Раздел 3. Развитие детей. Двигательное развитие. Определение двигательного развития
РАЗДЕЛ 3 РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ Третий раздел этой книги посвящен рассмотрению вопросов, связанных с развитием в раннем детстве и услугами, предоставляемыми маленьким детям с различными нарушениями. В главах этого раздела обсуждаются двигательное развитие (глава 19), перцептивно-моторное развитие (глава 20), услуги адаптивного физического воспитания для детей грудного возраста и детей младшего возраста (глава 21), а также вопросы физического воспитания в раннем детстве (глава 22). Главы 19 и 20 содержат общие сведения о двигательном развитии детей. Глава 21, посвященная детям грудного и младшего возраста, открывается с обсуждения роли учителей физического воспитания в программах для детей этих возрастных групп. Затем следуют подразделы, в которых рассмотрены методики оценки, цели и задачи программ, а также рекомендации по взаимодействию с детьми и их родителями. В главе 22 представлена информация, касающаяся целей программ, учебных методик и занятий для детей с различным уровнем развития, а также методов оценки детей младшего возраста (от 3 до 5 лет).
ГЛАВА 19 ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ Джон Озмун, Дэвид Галлах
Помните ли вы о том, как будучи маленьким, в возрасте 4-5 лет, вы хотели научиться завязывать шнурки? Сейчас это кажется вам очень простой задачей, однако в прошлом, когда вы впервые самостоятельно завязали собственные ботинки, это стало огромным достижением. Во-первых, задача сама по себе требовала для своего выполнения наличия навыков тонкой моторики. Во-вторых, существовали индивидуальные различия в скорости обучения между вами и вашими товарищами по детским играм. И, наконец, существовали внешние факторы, например, то, что ваши родители могли купить вам туфли на " липучках" и особой необходимости учиться завязывать шнурки не возникло бы. Для всех людей, здоровых или с нарушениями, двигательное развитие и обучение новым навыкам включает взаимодействие между требованиями самого задания, которое необходимо выполнить, и разнообразными факторами, связанными с самим индивидуумом и его окружением. Во время чтения этой главы не забывайте об этом и обращайте внимание на то, как сочетание требований практической задачи, индивидуальных особенностей и факторов внешней среды влияет на последовательность, скорость и степень обучения двигательным навыкам.
На протяжении многих лет тема двигательного развития вызывала особый интерес специалистов в сфере физического воспитания в общем и адаптивного физического воспитания в частности. Без знаний о процессе развития организма учитель сможет только гадать о том, какие методики обучения и способы воздействия необходимо использовать для максимальной реализации способностей ученика. Учитель, который строит учебный процесс в зависимости от особенностей развития ребенка, связывает его с потребностями ученика, отвергает слишком часто встречающийся в книгах идеальный образ ученика, который ничем не отличается по уровню развития от своих сверстников такого же хронологического возраста. В действительности одним из наиболее важных результатов изучения развития человека стал отказ от концепции возрастной целесообразности в пользу индивидуальной. В самом прямом смысле адаптивное физическое воспитание представляет собой развивающее воспитание. Содержание программы и стратегии обучения по своей сути предназначены для удовлетворения потребностей индивидуального развития. К сожалению, при изучении развития человека часто рассматриваются лишь отдельные его аспекты (когнитивная, эмоциональная и двигательная сферы) изолированно, вне связи друг с другом. Хотя такой подход и является обоснованным с точки зрения фундаментальных исследований, он утрачивает какую-либо ценность, когда речь идет об осмыслении процесса обучения и разработке адекватных стратегий воздействия. Очень важно, чтобы учителя, которые занимаются с детьми с нарушениями развития, знали о типичном процессе развития, чтобы иметь возможность для сравнения их с остальными детьми. Необходимо признавать и уважать индивидуальность каждого ребенка во всех ее проявлениях и учитывать его особенности в процессе обучения.
В этой главе мы остановимся на определении двигательного развития и описании групп движений человека. Процесс развития будет кратко проанализирован в рамках двух популярных теорий: теории динамических систем и фаз моторного развития. В главе будут обсуждаться возможности практического применения адаптивного физического воспитания для детей с нарушениями развития. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ Развитие — непрерывный процесс изменения во времени, начинающийся с зачатия и завершающийся только в момент смерти. Двигательное развитие — последовательное изменение двигательного поведения на протяжении жизни. Такое развитие включает непрерывное приспособление к изменениям индивидуальных двигательных возможностей в нескончаемом стремлении добиться двигательного контроля и двигательной компетентности и сохранить их на какое-то время. Такая точка зрения не рассматривает развитие в связи с каким-либо одним из компонентов или как поэтапное либо связанное с каким-то определенным возрастом. Вместо этого рассмотрение жизни человека в целом предполагает, что некоторые аспекты его развития могут быть выделены в виде отдельных компонентов, равно как и связаны с определенными этапами или возрастом, тогда как другие — нет. Более того, представления о достижении и поддержании двигательной компетентности охватывают все связанные с развитием изменения — как положительные, так и отрицательные. Двигательное развитие можно изучать как процесс и как результат. Как процесс его рассматривают с точки зрения лежащих в его основе причин, которые оказывают влияние на двигательные показатели и двигательные возможности индивидуума от рождения до самой старости. Как результат двигательное развитие изучают с описательной или нормативной точки зрения и рассматривают, как правило, в широких временных рамках, фазах или этапах.
Теория динамических систем (Kamm, Thelen, Jensen, 1990; Thelen, Smith, 1993) популярна как средство лучшего понимания процесса развития, тогда как фазы двигательного развития (Gallahue, Ozmun, 2002) служат в качестве средства описания для лучшего понимания и осмысления результата развития. Мы обсудим вкратце обе концепции, однако сперва рассмотрим группы движений человека.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|