Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел  3. Развитие детей. Двигательное развитие. Определение двигательного развития




РАЗДЕЛ  3

РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

Третий раздел этой книги посвящен рассмотрению вопросов, связанных с развитием в раннем детстве и услугами, предоставляемыми маленьким детям с различными нарушениями. В главах этого раздела обсуждаются двигательное развитие (глава 19), перцептивно-моторное развитие (глава 20), услуги адаптивного физического воспитания для детей грудного возраста и детей младшего возраста (глава 21), а также вопросы физического воспитания в раннем детстве (глава 22).

Главы 19 и 20 содержат общие сведения о двигательном развитии детей. Глава 21, посвященная детям грудного и младшего возраста, открывается с обсуждения роли учителей физического воспитания в программах для детей этих возрастных групп. Затем следуют подразделы, в которых рассмотрены методики оценки, цели и задачи программ, а также рекомендации по взаимодействию с детьми и их родителями. В главе 22 представлена информация, касающаяся целей программ, учебных методик и занятий для детей с различным уровнем развития, а также методов оценки детей младшего возраста (от 3 до 5 лет).


 

ГЛАВА 19

ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Джон Озмун, Дэвид Галлах

 

Помните ли вы о том, как будучи маленьким, в возрасте 4-5 лет, вы хотели научиться завязывать шнурки? Сейчас это кажется вам очень простой задачей, однако в прошлом, когда вы впервые самостоятельно завязали собственные ботинки, это стало огромным достижением. Во-первых, задача сама по себе требовала для своего выполнения наличия навыков тонкой моторики. Во-вторых, существовали индивидуальные различия в скоро­сти обучения между вами и вашими товарищами по детским играм. И, наконец, суще­ствовали внешние факторы, например, то, что ваши родители могли купить вам туфли на " липучках" и особой необходимости учиться завязывать шнурки не возникло бы. Для всех людей, здоровых или с нарушениями, двигательное развитие и обучение новым на­выкам включает взаимодействие между требованиями самого задания, которое необхо­димо выполнить, и разнообразными факторами, связанными с самим индивидуумом и его окружением. Во время чтения этой главы не забывайте об этом и обращайте внимание на то, как сочетание требований практической задачи, индивидуальных особенностей и факторов внешней среды влияет на последовательность, скорость и степень обучения двигательным навыкам.

 

На протяжении многих лет тема двигательного развития вызывала особый интерес специа­листов в сфере физического воспитания в общем и адаптивного физического воспитания в частно­сти. Без знаний о процессе развития организма учитель сможет только гадать о том, какие ме­тодики обучения и способы воздействия необхо­димо использовать для максимальной реализации способностей ученика. Учитель, который строит учебный процесс в зависимости от особенностей развития ребенка, связывает его с потребностями ученика, отвергает слишком часто встречающий­ся в книгах идеальный образ ученика, который ничем не отличается по уровню развития от сво­их сверстников такого же хронологического воз­раста.

В действительности одним из наиболее важ­ных результатов изучения развития человека стал отказ от концепции возрастной целесообразности в пользу индивидуальной.

В самом прямом смысле адаптивное физиче­ское воспитание представляет собой развивающее воспитание. Содержание программы и стра­тегии обучения по своей сути предназначены для удовлетворения потребностей индивидуального развития. К сожалению, при изучении развития человека часто рассматриваются лишь отдельные его аспекты (когнитивная, эмоциональная и дви­гательная сферы) изолированно, вне связи друг с другом. Хотя такой подход и является обоснован­ным с точки зрения фундаментальных исследо­ваний, он утрачивает какую-либо ценность, ког­да речь идет об осмыслении процесса обучения и разработке адекватных стратегий воздействия. Очень важно, чтобы учителя, которые занима­ются с детьми с нарушениями развития, знали о типичном процессе развития, чтобы иметь возможность для сравнения их с остальными детьми. Необходимо признавать и уважать ин­дивидуальность каждого ребенка во всех ее про­явлениях и учитывать его особенности в процессе обучения.

В этой главе мы остановимся на определении двигательного развития и описании групп движений человека. Процесс развития будет кратко проанализирован в рамках двух популярных тео­рий: теории динамических систем и фаз моторно­го развития. В главе будут обсуждаться возмож­ности практического применения адаптивного физического воспитания для детей с нарушения­ми развития.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Развитие — непрерывный процесс изменения во времени, начинающийся с зачатия и заверша­ющийся только в момент смерти. Двигательное развитие — последовательное изменение двига­тельного поведения на протяжении жизни. Такое развитие включает непрерывное приспособление к изменениям индивидуальных двигательных воз­можностей в нескончаемом стремлении добить­ся двигательного контроля и двигательной ком­петентности и сохранить их на какое-то время. Такая точка зрения не рассматривает развитие в связи с каким-либо одним из компонентов или как поэтапное либо связанное с каким-то опре­деленным возрастом. Вместо этого рассмотрение жизни человека в целом предполагает, что неко­торые аспекты его развития могут быть выделены в виде отдельных компонентов, равно как и свя­заны с определенными этапами или возрастом, тогда как другие — нет. Более того, представле­ния о достижении и поддержании двигательной компетентности охватывают все связанные с раз­витием изменения — как положительные, так и отрицательные.

Двигательное развитие можно изучать как процесс и как результат. Как процесс его рассма­тривают с точки зрения лежащих в его основе причин, которые оказывают влияние на двига­тельные показатели и двигательные возможности индивидуума от рождения до самой старости. Как результат двигательное развитие изучают с опи­сательной или нормативной точки зрения и рас­сматривают, как правило, в широких временных рамках, фазах или этапах.

Теория динамических систем (Kamm, Thelen, Jensen, 1990; Thelen, Smith, 1993) популярна как средство лучшего понимания процесса развития, тогда как фазы двигательного развития (Gallahue, Ozmun, 2002) служат в качестве средства описания для лучшего понимания и осмысления результа­та развития. Мы обсудим вкратце обе концеп­ции, однако сперва рассмотрим группы движений человека.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...