Лечение и особенности обучения
Как уже отмечалось, все формы spina bifida диагностируются и подвергаются хирургическому лечению вскоре после рождения. Основное лечение помимо непосредственных медицинских процедур включает физическую реабилитацию и трудовую терапию, а также консультации и обучение для родителей. Терапия ставит перед собой две цели: использование вспомогательных устройств, которые позволяют детям принимать положение, аналогичное положению детей при естественном развитии (например, пребывание в положении сидя, ползание, вставание), а также поддержание полного диапазона подвижности и стимуляция кровообращения нижних конечностей. В соответствии с назначенной терапией детям со spina bifida подбирают фиксирующие устройства для ног и стимулируют их к ходьбе. Даже если у них и не сформируются функциональные навыки, необходимые при ходьбе, такие упражнения имеют важное значение, поскольку нагрузки подобного рода стимулируют рост костей и кровообращение в нижних конечностях. Родителей учат предоставлять детям для этого обычные стимулы в таком количестве, какое только будет возможно. К сожалению, многие родители детей со spina bifida часто чрезмерно их оберегают и ограничивают, что приводит к дальнейшему отставанию в росте и развитии. На стадии эксперимента в настоящее время осуществляется разработка нескольких новаторских хирургических операций, которые включают оперативное закрытие отверстия спинномозгового канала в период между 25—30-й неделями беременности. Еще слишком рано оценивать долгосрочные последствия этих новых операций, хотя их результаты кажутся обнадеживающими. Существует несколько важных моментов, подчеркивающих сходство и различия spina bifida и травм спинного мозга, обсуждавшихся ранее в этой главе. Сходство заключается в утрате чувствительности и функции мышц, а также в обусловленных этим общих нарушениях:
· деформации костей, · непроизвольные травмы из-за утраты чувствительности, · ожирение, · нарушения осанки, · пролежни, · инфекции мочевыводящих путей. Отличия связаны со временем начала нарушений. Разные обстоятельства приводят к различным последствиям в эмоциональной сфере и в развитии. В целом у детей со spina bifida уровень эмоциональных проблем, связанных с их состоянием, ниже по сравнению с детьми с приобретенными травмами спинного мозга, что вероятно обусловлено наличием травмы уже в момент рождения и отсутствием переживаний об утраченных возможностях. Однако это никак не влияет на возможную подавленность, связанную с тем, что они из-за своей зависимости от инвалидной коляски или костылей не могут двигаться или играть, как другие дети. Основным последствием раннего начала spina bifida является влияние этого нарушения на рост и развитие ребенка. Отсутствие иннервации и последующего использования и стимуляции пораженных конечностей замедляет их физический рост. Следствием этого является повышенная вероятность деформаций костей и контрактур нижних конечностей, а также большая потребность в ортопедических приспособлениях, которые помогли бы свести к минимуму эти деформации и предоставили бы функциональную поддержку. Сопутствующая проблема связана с сенсорной депривацией в ранний период развития, обусловленной ограниченной подвижностью. Такая депривация часто осложняется чрезмерной опекой со стороны родителей и нарушениями здоровья, которые подолгу удерживают ребенка в постели. Дети со spina bifida подвержены инфекциям, связанным с пролежнями и непроизвольными травмами. Пролежни представляют собой частое явление у тех, кто вынужден прибегать к помощи инвалидной коляски. Ранения и потертости кожи чаще встречаются у тех, кто пользуется костылями или ортопедическими устройствами. Дети часто падают во время занятий физическими упражнениями, а также могут натирать кожу, если неправильно надевают свои ортопедические устройства. Примерно у 7 из 10 детей со spina bifida наблюдается аллергическая реакция на латекс, который может присутствовать в составе резиновых мячей и другого инвентаря, используемого на уроках физического воспитания. Учителя должны тщательно контролировать весь инвентарь и материалы, используемые на занятиях, чтобы убедиться, что он не содержит в своем составе латекс.
Контроль опорожнения кишечника и мочеиспускания представляет собой серьезную социальную проблему для детей со spina bifida во время обучения в начальной школе. Моторику кишечника можно контролировать диетой и лекарственными препаратами, предназначенными для предотвращения запоров. Мочеиспускание в настоящий момент также обычно контролируется путем регулярного графика катетеризации, выполняемой в течение дня при помощи школьной медсестры или вспомогательного персонала. Такая зависимость от посторонних в связи со своими персональными функциями, а также неизбежные случайные происшествия в классе могут иметь негативные социальные последствия для школьников со spina bifida и их одноклассников. И наконец, у детей со spina bifida наблюдается склонность к ожирению, обусловленная несколькими причинами. Ограничение энерготрат, которые обычно связаны с работой крупных мышечных групп нижних конечностей, уменьшает использование энергии организмом в целом. Общие энерготраты дополнительно снижены вследствие малоподвижного образа жизни таких детей и их ограниченной подвижности в ранние годы жизни. Важное значение для предотвращения ожирения имеет контроль потребления энергии с пищей. К сожалению, еда часто является одним из немногих удовольствий этих детей и предлагается родителями и опекающим персоналом в избыточном количестве. Следует избегать ожирения любой ценой, поскольку увеличение массы тела дополнительно ограничивает подвижность ребенка и способствует возникновению других нарушений здоровья.
Дети со spina bifida при обучении в начальной школе сначала будут помещаться в условия уроков физического воспитания, представляющих собой определенное сочетание адаптивного и обычного физического воспитания, а в конце обучения в младшей школе будут полностью интегрированы в обычные уроки физического воспитания по общешкольной программе. Очень важно не уда лять этих детей без необходимости из условий инклюзивного физического воспитания. Они имеют такие же игровые и социальные потребности, как и остальные их одноклассники. С другой стороны, основную задачу физического воспитания, которая заключается в формировании физических и двигательных навыков, не следует приносить в жертву чисто социальным целям. Если физические и моторные цели учащегося не могут быть достигнуты в условиях инклюзивного обучения, учащемуся необходимо предоставить соответствующую поддержку или дополнительное адаптивное физическое воспитание, чтобы удовлетворить эти потребности в более ограниченных условиях. Несмотря на незначительное количество систематических исследований особенностей обучения детей со spina bifida, проводившихся в контролируемых условиях, все большее количество опубликованных данных показывает, что у большинства таких детей обнаруживается широкий спектр проблем, связанных с обучением, включающих нарушения внимания, запоминания и отсутствие организованности. Хотя индивидуальные потребности каждого ребенка следует оценивать и удовлетворять в индивидуальном порядке, учителя физического воспитания должны знать о возможных проблемах подобного рода и уметь изменить учебный процесс так, чтобы адаптировать его к этим потребностям. В общем цели программы физического воспитания для детей со spina bifida должны быть такими же, как и для всех остальных учащихся, однако процесс выполнения этих целей может отличаться. Могут потребоваться изменения, необходимые для приспособления к их способу передвижения (костыли или инвалидная коляска), а также направленные на преимущественное развитие силы верхней части туловища. Основное внимание следует уделять физической подготовке и формированию навыков, необходимых для занятий спортом в дальнейшей жизни.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|