Группы движений
Как процесс, так и результат двигательного развития проявляются в изменениях двигательного поведения индивидуума на протяжении всей его жизни. Все мы — новорожденные, дети, подростки и взрослые — учимся выполнять контролируемые адекватные движения в ответ на двигательные задачи, которые жизнь ставит перед нами ежедневно. Учитель может заметить особенности развития двигательного поведения, наблюдая за изменениями в механике движений тела и за оценками двигательных показателей. Иными словами, существует " окно", сквозь которое можно изучать двигательное поведение индивидуума. Наблюдаемые движения приобретают различные формы и могут быть объединены в группы. В одном из случаев выделяют три группы: движения, направленные на поддержание устойчивости тела, локомоторные движения и манипуляционные движения, а также их сочетания (Gallahue, Donnelly, 2003; Gallahue, Ozmun, 2002). Движения, направленные на поддержание устойчивости тела, относятся к самой базовой форме движений и присутствуют в той или иной степени во всех движениях. К этой группе относят любые движения, направленные на приобретение и поддержание равновесия относительно силы тяжести. Научиться контролировать мышцы головы, шеи и туловища — первая задача по поддержанию устойчивости для новорожденного. Научиться сидеть с опорой, сидеть без посторонней помощи и вставать с помощью рук — важные задачи, связанные с поддержанием устойчивости тела, для большинства детей грудного возраста. Стоять без дополнительной опоры, удерживать равновесие на одной ноге, наклоняться и вытягиваться, поворачиваться, доставать и поднимать — важные задачи, связанные с поддержанием устойчивости тела, с детства до старости.
Многие нарушения и заболевания связаны с утратой способности удерживать тело в устойчивом положении и могут привести к задержке развития некоторых моторных навыков. Расстройства функции центральной нервной системы, например, детский церебральный паралич, могут задержать формирование способности сидеть, стоять и ходить у детей грудного возраста. Дефицит мышечной силы при таких заболеваниях, как синдром Дауна, может препятствовать развитию ключевых навыков поддержания устойчивости тела, которые человек обычно приобретает в детстве. Вследствие различных ортопедических нарушений или сенсорных расстройств лица зрелого возраста могут быть лишены способности поддерживать тело в устойчивом состоянии. Группа локомоторных движений охватывает движения, направленные на перемещение тела человека в пространстве относительно фиксированной точки. Ходьба, бег, прыжки, подскоки или перескоки — все это выполнение локомоторных заданий. В том смысле, в котором мы используем этот термин, такие упражнения, как кувырок вперед или кувырок назад, могут рассматриваться как локомоторные и направленные на поддержание устойчивости движения; локомоторные, поскольку тело перемещается в пространстве, а связанные с поддержанием устойчивости, поскольку часть усилий направлена на поддержание равновесия в необычном положении. Развитие локомоторных навыков для лиц, передвигающихся на инвалидной коляске, может включать перемещение на кресле вперед, назад и выполнение поворотов. К числу более сложных локомоторных навыков относится перемещение коляски вперед и назад при движении на двух колесах. Лицам с ампутациями нижних конрчностей может также понадобиться изменить свой паттерн локомоции, чтобы приспособиться к использованию протеза. Манипуляционные движения включают грубые и тонкие двигательные манипуляции. Задания, связанные с выполнением бросков предметов и их ловлей, ударов по предметам ногой или рукой, — все это грубые двигательные манипуляционные движения. Такие виды операций, как шитье, разрезание ножницами и работа за компьютерной клавиатурой, — это примеры тонких двигательных манипуляционных движений.
Развитие самых общих манипуляционных движений, таких, как хватание и выпускание вилки или поднесение ложки ко рту с контролем ее положения и необходимой точностью, имеет важное значение для лиц с тяжелыми нарушениями. Инвалиду с травмой спинного мозга, место которой расположено достаточно высоко на позвоночном столбе, чтобы ее можно было отнести к квадриплегии, приходится развивать эти манипуляционные навыки, чтобы снизить уровень своей зависимости от других людей. Многие наши движения включают сочетание движений, направленных на подержание устойчивого положения тела, локомоторных и манипуляционных движений. В общем, все произвольные движения включают элемент, связанный с поддержанием устойчивости, именно поэтому поддержание устойчивости тела рассматривается в качестве наиболее базовой группы движений, и именно поэтому поддержание устойчивости тела абсолютно необходимо для развития двух других типов движений. Для лиц с физическими нарушениями могут потребоваться специальные стратегии, предназначенные для обеспечения устойчивости тела, необходимой для выполнения разнообразных двигательных заданий. Использование поддерживающих устройств, например, поручней, ходунков, или посторонней помощи может оказаться достаточным для компенсации недостатка устойчивости и облегчить выполнение основной массы двигательных упражнений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|