Искривления Позвоночника. Сколиоз
ИСКРИВЛЕНИЯ ПОЗВОНОЧНИКА Небольшие нарушения осанки являются достаточно распространенными и часто могут быть исправлены путем правильного обучения и практических занятий физическими упражнениями. По оценкам специалистов, 70 % детей имеют небольшие нарушения осанки, а 5 % — сильно выраженные. Распространенность значительных нарушений осанки, к сожалению, выше среди учащихся, имеющих различные нарушения здоровья. Неправильная осанка может быть следствием одного или нескольких факторов, в частности, незнанием, внешними условиями, наследственными факторами, нарушениями роста и развития либо психологическими условиями. Во многих случаях дети просто не понимают, что у них неправильная осанка, поскольку не знают, какой она должна быть и чем отличается их осанка от правильной. В других случаях нарушения осанки могут быть следствием простых внешних факторов, например, неподходящей обувью. У учащихся с нарушениями осанки причиной этого могут быть факторы, влияющие на способность удерживать равновесие (нарушения зрения), нервно-мышечные заболевания (spina bifida или церебральный паралич) либо врожденные дефекты (деформации костей или ампутации). И наконец, неправильная осанка может формироваться вследствие ошибочного представления о собственном теле или неуверенности в своих возможностях. В этом случае дети склонны к использованию защитных поз, которые характеризуются неправильным положением тела. Преподаватели физического воспитания должны играть важную роль в процессе выявления и исправления нарушений осанки у всех учащихся. Учитель физического воспитания часто единственный преподаватель в школе, у которого есть возможности и необходимая подготовка для обнаружения и коррекции неправильной осанки. К сожалению, во многих программах физического воспитания вопросам выявления детей с нарушениями осанки и последующим действиям, направленным на их исправление, уделяется недостаточное внимание. Это парадоксально, поскольку формирование кинестетической осведомленности и правильная механика тела являются основой физического воспитания и, несомненно, входят в сферу физического воспитания в том виде, как она определена в IDEA.
Существует несколько прекрасных общих тестов для скрининга нарушений осанки, которые не требуют особой подготовки и оборудования для их выполнения и легко могут быть использованы учителями физического воспитания. В список информационных ресурсов в конце этой главы включены два примера, а именно Таблица оценки осанки — Posture Grid (Adams, McCubbin, 1991) и Нью-йоркский тест оценки осанки — New York'Posture Rating Test (рис. 16. 5; New York State Education Department, 1966). Процедура скрининга нарушений осанки должна проводиться ежегодно во всех программах физического воспитания. Особое внимание следует уделять детям с физическими нарушениями, у которых неправильная осанка в целом является гораздо более частым явлением. Следует проинформировать соответствующий школьный персонал, а также родителей или опекунов детей, у которых обнаружены нарушения осанки или предрасположенность к ним, и обратиться к ним с просьбой о выполнении повторных обследований этих детей в будущем. Инструктор физического воспитания может устранить небольшие нарушения осанки с помощью регулярных занятий физическими упражнениями, путем обучения детей правильной механике тела и подбора для них упражнений, которые они смогут выполнять в школе и вне школы. (Примеры таких упражнений описаны в подразделе " Рекомендуемые упражнения" в конце этой главы. )
При рассмотрении сзади позвоночный столб должен быть прямым без боковых искривлений. Любые искривления в стороны являются нарушением и называются сколиозом. При рассмотрении сбоку позвоночный столб имеет два небольших изгиба. Первый естественный изгиб образуется в грудном отделе, где позвонки немного изогнуты вперед (за счет чего позвоночный столб изгибается назад или наружу). Слишком сильный изгиб в этом отделе является нарушением и называется кифозом. Второй естественный изгиб образуется в поясничном отделе, где наблюдается небольшая вогнутость позвоночного столба внутрь. Чрезмерный изгиб в этом отделе также является нарушением и называется лордозом. Увеличенный поясничный изгиб позвоночного столба у детей младших классов школы естественный, но он должен исчезнуть к восьми годам. Сколиоз Боковые отклонения позвоночного столба классифицируются в соответствии с тем, является нарушение осанки морфологическим или функциональным. Термин " морфологическое", или структурное нарушение обычно применяют по отношению к таким ортопедическим нарушениям, которые представляют собой необратимые или закрепленные изменения в расположении позвонков и не могут быть исправлены простыми физическими манипуляциями, изменением положения или физическими упражнениями. Функциональными, или неструктурными нарушениями называют те, в которых положение позвонков можно изменить посредством изменения положения или удалением первичной причины, например, слабости мышц, а также исправить путем практических занятий и выполнения физических упражнений.
Кроме того, морфологический сколиоз часто классифицируют в зависимости от причины. Несмотря на существование множества разнообразных причин, две наиболее распространенные формы названы идиопатическим и нейромышечным сколиозом. Идиопатический означает, что причина его возникновения не известна, а нейромышечный — что сколиоз является следствием нарушения функции нервной или мышечной ткани. Морфологический идиопатический сколиоз встречается примерно у 2 % детей школьного возраста. Обычно заболевание начинается в раннем подростковом возрасте, когда дети переживают период стремительного роста тела. Эта форма сколиоза характеризуется S-образным искривлением, которое часто состоит из основного и одного — двух дополнительных. Наибольшее искривление является причиной деформации позвоночного столба. Дополнительные искривления обычно возникают выше или ниже основного и являются результатом попытки организма скорректировать основное искривление. Хотя сколиоз примерно в равной степени поражает представителей обо их полов, женщины приблизительно в 5 раз чаще страдают прогрессивной формой сколиоза, которая может ухудшаться в случае отсутствия лечения или коррекции. Причины возникновения прогрессивной формы сколиоза не известны, однако некоторые данные свидетельствуют о возможном наследственном характере этого заболевания у женщин.
Морфологический сколиоз второго типа гораздо чаще встречается у детей с тяжелыми физическими нарушениями и обусловлен нейромышечными расстройствами. Позвоночный столб при этой форме сколиоза обычно напоминает букву С. В особо тяжелых случаях эта форма сколиоза может привести к нарушениям равновесия, а у инвалидов-колясочников повышает давление на внутренние органы и порождает проблемы, обусловленные продолжительным пребыванием в сидячем положении (пролежни). Функциональный сколиоз может быть вызван различными факторами и характеризуется S- или С-образным изгибом позвоночного столба. Основные причины можно разделить на две обширные группы: скелетные и мышечные. Пример сколиоза с мышечной причиной — искривление, вызванное тем, что мышцы с одной стороны спины сильнее, чем с другой. Функциональный сколиоз обычно хорошо поддается выявлению и последующей коррекции путем устранения причины — подкладкой дополнительной стельки в обувь ребенка для компенсации различной длины ног либо укреплением и растягиванием соответствующих мышечных групп спины (см. практический пример " Коррекция нарушений осанки" ).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|