Параметры примерной программы двигательной активности для школьников с избыточной массой тела или ожирением
· Занятия должны включать низкоударные аэробные упражнения для крупных мышечных групп. · Основное значение имеет продолжительность занятия, а интенсивность физических упражнений - лишь второстепенное. · Для увеличения общих суточных энерготрат занятия разными видами двигательной активности по возможности должны проходить ежедневно или почти ежедневно. · Программа должна предусматривать постепенное увеличение кратности, продолжительности занятий и интенсивности нагрузки. · Следует иметь в виду, что время занятии (общая продолжительность занятии в день) может накапливаться на протяжении суток, что делает возможным проведение прерывистых занятий, особенно для маленьких детей и тех, кто только начинает заниматься физическими упражнениями. · Программа должна поощрять участие в бытовой деятельности, требующей физических усилий. · Занятия выбранными видами двигательной активности должны доставлять удовольствие и не приносить боли. . Участие в занятиях других людей (например друзей), занятия в небольших группах и особенно вместе с другими членами семьи очень полезны для сохранения мотивации и получения удовлетворения. Программа физического воспитания должна быть разработана так, чтобы обеспечивать успешный опыт для учащихся с избыточной массой тела или ожирением. Упражнения, требующие поднимания или непомерного перемещения массы тела, вряд ли приведут к получению положительных ощущений. Гимнастические упражнения, бег на длинные дистанции, лазанье по канату, а также занятия легкой атлетикой, например прыжки в длину, могут потребовать значительных модификаций в случае использования в занятиях с учащимися с избыточной массой тела или ожирением. Постепенное повышение выносливости должно стать частью программы занятий учащегося. Быстрая ходьба, езда на велосипеде и некоторые виды упражнений в воде помогут развить аэробную выносливость. Для оценки расстояния, преодолеваемого в течение дня, учащиеся могут носить педометры (Morgan, Pangrazi, Beighle, 2003). За достигнутые результаты учеников можно поощрять наградами от Президентского Совета по физической подготовке и спорту, в рамках индивидуальных программ " Лучшая физическая подготовка" (AAHPERD) или неофициально от самого учителя. В качестве дополнительного источника сведений по данному вопросу читатель может обратиться к руководству " Brockport Physical Fitness Test Training Guide ", где представлены конкретные рекомендации по применению средств оценки для лиц с избыточной массой тела и другая полезная информация. Задания из Брокпорт- ского теста физической подготовленности могут быть использованы для оценки компонентов физической подготовленности, имеющих отношение к состоянию здоровья. Общие нормативы содержания жировой ткани в составе тела для детей и подростков составляют 10—20 % для мальчиков и юношей и 17—25 % — для девочек и девушек (Short, McCubbin, Frey, 1999).
Кроме того, водные виды двигательной активности вполне заслуживают дополнительных усилий, необходимых для того, чтобы включить их в состав программы. Обычно их считают подходящими практически для всех групп населения с особыми потребностями, поскольку позволяют снизить воздействие силы тяжести и предоставить лицам с физическими нарушениями большую свободу для движения, а значит и больше возможностей для развития гибкости, силы и выносливости, помимо приобретения навыков пребывания в водной среде. Действительно, школьники с избыточной массой, обусловленной нарушениями здоровья, включая и тех, кто существенно отстает в развитии двигательных навыков и координации, часто воспринимают водную среду как очень нетребовательную к физическому развитию и благодатную для обучения. Например, обучение навыкам локомоции в воде исключает боязнь падений или опасения выглядеть неловко в глазах сверстников и предоставляет потрясающие возможности для обучения двигательным навыкам, развития способности удерживать равновесие, а также повышения общей физической подготовленности. Наряду с этим занятия в воде способствуют позитивным социальным взаимодействиям (со сверстниками) — на самом деле, тяжело представить себе, как можно прыгать и бегать по пояс в воде без смеха и удовольствия. Занятия физическими упражнениями в воде особенно хорошо подойдут для школьников с ожирением, поскольку выталкивающая сила воды позволяет ослабить нагрузку на коленный и голеностопный суставы, а также стопу. По мере повышения уровня физической подготовленности учащихся глубину воды, на которой проводятся занятия, можно постепенно уменьшать. Таким образом развивается способность переносить более значительные гравитационные нагрузки. Вместе с тем, если целью занятий является развитие плавательных навыков, то избыточная плавучесть может стать помехой (Sherill, 2004), поскольку выталкивающая сила воды будет препятствовать погружению некоторых частей тела в воду и, следовательно, выполнению определенных плавательных движений. Таким образом, возможность изменять плавучесть тела в воде превращает ее в обеспечивающую высокую степень индивидуализации и высскоэффективную среду для обучения и занятий двигательной активностью. Занятия в воде могут доставить удовольствие практически всем, независимо от возраста и наличия нарушений, и оказать поразительное исцеляющее и благотворное воздействие.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|