Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Группы движений




Как процесс, так и результат двигательного развития проявляются в изменениях двигательно­го поведения индивидуума на протяжении всей его жизни. Все мы — новорожденные, дети, под­ростки и взрослые — учимся выполнять контро­лируемые адекватные движения в ответ на двига­тельные задачи, которые жизнь ставит перед нами ежедневно. Учитель может заметить особенности развития двигательного поведения, наблюдая за изменениями в механике движений тела и за оценками двигательных показателей. Иными сло­вами, существует " окно", сквозь которое можно изучать двигательное поведение индивидуума.

Наблюдаемые движения приобретают различ­ные формы и могут быть объединены в группы. В одном из случаев выделяют три группы: движе­ния, направленные на поддержание устойчивости тела, локомоторные движения и манипуляционные движения, а также их сочетания (Gallahue, Donnelly, 2003; Gallahue, Ozmun, 2002). Движе­ния, направленные на поддержание устойчивости тела, относятся к самой базовой форме движений и присутствуют в той или иной степени во всех движениях. К этой группе относят любые движе­ния, направленные на приобретение и поддер­жание равновесия относительно силы тяжести. Научиться контролировать мышцы головы, шеи и туловища — первая задача по поддержанию устойчивости для новорожденного. Научиться сидеть с опорой, сидеть без посторонней помощи и вставать с помощью рук — важные задачи, свя­занные с поддержанием устойчивости тела, для большинства детей грудного возраста. Стоять без дополнительной опоры, удерживать равновесие на одной ноге, наклоняться и вытягиваться, по­ворачиваться, доставать и поднимать — важные задачи, связанные с поддержанием устойчивости тела, с детства до старости.

Многие нарушения и заболевания связаны с утратой способности удерживать тело в устойчи­вом положении и могут привести к задержке развития некоторых моторных навыков. Расстройства функции центральной нервной системы, напри­мер, детский церебральный паралич, могут задер­жать формирование способности сидеть, стоять и ходить у детей грудного возраста. Дефицит мы­шечной силы при таких заболеваниях, как син­дром Дауна, может препятствовать развитию клю­чевых навыков поддержания устойчивости тела, которые человек обычно приобретает в детстве. Вследствие различных ортопедических нарушений или сенсорных расстройств лица зрелого возрас­та могут быть лишены способности поддерживать тело в устойчивом состоянии.

Группа локомоторных движений охватывает движения, направленные на перемещение тела человека в пространстве относительно фиксиро­ванной точки. Ходьба, бег, прыжки, подскоки или перескоки — все это выполнение локомоторных заданий. В том смысле, в котором мы использу­ем этот термин, такие упражнения, как кувырок вперед или кувырок назад, могут рассматриваться как локомоторные и направленные на поддержа­ние устойчивости движения; локомоторные, по­скольку тело перемещается в пространстве, а свя­занные с поддержанием устойчивости, поскольку часть усилий направлена на поддержание равно­весия в необычном положении.

Развитие локомоторных навыков для лиц, передвигающихся на инвалидной коляске, может включать перемещение на кресле вперед, назад и выполнение поворотов. К числу более сложных локомоторных навыков относится перемещение коляски вперед и назад при движении на двух колесах. Лицам с ампутациями нижних конрчностей может также понадобиться изменить свой паттерн локомоции, чтобы приспособиться к использова­нию протеза.

Манипуляционные движения включают грубые и тонкие двигательные манипуляции. Задания, связанные с выполнением бросков предметов и их ловлей, ударов по предметам ногой или ру­кой, — все это грубые двигательные манипуля­ционные движения. Такие виды операций, как шитье, разрезание ножницами и работа за ком­пьютерной клавиатурой, — это примеры тонких двигательных манипуляционных движений.

Развитие самых общих манипуляционных дви­жений, таких, как хватание и выпускание вилки или поднесение ложки ко рту с контролем ее положения и необходимой точностью, имеет важное значение для лиц с тяжелыми нарушениями. Ин­валиду с травмой спинного мозга, место которой расположено достаточно высоко на позвоночном столбе, чтобы ее можно было отнести к квадриплегии, приходится развивать эти манипуляцион­ные навыки, чтобы снизить уровень своей зави­симости от других людей.

Многие наши движения включают сочетание движений, направленных на подержание устой­чивого положения тела, локомоторных и манипуляционных движений. В общем, все произ­вольные движения включают элемент, связанный с поддержанием устойчивости, именно поэтому поддержание устойчивости тела рассматривается в качестве наиболее базовой группы движений, и именно поэтому поддержание устойчивости тела абсолютно необходимо для развития двух других типов движений. Для лиц с физически­ми нарушениями могут потребоваться специаль­ные стратегии, предназначенные для обеспечения устойчивости тела, необходимой для выполнения разнообразных двигательных заданий. Исполь­зование поддерживающих устройств, например, поручней, ходунков, или посторонней помощи может оказаться достаточным для компенсации недостатка устойчивости и облегчить выполнение основной массы двигательных упражнений.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...