Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Практический пример. Коррекция нарушений осанки. Выявление сколиоза. Уход и лечение при сколиозе




Практический пример

Коррекция нарушений осанки

Ситуация: во время ежегодного осмотра учеников 4-го класса учительница физического воспитания замети­ла, что у одного ребенка при осмотре сзади наблюдается небольшое боковое искривление позвоночного столба вправо.

Ученик: мальчик 10 лет обладает хорошей координацией движений и проявляет активность во время занятий многими видами спорта. Его любимый вид спорта — бейсбол, и в прошлом году он стал лучшим питчером. Учительница физического воспитания пришла к выводу, что у этого ученика присутствует функциональ­ное нарушение осанки, причиной которого могли стать занятия бейсболом, которые привели к более сильному развитию и укреплению мышц правой стороны туловища.

Практическое решение. На основании представленной информации учительница физического воспитания пред­принимает следующие действия:

· Разрабатывает программу физических упражнений, направленную на растягивание мышц правой стороны верхней части спины и укрепления мышц левой стороны верхней части спины.

· Связывается с родителями и сообщает им, что у их сына обнаружено небольшое функциональное искривление позвоночного столба. Учительница рассказывает им о том, что в настоящий момент это нарушение осанки мо­жет быть исправлено с помощью регулярного выполне­ния специально подобранных физических упражнений. Она просит их помочь в поощрении сына к регулярному выполнению упражнений и наблюдении за исправлени­ем искривления, а также определить, что может стать для их сына вознаграждением за регулярное выполне­ние упражнений.

· Учительница объясняет ребенку ситуацию, а также рас­сказывает о том, как ее можно исправить с помощью регулярного выполнения специально подобранных фи­зических упражнений. Она показывает эти упражнения и просит ученика повторить их несколько раз, чтобы убедиться в том, что он выполняет их правильно.

· Вместе с учеником они создают таблицу, в которую вносят данные наблюдений за степенью искривления его позвоночника и отмечают выполнение упражнений. Учительница ежемесячно выдает ученику копию этой таблицы, чтобы он мог показать ее своим родителям.

Выявление сколиоза

В случае морфологического и функциональ­ного сколиоза ранний диагноз имеет чрезвычай­но важное значение, поскольку его наличие позволяет своевременно начать оказание помощи и уменьшить степень искривления. Осмотр с целью выявления сколиоза должен проводиться ежегод­но для всех детей с 3-го по 10-й класс, когда веро­ятность возникновения этого нарушения наибо­лее высока. При подозрении на наличие у ребенка сколиоза следует сообщить об этом родителям или опекунам, а также соответствующему школьному персоналу и провести дополнительную оценку. Учащиеся, у которых выявлена склонность к ско­лиозу, должны наблюдаться чаще, примерно раз в три месяца, что дает возможность контролировать динамику развития нарушений. Процедура выяв­ления сколиоза занимает менее одной минуты и заключается в осмотре туловища учащегося, разде­того до пояса. Такой осмотр должен проводиться в индивидуальном порядке и представителем того же пола, что и осматриваемый ребенок, поскольку дети в этом возрасте могут испытывать смущение в связи с изменениями, происходящими в их орга­низме, и стесняться показывать свое обнаженное тело посторонним.

При проведении осмотра для выявления ско­лиоза следует оценить симметричность сторон спины ребенка в положении стоя и при выпол­нении наклона вперед. Вначале ребенок выпрям­ляется в положении стоя и его осматривают со спины, чтобы обнаружить любые возможные от­личия между двумя сторонами туловища, обращая внимание на следующие моменты (см. рис. 16. 5, строки A-D):

· Позвоночник выглядит прямым или искрив­ленным?

· Плечи расположены на одном уровне или одно немного выше по сравнению с другим?

· Бедра находятся на одном расстоянии от пола или одно из них кажется выше другого?

· Расстояние между руками и туловищем с обеих сторон тела одинаково?

· Лопатки на спине выступают одинаково, или одна из них выступает несколько сильнее?

После этого попросите ребенка занять поло­жение Адамса, согнувшись в поясе примерно до 90° (рис. 16. 6). Осмотрите спину со всех сторон для выявления возможной асимметрии, напри­мер, искривления позвоночного столба или раз­ной высоты левой и правой сторон спины, в осо­бенности в грудном и поясничном отделах.

Уход и лечение при сколиозе

Терапия в случае сколиоза зависит от типа и степени искривления. Как уже отмечалось, функциональный сколиоз часто можно испра­вить при выявлении причины, а нормальное состояние восстановить с помощью программы специальных упражнений и контроля положения тела. При морфологическом сколиозе лечение варьирует в зависимости от степени искривле­ния. Детям с легкими искривлениями (менее 20°) обычно предлагают занятия физическими упражнениями, которые помогают сохранить гибкость позвоночного столба, и проводят регу­лярный контроль их состояния, чтобы предот­вратить дальнейшее ухудшение положения.

Детей с более тяжелыми искривлениями (20— 40°) обычно подвергают терапии с использова­нием ортопедических корсетов, которые удержи­вают позвоночный столб в нужном положении и не позволяют ему искривляться еще силь­нее. Важно понимать, что цель использования ортопедических устройств — не коррекция нару­шений, а предотвращение их дальнейшего ухуд­шения.

Рисунок 16. 6 — Иллюстрация теста Адамса, показыва­ющая нормальную симметрию позвоночного столба: (а) вид сбоку; (б) вид сзади

 

 


Фиксационнокорригирующие корсеты Милуоки и Чарлстон, показанные на рисунке 16. 7, являются наиболее эффективными и часто используемыми корсетами для лечения сколиоза. Последние модификации корсета Милуоки можно найти в электронных ресурсах (приведены в кон­це этой главы). Несколько более косметические модели корсетов, созданные в последние годы, делают из формованного ортопласта с индивиду­альной подгонкой. Эти корсеты, которые еще на­зывают " низкопрофильными", грудопояснично- крестцовыми корсетами (Thoracic Lumber Sacral Orthosis, TLSO) или подмышечными, показали свою эффективность в лечении легких и средних искривлений. Одно из основных достоинств кор­сетов из ортопласта заключается в том, что они менее заметны при ношении и могут применять­ся практически круглосуточно. Ребенок должен носить такой корсет до завершения формирова­ния скелета, во многих случаях на протяжении 4—5 лет. Корсет можно снимать на некоторое время для занятий физическими упражнениями, например плаванием, или для купания. Лечение сколиоза у лиц, которые пользуются инвалидной коляской, может также включать видоизменение коляски для улучшения положения тела и более равномерного распределения нагрузки в поло­жении сидя. (Самую последнюю информацию о корсетах и других ортопедических устройствах, используемых для лечения сколиоза, можно най­ти в электронных ресурсах, упомянутых для этой главы в конце книги. )

В особо тяжелых случаях сколиоза, когда ис­кривление позвоночного столба превышает 40° или не поддается коррекции с помощью корсета, применяют хирургическое лечение. Оперативное вмешательство обычно включает соединение вме­сте позвонков в пораженном участке с помощью костных трансплантатов и имплантацию метал­лического стержня. После хирургического лече­ния больной обычно на протяжении года носит корсет до образования прочного костного места слияния позвонков.

Рисунок 16. 7 - Фиксационно-корригирующие корсеты Милуоки и Чарлстон, которые широко применяются длялечения сколиоза

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...