Кифоз и лордоз. Спондилолиз и спондилолистез. Проведение занятий с лицами с аномалиями позвоночного столба
Кифоз и лордоз Чрезмерный изгиб позвоночного столба назад в грудном отделе (кифоз) и чрезмерный изгиб вперед в поясничном отделе (лордоз) часто являются функциональными и возникают вследствие неправильной осанки (см. рис. 16. 5, ряды G-M). Эти искривления обычно лечат с помощью программ физических упражнений, предназначенных для укрепления определенных мышечных групп и растягивания противоположных мышечных групп, а также проведения учебных занятий, призванных научить школьников следить за своей осанкой, рассказать им о механике тела и правильной осанке. Учитель физического воспитания может обнаружить кифоз и лордоз, наблюдая за детьми в условиях, описанных ранее для выявления сколиоза, но только сбоку. При этом необходимо обратить внимание на чрезмерное искривление в грудном и поясничном отделах позвоночного столба. Кифоз обычно характеризуется заметным изгибом верхней части спины, для лордоза характерен сильный прогиб спины вперед в области поясницы и выпирающий живот. Морфологический (структурный) кифоз, который иногда еще называют болезнью Шеермана— Мао или юношеским кифозом, на ранних стадиях напоминает функциональную форму, описанную ранее, однако она является результатом деформации позвонков в грудном отделе. Несмотря на то что причина такой деформации позвонков не известна, ее можно диагностировать с помощью рентгеновского анализа. Эта форма кифоза часто сопровождается компенсаторным лордотическим изгибом. Данные о распространенности этого нарушения отсутствуют, однако можно сказать, что оно проявляется в подростковом возрасте независимо от пола ребенка. Раннее обнаружение и лечение морфологического кифоза с использованием корсета помогают эффективному лечению данного заболевания. Терапия заключается в постоянном ношении корсета на протяжении одного—двух лет до тех пор, пока форма позвонков не измениться. Корсет Милуоки, применяющийся для лечения сколиоза, считается одним из наиболее эффективных устройств для коррекции этой формы кифоза.
Спондилолиз и спондилолистез Врожденное недоразвитие дуги IV или чаще V поясничных позвонков называется спондилолизом. Лица со спондилолизом могут испытывать боли, однако, в любом случае наличие этого нарушения делает их склонными к развитию спондилолистеза, который похож на спондилолиз за исключением того, что при этом нарушении V поясничный позвонок соскальзывает вперед. Такое смещение происходит из-за неправильного строения дуги позвонка и отсутствия связок, которые в норме удерживают позвонок на месте. Спондилолистез может быть врожденным или развиваться- после травмы спины. Обычно это нарушение сопровождается сильными болями в спине и ногах. Терапия в легких случаях включает тренировки и наблюдение за осанкой. У лиц со спондилолистезом часто наблюдается чрезмерный лордотический изгиб позвоночного столба. В более тяжелых случаях выполняется хирургическая операция для исправления положения позвонка и слияния этого отдела позвоночного столба. Для участия детей со спондилолизом или спондилолистезом в уроках физического воспитания они должны пройти обследование у врача. Дети с легкими формами нарушений, вероятнее всего, смогут принимать участие в регулярных программах физического воспитания, в которых особое внимание уделяется правильной осанке, дополнительному растягиванию, не содержащих упражнений, предполагающих сильные растягивания или возможность травмы позвоночного столба. В более тяжелых случаях может возникнуть необходимость в программе адаптивного физического воспитания, направленной на более глубокую тренировку мышц, необходимых для поддержания осанки, и стимуляцию формирования физических и двигательных навыков, которые не приведут к ухудшению состояния.
Проведение занятий с лицами с аномалиями позвоночного столба Как уже обсуждалось ранее, учитель физического воспитания может играть важную роль в выявлении нарушений осанки, обусловленных аномалиями позвоночного столба. Дети, у которых обнаружены небольшие функциональные нарушения осанки, должны проходить обучение по специальной программе и выполнять упражнения, предназначенные для устранения этих нарушений. Приводим несколько общих рекомендаций, которые следует принимать во внимание в процессе разработки, выполнения и контроля результатов программы физических упражнений, направленной на коррекцию нарушений осанки. · Установить и выполнять правила и порядок проведения занятий с учащимися, у которых предполагается наличие морфологических нарушений позвоночного столба, или серьезных нарушений осанки. · В программах двигательной активности, направленных на исправление нарушений осанки, основной целью является укрепление мышц, что поможет вернуть позвоночный столб в правильное положение и растянуть или удлинить мышцы, которые не позволяют ему занять правильное положение. Упражнения на растягивание необходимо выполнять не менее 2 раз в день, а для укрепления мышц — хотя бы через день. Следует продумать достаточное количество различных упражнений, чтобы сделать программу занятий разнообразной и интересной. Кроме того, рекомендуется выполнение упражнений под музыку и создание системы вознаграждений, особенно для учащихся с отсутствием мотивации к занятиям. · Все занятия физическими упражнениями и физического воспитания следует начинать и заканчивать с упражнений на растягивание, уделяя при этом основное внимание статическому растягиванию. Каждое упражнение на растягивание нужно выполнять 5 раз с задержкой в крайнем положении на 15 секунд. · Программа двигательной активности должна начинаться с простых, низкоинтенсивных упражнений. которые легко смогут выполнять дети. Интенсивность упражнений должна постепенно повышаться по мере возрастания силы и выносливости детей.
· В большинстве случаев в адаптивном физическом воспитании необходимо проводить обучение по индивидуальным программам физических упражнений. После того как учащийся будет обучен правильному выполнению упражнений, он сможет заниматься ими на обычном уроке физического воспитания, которое будет контролировать обычный учитель физического воспитания. Прежде всего необходимо объяснить ученику сущность обнаруженного у него нарушения осанки, причины необходимости поддержания правильной осанки и рассказать о том, как в такой ситуации могут помочь занятия физическими упражнениями. После этого нужно научить ребенка правильно выполнять упражнения и проконтролировать, насколько хорошо он понял объяснения учителя. Невозможно переоценить значение понимания учеником различий между его осанкой в настоящий момент и осанкой, к которой ему следует стремиться. Многие дети с небольшими нарушениями осанки просто не осознают своих проблем, и поэтому даже не пытаются исправлять свою осанку. Помочь учащимся взглянуть на себя со стороны могут зеркала, а также использование видеозаписи. Во время занятий с детьми с нарушениями зрения учителю возможно понадобится воспользоваться тактильными и кинестетическими ощущениями, чтобы научить их чувствовать, какой должна быть правильная осанка. В одной из работ (Cratty, 1971) описана тактильная доска для изучения осанки, на ней расположено определенное количество подвижных деревянных колышков, которые можно разместить вдоль позвоночного столба, после чего учащийся может с помощью тактильных ощущений понять, какие у него есть нарушения и какой должна быть правильная осанка. · В те дни, когда в школе нет уроков физического воспитания, дети должны выполнять свои программы дома. Необходимо использовать определенные формы систем мониторинга, например, журнал или таблицу динамики изменений осанки. Чтобы мотивировать детей продолжать заниматься по своим программам, следует периодически проводить оценку осанки ребенка, рассказывать ему о достигнутых результатах и предоставлять подкрепление.
· Рекомендуются упражнения, которые позволяют развивать тело симметрично. Использование асимметричных упражнений, особенно для детей, которые лечат сколиоз, следует начинать только после консультации с врачом. · При выборе упражнений для исправления одного искривления (основного) необходимо следить за тем, чтобы физические упражнения не стимулировали усиления другого искривления (дополнительного). · Программу физических упражнений следует делать как можно более разнообразной и интересной, чтобы поддерживать мотивацию и участие занимающихся. Чередование выполнения упражнений и видов двигательной активности, например плавания или гребли, обычно способствует укреплению стремления продолжать занятия. Особое внимание следует обращать на мотивацию учащихся с отклонениями умственного развития, которые могут не понимать, почему они должны заниматься физическими упражнениями или почему необходимо стремиться к правильной осанке. Для них понадобятся более частые оценка результатов занятий и применение подкрепления. Показ учащимся случайных фотоснимков представляет собой хороший способ удержания их внимания на собственной осанке и вознаграждения, когда их осанка приближается к желаемой. · Учащиеся, которые пользуются корригирующими корсетами, например корсетом Милуоки, способны выполнять физические упражнения и заниматься физическим воспитанием, хотя им могут быть противопоказаны виды двигательной активности, занятия которыми могут привести к травме спины (например, прыжки и гимнастика). Как правило, корсет в достаточной степени ограничивает движение.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|