Рекомендуемые упражнения. Примеры упражнений для верхней части спины. Примеры упражнений для поясницы. Особенности занятий физическим воспитанием
Рекомендуемые упражнения На основании представленных рекомендаций и знаний о мышцах, поддерживающих нормальное положение позвоночного столба, учитель физического воспитания должен уметь выбрать подходящие упражнения и виды двигательной активности. В следующий список включены примерные упражнения для верхней части спиныипоясницы, которые могут быть использованы для исправления трех основных нарушений функции позвоночного столба, описанных ранее в этой главе. Этот список представлен здесь лишь в качестве примера. В конце книги для этой главы приведено несколько приложений, в которых можно найти дополнительные упражнения и подробное описание их выполнения. Примеры упражнений для верхней части спины Представленные далее в качестве примера упражнения можно применять для коррекции функциональных искривлений верхней части позвоночного столба. · Симметричные плавательные махи руками, как при плавании на спине или брассом. Если возможности заниматься в бассейне нет, аналогичные движения руками можно выполнять в положении лежа на скамье, накрытой матами. Для контроля нагрузки можно воспользоваться отягощениями для рук или грузами, закрепленными на тросах, пропущенных через блоки. · Гребля с использованием гребной лодки или гребного тренажера. Гребковые движения можно также выполнять с отягощениями для рук или грузами, закрепленными на тросах, пропущенных через блоки. · Различные движения с подниманием рук и плеч из положения лежа на животе на мате. Для увеличения нагрузки можно воспользоваться небольшими гантелями. · Вис на перекладине. Это хорошее упражнение для растягивания.
· Наклоны туловища в стороны из положения стоя или стоя на коленях. Следует избегать наклонов вперед. Примеры упражнений для поясницы Представленные примеры упражнений могут быть использованы для коррекции функциональных искривлений поясничного отдела позвоночного столба. · Любая разновидность правильно выполняемых приседаний в соответствии с возможностями ученика. Особое внимание следует обращать на удержание поясницы ровной и выполнение приседаний в медленном непрерывном темпе. Поднимание бедер и внезапные резкие движения недопустимы. · Сгибание в поясничном отделе и тазобедренных суставах. Это упражнение можно выполнять из положения лежа на спине или стоя с упором о стену. · Поочередное поднимание колен к груди в положении лежа на спине на мате. · Выполнение ногами упражнения " велосипед" в положении лежа на спине на мате. · Поднимание ног. Любые разновидности поднимания ног, поясница при этом должна оставаться ровной и прижатой к полу. Процесс разработки новых методик и способов терапии нарушений осанки не прекращается и в настоящее время. Чтобы найти самую последнюю информацию, пожалуйста, обращайтесь к электронным ресурсам, приведенным в конце этой главы. ОСОБЕННОСТИ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИЕМ Оценка является ключевым условием успешного удовлетворения потребностей в физическом воспитании учащихся с нарушениями функции спинного мозга. Учителя физического воспитания должны работать совместно с остальными специалистами, чтобы получить данные оценивания, необходимые им для правильной организации обучения. Получая взаимные консультации, учитель физического воспитания и специалист по физической реабилитации или трудовой терапии могут обмениваться важной информацией о целях и задачах для каждого ученика. Специалист по физической реабилитации может поделиться полезными сведениями о сохранивших и утративших иннервацию мышцах, существующей мышечной силе и прогнозах дальнейшего развития нарушений, о диапазоне подвижности различных суставов, а также о присутствии или отсутствии чувствительности конечностей. Кроме того, специалист по физической реабилитации или трудовой терапии может также предоставить важную информацию об адаптирующих приспособлениях (например, устройстве для удержания ракетки в случае неработающих мышц кисти), а также практические советы в отношении надевания и снимания фиксирующих ортопедических устройств, по регулировке инвалидных колясок, установке и использовании ограничителей движений на колясках, подниманию и обращению с учеником, а также перемещению его из коляски и в коляску. "
В рамках уроков физического воспитания учитель должен уметь оценивать физическую подготовленность и двигательные навыки учащихся с нарушениями функции спинного мозга. В настоящий момент существует только один критериально-ориентированный тест физической подготовленности — Брокпортский тест физического состояния, BPFT (Winnick, Short, 1999), который может быть использован для лиц с нарушениями функции спинного мозга и включает соответствующие нормативы для оценки физической подготовленности этой группы населения (аэробная работоспособность, состав тела и функции опорно-двигательного аппарата). Для каждого показателя предоставлены критериально-ориентированные тесты с модификациями для различных уровней функциональных возможностей в зависимости от уровня поражения спинного мозга. Например, для подростка с параплегией, который пользуется инвалидной коляской, можно рекомендовать следующие тесты: для оценки аэробной работоспособности — 15-минутный целевой аэробный двигательный тест, для состава тела — оценка суммы толщины кожных складок на трицепсе и под лопаткой, для функции опорно- двигательного аппарата — отжимания в положении сидя, сила хвата доминирующей рукой, а также модифицированный тест Эпли (Apley). В целом лица с нарушениями функции спинного мозга по показателям физической подготовленности и развития двигательных навыков значительно отстают от здоровых школьников своей возрастной группы. Например, Winnick и Short (1985) сообщают, что по результатам их исследования в рамках проекта UNIQUE от 52 до 72 % учащихся с нарушениями функции спинного мозга имеют оценки толщины кожных складок, которые превышают средние значения этого показателя здоровых школьников того же возраста, и лишь у 19 % девочек и 36 % мальчиков с нарушениями функции спинного мозга оценки силы хвата превышают среднее значение этого показателя у здоровых детей. Авторы также отмечают, что дети и подростки с параплегией и спинальными нейромышечными нарушениями обычно имеют более низкий уровень физической подготовленности по сравнению со своими здоровыми сверстниками и эта ситуация существенно не улучшается с возрастом, кроме того, у них не обнаруживается столь значительных тендерных различий, как у здоровых подростков. Не следует ошибочно интерпретировать эти результаты как отсутствие у лиц со спинальными нарушениями способности к достижению более высокого уровня физической подготовленности. Наоборот, результаты исследований показали, что при правильном обучении и наличий возможностей для практических занятий эти больные могут добиться значительного улучшения физической подготовленности. Основным условием здесь является адекватное обучение и практические занятия, предназначенные для удовлетворения индивидуальных потребностей.
Программы физической подготовки для лиц с нарушениями функции спинного мозга должны быть направлены на развитие всех компонентов физической подготовленности. Несмотря на то что подвижность всех суставов должна быть одной из основных целей программы, особое внимание следует уделять предотвращению или ограничению контрактур суставов, мышцы которых утратили иннервацию. Для этого необходимы регулярные занятия упражнениями на растягивание, в ходе которых выполняются движения во всем диапазоне подвижности суставов. Силовая тренировка должна быть нацелена на восстановление или увеличение силы мышц, сохранивших иннервацию. Необходимо проявлять особую осторожность, чтобы не создать мышечного дисбаланса в ситуациях, когда нарушения затронули мышцы-антагонисты тех мышечных групп, которые подвергаются тренировке. Большинство наиболее распространенных прогрессивных силовых упражнений с небольшими модификациями или даже без них подходит для занятий инвалидов-спинальников. При выполнении силовых упражнений следует обращать внимание на правильную осанку и механику тела.
Одним из наиболее проблематичных аспектов физической подготовки лиц с нарушениями функции спинного мозга является тренировка кардиореспираторной выносливости. Занятия часто осложняются утратой функции крупных мышечных групп нижних конечностей, что существенно затрудняет развитие кардиореспираторной выносливости. Исследования показали, что у лиц с параплегией сердечный выброс примерно в два раза меньше, чем у здоровых людей, а у лиц с тетраплегией этот показатель равен примерно одной третьей значения лиц с параплегией (ACSM, 2003). В этих случаях принципы интенсивности, кратности и продолжительности должны применяться к менее традиционным видам аэробных упражнений, в которых используются небольшие мышечные группы руки или плечевого пояса. Для удовлетворения особых потребностей лиц с нарушениями функции спинного мозга были специально созданы разнообразные эргометры на базе инвалидных колясок, а также педальные велоэргометры для рук. Хотя использование небольших мышечных групп пояса верхних конечностей и затрудняет кардиореспираторную тренировку, она все-таки остается возможной. Пример нескольких хорошо подготовленных марафонцев-колясочников однозначно демонстрирует, какого высокого уровня аэробной работоспособности можно достичь. Ожирение является очень распространенным явлением у лиц с нарушениями функции спинного мозга, главным образом вследствие того, что утрата функции крупных мышечных групп нижних конечностей ограничивает их возможности для расхода энергии, потребляемой с пищей. Контроль массы тела зависит от сбалансированности потребления энергии и энерготрат. Поскольку во многих случаях энерготраты в значительной мере ограничены степенью поражения мышц и возможностями индивидуума для занятий физическими упражнениями, очевидным решением является контроль потребления пищи. Во время занятий с инвалидами-спинальниками основное внимание следует уделять безопасности. У лиц с травмой спинного мозга, особенно при ее локализации выше уровня TVI, наблюдаются различные особые проблемы, такие, как гипотензия, нарушения терморегуляции и ограничения их максимальной тренировочной ЧСС. Гипотензия (пониженное артериальное давление) обусловлена нарушением функции симпатической нервной системы. Во время аэробных упражнений работа кровеносной системы зависит от крупных мышц ног, которые в процессе сокращений помогают проталкивать кровь к сердцу. Если мышцы ног не работают, кровь может застаиваться в кровеносных сосудах, вследствие чего происходит снижение количества крови, возвращающейся к сердцу, и соответственно снижается ударный объем сердца. Для уменьшения гипотензии можно воспользоваться, в частности, выполнением физических упражнений в горизонтальном положении, а также включением в программу занятия правильно подобранных упражнений для разминочной и завершающей частей, чтобы организм мог постепенно адаптироваться к возрастающей нагрузке.
Терморегуляция — это способность тела регулировать свою внутреннюю температуру в ответ на изменения температуры окружающей среды. Чем выше расположено место поражения спинного мозга, тем серьезнее нарушения терморегуляции. В таких случаях необходимо следить, чтобы занятия инвалидов-спинальников не проходили при чрезмерно высокой или низкой температуре воздуха или воды. Учителя физического воспитания могут также воспользоваться холодными компрессами, чтобы помочь занимающимся остыть после интенсивных занятий аэробными упражнениями. У лиц с локализацией травмы спинного мозга выше TVI могут также наблюдаться автономная дисрефлексия и ограничения максимальной тренировочной ЧСС. Автономной дисрефлексией называют быстрое возрастание ЧСС и артериального давления крови до опасного уровня, причиной чего могут быть различные факторы, включая растяжение кишечника и мочевого пузыря, использование тесной одежды или раздражение кожи. Все эти факторы стимулируют рефлекторное сокращение кровеносных сосудов и повышение артериального давления крови. Одновременно с этим должна быть запущена еще одна группа рефлексов, отвечающих за контроль давления и последующую релаксацию кровеносных сосудов. В норме эти рефлексы контролируют ЧСС и артериальное давление крови и возникают под влиянием изменения этих показателей бессознательно на уровне спинного мозга. У лиц с травмой спинного мозга на уровне TVI и выше вторая группа рефлексов не работает, следствием чего является возрастание артериального давления до опасного уровня. Необходимо проследить за тем, чтобы занимающиеся опорожнили кишечник и мочевой пузырь до начала выполнения упражнений, и контролировать их ЧСС и АД во время занятия. Отсутствие контроля этих показателей и своевременной помощи в критической ситуации может привести к возникновению угрозы для жизни таких инвалидов. Следствием нарушения нормального взаимодействия симпатической и парасимпатической нервных систем является также ограничение максимальной ЧСС у лиц с травмой спинного мозга выше уровня TVI примерно до 120 уд-мин-1, что ограничивает потенциальные эффекты аэробной тренировки. В последние годы было опубликовано несколько прекрасных практических руководств, призванных помочь учителю физического воспитания в планировании и выполнении безопасной программы физической подготовки для инвалидов-спинальников (American College of Sports Medicine, 2003; Goldberg, 1995; Lockette, Keyes, 1994; Miller, 1995; Rimmer, 1994; Winnick, Short, 1999, b). Помимо повышения уровня физической подготовленности и развития двигательных навыков учитель физического воспитания должен сконцентрировать свои усилия на формировании осанки и правильного положения тела. У лиц с поражением спинного мозга часто наблюдается плохая механика тела, обусловленная нарушением мышечного баланса и контрактурами. Поэтому в программу занятий следует включить упражнения и виды двигательной активности, способствующие развитию способности контролировать положение тела и поддержанию правильной осанки. С точки зрения формирования спортивных навыков наиболее важными видами двигательной активности являются те, которые дают возможность для продолжения занятий ими в дальнейшей жизни. Выбор видов двигательной активности должен предусматривать баланс между летними и зимними видами спорта, а также занятиями на открытом воздухе и в помещении. Предпочтение следует отдавать видам спорта, сти- мулирущим повышение уровня физической подготовленности и предоставляющим возможности для организованных занятий в рамках программ, предлагаемых местным сообществом. Можно модифицировать или адаптировать для участия инвалидов-спинальников практически любой вид спорта (софтбол, гольф, теннис, плавание, лыжный спорт). На рисунке 16. 8 показан игрок в софтбол на инвалидной коляске на специальном игровом поле в Чикаго.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|