Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Кифоз и лордоз. Спондилолиз и спондилолистез. Проведение занятий с лицами с аномалиями позвоночного столба




Кифоз и лордоз

Чрезмерный изгиб позвоночного столба на­зад в грудном отделе (кифоз) и чрезмерный изгиб вперед в поясничном отделе (лордоз) часто явля­ются функциональными и возникают вследствие неправильной осанки (см. рис. 16. 5, ряды G-M). Эти искривления обычно лечат с помощью про­грамм физических упражнений, предназначенных для укрепления определенных мышечных групп и растягивания противоположных мышечных групп, а также проведения учебных занятий, при­званных научить школьников следить за своей осанкой, рассказать им о механике тела и пра­вильной осанке.

Учитель физического воспитания может об­наружить кифоз и лордоз, наблюдая за детьми в условиях, описанных ранее для выявления ско­лиоза, но только сбоку. При этом необходимо обратить внимание на чрезмерное искривление в грудном и поясничном отделах позвоночного столба. Кифоз обычно характеризуется заметным изгибом верхней части спины, для лордоза харак­терен сильный прогиб спины вперед в области поясницы и выпирающий живот.

Морфологический (структурный) кифоз, кото­рый иногда еще называют болезнью Шеермана— Мао или юношеским кифозом, на ранних стадиях напоминает функциональную форму, описанную ранее, однако она является результатом дефор­мации позвонков в грудном отделе. Несмотря на то что причина такой деформации позвонков не известна, ее можно диагностировать с помощью рентгеновского анализа. Эта форма кифоза часто сопровождается компенсаторным лордотическим изгибом. Данные о распространенности этого на­рушения отсутствуют, однако можно сказать, что оно проявляется в подростковом возрасте неза­висимо от пола ребенка.

Раннее обнаружение и лечение морфологиче­ского кифоза с использованием корсета помога­ют эффективному лечению данного заболевания. Терапия заключается в постоянном ношении корсета на протяжении одного—двух лет до тех пор, пока форма позвонков не измениться. Корсет Милуоки, применяющийся для лечения ско­лиоза, считается одним из наиболее эффективных устройств для коррекции этой формы кифоза.

Спондилолиз и спондилолистез

Врожденное недоразвитие дуги IV или чаще V поясничных позвонков называется спондилолизом. Лица со спондилолизом могут испытывать боли, однако, в любом случае наличие этого на­рушения делает их склонными к развитию спондилолистеза, который похож на спондилолиз за исключением того, что при этом нарушении V по­ясничный позвонок соскальзывает вперед. Такое смещение происходит из-за неправильного строе­ния дуги позвонка и отсутствия связок, которые в норме удерживают позвонок на месте. Спондило­листез может быть врожденным или развиваться- после травмы спины. Обычно это нарушение со­провождается сильными болями в спине и ногах.

Терапия в легких случаях включает тренировки и наблюдение за осанкой. У лиц со спондилолистезом часто наблюдается чрезмерный лордотический изгиб позвоночного столба. В более тяжелых случаях выполняется хирургическая операция для исправления положения позвонка и слияния это­го отдела позвоночного столба.

Для участия детей со спондилолизом или спондилолистезом в уроках физического воспи­тания они должны пройти обследование у врача. Дети с легкими формами нарушений, вероятнее всего, смогут принимать участие в регулярных программах физического воспитания, в которых особое внимание уделяется правильной осанке, дополнительному растягиванию, не содержащих упражнений, предполагающих сильные растя­гивания или возможность травмы позвоночного столба. В более тяжелых случаях может возник­нуть необходимость в программе адаптивного физического воспитания, направленной на более глубокую тренировку мышц, необходимых для поддержания осанки, и стимуляцию формирова­ния физических и двигательных навыков, кото­рые не приведут к ухудшению состояния.

Проведение занятий с лицами с аномалиями позвоночного столба

Как уже обсуждалось ранее, учитель физиче­ского воспитания может играть важную роль в выявлении нарушений осанки, обусловленных аномалиями позвоночного столба. Дети, у ко­торых обнаружены небольшие функциональные нарушения осанки, должны проходить обучение по специальной программе и выполнять упраж­нения, предназначенные для устранения этих на­рушений. Приводим несколько общих рекомен­даций, которые следует принимать во внимание в процессе разработки, выполнения и контроля результатов программы физических упражнений, направленной на коррекцию нарушений осанки.

· Установить и выполнять правила и поря­док проведения занятий с учащимися, у которых предполагается наличие морфологических нарушений позвоночного столба, или серьезных на­рушений осанки.

· В программах двигательной активности, на­правленных на исправление нарушений осанки, основной целью является укрепление мышц, что поможет вернуть позвоночный столб в правильное положение и растянуть или удлинить мышцы, ко­торые не позволяют ему занять правильное поло­жение. Упражнения на растягивание необходимо выполнять не менее 2 раз в день, а для укрепления мышц — хотя бы через день. Следует продумать достаточное количество различных упражнений, чтобы сделать программу занятий разнообразной и интересной. Кроме того, рекомендуется выполне­ние упражнений под музыку и создание системы вознаграждений, особенно для учащихся с отсут­ствием мотивации к занятиям.

· Все занятия физическими упражнениями и физического воспитания следует начинать и за­канчивать с упражнений на растягивание, уделяя при этом основное внимание статическому рас­тягиванию. Каждое упражнение на растягивание нужно выполнять 5 раз с задержкой в крайнем положении на 15 секунд.

· Программа двигательной активности должна начинаться с простых, низкоинтенсивных упраж­нений. которые легко смогут выполнять дети. Интенсивность упражнений должна постепенно повышаться по мере возрастания силы и вынос­ливости детей.

· В большинстве случаев в адаптивном физи­ческом воспитании необходимо проводить обуче­ние по индивидуальным программам физических упражнений. После того как учащийся будет обу­чен правильному выполнению упражнений, он сможет заниматься ими на обычном уроке физи­ческого воспитания, которое будет контролиро­вать обычный учитель физического воспитания. Прежде всего необходимо объяснить ученику сущ­ность обнаруженного у него нарушения осанки, причины необходимости поддержания правиль­ной осанки и рассказать о том, как в такой ситуа­ции могут помочь занятия физическими упражнениями. После этого нужно научить ребенка правильно выполнять упражнения и проконтро­лировать, насколько хорошо он понял объяснения учителя. Невозможно переоценить значение понимания учеником различий между его осанкой в настоящий момент и осанкой, к которой ему следует стремиться. Многие дети с небольшими нарушениями осанки просто не осознают своих проблем, и поэтому даже не пытаются исправлять свою осанку. Помочь учащимся взглянуть на себя со стороны могут зеркала, а также использование видеозаписи. Во время занятий с детьми с нару­шениями зрения учителю возможно понадобится воспользоваться тактильными и кинестетически­ми ощущениями, чтобы научить их чувствовать, какой должна быть правильная осанка. В одной из работ (Cratty, 1971) описана тактильная до­ска для изучения осанки, на ней расположено определенное количество подвижных деревянных колышков, которые можно разместить вдоль по­звоночного столба, после чего учащийся может с помощью тактильных ощущений понять, какие у него есть нарушения и какой должна быть пра­вильная осанка.

· В те дни, когда в школе нет уроков физиче­ского воспитания, дети должны выполнять свои программы дома. Необходимо использовать опре­деленные формы систем мониторинга, например, журнал или таблицу динамики изменений осанки. Чтобы мотивировать детей продолжать занимать­ся по своим программам, следует периодически проводить оценку осанки ребенка, рассказывать ему о достигнутых результатах и предоставлять подкрепление.

· Рекомендуются упражнения, которые по­зволяют развивать тело симметрично. Использо­вание асимметричных упражнений, особенно для детей, которые лечат сколиоз, следует начинать только после консультации с врачом.

· При выборе упражнений для исправления одного искривления (основного) необходимо сле­дить за тем, чтобы физические упражнения не стимулировали усиления другого искривления (дополнительного).

· Программу физических упражнений следу­ет делать как можно более разнообразной и ин­тересной, чтобы поддерживать мотивацию и уча­стие занимающихся. Чередование выполнения упражнений и видов двигательной активности, например плавания или гребли, обычно способ­ствует укреплению стремления продолжать заня­тия. Особое внимание следует обращать на мо­тивацию учащихся с отклонениями умственного развития, которые могут не понимать, почему они должны заниматься физическими упраж­нениями или почему необходимо стремиться к правильной осанке. Для них понадобятся более частые оценка результатов занятий и примене­ние подкрепления. Показ учащимся случай­ных фотоснимков представляет собой хороший способ удержания их внимания на собственной осанке и вознаграждения, когда их осанка при­ближается к желаемой.

· Учащиеся, которые пользуются корригиру­ющими корсетами, например корсетом Милуоки, способны выполнять физические упражнения и заниматься физическим воспитанием, хотя им могут быть противопоказаны виды двигательной активности, занятия которыми могут привести к травме спины (например, прыжки и гимнастика). Как правило, корсет в достаточной степени огра­ничивает движение.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...