Практический пример. Коррекция нарушений осанки. Выявление сколиоза. Уход и лечение при сколиозе
Практический пример Коррекция нарушений осанки Ситуация: во время ежегодного осмотра учеников 4-го класса учительница физического воспитания заметила, что у одного ребенка при осмотре сзади наблюдается небольшое боковое искривление позвоночного столба вправо. Ученик: мальчик 10 лет обладает хорошей координацией движений и проявляет активность во время занятий многими видами спорта. Его любимый вид спорта — бейсбол, и в прошлом году он стал лучшим питчером. Учительница физического воспитания пришла к выводу, что у этого ученика присутствует функциональное нарушение осанки, причиной которого могли стать занятия бейсболом, которые привели к более сильному развитию и укреплению мышц правой стороны туловища. Практическое решение. На основании представленной информации учительница физического воспитания предпринимает следующие действия: · Разрабатывает программу физических упражнений, направленную на растягивание мышц правой стороны верхней части спины и укрепления мышц левой стороны верхней части спины. · Связывается с родителями и сообщает им, что у их сына обнаружено небольшое функциональное искривление позвоночного столба. Учительница рассказывает им о том, что в настоящий момент это нарушение осанки может быть исправлено с помощью регулярного выполнения специально подобранных физических упражнений. Она просит их помочь в поощрении сына к регулярному выполнению упражнений и наблюдении за исправлением искривления, а также определить, что может стать для их сына вознаграждением за регулярное выполнение упражнений. · Учительница объясняет ребенку ситуацию, а также рассказывает о том, как ее можно исправить с помощью регулярного выполнения специально подобранных физических упражнений. Она показывает эти упражнения и просит ученика повторить их несколько раз, чтобы убедиться в том, что он выполняет их правильно.
· Вместе с учеником они создают таблицу, в которую вносят данные наблюдений за степенью искривления его позвоночника и отмечают выполнение упражнений. Учительница ежемесячно выдает ученику копию этой таблицы, чтобы он мог показать ее своим родителям. Выявление сколиоза В случае морфологического и функционального сколиоза ранний диагноз имеет чрезвычайно важное значение, поскольку его наличие позволяет своевременно начать оказание помощи и уменьшить степень искривления. Осмотр с целью выявления сколиоза должен проводиться ежегодно для всех детей с 3-го по 10-й класс, когда вероятность возникновения этого нарушения наиболее высока. При подозрении на наличие у ребенка сколиоза следует сообщить об этом родителям или опекунам, а также соответствующему школьному персоналу и провести дополнительную оценку. Учащиеся, у которых выявлена склонность к сколиозу, должны наблюдаться чаще, примерно раз в три месяца, что дает возможность контролировать динамику развития нарушений. Процедура выявления сколиоза занимает менее одной минуты и заключается в осмотре туловища учащегося, раздетого до пояса. Такой осмотр должен проводиться в индивидуальном порядке и представителем того же пола, что и осматриваемый ребенок, поскольку дети в этом возрасте могут испытывать смущение в связи с изменениями, происходящими в их организме, и стесняться показывать свое обнаженное тело посторонним. При проведении осмотра для выявления сколиоза следует оценить симметричность сторон спины ребенка в положении стоя и при выполнении наклона вперед. Вначале ребенок выпрямляется в положении стоя и его осматривают со спины, чтобы обнаружить любые возможные отличия между двумя сторонами туловища, обращая внимание на следующие моменты (см. рис. 16. 5, строки A-D):
· Позвоночник выглядит прямым или искривленным? · Плечи расположены на одном уровне или одно немного выше по сравнению с другим? · Бедра находятся на одном расстоянии от пола или одно из них кажется выше другого? · Расстояние между руками и туловищем с обеих сторон тела одинаково? · Лопатки на спине выступают одинаково, или одна из них выступает несколько сильнее? После этого попросите ребенка занять положение Адамса, согнувшись в поясе примерно до 90° (рис. 16. 6). Осмотрите спину со всех сторон для выявления возможной асимметрии, например, искривления позвоночного столба или разной высоты левой и правой сторон спины, в особенности в грудном и поясничном отделах. Уход и лечение при сколиозе Терапия в случае сколиоза зависит от типа и степени искривления. Как уже отмечалось, функциональный сколиоз часто можно исправить при выявлении причины, а нормальное состояние восстановить с помощью программы специальных упражнений и контроля положения тела. При морфологическом сколиозе лечение варьирует в зависимости от степени искривления. Детям с легкими искривлениями (менее 20°) обычно предлагают занятия физическими упражнениями, которые помогают сохранить гибкость позвоночного столба, и проводят регулярный контроль их состояния, чтобы предотвратить дальнейшее ухудшение положения. Детей с более тяжелыми искривлениями (20— 40°) обычно подвергают терапии с использованием ортопедических корсетов, которые удерживают позвоночный столб в нужном положении и не позволяют ему искривляться еще сильнее. Важно понимать, что цель использования ортопедических устройств — не коррекция нарушений, а предотвращение их дальнейшего ухудшения. Рисунок 16. 6 — Иллюстрация теста Адамса, показывающая нормальную симметрию позвоночного столба: (а) вид сбоку; (б) вид сзади
Фиксационнокорригирующие корсеты Милуоки и Чарлстон, показанные на рисунке 16. 7, являются наиболее эффективными и часто используемыми корсетами для лечения сколиоза. Последние модификации корсета Милуоки можно найти в электронных ресурсах (приведены в конце этой главы). Несколько более косметические модели корсетов, созданные в последние годы, делают из формованного ортопласта с индивидуальной подгонкой. Эти корсеты, которые еще называют " низкопрофильными", грудопояснично- крестцовыми корсетами (Thoracic Lumber Sacral Orthosis, TLSO) или подмышечными, показали свою эффективность в лечении легких и средних искривлений. Одно из основных достоинств корсетов из ортопласта заключается в том, что они менее заметны при ношении и могут применяться практически круглосуточно. Ребенок должен носить такой корсет до завершения формирования скелета, во многих случаях на протяжении 4—5 лет. Корсет можно снимать на некоторое время для занятий физическими упражнениями, например плаванием, или для купания. Лечение сколиоза у лиц, которые пользуются инвалидной коляской, может также включать видоизменение коляски для улучшения положения тела и более равномерного распределения нагрузки в положении сидя. (Самую последнюю информацию о корсетах и других ортопедических устройствах, используемых для лечения сколиоза, можно найти в электронных ресурсах, упомянутых для этой главы в конце книги. )
В особо тяжелых случаях сколиоза, когда искривление позвоночного столба превышает 40° или не поддается коррекции с помощью корсета, применяют хирургическое лечение. Оперативное вмешательство обычно включает соединение вместе позвонков в пораженном участке с помощью костных трансплантатов и имплантацию металлического стержня. После хирургического лечения больной обычно на протяжении года носит корсет до образования прочного костного места слияния позвонков. Рисунок 16. 7 - Фиксационно-корригирующие корсеты Милуоки и Чарлстон, которые широко применяются длялечения сколиоза
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|