Лечение и особенности обучения
Лечение пострадавших с травмами спинного мозга обычно включает три фазы: · госпитализацию, · реабилитацию, · возвращение в домашнюю обстановку. Во время фазы госпитализации основное внимание уделяют острым медицинским аспектам травмы и начинают лечение. В зависимости от тяжести травмы пребывание в госпитале может продолжаться до нескольких месяцев. Многие люди с травмами спинного мозга после завершения лечения в госпитале поступают в реабилитационный центр. Фаза реабилитации заключается в коррекции последствий травмы и освоении базовых навыков, необходимых для жизни (например, соблюдение личной гигиены, одевание, перемещение и использование инвалидной коляски), с учетом сохранившихся функциональных возможностей. Перед завершением фазы реабилитации начинается адаптация к возвращению пациента в домашнюю обстановку. Если это учащийся, процесс адаптации включает проведение занятий с родителями и школьным персоналом, направленных на то, чтобы убедить их в том, что они обладают соответствующими навыками и понимают, в каком состоянии находится пациент и в чем заключаются его потребности, а также знают, какие изменения условий необходимы для удовлетворения этих потребностей. Способности, описанные в таблице 16. 1, потенциально могут наблюдаться у лиц, перенесших травму спинного мозга. Для реализации таких возможностей пострадавшие должны осознать свое состояние, не иметь никаких вторичных нарушений здоровья и иметь высокую мотивацию для занятий в период реабилитации. Одна из основных вторичных проблем, обусловленных травмами спинного мозга, заключается в психологическом восприятии ограничений, накладываемых травмой и утратой прежних способностей. Консультации обычно являются основным компонентом плана терапии в период реабилитации. Необходимо понимать, что скорость приспособления и степень, до которой разные люди могут научиться справляться со своей инвалидностью, варьируют в значительной мере.
Лица с травмой спинного мозга подвержены большому количеству вторичных нарушений состояния здоровья. Одной из наиболее распространенных проблем являются пролежни. Их причина — нарушение иннервации и снижение кровообращения в коже. Пролежни чаще возникают в местах повышенного давления, где выступающие части костей находятся ближе всего к коже (ягодицы, таз и голени). Вследствие недостаточного кровообращения язвы в местах пролежней легко инфицируются и крайне медленно заживают. Для предотвращения возникновения пролежней необходимо регулярно осматривать кожу, использовать в вызывающих беспокойство местах дополнительные подушки, а также регулярно устранять давление на ткани (изменять положение для ослабления давления). Многие люди используют изготовленные по индивидуальному заказу подушки для сидений, которые помогают лучше распределять давление и избегать образования пролежней. Очень важно поддерживать кожу в сухом состоянии, поскольку влажная от мочи или пота кожа более подвержена образованию пролежней, чем сухая. С образованием пролежней тесно связана проблема повреждения кожи. Из-за отсутствия чувствительности в конечностях, утративших иннервацию, больные часто неосознанно травмируют поверхность кожи при ударах или трении о поверхности окружающих предметов. При отсутствии соответствующих мер предосторожностей травмы подобного рода часто появляются в результате занятий двигательной активностью на инвалидных колясках, например во время игры в баскетбол. Поскольку больные нечувствительны к таким повреждениям, они могут оставаться незамеченными и со временем инфицируются.
Третья проблема, с которой обычно сталкиваются инвалиды-спинальники — это инфекции мочевыводящих путей. Контроль мочеиспускания проводится с помощью катетеризации, осуществляющейся по установленному графику. Инфекция мочевыводящих путей развивается, когда моча задерживается в мочевом пузыре и попадает назад в почки. Инфекции мочевыводящих путей могут быть очень тяжелыми и обычно удерживают пациента прикованным к постели в течение продолжительного периода времени, что в значительной мере препятствует формированию нормального отношения к своему состоянию, реабилитации и формированию необходимых навыков. Кроме того, нужно внимательно следить за моторикой кишечника, чтобы предотвратить запоры и недержание. Моторику кишечника обычно удается контролировать с помощью правильно подобранной диеты в сочетании с легкими слабительными. Трубку выводят через небольшое отверстие, сделанное сбоку, и подсоединяют к пакету, в который собираются фекальные массы. Две тесно связанные между собой проблемы, которые часто сопровождают травмы спинного мозга, — это спастичность и контрактуры. (Пластичность представляет собой повышение тонуса мышц, утративших иннервацию из-за травмы. Такое повышение мышечного тонуса может свести на нет действие других, сохранивших иннервацию мышц. Термин " спазм" часто применяется для описания внезапной спастичности в мышечной группе, которая может оказаться достаточно сильной, чтобы выбросить человека из коляски. Лучшим способом снижения мышечной спастичности является их растягивание, в особенности до и после интенсивной физической нагрузки. Контрактуры часто формируются в суставах нижних конечностей, если ими не выполнять регулярно пассивные движения в полном диапазоне подвижности. Высокий уровень спастичности различных мышечных групп также может ограничивать диапазон подвижности и вносить свой вклад в формирование контрактур. Последняя проблема, которая часто встречается у лиц с травмой спинного мозга, — это склонность к ожирению. Утрата функции крупных мышечных групп нижних конечностей существенно снижает возможности для затраты энергии. К сожалению, это не всегда сопровождается соответствующей утратой аппетита. Многие лица с травмой спинного мозга склонны к потреблению пищи в привычном или даже увеличенном объеме из-за сидячего образа жизни. Для предотвращения ожирения и обусловленных им вторичных нарушений состояния здоровья необходимо внимательно контролировать массу тела и диету. Если масса тела увеличится, то снизить ее потом будет крайне сложно.
Главным условием успешной реабилитации и адаптации к инвалидности является мотивация. Многие лица с травмой спинного мозга первоначально с большим трудом воспринимают утрату своих прежних способностей и, как следствие, очень неохотно соглашаются на утомительные и часто болезненные терапевтические процедуры. Досуговая двигательная активность и занятия спортом обычно используются при проведении консультаций и в качестве терапии, для обоснования необходимости упорных занятий и в качестве отвлекающего фактора. Учитель физического воспитания должен быть внимательным к мотивационным потребностям учащихся, которые возвращаются к обучению в школе после травмы спинного мозга. Хотя спорт и является для многих людей хорошим средством мотивации, он также подчеркивает утрату прежних навыков и способностей. Учитель физического воспитания должен понимать потребности учащихся, связанные со стремлением к определенному внешнему виду тела, увеличению силы верхних конечностей, диапазона подвижности, выносливости и адаптации к использованию инвалидной коляски. Следует проанализировать эти потребности наряду с функциональными возможностями учащегося, чтобы определить, какие спортивные навыки и виды спорта для инвалидов-колясочников будут для него наиболее перспективными с точки зрения продолжения занятий в будущем после окончания школы. Потом эти виды двигательной активности должны стать годовыми учебными целями программы физического воспитания.
Несмотря на то что учащийся, перенесший травму спинного мозга, продолжает обучение навыкам, необходимым для жизни с остаточными функциональными возможностями, учитель физического воспитания может помочь ему, прогнозируя его потребности и планируя его занятия наперед (см. практический пример " Определение условий обучения" ). Сюда можно отнести напоминания учащемуся о необходимости регулярно ослаблять давление, чтобы избежать появления пролежней (приподнимать тело с сидения коляски, выполняя отжимания на руках от поручней коляски или просто изменяя положение), или о том, чтобы он приносил больше полотенец в класс для вытирания сидения коляски от влаги. Вследствие распространенности спастичности и спазмов у лиц с травмой спинного мозга. Рекомендуется периодически выполнять растягивания в начале и периодически в процессе занятия. И наконец, во время активных занятий на инвалидных колясках необходимо обеспечить учащихся защитными щитками и накладками. Со временем, когда ученик привыкнет к своему состоянию, он станет предпринимать все эти меры предосторожности самостоятельно. Учащимся с внешней емкостью для сбора фекалий перед уроком физического воспитания следует напомнить о необходимости освободить и вымыть ее. В контактных видах двигательной активности следует принять меры предосторожности для защиты этой емкости от возможного повреждения. Во время занятий плаванием емкость необходимо снять, а отверстие закрыть водостойкой повязкой.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|