Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рекомендуемые упражнения. Примеры упражнений для верхней части спины. Примеры упражнений для поясницы. Особенности занятий физическим воспитанием




Рекомендуемые упражнения

На основании представленных рекомендаций и знаний о мышцах, поддерживающих нормаль­ное положение позвоночного столба, учитель физического воспитания должен уметь выбрать подходящие упражнения и виды двигательной активности. В следующий список включены при­мерные упражнения для верхней части спиныипоясницы, которые могут быть использованы для исправления трех основных нарушений функции позвоночного столба, описанных ранее в этой главе. Этот список представлен здесь лишь в ка­честве примера. В конце книги для этой главы приведено несколько приложений, в которых можно найти дополнительные упражнения и под­робное описание их выполнения.

Примеры упражнений для верхней части спины

Представленные далее в качестве примера упражнения можно применять для коррекции функциональных искривлений верхней части по­звоночного столба.

· Симметричные плавательные махи руками, как при плавании на спине или брассом. Если возможности заниматься в бассейне нет, аналогичные движения руками можно выполнять в по­ложении лежа на скамье, накрытой матами. Для контроля нагрузки можно воспользоваться отяго­щениями для рук или грузами, закрепленными на тросах, пропущенных через блоки.

· Гребля с использованием гребной лодки или гребного тренажера. Гребковые движения можно также выполнять с отягощениями для рук или грузами, закрепленными на тросах, пропущенных через блоки.

· Различные движения с подниманием рук и плеч из положения лежа на животе на мате. Для увеличения нагрузки можно воспользоваться небольшими гантелями.

· Вис на перекладине. Это хорошее упражне­ние для растягивания.

· Наклоны туловища в стороны из положения стоя или стоя на коленях. Следует избегать на­клонов вперед.

Примеры упражнений для поясницы

Представленные примеры упражнений могут быть использованы для коррекции функциональ­ных искривлений поясничного отдела позвоноч­ного столба.

· Любая разновидность правильно выполняе­мых приседаний в соответствии с возможностями ученика. Особое внимание следует обращать на удержание поясницы ровной и выполнение при­седаний в медленном непрерывном темпе. Под­нимание бедер и внезапные резкие движения не­допустимы.

· Сгибание в поясничном отделе и тазобе­дренных суставах. Это упражнение можно выпол­нять из положения лежа на спине или стоя с упо­ром о стену.

· Поочередное поднимание колен к груди в положении лежа на спине на мате.

· Выполнение ногами упражнения " велоси­пед" в положении лежа на спине на мате.

· Поднимание ног. Любые разновидности поднимания ног, поясница при этом должна оставаться ровной и прижатой к полу.

Процесс разработки новых методик и спосо­бов терапии нарушений осанки не прекращает­ся и в настоящее время. Чтобы найти самую по­следнюю информацию, пожалуйста, обращайтесь к электронным ресурсам, приведенным в конце этой главы.

ОСОБЕННОСТИ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИЕМ

Оценка является ключевым условием успеш­ного удовлетворения потребностей в физическом воспитании учащихся с нарушениями функции спинного мозга. Учителя физического воспита­ния должны работать совместно с остальными специалистами, чтобы получить данные оценива­ния, необходимые им для правильной организа­ции обучения. Получая взаимные консультации, учитель физического воспитания и специалист по физической реабилитации или трудовой терапии могут обмениваться важной информацией о це­лях и задачах для каждого ученика. Специалист по физической реабилитации может поделиться полезными сведениями о сохранивших и утра­тивших иннервацию мышцах, существующей мы­шечной силе и прогнозах дальнейшего развития нарушений, о диапазоне подвижности различных суставов, а также о присутствии или отсутствии чувствительности конечностей. Кроме того, спе­циалист по физической реабилитации или трудо­вой терапии может также предоставить важную информацию об адаптирующих приспособлениях (например, устройстве для удержания ракетки в случае неработающих мышц кисти), а также прак­тические советы в отношении надевания и сни­мания фиксирующих ортопедических устройств, по регулировке инвалидных колясок, установке и использовании ограничителей движений на ко­лясках, подниманию и обращению с учеником, а также перемещению его из коляски и в коляску. "

В рамках уроков физического воспитания учитель должен уметь оценивать физическую подготовленность и двигательные навыки уча­щихся с нарушениями функции спинного моз­га. В настоящий момент существует только один критериально-ориентированный тест физической подготовленности — Брокпортский тест физиче­ского состояния, BPFT (Winnick, Short, 1999), ко­торый может быть использован для лиц с нарушениями функции спинного мозга и включает соответствующие нормативы для оценки физи­ческой подготовленности этой группы населе­ния (аэробная работоспособность, состав тела и функции опорно-двигательного аппарата). Для каждого показателя предоставлены критериально-ориентированные тесты с модификациями для различных уровней функциональных возможно­стей в зависимости от уровня поражения спинно­го мозга. Например, для подростка с параплегией, который пользуется инвалидной коляской, можно рекомендовать следующие тесты: для оценки аэробной работоспособности — 15-минутный целе­вой аэробный двигательный тест, для состава те­ла — оценка суммы толщины кожных складок на трицепсе и под лопаткой, для функции опорно- двигательного аппарата — отжимания в положе­нии сидя, сила хвата доминирующей рукой, а так­же модифицированный тест Эпли (Apley).

В целом лица с нарушениями функции спин­ного мозга по показателям физической подготов­ленности и развития двигательных навыков значительно отстают от здоровых школьников своей возрастной группы. Например, Winnick и Short (1985) сообщают, что по результатам их исследо­вания в рамках проекта UNIQUE от 52 до 72 % учащихся с нарушениями функции спинного мозга имеют оценки толщины кожных складок, которые превышают средние значения этого по­казателя здоровых школьников того же возраста, и лишь у 19 % девочек и 36 % мальчиков с нару­шениями функции спинного мозга оценки силы хвата превышают среднее значение этого показа­теля у здоровых детей. Авторы также отмечают, что дети и подростки с параплегией и спинальными нейромышечными нарушениями обычно имеют более низкий уровень физической под­готовленности по сравнению со своими здоро­выми сверстниками и эта ситуация существенно не улучшается с возрастом, кроме того, у них не обнаруживается столь значительных тендерных различий, как у здоровых подростков. Не следует ошибочно интерпретировать эти результаты как отсутствие у лиц со спинальными нарушения­ми способности к достижению более высокого уровня физической подготовленности. Наоборот, результаты исследований показали, что при пра­вильном обучении и наличий возможностей для практических занятий эти больные могут добить­ся значительного улучшения физической подго­товленности. Основным условием здесь являет­ся адекватное обучение и практические занятия, предназначенные для удовлетворения индивиду­альных потребностей.

Программы физической подготовки для лиц с нарушениями функции спинного мозга долж­ны быть направлены на развитие всех компонен­тов физической подготовленности. Несмотря на то что подвижность всех суставов должна быть одной из основных целей программы, особое внимание следует уделять предотвращению или ограничению контрактур суставов, мышцы кото­рых утратили иннервацию. Для этого необходимы регулярные занятия упражнениями на растягива­ние, в ходе которых выполняются движения во всем диапазоне подвижности суставов.

Силовая тренировка должна быть нацелена на восстановление или увеличение силы мышц, со­хранивших иннервацию. Необходимо проявлять особую осторожность, чтобы не создать мышеч­ного дисбаланса в ситуациях, когда нарушения затронули мышцы-антагонисты тех мышечных групп, которые подвергаются тренировке. Боль­шинство наиболее распространенных прогрессив­ных силовых упражнений с небольшими модифи­кациями или даже без них подходит для занятий инвалидов-спинальников. При выполнении сило­вых упражнений следует обращать внимание на правильную осанку и механику тела.

Одним из наиболее проблематичных аспек­тов физической подготовки лиц с нарушениями функции спинного мозга является тренировка кардиореспираторной выносливости. Занятия часто осложняются утратой функции крупных мышечных групп нижних конечностей, что суще­ственно затрудняет развитие кардиореспиратор­ной выносливости. Исследования показали, что у лиц с параплегией сердечный выброс пример­но в два раза меньше, чем у здоровых людей, а у лиц с тетраплегией этот показатель равен при­мерно одной третьей значения лиц с параплегией (ACSM, 2003). В этих случаях принципы интен­сивности, кратности и продолжительности долж­ны применяться к менее традиционным видам аэробных упражнений, в которых используются небольшие мышечные группы руки или плечевого пояса. Для удовлетворения особых потребностей лиц с нарушениями функции спинного мозга бы­ли специально созданы разнообразные эргометры на базе инвалидных колясок, а также педальные велоэргометры для рук. Хотя использование не­больших мышечных групп пояса верхних конеч­ностей и затрудняет кардиореспираторную трени­ровку, она все-таки остается возможной. Пример нескольких хорошо подготовленных марафонцев-колясочников однозначно демонстрирует, какого высокого уровня аэробной работоспособности можно достичь.

Ожирение является очень распространенным явлением у лиц с нарушениями функции спин­ного мозга, главным образом вследствие того, что утрата функции крупных мышечных групп ниж­них конечностей ограничивает их возможности для расхода энергии, потребляемой с пищей. Кон­троль массы тела зависит от сбалансированности потребления энергии и энерготрат. Поскольку во многих случаях энерготраты в значительной мере ограничены степенью поражения мышц и воз­можностями индивидуума для занятий физиче­скими упражнениями, очевидным решением яв­ляется контроль потребления пищи.

Во время занятий с инвалидами-спинальниками основное внимание следует уделять безопас­ности. У лиц с травмой спинного мозга, особен­но при ее локализации выше уровня TVI, на­блюдаются различные особые проблемы, такие, как гипотензия, нарушения терморегуляции и ограничения их максимальной тренировочной ЧСС. Гипотензия (пониженное артериальное дав­ление) обусловлена нарушением функции симпа­тической нервной системы. Во время аэробных упражнений работа кровеносной системы зависит от крупных мышц ног, которые в процессе со­кращений помогают проталкивать кровь к серд­цу. Если мышцы ног не работают, кровь может застаиваться в кровеносных сосудах, вследствие чего происходит снижение количества крови, возвращающейся к сердцу, и соответственно сни­жается ударный объем сердца. Для уменьшения гипотензии можно воспользоваться, в частности, выполнением физических упражнений в горизон­тальном положении, а также включением в про­грамму занятия правильно подобранных упраж­нений для разминочной и завершающей частей, чтобы организм мог постепенно адаптироваться к возрастающей нагрузке.

Терморегуляция — это способность тела регу­лировать свою внутреннюю температуру в ответ на изменения температуры окружающей среды. Чем выше расположено место поражения спин­ного мозга, тем серьезнее нарушения терморе­гуляции. В таких случаях необходимо следить, чтобы занятия инвалидов-спинальников не про­ходили при чрезмерно высокой или низкой тем­пературе воздуха или воды. Учителя физического воспитания могут также воспользоваться холод­ными компрессами, чтобы помочь занимающим­ся остыть после интенсивных занятий аэробными упражнениями.

У лиц с локализацией травмы спинного моз­га выше TVI могут также наблюдаться автоном­ная дисрефлексия и ограничения максимальной тренировочной ЧСС. Автономной дисрефлексией называют быстрое возрастание ЧСС и артери­ального давления крови до опасного уровня, причиной чего могут быть различные факторы, включая растяжение кишечника и мочевого пу­зыря, использование тесной одежды или раздражение кожи. Все эти факторы стимулируют реф­лекторное сокращение кровеносных сосудов и повышение артериального давления крови. Одновременно с этим должна быть запущена еще одна группа рефлексов, отвечающих за контроль давления и последующую релаксацию кровенос­ных сосудов. В норме эти рефлексы контролиру­ют ЧСС и артериальное давление крови и возни­кают под влиянием изменения этих показателей бессознательно на уровне спинного мозга. У лиц с травмой спинного мозга на уровне TVI и выше вторая группа рефлексов не работает, следстви­ем чего является возрастание артериального дав­ления до опасного уровня. Необходимо просле­дить за тем, чтобы занимающиеся опорожнили кишечник и мочевой пузырь до начала выполнения упражнений, и контролировать их ЧСС и АД во время занятия. Отсутствие контроля этих показателей и своевременной помощи в критической ситуации может привести к возникнове­нию угрозы для жизни таких инвалидов. След­ствием нарушения нормального взаимодействия симпатической и парасимпатической нервных систем является также ограничение максималь­ной ЧСС у лиц с травмой спинного мозга вы­ше уровня TVI примерно до 120 уд-мин-1, что ограничивает потенциальные эффекты аэробной тренировки.

В последние годы было опубликовано не­сколько прекрасных практических руководств, призванных помочь учителю физического воспитания в планировании и выполнении безо­пасной программы физической подготовки для инвалидов-спинальников (American College of Sports Medicine, 2003; Goldberg, 1995; Lockette, Keyes, 1994; Miller, 1995; Rimmer, 1994; Winnick, Short, 1999, b).

Помимо повышения уровня физической под­готовленности и развития двигательных навыков учитель физического воспитания должен сконцентрировать свои усилия на формировании осанки и правильного положения тела. У лиц с поражением спинного мозга часто наблюдается плохая механика тела, обусловленная нарушени­ем мышечного баланса и контрактурами. Поэтому в программу занятий следует включить упражне­ния и виды двигательной активности, способ­ствующие развитию способности контролиро­вать положение тела и поддержанию правильной осанки.

С точки зрения формирования спортив­ных навыков наиболее важными видами двига­тельной активности являются те, которые дают возможность для продолжения занятий ими в дальнейшей жизни. Выбор видов двигательной активности должен предусматривать баланс меж­ду летними и зимними видами спорта, а также занятиями на открытом воздухе и в помещении. Предпочтение следует отдавать видам спорта, сти- мулирущим повышение уровня физической под­готовленности и предоставляющим возможности для организованных занятий в рамках программ, предлагаемых местным сообществом. Можно модифицировать или адаптировать для участия инвалидов-спинальников практически любой вид спорта (софтбол, гольф, теннис, плавание, лыжный спорт). На рисунке 16. 8 показан игрок в софтбол на инвалидной коляске на специальном игровом поле в Чикаго.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...