Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Искривления Позвоночника. Сколиоз




ИСКРИВЛЕНИЯ ПОЗВОНОЧНИКА

Небольшие нарушения осанки являются доста­точно распространенными и часто могут быть ис­правлены путем правильного обучения и практи­ческих занятий физическими упражнениями. По оценкам специалистов, 70 % детей имеют неболь­шие нарушения осанки, а 5 % — сильно выражен­ные. Распространенность значительных наруше­ний осанки, к сожалению, выше среди учащихся, имеющих различные нарушения здоровья. Неправильная осанка может быть следствием одного или нескольких факторов, в частности, незнанием, внешними условиями, наследствен­ными факторами, нарушениями роста и развития либо психологическими условиями. Во многих случаях дети просто не понимают, что у них неправильная осанка, поскольку не знают, какой она должна быть и чем отличается их осанка от правильной. В других случаях нарушения осан­ки могут быть следствием простых внешних фак­торов, например, неподходящей обувью. У уча­щихся с нарушениями осанки причиной этого могут быть факторы, влияющие на способность удерживать равновесие (нарушения зрения), нервно-мышечные заболевания (spina bifida или церебральный паралич) либо врожденные де­фекты (деформации костей или ампутации). И наконец, неправильная осанка может форми­роваться вследствие ошибочного представления о собственном теле или неуверенности в своих возможностях. В этом случае дети склонны к ис­пользованию защитных поз, которые характери­зуются неправильным положением тела.

Преподаватели физического воспитания должны играть важную роль в процессе выяв­ления и исправления нарушений осанки у всех учащихся. Учитель физического воспитания часто единственный преподаватель в школе, у которого есть возможности и необходимая подготовка для обнаружения и коррекции неправильной осанки. К сожалению, во многих программах физическо­го воспитания вопросам выявления детей с на­рушениями осанки и последующим действиям, направленным на их исправление, уделяется недостаточное внимание. Это парадоксально, по­скольку формирование кинестетической осведом­ленности и правильная механика тела являются основой физического воспитания и, несомненно, входят в сферу физического воспитания в том ви­де, как она определена в IDEA.

Существует несколько прекрасных общих те­стов для скрининга нарушений осанки, которые не требуют особой подготовки и оборудования для их выполнения и легко могут быть исполь­зованы учителями физического воспитания. В список информационных ресурсов в конце этой главы включены два примера, а именно Таблица оценки осанки — Posture Grid (Adams, McCubbin, 1991) и Нью-йоркский тест оценки осанки — New York'Posture Rating Test (рис. 16. 5; New York State Education Department, 1966). Процедура скри­нинга нарушений осанки должна проводиться ежегодно во всех программах физического вос­питания. Особое внимание следует уделять детям с физическими нарушениями, у которых непра­вильная осанка в целом является гораздо более частым явлением. Следует проинформировать соответствующий школьный персонал, а также родителей или опекунов детей, у которых обна­ружены нарушения осанки или предрасположен­ность к ним, и обратиться к ним с просьбой о выполнении повторных обследований этих детей в будущем. Инструктор физического воспитания может устранить небольшие нарушения осанки с помощью регулярных занятий физическими упражнениями, путем обучения детей правиль­ной механике тела и подбора для них упражне­ний, которые они смогут выполнять в школе и вне школы. (Примеры таких упражнений описа­ны в подразделе " Рекомендуемые упражнения" в конце этой главы. )

При рассмотрении сзади позвоночный столб должен быть прямым без боковых искривлений. Любые искривления в стороны являются наруше­нием и называются сколиозом. При рассмотрении сбоку позвоночный столб имеет два небольших изгиба. Первый естественный изгиб образуется в грудном отделе, где позвонки немного изогнуты вперед (за счет чего позвоночный столб изгиба­ется назад или наружу). Слишком сильный изгиб в этом отделе является нарушением и называет­ся кифозом. Второй естественный изгиб образу­ется в поясничном отделе, где наблюдается не­большая вогнутость позвоночного столба внутрь. Чрезмерный изгиб в этом отделе также является нарушением и называется лордозом. Увеличенный поясничный изгиб позвоночного столба у детей младших классов школы естественный, но он должен исчезнуть к восьми годам.

Сколиоз

Боковые отклонения позвоночного столба классифицируются в соответствии с тем, является нарушение осанки морфологическим или функциональным. Термин " морфологическое", или структурное нарушение обычно применяют по от­ношению к таким ортопедическим нарушениям, которые представляют собой необратимые или за­крепленные изменения в расположении позвон­ков и не могут быть исправлены простыми физи­ческими манипуляциями, изменением положения или физическими упражнениями. Функциональ­ными, или неструктурными нарушениями назы­вают те, в которых положение позвонков мож­но изменить посредством изменения положения или удалением первичной причины, например, слабости мышц, а также исправить путем практи­ческих занятий и выполнения физических упраж­нений.

 

 


Кроме того, морфологический сколиоз ча­сто классифицируют в зависимости от причины. Несмотря на существование множества разнообразных причин, две наиболее распространенные формы названы идиопатическим и нейромышечным сколиозом. Идиопатический означает, что причи­на его возникновения не известна, а нейромышечный — что сколиоз является следствием наруше­ния функции нервной или мышечной ткани.

Морфологический идиопатический сколиоз встречается примерно у 2 % детей школьного воз­раста. Обычно заболевание начинается в раннем подростковом возрасте, когда дети переживают период стремительного роста тела. Эта форма ско­лиоза характеризуется S-образным искривлением, которое часто состоит из основного и одного — двух дополнительных. Наибольшее искривление является причиной деформации позвоночного столба. Дополнительные искривления обычно возникают выше или ниже основного и являются результатом попытки организма скорректировать основное искривление. Хотя сколиоз примерно в равной степени поражает представителей обо­ их полов, женщины приблизительно в 5 раз ча­ще страдают прогрессивной формой сколиоза, которая может ухудшаться в случае отсутствия лечения или коррекции. Причины возникнове­ния прогрессивной формы сколиоза не известны, однако некоторые данные свидетельствуют о воз­можном наследственном характере этого заболе­вания у женщин.

Морфологический сколиоз второго типа го­раздо чаще встречается у детей с тяжелыми фи­зическими нарушениями и обусловлен нейромышечными расстройствами. Позвоночный столб при этой форме сколиоза обычно напоминает букву С. В особо тяжелых случаях эта форма ско­лиоза может привести к нарушениям равновесия, а у инвалидов-колясочников повышает давление на внутренние органы и порождает проблемы, обусловленные продолжительным пребыванием в сидячем положении (пролежни).

Функциональный сколиоз может быть вы­зван различными факторами и характеризуется S- или С-образным изгибом позвоночного стол­ба. Основные причины можно разделить на две обширные группы: скелетные и мышечные. Пример сколиоза с мышечной причиной — искривление, вызванное тем, что мышцы с одной стороны спины сильнее, чем с другой. Функциональный сколиоз обычно хорошо поддается выявлению и последующей коррекции путем устранения причины — под­кладкой дополнительной стельки в обувь ребен­ка для компенсации различной длины ног либо укреплением и растягиванием соответствующих мышечных групп спины (см. практический при­мер " Коррекция нарушений осанки" ).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...