предоставить сведения о текущем состоянии ребенка и прогнозе, сведения для школьных служб и внесения в медицинскую карту ребенка, а также необходимую образовательную информацию для членов семьи, школьного персонала и одноклассников.
После завершения интенсивного курса лечения пострадавшим предлагается долговременная программа реабилитации, которая включает организованные занятия для лиц с медленным улучшением состояния. На протяжении всего времени реабилитации школьники остаются в реабилитационном центре и проходят обучение на его базе. Некоторым пострадавшим, получившим особо тяжелые травмы, после завершения долговременной реабилитации требуются дополнительные программы терапии. Такие расширенные организованные программы терапии обычно имеют продолжительность от 6 до 12 месяцев после травмы и направлены на восстановление когнитивных навыков, устранение нарушения речи, обучение навыкам повседневной жизни и социального взаимодействия, восстановительную терапию и там, где это необходимо, профессиональное обучение. В этих условиях обучение также происходит по индивидуальным программам. Пострадавшие возвращаются в свои учебные заведения лишь после полного завершения реабилитационных программ. Педагоги играют особую роль в процессе реабилитации и обучения. Программы возобновления учебного процесса должны быть гибкими и творческими (Ylvisaker, Feeney, 1998). Принимая во внимание особенности каждого ребенка, перенесшего травматическое поражение головного мозга, создать универсальную программу возврата к учебе не представляется возможным. Вместо этого в ходе создания и реализации таких программ педагоги должны исходить из некоторых общих базовых принципов, к которым, в частности, относятся: 1) программа для каждого учащегося должна включать особые когнитивные, поведенческие и психосоциальные задачи; 2) оценки показателей ребенка должны быть функциональными, комплексными и связанными с определенными условиями; 3) объем поддержки (помощи учителя) должен по возможности постепенно уменьшаться; 4) следует стремиться к коллективному принятию решений (при взаимодействии педагогов, специалистов по реабилитации, родителей, ученика и, возможно, других лиц).
Учителя должны работать в тесном контакте с членами семьи ученика, чтобы гарантировать разработку наиболее эффективной программы возврата к обучению. Для построения плодотворных взаимоотношений с родителями учителям рекомендуется (Walker, 1997): · помнить о том, что сотрудничество предполагает осуществление контроля планирования учебного процесса совместно с родителями; · признавать роль родителей как лиц, несущих основную ответственность за принятие от лица своего ребенка решений, определяющих его качество жизни и сущность терапевтических воздействий; · стремиться к налаживанию и поддержанию взаимопонимания и доверия в отношениях с родителями, чтобы иметь возможность вырабатывать решения, учитывающие интересы семьи ребенка; · стремиться к программам обучения, которые в равной степени учитывают профессиональные цели и цели родителей; · работать над разрешением разногласий и межличностных конфликтов между учителями и родителями. Формирование позитивных взаимоотношений с родителями детей, перенесших травматическое поражение головного мозга, имеет важное значение. Этот период может оказаться очень напряженным для родителей, которым никогда ранее в процессе обучения своего ребенка не приходилось обращаться к учителям специального образования и врачам. Разработка и реализация программ социальной адаптации для учащихся старших классов с травматическим поражением головного мозга имеет большое значение для процесса обучения. Для этого учителям рекомендуется использовать подход, направленный на развитие функциональных навыков, необходимых для адаптации. В число таких навыков, связанных с занятиями физическими упражнениями, входят изучение видов двигательной активности рекреационной и досуговой направленности, например, боулинга, езды на велосипеде или плавания, а также обучения возможностям использования общественных рекреационных ресурсов. Независимо от согласованных целей программы адаптации, учителя должны спланировать соответствующие школьные занятия и наладить связи для использования ресурсов, предоставляемых сообществом, и по- слешкольных ресурсов (например, предлагаемых профессионально-техническим училищем). Более подробная информация приведена в практическом примере.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|