Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лечение и особенности обучения




Лечение пострадавших с травмами спинного мозга обычно включает три фазы:

· госпитализацию,

· реабилитацию,

· возвращение в домашнюю обстановку.

Во время фазы госпитализации основное вни­мание уделяют острым медицинским аспектам травмы и начинают лечение. В зависимости от тяжести травмы пребывание в госпитале может продолжаться до нескольких месяцев. Многие люди с травмами спинного мозга после заверше­ния лечения в госпитале поступают в реабилита­ционный центр. Фаза реабилитации заключается в коррекции последствий травмы и освоении базо­вых навыков, необходимых для жизни (например, соблюдение личной гигиены, одевание, переме­щение и использование инвалидной коляски), с учетом сохранившихся функциональных возмож­ностей. Перед завершением фазы реабилитации начинается адаптация к возвращению пациента в домашнюю обстановку. Если это учащийся, про­цесс адаптации включает проведение занятий с родителями и школьным персоналом, направлен­ных на то, чтобы убедить их в том, что они обла­дают соответствующими навыками и понимают, в каком состоянии находится пациент и в чем за­ключаются его потребности, а также знают, какие изменения условий необходимы для удовлетворе­ния этих потребностей.

Способности, описанные в таблице 16. 1, по­тенциально могут наблюдаться у лиц, перенесших травму спинного мозга. Для реализации таких возможностей пострадавшие должны осознать свое состояние, не иметь никаких вторичных на­рушений здоровья и иметь высокую мотивацию для занятий в период реабилитации.

Одна из основных вторичных проблем, обу­словленных травмами спинного мозга, заключа­ется в психологическом восприятии ограниче­ний, накладываемых травмой и утратой прежних способностей. Консультации обычно являются основным компонентом плана терапии в период реабилитации. Необходимо понимать, что ско­рость приспособления и степень, до которой раз­ные люди могут научиться справляться со своей инвалидностью, варьируют в значительной мере.

Лица с травмой спинного мозга подвержены большому количеству вторичных нарушений со­стояния здоровья. Одной из наиболее распространенных проблем являются пролежни. Их причина — нарушение иннервации и снижение кровообращения в коже. Пролежни чаще воз­никают в местах повышенного давления, где вы­ступающие части костей находятся ближе всего к коже (ягодицы, таз и голени). Вследствие недо­статочного кровообращения язвы в местах про­лежней легко инфицируются и крайне медленно заживают. Для предотвращения возникновения пролежней необходимо регулярно осматривать кожу, использовать в вызывающих беспокойство местах дополнительные подушки, а также регу­лярно устранять давление на ткани (изменять по­ложение для ослабления давления). Многие люди используют изготовленные по индивидуальному заказу подушки для сидений, которые помогают лучше распределять давление и избегать образования пролежней. Очень важно поддерживать ко­жу в сухом состоянии, поскольку влажная от мо­чи или пота кожа более подвержена образованию пролежней, чем сухая.

С образованием пролежней тесно связана проблема повреждения кожи. Из-за отсутствия чувствительности в конечностях, утративших ин­нервацию, больные часто неосознанно травми­руют поверхность кожи при ударах или трении о поверхности окружающих предметов. При от­сутствии соответствующих мер предосторожно­стей травмы подобного рода часто появляются в результате занятий двигательной активностью на инвалидных колясках, например во время игры в баскетбол. Поскольку больные нечувствительны к таким повреждениям, они могут оставаться незамеченными и со временем инфицируются.

Третья проблема, с которой обычно сталки­ваются инвалиды-спинальники — это инфекции мочевыводящих путей. Контроль мочеиспускания проводится с помощью катетеризации, осу­ществляющейся по установленному графику. Инфекция мочевыводящих путей развивается, когда моча задерживается в мочевом пузыре и попадает назад в почки. Инфекции мочевыводя­щих путей могут быть очень тяжелыми и обычно удерживают пациента прикованным к постели в течение продолжительного периода времени, что в значительной мере препятствует формирова­нию нормального отношения к своему состоя­нию, реабилитации и формированию необходи­мых навыков. Кроме того, нужно внимательно следить за моторикой кишечника, чтобы предот­вратить запоры и недержание. Моторику кишеч­ника обычно удается контролировать с помощью правильно подобранной диеты в сочетании с легкими слабительными. Трубку выводят через небольшое отверстие, сделанное сбоку, и под­соединяют к пакету, в который собираются фе­кальные массы.

Две тесно связанные между собой проблемы, которые часто сопровождают травмы спинного мозга, — это спастичность и контрактуры. (Пла­стичность представляет собой повышение тонуса мышц, утративших иннервацию из-за травмы. Та­кое повышение мышечного тонуса может свести на нет действие других, сохранивших иннерва­цию мышц. Термин " спазм" часто применяется для описания внезапной спастичности в мышеч­ной группе, которая может оказаться достаточно сильной, чтобы выбросить человека из коляски. Лучшим способом снижения мышечной спастич­ности является их растягивание, в особенности до и после интенсивной физической нагрузки. Кон­трактуры часто формируются в суставах нижних конечностей, если ими не выполнять регулярно пассивные движения в полном диапазоне подвижности. Высокий уровень спастичности раз­личных мышечных групп также может ограничи­вать диапазон подвижности и вносить свой вклад в формирование контрактур.

Последняя проблема, которая часто встре­чается у лиц с травмой спинного мозга, — это склонность к ожирению. Утрата функции круп­ных мышечных групп нижних конечностей суще­ственно снижает возможности для затраты энер­гии. К сожалению, это не всегда сопровождается соответствующей утратой аппетита. Многие лица с травмой спинного мозга склонны к потребле­нию пищи в привычном или даже увеличенном объеме из-за сидячего образа жизни. Для предот­вращения ожирения и обусловленных им вторич­ных нарушений состояния здоровья необходимо внимательно контролировать массу тела и диету. Если масса тела увеличится, то снизить ее потом будет крайне сложно.

Главным условием успешной реабилитации и адаптации к инвалидности является мотивация. Многие лица с травмой спинного мозга перво­начально с большим трудом воспринимают утра­ту своих прежних способностей и, как следствие, очень неохотно соглашаются на утомительные и часто болезненные терапевтические процедуры. Досуговая двигательная активность и занятия спортом обычно используются при проведении консультаций и в качестве терапии, для обосно­вания необходимости упорных занятий и в каче­стве отвлекающего фактора. Учитель физического воспитания должен быть внимательным к мотивационным потребностям учащихся, которые возвращаются к обучению в школе после трав­мы спинного мозга. Хотя спорт и является для многих людей хорошим средством мотивации, он также подчеркивает утрату прежних навыков и способностей. Учитель физического воспитания должен понимать потребности учащихся, связан­ные со стремлением к определенному внешнему виду тела, увеличению силы верхних конечно­стей, диапазона подвижности, выносливости и адаптации к использованию инвалидной коляски. Следует проанализировать эти потребности наря­ду с функциональными возможностями учащего­ся, чтобы определить, какие спортивные навыки и виды спорта для инвалидов-колясочников бу­дут для него наиболее перспективными с точки зрения продолжения занятий в будущем после окончания школы. Потом эти виды двигательной активности должны стать годовыми учебными це­лями программы физического воспитания.

Несмотря на то что учащийся, перенесший травму спинного мозга, продолжает обучение на­выкам, необходимым для жизни с остаточными функциональными возможностями, учитель фи­зического воспитания может помочь ему, про­гнозируя его потребности и планируя его занятия наперед (см. практический пример " Определение условий обучения" ). Сюда можно отнести напо­минания учащемуся о необходимости регулярно ослаблять давление, чтобы избежать появления пролежней (приподнимать тело с сидения коля­ски, выполняя отжимания на руках от поручней коляски или просто изменяя положение), или о том, чтобы он приносил больше полотенец в класс для вытирания сидения коляски от влаги. Вследствие распространенности спастичности и спазмов у лиц с травмой спинного мозга. Рекомендуется периодически выполнять растя­гивания в начале и периодически в процессе за­нятия. И наконец, во время активных занятий на инвалидных колясках необходимо обеспечить учащихся защитными щитками и накладками. Со временем, когда ученик привыкнет к своему со­стоянию, он станет предпринимать все эти ме­ры предосторожности самостоятельно. Учащимся с внешней емкостью для сбора фекалий перед уроком физического воспитания следует напом­нить о необходимости освободить и вымыть ее. В контактных видах двигательной активности следует принять меры предосторожности для за­щиты этой емкости от возможного повреждения. Во время занятий плаванием емкость необходимо снять, а отверстие закрыть водостойкой повязкой.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...