Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация. Общие замечания в отношении обучения лиц с травматическими поражениями головного мозга




Классификация

Существуют две основные группы травм го­ловы: открытая травма головы и закрытая травма головы. Причинами открытой травмы головы мо­гут стать несчастный случай, огнестрельное ране­ние или удар по голове каким-либо предметом, нанесшим видимую травму. Закрытая травма го­ловы может быть вызвана сильным сотрясением, аноксией, внутричерепным кровотечением и пр. В случае закрытой травмы головы повреждение мозга обычно диффузное, а в случае открытой (например, в результате огнестрельного ране­ния) — повреждение ограничивается более ло­кальной областью головного мозга. При закры­той травме головы происходит сотрясение мозга внутри черепа: повреждаются или разрываются нервные волокна, по которым головной мозг рас­сылает сообщения в другие отделы центральной нервной системы и во все части тела. Степень поражения головного мозга может варьировать от легкой до тяжелой. Тяжелые поражения го­ловного мозга характеризуются продолжитель­ным пребыванием в бессознательном (коматоз­ном) состоянии, а также рядом функциональных ограничений, сохраняющихся после завершения процесса реабилитации. Травма головного мозга может считаться незначительной в случаях, ког­да пострадавшему не назначается никакой фор­мальной программы лечения и его из больницы отправляют прямо домой. Однако даже к незна­чительным травмам головного мозга следует от­носиться очень серьезно.

Шкала Медицинского центра Ранчо Лос Амигос, которая позволяет выделить 8 уров­ней когнитивного функционирования, обычно применяется в течение нескольких недель или месяцев после травмы. Эта шкала состоит из сле­дующих уровней.

Уровень 1 — отсутствие реакции: глубокий сон или кома.

Уровень 2 — генерализованная реакция: не­адекватный и неспецифический ответ на внешние раздражители.

Уровень 3 — локализованная реакция: может неадекватно и с задержкой выполнять простей­шие команды; смутное представление о своем со­стоянии.

Уровень 4 — сбивчивая или возбужденная ре­акция: выраженное нарушение способности обра­батывать информацию; рассеянность, нарушение внимания.

Уровень 5 — сбивчивая неуместная реакция: последовательная реакция на простые команды; повышенная отвлекаемость; потребность в частом перенаправлении.

Уровень 6 — сбивчивая адекватная реакция: реакция может быть неверной вследствие потери памяти, однако соответствовать ситуации; наблю­дается способность сохранять заново освоенные навыки; непоследовательность поведения.

Уровень 7 — автоматическая адекватная ре­акция: ориентированное и адекватное поведение при отсутствии понимания событий; утрата рас­судительности и способности к решению проб­лем; требует минимального контроля.

Уровень 8 — целенаправленная адекватная реакция: способность сопоставить последние со­бытия и происходившее в прошлом; не требует наблюдения после обучения новым навыкам.

Данная шкала не должна применяться в по­следующие годы в качестве оценки нормализации функций.

 

Общие замечания в отношении обучения лиц с травматическими поражениями головного мозга

Многие люди, перенесшие травматическое поражение головного мозга, в зависимости от тяжести травмы нуждаются в индивидуальной программе реабилитации. Лицам с тяжелыми травмами требуется интенсивная реабилитация, с началом терапии сразу же после стабилизации медицинского состояния. Такую программу ле­чения, обычно продолжительностью 3—4 месяца в зависимости от типа травмы, может реализо­вать только группа специалистов-медиков разно­го профиля, в которую входят врачи, медсестры, логопеды и медико-социальные работники. Для школьников программа реабилитации должна предшествовать продолжению учебного процесса. Планирование возврата к обучению следует на­чать сразу же после поступления пострадавшего ребенка в больницу. Персоналу справочной служ­бы больницы (социальный работник) нужно свя­заться с соответствующими лицами из школьной администрации (Wehman et al., 2001). Медицин­ское учреждение должно предоставить сведения о текущем состоянии ребенка и прогнозе, сведения для школьных служб и внесения в медицинскую карту ребенка, а также необходимую образова­тельную информацию для членов семьи, школь­ного персонала и одноклассников.

После завершения интенсивного курса лече­ния пострадавшим предлагается долговременная программа реабилитации, которая включает орга­низованные занятия для лиц с медленным улуч­шением состояния. На протяжении всего времени реабилитации школьники остаются в реабилитационном центре и проходят обучение на его базе.

Некоторым пострадавшим, получившим осо­бо тяжелые травмы, после завершения долговре­менной реабилитации требуются дополнительные программы терапии. Такие расширенные органи­зованные программы терапии обычно имеют про­должительность от 6 до 12 месяцев после травмы и направлены на восстановление когнитивных навыков, устранение нарушения речи, обучение навыкам повседневной жизни и социального взаимодействия, восстановительную терапию и там, где это необходимо, профессиональное обучение. В этих условиях обучение также проис­ходит по индивидуальным программам. Постра­давшие возвращаются в свои учебные заведения лишь после полного завершения реабилитацион­ных программ.

Педагоги играют особую роль в процессе ре­абилитации и обучения. Программы возобнов­ления учебного процесса должны быть гибкими и творческими (Ylvisaker, Feeney, 1998). Прини­мая во внимание особенности каждого ребенка, перенесшего травматическое поражение голов­ного мозга, создать универсальную программу возврата к учебе не представляется возможным. Вместо этого в ходе создания и реализации та­ких программ педагоги должны исходить из не­которых общих базовых принципов, к которым, в частности, относятся: 1) программа для каж­дого учащегося должна включать особые когни­тивные, поведенческие и психосоциальные зада­чи; 2) оценки показателей ребенка должны быть функциональными, комплексными и связанными с определенными условиями; 3) объем поддержки (помощи учителя) должен по возможности посте­пенно уменьшаться; 4) следует стремиться к кол­лективному принятию решений (при взаимодей­ствии педагогов, специалистов по реабилитации, родителей, ученика и, возможно, других лиц).

Учителя должны работать в тесном контакте с членами семьи ученика, чтобы гарантировать раз­работку наиболее эффективной программы воз­врата к обучению. Для построения плодотворных взаимоотношений с родителями учителям реко­мендуется (Walker, 1997):

· помнить о том, что сотрудничество пред­полагает осуществление контроля планирования учебного процесса совместно с родителями;

· признавать роль родителей как лиц, несу­щих основную ответственность за принятие от лица своего ребенка решений, определяющих его качество жизни и сущность терапевтических воз­действий;

· стремиться к налаживанию и поддержанию взаимопонимания и доверия в отношениях с ро­дителями, чтобы иметь возможность вырабаты­вать решения, учитывающие интересы семьи ре­бенка;

· стремиться к программам обучения, кото­рые в равной степени учитывают профессиональ­ные цели и цели родителей;

· работать над разрешением разногласий и межличностных конфликтов между учителями и родителями. Формирование позитивных взаимоотношений с родителями детей, перенесших травматическое поражение головного мозга, име­ет важное значение. Этот период может оказаться очень напряженным для родителей, которым ни­когда ранее в процессе обучения своего ребенка не приходилось обращаться к учителям специаль­ного образования и врачам.

Разработка и реализация программ социаль­ной адаптации для учащихся старших классов с травматическим поражением головного мозга имеет большое значение для процесса обучения. Для этого учителям рекомендуется использовать подход, направленный на развитие функцио­нальных навыков, необходимых для адаптации. В число таких навыков, связанных с занятиями физическими упражнениями, входят изучение видов двигательной активности рекреационной и досуговой направленности, например, боулинга, езды на велосипеде или плавания, а также обуче­ния возможностям использования общественных рекреационных ресурсов. Независимо от согла­сованных целей программы адаптации, учителя должны спланировать соответствующие школь­ные занятия и наладить связи для использования ресурсов, предоставляемых сообществом, и по- слешкольных ресурсов (например, предлагаемых профессионально-техническим училищем). Более подробная информация приведена в практиче­ском примере.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...